Хазарское ханство

Хазарский каганат

  ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ, ХАЗАРИЯ — государство, существовавшее в VII-X вв. на Северном Кавказе, в междуречье Волги и Дона.

  Сложилось на территории, заселенной тюркскими прикаспийскими кочевыми племенами, которые в VI в. вторглись в Восточное Предкавказье. Возможно, название "хазары" восходит к тюркской основе "каз" — кочевать.

  Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского п-ова, находились в зависимости от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. В 1-й четв. VII в. сложилось самостоятельное Хазарское государство.

  В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили Великую Болгарию и образовали каганат.


д властью верховного правителя — кагана — находилось множество племен, а сам титул приравнивался к императорскому. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской, персидской и византийской литературе. Хазары упоминаются и в русских летописях. Важные сведения о6 истории Хазарского каганата содержит относящееся к X в. письмо хазарского царя Иосифа главе испанской еврейской общины Хасдаю ибн Шафруту.

  Хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начались периодические вторжения хазар и союзных им племен кавказских алан в район Дербента. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммед взял столицу Хазарии — Семендер, а каган, спасая свою жизнь, дал клятву принять ислам, однако не сдержал слово. Как гласит хазарская легенда, после того как в Хазарию из Хорезма и Византии прибыли еврейские купцы, некий хазарский князь Булан принял иудаизм.

  Его примеру последовала и часть хазар, живших на территории современного Дагестана.

  Хазарский каганат населяли кочевые племена. Территория собственно Хазарии — Западно-Прикаспийские степи между рр. Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Здесь археологами найдены курганные захоронения хазарских воинов. Академик Б.А. Рыбаков высказал предположение, что Хазарский каганат был небольшим государством в низовьях Волги, а славу свою приобрел благодаря очень выгодному положению на Волго-Балтийском торговом пути. Его точка зрения основана на свидетельствах арабских путешественников, которые сообщали, что хазары ничего сами не производили и жили за счет товаров, привозимых из соседних стран.


Хазария

  Большинство ученых считают, что Хазарский каганат был огромным государством, под властью которого более двух веков находилась половина Восточной Европы, в том числе и многие славянские племена, и связывают его с ареалом салтово-маяцкой археологической культуры. Хазарский царь Иосиф западным рубежом своего государства называл крепость Саркел на Нижнем Дону. Кроме нее известны хазарские гг. Баланджар и Семендер, которые находились на pp. Терек и Сулак, и Атиль (Итиль)1 в устье Волги, но эти города археологами не найдены.

  Основное занятие населения Хазарии — скотоводство. Система социальной организации называлась "вечный эль", центром ее была орда — ставка кагана, который "держал эль", т.е. возглавлял союз племен и родов. Высшее сословие составляли тарханы — родовая аристократия, знатнейшими среди них считались выходцы из рода кагана. Охранявшая властителей Хазарии наемная стража состояла из 30 тыс. мусульман и "русов".


  Изначально государством правил каган, но постепенно ситуация изменилась. "Заместитель" кагана — шад, который командовал войском и ведал сбором налогов, стал соправителем с титулом каган-бек. К нач. IX в. власть кагана стала номинальной, а сам он считался священной особой. Он назначался каган-беком из представителей знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько лет он хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным, иначе — его убивали. Кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, так как считалось, что он потерял свою магическую силу.

  IX век стал временем расцвета Хазарии. В кон. VIII — нач. IX вв. потомок князя Булана Обадия, став во главе каганата, провел религиозную реформу и объявил иудаизм государственной религией. Несмотря на противодействие, Обадия сумел объединить вокруг себя часть хазарской знати. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где, по меньшей мере, его глава и высшая знать исповедовали иудаизм. Хазары с помощью союзных им кочевых племен венгров смогли ненадолго подчинить себе волжских булгар, буртасов, обложить данью славянские племена полян, северян, вятичей и радимичей.

  Но господство хазар было недолгим. Вскоре освободились от зависимости поляне; северян и радимичей избавил от дани хазарам Вещий Олег. В кон. IX в. в Северное Причерноморье прорвались печенеги, постоянными набегами ослаблявшие Хазарию. Хазарский каганат был окончательно разгромлен в 964-965 гг. киевским князем Святославом. К кон. X в. Хазария пришла в упадок. Остатки хазарских племен обосновались в Крыму, где впоследствии смешались с местным населением.


Хазарский каганат

в раздел

Хазарский каганат

КОММЕНТАРИИ

1 ИТИЛЬ — столица Хазарского каганата в VIII-X вв.
 Город располагался по обоим берегам р. Итиль (Волга; выше совр. Астрахани) и на небольшом острове, где находился дворец кагана. Итиль был крупным центром караванной торговли. Население города составляли хазары, хорезмийцы, тюрки, славяне, евреи. В восточной части города жили купцы и ремесленники, в западной — располагались правительственные учреждения. По данным арабских путешественников, в Итиле было много мечетей, училища, бани, рынки. Жилищные постройки представляли собой деревянные шатры, войлочные юрты и землянки.
 В 985 г. Итиль разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.

Источник: www.rushrono.ru

Белые и чёрные хазары


К моменту прихода иудеев в Хазарию, в этом государстве-провинции довольно дружно жили белые и чёрные хазары. Белые хазары – это правящая каста профессиональных воинов из Славяно-Ариев. Чёрные хазары – это тюркские племена, пришедшие в низовья реки Ра (Итиль – Волга) из глубин Азии, как беженцы из Древнего Китая. Они ушли со своей Родины вслед за племенами динлинов, своими союзниками в борьбе за независимость против древних китайцев. В принципе, чёрные хазары – это представители жёлтых народов с примесью чёрных. У них были чёрные смоляные волосы, чёрные глаза и смуглая кожа. Именно это послужило появлению названия – чёрные хазары, т.к. по сравнению со светловолосыми и голубоглазыми Славяно-Ариями они выглядели очень тёмными.

Так или иначе, Хазария существовала, как многонациональное государство-провинция, в которой Белые и Жёлтые мирно сосуществовали. Так же, как и со всеми своими соседями. Через Хазарский каганат проходил Великий Шёлковый Путь, именно это очень понравилось персидским иудеям из колена Симонова.

Иудеи из Персии и Византии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты. В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события больше известны как восстание визиря Маздака).


ичтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

«Евреи, нашедшие в Византии спасение, должны были бы помогать византийцам. Но помогали они довольно странно. Договариваясь тайно с арабами, евреи открывали по ночам ворота городов и впускали арабских воинов. Те вырезали мужчин, а женщин и детей продавали в рабство. Евреи же, дёшево скупая невольников, перепродавали их с немалой выгодой для себя. Это не могло нравиться грекам. Но, решив не приобретать себе новых врагов, они ограничились тем, что предложили евреям уехать. Так в землях хазар появилась и вторая группа евреев — византийская».
* Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.


Ромеи сами славились коварством, но даже для них подобное предательство было чрезмерным. И император Ираклий II предложил иудеям покинуть страну. Это произошло в середине VII века. Византийские иудеи отправились не куда-нибудь, а в Хазарию, где уже обосновались иудеи-маздакиты. Таким образом, в VII веке «смертельные враги» иудеи-маздакиты и иудеи-антимаздакиты воссоединились в пределах Хазарии, захватили власть и создали первое в мире паразитическое государство – Хазарский каганат.

Иудейский хазарский каганат

Облегчив карманы персов и ромеев (двух богатейших империй), иудеи колена Симонова прибыли в пределы Хазарии. Естественно, имея такие капиталы, они довольно быстро вытеснили из паразитических экономических ниш местных социальных паразитов. Торговля вообще, а не только работорговля – традиционный иудейский источник сверхприбылей (паразитическая торговля). В Хазарии из-за её удачного положения на основных торговых путях, паразитическая торговля могла стать для иудеев «золотым ключиком», который открыл бы им «потайную дверь» к ещё более быстрому обогащению.


Основные торговые пути через Хазарский каганат:
1. Шёлковый путь из Китая на Север Европы, Ближний Восток и Африку (через Ромейскую империю).
2. Торговый путь из Великой Биармии и Сибири на Юг, через Царькград на Ближний Восток и Африку.
3. Торговый путь из Африки через Ближний Восток на Север и на Восток.
4. Торговый путь из северных европейских стран.

Приближалась очередная Ночь Сварога – желанное для иудеев время, когда легко можно «нажимать» на нужные «кнопки» животной природы человека и, манипулируя этим, добиваться своей заветной цели – накопление капитала. Именно поэтому к VII веку н.э. в Хазарию «случайно» пришли сначала иудеи-маздакиты, а затем и иудеи-антимаздакиты. «Бедные» скитальцы без Родины приступили к выполнению своего очередного грандиозного плана.

Первым «эшелоном» в иудейском наступлении на ещё ничего не подозревающую Хазарию был институт иудейских невест. Иудеи отдавали своих самых красивых сестёр, дочерей, а порой и собственных жён, высшей знати Хазарии в качестве жён, наложниц или сексуальных рабынь. Женщины-иудейки рожали для хазарской знати детей, которые по иудейским законам были иудеями, воспитывались своими матерями, как иудеи, ПО ИУДЕЙСКИМ ТРАДИЦИЯМ, но положение в социальной системе Хазарии наследовали от своих отцов. В Хазарии, как и везде на землях Славяно-Арийской империи, национальность определялась по отцу. Таким образом, в хазарской знати рождались от иудеек дети, которые получали после своих отцов не только имущество, но и ИХ ПОЛОЖЕНИЕ. Именно это и было необходимо сионским «мудрецам». Дети, родившиеся от смешанных браков с иудейками, занимали высокое положение в хазарской иерархии, и способствовали своим сородичам в получении прав на торговлю.


Постепенно иудеев по матери среди высшей знати Хазарии стало столь много, что они начали напрямую вмешиваться в хазарские традиции. Сначала в Лето 6239 от С.М.З.Х. (730 год н.э.) один из вождей по имени Булан восстановил иудаизм среди своих соплеменников-иудеев, а затем в Лето 6308 от С.М.З.Х. (799 год н.э.) прямой потомок Булана хазарский военачальник Обадия произвёл государственный переворот и превратил кагана в послушную марионетку. Власть полностью перешла в руки царя-иудея (бека), а иудаизм стал государственной религией Хазарии. Обадия с помощью наёмников — печенегов и гузов — развязал кровопролитную гражданскую войну. После долгой гражданской войны с захватчиками хазарские тюрки были разбиты. Часть из них была вырезана вместе с жёнами и детьми, другая часть покинула Родину и осела на территории современной Венгрии. После победы, хазарские иудеи обложили простых хазар тяжёлой данью, превратили в настоящих безправных рабов, запретили под страхом смерти иметь оружие и обучаться владению оным. В очередной раз иудеи весьма своеобразно «отблагодарили» народ, предоставивший им убежище.

Захватив власть, иудеи превратили Хазарию в государство-паразит. Контролируя караванные пути и в первую очередь, Великий Шёлковый Путь, иудеи полностью захватили в свои руки торговлю между Западом и Востоком, Югом и Севером. Именно это и было целью прихода иудеев в Хазарию.


«Евреи, в отличие от хазар, к IX в. активно включились в тогдашнюю систему международной торговли. Караваны, ходившие из Китая на Запад, принадлежали в основном евреям. А торговля с Китаем в VIII-IX вв. была самым выгодным занятием. Династия Тан, стремясь пополнить пустеющую из-за содержания большой армии казну, разрешила вывозить из страны шёлк. За шёлком и шли еврейские караваны в Китай… Затем караваны пересекали реку Яик и выходили к Волге. Здесь усталых путников ждал отдых, обильная пища и развлечения. Прекрасная волжская рыба и фрукты, молоко и вино, музыканты и красавицы услаждали караванщиков. И у заправлявших экономикой Поволжья еврейских торговцев скапливались сокровища, шелка, рабы. Потом караваны уходили дальше, попадая в Западную Европу: Баварию, Лангедок, Прованс, и, перевалив через Пиренеи, оканчивали долгий путь у мусульманских султанов Кордовы и Андалузии…»
* Л.Н. Гумилёв «От Руси до России». Глава II. Славяне и их враги.

Контроль караванных путей, проходящих через Хазарию, позволил иудеям практически создать торговую монополию. Иудеи стали контролировать закупочные цены и цены для продажи привозимых и закупаемых товаров. Естественно, закупочные цены были минимальными, а цены продаваемых ими товаров максимальными. В результате, иудеи получали СВЕРХПРИБЫЛИ за счёт ограбления и производителей, и покупателей, которые были вынуждены принимать их условия. В руках иудеев торговля превратилась в паразитическое занятие. Кроме того, двигаясь со своими товарами из страны в страну, иудейские торговцы создавали в этих странах свои базы, которые становились их будущими площадками для экономического порабощения этих стран. Через эти торговые базы иудеи просачивались в социально-экономические системы империй и государств.

Иудейская Хазария превратилась в «раковую опухоль» на теле земной цивилизации, и стала очень быстро «расти», дала свои «метастазы» — фактории, торговые поселения — практически в каждой стране Европы и Азии. В этих факториях действовали иудейские законы, а не законы стран, в которых они находились. Фактически, это были государства в государствах, через которые иудеи всё активнее вмешивались в социально-экономическую жизнь других стран. К концу Х века иудеи начали формировать НАДНАЦИОНАЛЬНУЮ, НАДГОСУДАРСТВЕННУЮ ПАРАЗИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Если бы их не удалось остановить, иудеи могли получить полный контроль над цивилизацией Мидгард-Земли.

Разгром иудейской Хазарии

Трудно представить, как бы развивалась цивилизация Мидгард-Земли, если бы паразитическое государство Хазарский каганат (Иудейский Каганат) продолжало существовать. И особенно во время Ночи Сварога! Ведь Хазария находилась в центре земель Великой Расы, а ВЕДИЗМ РАСЫ, который нёс ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЗНАНИЕМ людям, был главным врагом иудеев на стадии накопления капитала. Вполне возможно, что существование каганата привело бы к уничтожению Расы (белых народов). И это не является чем-то надуманным. Будущие события даже без Хазарии, полностью подтверждают это.

В Лето 6472 (964 год н.э.) князь Святослав разбил Иудейский хазарский каганат. Столица Хазарии – Итиль – была разрушена до основания, были взяты ключевые крепости Хазарии. Иудеи покинули пределы современной России. Также были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Но в качестве наследства от Хазарского каганата иудеям остались торговые фактории, которые к моменту разгрома каганата, в большинстве случаев уже превратились в теневые государства в государствах и оказывали мощное влияние на экономику и политику стран, в которых они находились.

Так или иначе, именно благодаря Святославу, Тёмные Силы не смогли поработить полностью Рускую землю в самом начале Ночи Сварога.
* По материалам книг Левашова Н.В.

Источник: razvitie4.ru

Казанское ханство перед вхождением в состав России

В 15 веке Золотая Орда, великое монгольское государство, распадается на множество ханств (для монголов начался период раздробленности; этот период был пройден Русью 2,5 века назад).

В 1447 году образовывается Казанское ханство. Центральными городами ханства стали Казань и Алат. Основу населения составляли татары, кроме них жили также ногайцы, башкиры, мордва и чуваши. Как известно, представители последних трех этнических групп уже входили в состав тогдашней России, что могло существенно упростить процесс присоединения Казанского ханства в будущем. Всего население не превышало 450 тысяч человек. Несмотря на большое количество нетатарских народов, государственной религией Казанского ханства был ислам.

Карта Казанских походов Ивана Грозного

Присоединение Казанского ханства к России - карта

Причины присоединения Казани к России

  1. Казанское ханство находилось в Поволжье, где занимало очень выгодное географическое положение. Через государство проходило несколько торговых путей, связывающих Восточную Европу и регион Каспийского моря. Этот факт был одним из главных факторов, почему правители Москвы были заинтересованы в присоединении этих земель.
  2. Агрессивная политика ханства  в отношении Москвы, также заставляла Россию думать о силовом усмирении региона. Так, татарские войска из Казани в течении 15-16 веков совершали неоднократные нападения на города и села России. Они грабили Кострому, Владимир и даже Вологду.

В целом, отношения Москвы и Казанского царства в XV-XVI веках характеризовались большим количеством войн. На момент вхождения Казани с состав России, то есть фактически за сто лет с 1450 по 1550 историки насчитывают восемь войн, а также множество татарских грабительских походов на земли Москвы. В 1532 году ханом Казани стал Джан-Али, фактически московский ставленник, после этого отношения между государствами начали улучшаться.

Однако в 1535 году его убивают, а ханом становится приехавший из Крыма Сафа-Гирей, человек, который уже был ханом, и часто ходил на территорию Московского царства с военными походами. Этот факт не мог устраивать царя Василия 3, который в 1535 году объявил Казани войну. Несмотря на частые перерывы в войне, фактически она продолжалась до присоединения Казанского ханства Россией в 1552 году.

Присоединение Казани

В 1547 году новым правителем Москвы стал Иван Грозный. В этом же году он начинает Казанские походы, целью которых была победа над ханством. Всего состоялось три похода:

  • Первый поход (1547-1548). Основные битвы проходили в феврале-марте 1548 года недалеко от Казани, однако из-за погодных условий и неподготовленности армии Москвы, Иван Грозный решил отступить.
  • Второй поход (1549-1550). Не прошло и года, как Иван 4 приказал готовиться ко второму походу. Главная причина – смерть хана Сафа-Гирея. Этот поход также закончился неудачей, однако на пограничье была построена крепость Свияжск, которая должна была стать плацдармом для следующего похода.
  • Третий поход (1552). Увенчался успехом и Казанское ханство пало.

Присоединение Казанского ханства

Как происходило присоединение

После нескольких неудач Иван Грозный сделал выводы и не стал спешить, занявшись реорганизацией армии. Купечество Москвы массово выделяло деньги царю, так как захват Волжской территории увеличил бы их доход. В итоге в начале 1552 года царь собрал армию из 150 тысяч человек, которая должна была через полгода выступить в поход на Казань.

Крымские татары, союзники Казани, решили помочь и совершить нападение на Москву с юго-запада, заставив отказаться от похода на Казань. Однако войска Ивана Грозного не просто полностью разбили татарское войско хана Дивлет-Гирея, но и решили продолжить успех и без остановки и перерыва сразу же пойти в поход на Казань.

Татары оказались не готовыми к такому повороту. В августе 1552 года началась осада Казани. Войска Москвы взяли вражескую столицу в несколько плотных колец. Осада длилась больше двух месяцев, однако Казань не сдавалась. Тогда боярину Ивану Выродкову было доверено возглавить отряд саперов, которые заминировали часть стены Казанской крепости. В результате взрыва стена рухнула, и московские войска смогли проникнуть в город. 2 октября войска Ивана Грозного полностью захватили столицу Казанского ханства. Через неделю большая часть войска вернулась в Москву, а в Казани остался гарнизон во главе с князем Горбатым-Шуйским.  Фактически на этом присоединение Казанского ханства к России было завершено.

Результаты войны с Казанским ханством

Покорение Казанского ханства

После захвата Казани представители Московского царя распространяли среди населения ханства весть о том, что Казань входит в состав России, но при этом населению гарантируется право сохранить свое вероисповедание.  После окончания Казанских походов Россия включала в свой состав территорию Среднего Поволжья. Это создавало благоприятные условия для дальнейших походов на Урал и Сибирь, а также для захвата Астраханского ханства с целью установить полный контроль над Волгой. Также присоединение Казани благоприятно повлияло на развитие торговых связей России с народами Кавказа и странами Востока.

Примечательно, что Россия никогда не узурпировала покоренный народ. Им оставлялось практически все богатство, не менялась религия, не было этнических чисток. То есть не было всего того, без чего не мыслимы завоевательные походы, например, Англии (вспомним Индию).

Популярные статьи:


Список правителей России

Полтавская битва

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

Уже с VI века н. э. появляются в сирийских, армянских, византийских, латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе, который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века есть много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их — «алхазар», армяне называли их — «хазирк», в «Начальной русской летописи» они названы — «козаре», в еврейской средневековой письменности они появились под именем «кузар», «кузарим». В современном русском языке этот народ называется — «хазары».

Византийские писатели тех времен причисляли хазар к тюркским народам. Так же полагали и многие арабские писатели, хотя были среди них и такие, что относили хазар к грузинам или к армянам; а в одном армянском источнике их связывали с китайцами; а в грузинской летописи — со скифами; были и такие случаи, когда их считали народом, сходным со славянами. На самом же деле название «хазары» охватывало многие племена различного происхождения, многочисленные кочевые и полукочевые народы, остатки прошедших через южнорусские степи гуннов, — и тюркские элементы там преобладали.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья, то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом, еще в VI веке — в составе других тюркских племен — они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению, а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями.

Хазарский каганат образовался в середине VII века н.э., и его столицей был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана, а затем Итиль — на Нижней Волге. В седьмом веке хазары оттеснили на запад, к Дунаю, болгар и захватили приазовские степи. Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Так возникла федерация разных племен, которая возглавлялась хазарским (тюркским) родом, и все племена и народы, что входили в нее, пользовались достаточной свободой, вплоть до того, что они могли самостоятельно ходить в походы, заключать свои договоры и принимать ту религию, которую они желали.

В хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них — главный царь, каган, который всегда принадлежал к одной и той же фамилии знатного происхождения, — и обычай его избрания описал арабский географ Истахри: «Когда они желают поставить кого-нибудь каганом, то приводят его и начинают душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: «Как долго желаешь царствовать?» Он отвечает: «Столько-то и столько-то лет…» Этот обычай был связан с верой в божественную силу кагана: он сам определял в полузабытьи срок пребывания в его теле этой божественной силы. Если на страну обрушивалось несчастье — засуха, разорение, поражение в войне, то этого кагана убивали, потому что в нем иссякла божественная сила, — и вместо него выбирали нового кагана, которому начинали поклоняться. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю — каган-беку.

Хазарское ханство

Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне, северяне, вятичи и радимичи в разные времена видели у себя хазар и платили им дань. Они вели долгие войны с арабским халифатом, и сыграли важную роль в истории восточноевропейских народов, заслонив их от арабов и выдержав атаки неодолимых прежде арабских армий. Хазария помогла и Византии, потому что оттягивала на себя арабские силы, которые в противном случае угрожали бы Византийской империи. К VIII веку Хазарское государство стало самой могущественной политической и военной силой Восточной Европы, и за защитительной этой оградой могла впоследствии возникнуть и развиваться Киевская Русь.

Хазары были поначалу язычниками, одним из многих языческих народов Восточной Европы, приносили жертвы огню и воде, поклонялись луне, деревьям, наиболее почитаемому божеству Тенгри-хану. В первой половине VIII века н.э. часть хазар Северного Предкавказья во главе со своим правителем по имени Булан (Савриил) приняли иудаизм. В тех местах тогда жили евреи, изгнанные из Сасанидского Ирана, и от них-то, скорее всего, и пришла к хазарам еврейская религия.

Легенда рассказывает, что хазарскому правителю Булану явился во сне ангел и сказал: «О, Булан! Господь послал меня к тебе сказать: Я услышал молитву твою и моление твое. Вот Я благословляю тебя и умножу тебя, продолжу царство твое до конца веков и предам в руку твою всех врагов твоих». Ангел пообещал Булану власть и славу, если он примет еврейскую религию, и после этого Булан отправился походом на Кавказ и действительно одержал там несколько внушительных побед. Из многих источников известно, что в 730—731 годах н.э. хазары одержали крупные победы в кавказской Албании (нынешний Азербайджан), — к этим годам и приурочивается принятие Буланом иудаизма. Но прежде чем он это совершил, император Византии и правитель мусульман прислали ему богатые подарки и послали ученых мужей, чтобы склонить его к своим религиям. Булан устроил диспут, в котором участвовали христианин, мусульманин и еврей, но не принял никакого решения. И тогда он спросил христианского священника: «Как ты думаешь, какая религия лучше — израильтян или исмаильтян?». На это священник ответил: «Вера израильтян лучше веры исмаильтян». Тогда Булан спросил мусульманского кадия: «А ты как думаешь, какая вера лучше — христианская или израильская?» Кадий ответил: «Израильская лучше». И тогда Булан сказал: «Если так, то вы сами признали, что религия израильтян самая лучшая, и потому я выбираю веру Израиля, которая была верой Авраама. Да поможет мне всемогущий Бог!»

Вся эта история про Булана стала нам известна из письма хазарского кагана Йосефа испанскому еврею из Кордовы по имени Хасдай ибн Шапрут.

До наших дней дошли два варианта его письма Йосефа к Хасдай ибн Шапруту: краткая и пространная редакции его I письма. Оно было написано на иврите, и, возможно, что писал его не сам каган, а один из его приближенных — евреев. Йосеф сообщал, что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей, и одного из них звали – Хазар. От него-то и пошли хазары. Сначала, сообщал Йосеф, хазары были малочисленны, «они вели войну с народами, которые были многочисленнее и сильнее их, но с помощью Бога прогнали их и заняли всю страну… После того прошли поколения, пока не явился у них один царь, имя которого было Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный, уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников и искал защиты и покровительства у Бога». После Булана, принявшего иудаизм, царь Йосеф перечислил всех хазарских каганов-иудеев, и у всех у них — еврейские имена: Овадия, Хизкиягу, Менаше, Ханука, Ицхак, Звулун, снова Менаше, Нисим, Менахем, Биньямин, Аарон и наконец автор письма — Йосеф. Он писал про свою страну, что в ней «никто не слышит голоса притеснителя, нет противника и нет дурных случайностей… Страна плодородна и тучна, состоит из полей, виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно».

Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата, и когда он отправлял в далекую Испанию свое письмо — не позже 961 года н.э., то не знал еще, что дни его царства уже сочтены.

В конце VIII — начале IX века н.э. хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно, на пустом месте: наверняка уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев, говоря сегодняшним языком — некая «критическая масса», приближенных ко двору правителя, которые и повлияли на принятие такого решения.

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, многие евреи переселились в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследования мусульман. При Овадии, как отмечал арабский историк Масуди, «много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство». Евреи заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии — Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: Овадия «поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему двадцать четыре книги Священного Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв».

Эта реформа Овадии, очевидно, не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги, а Овадия нанял кочевников-гузов.

Иудаизм продолжал оставаться государственной религией, и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата. Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи, христиане, мусульмане и язычники.

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году н.э. знаменитый Кирилл — создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем, и, хотя в его «Житии» и написано, что он победил в споре, но каган все-таки не переменил религию, и Кирилл вернулся ни с чем. Узнав о том, что мусульмане в своих землях разрушили синагогу, хазарский каган даже приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзинов. При этом он сказал: «Если бы я, право же, не боялся, что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги, я обязательно разрушил бы и мечеть».

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов, затем печенегов, потом киевского князя Святослава, который и победил хазар.

Хазарское ханство

Воин Хазарии

По-разному объясняют сегодня историки причины падения Хазарского каганата. Одни считают, что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами. Другие уверяют, что принятие хазарами иудаизма — миролюбивой религии — способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен. Есть сегодня и такие историки, которые объясняют это тем, что евреи со своей религией превратили хазар из «нации воинов» в «нацию торгашей». Русская летопись сообщает, что киевский князь Святослав взял столицу хазар Итиль, взял Семендер на Каспийском море, взял хазарский город Саркел на Дону — он же впоследствии Белая Вежа — и вернулся в Киев. После этого еще несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись вскоре в свою разрушенную столицу Итиль, восстановили ее, но, как отмечают арабские историки, там уже жили не иудеи, но мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир снова пошел на хазар, овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены, столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году н.э. греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен их кагана Георгия Цулу, который был уже христианином.

Хазарское ханство

Караимы в Крыму – по одной из версий, потомки хазарских племен

Некоторые исследователи теперь считают, что Хазарский каганат не распался окончательно в конце десятого века, но продолжал существовать как самостоятельное, небольшое государство вплоть до нашествия монголов. Во всяком случае, в одиннадцатом веке о хазарах еще упоминается в русской летописи, как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского, но это последнее упоминание о них в европейских источниках. И лишь в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией.

Источник: ujew.com.ua

Политическая история

В ис­то­рио­гра­фии су­ще­ст­ву­ют две осн. точ­ки зре­ния от­но­си­тель­но вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ния К. х. Со­глас­но пер­вой из них, его ос­но­ва­те­лем яв­лял­ся быв. зо­ло­то­ор­дын­ский хан Улуг-Му­хам­мед и ис­то­рию хан­ст­ва сле­ду­ет вес­ти с 1437 или 1438 (Г. И. Пе­ре­тят­ко­вич, Ш. Мард­жа­ни, Н. П. За­гос­кин, Х. Ат­ла­си, М. Г. Ху­дя­ков, А. Н. Ку­рат, М. А. Ус­ма­нов, Д. М. Ис­ха­ков и др.). Сог­лас­но вто­рой (под­твер­жда­ет­ся боль­шин­ст­вом ис­точ­ни­ков) – ис­то­рию К. х. сле­ду­ет ве­сти с осе­ни 1445, с на­ча­ла прав­ле­ния в Ка­за­ни Мах­му­да, сы­на Улуг-Му­хам­ме­да (В. В. Вель­я­ми­нов-Зер­нов, Н. Ф. Ка­ли­нин, С. Х. Али­шев, Р. Г. Фах­рут­ди­нов и др.). На­хо­ж­де­ние са­мо­го Улуг-Му­хам­ме­да в Ка­за­ни не под­твер­жда­ет­ся, в боль­шин­ст­ве ис­точ­ни­ков он име­ну­ет­ся не ка­зан­ским ха­ном, а ро­до­на­чаль­ни­ком пер­вой ди­на­стии ка­зан­ских ха­нов. Ещё до окон­чат. оформ­ле­ния К. х., в кон. 1444 – нач. 1445, на­ча­лись ка­зан­ских ха­нов на­бе­ги на зем­ли Моск. вел. кн-ва. По­сле 1448 и до кон­ца прав­ле­ния Мах­му­да и его сы­на Ха­ли­ла (1467) ме­ж­ду К. х. и рус. кня­же­ст­ва­ми фак­ти­че­ски су­ще­ст­во­ва­ли мир­ные от­но­ше­ния. В это вре­мя внут­ри ка­зан­ской зна­ти на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся груп­па, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на со­юз с Мо­ск­вой. По­сле смер­ти Ха­ли­ла ха­ном стал его брат Иб­ра­гим (1467–79), а про­мос­ков­ская знать при­гла­си­ла на пре­стол Ка­си­ма, сы­на Улуг-Му­хам­ме­да и пра­ви­те­ля Ка­си­мов­ско­го цар­ст­ва. Ка­сим об­ра­тил­ся за по­мо­щью и раз­ре­ше­ни­ем к вел. кн. мо­с­ков­ско­му Ива­ну III Ва­силь­е­ви­чу, ко­то­рый под­дер­жал его, что ста­ло по­во­дом к на­ча­лу 1-й ка­зан­ско-рус­ской вой­ны (1467–69). Од­на­ко во­ен. кам­па­ния 1467 ус­пе­ха Ка­си­му не при­нес­ла, и рус. пра­ви­тель­ст­во не пы­та­лось в даль­ней­шем воз­вес­ти его на ка­зан­ский пре­стол. При Иб­ра­ги­ме К. х. рас­ши­ри­ло вла­де­ния в Верх­нем При­ка­мье и Вят­ской зем­ле. По ре­зуль­та­там 2-й ка­зан­ско-рус. вой­ны (1478) хан был вы­ну­ж­ден за­клю­чить мир на рус. ус­ло­ви­ях. В на­ча­ле прав­ле­ния сы­на Иб­ра­ги­ма – Али (Иль­га­ма) (1479–87, с пе­ре­ры­ва­ми) К. х. под­дер­жи­ва­ло мир­ные от­но­ше­ния с Моск. вел. кн-вом. Од­на­ко ле­том 1482 они ока­за­лись на гра­ни вой­ны, т. к. Моск. вел. кн-во ак­тив­но вме­ши­ва­лось во внутр. де­ла К. х. (в рас­прю ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Али и его бра­та Му­хам­мед-Эми­на). В ре­зуль­та­те во­ен. дав­ле­ния (Иван III с удель­ны­ми князь­я­ми рас­по­ло­жил­ся во Вла­ди­ми­ре – пунк­те сбо­ра всей рус. ар­мии; круп­ные си­лы бы­ли скон­цен­три­ро­ва­ны в Ниж­нем Нов­го­ро­де, на­ча­лось пла­ва­ние рус. ра­ти на су­дах к Ка­за­ни) был за­клю­чён мир на рус. ус­ло­ви­ях (кон­крет­ные ста­тьи до­гово­ра в ис­точ­ни­ках не со­хра­ни­лись). В сер. 1480-х гг. моск. кан­ди­да­том на ка­зан­ский трон стал сын Иб­ра­ги­ма Му­хам­мед-Эмин, ко­то­ро­му при под­держ­ке рус. войск уда­ва­лось од­на­ж­ды (или два­ж­ды) на вре­мя за­нять трон в Ка­за­ни в 1485–87. В ре­зуль­та­те 3-й ка­зан­ско-рус. вой­ны 1487 Иван III Ва­силь­е­вич при­нял ти­тул «кня­зя Бол­гар­ско­го» и вновь по­са­дил на трон К. х. Му­хам­мед-Эми­на (1487–95). Ус­ло­вия во­ца­ре­ния оп­ре­де­ли­ли вас­саль­ный ста­тус Му­хам­мед-Эми­на в его от­но­ше­ни­ях с Ива­ном III, со­юз­но-вас­саль­ное по­ло­же­ние хан­ст­ва под па­тро­на­том Рус. гос-ва. Хан Али с семь­ёй и все его род­ст­вен­ни­ки бы­ли вы­да­ны рус. сто­ро­не (их от­пра­ви­ли в ссыл­ку в Во­ло­гду и на Бе­ло­озе­ро), «ко­ро­моль­ные ка­зан­ские кня­зья» бы­ли каз­не­ны в Мо­ск­ве по при­ка­зу вел. кня­зя. При этом рус. вла­сти не пре­тен­до­ва­ли на зем­ли К. х. и не вме­ши­ва­лись в его внутр. уст­рой­ст­во.

По­ли­ти­ка Му­хам­мед-Эми­на спро­во­ци­ро­ва­ла в 1495 за­го­вор ме­ст­ных бе­ков, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го в 1496 на ка­зан­ский пре­стол при под­держ­ке гл. обр. но­гай­ских, а так­же си­бир­ских та­тар был воз­ве­дён си­бир­ский Чин­ги­сид – Ма­мук, ко­то­рый не су­мел удер­жать­ся в Ка­за­ни. Но­вым ха­ном стал брат Му­хам­мед-Эми­на – Абд аль-Ла­тиф (1496–1502), ак­тив­но про­во­див­ший про­мос­ков­скую по­ли­ти­ку и стре­мив­ший­ся ог­ра­ни­чить влия­ние зна­ти в К. х. В 1500 но­гай­ские мур­зы Му­са и Ям­гур­чи ор­га­ни­зо­ва­ли по­ход на К. х. Ра­зо­ре­ние тер­ри­то­рии К. х. но­гая­ми при­ве­ло к уси­ле­нию ан­ти­рус­ских на­строе­ний. Абд аль-Ла­тиф не су­мел про­ти­во­дей­ст­во­вать им, вслед­ст­вие че­го был аре­сто­ван по при­ка­зу Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча и со­слан на Бе­ло­озе­ро. Ка­зан­ский трон вновь за­нял Му­хам­мед-Эмин (1502–18). Вес­ной – ле­том 1505 в хо­де пе­рего­во­ров в Мо­ск­ве, а за­тем и в Ка­за­ни вспых­нул ост­рый кон­фликт. В ито­ге Му­хам­мед-Эмин аре­сто­вал рус. по­сла М. С. Кля­пи­ка Ероп­ки­на, кро­ме то­го, ог­ра­бив, за­то­чил в тюрь­му, про­дал в раб­ст­во в Но­гай­скую Ор­ду или каз­нил рус. тор­го­вых лю­дей. В том же го­ду на этот раз ка­зан­ский хан на­чал 4-ю ка­зан­ско-рус. вой­ну. По­сле по­ра­же­ния рус. войск, дли­тель­ных пе­ре­го­во­ров вес­ной – ле­том 1507, ос­во­бож­де­ния аре­сто­ван­ных рус. по­слов, не­ко­то­рых куп­цов, а так­же по­пав­ших в плен в 1506 рус. вои­нов был за­клю­чён мир, от­ме­нив­ший сю­зе­ре­ни­тет Рус. гос-ва над К. х. В 1512 ме­ж­ду К. х. и Рус. гос-вом был за­клю­чён «веч­ный мир», од­ним из ус­ло­вий ко­то­ро­го бы­ло не из­би­рать на пре­стол К. х. ни­ко­го «без ве­до­ма» вел. кня­зя мо­с­ков­ско­го. Му­хам­мед-Эмин су­ще­ст­вен­но по­дор­вал по­ли­ти­ко-эко­но­мич. влия­ние зна­ти в К. х. и этим уси­лил свою власть. По­сле его смер­ти ка­зан­ская знать во гла­ве с улуг-ка­ра­чи-бе­ком Бу­ла­том Ши­ри­ном, по пред­ва­рит. со­гла­со­ва­нию с вел. кн. мо­с­ков­ским Ва­си­ли­ем III Ива­но­ви­чем, при­гла­си­ла на трон ка­си­мов­ско­го ха­на Шах-Али (1519–21), по­том­ка ха­нов Боль­шой Ор­ды – про­тив­ни­ков крым­ской ди­на­стии Ги­ре­ев и пре­сек­шей­ся ди­на­стии Улуг-Му­хам­ме­да. В Ка­за­ни поя­вил­ся рус. гар­ни­зон. По­доб­ная си­туа­ция при­ве­ла к не­до­воль­ст­ву зна­ти хан­ст­ва, ко­то­рая из­гна­ла Шах-Али, при­звав на пре­стол крым­ско­го ца­ре­ви­ча Са­гиб-Ги­рея (впо­след­ст­вии крым­ский хан Са­гиб-Ги­рей I), ко­то­рый на­чал ак­тив­ную ан­ти­рус­скую по­ли­ти­ку. В 1521 ак­ти­ви­зи­ро­ва­лись на­бе­ги ка­зан­ских ха­нов на зем­ли Рус. гос-ва, ряд из ко­то­рых был со­вер­шён од­но­вре­мен­но с по­хо­дом бра­та Са­гиб-Ги­рея – крым­ско­го ха­на Му­хам­мед-Ги­рея I – на Мо­ск­ву. В 1523 в ре­зуль­та­те по­хо­да на зем­ли че­ре­ми­сов вел. кн. мо­с­ков­ский Ва­си­лий III по­стро­ил на тер­ри­то­рии К. х. (на пра­вом бе­ре­гу, в устье р. Су­ра) Ва­силь­го­род (ны­не Ва­силь­сурск), что ста­ло пер­вым ша­гом на пу­ти по­ко­ре­ния К. х. В 1523 Са­гиб-Ги­рей на­чал 5-ю ка­зан­ско-рус. вой­ну, од­на­ко по­сле то­го, как до не­го дош­ла ин­фор­ма­ция об убий­ст­ве но­гая­ми Му­хам­мед-Ги­рея I и вспых­нув­шей в Крым­ском хан­ст­ве меж­до­усо­би­це, он был вы­ну­ж­ден уе­хать ту­да. Ка­зан­ский пре­стол за­нял его пле­мян­ник – Са­фа-Ги­рей (1524–31). Под­пи­сан­ное в се­ре­ди­не авг. 1524 пе­ре­ми­рие ме­ж­ду К. х. и Рус. гос-вом пре­кра­ща­ло во­ен. дей­ст­вия и обя­зы­ва­ло Са­фа-Ги­рея (чьё из­бра­ние фор­маль­но бы­ло пред­став­ле­но как акт по­жа­ло­ва­ния Ва­си­ли­ем III в от­вет на «че­ло­би­тье всей зем­ли Ка­зан­ской») сроч­но при­слать пред­ста­ви­тель­ное по­соль­ст­во в Мо­ск­ву. К на­ча­лу пе­ре­го­во­ров (но­яб. 1524) К. х. под­верг­лось опус­то­шит. на­бе­гу но­гай­ских войск, в Кры­му шла воо­руж. борь­ба за трон, так что рус. сто­ро­не уда­лось до­бить­ся зна­чит. ус­ту­пок. Вес­ной 1525 по на­стоя­нию рус. сто­ро­ны хан Са­фа-Ги­рей со­гла­сил­ся на пе­ре­вод тор­га из Ка­за­ни в Ниж­ний Нов­го­род. Од­на­ко в 1530 Са­фа-Ги­рей, опи­ра­ясь на «про­но­гай­скую пар­тию» ка­зан­ской зна­ти, спро­во­ци­ро­вал на­ча­ло 6-й ка­зан­ско-рус. вой­ны, учи­нив в Ка­за­ни «сра­мо­ту ве­ли­ку» рус. по­слу А. Ф. Пиль­емо­ву Са­бу­ро­ву (ве­ро­ят­но, был по­са­жен под арест и ог­раб­лен). Дли­тель­ные пе­ре­го­во­ры в Мо­ск­ве и Ка­за­ни (но­яб. 1530 – май 1531), за­си­лье крым­цев и но­га­ев при­ве­ли к усо­би­це в К. х. с уча­сти­ем по­дат­но­го на­се­ле­ния. В 1531 Са­фа-Ги­рей бе­жал в Но­гай­скую Ор­ду, а его сто­рон­ни­ки бы­ли каз­не­ны. Уси­ле­ние рус. влия­ния в К. х. при­ве­ло к то­му, что по со­гла­со­ва­нию с Ва­си­ли­ем III но­вым ха­ном ле­том 1531 (по др. дан­ным, 1532) стал брат Шах-Али – Джан-Али. Он ак­тив­но про­во­дил про­рус­скую по­ли­ти­ку, в ря­де слу­ча­ев при­зна­вая и ог­ра­ни­че­ние су­ве­ре­ни­те­та К. х. (напр., в 1534 ка­зан­ские вой­ска на­прав­ле­ны в со­ста­ве рус. ар­мии на вой­ну с Вел. кн-вом Ли­тов­ским). Во­ца­ре­ние в Кры­му Са­гиб-Ги­рея I (1532) и смерть Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча (1533) при­ве­ли к рез­ко­му ос­лаб­ле­нию влия­ния Рус. гос-ва на К. х., уси­ле­нию там ан­ти­рус­ских на­строе­ний, ко­то­рые бы­ли под­дер­жа­ны Крым­ским хан­ст­вом. За­го­вор 1535, ор­га­ни­зо­ван­ный Бу­ла­том Ши­ри­ном и хан-би­ке Гау­хар­шад (Ков­гор­шат), при­вёл к убий­ст­ву Джан-Али и но­во­му вос­ше­ст­вию на пре­стол Са­фа-Ги­рея (1535–46). В янв. 1536 рус. пра­ви­тель­ст­во ос­во­бо­ди­ло ссыль­но­го Шах-Али, а в кон­це то­го же го­да на­пра­ви­ло вой­ска на земли К. х. От­ве­том Са­фа-Ги­рея ста­ли но­вые на­бе­ги на рус. зем­ли. Под на­жи­мом Са­гиб-Ги­рея I в 1538–41 ве­лись пе­ре­го­во­ры ме­ж­ду К. х. и Рус. гос-вом. В 1541 Бу­лат Ши­рин со­об­щил в Мо­ск­ву о же­ла­нии зна­ти низ­верг­нуть Са­фа-Ги­рея, т. к. его власть чрез­мер­но уси­ли­лась. С 1545 пра­ви­тель­ст­во вел. кн. мо­с­ков­ско­го (с 1547 – ца­ря) Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го на­ча­ло ор­га­ни­зо­вы­вать ре­гу­ляр­ные ка­зан­ские по­хо­ды. Ре­зуль­та­ты 1-го ка­зан­ско­го по­хо­да (1545) при­ве­ли к внутр. сму­там в К. х., а так­же вы­ез­ду мн. пред­ста­ви­те­лей ка­зан­ской зна­ти в Мо­ск­ву. В 1545 Са­фа-Ги­рей об­ви­нил ка­зан­скую знать в из­ме­не и каз­нил Бу­ла­та Ши­ри­на, хан-би­ке Гау­хар­шада и др., по­сле че­го в 1546 был из­гнан из Ка­за­ни, а от­ря­ды крым­цев, бе­жав­ших из Ка­за­ни, бы­ли раз­би­ты рус. сто­ро­жа­ми на Ка­ме при по­пыт­ке про­рвать­ся в Крым­ское хан­ст­во. Ка­зан­ским ха­ном вновь стал Шах-Али (июнь – июль 1546), ко­то­ро­му ка­зан­цы при­нес­ли при­ся­гу, од­но­вре­мен­но при­сяг­нув и вел. кн. мо­с­ков­ско­му Ива­ну IV Ва­силь­е­ви­чу. Са­фа-Ги­рей при под­держ­ке крым­ских, но­гай­ских и ас­т­ра­хан­ских та­тар пы­тал­ся вер­нуть се­бе ка­зан­ский трон, но не­удач­но. Од­на­ко оче­ред­ная усо­би­ца в Ка­за­ни при­ве­ла к бег­ст­ву Шах-Али и но­во­му во­ца­ре­нию Са­фа-Ги­рея (1546–49). Сто­рон­ни­ки про­рус­ской ори­ен­та­ции бы­ли каз­не­ны, ди­ван сфор­ми­ро­ван толь­ко из крым­ских и про­крым­ски на­стро­ен­ных та­тар, а так­же, ви­ди­мо, и но­гай­цев. В кон. 1546 в Мо­ск­ву на­пра­ви­лись по­слан­цы от ме­ст­ной зна­ти Гор­ной сто­ро­ны К. х. (че­ре­ми­сов и чу­ва­шей) с прось­бой «по­слать рать на Ка­зань» и с обе­ща­ни­ем, что «они с вое­во­да­ми го­су­да­рю слу­жи­ти хо­тят». С на­ме­ре­ни­ем вос­ста­но­вить Шах-Али на пре­сто­ле К. х. рус. пра­ви­тель­ст­во ор­га­ни­зо­ва­ло но­вые ка­зан­ские по­хо­ды (февр. – март 1547; янв. – февр. 1548), од­на­ко Са­фа-Ги­рей смог со­хра­нить власть. По­сле смер­ти Са­фа-Ги­рея власть в К. х. пе­ре­шла к его ма­ло­лет­не­му сы­ну Уте­мыш-Ги­рею и хан­ше Сю­юм­би­ке (1549–1551), во­круг ко­то­рых вре­мен­но объ­еди­ни­лись разл. груп­пи­ров­ки ка­зан­ской зна­ти. Не ос­тав­ляя по­пы­ток вос­ста­но­вить власть Шах-Али в К. х., рус. пра­ви­тель­ст­во пред­при­ня­ло по­хо­ды 1550 и 1551. В 1551 на тер­ри­то­рии К. х., в устье р. Свия­га, воз­ве­де­на рус. кре­пость Сви­яжск. Рас­ши­ря­лось идео­ло­гич. обос­но­ва­ние рус. на­сту­п­ле­ния на Ка­зань: юри­дич. ар­гу­мен­ты (ка­зан­цы на­ру­ши­ли при­ся­гу, дан­ную в 1546 Шах-Али и Ива­ну IV) до­пол­ни­лись кон­фес­сио­наль­ны­ми (во вре­мя на­бе­гов ка­зан­цы раз­ру­ша­ли хра­мы и дер­жа­ли в раб­ст­ве мно­жест­во пра­во­слав­ных хри­сти­ан). Эти по­хо­ды рус. войск вы­зва­ли но­вый всплеск внут­ри­по­ли­тич. борь­бы в Ка­за­ни, че­му спо­соб­ст­во­ва­ли ин­три­ги ка­зан­ских кня­зей-эмиг­ран­тов и ди­пло­ма­тич. изо­ля­ция К. х.: пред­ло­же­ния но­во­го крым­ско­го ха­на Де­в­лет-Ги­рея I, сде­лан­ные с санк­ции тур. сул­та­на, об ан­ти­рус­ском сою­зе двух ханств и Но­гай­ской Ор­ды в 1549 и 1551 име­ли пред­ва­рит. ха­рак­тер; но­гай­ские мур­зы в це­лом при­зна­ва­ли при­ори­тет­ные пра­ва на Ка­зань моск. кан­ди­да­та при ус­ло­вии пла­те­жей с хан­ст­ва в их поль­зу. Ка­зан­ская знать всту­пи­ла в пе­ре­го­во­ры с пред­ста­ви­те­ля­ми Ива­на IV и под дав­ле­ни­ем об­стоя­тельств при­ня­ла все рус. ус­ло­вия, ко­то­рые вклю­ча­ли пе­ре­ход Гор­ной сто­ро­ны в со­став Рус. гос-ва, при­ня­тие на трон в Ка­за­ни Шах-Али, со­юз­но-вас­саль­ный ста­тус К. х., вы­да­чу Уте­мыш-Ги­рея, Сю­юм­би­ке, ос­тав­ших­ся лиц их «крым­ской пар­тии» и их се­мей в Рус. гос-во, ос­во­бож­де­ние всех рус. плен­ных и пе­ре­да­чу их вла­стям в Сви­яж­ске (по рус. дан­ным, за лет­не-осен­ние ме­ся­цы вы­шли 60 тыс. чел., не счи­тая от­пра­вив­ших­ся пря­мо в сев. и сев.-вост. ре­гио­ны Рус. гос-ва, а так­же ближ­ние по­волж­ские уез­ды).

Ка­зан­ский пре­стол вновь за­нял Шах-Али (1551–52). В но­яб. 1551 в хан­ст­ве опять обо­ст­ри­лась внут­ри­по­ли­тич. си­туа­ция. Рус. пра­ви­тель­ст­во, стре­мясь к мир­но­му при­сое­ди­не­нию все­го хан­ст­ва, дей­ст­во­ва­ло сра­зу в двух на­прав­ле­ни­ях. Оно пред­ла­га­ло Шах-Али «ук­ре­пить» Ка­зань вво­дом рус. войск, но хан (при ус­ло­вии но­вых по­жа­ло­ва­ний в Ка­си­мо­ве) со­гла­шал­ся лишь на пор­чу ар­тил­ле­рии и бо­е­при­па­сов в Ка­за­ни, уст­ра­не­ние наи­бо­лее вра­ж­деб­но на­стро­ен­ных лиц при сво­ём «доб­ро­воль­ном» ухо­де в Сви­яжск. Од­но­вре­мен­но рус. пра­ви­тель­ст­во ве­ло пе­ре­го­во­ры с про­тив­ни­ка­ми Шах-Али из ка­зан­ской зна­ти, на­хо­див­ши­ми­ся в Мо­ск­ве в ка­че­ст­ве по­слов или эмиг­ран­тов. Они пред­ла­га­ли, что­бы Шах-Али был све­дён с тро­на, а К. х. уп­рав­ля­лось бы от име­ни ца­ря его на­ме­ст­ни­ка­ми, и га­ран­ти­ро­ва­ли со­гла­сие ка­зан­цев на это при ус­ло­вии со­хра­не­ния со­ци­аль­но­го ста­ту­са и вла­де­ний зна­ти, а так­же тра­диц. по­ряд­ков. Идея вве­сти в К. х. пря­мое прав­ле­ние Ива­на IV при­ве­ла к ан­ти­мо­с­ков­ско­му вос­ста­нию во гла­ве с эми­ра­ми и сей­и­дом Кул-Ша­ри­фом, из­гна­нию Шах-Али и рус. гар­ни­зо­на из Ка­за­ни. Ха­ном К. х. стал ас­т­ра­хан­ский Чин­ги­сид Яд­гар-Му­хам­мед.

Пе­ре­во­рот в Ка­за­ни вы­звал от­вет­ные ме­ры рус. пра­ви­тель­ст­ва. На за­се­да­нии Бо­яр­ской ду­мы в апр. 1552 бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о под­го­тов­ке оче­ред­но­го ка­зан­ско­го по­хо­да с це­лью за­вое­ва­ния К. х. В ре­зуль­та­те по­хо­да 1552 и бо­лее чем 40-днев­ной оса­ды 2.10.1552 Ка­зань бы­ла взя­та, а К. х. пе­ре­ста­ло су­ще­ст­во­вать как са­мо­сто­ят. го­су­дар­ст­во.

Источник: bigenc.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.