Кто освятил соборное уложение

“Соборное Уложение” – является памятником русского права XVII в., первый в русской истории свод законов Русского государства, принятый Земским собором (Земский Собор на Руси с середины XVI до конца XVII века – собрание представителей различных слоев населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов) в 1649 году. К середине XVII века в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов. Первым сводом законов Московского государства был Судебник, принятый в 1497 году при Иване III. В 1550 году в самом начале царствования Ивана Грозного был составлен новый более полный Судебник. Однако и Судебник 1550 года не охватывал всех вопросов судопроизводства и государственного устройства. В связи с этим Судебник дополнялся царскими указами. Каждый приказ руководствовался своей Указной книгой, составленной из царских распоряжений по делам, отнесённым к компетенции данного приказа. Известны Указные, или Уставные книги Холопьего, Разбойного, Земского и Поместного приказов. За столетие, прошедшее после 1550 года, таких книг и отдельных указов накопилось немало. Зачастую они противоречили друг другу, что порождало путаницу и злоупотребление. В Московском государстве осознавали потребность в систематизации законов и принятии единого кодекса.

Инициаторами появления нового законодательного кодекса были московские дворяне и верхи посада, обратившиеся 10 июня 1648 года к царю Алексею Михайловичу (Алексей Михайлович (Тишайший) (годы жизни: 1629 – 1676) – второй русский царь (годы правления: 1645 – 1676) из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича) с челобитной и просившие навести порядок в суде и составить новую Уложенную книгу, чтоб “вперёд по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить”. Челобитная была вызвана вспыхнувшим в Москве в 1648 году Соляным бунтом (Соляной бунт – одно из наиболее крупных городских восстаний середины XVII в. в России, массовое выступление низших и средних слоёв посадского населения, городских ремесленников, стрельцов и дворовых людей в результате повышения правительством цен на соль). 16 июля 1648 года челобитная была рассмотрена специально собравшимся для этого Земским Собором. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (по тем временам – приказ) во главе с князем Н. И. Одоевским (Одоевский Никита Иванович (? – 1689) – князь, государственный и военный деятель, боярин. В 1646 -1647 гг. – главный воевода южных границ Русского государства. Руководил составлением Соборного уложения 1649 г. Участвовал в русско-польской войне 1654 -1667 гг. В 50 – 60-е гг. возглавлял русские посольства на переговорах со Швецией и Речью Посполитой. Руководил внешней политикой России в кон. 70-х – нач. 80-х гг. Возглавил мероприятия по ликвидации местничества). В неё входили боярин С. В. Прозоровский, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и дьяки Г. Леонтьев и Ф. А. Грибоедов.

Источниками Уложения послужили:

1) “Кормчая книга” – церковно-юридическое пособие, применявшееся в основном для церковного управления. Из Кормчей книги были взяты законы, основанные на библейских заповедях Пятикнижия и Второзакония, а также “градские законы греческих царей”, то есть нормы византийского законодательства, датируемые IX в. По подсчётам исследователей, 209 статей Соборного Уложения имели своим источником византийское право.
2) Литовский Статут (в редакции 1588 г.) – кодекс законов Великого княжества Литовского, входившего на равных правах с Польшей в федеративное государство Речь Посполитую. Статут действовал на территории княжества Литовского, был написан на белорусском языке и даже в большей степени, чем Судебники Ивана III и Ивана Грозного, унаследовал нормы Русской Правды, свода законов некогда общего для литовских и русских земель Киевского государства. Шесть глав Уложения полностью и три частично представляют собой буквальный перевод или перефраз Литовского Статута.
3) Судебник 1550 г. и “Стоглав” – постановления церковного собора 1551 года, состоящие из ста глав.
4) Царские указы, собранные в Указные книги приказов.
5) Приговоры Боярской Думы (Боярская Дума – высший совет при князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве X – нач. XVIII вв.; состояла из представителей феодальной аристократии. Деятельность Боярской Думы носила законосовещательный характер. Боярская Дума участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т.д. Боярская Дума не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности.

Кроме того, в подготовленный комиссией Одоевского проект, был внесён ряд новых статей по челобитным участникам Земского собора. Комиссия работала в течение двух месяцев. При составлении уложения не ставилась задача составить кодекс, предполагалось лишь обобщить весь имеющийся запас правовых актов, согласовав их друг с другом и упразднив устаревшие нормы. В. О. Ключевский (Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911) – выдающийся Российский историк, академик (1900 г.), почётный академик (1908 г.) Петербургской Академии Наук. Освященный собор – (собрание высшего духовенства) выделяет в процессе составления Уложения несколько этапов:
1) Кодификация (работа с источниками, редактирование) – её осуществляла комиссия во главе с князем Одоевским;
2) Совещание – обсуждение подаваемой в Думу челобитной;
3) Ревизия – пересмотр и редактирование Думой и царём представленных им законопроектов;
4) Законодательное решение – совместно принимаемое решение по вопросу того или иного пункта Уложения;
5) “Заручная скрепа” – подписание свода законов всеми без исключения членами Собора.

1 сентября 1648 года текст Уложения был представлен для обсуждения и утверждения в двух палатах. В одной заседали царь, Боярская Дума, в другой -так называемой Ответной палате – выборные люди всяких чинов под председательством князя Ю.А. Долгорукова (Долгоруков Юрий Алексеевич (? -1682) – князь, боярин, воевода. Участник русско-польской войны 1654 – 1667 гг. Усмиритель восстания Степана Разина. Глава многих приказов в 60 -80-х гг., доверенное лицо царя Алексея Михайловича, член Ближней думы. Опекун царя Фёдора Алексеевича. Убит во время Московского восстания 1682 г. (“Хованщина”)). Поданный проект подвергся существенной переработке в процессе его обсуждения. Всего в процессе обсуждений в текст Соборного Уложения было добавлено 82 статьи. Составление и редактирование текста Уложения было закончено к 29 января 1649 года. Эта дата принимается как дата утверждения Уложения Земским собором (хотя точных данных не найдено). Внешне Уложение представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего – 315), а по склейкам столбцов – подписи дьяков. Первым руку приложил патриарх Московский и всея Руси Иосиф, последним, 315-м по списку, – “пятисотный дьячок Родка Семёнов вместо выборного пятидесятника Ивана Семёнова старика по его велению”. Длина свитка – 309 метров.

Внешний вид соборного уложенияПо повелению царя Печатный приказ за короткое время напечатал около 2 тысяч экземпляров, и они были разосланы по городам в воеводские канцелярии для того, чтобы “всякие дела делать по тому Уложению”. Кроме того, печатное Уложение продавалось по 26 алтын с полуденьгой. Соборное Уложение стало первым законодательным актом в истории России, который был напечатан сразу же после его обсуждения (до Уложения главной формой оповещения о новых законах было оглашение их на площадях и в храмах). Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. От предшествующих Судебников 1497 и 1550 годов Соборное Уложение отличалось широтой охвата различных сторон действительности своего времени. Помимо судопроизводства и процессуального права, оно содержало законы, связанные с экономикой, формами землевладения, положением господствующих и зависимых слоев населения, государственно-политическим строем. Соборное уложение состояло из 25 глав, регулирующих различные области жизни. Уложение не случайно открывалось главой “О богохульниках и церковных мятежниках” (9 статей): впервые в истории светского законодательства церковь была взята под охрану и защиту государства, за хулу на церковь и веру полагалась смертная казнь.

Глава 2 “О государевой чести, как его, государево, здоровье оберегати” (22 статьи) определяла статус царя как самодержавного и наследного монарха, не только действия, но и “преступные умыслы” против которого жестоко наказывались. Именно в этой, а также в 3 главе “Чтоб на государевом дворе никакого бесчинства и брани не было” (9 статей) было разработано понятие государственного преступления – действия против личности царя, царской власти и её агентов. За действия “скопом и заговором” против царя, бояр, воевод полагалась “смерть безо всякия пощады”. Тяжким преступлением объявлялось недонесение. Узаконивался политический сыск, в практике которого стали широко применяться доносы и пытки (государево “слово и дело”). Здесь же вводилась статья, обязывавшая детей доносить на родителей, если речь шла об интересах государства. Таким образом, вмешательство в частную сферу приобрело узаконенный характер.

Глава 4 “О подписчиках и которые печати подделывают” (4 статьи) осуждала на смертную казнь тех, кто фабрикует фальшивые грамоты и подделывает на них государственные печати. Её дополняла глава 5 “О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги” (2 статьи), т. е. о фальшивомонетчиках: за это им полагалось лить в горло расплавленный металл. Глава 6 “О проезжих грамотах в иные государства” (6 статей) и глава 7 “О службе всяких ратных людей Московского государства” (32 статьи) излагали принципы строения войска и систему наказаний за воинские проступки. В главе 8 “О искуплении пленных” (7 статей) говорилось о специальном налоге, основанном на убеждении в необходимости обязательного выкупа всех пленных в случае войн. Глава 9 “О мытах, и о перевозе, и о мостах” (20 статей) перечисляла права и обязанности “мытных изб” (таможен), ставившихся на мостах и переездах, где проезжали купцы.

Самая большая в Уложении глава 10 “О суде” (287 статей) регламентировала порядок следствия и судопроизводства, определяла порядок и сроки сыска преступников. В ней указывались размеры судебных пошлин и штрафов, впервые были чётко разграничены преступления умышленные (преднамеренные) и непредумышленные, регулировались отношения собственности (спорные имущественные дела). За одно и то же преступление боярину могло быть предписано моральное наказание, лишающее его чести, а простолюдину – наказание кнутом. Обесчещение человека “без роду, без племени” (“гулящего”) оценивалось штрафом в 1 рубль, крестьянина – в 2 рубля, человека привилегированного сословия – от 70 до 100 рублей. Как и в судопроизводстве других стран, в этом российском кодексе законов предусматривалось применение пыток при допросе и жестокие наказания (“правёж” – битьё кнутом, “членовредительство” – отсечение рук). В то же время Уложение выдвигало тезис обеспечения беспристрастности и объективности рассмотрения дел, вводило институт отвода судей и их ответственность за оправдание виноватых или обвинение невиновных “за посулы” (взятки).

С главой о судопроизводстве были тесно связаны последующие главы – о крестьянах и иных незнатных людях. Так, глава 11 “Суд о крестьянах” (34 статьи) оформляла законодательно крепостное право и устанавливала вечную потомственную крепостную зависимость крестьян (бессрочный сыск беглых крестьян, за их укрывательство – штраф в 10 рублей, отменяла судебное представительство крестьян в имущественных спорах, поскольку имущество крестьянина стало отныне рассматриваться как собственность помещика). В главе 12 “О суде патриарших, приказных, дворовых всяких людей” (3 статьи) подчёркивалась подконтрольность патриаршего суда светскому. Глава 13 “О монастырском приказе” (7 статей) запрещала духовным людям приобретать вотчины, а всё духовное сословие объявлялось подсудным монастырскому приказу. Тем самым был нанесён удар по самостоятельности и богатству церкви, ограничен церковный иммунитет. Духовенство было недовольно введением подобных правил, а патриарх Никон даже окрестил Соборное Уложение “проклятою книгой, дьявольским законом”.

В Главе 14 “О крестном целовании” (10 статей) подробно оговаривались те случаи, когда крестное целование было формой клятвы в правдивости слов (своего рода “доказательства”), а в главе 15 “О вершённых (законченных) делах” (5 статей) утверждалась невозможность пересмотра старых дел по новому закону. Две главы – 16 и 17 – “О поместных землях” (69 статей) и “О вотчинах” (55 статей) регламентировали уже произошедшее сближение двух форм землевладения – поместной и вотчинной (окончательное стирание различий между ними произошло в начале XVIII столетия). В этих главах устанавливались нормы поместных “дач” (то есть земельных пожалований) по чинам, запрещалась продажа поместных земель вотчинникам и продажа вотчинных земель духовенству. Важным решением, сблизившим правовое положение земельных собственников и собственниц, было узаконение наследования поместий жёнами и детьми (в том числе – дочерьми) феодалов. Глава 18 “О печатных пошлинах” (71 статья) подробно расписывала, какая пошлина должна взиматься за приложение печати к документу.

Глава 19 “О посадских людях” (40 статей) изменяла положение городского населения. Она провозглашала ликвидацию так называемых белых частновладельческих слобод в городах (эти слободы принадлежали патриарху, монастырям, боярам и думным людям и веками были “чистыми”, “белыми” – то есть свободными от налогообложения). Теперь же все “беломестцы” и “закладчики” были “поверстаны в тягло”. Объявлялся массовый сыск беглых посадских людей: всё посадское население навечно прикреплялось к посадам и государеву тяглу. Не удивительно, что ответом на эти главы Соборного Уложения были многочисленные восстания посадских людей, самые крупные из которых прокатились по Новгороду и Пскову в 1650 году. Как и крепостные крестьяне, посадские люди не могли теперь самовольно покинуть место жительства или сменить род занятий. Однако посадским людям разрешалось заниматься торговлей: крестьяне же могли торговать в посадах лишь “с возов и стругов” (правда, помещикам запрещалось заводить собственные поборы с торговых людей). Глава 20 “Суд о холопах” (119 статей), глава 21 “О разбойных и о татебных делах” (104 статьи) представляли собой подробно разработанный уголовный кодекс – основу для деятельности Разбойного приказа. Подробности наказаний за уголовные преступления излагались в главе 22 “Указ, за какие вины кому чинить смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинити наказание” (26 статей).

Заканчивали Уложение главы 23 “О стрельцах” (3 статьи), 24 “О атаманах и казаках” (также 3 статьи) и глава 25 “О корчмах” (21 статья), поскольку распространение кабаков и развитие “питейного дела” приобрело в России XVII в. невиданный размах. Государственная власть вводила строгие наказания за укрытие доходов питейными заведениями. Принятие Соборного Уложения было важнейшей вехой в истории русского законотворчества. Впоследствии оно неоднократно пополнялось новоуказными статьями (в частности, уже в 1669 году статьёй “О татебных, разбойных и убийственных делах”, в 1676 – 1677 годах – статьями “О поместьях и вотчинах” и др.). Уложение хранится в настоящее время в Российском Государственном архиве древних актов в позолоченном “ковчеге” (специально предназначенном сундуке).

При сравнении с Западной Европой, бросается в глаза, что Соборное уложение относительно рано, уже в 1649 году, кодифицировало российское гражданское право. Первый западноевропейский гражданский кодекс был разработан в Дании (Danske Lov) в 1683 году; за ним последовал кодекс Сардинии (1723 г.), Баварии (1756 г.), Пруссии (1794 г.), Австрии (1812 г.). Самый известный и влиятельный гражданский кодекс Европы, французский кодекс Наполеона, был принят в 1803 – 1804 годах.

Стоит отметить, что принятие европейских кодексов затруднялось, вероятно, обилием юридической базы, что весьма осложняло систематизацию имеющегося материала в единый связный документ. Например, прусский кодекс 1794 года содержал 19 тыс. 187 статей, что делало его чересчур длинным и нечитабельным. Для сравнения, кодекс Наполеона разрабатывался 4 года, содержал 2 тыс. 281 статью, и потребовалось личное активное участие императора чтобы осуществить его принятие.

Уложение в позолоченном ковчегеНо, как ни велико было Уложение, но законодательство продолжало меняться, издавались царские указы, принимались боярские приговоры, и к царствованию Петра I накопилось много так называемых новоуказных статей, т.е. норм, не включённых в Уложение и даже противоречащих ему. Таким несистематизированным материалом было трудно пользоваться. В связи с этим 18 февраля 1700 года Пётр I издал указ о создании палаты, задачей которой было собрать весь новый нормативный материал и ввести его в Уложение. 14 ноября 1703 года палата представила доработанную ново-уложенную книгу, но Пётр I остался недоволен ею, и новое Уложение так и не было издано.

Хотя Петру I не удалось издать Уложения, но им были созданы крупные законодательные акты, прежде всего в военной области – это Устав воинский и Морской устав, а также в области управления – регламенты. После Петра I идея создания Уложения осталась, и комиссия, образованная для этого, продолжала существовать, но также безрезультатно. При Екатерине II были попытки создать новое Уложение для устранения “великого помешательства”, т.е. беспорядка в правосудии, однако новый кодекс законов так и не был создан. Новая кодификация русского законодательства осуществилась лишь при Николае I, который преобразовал комиссию по составлению законов во второе отделение своей канцелярии и привлёк к этой работе М. М. Сперанского (Сперанский Михаил Михайлович (1772 – 1839 гг.) – общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор и законотворец. Составитель “Свода законов” и первого “Полного собрания законов Российской Империи”, член Российской академии (с 1831 г.).

Первым результатом работы второго отделения было издание Полного собрания законов Российской империи в 1830 году, которое содержит в хронологическом порядке все законы, начиная с Соборного Уложения 1649 года и до 25 декабря 1825 года. Второе собрание, выходившее по мере накопления материала отдельными томами, охватывает царствование Николая I и Александра II. С 1 марта 1881 года стало выходить третье собрание. В результате обработки этих исторических сводов к 1833 году были подготовлены 15 томов Свода законов Российской империи, которые Государственным советом были признаны единственным действующим законодательством страны. Система Свода состояла из самого первого деления на законы государственные “Свод законов Российской Империи”, и гражданские, что соответствовало делению права на публичное и частное. В законную силу Свод вводился с 1 января 1835 года.

На Главную

Источник: www.kraeved-samara.ru

Причины принятия Соборного уложения

Главной причиной принятия Соборного Уложения был хаос, существовавший в системе законодательства Руси.

Он заключался в следующих пунктах:

  1. За последние 100 лет было издано 445 приказов. Большинство из них устарели или противоречили друг другу.
  2. Законы были разбросаны по ведомствам. Это объяснялось существовавшей системой принятия законов. Новые законоположения принимались, когда у отдельного приказа возникала необходимость в этом. Но новые указы записывались лишь в книге этого приказа. Поэтому чиновники не знали многих законов.
  3. После Польско-шведской войны в России наблюдался упадок в сфере политики и экономики. Требовалось немедленное изменение ситуации в стране.

Кто освятил соборное уложение

Летом 1648 года поднялся Соляной бунт в столице. Одно из условий восставших состояло в принятии нового законодательства. Это событие послужило толчком, и царь уступил бунтовщикам.

Как создавалось Соборное уложение 1649 года

После восстания государь собрал Земский собор. На совещании была принята установка о пересмотре законодательства и намечен следующий план действий: сопоставить источники права с судебниками и согласовать их, дополнить некоторые пункты новыми статьями.

Кто освятил соборное уложение

На съезде была сформирована спецкомиссия для воплощения этого плана. Во главе этой комиссии назначили князя Одоевского.

С осени началась деятельность Земского Собора. Она заключалась в проектировании Уложения. Создание свода законов проводилось в 2-х палатах. В 1-й находились дума и царь, во 2-й – собор.

Этапы создания законодательного акта кратко:

  1. Работа со всеми источниками. Здесь активное участие принимали выборные люди. Они предоставляли источники в виде челобитной.
  2. Обсуждение челобитной.
  3. Пересматривание предоставленных законопроектов царем и думой.
  4. Принятие законодательных решений по поводу конкретного пункта.
  5. Подписание получившегося результата всеми представителями Собора.

Пересмотр и законодательные решения принимали только царь с думой. Задача была выполнена в кратчайшие сроки. На разработку и воплощение проекта ушло всего полгода.

Общая характеристика Уложения по отраслям

Принятое Уложение служило основой закона до 1832 года. Оно содержало 25 глав. Статей было 967. В основных законодательных положениях впервые в истории России была намечена структура разделения законов по отраслям.

Гражданское право

Основные моменты, затронутые в отрасли гражданского права – пункты права собственности и наследственного права. Большое внимание уделялось договорам.

Кто освятил соборное уложение

По новым правилам действительными были договора, заключенные письменно и в присутствии нескольких свидетелей. За невыполнение условий договора предусматривалась выплата неустойки.

Наследственное право разделялось на наследование по закону и по завещанию. Завещание должно быть оформлено в присутствии свидетелей и касалось только купленных вотчин. Право наследования имущества получали жены и дочери.

Была введена система залоговых отношений на имущество. Залоговые отношения прекращались с момента полной выплаты долга.

Государственное право

Уложение устанавливало статус лидера государства – царя, самодержавного монарха. Также определялись вопросы о крестьянах и земле, порядке перемещения через границы страны, определении статуса вотчин.

Уголовное право

Преступления разделялись на несколько направлений:

  • против Церкви;
  • против царя и его семьи;
  • против управления – подставное свидетельство, обманное обвинение, производство поддельных денег, своевольный выезд за границу;
  • против человека – убийство, оскорбления, избиения;
  • против нравственности – блуд, неуважение родителей;
  • должностные правонарушения;
  • имущественные правонарушения;
  • против благочиния – неправильное пошлинное обложение, содержание притонов, укрывание беглых.

Семейное право

В этой отрасли сохранялись принципы домостроя. Но было добавлено несколько правил. Наказание жены, убившей мужа, состояло в закапывании виновной живой в землю, оставляя лишь голову.

Кто освятил соборное уложение

Развод разрешался только при следующих условиях:

  • уход супруга в монастырь;
  • деятельность супруга против государства;
  • неспособность супруги к рождению детей.

Введение процедур «обыск», «правеж» и «розыск»

Нововведения Соборного Уложения коснулись и судопроизводства.

Кто освятил соборное уложение

Были приняты следующие процессуальные меры по получению доказательств:

  1. Обыск – опрашивание потенциальных свидетелей преступления. После проводился анализ их слов и составлялась картина правонарушения.
  2. Правеж – наказание в виде избиения розгами. Применялось к должникам, не выплачивавшим долги. Наказание длилось месяц. Если за это время долг возвращался или появлялись поручители, правеж прекращался.
  3. Розыск – система мер, направленная на уточнение обстоятельств особо тяжелых преступлений.

В Уложении регламентировались даже пытки. Было разрешено применять пытки во время розыска, но не более 3-х и только с перерывом.

Историческое значение Соборного Уложения Алексея Михайловича

Соборное Уложение – первый письменный свод законов. До этого указы просто обнародовались в местах большого скопления людей. Принятие Соборного Уложения стало следствием развития русского права последних 2-х веков.

Кроме того, в результате укрепилась судебно-правовая система государства, и был создан фундамент законодательной системы России.

В настоящее время можно найти как Соборное Уложение старого образца, так и текст с переводом на современный русский язык.

Источник: 1001student.ru

Причины принятия Соборного уложения 1649 года

В период между 1550 и 1648 годами было издано около 800 указов, законов и других нормативно-правовых актов. Особенно много их вышло во время Смуты. Работа с ними требовала не только больших знаний, но и много времени на обработку. Кроме того, были случая, когда некоторые положения одного указа могли входить в противоречие с другими, что приносило большой ущерб системе законодательства Российского царства. Эти проблемы заставляли задумываться о проведении кодификации существующих законов, то есть их обработке и составлению из них единого и целостного свода законов. В 1648 году в Москве состоялся Соляной бунт, одним из требований восставших был призыв к созыву Земского Собора для создания согласованного и единого закона.

Еще одной причиной, подталкивающей Алексея Михайловича к созданию Соборного Уложения 1649 года, была тенденция государства к абсолютной монархии, которая требовала четкого закрепления в законах. Царь из молодой династии Романовых фактически сосредоточил всю власть в своих руках, ограничив влияние Земского Собора, однако, новая политическая система требовала закрепления в законах. Также новые сословные отношения, а особенно статус дворянства и крестьянства (тенденции к формированию крепостного права) также нуждался в юридическом пересмотре.  Весь этот набор причин привел к тому, что в конце 1648 года Алексей Михайлович созвал Земский Собор, дав ему задание сформировать единый свод законов, который вошел в историю как Соборное Уложение.

Источники Уложения и работа по его созданию

Для создания свода законов была создана специальная комиссия, состоящая из приближенных к царю, которую возглавил князь Никита Одоевский. Кроме него в комиссию вошли герой Смоленской войны князь Федор Волконский, а также дьяк Федор Грибоедов. В работе комиссии принимал участие лично царь Алексей. Основой для написания Соборного уложения 1649 года, если кратко, послужили соедующие правовые источники:

  1. Судебники 1497 и 1550 годов. Основа российской правовой системы 16 столетия.
  2. Указные книги приказов, где были собраны основные законы и распоряжения, выходившие в конце 16 – первой половине 17 веков.
  3. Литовский статут 1588. Основной закон Речи Посполитой этого периода послужил образцом юридической техники. Отсюда были взяты правовые формулировки, фразы, рубрики, а также идеи о положении крестьянства.
  4. Челобитные, поступавшие на рассмотрение в государственные органы от боярства. В них были указаны основные просьбы и пожелания относительно существующей правовой системы. Также во время работы комиссии ее участникам посылали челобитные из различных регионов страны.
  5. Кормчая книга (Номоканон). Это сборники законов, которые касались церковного дела. Эта традиция пришла из Византии. Кормчую книгу используют при управлении церковью, а также при организации церковных судов. 

Характеристика Уложений по отраслям

В 1649 году Соборное Уложение было полностью закончено. Интересно то, что это был не только первый сборник законов России, сформированный по рубрикам, которые определялись областями права. Это был первый свод законов России, который был в печатной форме. Всего Соборное Уложение состояло из 25 глав, в которых было 967 статей. Историки российского права выделяют следующие правовые отрасли, которые были раскрыты в Соборном уложении 1649 года:

Государственное право

Закон полностью определял правовой статус монарха в России, а также механизмы наследования власти. Статьи из этой отрасли права снимали вопросы, с точки зрения законности прсутствия династии Романовых на престоле. Кроме того, эти статьи закрепляли процесс становления абсолютной монархии в России.

Уголовное право

Во-первых, тут были классифицированы виды преступлений. Во-вторых – описаны все возможные виды наказания. Были выделены следующие виды преступлений:

сожжение Авакума

  1. Преступления против государства. Этот вид преступления впервые появился в правовой системе России. Преступлением против государства считались оскорбления и другие противоправные действия против монарха, его семьи, а также заговор и измена. Кстати, в случаях, если родственники преступника, знали о преступлении против российского государства, то они несли такую же ответственность.
  2. Преступления против государственного управления. К этой категории относились: подделка монет, самовольное пересечение государственной границы, дача ложных свидетельств и обвинений (записано в законе термином «ябедничество»).
  3. Преступления против «благочиния». Под этими преступлениями имелось ввиду укрывание беглых людей и преступников, продаж краденого и содержание притонов.
  4. Должностные преступления: взяточничество, расточительство государственных денег, неправосудие, а также военные преступление (в первую очередь мародерство).
  5. Преступления против Церкви. Сюда относили богохульство, переход в другую веру, прерывание церковной службы и т.д.
  6. Преступления против личности: убийство, нанесение увечий, побоев, оскорбление. Кстати, убийство вора на месте преступления не считалось нарушением закона.
  7. Имущественные преступления: кража, грабеж, мошенничество, конокрадство и прочее.
  8. Преступления против нравственности. В этой категории была измена жены мужу, «блуд» с рабыней, неуважение к родителям.

Что касается наказаний за преступления, то Соборное Уложение 1649 года выделяло несколько основных видов:

  1. Смертная казнь через повешение, четвертование, отсечение головы, сожжение. За фальшивомонетничество преступнику вливали расплавленное железо в горло.
  2. Телесные наказания, например клеймение или битье батогами.
  3. Теремное заключение. Срок был от трех дней до пожизненного лишения свободы. Кстати, тюремных сидельцев должны были содержать родственники заключенных.
  4. Ссылка. Изначально использовалась для высших лиц, которые попали в немилость («опалу») к царю.
  5. Бесчестящие наказания. Также применялись к высшим сословиям, заключалось в лишении прав и привилегий через понижение в чине.
  6. Штрафы и конфискации имущества.

Гражданское право

Впервые в истории России осуществлялись попытки описания института частной собственности, а также выделения дееспособности подданных. Так, юноша 15 лет мог наделяться поместьем. Также были описаны виды договоров на передачу прав собственности: устный и письменный.  Соборное уложение определяло понятие «приобретательная давность» — право получить в частную собственность вещь, после пользование ей определенное время. В 1649 году этот срок составлял 40 лет. Основой же гражданской отрасли нового свода законов являлось закрепление сословного характера российского общества. Были регламентированы все сословия России, дворянство ставало главной опорой абсолютной монархии.

Кроме того, Соборное уложение 1649 года кратко, но окончательно завершило закрепощение крестьян: помещик имел право спустя любой срок после побега искать беглых крестьян. Таким образом, крестьяне окончательно «прикреплялись» к земле, становясь собственностью помещика.

Семейное право

Соборное уложение не касалось напрямую семейного право, поскольку оно было в компетенции церковного суда. Однако отдельные статьи свода законов касались семейной жизни, описывая основные принципы семейных отношений. Так, родители имели большую власть над детьми, например если дочь убила кого-то из родителей, то ее казнили, а если родитель убивал ребенка, то он получал год тюрьмы. Родители имели право бить детей, а им запрещено было жаловаться на родителей.

Семейное право по Соборному уложению

Что касается супружеских пар, то муж имел фактическое право собственности над своей женой. Брачный возраст для мужчины был 15 лет, а для женщины – 12. Развод был жестко регламентирован, допускался лишь в отдельных случаях (уход в монастырь, неспособность жены родить детей и т.д.).

Кроме вышеуказанных положений, Соборное уложение касалось процессуальной составляющей права. Так, были закреплены следующие процедуры, целью которых было получение доказательств:

  1. «Обыск». Осмотр вещей, а также общение с возможными свидетелями.
  2. «Правеж». Порка розгами неплатежеспособного должника в течение определенного времени, в обмен на штраф.  Если у должника находились деньги раньше окончания срока «правежа», то битье прекращалось.
  3. «Розыск». Применение различных средств для поиска преступника, а также для проведения допросов для получения нужной информации. В Уложении было описано право использовать пытки (не больше двух трех раз, используя перерывы).

Дополнения к закону в 17 веке

На протяжении второй половины 17 века были приняты дополнительные законы, которые вносили изменения или дополнения в Уложение. Например, в 1669 году был принят закон об увеличении наказаний для преступников. Он был связан увеличением преступности в России в этот период. В 1675-1677 были приняты дополнения о статусе вотчины. Это было связано с увеличением количества споров относительно права на землю.  В 1667 году был принят «Новоторговый устав», который был призван поддержать российского производителя в борьбе с иностранными товарами.

Историческое значение

Таким образом, Соборное уложение 1649 года имеет несколько значений в истории развития российского государства и права:

  1. Это был первый свод законов, который был отпечатан типографическим способом.
  2. Соборное уложение ликвидировало большинство противоречий, которые существовали в законах конца XVI- первой половины XVII столетия. Вместе с тем, Уложение учитывало предыдущие достижения российской законодательной системы, а также передовой опыт соседних государств в сфере законотворчества и кодификации.
  3. Сформировала основные черты будущей абсолютной монархии, опорой которой становилось дворянство.
  4. Окончательно сформировало крепостное право в России.  

Соборное уложение и его значение

Соборное уложение 1649 года действовало до 1832 года, когда Сперанским был разработан Свод Законов Российской империи.

Популярные статьи:


Полтавская битва

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

Сегодня нам предстоит заняться «Соборным уложением» 1649 года [24]. Не буду высказывать здесь каких-либо оригинальных мыслей. Нам надо постараться успеть зафиксировать хотя бы самые общие вещи, которые полезно знать всякому, кто хоть немного интересуется русской историей.

«Соборное уложение» — это законодательство, созданное в середине XVII века, которое возникло в довольно любопытный момент. Вы помните, что первые 10–20 лет правления Михаила Федоровича страна пыталась восстановить то, что уничтожила смута: систему управления, систему хозяйствования (то, что сейчас мы называем экономическими связями), войско и т. д. Удавалось все это плохо, и показателем тяжелейшего экономического положения страны, тяжелейших проблем в обществе явились многочисленные факты, когда дворяне уходили в холопы — совершенно сознательно, потому что не видели иного способа прокормиться.

В середине XVII века ситуация стала меняться, но вместе с тем она не подкреплялась разработанным законодательством, и несмотря на весьма активную законотворческую деятельность правительства Михаила Федоровича, систематизированного законодательства не было, приходилось совмещать вновь изданные законы с судебниками XVI и даже конца XV столетий. Естественно, возникала масса противоречий и самых невероятных казусов, что приводило к злоупотреблениям. Поэтому когда начались волнения в 1648 году (причем они во многом были связаны не только с «черным людом», как тогда выражались, но и с привилегированным сословием — дворянством), то именно дворяне стали подавать челобитные о том, чтобы было создано новое законодательство, новая «уложенная книга, по которой все дела можно вершить».

И вот тогда был созван земский собор. В самом этом факте не было ничего нового, т. к. земские соборы собирались регулярно. В первые годы правления Михаила Федоровича земский собор попросту не расходился: он работал вплоть до 1622 года, только меняя состав. Потом земские соборы также собирались достаточно регулярно. И вот земский собор собрался 18 июля 1648 года. Точные даты необходимы, чтобы вы могли их сопоставить и представить себе, сколь интенсивно шла работа над новым законодательством.

На земском соборе дворяне подали челобитную — ту самую, о которой я уже сказал, — о составлении уложения, «чтобы вперед по той уложенной книге всякие дела делать и вершить». Тут же была создана комиссия, или «приказ», для выработки нового уложения. В приказ вошло всего 5 человек, т. е. все российское законодательство было создано, разработано очень небольшим коллективом специалистов. Каких именно? «И указал государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати и в доклад написати боярам: князю Никите Ивановичу Одоевскому, да князю Семену Васильевичу Прозоровскому, да окольничему князю Федору Федоровичу Волконскому, да дьякам Гавриле Леонтьеву да Федору Грибоедову».

Законодательство было создано «приказом» из 5 человек. Было тут же принято решение отложить заседание собора до 1 сентября. Зачем? Совершенно очевидно, что пятеро наших законодателей, законотворцев должны были что-то успеть написать. Ведь что должен был делать собор? Обсуждать уже подготовленный проект. И вот 1 сентября начались систематические заседания собора, которые шли в двух палатах: в одной из них был царь, боярская дума и освященный собор, а в другой — выборные люди из разных чинов: дворянство, посадские люди, представители ремесленничества, купечества, даже крестьян и казаков.

29 января 1649 года было закончено слушание, составление и редактирование уложения — то есть сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и январь. Месяц надо убрать, потому что были выходные, праздничные дни. Следовательно, вся работа по составлению, редактированию и принятию нового уложения заняла четыре месяца. Это поразительно быстро, учитывая колоссальный объем работы.

Уложение представляло собой в оригинале свиток из 959 столбцов. Столбец — это продолговатый лист бумаги, на котором строка за строкой написан текст. Когда бумага кончалась, то снизу подклеивали еще столбец. Так вот, лента из 959 столбцов и представляла собой оригинал «Соборного уложения». По местам склеек шли подписи дьяков, т. е. они оформляли все по лучшим нотариальным правилам. А в конце шли подписи всех участников собора числом 315. Поскольку пользоваться таким текстом было никак невозможно, то с него отпечатали уложение в виде книги в том же 1649 году — было выпущено два тиража по 1200 экземпляров, т. е. всего 2400 экземпляров. А сам свиток был аккуратно свернут, для него изготовили шкатулку в виде круглой серебряной банки. Так он и хранится по сей день в Центральном государственном архиве древних актов на Б. Пироговской улице.

{стр. 97}

Что же значило это уложение, каковы были его источники, каково было его значение?

Во-первых, сразу надо сказать, что оно не имело никаких прецедентов в русском праве. По объему более или менее близко подходит к нему только Стоглав, но по разработанности, глубине, по богатству юридического материала он далеко отстает. Из европейских кодексов того времени с ним можно сравнивать только Литовский Статут — знаменитейший кодекс, но «Соборное уложение» богаче, глубже, обширнее этого юридического памятника. Это первый в русской истории систематизированный закон. В нем содержится материал практически по всем отраслям права того времени. Конечно, не все отрасли одинаково разработаны — это очевидно, но тем не менее именно все отрасли права, которые тогда существовали, там представлены. Закон делится на главы (в «Соборном уложении» 25 глав), которые посвящены определенному конкретному объекту нормирования. В свою очередь главы делятся на статьи, которые выделяют уже специфическое нормирование.

Уложение написано замечательным русским языком. В нем вы не найдете архаизмов, которых так много в «Русской правде», но вместе с тем там нет никакого мусора, которым изобилует язык документов петровского времени. Нет там и никаких заимствований из других языков. Это замечательный русский язык, и сейчас вы прочитали бы его совершенно свободно. Проблемы, вероятно, могут быть лишь с отдельными словами, но и они ясны из контекста.

«Соборное уложение» сохраняло свое значение чрезвычайно долго. Несмотря на все законодательство Петра и вообще XVIII века, несмотря на законодательство начала XIX века, оно в своих отдельных частях действовало до середины XIX века. И когда в 1845 году создавался новый уголовный кодекс, который назывался «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», то влияние соответствующих глав и статей «Соборного уложения» там чрезвычайно сильно. Из этого легко сделать вывод, что уложение не только отвечало потребностям общества того времени, не только замечательно соответствовало состоянию общества и страны, но и как бы предвосхищало их дальнейшее развитие. Этим объясняется долголетие этого русского законодательства.

Об истории изучения «Соборного уложения» мы сейчас говорить не будем, а сделаем следующую работу: я буду называть вам название главы, а в скобках вы будете помечать количество статей. Это довольно любопытно. Глав не так уж много, всего 25, а вот количество статей в них весьма различно. Я дам короткий комментарий к различным главам, чтобы вы могли лучше ориентироваться (на следующий год нам придется говорить о своде законов Николая I, и поэтому сегодняшнее занятие, я думаю, имеет определенный смысл). Хоть мы и строим сейчас правовое государство, у нас нет никакого представления о том, что такое законодательство на Руси.

Итак, «Соборное уложение» 1649 года.

Сначала — преамбула. Там сообщается, когда, где, кем, на основании каких источников был создан этот памятник.

Значит, источниками «Соборного уложения» были: церковное законодательство, греческое (т. е. то, что у нас было известно под названием Кормчей книги), светское законодательство, тоже греческое (т. е. сразу можно сказать, что есть связь Уложения с римским правом), судебники XV–XVI веков, царские указы второй половины XVI и первой половины XVII веков (таких указов было около 400, причем только 80 относятся к XVI веку, а основная масса указов была издана при Михаиле Федоровиче). Наконец, имели значение так называемые указы и книги приказов, т. е. книги, где фиксировались указы, которые имели непосредственное отношение к деятельности того или иного государственного учреждения — приказа.

Итак, глава 1 (9 статей) — «О богохульниках и о церковных мятежниках». Здесь предусматривается ответственность за преступления против религии и церкви. Подобные первые юридические акты мы встречаем еще в законодательстве XI века. Уже судебник 1497 года относит подобные преступления к числу особо опасных, но там не дается специального определения состава святотатства. Так вот, здесь дается точное представление о составе преступления. Вместе с тем следует отметить, что суд за подобные преступления ведет светская власть. И при этом только одна статья охраняет основы вероучения, а остальные 8 говорят о вполне конкретных видах преступлений.

Да, у нас была такая форма казни, но, в отличие от Запада, у нас могли сжечь только конкретного преступника, никаких массовых казней быть не могло — никаких массовых расправ с еретиками, никаких аутодафе. И если мы хотели действительно наказать человека, совершившего преступление, то он и нес ответственность.

Почему законодательство начинается именно с этой статьи? Очень просто: религия — основа жизни всякого общества, основа нравственности, основа всяких норм. Следовательно, если с этого не начинать, то все будет перевернуто в сознании людей. Здесь очень четкое представление о том, какое значение имеет религия в жизни отдельного человека, в жизни общества и в жизни страны.

Глава 2 (22 статьи) — «О государской чести и как его, государское, здоровье оберегать».

Здесь раскрывается понятие о самых важных государственных преступлениях против личности государя, против его чести. Преступление против личности — это покушение на убийство, на здоровье. А понятие чести государя более широко: это хула, клевета, брань, попытки оскорбления и, наконец, действия, которые могут нанести ущерб престижу страны, например, поджог города. Это государственное преступление, которое карается наравне с преступлением против личности государя.

Понятие оскорбления было весьма своеобразным. Это категория невместных слов (слов, которые нельзя вместить). Это не значит брань. Скажем, человек какой-то с пьяных глаз говорил, что государь-де наш не жилец на этом свете — это и было невместное слово. А просто брань в пьяном виде — это была хула, оскорбление, непристойная речь. Наказывали за подобные преступления чрезвычайно жестоко.

Глава 3 (9 статей) — «Чтоб на государевом дворе никакого бесчинства и брани не было».

Драка, хула, спор, драка, не дай Бог, с применением оружия — все это каралось, причем иногда очень жестоко. «А буди кто при государе вынет на кого какое-нибудь оружие, а не ранит и не убиет, и того казнити — отсечь руку».

Глава 4 (4 статьи) — «О подписчиках и которые печати подделывают», т. е. о тех, кто делает фальшивые грамоты и подделывает государственные печати на этих, видимо, грамотах. За такое полагалась смертная казнь.

Глава 5 (2 статьи) — «О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги», т. е. о фальшивомонетчиках. Здесь обратите внимание на слова «денежные мастера». Это люди на государственной службе. Если государственный человек, состоящий на службе, то есть мастер, который делает деньги, начинает заниматься своими личными проблемами

то сплав, которым он оперировал, предлагалось ему выпить. Если же мастер подделывал таким образом материал, из которого он делает ювелирное украшение по чьему-либо заказу, то за это били кнутом. И он должен был компенсировать убытки. Преступление было очень тяжелым, потому что государственный мастер наносил таким образом ущерб престижу казны.

Глава 6 (6 статей) — «О проезжих грамотах в иные государства», т. е. положение об «ОВИРе XVII века». Очень четко, понятно и очень разумно все здесь написано. Надо сказать, что вообще визовый режим в России был поразительно простым и ясным до 1917 года. Для того чтобы еще в 1916 году уехать за границу, надо было, как говорила Анна Андреевна Ахматова, послать дворника с десятью рублями в участок, и он приносил паспорт для поездки за границу. Двуглавый орел, герб, печать — все как полагается. Это был подданный Российского государства, и если, не дай Бог, с ним что-нибудь случится, то консульство или посольство обязаны были взять его под защиту, поскольку этого требует престиж страны. Даже в наше время, когда за границу не так уж сложно съездить, все это кажется все равно каким-то непонятным, нереальным.

Глава 7 (32 статьи) — «О службе всяких ратных людей Московского государства», т. е. о священном долге гражданина, военной службе. Здесь — о том, как служат, где служат, за что и как можно наказывать, если плохо служат и плохо себя ведут.

Глава 8 (7 статей), — может быть, одна из самых замечательных глав «Соборного уложения» — «О искуплении пленных». Все пленные должны были быть выкуплены на счет государства. Выкуп мог быть индивидуальным, поголовным (обмен мог быть только на равное число) и полным, независимо от количества пленных с той и другой стороны. На выкуп пленных собирался специальный налог, так называемые полоняночные деньги, которые не могли быть израсходованы ни на что другое, кроме как на выкуп пленных. Может быть, это был самый хороший налог, который знала наша страна. Естественно, цена посадского человека была одна, крестьянина — другая, а стрельцы ценились в иную цену.

{стр. 99}

Глава 9 (20 статей) — «О мытах, и о перевозе, и о мостах». Думаю, вы догадываетесь, что мыто — это пошлина, подать (мытарь). Мытищи — когда-то там был мытный двор или мытная изба. Дороги у нас по рекам шли и зимой, и летом. Яуза довольно близко подходит к Клязьме, а Клязьма — это дорога на Владимир. Их разделяет несколько километров, небольшой водораздел. Там и была поставлена для сбора податей мытная изба, которая позднее превратилась в этот не очень привлекательный город. Понятно, почему мытные избы ставили на перевозах, у мостов — потому что там шел поток торговых людей, которые за провоз товара должны были платить. Сейчас, например, все знают, что мыто собирается при входе на вокзал. На электричку можно пройти без пошлины, а если идешь туда, где поезда дальнего следования, — плати. За вход, за багаж — за все плати. Это и есть самое настоящее мыто, а место, где оно собирается, надо назвать вокзальным перевозом. Зимой точка сбора податей менялась, потому что в это время реку можно было переехать где угодно. Но сборщики податей не желали расстаться со своим прибыльным занятием, поэтому откалывали лед вдоль берегов, оставляя только очень узкое пространство, где можно было переехать. За это их наказывали, но практика такая существовала.

Дальше самая большая глава уложения — 10 (287 статей) с самым коротким названием: «О суде». Здесь не только вопросы, которые может решать суд, но очень много отведено места процессуальным нормам, и это очень важно. Как вести следствие — до суда или во время суда, что можно делать во время следствия, как опрашивать свидетелей и т. д. Конечно, не все здесь совершенно, да совершенного вообще, вероятно, процесса и не может быть. Есть какая-то грань, отделяющая норму от нарушения. Но это была самая обширная и разработанная глава уложения, по объему равная если не половине, то трети его.

Глава 11 (34 статьи) — «Суд о крестьянах». Это самый ценный, самый главный источник наших представлений о крепостном праве. Здесь разбираются вопросы, в основном связанные с прикреплением крестьян к земле, а отнюдь не какие-то имущественные споры. Речь идет о закрепощении крестьян, о том, как они должны сидеть на своей земле, какие у них сохраняются очень небольшие права, сколько лет полагается их искать, если они бегут, и т. д.

Глава 12 (3 статьи) — «О суде патриарших приказных и дворовых всяких людей и крестьян». О том, как вести судебное разбирательство в отношении всех, кто числится за патриархом. Если патриарший суд нарушал закон, то неправильно обвиненный имел право на кассацию в светском суде, и тогда там фактически проводилось повторное исследование вопроса.

То есть здесь патриарший суд имел над собой уже контрольную власть.

Глава 13 (7 статей) — «О монастырском приказе». Раньше мы с вами говорили о том, что такое монастырский приказ, поскольку, строго говоря, это непосредственно связано с деятельностью патриарха Никона.

Глава 14 (10 статей) — «О крестном целовании». Крестное целование — то есть присяга, клятва, подтверждение своего мнения, — использовалась, когда не хватало доказательств. И вот здесь оговариваются случаи, когда можно использовать такую форму доказательства и как это делать.

Глава 15 (5 статей) — «О вершенных делах», т. е. о тех, которые уже решены. Имеется в виду, что в соответствии с новым законодательством старые дела заново не перерешаются, потому что закон обратной силы не имеет.

Глава 16 (69 статей) — «О поместных землях». Вы знаете, что земельные владения были поместными и вотчинными. Поместье имел тот, кто был помещен, т. е. дворянин. Вотчинники, бояре имели наследственное земельное владение. В XVII веке происходит процесс слияния этих двух форм землевладения. Эти главы и регламентируют то, что уже сложилось, а также предусматривают то, что будет дальше. Поскольку 17-я глава (55 статей) — «О вотчинах».

Глава 18 (71 статья) — «О печатных пошлинах». Что это значит? Когда вам нужно получить выписку из какого-то документа, заверить документ, получить копию, вы идете в нотариат. Там нотариус заверяет вашу копию, указывает, что она верна, удостоверяет это своей подписью и соответствующей печатью. После всего вам дают квиток, который вы должны оплатить в сберегательной кассе, а корешок представить нотариусу. Это и есть печатная пошлина. А поскольку грамоты разные, то здесь и указывается, в каких случаях эти печатные пошлины собирать и что они собой представляют.

Глава 19 (40 статей) — «О посадских людях». Коль скоро есть главы о крестьянах, о поместьях, о вотчинах, то должно быть и о посадах, т. е. о городском населении.

Глава 20 (119 статей) — «Суд о холопах». После главы о положении крестьян эта — вторая по значению, которая дает нам представление о том, что собой представляло холопство в XVII веке.

Глава 21 (104 статьи) — «О разбойных и о татебных делех», т. е. уголовный кодекс. Тут все очень четко сформулировано прямо с первой статьи:

Этими беззаконниками будут заниматься именно в разбойном приказе — на «Петровке, 38» XVII века.

{стр. 100}

Глава 22 (26 статей) до известной степени продолжает предыдущую, но здесь есть своя специфика: «Указ, за какие вины кому чинити смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинити наказание». Сразу бросается в глаза, что понятие «казнь» вовсе не означает лишение жизни. Казнь — это наказание. А вот «казнити смертию» — это действительно то, что называется смертной казнью. Но можно было казнить через кнут, через батоги, через заключение в тюрьму. Казнить можно было тем, что присудить конфискацию.

За что же безоговорочно полагалась смертная казнь? За убийство родителей детьми: «Казнити смертию же без всякой пощады». Если они это сделали в сговоре с кем-то — тем более. А вот если отец или мать убьют сына или дочь, то заключение в тюрьму на год, потом церковное покаяние — и все. Не знаю, в чем суть дела, но мне кажется, что под воспитанием наш народ понимал весьма суровые методы, и поэтому если убивали в тот момент, когда учили, то это расценивалось как несчастный случай, хотя, конечно, здесь было и немало злоупотреблений. За грубость в отношении матери или отца и, упаси Боже, рукоприкладство полагался кнут. Поскольку, судя по всему, представления об этом у вас нет, скажу следующее: после смертной казни кнут считался вторым по тяжести способом наказания. Человека привязывали к кобыле, т. е. к специальной доске, где были прорези для рук, заголяли ему спину, и специалист, обычно очень высокой квалификации, кнутом, который был сплетен из очень длинных кожаных полос сыромятной кожи (кнут имел в сечении форму четырехгранника, который постепенно утончался) проделывал над ним известную операцию, причем в постановлении суда указывалось, сколько должно быть дано ударов. При желании палач мог убить с третьего удара, потому что уже с первых ударов он мог рассечь спину до позвоночника. Поэтому если давалось 5 или 7 ударов, то это не значит, что это мало. Это очень много. А если 10 или 15, это был просто конец. Выжить после такой процедуры удавалось немногим. Но тот же палач мог и разыграть комедию: он изо всей силы замахивался, щелкал кнутом, которым даже не задевал спины наказуемого, а тот орал оглушительно. Такие вещи иногда делали, чтобы разыграть комедию наказания.

Грабеж имущества родителей опять-таки приводил к кнуту; попытка бить челом на родителей, т. е. искать на них судебную управу, — туда же; убийство брата или сестры — смертная казнь; за умысел на убийство — отсечение руки; убийство хозяина — смертная казнь. Надругательство в виде членовредительства приводило к тому, что над наказуемым проделывали ту же процедуру: если ты у кого-то что-то отрубил, отрезал или отломал, с тобой делали то же самое. Мужеубийство каралось чрезвычайно жестоко — женщину зарывали заживо в землю так, что торчала только голова, и она медленно умирала. Положение сильного пола здесь было более предпочтительным. За насилие над женщиной полагалась смертная казнь.

Глава 23 (3 статьи) — «О стрельцах».

Глава 24 (3 статьи) — «О атаманах и о казаках».

Глава 25 (21 статья) — «О корчмах». Корчма — это было место, где распитие соответствующих напитков было самым главным занятием. Этот процесс — очень, кстати, доходный — рассматривался весьма серьезно, потому что надо было успеть собрать деньги и не допустить всяческого лихоимства и ущерба для казны. Вообще история питейного законодательства в нашей стране очень интересна, потому что история винных откупов, история казенной монополии, история акциза в XIX веке — это все очень интересно. У нас пытались сразу решить несколько проблем: собрать деньги, которые народ добровольно вкладывал в это дело, не дать провороваться тем, кто их собирает, а вместе с тем поставить под контроль распространение алкоголя. Не всегда все удавалось, но народ пополнял бюджет весьма исправно во все времена, во всяком случае стремился к этому.

Вот вкратце что собой представляет «Соборное уложение». Это замечательный памятник, и я думаю, что современным людям было бы полезно его хотя бы немного знать. Потому что очень многие понятия, которые для нас совершенно, в общем-то, очевидны, впервые четко были зафиксированы в XVII веке. А само построение Уложения тоже даст вам представление о том, что занимало главное место, а что было второстепенным. Количество статей указывает на значение главы. Совершенно очевидно, что в этот момент законодательство о суде было самым главным, потому что именно суд был тогда наиболее слабым местом. Но суд оставался, естественно, сословным, и когда говорится о том, что людям всех чинов полагается равный суд, это вовсе не значит, что дворянин будет судиться вместе с крестьянином. Нет: равный суд — в соответствии с сословным положением.

Все это опубликовано с хорошим комментарием и называется «Российское законодательство Х-ХХ веков», т. 3 («Акты земских соборов»). Москва, 1985. Это не полный свод российского законодательства, но главные вещи. Здесь очень обстоятельный комментарий по всему «Соборному уложению», причем комментарий и по главам, и по статьям. Поскольку все это выходило в то время, когда уже можно было писать достаточно серьезно об этих вещах, то и комментарий здесь весьма толковый. Купить это очень трудно — библиографическая редкость. Тираж был всего 25 тысяч. Но в библиотеках это издание есть.

{стр. 101}

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.