Хронологические рамки смуты


СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов, вынесен в заголовок сочинения Григория Котошихина (Смутное время). В 19– начале 20 в. попал в исследования о Борисе Годунове, Василии Шуйском.


советской науке явления и события начала 17 в. классифицировались как период социально-политического кризиса, первой крестьянской войны (И.И.Болотникова) и совпавшей с ней по времени иностранной интервенции, но термин «смута» не использовался. В польской исторической науке это время именуется «Димитриада», поскольку в центре исторических событий стояли Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Лжедмитрий III – поляки или сочувствовавшие Речи Посполитой самозванцы, выдававшие себя за спасшегося царевича Дмитрия.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558–1583: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19– начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Хронологические рамки Смуты определяются, с одной стороны, смертью в Угличе в 1591 царевича Дмитрия, последнего представителя династии Рюриковичей, с другой – избранием на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1613, последующими годами борьбы с польскими и шведскими захватчиками (1616–1618), возвращением в Москву главы русской православной церкви патриарха Филарета (1619).

Первый этап


Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601–1602 и последовавший за ним голод стали причиной вначале первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка). К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.

В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском вступил в Россию. На его сторону перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. В апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Однако боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.


К лету 1606 по стране распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло восстание под главенством беглого холопа Ивана Болотникова, к нему присоединились крестьяне, стрельцы, дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение. Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.

Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II (происхождение не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву.

Второй этап

Смуты связан с расколом страны 1609: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.


В июле 1610 Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к «Семибоярщине», правительству, подписавшему в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

Третий этап

Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, кн. Д.Т.Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин, формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам – взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.


Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый кризис был разрешен, хотя экономические последствия Смуты – разорение и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора десятилетия.

Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.


Наталья Пушкарева

Источник: www.krugosvet.ru

   «Смута» — это тяжелейший политический и социально-экономический кризис, разразившийся в России в начале XVII века. По мнению ряда историков, Смута была первой гражданской войной в истории нашей страны.

Хронологические рамки Смуты: — начало — прекращение династии Рюриковичей в 1598 г., окончание — избрание царем Михаила Романова в 1613 г.

Причины Смутного времени:

  • внутриполитические — династический кризис, связанный с прекращением «законной» династий Рюриковичей и недостаточной авторитетностью новой династии Годуновых. В этот период наследственная самодержавная монархия была превращена в монархию выборную.
  • внешнеполитические — стремления римской католической церкви подчинить себе православие; интриги польского правительства, желавшего ослабить Россию. Эти силы поддерживали самозванцев политически и материально, предоставляли военные отряды. Польская интервенция придала смуте тяжелый характер и продолжительность. Существовала реальная угроза утраты Россией государственной самостоятельности и раздела ее территории между западными странами.   

  • экономические — тяжелейший экономический кризис, связанный с неурожаями и голодом 1601 – 1603 гг., привел к резкому росту цен на продовольствие и недовольству широких масс населения. Правительство Годунова, несмотря на ряд принятых мер, с ситуацией не справилось.
  • социальные — антикрепостнические настроения среди крестьян, стремление вернуть старые порядки, существовавшие до 1603 г.; чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Социальные низы впервые принимают участие в борьбе за верховную власть.   
  • нравственные — падение в русском обществе нравственных начал.

          Все эти причины действовали в совокупности и привели к дестабилизации обстановки в стране.

Этапы Смуты:

1-й этап  (1598 – 1606гг.)— борьба за московский престол.

В январе 1598 г. после смерти царя Федора не осталось законных наследников престола. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, однако положение нового царя было непрочным, бояре плели против него интриги. Являясь первым в русской истории выборным монархом, Годунов зарекомендовал себя не столько самодержцем, сколько популистом-временщиком, не уверенным в себе и боящимся открытых действий. Годунов добивался расположения дворянства, раздаривая незаслуженные привилегии и давая громкие обещания, в то же время упорно укрепляясь у власти за счет тайного надзора и доносительства, а также неафишируемых репрессий, то есть за счет тех же беззаконий, что были присущи опричнине.


          В правление Бориса Годунова происходит постепенное прикрепление крестьян к земле, запрет крестьянского выхода. Одной из причин этого было стремление предотвратить запустение центра страны вследствие расширяющейся колонизации и оттока населения на окраины. С другой стороны, запрет был проявлением сословной политики, охранявшей интересы помещиков и не считавшейся с интересами крестьян. В целом, введение крепостного права,  усилило социальное напряжение в стране.

          Отношение многих современников и позднейших историков к личности Годунова отрицательно. Он считался «заказчиком» убийства в 1891 г. в Угличе младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, который был наследником престола. Однако существует версия и в пользу непричастности Годунова к этому преступлению. В этом случае личность царя Бориса предстает как одна  из трагичных и незаслуженно скомпрометированных в русской  истории.

          Правительство Годунова отрицало убийство царевича Дмитрия и признала его смерть нечаянным самоубийством, однако в обществе  распространился слух, будто царевичу удалось спасти и он жив.

Ключевые даты:

1598 – 1605 гг. – правление Бориса Годунова.

Июнь 1605  г. – Боярская Дума переходит на сторону Лжедмитрия I, гибель сына Бориса Федора Годунова и его матери; торжественный въезд в Москву    Лжедмитрия I.


Июнь 1605 – май 1606 гг. — правление Лжедмитрия I.

17 мая 1606 г.— свержение Лжедмитрия I. Он был нужен боярам для свержения Годунова, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Когда самозванец сделал свое дело, он стал не нужен и был убит. На престол вступил князь Василий Шуйский.

2-й этап  (1606–1610 гг.) – разрушение государственного порядка.

Характеризуется существованием в стране двух альтернативных центров власти: Василий Шуйский в Москве и Лжедмитрий II в Тушине, началом открытой польско-шведской интервенции; полной анархией в стране.

1606 – 1610 гг. — правление Василия Шуйского. Выполняя волю бояр, Шуйский принес присягу и обязался править по закону, а не по царской прихоти. Независимо от личных качеств нового правителя, это был первый в России договор царя и общества. Однако новые политические идеи не успели одержать верх в условиях разгулявшейся народной стихии. Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, «без воли всея земли», народное сознание отказалось признать его царем. Воцарение Шуйского стало поворотным пунктом в истории Смуты, поскольку с этого времени из Смуты в высших слоях московского общества она принимает характер Смуты народной.

Ключевые даты:

Июль 1606 – сентябрь 1607 гг. — восстание И. Болотникова. Он призывал истребить бояр и овладеть «женами их, и вотчинами, и поместьями».


Июнь 1608 г. — Лжедмитрий II захватывает Тушино, формируется второй центр власти со своей Боярской Думой, армией и патриархом.

17 июля 1610 г. — свержение Василия Шуйского, начало правления Семибоярщины, полная анархия в стране. Поляки предъявили открытые претензии на московский престол. В августе 1610 г. одна из боярских группировок «организовала» присягу польскому королевичу Владиславу, который потом еще 24 года считал себя «законным Московским государем», хотя не выполнил главного условия бояр — не принял православия.

3-й этап (1610–1613 гг.) – восстановление государственности в России. Характеризуется открытой иностранной интервенцией, возникновением угрозы национальной независимости России, антинациональной политикой Семибоярщины, деятельностью I и II народного ополчения, выборами нового царя на Земском Соборе. К концу 1611 г. Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство, управляющее страной от имени «государя, царя Владислава Жигимонтовича всея Руси», было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Постепенно становилось ясно, что решение проблем невозможно только в местных рамках, зрело понимание необходимости общерусского движения. Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание национального единства не исчезло — напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь. В этом отношении выдающуюся роль  сыграл патриарх Гермоген.

Ключевые даты:

Март – июль 1611 г. — I народное ополчение, во главе которого стояли  Трубецкой,  Заруцкий, Ляпунов. Оно состояло в основном из казаков и дворян; взять Москву они не смогли.

Осень 1611 г. — организация II народного ополчения (Минин и Пожарский). Призыв Козьмы Минина — не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело — имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному и гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что историк С.М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения». Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно — не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела.

26 октября 1612 г. — капитуляция польского гарнизона после длительной осады.

21 февраля 1613 года государственная власть в стране восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку новый царь и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу.

Последствия Смуты:

  •  политические — временное ослабление центральной власти, рост влияния Земских Соборов, но в долгосрочной перспективе неизбежно было развитие страны по пути усиления центральной власти, так как большинство населения устало от безвластия и жаждало «твердого порядка», пусть и в ущерб их правам;
  •  экономические — тяжелейший кризис, разруха, потеря 1/3 национального богатства и 1/4 населения, восстановительный период длился до 50-х гг. XVII века.
  •  социальные — временное приостановление закрепощения, восстановление Юрьева дня.
  •  международные – падение престижа России, существенные территориальные потери. Швеции отошли побережье Финского залива и Карелия, к Польше — Смоленская, Черниговская и Новгород-Северская земли. Польский королевич Владислав продолжал претендовать  на русский престол.

Важный итог Смуты состоит в том, что она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. Был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, православие как идеология.

Понятия:

Войсковой круг —  общевойсковое собрание у донских казаков (у украинских — Сечевая Рада). Решал вопросы войны и мира, организации военных походов, дележа военной добычи, выбора атаманов и других должностных лиц. Являлся высшим органом власти и высшей судебной инстанцией. Возник в XV в. и существовал до XVII в. как демократический институт казачьего управления.

Дикое поле —  историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в XVI – XVII  вв. казачеством, а также беглыми крестьянами и холопами.

Дуван – у казаков — военная добыча. С момента зарождения казачества походы «за зипунами» являлись одним из главных источников существования казачьих сообществ. Все захваченное добро и трофеи складывались в общий котел и передавались на хранение в войсковую казну. По окончании похода казаки собирались вместе «дуван дуванить» — производить дележ. Доля каждого зависела от отличия и степени личного участия в боях, учитывалось также пребывание на выборных войсковых должностях во время похода. Часть добычи жертвовалась православным монастырям и церквям; туда же на переплавку на колокола отдавались разбитые трофейные пушки. Существовало нерушимое правило: «Без атамана дуван не дуванят». 

Казаки – особая социальная и  историческая общность людей, которая несла военную службу на границах России. В XVI-XVII вв. казаки были вольными, они имели свою автономию и свою особую политическую организацию. Центрами вольного казачества являлись реки Днепр, Дон, Яик (Урал) с прилегающими степными просторами. Война играла исключительное значение в жизни казаков.

Самозванцы – те, кто присвоил чужое имя, звание. Появлялись и имели наибольшее значение в русской истории XVII и XVIII вв. Причиной их  появления было неудовольствие, господствовавшее в то время преимущественно в низшем, прикрепленном к земле населении. Неудовольствие, выражавшееся в мятежах, начиналось на окраинах и проявлялось только тогда, когда среди недовольных появлялась вооруженная сила в лице казачества, призывавшая их к действию под знаменем ложного царя. Казачество, бывшее сборищем людей, недовольных существующим строем, бежавших или изгнанных из государства, не хотело добровольно лишиться свободы, когда окрепшая центральная власть захотела их подчинить. В борьбе с государством казачество выставляет самозванцев и волнует мирное, невооруженное население страны. Лишь те самозванцы имеют успех, которые являлись среди казаков или опирались на них.

«Семибоярщина» —  боярское правительство (7 человек) в России в 1610-1612 гг. Передало фактическую власть полякам; ликвидировано Вторым ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.     

«Тушинский вор»– Лжедмитрий  II (? — 1610)  самозванец неизвестного происхождения. С 1607 г. выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608-09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.

 

Источник: students-library.com

Первый период Смутного времени – хронологическая таблица

Борьба за московский престол (от воцарения Бориса Годунова до убийства Лжедмитрия I)

 

1598 – Смерть царя Фёдора Иоанновича, конец династии Рюриковичей. Земский собор избирает на царство Бориса Годунова (1598-1605).

1600 – Первые слухи о спасении царевича Дмитрия. Заточение Годуновым бывшего воспитателя Дмитрия, Богдана Бельского. Польское посольство Льва Сапеги в Москву (конец 1600 – начало 1601) и его интриги в среде недовольных Годуновым бояр.

1601 – Голодные годы в России (1601-1603). Заточение соперничающих с Годуновым братьев Романовых. Закон о запрете вывоза крестьян от мелких к крупным владельцам.

1603 – Бои под Москвой с шайкой Хлопка Косолапа. В Польше семья Вишневецких выдвигает самозванца Лжедмитрия I.

1604 – Встреча Лжедмитрия I с польским королём Сигизмундом III в Кракове (март). Переход самозванца в католицизм и вторая его встреча с королём (апрель). Вступление отрядов Лжедмитрия I в Московское государство (осень). Занятие ими Чернигова, Путивля, Курска, Белгорода, Ливен. Осада Самозванцем Басманова в Новгороде-Северском и разгром (21 декабря) двинутой на помощь Басманову армии Ф. Мстиславского.

Лжедмитрий I

 

1605 – Поражение Самозванца при Добрыничах (20 января) и бегство его в Путивль. Неудачная осада Рыльска и Кром воеводами Годунова. Смерть царя Бориса Годунова (13 апреля). Переход армии Басманова на сторону Самозванца (7 мая). Поход Лжедмитрия к Москве через Орёл и Тулу. Чтение Плещеевым и Пушкиным грамоты Самозванца в Москве и арест москвичами царя Федора Борисовича (1 июня). Убийство царя Федора и его матери (10 июня). Въезд Лжедмитрия I в Москву (20 июня). Его венчание на царство (21 июля)

1606 – Приём Лжедмитрием папского посольства Рангони в Москве (февраль). Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек (8 мая). Боярский мятеж в Москве и убийство Самозванца (17 мая).

 

Второй период Смутного времени – хронологическая таблица

Разрушение государственного порядка (правление Василия Шуйского)

 

1606 – Воцарение Василия Шуйского. Крестоцелование нового царя о том, что все важнейшие дела он будет вершить лишь по совету с боярами. Выступление против Шуйского Болотникова и ополчения Ляпуновых. Взяв село Коломенское (октябрь), Болотников пробует осаждать Москву. Ссора дворянской и крестьянской армий у Москвы, переход Ляпуновых на сторону Шуйского (15 ноября). Разгром Болотникова в бою у деревни Котлы (2 декабря) и бегство его от Москвы в Калугу.

Битва войска Болотникова с царской армией. Картина Э. Лисснера

 

1607 – Прорыв Болотникова из Калуги к Туле, его планы вновь идти на Москву (весна). Осада Болотникова в Туле (30 июня – 1 октября) и подавление его мятежа. Появление Лжедмитрия II в Стародубе; занятие им Брянска, Козельска и Орла.

1608 – Поход Лжедмитрия II на Москву и занятие им Тушина (начало июля). Начало осады Троице-Сергиевой Лавры Сапегой (23 сентября).

1609 – Первая попытка низложения Шуйского в Москве (Г. Сумбулов и В. Голицын, 17 февраля). Союз царя Василия со шведами на условиях уступки тем Корелы (конец февраля). Атаки тушинцев на Москву (июнь). Поход Михаила Скопина-Шуйского и Делагарди от Новгорода к Москве с целью освободить её от осады Лжедмитрием II. Взятие ими Твери (13 июля) и Переяславля. Польский король Сигизмунд III объявляет войну России и осаждает Смоленск (с 16 сентября).

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Парсуна (портрет) XVII века

 

1610 – Отступление Сапеги от Троице-Сергиевой лавры (12 января). Распад тушинского лагеря. Договор бывших тушинцев с Сигизмундом о признании русским царём королевича Владислава на условиях, ограничивающих его власть (4 февраля). Бегство Лжедмитрия II в Калугу (февраль). Смерть Скопина-Шуйского (23 апреля). Победа польского гетмана Жолкевского над русскими войсками у Клушина (24 июня). Возвращение Лжедмитрия II к Москве (11 июля). Низложение Шуйского (17 июля).

(Подробнее – см. в статье Василий Шуйский – кратко)

 

Источник: rushist.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.