Либеральное движение западники и славянофилы

Движение декабристов, жестоко подавленное Николаем I, оставило значительный след в общественной жизни Российской империи, положив начало формированию широкой идейной оппозиции. Эта оппозиция нашла свое выражение в либеральном и революционном проектах переустройства России, которые приобретали все более демократический и разночинный характер, споря не только с консерваторами, но и друг с другом.

Либеральное движение западники и славянофилы Либеральная мысль начала свое общественное звучание в 1830-х гг. в литературном кружке Н.В. Станкевича, окружившего себя людьми разных воззрений, от славянофила К.С. Аксакова и западника Т.Н. Грановского до анархиста М.А. Бакунина. Все они ненавидели крепостнические порядки, и предлагали обустроить Россию не революционным путем, но через просвещение.

Идеологом русского либерализма можно по праву считать П.Я. Чаадаева, напечатавшего в 1830-х гг.


аменитые «Философические письма». Вопреки притязаниям теоретиков «официальной народности», Чаадаев показал трагизм российской истории и ужасающие перспективы страны, если она останется в «жестоком рабстве». Царский режим объявил автора сумасшедшим и навсегда запретил печататься. Не все соглашались с провокационными утверждениями Чаадаева, но его письма взволновали общественную мысль и вызвали многочисленные дискуссии о судьбах России. Именно письма П.Я. Чаадаева во многом способствовали идейному размежеванию стана русского либерализма на славянофилов и западников.

Славянофильство консолидировалось на рубеже 1830–1840-х гг., его идеологами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. и К.С. Аксаковы, В.И. Даль и ряд других. Они выступали против крепостных порядков, но считали, что Россия развивается исключительным и неевропейским путем. Западный способ развития они считали слишком конфликтным и разрушительным, капиталистический образ жизни они считали неправедным и ведущим к разложению. Идея самобытности России, как и представление о нереволюционности русского народа объединяли славянофилов со сторонниками доктрины «официальной народности».

Особым значением славянофилы наделяли опыт сельской общины, которая и была для них основной ячейкой организации русской жизни, сохраняющей народ от «язвы пролетариатства». Обладая внешним сходством с воззрениями будущих народников 1870-х гг.


последователей А.И. Герцена, славянофилы видели перспективы общины не в социализме, но в возвращении к допетровским порядкам Московской Руси. Именно Петр I, на их взгляд, оторвал Россию от правильных национальных корней и направил по ложному пути Запада. Земский собор должен был гарантировать в будущем свободу народного волеизъявления при сохранении традиционного русского самодержавия. Славянофилы горячо приветствовали подготовку крестьянской реформы, считая крепостное право основной социальной язвой российской действительности. Значительный вклад был сделан славянофилами в изучение национальных традиций, языка и обрядов. Царскому режиму импонировали традиционалистские убеждения славянофилов, власти не видели в их деятельности серьезной опасности и не подвергали их репрессиям.

Либеральное движение западники и славянофилы Активными критиками славянофилов было направление западников, среди которых первую роль играли историки Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев и литераторы П.В. Анненков, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Их идейная позиция в дискуссии со славянофилами сложилась к 1841 г. Западники стремились доказать общность исторической судьбы России с другими европейскими народами, находя в прошлом нашей страны и Европы множество параллелей. Опровергая теорию славянофилов, западники идеализировали Запад, величие его культуры и благотворность влияния на Россию.


льтовой фигурой для них был Петр Великий, повернувший страну «к общим корням». Однако политические воззрения западников во многом совпадали с взглядами славянофилов: они отрицали революцию, предлагали постепенную отмену крепостного права, но, в отличие от оппонентов, выступали за трансформацию самодержавия в конституционную монархию. Конституционные амбиции западников делали их более опасными в глазах властей.

Западники и славянофилы вели жаркие словесные баталии в литературных салонах Москвы, иногда почти доходя до рукоприкладства. Тем не менее, именно в этих баталиях формировались воззрения либеральной русской интеллигенции, которые они смогут применить на практике в период земской и городской реформ эпохи Александра II.

Источник: studopedia.ru

 

Отказ Александра I от реформ, консерватизм,присущий его внут­ренней политике после 1815 г., обусловили появление в обществе ра­дикально настроенных групп. Возмущение вызывала также жандарм­ская роль русского царизма в Европе, являвшегося вдохновителем рас­правы с восставшими в Испании и Италии. В России зародился революционный либерализм. Его сторонники развивали идеи насиль­ственного свержения власти царя и установления демократической формы правления.

Приверженцами революционных идей стали представители дворян­ской интеллигенции, прежде всего офицеры — участники Отечествен­ной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. Пребывание в Европе позволило им убедиться в преимуще­ствах общественного и политического строя европейских государств, свободных от ига крепостничества и самодержавия. В истории России они известны как декабристы — по названию месяца их выступления против царизма.


В 1816-1820 гг. деятельность «Союза спасения» и «Союза благо­денствия» имела полулегальный характер. Эти общества ставили перед собой мирные задачи повышения нравственности в делах управ­ления государством и просвещения общества. Они занимались про­светительской и благотворительной деятельностью, обсуждали варианты политических и социальных реформ.

В 1821 г. создалась угроза ареста членов «Союза благоденствия» и было принято решение о прекращении деятельности общества. Несколько позднее на его основе образовались Северное и Южное общества, а затем и Общество соединенных славян.

Во главе Северного общества в Петербурге стояли Н. М. Муравь­ев, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, поэт К. Ф. Рылеев. В програм­ме Северного общества — «Конституции», составленной Н. М. Мура­вьевым, предполагалась отмена самодержавной власти царя и крепо­стного права. Россия должна была стать конституционной монархиейс императором во главе исполнительной власти и двухпалатным На­родным вечем.Страна превращалась в федерацию14 держав и двух об­ластей с назначаемой исполнительной и выборной законодательной властью. Чтобы избирать и быть избранным, надо было обладать зна­чительной собственностью. Крестьяне при освобождении получали по 2 десятины земли на двор.


Гораздо более радикальной была программа Южного общества, центр которого находился на Украине. Во главе него стояли П. И. Пестель, С. Г. Волконский, С И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин. Автором програм­мы Южного общества – «Русской правды» – был П. И. Пестель. По этой программе первой целью революцииявлялось создание револю­ционного правительства с диктаторской властью, немедленное упразд­нение крепостного права и сословного строя, установление равенства граждан перед законом. В России провозглашалась республикас все­общим избирательным правом для мужчин. Пестель выступал за еди­ное российское государство. Только Польша выделялась в самостоя­тельное государство. Верховным законодательным органом станови­лось Народное вече,правительством –Державная дума. Крестьяне получали землю в двух формах: коллективной (неотчуждаемой) и ча­стной (отчуждаемой) собственности.

Характерным для декабристов было то, что они осознавали раскол между идеалами дворянства и крестьянства, опасались народного бунта и поэтому главную свою опору они видели не в народе, а в армии, прежде всего в гвардии, имевшей опыт успешных дворцо­вых переворотов XVIII – начала XIX в.

Выступление планировалось на 1826 г., но неожиданная смерть Александра I в ноябре 1825 г. ускорила события.

13 декабря 1825 г. на последнем совещании членов Северного об­щества было решено вывести войска Петербургского гарнизона на Сенатскую площадь и принудить Сенат не присягать Николаю, а при­нять «Манифест к русскому народу» – программный документ декаб­ристов. В нем провозглашалось уничтожение самодержавия, крепост­ного права, сословий, рекрутчины и военных поселений, введение широких демократических свобод.


Однако восстание 14 декабря 1825 г. закончилось поражением. Ут­ром 14 декабря выяснилось, что Сенат уже присягнул новому импе­ратору – Николаю I, после чего все сенаторы разошлись, т. е. восстав­шие стояли перед опустевшим зданием. Узнав об этом, С. Т. Трубец­кой не явился на Сенатскую площадь. Николай I после попыток убедить восставших разойтись приказал открыть по ним артиллерий­ский огонь. Восстание было разгромлено.

Через две недели 29 декабря 1825 г. С. И. Муравьев-Апостол поднял восстание Черниговского полка. К этому времени Г.И. Пестель и дру­гие руководители Южного общества были арестованы. Хотя крестьяне поддерживали восставших, правительству удалось изолировать Черни­говский полк, и через неделю восстание на юге было подавлено.

После подавления восстания в Петербурге и на юге начались аресты и следствие. Специально созданная комиссия определяла степень участия и вины каждого. В зависимости от этого выносился и приговор. Пятеро из восставших были казнены (П. И. Пестель, К. Ф Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол. М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский). Остальные были отправлены на каторжные работы, разжалованы в солдаты и сосланы в Сибирь.


Восстание декабристов стало значимым событием в русской истории: впервые были разработаны революционные программы и планы будущего устройства государства. Требования дворянских революционеров – отменить крепостное право, ликвидировать самодержавие, предоставить на-роду широкие демократические свободы – отражали насущные потребности России.

Общественное движение второй четверти XIX в. Несмотря на разгром декабристского движения и реакционную политику в сфере духовной культуры, общественная мысль в стране продолжала развиваться. Передовых людей волновали вопросы даль­нейшей судьбы России: крепостное право, место страны в системе европейских держав, пути ее развития и т.д.

Общественное движение стало более демократичным. Впервые заговорили о возможном участии народа в предстоящих переменах; среди участников движения появляются люди разных сословий, преж­де всего – разночинцы. Основной формой движения стали кружки, лите­ратурно-политические салоны. Большое общественное значение при­обрели художественная литература и литературная критика.

Организации были немногочисленны, не имели определенных целей и методов. Их участники были в основном молодые люди, студенты.

К этому времени относится начало общественной деятельности В.Г. Белинского, А. И. Герцена. Наиболее яркой стала деятельность кружка Н. В.Станкевича (1831-1834). В этом кружке начали свою деятельность, ставшие извести впоследствии революционеры, демократы, либералы, ученые разной политической ориентации.


Общественное движение 1840-х гг.Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А. С Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, братья К. С. и И. С. Акса­ковы, Ю. Ф. Самарин.

Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной ее движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.Они доказывали, что именно православие предопредели­ло великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Самодержавие, по мнению славяно­филов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа. Славянофилы под­вергали критике Петра I за насильственную европеизацию, которая привела к нарушению хода естественного развития России, породила крепостничество и социальные конфликты. В то же время славянофилы настаивали на ликвидации крепостного права, созыв Земского собора для определения пути дальнейшего развития, ответственности монарха перед подданными. Они отрицали револю­циюи радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху под давлением общества по прин­ципу царю – сила власти, народу – сила мнения.

Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятель­ности Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, С. М. Со­ловьева, В. П. Боткина, В. Г. Белинского. Как и славянофилы, запад­ники стремились к превращению России в передовую державу, к об­новлению ее общественного строя.


в отличие от славянофилов, они видели корень бед в отставании России от Запада, развивающего­ся по универсальным законам истории. Для преодоления отставания России необходимо воспринять опыт и ценности Запада: либераль­ные идеалы свободы личности, гражданского общества, конституци­онной монархии. По мнению западников, для дальнейшей модерниза­ции страны крайне необходимы были: развитие рыночных отноше­ний, предпринимательства, промышленности; отмена крепостного права; развитие образования и распространение научных знаний; ос­новными методами своей деятельности они считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху».

Революционная демократия. Особенностями революционной демократиикак идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, граж­данские права и свободы, единство мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянс­кое мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.

Основоположником теории «русского социализма» выступил А. И. Герцен. Критикуя русскую действительность, А.И. Герцен считал, что России необходимо миновать капитализм и ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества – к социализму используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением.


Несмотря на реакцию, благодаря общественному движению в стра­не удалось сохранить внутреннюю свободу – независимость и свобо­домыслие духовной элиты.

Во второй четверти XIX в. происходило усложнение обществен­ной мысли, появлялись самостоятельные и самобытные, учитываю­щие национальную специфику течения. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготовили ин­теллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертыва­ния освободительного движения в России.

Общественное движение страны оказало значительное влияние на развитие отечественной культуры, и особенно литературы. С другой сто-роны, русская литература, берущая на себя функции негласного духовного парламента России, придала общественно-политическим идеям ху-дожественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Источник: megaobuchalka.ru

Россия в первой половине XIX века

Итак, западники – это кто такие? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит хоть немного ознакомиться с социальной, экономической и культурной ситуацией, в которой пребывала Россия в первой половине позапрошлого века.

Западники - это представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Основные идеи западничества

В начале XIX века Россию ожидало непростое испытание – Отечественная война с французским войском Наполеона Бонапарта. Она носила характер освободительной, и спровоцировала небывалый подъем патриотических чувств среди широких масс населения. В этой войне русский народ не только отстоял свою независимость, но и значительно укрепил позиции своего государства на политической арене. Вместе с тем Отечественная война унесла тысячи жизней и нанесла серьезный ущерб экономике России.

Говоря об этом периоде российской истории, нельзя не упомянуть о движении декабристов. Это были преимущественно офицеры и зажиточные дворяне, которые требовали реформ, справедливых судов и, конечно же, отмены крепостного права. Однако восстание декабристов, состоявшееся в декабре 1825 года, провалилось.

Западники - это представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Основные идеи западничества

Сельское хозяйство в первой половине XIX века в России по-прежнему носило экстенсивный характер. В то же время начинается активное освоение новых земель – в Заволжье и на юге Украины. В результате технического прогресса во многие отрасли промышленности внедрились машины. В итоге производительность выросла в два-три раза. Значительно ускорились темпы урбанизации: количество городов в Российской империи в период с 1801-го по 1850 год выросло почти вдвое.

Общественные движения в России в 1840-1850-х годах

Общественно-политические движения в России во второй четверти XIX века заметно оживились, несмотря на реакционную политику Николая I. И это оживление во многом было связано с идейным наследием декабристов. На вопросы, поставленные ими, пытались найти ответы на протяжении всего девятнадцатого столетия.

Главной дилеммой, которая горячо обсуждалась в те времена, стал выбор пути развития для страны. И каждый видел этот путь по-своему. В итоге родилось множество направлений философской мысли, как либеральных, так и радикально-революционных.

Все эти направления можно объединить в два больших течения:

  1. Западничество.
  2. Славянофильство.

Западники - это представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Основные идеи западничества

Западничество: определение и сущность термина

Считается, что раскол в российское общество на так называемых западников и славянофилов внес еще император Петр Первый. Ведь именно он стал активно перенимать уклады и нормы жизни европейского общества.

Западники - это представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Основные идеи западничества

Западники – это представители одного из важнейших направлений русской общественной мысли, которое сформировалось на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. Их также нередко называли «европейцами». Русские западники утверждали, что изобретать ничего не нужно. Для России необходимо выбрать тот передовой путь, который уже был успешно пройден Европой. Более того, западники были уверены, что Россия сможет пойти по нему намного дальше, нежели это сделал Запад.

Среди истоков западничества в России можно выделить три главных фактора:

  • Идеи европейского Просвещения XVIII века.
  • Экономические реформы Петра Первого.
  • Налаживание тесных социально-экономических связей со странами Западной Европы.

Западники - это представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Основные идеи западничества

По своему происхождению западники – это были преимущественно богатые купцы и дворяне-помещики. Встречались среди них также ученые, публицисты и писатели. Перечислим самых видных представителей западничества в русской философии:

  • Петр Чаадаев.
  • Владимир Соловьев.
  • Борис Чичерин.
  • Иван Тургенев.
  • Александр Герцен.
  • Павел Анненков.
  • Николай Чернышевский.
  • Виссарион Белинский.

Основные идеи и взгляды западников

Важно отметить, что западники вовсе не отрицали русскую идентичность и самобытность. Они настаивали лишь на том, что Россия должна развиваться в фарватере европейской цивилизации. И в фундаменте этого развития должны быть заложены общечеловеческие ценности и личностные свободы. При этом общество они рассматривали в качестве инструмента для реализации отдельно взятого индивида.

К основным идеям западнического движения можно отнести следующие:

  • Перенимание главных ценностей Запада.
  • Сокращение отставания между Россией и Европой.
  • Развитие и углубление рыночных отношений.
  • Утверждение в России монархии конституционного образца.
  • Ликвидация крепостного права.
  • Развитие всеобщего образования.
  • Популяризация научных знаний.

В. С. Соловьев и его фазисы

Владимир Соловьев (1853-1900) является ярким представителем так называемого религиозного западничества. Он выделяет три главных фазиса в ходе общего западноевропейского развития:

  1. Теократический (представлен римским католичеством).
  2. Гуманитарный (выражен в рационализме и либерализме).
  3. Натуралистический (выражается в естественнонаучном направлении мысли).

Западники - это представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Основные идеи западничества

По мнению Соловьева, все эти фазисы в той же последовательности прослеживаются и в развитии русской общественной мысли в XIX веке. При этом теократический аспект наиболее ярко отразился во взглядах Петра Чаадаева, гуманитарный – в работах Виссариона Белинского, а натуралистический – у Николая Чернышевского.

Владимир Соловьев был убежден, что ключевая особенность России состоит в том, что это глубоко христианское государство. Соответственно, русская идея должна быть составляющей частью идеи христианской.

П. Я. Чаадаев и его взгляды

Далеко не последнее место в общественном движении русских западников занимал философ и публицист Петр Чаадаев (1794-1856). Его основной труд «Философические письма» был опубликован в журнале «Телескоп» в 1836 году. Эта работа всерьез всколыхнула общественность. Журнал после данной публикации был закрыт, а сам Чаадаев – объявлен сумасшедшим.

Западники - это представители одного из направлений русской общественной мысли 1840-50-х гг. Основные идеи западничества

В своих «Философических письмах» Петр Чаадаев противопоставляет Россию и Европу. И фундаментом этого противопоставления он называет религию. Католическая Европа характеризуется им как прогрессивный регион с волевыми и активными людьми. А вот Россия, наоборот, является неким символом инертности, неподвижности, что объясняется излишней аскетичностью православной веры. Причину застоя в развитии государства Чаадаев усматривал еще и в том, что страна была недостаточно охвачена Просвещением.

Западники и славянофилы: сравнительная характеристика

И славянофилы, и западники стремились превратить Россию в одну из ведущих стран мира. Однако методы и инструменты этого преобразования они видели по-разному. Следующая таблица поможет разобраться в ключевых различиях этих двух течений.

Критерий отличия Западники Славянофилы Отношение к Петру Первому Положительное. Петр I – спаситель России Отрицательное. Реформы Петра I сбили Россию с истинного пути Форма государственного управления Конституционная монархия, парламентский строй Монархия с наличием совещательных народных органов Желаемый путь развития Западный, европейский Свой собственный и особый путь Развитие сельского хозяйства Поощрение частной собственности Развитие крестьянства на основе общинного земледелия Наука и религия Необходимость развития науки и техники, правовое просвещение населения Православие – главная опора России

Источник: www.nastroy.net

Движение декабристов

Зарождение движения декабристов

Декабристы — общее название лиц, принимавших участие в российском оппозиционном движении и состоявших в различных тайных обществах в 1810‑х — первой половине 1820‑х гг. Получили известность после организации восстания против царской власти на Сенатской площади Петербурга.

Со второй половины 1810‑х гг. среди представителей части интеллигенции, офицерского корпуса, дворянства стали расти антикрепостнические настроения и осуждение произвола абсолютизма, что, по их мнению, тормозило развитие государства и препятствовало модернизации общества. На формирование мировоззрения будущих участников декабристского движения повлияло:

  • пребывание за границей во время европейского похода русской армии 1813–1815 гг. против Наполеона. Это позволило передовым представителям русского офицерства ознакомиться с идейными течениями и политическими учреждениями европейских стран;
  • распространение в среде русской интеллигенции произведений французских просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье;
  • неприятие репрессивной политики правительства императора Александра I.

Организации декабристов и восстание

Первыми организациями декабристов были Союз спасения (1816–1818) и Союз благоденствия (1818–1821). Уже на том этапе в качестве главных целей рассматривалась ликвидация самодержавия и отмена крепостничества. Позже они трансформировались в Северное общество (Н. Муравьёв) с центром в Петербурге, созданное в 1821 г., и Южное общество (П. Пестель), появившееся годом позже, что действовало на Украине, в Тульчине близ Киева. Идейно общества не были тождественны, но их сближало неприятие абсолютизма и крепостничества, что нашло своё отражение в программных документах — «Конституции» Н. Муравьёва и «Русской правде» П. Пестеля.

«Конституция» Н. Муравьёва — документ, предусматривавший преобразование России на федеративной основе как конституционной монархии с широкими полномочиями для парламента («Народное вече»). Избирательные права могла получить незначительная часть населения, отвечавшая достаточно высокому имущественному цензу. Предполагалось отменить крепостное право, наделив крестьян землёй, но при условии сохранения крупного помещичьего землевладения. «Конституция» отражала взгляды умеренного крыла декабристов.

«Русская правда» П. Пестеля содержала более радикальные идеи — переход к республиканскому строю, но с сохранением единой России с сильной централизованной властью. Предусматривала всеобщее избирательное право. Аграрный вопрос решался путём отмены крепостного права и передачи земли в собственность крестьянских общин в размере, достаточном для пропитания. Оба проекта предполагали внедрение широких демократических свобод для граждан.

После неожиданной смерти императора Александра I декабристы попытались захватить власть, подняв 14 декабря 1825 г. восстание на Сенатской площади в Петербурге во время коронации Николая I, а 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г. происходило восстание Черниговского полка, инициированное Южным обществом. Руководители Северного общества разработали «Манифест к русскому народу», рассчитывая, что он будет принят Сенатом и вместо присяги перед императором состоится переход к конституционному строю. Однако обе попытки оказались безрезультатными. Главная причина поражения восстаний состояла в замкнутости движения, узости его социальной базы. Национальная буржуазия не успела сложиться, а широкие народные массы всё ещё оставались в плену иллюзорных представлений о «добром государе».

По делу декабристов было осуждено 289 человек. Участники декабристского движения были приговорены к различным видам наказания (каторжные работы, высылка в Сибирь, разжалование в солдаты и перевод в действующую армию на Кавказ), а наиболее активные — казнены (С. Муравьёв-Апостол, П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, М. Бестужев-Рюмин).

Несмотря на поражение, движение декабристов имело большое историческое значение. Это было первое революционное выступление в России, поставившее цель изменить систему управления в стране и отменить крепостное право. Идеи декабристов существенно повлияли на становление последующих поколений русских революционеров.

Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

Основными идейными течениями этого периода были: консерватизм, либерализм и утопический социализм. Их представители, в рамках своих идейных доктрин, пытались найти закономерности в историческом развитии России, размышляя о её будущем.

Консерватизм — идейно-политическое течение, в основе которого лежат сохранение и незыблемость традиционных устоев в обществе. Одним из главных идеологов консерватизма был министр народного просвещения С. Уваров, в 1833 г. сформулировавший теорию официальной народности, выраженную формулой: «Самодержавие, Православие, Народность». Особый исторический путь России, по мнению сторонников этой концепции, был обусловлен наличием в ней самодержавия как единственно приемлемой формы правления. В крепостничестве видели залог порядка и спокойствия в деревне. Православию отводилась роль идеологического базиса, на основе которого происходит единение глубоко религиозного русского народа. Идеи консерватизма разделяли такие видные деятели, как Н. Карамзин, М. Погодин, Ф. Булгарин, М. Загоскин и др. Теория «официальной народности» активно внедрялась в системе образования, просветительских учреждениях.

Либерализм. Консерваторам противостояли либералы. Либерализм — общественно-политическое течение, основывающееся на идее незыблемости прав и личных свобод человека, отстаивающее минимальное вмешательство государственной власти в жизнь людей.

Сторонники либеральной мысли не были однородны. Их представляли два идейно-политических течения — западники и славянофилы. Оба направления объединяли неприятие крепостного права, переход к конституционной монархии, требование от власти проведения общедемократических реформ, но были между ними и существенные идейные различия.

Взгляды западников сложились к 1841 г., хотя уже в «Философическом письме» П. Чаадаева, опубликованном в 1836 г. в журнале «Телескоп», был изложен ряд идей, близких западничеству. Они ратовали за отмену крепостного права, разрушение идеализированной славянофилами крестьянской общины, признавая необходимость дальнейшего развития государства по западноевропейскому пути. Большинство западников связало свои судьбы с наукой и литературой. Известными представителями западничества были П. Чаадаев, И. Тургенев, В. Белинский, А. Герцен, Н. Огарёв, К. Кавелин, С. Соловьёв и др.

Славянофилы оформились как отдельное течение к 1839 г. Они подчёркивали самобытность России, указывая на её существенные отличия от государств Западной Европы и осуждая установившийся там капиталистический строй. Тем самым они обосновывали уникальный путь развития России, следуя которому она сможет донести православную истину до подверженных заблуждениям народов Европы. Славянофилы пропагандировали особый тип культуры, сложившийся ещё в допетровской Руси, в основе которого — православная вера, оспаривая тезис западников о необходимости следования России по европейскому пути развития. Среди приверженцев данного направления были писатели, философы, публицисты — К. Аксаков, И. Аксаков, А. Хомяков, И. Киреевский, П. Киреевский, Ю. Самарин и др. Их обращение к истории русского народа, его многовековым традициям оказало позитивное воздействие на развитие русской культуры.

Утопический социализм — учение о справедливом обществе, построенном на социалистических принципах. Отвергало насилие. Выступало за внедрение в общество социалистических принципов путём пропаганды со стороны интеллигенции и близких ей слоёв.

Представителями утопического социализма в России были петрашевцы — чиновники, писатели, офицеры, преподаватели, публицисты. Члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, действовавшего в 1845–1849 гг., занимались пропагандой идей западных социалистов-утопистов и поднимали вопросы будущего политического устройства России, осуждая самодержавие и крепостное право («Проект об освобождении крестьян»). С целью распространения своих взглядов они предприняли в 1845–1846 гг. издание «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нём петрашевцы пропагандировали идеи французских социалистов-утопистов.

Наиболее радикальная часть кружка не исключала организации народного восстания против царской власти, центром которого должен был стать Урал. Взгляды петрашевцев были близки А. Плещееву, А. Майкову, М. Салтыкову-Щедрину, Ф. Достоевскому. В апреле 1849 г. кружок петрашевцев был разгромлен властью, а 21 его представитель приговорён к расстрелу, затем заменённому на бессрочную каторгу.

Позже А. Герценом была сформулирована теория «общинного социализма», суть которой состояла в переходе России к социализму через крестьянскую общину — готовую ячейку социалистического общества. Эта теория станет основой для деятельности народников и других революционных течений в 60–70‑х гг. ХІХ в.

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны

Внешняя политика Александра І

При Александре І главными направлениями внешней политики России были восточное и западное. Ещё в начале века удалось присоединить Восточную Грузию (1801). В восточном направлении Российская империя провела достаточно успешную войну с Османской империей (1806–1812) и укрепила свои позиции на Балканах, Чёрном море, Ближнем Востоке и в Закавказье. Согласно Бухарестскому миру в её состав вошла Бессарабия (1812), а Молдова и Валахия получили автономию в рамках Порты. Турция была вынуждена ослабить своё религиозное и экономическое давление на христианские народы Балканского полуострова.

Русско-иранская война 1804–1813 гг. позволила присоединить к империи территорию Северного Азербайджана, Иран признал русское доминирование в Дагестане, на западном побережье Каспийского моря. России предоставлялось право иметь флот на Каспии.

Западное направление было менее успешным. Несмотря на победу в очередной войне со Швецией и присоединение Финляндии (1808–1809) в качестве автономного государства, что укрепило северо-западные границы России, серьёзную угрозу для Российской империи представляла наполеоновская Франция.

После поражения войск коалиции от французов под Аустерлицем (1805) и Фридляндом (1807), Александр І был вынужден подписать с Наполеоном невыгодный для России Тильзитский мир (1807), признав все завоевания французского императора и примкнув к континентальной блокаде Великобритании, что сулило значительные убытки для российской экономики. Столкновение с Францией становилось неизбежным.

Однако успех в Отечественной войне 1812 г. значительно укрепил позиции России. Одержав вместе с союзниками ряд побед над наполеоновской армией в Европе, главной из которых стала «битва народов» под Лейпцигом в октябре 1813 г., русские войска вошли в Париж, что привело к краху Французской империи. На Венском конгрессе (сентябрь 1814 — июнь 1815 г.) стран-победительниц Россия упрочила своё положение в Европе, получив часть Герцогства Варшавского (Царство Польское).

Александр І, наряду с монархами Пруссии и Австрии, стал инициатором создания Священного союза (1815), призванного сохранять соотношение сил, установленное Венским конгрессом, и подавлять любые проявления революционных движений в Европе.

В первой половине ХІХ в. расширились российские владения на Кавказе. Этому способствовала затяжная Кавказская война, длившаяся почти полстолетия — 1817–1864 гг. Одним из её героев стал А. Ермолов. Ермолов Алексей Петрович (1777–1861) — русский военачальник и государственный деятель, участник многих крупных войн с участием России в первой половине ХІХ в. Главнокомандующий русской армии в начальный период Кавказской войны (до 1827). С его именем связано укрепление русских позиций в Чечне и Дагестане.

Внешняя политика Николая I

В целом мало отличалась от курса его предшественника. Борьба с революционными движениями (подавление восстаний в Царстве Польском в 1831 г. и в Венгрии в 1848 г.), пристальное внимание к Востоку — войны с Персией (1826–1828) и Турцией (1828–1829), приведшие к установлению контроля России над Каспийским морем, устьем Дуная, усилением её влияния в Греции, Сербии, Валахии, Армении. Активизация политики России в Средней Азии привела к вхождению в её состав Казахстана.

Продолжалась борьба за контроль над Кавказом. В конце 1820‑х на территории Дагестана и Чечни сложился имамат — своеобразное государственное объединение на религиозной основе. В 1834 г. во главе имамата стал Шамиль. Ему удалось объединить разрозненные племена горцев, сосредоточив в своих руках военную, политическую и духовную власть. Сопротивление Шамиля продолжалось до 1859 г. Без многолетнего лидера имамат вскоре распался. Лишь в 1863–1864 гг. России удалось окончательно подчинить районы Северного и Северо-Западного Кавказа.

Крымская война и её последствия для страны. Крымская война (1853–1856) — война, в которой России противостояла коалиция в составе Великобритании, Франции, Османской империи и королевства Сардиния. Театром боевых действий стали Кавказ, Дунайские княжества, Балтийское, Чёрное, Азовское, Белое, Баренцево моря и даже Камчатка. Определяющее значение для всего хода войны имели военные действия в Крыму.

Причины войны. Поводом к обострению ситуации стало известие об осквернении турецкими властями христианских святынь в Палестине. Российская империя, пытаясь надавить на Турцию, ввела свои войска на территорию Молдавии и Валахии. Отказ Николая I вывести войска был использован Османской империей для объявления войны (октябрь 1853). Вскоре её примеру последовали Великобритания и Франция (апрель 1854).

Ход войны. В начале войны союзники, воспользовавшись неразвитостью транспортных коммуникаций, слабой технической оснащённостью русской армии (практически полное отсутствие нарезного оружия, преобладание парусного флота) и ошибками её командования, смогли сконцентрировать свои войска в черноморской акватории и осуществить успешную высадку десантного корпуса в Крыму. В дальнейшем русской армия потерпела ряд поражений, наиболее болезненным из которых стала сдача после героической годичной обороны южной части Севастополя (сентябрь 1854 — август 1855) — основного места базирования Черноморского флота России. Тем не менее, русская армия всё же сумела сохранить контроль над севастопольской бухтой — местом дислокации отечественного флота.

Одним из героев Севастополя, погибших при его обороне, стал знаменитый русский адмирал Павел Степанович Нахимов (1802–1855). Под его руководством состоялся разгром турецкого флота в Синопской бухте (ноябрь 1853). Помимо П. Нахимова в Севастопольском сражении себя проявили адмиралы В. Корнилов и В. Истомин, генерал артиллерии С. Хрулёв, военный инженер Э. Тотлебен, хирург Н. Пирогов. Безмерным был героизм рядовых участников обороны Севастополя, таких как матрос П. Кошка, медсестра Д. Михайлова (Даша Севастопольская) и др.

На Кавказском театре военных действий русская армия имела перевес, нанеся несколько поражений туркам и захватив их крепость Карс. Но угроза вступления в войну Австрии и Пруссии заставила российскую сторону согласиться на заключение мирного договора на условиях, предложенных союзниками.

Итоги. Согласно Парижскому мирному договору, заключённому в марте 1856 г., Россия должна была вернуть Османской империи территории южной Бессарабии, земли на Кавказе и в устье Дуная; Российская империя лишалась права на дислокацию боевого флота в Чёрном море, за которым закреплялся статус нейтрального. Россия замораживала строительство военных кораблей на Балтике и лишалась права покровительства Сербии и другим христианским народам Балкан. В результате поражения в Крымской войне был подорван международный престиж России. Вместе с тем война стала толчком к системному реформированию страны во многих областях.

Источник: examer.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.