Какое значение имело принятие варварскими племенами христианства

План урока:

Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события

Духовенство и миряне

Иерархическая структура церкви

Возникновение папской области

 

Принятие христианства Хлодвигом и франками. Значение этого события

Завоевания франков при Хлодвиге позволили им считать себя свободными гражданами:

  • они имели равные права;
  • были освобождены от налогов;
  • носили оружие и несли службу в ополчении королевства;
  • споры и преступления решали по законам «Салической правды».

Свод законов, составленных Хлодвигом, на основе племенных традиций франков получил название «Салическая правда». Эти законы были призваны поддерживать власть короля. Суд по «Салической правде» осуществлялся на территории всего государства.

Заселение новых земель, привилегии в правах франков, возвышение знати над рядовыми людьми порождало недовольство со стороны местного населения. Завоевателям требовалось удерживать власть и поддерживать порядок в государстве. Опорой власти Хлодвига служило созданное им государство, знать и королевская дружина. Но этого было недостаточно для безоговорочного повиновения населения.

Как же укрепить свою власть в новых условиях? Наиболее оптимальным решением данного вопроса являлось принятие Хлодвигом христианства:


  1. Церковь поддерживала авторитет королей среди подчиненных;
  2. Во владении церкви находилось большое количество земель и доходов;
  3. При помощи христианской религии можно было направлять жителей на противостояние врагам, внушать смирение и подчинение;
  4. Вера в единого Бога Христа объединяла людей;
  5. Христианская церковь в средние века оказывала колоссальное влияние на людей.

Все это послужило вескими причинами, побудившими Хлодвига заручиться такой мощной поддержкой. Важность этого исторического события и значение принятия христианства Хлодвигом сложно переоценить.

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Большая часть населения Средневековой Европы – верующие, поэтому церковь и ее руководство играли значительную роль в жизни людей и государств.

Около 498 года Хлодвиг и его дружина приняли крещение. Затем и все франки приняли христианство по примеру короля. Это событие произошло в самом начале эпохи Средневековья. Началом Средних веков принято считать 476 год.


1Крещение Хлодвига (Источник)

Какой религии придерживались франки ранее? Они поклонялись идолам, множественным богам, то есть были язычниками. После того, как франки приняли христианство, они стали верить в одного бога — Иисуса Христа.

Принятие Хлодвигом христианства имело огромное значение для возвышения его авторитета как среди жителей Галлии, так и среди остальных варварских племен. Христианство превратило его из предводителя варваров в короля, власть которому даровал Бог.

Крещение Хлодвига и его дружины происходило очень торжественно, была организована пышная церемония. Церковь и здание для крещения (баптистерий) были украшены белыми полотнищами. Благовония распространяли божественные ароматы.

После того, как Хлодвиг принимает крещение, мощная церковная организация становится для него союзником. Причем этот союз был основан на взаимовыгодных условиях.

t1

Приняв христианство, Хлодвиг укрепил свой авторитет и во всех христианских государствах. Короля поддерживало местное население, которое состояло из галло-римлян, являвшихся христианами. После того, как франки приняли христианство, они начали объединяться с галло-римлянами в один народ, так как их больше не разделяла вера.

Итак, франки приняли христианство при короле Хлодвиге. Это событие способствовало распространению латинской письменности, так как богослужения велись на латинском языке. Появляются школы, развивается искусство рукописных книг, архитектура, живопись, музыка.

ВЫВОД

Значение принятия христианства Хлодвигом:


  • укрепление авторитета Хлодвига среди местных жителей;
  • политика Хлодвига поддерживается христианской церковью;
  • развитие римской культуры и ее распространение среди франков;
  • усиление влияния церкви на захваченных франками землях.

 

Духовенство и миряне

Распространение христианства внесло свои коррективы в обустройство общественного строя. Верующие разделились на две большие группы: духовенство и миряне.

t2

Руководство духовной жизнью прихожан осуществляли представители духовенства. В храмах они организовывали богослужения, проводили проповеди, наставляли христиан на путь веры.

Остальные верующие жили «в миру», то есть вели обычный образ жизни, не посвящая себя служению Богу. Они являлись прихожанами церквей. Золотым правилом мирянина являлось регулярное посещение храма, чтение молитв и соблюдение поста.

Помимо служения в церкви, духовенство храма было наделено рядом привилегий:

  • освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от воинской службы;
  • подчинение только церковному суду.

Духовенство в Средние века являлось самым грамотным сословием. Чтобы вести богослужения, изучать Библию, необходимо было знать латынь и уметь читать. Благодаря грамотности, церковное духовенство пользовалось особым уважением среди мирян. В те времена были безграмотны не только ремесленники и крестьяне, но и многие знатные люди.

Благодаря материальной обеспеченности, грамотности, содействию правителей, служители церкви имели существенную власть над верующими. Церковь и духовенство, заручившись поддержкой наиболее активных мирян, становились центром городских и сельских поселений.

ВЫВОД: рост количества верующих христиан приводит к появлению новых социальных слоев — духовенства и мирян, к увеличению власти и росту материальных благ духовенства.

 

Иерархическая структура церкви

ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ! Понятие «церковь» имеет несколько значений.

  1. Церковь – это религиозная организация, а также объединение последователей религии на основе общности вероучения;
  2. Церковь – здание для совершения богослужения.

Распространение христианства положило начало выстраиванию слаженной иерархической структуры церкви. Все церковные должности располагались от низшей к высшей и находились в строгом соподчинении. Со временем высокопоставленные церковные чины стали передаваться по наследству или через назначение приемника.

t3


 

Папа Римский — глава христианской церкви

Во времена раннего христианства ко всем епископам обращались — «папа», демонстрируя особое уважение. Постепенно такое обращение сохранилось и могло быть адресовано только Римскому епископу. Представители церкви утверждали, что первым Папой Римским стал апостол Петр – ученик самого Иисуса Христа. Соответственно, все Римские Папы называли себя приемниками Петра, наместниками Христа на земле. Считалось, что власть Папе Римскому дарована Богом и требует беспрекословного подчинения.

2
Папа Римский (Источник)

Епископы – управляющие церковными областями

Вторую ступень в социальной структуре церкви занимали епископы и архиепископы. Христиане, проживающие недалеко от той или иной церкви и посещающие ее, входили в состав религиозной общины – приход. Такой общиной были объединены жители части города или всей деревни. В приходах вели службу священники. Общины, в свою очередь, объединялись в регионы, во главе которых стояли епископы. Организацией церковной жизни в масштабах крупных территорий занимались архиепископы. Их выбирали из числа епископов.

Аббаты – наместники монастырей

Третья ступень в структуре церкви раннего Средневековья принадлежала аббатам. Монастырь – религиозная община монахов. Со временем такие общины разрастались и наиболее крупные из них стали называть аббатствами, а настоятелей монастырей – аббатами. В королевстве франков насчитывалось примерно 250 монастырей. Причем были организованы как мужские, так и женские монастыри.

 

Священники и монахи

В христианстве в раннее Средневековье произошло разделение на белое и черное духовенство.


t4

Священники служили в церкви, но жили обычной жизнью среди людей.

Отдельные христиане, стремившиеся полностью отдать себя служению Богу составляли черное духовенство. Свое название они получили благодаря рясам — темным одеждам монахов в Средневековье. Они старались уединиться и отречься от мирской жизни. Таких верующих стали называть монахами, что в переводе с греческого означает «одинокий».

Монах, давший обет, должен был:

  • полностью отказаться от своего имущества;
  • отречься от семьи;
  • посвятить свою жизнь молитвам;
  • жить в бедности и трудиться;
  • выполнять все повеления настоятеля — аббата.

Почему человек принимал решение стать монахом?

В Средние века людей часто преследовали различные угрозы жизни: неизлечимые болезни, военные сражения, низкий уровень жизни. Христианство проповедовало возможность исцеления души и обещало продолжение жизни в раю тем, кто посвящает себя смирению и молитве.


Чем занимались монахи в Средневековье? Они жили в монастырях, отгороженных от остального мира стеной. Они должны были молиться не менее семи раз в сутки, а все оставшееся время посвящать труду, обеспечивая себя едой и одеждой. Монахи Средневековья заботились о больных, нуждающихся бедняках, сиротах.

Жизнь монахов в Средневековье проходила в специальных комнатах – кельях. Во дворе монастыря обычно находились ремесленные помещения, конюшни, амбары, огороды и сады. При крупных монастырях в Средние века строились лечебницы, школы и библиотеки. Предполагалось, что внутри монастыря должно быть все необходимое, чтобы у монахов не возникало необходимости выходить за его пределы.

3
Схема монастыря (Источник)

Монахи занимались переписыванием религиозных рукописей, а также произведений философов и поэтов.

4
Монах переписывает рукопись (Источник)

Средневековые книги внешне напоминали современные, но имели гораздо больший размер. Книги писались на пергаменте, листы которого были сложены и переплетены. Создание одной книги — кропотливый и долговременный труд нескольких монахов. Один человек занимался написанием текста каллиграфией при помощи птичьих перьев; второй – расписывал заглавные буквы красной строки; другие – украшали страницы витиеватым орнаментом. Ценность средневековой рукописной книги была очень высока, она считалась дорогим преподношением, достойным королей и знатных персон. Главной книгой, которую необходимо было изучить всем верующим, была Библия.


5Средневековая Библия (Источник)

При монастырях организовывали соборные образовательные учреждения, преподавание в которых велось на латинском языке. Школьное обучение в средние века строилось на освоении «семи свободных искусств»:

t5

Богословие называли «царицей наук». Его можно было начинать изучать только после прохождения обеих ступеней образования.

Молитва монахов монастыря очень ценилась обычными мирянами. Они верили в ее чудодейственную силу и избавление от грехов. В связи с этим, верующие часто прибегали к завещанию своего имущества монастырям. Они надеялись, что молитва монахов спасет их души. Так во владение монастырей стало переходить значительное количество земель. Со временем целые деревни попадали к ним в зависимость. Жители этих деревень полностью содержали монастырь.

ВЫВОД: в период раннего христианства сложилась четкая организационная структура церкви, подразумевающая беспрекословное подчинение нижестоящих чинов. Такое подчинение было основано на строжайшей дисциплине.

 

Возникновение папской области


Союз между королем и христианской церковью, заключенный Хлодвигом, положил начало процветанию церкви. Духовенство поднимает вопрос о взаимодействии церкви и государственной власти. Оно утверждает, что только церковь способна обеспечить порядок в управлении государством и выступить высшим посредником в деле веры. Светская власть и церковь должны быть в тесном взаимодействии и находится в подчинении у главы христианской церкви.

Рим постепенно возрождается, он становится центром христианства и обителью Папы Римского. В период предводительства франкским войском Пипина Короткого, Риму угрожали германские племена лангобарды. Римский Папа обратился за помощью к Пипину, который в двух походах одержал победу над германцами. В 751 году Папа Римский даровал ему королевский титул. В честь своих побед и в благодарность за коронацию, франкский король преподнес в дар Папе Римскому часть завоеванных земель. Со временем количество дарованных земель увеличивалось. В 756 году возникла Папская область – государство, в котором светской и духовной властью обладал Папа Римский. Территории, занимаемые этим государством периодически изменялись, часто были разрознены и находились далеко друг от друга. История Папской области насчитывает более тысячи лет.

6
Пипин Короткий (Источник)

ВЫВОД: в период раннего христианства укрепилась взаимная поддержка светской и церковной власти. Возникновение Папской области подтвердило, что церковная и государственная власть были неотделимы.

 

Источник: 100urokov.ru

Язычество и христианство германских племён


Введение

1. Язычество германских племён

2. Христианское миссионерство в VII-VIII веках

3. Принятие христианства германскими племенами

4. Христианизация при Каролингах

Заключение


Введение

Средневековье – большой и необычайно интересный период в истории западноевропейской цивилизации, насыщенный многообразными событиями. Ознаменованный возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни, значительным прогрессом в развитии материальной и духовной культуры по сравнению предыдущими историческими эпохами, этот период человеческого развития отличается противоречивыми достижениями. Наряду с проявлением феодального насилия, невежества, господством догматического мировоззрения и жестоким преследованием инакомыслия, голодом и опустошительными эпидемиями, достижениями средневековья являются ранние проявления свободомыслия, выдающиеся произведения писателей, поэтов и мастеров архитектуры и искусства, памятники народного творчества. К концу эпохи относится переворот в развитии естествознания, расцвет гуманистической мысли, появление шедевров Ренессанса.

Одним из самых главных моментов в развитии Средневековья стало торжество христианства, распространившееся в сравнительно короткий срок почти по всей территории Европы. Как мировая религия оно окончательно оформилось в феодальном обществе. Внедрение новой религии было процессом сложным, медленным и несинхронным, язычество отступало не сразу. Христианство стало политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором жизни средневекового общества, формой его сознания и самосознания, основой культурной общности Европы. В становлении европейских государств основным звеном являлся процесс христианизации германских народов, так как именно христианство способствовало организации германского мира, а затем стало духовным стержнем средневековой цивилизации.

При написании работы были использованы Гракова Б. Н. («Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне», «Практикум по истории средних веков»), Гергей Е. («История папства») и других авторов.


1. Язычество германских племён

Мир германцев языческой эпохи – это реальный мир, мир человеческой практики и окружающей природы, мир в котором нет ничего потустороннего. На стадии родового строя религиозные представления древнегерманского человека были неотъемлемо связаны с природой.

Юлий Цезарь, столкнувшийся с германцами во время завоевания Галлии в 50-е годы I века до н.э., в «Записках о галльской войне» отмечает, что «в качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те силы природы, которые они видят собственными глазами и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали»[1]. Обряды богослужения у них не отличались сложностью и пышностью, «у них нет друидов (жрецов) и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях»[2]. В вопросах особой важности большую роль играли, по всей видимости, гадания различного рода. Цезарь описывает следующий: «матери семейств на основании гаданий по жеребьёвым палочкам и прорицаний провозглашают, целесообразно ли вступать в битву или нет»[3].

По мере развития германского общества изменялось и его религиозное представление. Германцы верили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображения богов как боевые знамена. Вместе с боевыми песнями у них существовал особый напев без слов, так называемый «бардит», который исполнялся в виде сильного непрерывного гула для устрашения врагов.

Не отделяя себя в своем сознании от природы, германцы не сооружали культовых зданий, потому что «…считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением»[4]. В тех же рощах и дубравах они отправляли религиозные культы.

Древний германский человек свое земное существование своеобразно проецировал на область духовных представлений. В его сознании мир земной и мир божественный не были оторваны друг от друга, одно являлось отражением другого. Бытие, согласно данным «Старшей Эдды», – это примитивное человеческое общество, дикое племя, которое воюет с соседним племенем, применяя силу или хитрость, совершает походы, берет пленников или заложников, похищает у соседнего племени имущество, но, прежде всего, борется со злыми силами, со всем тем, что угрожает его жизни и жизненным ценностям. Злые силы в мифологических песнях – это великаны (ётуны, турсы) и великанши – «могучие девы из Ётунхейма»[5]. Причем великаны существовали задолго до возникновения мироздания: «великанов я помню, рожденных до века, и древо предела, еще не проросшее»[6].

Древо предела – ясень Иггдрасиль – это символический образ мироздания, Вселенной. На ярусах этого ясеня расположены владения богов и людей. В самой середине обитают люди и все, что их непосредственно окружает и доступно их восприятию. Главные боги – асы – обитают на самом верху, в самом же низу помещается мир духов тьмы и зла – ад. Вокруг мира людей были миры разных сил: на юге – мир огня, на севере – мир холода и туманов, на востоке – мир великанов, на западе – мир ванов. Возникшие из этого дерева богини судьбы – норны, занимались тем, что «судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят»[7].

В древнегерманских верованиях существовало странное и внушительное представление об окончательной гибели богов, о разрушении всего существующего мира, который должен поглотиться громадным пожаром, описываемое в строках «Старшей Эдды»: «Солнце померкло, земля тонет в море, пламя бушует, жар нестерпимый до неба доходит»[8]; и вновь возродиться в измененном и уже неразрушимом виде.

Реальнее это можно выразить следующим образом: их религиозные представления, насколько они известны, были лишены той устойчивости и твердости, которые придавала греко-римскому миру богов мифология, украшенная фантастическими и поэтическими вымыслами, а также искусство своими чудными образами, в позднейшее время и философия со своей символикой, не говоря уже о влиятельном жреческом сословии. Верование в бога небес Тиу принесли в Европу со своей прародины первые германские переселенцы; не особенно обширный круг божеств возник впоследствии на основе этого главного верования и существовал наряду с ним. Так, например, таким же, как Тиу, божеством, но под другим наименованием и при несколько ином воззрении, был Водан, бог облачного неба и солнца, которое не слишком часто проглядывало из-за облаков в пасмурной стране германцев. У воинственного народа понятие о подобном божестве легко связывалось с различными представлениями военного быта, точно так же, как атрибуты воинственности были приписаны и многим другим божествам. Этому богу войны были посвящены волк, ворон и коршун, как животные, питающиеся на поле битв; оружием ему служил меткий, разящий издали дротик; за ним толпой несутся души павших героев, и зычные клики этого Воданова войска слышатся ночью в завываниях вихря. Военнопленные приносятся в жертву в честь Водана. Другим видным божеством был Донар, бог грозы: молния, сверкающая в небе – его молот, который он мечет в своих врагов.

Но не все боги представлялись германцам в таких ужасающих и страшных образах. Были у них и женские, благодатные божества, являвшиеся под именами Фригги и Нертус. Наряду с богами довольно значительную роль в народном мифе играли созданные фантазией народа богоподобные существа в виде великанов и карликов. Лесную глушь, ущелья гор и их голые вершины, по представлению народа, населяли чудовищные великаны; в недрах земли и в расселинах скал жили карлики, в бесчисленном множестве распространявшиеся по земле, всюду внося свою таинственную силу (по их желанию то зловредную, то благодетельную), и проникавшие даже в жилища людей, вступая в близкие отношения с ними и с домашними животными.

Таким образом, духовный мир древних германцев характеризовался простотой представлений, своеобразной «приземленностью», но в то же время яркостью образов и насыщенностью действий.

 

2. Христианское миссионерство в VIIVIII веках

Еще в конце IV века после эдиктов Константина I и Феодосия I большинство населения Римской империи хотя бы формально стало христианским. Многочисленные контакты германских племен с галло-римским населением, а также знакомство с их порядками и культурой приводили к изменениям во многих сферах жизни и самих германцев. Тогда же среди них стало распространяться и христианство, и первое племя, которое приняло его, были готы. Иордан в книге «О происхождении и деяниях готов» указывая на движение на запад гуннских племен, пишет: «…напуганные страхом, колебались, на что им решиться в отношении гуннов; они долго размышляли и, наконец, направили послов к императору Валенту с тем, чтобы подчиниться его законам… Кроме того, чтобы больше было им веры, они обещают стать христианами»[9]. От готов христианство стало мало-помалу переходить к другим германским племенам, которые в большинстве случаев, подобно готам, принимали его по арианскому обряду. Это обстоятельство имело большое значение для эпохи поселения германских племен в пределах Западной Европы и основания там германских государств.

Пребывая в условиях постоянных нападений со стороны германцев, «церковь и папство пришли к пониманию, что могут сохраниться лишь в том случае, если приспособятся к складывающемуся феодальному миру. Поэтому обращение германцев-язычников и ариан в католичество стало позже основным стремлением римских епископов»[10].

Развитию идей церковного, религиозного универсализма способствовало монашество. Возникшее в Египте, оно до VI века считалось чисто восточным явлением. Европейская форма монашества возникла как протест против сделки церкви с господствующим классом, против обмирщения ее. Первый монастырь был создан Бенедиктом Нурсийским в 529 году в Монте-Кассино. В Италии, ставшей на путь феодализма, монашество объединилось в орден, по форме напоминавший объединения военизированных крестьян, находившихся на самообеспечении. Составленный Бенедиктом для монастыря устав предусматривал принятие обетов: самообеспечение, проживание в одном месте, совместная работа в монастыре, а также совместная молитва, безбрачие, отказ от имущества и повиновение. Бенедиктинцы также включили в свой жизненный распорядок умственную работу; они создавали в монастырях школы, библиотеки, мастерские-скриптории, в которых переписывались книги. Эта форма монашества прочно внедрилась в церковную жизнь, поставив перед ним новую цель – обращение язычников в христианство. Отцы церкви, используя институт монашества для реализации верховной власти папства, превратили его в передовой отряд формирующейся феодальной государственной и общественной организации. «Бенедиктинский устав и культурный быт монашества недолго удерживали границы Альп. Уже с VI века они перекочевывают в Трансальпийскую Европу, неся за собою духовные представления не только на барские поместья, но и на культуру деревень»[11]. Распространение устава св. Бенедикта в Европе заняло несколько столетий.


3. Принятие христианства германскими племенами. Принятие христианства франками в эпоху Меровингов

В 486 году в результате франкского завоевания в Северной Галлии возникло Франкское государство, во главе которого стоял вождь салических франков Хлодвиг из рода Меровея, который был истинным основателем франкского королевства. Из трех германских королевств (бургундского, вестготского и франкского), самым сильным оказалось королевство франков. К середине VI века франкские короли завершили завоевание Аквитании и Бургундии и овладели почти всей Галлией – от низовьев Рейна до Гаронны, Севенн и Прованса.

Прочность власти обосновавшихся в Галлии германских племен зависела от того, насколько удастся им, не растворяясь полностью в массе прежнего римского населения, объединиться с их новыми подданными, с тем, чтобы образовать общее культурно-этническое единство. Успешно эту задачу решили франки, вестготы и бургунды потерпели неудачу. Причиной тому была не только разница в устойчивости и действенности их общинного уклада, но и в различии религиозной политики их королей. Расселяясь на римских землях, германцы принимали христианство, что приобщало их к наследию античной цивилизации. Но в христианстве того времени царил раскол: большинство староримского населения исповедовало католическую веру, признанную ортодоксальной вселенскими соборами, меньшинство – арианскую веру, официально осужденную как ересь. Вестготы и бургунды приняли христианство раньше, но в форме арианства. Франки в лице короля Хлодвига и его дружины, явившись в Галлию позднее, приняли христианство в форме католичества, что обеспечило им поддержку римской церкви против бургундов и готов за власть над Галлией.

Крещение франков не было процессом простым и быстрым. Хлодвиг долго не соглашался отречься от богов своих предков и его обращение в новую веру ярко показывает истинные мотивы, которыми руководствовались правители варваров, становясь христианами. Григорий Турский в «Истории франков» пишет, что «королева же непрестанно увещевала Хлодвига признать истинного бога и отказаться от языческих идолов. Но ничто не смогло склонить его к этой вере до тех пор, пока наконец однажды, во время войны с алеманнами, он не вынужден был признать то, что прежде охотно отвергал»[12]. За свое обращение Хлодвиг потребовал от Христа и его служителей немедленной победы в битве: Главным образом практические соображения и политические мотивы, а не какие-либо высокие духовные устремления побуждали варварских королей принимать крещение. В отличие от своих конкурентов вестготов, придерживавшихся арианства, Хлодвиг мог рассчитывать на поддержку местного римского населения, ранее подчиненного вестготами.

Понимая выгоды от союза с церковью, Хлодвиг жаловал католическому духовенству из владений фиска земли для основания монастырей. Эту практику поддерживали его сыновья. Во время завоеваний Хлодвиг распоряжался, чтобы имущество и рабы, захваченные у церкви и клириков во время военных конфликтов, были им возвращены. В ответ духовенство освящало власть королей, утверждая представление о короле как о законодателе и суверене, стоящем над подданными. Но король в глазах подданных должен быть их защитником.

Переход к христианству совершался в основном в городах, процесс охватывал все более широкие слои населения. В период правления Хлодвига, епископы появились почти во всех главных городах, а если их не было, то причиной тому был упадок города, вынуждавший его слиться с соседним. Епископы, обосновавшиеся в центрах провинций, требовали, чтобы метрополия отдавала им предпочтение перед прочими коллегами. Таким образом, установилась поддерживаемая императорской властью церковная иерархия, копировавшая порядки иерархии гражданской. Связи между той и другой устанавливаются самые тесные: обычно епископы подбирались из членов семей сенаторов и только в исключительных случаях были выходцами из курий. Следовательно, власть епископов во многих случаях заменяла слабеющую светскую, и некоторое время спустя церковь оказалась в положении силы поддержавшей легитимность светской власти.

Таким образом, городское население под духовным водительством священнослужителей, возглавляемых епископом, стало в эту эпоху воспринимать основные положения христианских догматов. Что касается сельского населения, то и здесь епископы стремились распространить новую веру за пределы родного города.

Но даже после обращения Хлодвига и его приближенных христианизация сельского населения шла медленнее. В течение всего VI века абсолютное большинство крестьянства оставалось языческим. Положение изменяется лишь в VII-VIII веках. Постоянная поддержка, оказывавшаяся франкскими королями христианской церкви, позволила ей постепенно укрепить свои позиции. Меровинги раздают им щедрые пожалования. Представители знатных родов создают в своих владениях новые церкви, содействуя проникновению христианства в отдаленные уголки страны. Увеличивается влияние епископов, назначавшихся королями. Облеченные также политической властью, они усердно насаждали новую религию, либо запрещая, либо христианизируя языческие обряды и обычаи. Кроме того, особенности социального и этнического развития наложили отпечаток и на характер распространения новой религии – число приверженцев христианства росло на юге значительно быстрее, чем на севере.

Ярким отражением изменяющегося мира в сознании людей эпохи франкского господства явилось искусство. По своему характеру оно сильно отличается от искусства периода господства на этой территории Рима. Почти полностью исчезла скульптура. Неузнаваемо изменилась живопись. Главная тема – человек – была забыта. Под влиянием церковной идеологии всячески подчеркивалось превосходство духа над плотью. Но не меньшее значение имела и специфика «варварского» видения мира. Лишь в VII веке начинается возрождение антропоморфного искусства. Изображение человекоподобного божества и библейских сюжетов стало доминирующими темами искусства.

4. Христианизация при Каролингах

 

Представители дома Каролингов правили Франкским государством с конца VII века до середины IX века. Этот период называют каролингским. В правление Каролингов во франкском обществе сложились основы феодального строя, шло социальное расслоение общины, дальнейшее расширение государства путем захвата новых территорий, представители династии активно содействовали распространению христианства и увеличению владений церкви на покоренных территориях.

При Карле Мартелле отношения с церковью осложнились проведением секуляризации ее земель, что способствовало укреплению центральной власти. Но Пипин Короткий урегулировал взаимоотношения с церковью путем признания розданных в бенефиции церковных земель собственностью последней. Со времени этого компромисса Каролинги находились всегда в тесном союзе с католической церковью и ее главой – римским папой. Превращаясь в крупного земельного собственника, церковь шла рука об руку с государством. Здесь нужно отметить, что каролингские правители наряду с прагматическими целями, по всей вероятности, верили в то, что действительно исполняли «волю небесную», приводя окружающий мир в соответствии с «замыслом Божьим».

Теснимый лангобардами папа все свои надежды возлагал на помощь франков, поэтому он санкционировал присвоение Пипином королевского титула. В 751 году на собрании франкской знати и своих вассалов в Суассоне Пипин был официально провозглашен королем франков. Последний меровингский король Хильдерик III был заключен в монастырь. В свою очередь по призыву папы Стефана II Пипин силой оружия принудил лангобардского короля отдать папе захваченные им ранее города римской области и земли Равеннского экзархата. На этих землях в Средней Италии в 756 г возникло Папское государство.

При сыне Пипина Короткого Карле, прозванном Великим, Каролингское государство пережило наивысший расцвет. Карл Великий, опираясь на союз с папой и используя христианство как средство идеологической консолидации упрочения центральной власти, значительно расширил границы Франкского государства и укрепил его. Духовенство в руках Карла стало, наряду с мечом, оружием против языческого мира. В 800 г Карл был провозглашен императором Священной римской империи, и папа Лев III возложил на него в соборе св. Петра в Риме императорскую корону, тем самым подчеркнув, что светская власть, сколь бы могущественной она ни была, обретает законность лишь с благословения папы. Император мыслился как продолжатель дела Римской империи, защитник церкви и всех христиан, а его власть представлялась священной.

Продолжая завоевательную политику своих предшественников, Карл в 774 г совершил поход в Италию и присоединил к Франкскому государству Лангобардское королевство. Но наиболее длительные, кровопролитные и тяжелые для франков войны Карл вел в Саксонии. Саксонские племена находились еще на стадии военной демократии, классы еще не сложились, не было королевской власти, господствовало язычество. Саксы отличались свободолюбием, особой приверженностью своим богам, что не могло сказаться в дальнейшем на их судьбе. По мнению А.П. Левандовского, франкский монарх в начальный период своих завоеваний, скорее всего, не имел определенного плана насчет Саксонии. «Видимо, план стал зарождаться, когда завоевания в основном завершились, и когда сын короля Пипина почувствовал себя вдруг хозяином огромной державы»[13]. В результате «…началась война против саксов, которая велась непрерывно в течение 33-х лет с великим ожесточением с обеих сторон, но с большими потерями для саксов, нежели для франков».

Саксы, особенно их основная масса – фрилинги, отчаянно сопротивлялись франкам, которые несли им потерю земли и свободы, насильственную христианизацию. Там, где саксы отбивали нападения франков, они восстанавливали язычество как символ независимости. Упорное сопротивление саксов Карл пытался сломить крайне жестокими мерами. Подобные меры способствовали уничтожению этнической общности саксонских племен, делали невозможным в дальнейшем их сопротивление. После победы над ними на Везере в 782 г. он приказал казнить 4500 саксонских заложников. Тогда же он издал «Капитулярий по делам Саксонии», угрожавшей смертной казнью всем, кто будет выступать против церкви и короля, и предписывавший саксам платить десятину церкви. Вскоре сложил оружие и принял христианство Видукинд, один из немногих эделингов, возглавлявших саксонское сопротивление после 777 года. За это он получил богатые дары и земельные пожалования. Время обращения Видукинда многие историки считают концом войны. Но саксы до конца не смирились. Несколько лет спустя вспыхнуло восстание более значительное и кровавое, чем взрыв 782 года. Взрыв 793 года охватил не только Саксонию.

После смерти Карла Великого западный мир в целом был уже христианским. Распространение своих идеалов и концепций церковь (а вместе с ней и королевская власть) проводила через все сферы общественной жизни. Не последнюю роль в этой борьбе за души и умы людей играло развитие письменности. Главное, чтобы это затрагивало, прежде всего, личность короля.

В период варварских нашествий и дальнейшего кризиса муниципальной системы епископ превращается фактически в правителя города. Центром города постепенно делается собор, развиваются культы местных святых — покровителей города. Кроме того, во вновь образованных варварских королевствах епископат стал своего рода представительством галло-римской аристократии, сосредоточенной в городах. Сотрудничество королей с епископатом являлось затем одним из факторов упрочения германской государственности, расширения ее базы. Еще императоры предоставляли церкви налоговый иммунитет. Во франкском королевстве всем епископам жаловался также судебный иммунитет (т. е. епископ на своих землях мог отныне сам собирать налоги в пользу государства и вершить суд).

С образованием варварских королевств, происходил разрыв прежних церковных связей в рамках римских провинций, падала роль митрополитов, а также провинциальных синодов. Возникли так называемые королевские церкви, объединявшие епископат каждого королевства. За королем, как некогда за императором, закреплялось право созыва церковных соборов и законодательного утверждения их решений. Но важнейшей прерогативой короля явилось участие в выборах епископов. С первой половины VII в. Меровинги все более рассматривают епископов как своих уполномоченных на местах.

Создание королевских церквей нарушало и, начавшие было складываться, контакты римского папы с епископствами Запада. С конца V до начала VIII в. власть не ограничивалась лишь непосредственно римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Вне всякой связи с Римом фиксировались местные традиции в литургии и церковном праве. Папство же сначала, с 493 г., оказалось под властью ариан-остготов, затем с середины VI в. – Византии. Выборы папы были поставлены под жесткий контроль императора, а неугодных пап в лучшем случае ожидало лишение сана. Поддержка часто далекой от ортодоксии церковной политики василевса углубляла отчуждение папства от других церквей даже в Италии. Положение римской кафедры особенно ухудшилось с появлением на полуострове лангобардов-ариан, постоянно угрожавших самому Риму.


Заключение

С момента образования первых варварских государств, христианство становится орудием завоевания в руках франкских правителей. Отойдя от высоких духовных устремлений, церковь начинает руководствоваться практическими соображениями и политическими мотивами, оправдывая захватнические войны борьбой против врагов католичества. Государство, поддерживая церковь, превратило ее в иерархизированную социальную, политическую организацию.

Христианизация Европы была долговременным и сложным процессом, сочетавшим миссионерскую деятельность церкви с завоеванием и обращением в новую веру не только проповедью, но и силой оружия – саксам христианство было принесено на остриях копий воинов Карла Великого, а обращение прусов и балтийских племен носило характер истребительной войны. На плечи проповедников ложилась в этот смутный период нелегкая ноша: то здесь, то там снова возрождались старые верования, кое-где варвары добивались восстановления германских языческих культов или арианства — этого весьма распространенного среди них с начала IV века течения в христианстве. Попытки массового крещения нередко встречали более или менее явное сопротивление значительной части населения, остававшейся тайно верной прежним богам, не понимавшей новую религию. Протест мог обретать острые формы, убийство миссионеров (яркий пример – убийство св. Бонифация и его собратьев язычниками-фризами) и христианских священников, разрушение церкви и часовни.

Обращение варварских народов в новую веру в основном осуществлялась сверху, в сознании массы населения долгое время продолжали жить языческие представления и образы. Нередко и королей к крещению подталкивали чисто политические мотивы, либо же стремление приобрести покровительство более сильного бога, способного обеспечить удачу. Формирующийся господствующий класс обретал в новой религии мощное идеологическое средство влияния на массы и оправдания существующего порядка.


Список использованных источников и литературы

1. Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. VI. 21 / Практикум по истории средних веков // Сост. Б.Н. Граков и др. – М., 1971.

2. Гергей Е. История папства. – М.: Родиола Плюс, 1996.

3. Глебов А.Г. Англия в раннее средневековье. – Воронеж: НПО «Модек», 2004.

4. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. – М., 1987.

5. Иордан о происхождении и деяниях готов / Практикум по истории средних веков. Ч. I // Сост. Б.Н. Граков и др. – М., 1971.

6. Лебек С. Происхождение франков. IV-IX вв. – М.: Фолио, 2003.

7. Левандовский А.П. Карл Великий. Через Империю к Европе. – М.: Канон, 1995.

8. Лозинский С.Г. История папства. – Изд. 3-е, дораб. – М., 1986.

9. Практикум по истории средних веков. Ч. I / Сост. Б.Н. Граков и др. – М., 1971.

10. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / Пер. А. И. Корсуна. – М., 1963.

11. Тейс Л. Наследие Каролингов. IX-X вв. – М.: Наука, 1993.


Источник: diplomba.ru

ЛЕКЦИЯ 5. ВАРВАРЫ И ХРИСТИАНСТВО. ЭПОХА МЕРОВИНГОВ.

Зарождение Средневековья происходило на римской территории Галлия, впоследствии Испания. Падение Римской империи было не только катастрофой, но симбиозом двух культур – одряхлевшей античной и молодой варварской. Именно этот симбиоз дал возможность возникнуть молодой культуре Средневековья на территории Европы. Варварская прививка была полезной, но болезненной. Варварских племен было много: лонгобарды, вандалы (имя стало нарицательным), вест- и остготы и др. Испания была богатейшей провинцией Римской империи (туда ездила отдыхать римская знать), на нее набросились варвары и тяжелые болезни. Апокалиптическая картина – свирепствовали голод, каннибализм, война, болезни, дикие звери. Подобное положение было и в Галлии, Италии, африканских провинциях римской империи. Племена варваров летели по Европе, сметая все на своем пути. Римская империя была изнасилована, Несмотря на размах варварских завоеваний, значительная часть римских провинций заглохла сама по себе. Для Рима, куда бы он не приходил, знаковым было появление римского города с двумя магистралями, делившими город на четыре квартала, и центром. Эти города существовали за счет центрального снабжения, когда оно прекратилось, начался упадок и разруха.

Племен варваров было около 80. Мы выделим франков, чтобы понять Раннее Средневековье. Франки были победителями, от них пошли французы, немцы и итальянцы. По франкам можно проследить кристаллизацию ранней средневековой культуры. Они пришло из-за Рейна в 4-5 веках. Придя на территорию Галлии, они осели там и избрали себе длинноволосых королей( такой образ восходит к богам, Одину, высокому одноглазому старику с длинными волосами). Длинные волосы носили короли и аристократы, для неблагородного сословия была установлена короткая длина волос. Для германцев волосы были одной из самых магических частей тела, при помощи волос осуществлялись магические ритуалы. Короли франков были, по сути, племенными вождями. Само объединение было очень рыхлым, у каждого племени были свои обычаи и свой образ жизни, они периодически воевали между собой. Так было до тех пор, пока не появился Хлодвиг (466-511гг). Для франков он был примерно тем, кем на Руси были князь Олег и Владимир Красное Солнышко. Даже на фоне этой кровавой эпохи он стоит особняком.

Первая династия Средневековой Галлии – Меровинги(481-751гг.). Отец Хлодвига, Хильдерик, не нравился франкам тем, что совращал их жен и дочерей, и они его изгнали. Хлодвиг был обуреваем жаждой власти, расширения территорий, не гнушался убивать родственников, чтобы прибрать к рукам их земли. Ирония в том, что именно этого человека церковь провозглашает вторым Константином, канонизирует его, и он становится святым. Дело в том, что в 496 году он по своей воле резко изменил судьбу франкского народа. По материалам Григория Турского, жена Хлодвига была христианкой. Христианство в то время распространилось в основном среди женщин. Жена склоняла Хлодвига к христианству, но он сначала не соглашался. В понимании варваров, христианство с его установками было религией трусов. Перелом в сознании Хлодвига произошел во время его сражения с германским племенем алеманов, когда удача отвернулась от него. Боги не помогли Хлодвигу, и он воззвал к Христу, попросив помощи и пообещав, что в случае победы примет христианство. Германцы находились со своими богами в особых отношениях. Они были воинами и воспринимали своих богов как вождей, а себя как их дружинников. Германская дружина была основана на взаимных обязательствах: дружинники были обязаны служить, а вождь – их оберегать. Так что у Хлодвига были основания изменить своим богам, раз они ему не помогли. Сражение было выиграно, и Хлодвиг крестился вместе со своей дружиной. Процесс начался, но он не был массовым, франки частично оставались некрещеными язычниками еще несколько столетий.



Взаимоотношения варваров и христиан. Исторически личности, которые крестили европейцев, были мало похожи по характеру на Блаженного Августина или Иоанна Крестителя. Это были лукавый самоубийца Константин, малосимпатичный Хлодвиг, братоубийца, распутник и пьяница князь Владимир Красное Солнышко. Можно говорить о том, что правителей толкали на принятие христианства политические интересы, а у некоторых народов, как считают историки, была склонность к Христианству, но это не совсем так, ведь первыми крестили дружину, а это были насильники, грабители и убийцы. Трудно представить, что этих людей могла прельстить идея непротивления злу насилием. Чего добивались миссионеры, крещения или евангелизации (проникновения в суть учения Христа)? Существовала даже традиция половинного принятия христианства. Для христиан было запрещено общение с язычниками, только торговля была возможна, а половинное принятия христианства позволяло варварам общаться с христианами. Сохранились даже двухсторонние торговые печати 6-7веков.: на одной стороне знак бога Тора, на другой – христианский крест, рисунок выбирали в зависимости от того, с кем была торговля. Те миссионеры, которые шли по пути евангелизации, сталкивались с неразрешимыми проблемами. Например, епископ племени готов Вульфилла считал, что бесполезно крестить своих подопечных, пока он не ознакомит их со Священным писанием на готском языке. Для этого он совершил невозможное – создал письменный готский язык на основе переработки латинского алфавита и готских рун. Он перевел на готский язык Ветхий и Новый Завет, опустив убийства и прелюбодеяния в «Книгах Царств», но многие термины были непереводимы, например, переносные смыслы некоторых слов, готы понимали все буквально. Имперское христианство трактовало образ Христа по-своему, это не образ распятого Христа, а образ Христа-победителя, властителя вселенной. Это грозный великий бог и, следовательно, великий вождь, служить которому почетно. Вульфилла не нашел в готском языке аналога слову «мир» и перевел его как «драгоценный дар», получилось, как дар вождя за службу, т.е. за войну. «Любите ближнего своего» тоже понималось в буквальном смысле, как родича. Идея о том, что когда тебя ударили, нужно подставить вторую щеку ударившему, тоже была непонятна готам, и они могли сначала проявить смирение, а потом, совсем не по-евангельски, наказать обидчика по полной. В те времена шли войны по всей Европе, нужны были защитники. Это устраивало не только варваров, но и саму церковь, войны за веру были оправданы, заповедь «не убий» не работала. Отвергая язычество, раннее христианство во многом опирается на его ценности. Когда около 1000 года Исландия принимала христианство, были оговорены два момента: разрешение на убийство и жертвоприношение языческим богам. С остатками язычества очень долго разбирались не только на островах, но и в самой Европе. Знаменитый ирландский миссионер Святой Колумб, который основал огромное количество монастырей в Европе, был очень удивлен, когда увидел христиан, приносящих жертву Одину. Завоеватель Нормандии, по одной версии датчанин, по другой норвежец, который носил прозвище Пешеход (он был таким грузным, что не мог ездить на лошади) крестился, и перед смертью, поскольку не был уверен, куда попадет после смерти, пожертвовал 100 золотых христианской церкви и на всякий случай принес 100 пленных в жертву Одину. Борьба с язычеством совершенно не означала, что оно исчезло, оно стало еще хуже. Оно опиралось на воинскую этику, этику героизма. Когда все перемешалось, христианство стало на долгое время очень формальным, а от язычества осталось зверство, но ушла этика. Это во многом определило состояние Европы, в частности государства Меровингов, которое складывалось на территории Дании.

2. Эпоха Меровингов(с начала 6 по 8 век).

Европа в этот период была христианской ( кроме восточной), но даже христианство было неоднородным. В Европе господствовал не католицизм, а ересь, арианство. Несмотря на это, Хлодвиг принимает христианство по католическому обряду. Арианство тоже неоднородно, в каждом королевстве своя церковь, монашеские общины мало связаны друг с другом. Католическая церковь – это воины господни, это жесточайшая организация, орудие для продвижения своего влияния в Европу. Христос назвал Петра камнем, на котором он воздвигнет свою церковь. Апостол Петр становится главой первой христианской общины, т.е. первым Римским Папой. Таким образом, Христос вверяет христианский мир общине, которая связана с католицизмом, христианством по западному образцу. После смерти императора Константина Хлодвиг, единственный христианский католический государь во всей варварской Европе, становится главным претендентом на его наследство и создание могучей империи. У него на это сил не хватило, но когда на престол взошел представитель династии Каролингов Карл Великий, он создал новую империю и провозгласил себя наследником Константина и в определенном смысле наместником Бога на земле, но это впереди.

Время Меровингов было темным временем. Это проявилось во всем, в том числе в упадке знаменитых римских дорог, которых некому было приводить в порядок. Мир стал непознаваемым, так как поездки были сопряжены с большими трудностями. Упадок культуры выразился в отвратительной латыни, на которой писали немногие монахи, которые вообще умели писать. Это было время великих суеверий и эпидемий. Знаменитая римская гигиена пришла в упадок, римские бани становятся местом, где травят политических противников. Это время провинциалов. Монахи провинциальных монастырей писали по слухам историю мира. Их кругозор был крайне узок, деревянные поместья меровингской знати с единственной башенкой казались им дворцами цезарей, хотя и выглядели они не очень презентабельно. Императоры походили на плохую версию германских вождей, вместо скипетра и державы у них было копье. Очень важны были их длинные волосы, постричься означало лишиться права на престол. Были приняты очень громкие названия должностей при дворе: главный конюх – старший конюший, личные охранники — палатные графы, сборище пьяных солдат и неотесанных слуг – славные и именитые люди. Налоги не платили, сборщиков налогов убивали. Сокровища короля существовало в виде клада. Законы были такими, что за самое невинное преступление полагалось тяжкое наказание. Тем не менее, законы не соблюдались, и бандитизм процветал, причем им часто занимались люди, призванные охранять закон. Это было время мелких терактов. Церковь была едина, но служители часто не соответствовали своему духовному званию ( пьянствовали, лили кровь). О дикости того времени свидетельствуют статьи закона: наказанием было вырывание носа, глаз, ушей, кастрация. Женщины были неравны в правах с мужчинами. Последние короли династии мало отличались от крестьян. Страной практически правили майордомы, управляющие королевским хозяйством, они заведовали расходами и доходами двора, командовали стражей, выступали в качестве представителя короля перед знатью. Они даже сделали эту должность наследственной. От них и произошла следующая династия королей франков, Каролинги. Период фактического бездействия королей и правления майордомов назвали периодом «ленивых королей».

Источник: studopedia.su

До нашей эры Наша эра Века II 1 1 II III IV V VI VII Начало нашей эры

476 г. — падение Западной Римской империи

9!

Вспомните, когда существовало древнеримское государство. Чем оно известно в истории?

Приступая к изучению большой исторической эпохи, важно понять, как она рождалась. Для этого необходимо рассмотреть события, послужившие её начальным рубежом. Есть и другая интересная задача — определить, как в возникавшем обществе сочетались черты нового и наследие предшествовавшего времени. 1.

Великое переселение народов

Начнём с вопроса. Почему считается, что в V в. окончилась история Древнего мира и наступила эпоха Средних веков?

Чаще всего смену эпох связывают с падением Западной Римской империи. Это государство даже после разделения Римской империи в 395 г. на западную и восточную части занимало большую часть Европы. Его обширную территорию и захватили в V в. народы, которых в римском мире именовали варварами. После падения Западной Римской империи в 476 г. они стали создавать собственные государства и устанавливать в них порядки, отличавшиеся от прежних. Так изменилась не только карта Европы, но и жизнь населявших её людей и общества в целом. Рассмотрим, как это происходило.

Вспомните, что означало и на кого распространялось название «варвар».

Начало значительных перемен связано с Великим переселением народов. Так историки назвали массовое перемещение десятков племён в Европе в IV—VII вв. нашей эры. Наиболее активными его участниками были германские и славянские племена, которые жили в областях Северной и Центральной Европы, а также кочевники, приходившие с востока из Причерноморья и степей Азии.

Германские племена — алеманны, саксы, франки, готы и др. — в первые века нашей эры населяли значительные территории в центре Европы. Они разместились на пространстве от Северного и Балтийского морей на севере до Дуная на юге, от Вислы на востоке до Рейна на западе.

Древние германцы занимались земледелием и скотоводством. Жили они в небольших поселениях общинами.

Управлялись общины народными собраниями и советами старейшин. При этом существовало неравенство: наряду со свободными общинниками в германских поселениях были зависимые люди и лишённые прав рабы (обычно захваченные в походах пленники). Значительная и возраставшая со временем власть принадлежала племенной верхушке и военным предводителям.

В поисках новых земель и военной добычи германцы в III—IV вв. усилили натиск на владения Римской империи. Их грабительские набеги вызывали ужас как у римлян, так и у покорённых ими ранее и уже отчасти романизованных кельтов, фракийцев и других народов. Римляне описывали германцев как диких, одетых в звериные шкуры людей, жестоких нравом Готский воин И ПОДЧИНЯЮЩИХСЯ ТОЛЬКО силе. Средневековый рисунок

Римская империя и варвары в конце IV—V вв.

Римская империя и варвары в конце IV—V вв.

Правители Рима стремились сдержать беспокойных соседей. Они договаривались с вождями отдельных племён о поселении их в приграничных областях империи в качестве федератов (союзников). Разместившись на отведённой им территории, германцы должны были нести военную службу, охранять границы. Однако в V в. отряды германских воинов во главе с вождями — конунгами — стали перемещаться в центральные области империи. Они стремились занять более удобные и плодородные земли. Кроме того, с востока на них наступали кочевые племена гуннов. Германцы вторглись в Галлию и Испанию, неоднократно осаждали и дважды захватывали Рим. В конце концов это завершилось падением Рима и подвластной ему империи.

Даты и события

408 г. — осада Рима вестготами во главе с конунгом (королём) Аларихом; получив большой выкуп, вестготы сняли осаду. 410 г. — войска Алариха захватили и разграбили Рим.

455 г. — взятие и разграбление Рима вандалами. В течение двух недель вандалы безжалостно уничтожали жителей и разрушали город. Название «вандалы» с тех пор стало нарицательным, так говорят о людях, оскверняющих и уничтожающих памятники и произведения культуры.

476 г. — низложение германскими наёмниками римского императора Ромула Августула. Падение Западной Римской империи.

Значительную роль в потрясениях, охвативших Европу в период Великого переселения народов, сыграли гунны. Эти кочевые племена, обитавшие в степях Центральной Азии, в IV в. начали движение на запад. Заняв обширные земли от Северного Кавказа до Дуная, они стали теснить племена остготов, вестготов, вандалов.

-аз

Из описания гуннов в сочинении римского автора Аммиа- на Марцеллина.

«Гунны не варят и не приготавливают себе пищу, они питаются лишь корнями диких растений и сырым мясом первых попавшихся животных… Они не нуждаются в крыше над головой, и у них нет домов, равно как и гробниц… Тело они покрывают полотном или сшитыми шкурками полевых мышей: они не ведают различия между домашней и выходной одеждой и, однажды облачившись в своё тусклое одеяние, не снимают его, пока оно не развалится от ветхости… Они кажутся пригвождёнными к своим лошадям… ибо и едят и пьют, не сходя с них на землю, даже спят и высыпаются, склонившись к тощим шеям своих скакунов».

Обратим внимание на то, что в приведённом тексте автор описывает не бесчинства гуннов, а только их образ жизни. И всё же можно заметить, что это римлянин пишет о варварах. Что свидетельствует об этом?

Перейдя Дунай, гунны закрепились в Паннонии (исторической области, находившейся на территории современных государств

Венгрии, Австрии и Хорватии). Под предводительством своего вождя Аттйлы они продолжали грабительские набеги на земли империи, германцев и славян. Самого Аттилу за жестокость современники прозвали «бичом Божьим». Конец завоевательным действиям гуннов положило сражение на Каталаунских полях (в Галлии) в 451 г. Здесь армия Рима и его союзников разбила войска Аттилы.

Среди народов, захваченных потоком Великого переселения, оказалась и большая группа славянских племён. Первоначально она сложилась в Центральной Европе (по разным мнениям историков, в междуречье Одера и Вислы или Одера и Днепра). В VI— VII вв. славяне расселились на более обширной территории. Они продвинулись до реки Эльбы на западе и Днепра на востоке, а также заняли Балканский полуостров. Со временем выделились три ветви славянских народов — западная (к ней относятся современные поляки, чехи, словаки и др.), восточная (русские, украинцы и белорусы) и южная (сербы, хорваты, болгары и др.).

Таким образом, Великое переселение народов имело множественные последствия. Оно способствовало падению Западной Римской империи, несло с собой насилие и разрушения, привело к страданиям тысяч людей. Вместе с тем переселение положило начало формированию новой карты Европы и созданию нового мира племенами, которые стали предками многих современных европейских народов. 2.

Варварские королевства

В ходе Великого переселения группы варварских племён стремились закрепиться на той или иной территории. В V—VI вв. на обширном пространстве империи стали возникать новые государственные образования — так называемые варварские королевства. При этом одни племена вытеснялись другими и королевства сменяли друг друга.

Возглавляемые Аларихом вестготы после разграбления Рима (в 410 г.) не удержались в Италии и переместились в Южную Галлию. Здесь они через несколько лет основали Вестготское королевство со столицей в Толозе (Тулузе), а затем завоевали значительную часть Галлии и Испании.

Вандал

Вандал

Длинный путь прошли племена вандалов. В начале V в. они переселились в Испанию, а затем перебрались в Северную Африку. Создав здесь своё королевство (в 429 г.), вандалы подчинили всё южное Средиземноморье.

Составлявшие особую группу франки под предводительством короля Хлод- вига к началу VI в. вытеснили из Галлии вестготов.

А германские племена англов и саксов вторглись в Британию. Истребив или подчинив себе большую часть кельтского населения страны, они образовали несколько королевств — Кент, Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс и др.

Проследите по карте (на с. 8) перемещения варварских народов, найдите места расположения основанных ими королевств.

Племенные вожди в ходе завоеваний провозглашали себя королями. Так поступили вождь остготов Теодорих, предводитель вестготов Аларих и др. Как короли они захватывали в собственность владения римского государства. Большое значение для укрепления их власти имело и то, что предводители варваров принимали господствовавшую тогда в Римской империи религию — христианство.

Во вновь созданных государствах варвары старались сохранять основы общинных отношений. В то же время на территории бывшей империи они познакомились с достижениями античного общества — городами, развитыми ремёслами и торговлей, законодательством и др. Если во время нашествий грабилось и разрушалось всё подряд, то в мирных условиях завоеватели использовали имевшиеся на занятых землях хозяйственные постройки, сооружения. Они заимствовали у местных жителей приёмы обработки земли и орудия труда.

Новые правители частично принимали порядки римского времени. Об этом свидетельствовали так называемые варварские «правды» — сборники законов, появившиеся в период образования королевств. Во-первых, они были написаны на искажённом латинском языке. Во-вторых, «правды» отражали германские традиции, но учитывали также некоторые римские законы. В целом же сохранялось неравное положение завоевателей и покорённого ими населения. Например, предусматривались различные наказания за одни и те же проступки для германцев и местных жителей.

Так в начале Средневековья складывались новые отношения германского и римского миров. Однако варварские королевства существовали сравнительно недолго. В VI в. большинство из них были завоёваны более крупными государствами — Византией (о которой рассказывается в § 3) и усиливавшимся государством франков. 3.

Христианизация варварских народов

Германские и славянские племена, распространившиеся в Европе во время Великого переселения народов, были язычниками. Они обожествляли силы природы и поклонялись духам предков.

Германцы почитали богов грома и молнии Тора, огня Локи, плодородия Бальдра. Главным считался бог-воин Вотан. В древних сказаниях повествовалось о том, как боги боролись за власть, ссорились и воевали. Они вели себя как обычные люди. Но их гнев и месть вызывали страх. Чтобы умилостивить богов, следовало приносить им жертвы и подношения.

Столкнувшись с римским миром, варварские народы встретились и с другой верой — христианством. Первыми её стали принимать племенные вожди со своими дружинами. При этом многих германских конунгов и королей крестили сторонники арианства, которое было осуждено церковным собором в городе Никее (325 г.) как ёресъ — отступление от принятых церковных установлений. Римские папы прилагали особые усилия для обращения язычников в «истинную веру». Они отправляли к варварам монахов, проповедовавших христианство, крестивших людей, основывавших церкви и монастыри. Впоследствии прославившиеся своими деяниями проповедники были признаны святыми. Среди них действовавший в землях франков Мартин Турский, «апостол Ирландии» Патрик и др.

Значительное внимание распространению христианства уделял папа Григорий I Великий (590—604). Посылая проповедников в различные земли, он советовал им использовать местные обычаи. Рекомендовалось, разрушая языческие капища (места, где поклонялись богам), устанавливать христианские памятники именно на этих почитавшихся святыми местах. Христианские праздники также нередко приурочивались к дням, отмечавшимся в культах варваров.

Несмотря на усилия христианских проповедников, среди германцев и славян длительное время сохранялись языческие верования. Об этом свидетельствовали королевские указы, в которых предусматривались штрафы и более серьёзные наказания за поклонение прежним богам, соблюдение старых обрядов. Однако в целом принятие христианства много значило для средневекового общества. Новая религия основывалась на вере в единого бога. Она призывала к смирению, соблюдению нравственных правил, охранявших жизнь и достояние людей. Вместе с христианством стала распространяться латинская письменность. В монастырях сохранялись и переписывались не только богослужебные тексты, но и уцелевшие книги древних авторов.

Итак, что можно отнести к главным последствиям бурных событий V—VII вв. в Европе? По мере расселения варварских племён на новых территориях происходили заметные изменения в их общественном строе, хозяйственной жизни, религии и т. д. В значительной степени эти изменения были связаны с влиянием традиций римского общества. Возникли первые варварские государства. Так Великое переселение народов открыло новую страницу в европейской истории.

Вопросы и задания 1.

Кто и почему наиболее активно участвовал в Великом переселении народов? 2.

Назовите и покажите на карте королевства, основанные варварами на территории бывшей Западной Римской империи. 3.

Кому принадлежала власть в варварских королевствах? Какими качествами отличались эти люди? 4.

Объясните, что такое варварские «правды». Какое значение они имели? 5.

Расскажите, чем отличалась христианская религия от языческих верований германских племён. 6.

После первого захвата Рима варварами один из современников написал: «Целый мир погиб в одном городе».

Объясните это высказывание. Что можно отнести к понятию «римский мир»? 7.

Объясните, почему большинство королевств, созданных варварскими народами в V—VI вв., существовали сравнительно недолго. 8.

Какое значение имело распространение христианства среди варварских народов? 9.

Прочтите отрывок из документа и ответьте на вопрос.

Из франкского сборника законов: «Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличён, присуждается к уплате 2500 денариев, что составляет 63 солида. Если римлянин ограбит салического франка, должно применить вышеупомянутый закон.

Если же франк ограбит римлянина, присуждается к штрафу в 35 солидов…»

Примечание. Денарий, солид — денежные единицы, первая из них существовала ещё во времена Римской империи.

Что даёт приведённый отрывок для характеристики положения отдельных групп населения в королевстве франков?

Источник: knigi.link


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector