Идейной основой движения народничества был а

9. Народничество 70-90-х гг. 19 века и его историческая судьба

Основные идеи:

— капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней

-будущее страны в общинном социализме;

-крестьяне готовы к восприятию социалистических идей;

-преобразования должны осуществляться революционным методом.

Основа идеологии: теория «общинного социализма» Герцена, идеи Чернышевского и Добролюбова: Россия придет к социализму, минуя капитализм (капитализм — упадочное явление)

  • бунтарское (анархическое) народничествоМ.А. Бакунин (1814-1876)

— задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт

-уничтожение государства и создание федерации самоуправляемых свободных общин.

  • Пропагандистское народничество, П.Л. Лавров

— народ не готов к революции

-пропаганда с целью подготовки крестьянства

  • Заговорщическое народничество, П.Н. Ткачев

— русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму

— узкая группа заговорщиков, захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство

 

  • Организации:

— «Земля и воля» (1876-1879).Г. В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер: осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передача всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Демонстрация у казанского собора 1876 год — Плеханов, была разогнана, покушение Веры Засулич на ген. Ф. Тарасова 1878, и Соловьева на Александра II(1879)

— Черный передел» (1879-1881), Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, сохранили программу Земли и воли, 1883 основали группу «Освобождение труда» для пропаганды марксизма

— «Народная воля» (1879-1881), .И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик рабочим, террор!

8 покушений на царя, 1 марта 1881 года – убийство Александра II

— «Чайковцы», «Народная расправа» Нечаева, Террористическая группа «Ад»

  • Хождения в народ (1873-1875)

1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация.

  • Либеральное народничество

Отрицали насильственные методы борьбы, культурно-просветительская работа среди населения (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов).

Центральное место в учении народников, родоначальниками которого являлись А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Они не признавали вывода К. Маркса о прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом, неизбежности и закономерности смены общественно-экономической формации другой. Поскольку народники считали капитализм в России явлением неестественным, то они полагали необходимым переход России от феодализма к социализму путём крестьянской революции. Экономическую основу социализма они видели в крестьянской общине. Идеализируя общину, народники видели в крестьянине: «социалиста по инстинкт и революционера по природе». Рабочие же для народников были теми же крестьянами, только временно оторванными от земли. Руководящая роль в обществе, по их мнению, должна была принадлежать интеллигенции. Именно она должна вести за собой массы.

В народничестве изначально присутствовали две тенденции: революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному революционному действию, более умеренная её часть – как программу постепенного движения вперёд через реформы.

Народники Беларуси были идейно и организационно связаны с русским народничеством. Среди известных пропагандистов-народников начала 1870 годов – были уроженцы Беларуси В.П. Ковалик, М. К. Судиловский, Е. К. Брешко-Брешковская, Зунделевич, Исаев, Борейша, Гриневицкий, Бонч-Осмаловский и др. В 1874 – 1884гг. землячество и нелегальные группы беларуских студентов существовали во многих высших заведениях России. Члены этих организаций нередко были руководителями народнических кружков в Минске, Могилёве, Витебске, Пинске, Слуцке, Гродно и других городах Беларуси. Преимущественно это были кружки учащихся, которые занимались самообразованием, изучали запрещённую литературу, делали попытки вести агитацию в крестьянском окружении. Одним из руководителей могилёвского народнического кружка был сын почтальона Р.П. Исаев, который позже стал выдающимся деятелем народнического движения в Петербурге. Он был активным распространителем нелегальной литературы и участников «хождения в народ». После окончания гимназии Исаев поступил в Петербургский университет, а затем перевёлся в Медицинскую академию и включился в революционную деятельность народников столицы. Исаев поддерживал связь с народниками Могилёва. Он руководил также группой студентов, уроженцев Могилёвской губернии. Благодаря широким связям с революционной интеллигенцией Петербурга, Москвы, Киева и др. городов могилёвский кружок получал большое количество нелегальной литературы, которую его члены читали на тайных собраниях и распространяли среди населения. В результате обысков в руки властей попала часть такой литературы: роман Чернышевского «Что делать?», «Песенник революционных песен», брошюры «Русским революционерам», «Где лучше?», журналы «Вперёд» и «Набат», которые выдавались за границей. Эти неспелые в политическом отношении кружки действовали целиком в русле общероссийских народнических организаций.

С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876г) народническое движение в Беларуси развивалось под её непосредственным влиянием. Центром движения стал Минск, где наиболее активно действовал кружок, созданный студентом Одесского университета – М. Велером. Сначала кружок объединял учащихся Минской гимназии и духовной семинарии и действовал под видом «образовательного кружка». Члены кружка занимались социалистической пропагандой, читали и распространяли запрещённую литературу, которую присылали в Минск студенты Петербурга и Варшавы. Это были произведения Бокля, Дарвина, Ренона, Миля, Ласаля, Маркса и др. Активную социалистическую пропаганду вели медицинская сестра военного лазарета А. Корба-Прибылёва – дочка минского инженера, в дальнейшем одна из представительниц общероссийского народнического движения, и семинаристы Пигулевский и Гахович.

Репрессии правительства против «Земли и воли» вынудили народовольцев пересмотреть тактику борьбы с самодержавием. Кроме того, в 1876 году полиция начала массовые аресты членов народнического движения, что на некоторое время затормозило его деятельность. И только в 1878 году он снова стал активно действовать. В это время в составе кружка числилось не менее 15 человек, главным образом интеллигенции. Наладилась и увеличилась связь кружка с народниками Петербурга и других городов.

В 1876 году попечитель Виленской учебной округи сообщал минскому губернатору про существование в Пинском училище кружка, аналогичного кружкам «социально-революционного» направления в Минской и Слуцкой гимназиях.

В 70-х годах народнический кружок возник в Гродно. В него входили работники губернской типографии, офицеры 101-го пехотного полка, который был расположен в Гродно, мелкие служащие. Члены кружка изучали запрещённую литературу, которую они получали из Петербурга от студентов – уроженцев Гроденщины. Отличительную роль в работе гродненского кружка играл М. Янчевский, наборщик местной типографии. В частности, именно через него поддерживалась связь с Петербургом.

В конце 70-х годов в России снова складывается революционная ситуация. Русско-турецкая война, ещё больше обострившая бедствия народных масс, стала причиной подъёма общественного движения в стране. В 1878-1882 гг. увеличилось количество крестьянских выступлений, что являлось одним из важнейших элементов революционного кризиса в стране. В отличие от периода 1878-1882гг, теперь большую роль играл российский пролетариат, одним из отрядов которого был рабочий класс Беларуси. Хотя столкновения имели экономический характер и возникали стихийно, их наступательный характер, как и рост их количества до конца 70-х годов, также свидетельствовали про начало в России революционного кризиса.

В университетских центрах снова начались студенческие волнения, которые отражали общедемократический подъём в стране. В Беларуси недовольство учащейся молодёжи проявилось в создании новых нелегальных кружков в средних учебных заведениях, в распространении революционных изданий.

Среди демократичной интеллигенции Беларуси пробудился интерес к изучению родного края – быта народа, его языка и творчества.

В обстановке обострения революционной ситуации и жестоких репрессий царизма большая часть революционной молодёжи решила перейти к политическому террору. На основе этого в 1878г. В «Земле и воле» начались разногласия, которые привели к расколу в 1879 году на две новые организации. Приверженцы политической борьбы создали партию «Народная воля», их противники — «Черный передел».

Отказавшись от политической борьбы и выступая против террора, «чернопередельцы» считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. Именно поэтому они продолжали вести агитацию и пропаганду среди крестьян, рабочих, учащейся молодёжи и армии.

«Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия и стояла за индивидуальный террор. «Н.в.» была централизованной конспиративной партией с одним центром – Исполнительным комитетом, с общими для всех организационной программой и тактикой. Она охватила не только столичные кружки, но и провинциальные группы. Народовольцы вели пропагандистскую и агитационную работу среди рабочих, учащихся, интеллигенции, создавая из них специальные организации партии. Главной задачей Исполкома являлись захват власти и убийство царя.

Раскол отразился и на беларуских организациях «Земли и воли». Окончательному разграничению содействовали приезды в Беларусь в 1879-1880гг. нескольких видных деятелей обеих партий. Для многих минских народников решающими стали приезды в Минск Плеханова, который на сходе кружковцев объяснил позицию «Чёрного передела» и остерегал молодёжь от увлечения террорам и политической борьбой. Большая часть народников Минска сначала присоединилась к «Чёрному переделу». Центром для последователей этой партии в Беларуси стал Минск. Минчане наладили связь с Вильной, Витебском, Могилёвом и др. городами. Не без их помощи часть гродненского кружка также присоединилась к партии «Чёрный передел». С весны 1881 года, после провала в Петербурге, в Минске начала работать подпольная типография «Чёрного передела». Тексты для набора привозил из Петербурга народник А. П. Буланов. Типография просуществовала до конца 1881 года. За это время там были напечатаны 3, 4 и 5-й номера «Чёрного передела», с 3 по 6 номера газеты для рабочих «Зерно», а также две прокламации. Про существование типографии полиция узнала только тогда, когда в Москве начались аресты чёрнопередельцев и были выявлены адреса многих революционеров провинции.

Аресты чернопередельцев в Москве, Петербурге, разгром типографии в Минске (в конце 1881года), вынужденная эмиграция ёе руководителей отрицательно отразились на настроении членов организации Беларуси, большая часть которых перешла на позиции «Народной воли».

26 августа 1879г. Исполком «Народной воли» вынес смертный приговор Александру ІІ. Было несколько покушений на царя. 1 марта 1881 года, бомбой, брошенной уроженцем Минской губерни Гриневицким, был убит Александр ІІ. Однако вспышки народной революции не произошло, да и не могло произойти в тех условиях. За цареубийство приговорены к смертной казни и публично повешены на Семёновском плацу в Петербурге А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Т. М. Михайлов, Н. И. Кибальчик и Н.И. Русаков. Последней попыткой использовать террор было неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 году группой петербургских студентов с участием старшего брата В.И. Ленина А. Ульянова.

В Беларуси переходу на сторону «Народной воли» чернопередельцев содействовал приезд московских народовольцев. Их задача заключалась в образовании из разрозненных местных народнических кружков единой региональной организации Беларуси и Литвы. В начале 1882 года такая организация была создана под названием «Северо-западная организация «Народной воли». Её руководящий центр находился в Вильно. Организация объединяла народнические кружки Минской, Могилёвской, Витебской, Гродненской, Виленской и ковенской губерний. Деятельность центральной группы была направлена на создание новых групп, сбор средств для партии, организацию подпольной типографии. В конце 1882 года центральная группа практически перестала действовать, т.к. полиция арестовала её членов. Тем не менее, местные кружки не были раскрыты. Они продолжали свою деятельность в Гродно, Минске, Витебске, Пинске, Могилёве, Горках и вели работу среди учащихся, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих Беларуси.

В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Относительно социально-экономических взглядов «Гоман» был типичной народнической организацией народовольческого направления. Её члены надеялись на коммунистические инстинкты крестьян, считая, что в Беларуси «общинная склонность ещё очень жива в народе и его экономические идеалы и стремление к миру чрезвычайно пропитаны духам коллективизма». Как и народники, гомоновцы не видели социального расслоения в деревне. Вслед за «Народной волей» «Гомон» признавал необходимость политической борьбы, выступал за свержение самодержавия, видел в объединении все революционных сил России единственных путь спасения родины. В программных документах этой организации много внимания уделялось национальному вопросу. Именно гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании беларуской нации. Гомоновцы исходили из принципа признания равноправия всех народов и их права на самоопределение. На этом принципе основывалась и официальная программа «Народной воли». Будущую свободную от социального и национального гнёта Россию они представляли как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учредительным собранием. Беларуская социально-революционная группа, как называли себя гомоновцы, связывалась со студенческими организациями России, кружками Витебска, Могилёва и Минска. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было связано с тем, что в это время беларуское народничество, так же как и российское, переживало кризис, сходило с исторической сцены и уступало дорогу марксизму.

Реформаторы-народники пополнили ряды партий либеральной направленности, а революционные народники – социально-революционные партии.

Источник: StudFiles.net

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели и задачи работы.

Цель данной работы состоит в рассмотрении основных направлений в идеологии народничества.

Дать определение понятию «монголо-татарское иго» Дать определение влияния иго на русскую историю.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. рассмотреть основные направления в идеологии народничества;стр.2

2. дать характеристику пропагандистскому направлению народничества; стр.7

3. дать характеристику анархическому (бунтарскому) направлению народничества; стр.9

4. дать характеристику заговорщическому направлению народничества;стр.11

5. дать определение понятию «монголо-татарское иго»; стр.12

6.охарактеризовать влияние «монголо-татарское иго» на политическое и социально-экономическое развитие русских земель; стр.13

7.Вывод. стр.17

8.Список использованной литературы. стр.18

Объект исследования — народничество 1870-х гг.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением народничества 1870-х гг.

Основная часть

Глава 1. Основные направления в идеологии народничества.

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. разработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись:

отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России;

стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме;

лишь в солидарном и справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности;

идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму;

представление о русском крестьянине как о человеке будущего, «социалисте по природе»;

критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности.

В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции».

В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения (идеологических направления) — пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Пропагандистское

П.Л. Лавров

Анархическое (бунтарское)

М.А. Бакунин

Заговорщическое

П.Н. Ткачёв

Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, принося революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создать революционную организацию

Крестьянин по своей природе — бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию. Государство — это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства создаётся Союз самоуправляющихся общин

Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов. Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок революции

В отличие от Бакунина Лавров считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только довести «до минимума несравненно меньшего, чем те минимумы, которые представляла предшествующая история». Государство будет сведено к «минимальному минимуму» по мере нравственного воспитания общества, утверждения солидарности (чем меньше в обществе солидарности, тем могущественнее государственный элемент).

Главные положения («боевой крик») рабочего социализма Лавров определял следующим образом: «Прекращение эксплуатации человека человеком. Прекращение управления человека человеком. В последней формуле, конечно, слово «управление» должно быть .понято не в смысле добровольного подчинения одной личности в данном случае руководству другой, — пояснял Лавров, — но в смысле принудительной власти одной личности над другою».

Полемизируя с «якобинской теорией» Ткачева, Лавров писал, что «всякая диктатура портит самых лучших людей… Диктатуру вырывает из рук диктаторов лишь новая революция». И все же для построения социализма, по Лаврову, необходима государственная власть как форма руководства коллективной деятельностью и применения насилия к внутренним врагам нового строя.

Существенные разногласия Лаврова и Бакунина сводились к тому, что если первый считал государство только средством для достижения социальных целей, то второй замечал склонность государства становиться самоцелью; возражения Бакунина, как отмечено, вызывало также намерение Лаврова строить новое общество по разработанному научному плану, предпослав народной револю-ции неопределенно-продолжительный период пропаганды.

Теоретиком народничества был также Петр Никитич Ткачев (1844—1885). С 1875 г. он издавал (В Женеве) журнал «Набат» с эпиграфом: «Теперь, или очень нескоро, быть может — никогда!»

В отличие от других народников Ткачев утверждал, что в России уже нарождаются формы буржуазной жизни, разрушающие «принцип общины». Сегодня государство — фикция, не имеющая корней в народной жизни, писал Ткачев, но завтра оно станет конституционным и получит могучую поддержку объединенной буржуазии. Поэтому нельзя терять время на пропаганду и подготовку революции, как предлагают «пропагандисты» (сторонники Лаврова).

«Такие минуты не часты в истории, — писал Ткачев о состоянии России. — Пропустить их — значит добровольно отсрочить возможность социальной революции надолго, — быть может, навсегда». «Революционер не подготовляет, а «делает» революцию». Вместе с тем Ткачев считал бесполезным звать народ к бунту, особенно во имя коммунизма, который чужд идеалам русского крестьянства. Вопреки мнению «бунтарей» (сторонников Бакунина) анархия — идеал далекого будущего; она невозможна без предварительного установления абсолютного равенства людей и воспитания их в духе всеобщего братства. Сейчас анархия — нелепая и вредная утопия.

Задача революционеров, по мнению Ткачева, в том, чтобы ускорить процесс общественного развития; «ускориться же он может лишь тогда, когда передовое меньшинство получит возможность подчинить своему влиянию остальное большинство, т.е. когда оно захватит в свои руки государственную власть».

Партия умственно и нравственно развитых людей, т.е. меньшинство, должна получить материальную силу путем насильственного переворота, утверждал Ткачев. «Ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Но захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть еще революция. Это только ее прелюдия. Революция осуществляется революционным государством».

Необходимость революционного государства, руководимого партией меньшинства, Ткачев объяснял тем, что коммунизм не является народным идеалом крестьянства в России. Исторически сложившийся строй крестьянской общины создает лишь предпосылки коммунизма, но путь к коммунизму неизвестен и чужд народному идеалу. Этот путь знает только партия меньшинства, которая при помощи государства должна исправить отсталые представления крестьянства о народном идеале и повести его по дороге к коммунизму. «Народ не в состоянии построить на развалинах старого мира такой новый мир, который был бы способен прогрессировать, развиваться в направлении коммунистического идеала, — писал Ткачев, — поэтому при построении этого нового мира он не может и не должен играть никакой выдающейся, первенствующей роли. Эта роль и это значение принадлежат исключительно революционному меньшинству».

Ткачев оспаривал распространенное среди народников мнение о развращающем влиянии власти на государственных деятелей:

Робеспьер, Дантон, Кромвель, Вашингтон, обладая властью, не стали от этого хуже; что касается наполеонов и цезарей, то они были испорчены задолго до их прихода к власти. Достаточной гарантией служения благу народа, по мнению Ткачева, станут коммунистические убеждения членов правящей партии.

При помощи революционного государства правящая партия будет подавлять свергнутые классы, перевоспитывать консервативное большинство в коммунистическом духе и проводить реформы в области экономических, политических, юридических отношений («революция сверху»). В числе этих реформ Ткачев называл постепенное преобразование общин в коммуны, обобществление орудий производства, устранение посредничества при обмене, устранение неравенства, уничтожение семьи (основанной на неравенстве), развитие общинного самоуправления, ослабление и упразднение центральных функций государственной власти.

Все эти теории сосуществовали в народнической среде переплетаясь. Однако в целом вначале преобладали романтические бунтарские взгляды, затем они сменились надеждами на пропаганду, а на поздних этапах своего развития революционное народничество склонилось к заговору и индивидуальному террору. Все народники делали ставку на простых людей, в первую очередь, крестьян, в меньшей степени, рабочих. Хождения в народ как раз представляли собой движения в деревню с попыткой объяснить крестьянам весь ужас их положения и поднять их на борьбу. Только вот, крестьянам были чужды уговоры интеллигенции…

Глава 2. Пропагандистское направление народничества.

Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи:

интеллигенция смогла умственно развиться, т. к. была освобождена от физического труда, который выполнял забитый и необразованный народ. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

народ, крестьянство, не готово к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции — длительная пропаганда идеи социализма в народе, ибо без нее выступления масс примут крайне насильственные, бунтарские формы и могут привести лишь к изменениям форм собственности и власти, а не к установлению гуманных социалистических отношений;

внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции, свести к минимуму ее неизбежные насильственные формы;

для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма;

после победы народа необходимо сохранение «государственного элемента», роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений;

социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

Интеллигенция должна «идти в народ», говорил Лавров, просвещать его, готовить к будущей революции. Крестьянин по своей природе — бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию.

В 1874 г. началось массовое движение, в котором приняли участие тысячи молодых людей, — «хождение в народ». По официальным данным, пропагандой были охвачены 37 губерний Европейской России. Впервые лозунг «В народ!» выдвинул А.И.Герцен в связи со студенческими волнениями 1861. Переходя из деревни в деревню, они раздавали пропагандистскую литературу, вели разговоры с крестьянами, убеждали их, что «более терпеть нельзя». Одевались молодые пропагандисты в крестьянскую одежду и говорить пытались так, как должен был, по их мнению, говорить простой народ. Нет ничего удивительного в том, что деревня встретила их настороженно: она с подозрением относилась к чужакам, да и их призывы показались странными, опасными. «Да ведь земля божия? Общая?» — спрашивал крестьян видный впоследствии народник Н. А. Морозов. «Божия там, где никто не живет. А где люди, там она человеческая», — слышал неожиданно в ответ. Участников движения встретил совсем не тот народ, о котором они знали из книг и брошюр. К осени 1874 г. «хождение в народ» пошло на убыль, затем последовали правительственные репрессии.

Источник: works.doklad.ru

У истоков идеологии народничества стояли Н. Г. Чернышевский и А. И. Герцен (см. Революционеры-демократы 50—60-х гг. XIX в.) Свое законченное выражение она обрела в работах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, теоретики народничества возлагали особые надежды на Россию. Они рассматривали крестьянскую общину как зародыш социализма, как залог относительно быстрого и безболезненного перехода к новому строю. Народников особенно привлекала возможность достичь социализма, минуя капитализм, избежав пролетаризации крестьянства и образования класса буржуазии. Для того чтобы решить поставленную задачу, достаточно передать крестьянам все пахотные земли и другие угодья, избавить их от непосильных налогов, освободить от контроля со стороны административно-полицейских органов.

Сходясь в основных теоретических положениях, ведущие идеологи народничества предлагали различные пути для их претворения в жизнь. Бакунин видел такой путь в крестьянской революции, которую нужно было начать как можно скорее, тем более что крестьяне, считал он, к ней готовы. Сторонники взглядов Бакунина составляли бунтарское направление в революционном народничестве.

Лавров также поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную привлечь к ней народные массы. Но в отличие от Бакунина он считал, что нужна напряженная пропагандистская работа, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством. Сторонники Лаврова составили пропагандистское направление.

И наконец, Ткачев, главный теоретик заговорщического направления, исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией, по существу, непреодолим. В условиях самодержавно-бюрократического строя поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину должна освободить интеллигенция, полагаясь на собственные силы: организовать заговор, захватить путем вооруженного переворота государственную власть и сверху провести необходимые преобразования.

В конце 1860 — начале 1870-х гг. в России в молодежной студенческой среде возник целый ряд кружков, находившихся под влиянием идеологии революционного народничества. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ» молодежи под бакунинскими лозунгами. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не задалось; все их призывы встречали в крестьянской среде недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. К тому же это движение было стихийным, плохо организованным. Местные власти и политическая полиция легко разгромили его.

С 1875 г. революционеры повели более планомерную и продуманную пропаганду в деревне. Они организовали сельскохозяйственные колонии, устраивались на работу в земства, волостные правления, попытались установить личный контакт с крестьянами, завоевать их уважение и доверие. В 1876 г. возникла «Земля и воля» — организация, игравшая в этой пропагандистской деятельности роль координационного центра. Отказавшись от идеи стихийного бунта, народники стремились создать в деревне опорные пункты для организованного восстания. Однако никаких серьезных результатов они не достигли.

Постоянные неудачи заставляли революционную интеллигенцию искать новые пути. В 1879 г. происходит идейный, а затем и организационный раскол «Земли и воли». Она распалась на две новые организации — «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел» с Г. В. Плехановым остался на старых, «землевольческих» позициях, пытаясь путем пропаганды подготовить крестьянскую революцию; его деятельность оказалась бесплодной. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу за преобразование государства. С точки зрения народовольцев, предшествующие неудачи обусловливались деспотическим характером государственного строя, тем, что отсутствие свободы слова, печати, собраний, беззаконные репрессии со стороны власти делали невозможной организацию планомерной социалистической пропаганды. Следовательно, прежде всего необходимо было добиться свержения самодержавия. При этом народовольцы не отказывались от поиска опоры в массах и по-прежнему придавали большое значение пропаганде своих идей среди крестьянства, рабочих, в армии. Однако очень скоро главным средством их борьбы с властью стал индивидуальный террор: с его помощью они надеялись дестабилизировать, развалить существующий строй (см. Террор).

«Народная воля» собрала в свои ряды ярких, незаурядных людей — А. И. Желябова, А. Д. Михайлова, Н. А. Морозова, С. Л. Перовскую, В. Н. Фигнер и др. Они создали немногочисленную, но очень сильную, дисциплинированную, великолепно законспирированную организацию. Предприняв ряд террористических актов против различных представителей власти, народовольцы постепенно все свои силы сконцентрировали на убийстве царя. В 1879—1880 гг они совершили ряд неудачных покушений на Александра II, в том числе и взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г.

На протяжении 1870-х гг. правительство постоянно усиливало репрессивные меры. В ходе судебных процессов выносились самые суровые приговоры. Власть начала прибегать к смертной казни. С 1871 г. в России была введена административная высылка: подозреваемых в революционной деятельности высылали без судебного разбирательства. Однако против «Народной воли» все эти меры не срабатывали. К тому же репрессивная политика правительства, ломавшая судьбы сотен людей, нередко имевших лишь косвенное отношение к революционной деятельности, озлобляла общество и создавала благоприятную атмосферу для деятельности подполья.

В этих условиях власть прибегла к экстраординарным мерам. 12 февраля 1880 г. была образована «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с М. Т. Лорис-Меликовым, попытавшимся вести более гибкую политику. Так, он продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем, причем благодаря реформе политического сыска добился в этом деле серьезных успехов: во второй половине 1880 — начале 1881-х гг. были арестованы лидеры «Народной воли». В то же время Лорис-Меликов счел нужным пойти на некоторые уступки обществу, с тем чтобы привлечь на сторону правительства его «благомыслящую часть». Он провел ряд мер, смягчавших цензуру печати и произвол местной администрации в отношении земских органов, представил царю проект, названный впоследствии «Конституция» Лорис-Меликова (см. Александр II и реформы 60—70-х гг. XIX в.). Народовольцев деятельность Лорис-Меликова не удовлетворяла ни в малейшей степени. Они организовали очередное покушение на Александра II. 1 марта 1881 г. царь был убит. Ультиматум, предъявленный народовольцами Александру III, содержал целый ряд требований, главным из которых был созыв «представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни». В противном случае «Народная воля» угрожала продолжением террора. В ответ новый царь в апреле 1881 г. опубликовал манифест «О незыблемости самодержавия», свидетельствовавший о его стремлении отказаться от реформаторского курса (см. Александр III и контрреформы 80—90-х гг. XIX в.). «Конституция» Лорис-Меликова была отклонена, сам он ушел в отставку. В то же время политической полиции удалось с помощью провокатора С. П. Дегаева разложить «Народную волю» изнутри, а затем в 1882 г. окончательно разгромить ее. Пятеро народовольцев — А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Рысаков, Т. М. Михайлов, Н. И. Кибальчич были повешены.

Народовольческие традиции находили немало последователей среди русской интеллигенции и в последние десятилетия XIX в. Однако при хорошо организованной и профессионально действовавшей политической полиции террористические группы были обречены: охранка, как правило, ликвидировала их в стадии становления, не дав приступить к серьезным действиям. И все же, несмотря на неудачи, революционные народники пытались создать крупную единую организацию, осмыслить причины своих поражений, разработать более действенную программу борьбы за свои идеалы. К концу XIX в. их деятельность заметно активизировалась, возникли региональные организации с центрами в Москве, Минске, Киеве, послужившие впоследствии основой для создания общероссийской «Партии социалистов-революционеров».

В отличие от более раннего этапа народнического движения в 1880 — начале 1890-х гг. главным направлением стало либеральное, а не революционное. Его представители В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон, И. И. Каблиц, разделяя основные положения народнической идеологии, рассчитывали на возможность мирного движения в этом направлении — через организацию финансовой помощи крестьянству, ликвидацию крестьянского малоземелья, улучшение условий аренды и т. п. Именно в среде либерального народничества возникла популярная в те времена «теория малых дел», нацеливавшая интеллигенцию на ежедневную будничную работу, направленную на улучшение положения крестьянства: в земских школах, больницах, волостных правлениях и т. п. Представители либерального народничества составили самую значительную часть «идейной» земской интеллигенции. От либералов, с которыми им приходилось работать в земстве, либеральные народники отличались прежде всего тем, что для них первостепенное значение имели социально-экономические преобразования, а политические (введение конституции, политических свобод) — второстепенное.

Источник: yunc.org

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.