Формула уварова

 

Теория официальной народности

Формула уварова

Портрет Сергея Уварова
работы В.А.Гоике, 1833.

«Теория официальной народности» – так называют официальную идеологию Российской империи, принятую в период правления Николая I. Какова её суть, кто её автор?

Автор «теории официальной народности» — С.С.Уваров , министр народного просвещения, консерватор по своим убеждениям. С.С.Уваров выдвинул идею в 1833, а изложил основные положения в своём докладе «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1834 г. г.)

 

Основные положения «теории официальной народности»:

  • Формула официальной идеологии: «православие, самодержавие, народность», это три начала , «без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить».

  • Народ — глубоко религиозен, предан царю, самодержавию, а православная вера и самодержавие( единство царя и народа) — непременные условия существования России.

  • Народность включает в себя следование традициям, духовную связь с монархом, необходимость борьбы с западным влиянием, идеями свободы мысли, индивидуализма , рационализма- всё это «смутьянство», «вольнодумство».

  • С.С.Уваров предложил концепцию создания таких учебных заведений, которые бы стали надёжной опорой самодержавия.

  • Данная теория выражала дух николаевской эпохи с её идеями гражданского повиновения, любви к царю, подчинением воле правительства.

  • Теория оправдывала наличие крепостного права, которое являлось благом для государства и народа, так как предполагало  подчинение народа, его законопослушность.

Теория официальной народности долгие годы способствовала укреплению самодержавия. Её поддержало консервативное высшее общество(например, журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч на страницах газеты «Северная пчела», профессора  Московского университета историк М.П. Погодина и филолог С.П. Шевырев и др)

Однако именно в период правления Николая I начинает активизироваться  общественно-политическое  движение, что стало одной из причин реформ Александра II.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: poznaemvmeste.ru

 

Теория официальной народности

Формула уварова

Портрет Сергея Уварова
работы В.А.Гоике, 1833.

«Теория официальной народности» – так называют официальную идеологию Российской империи, принятую в период правления Николая I. Какова её суть, кто её автор?

Автор «теории официальной народности» — С.С.Уваров , министр народного просвещения, консерватор по своим убеждениям. С.С.Уваров выдвинул идею в 1833, а изложил основные положения в своём докладе «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1834 г. г.)

 

Основные положения «теории официальной народности»:

  • Формула официальной идеологии: «православие, самодержавие, народность», это три начала , «без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить».

  • Народ — глубоко религиозен, предан царю, самодержавию, а православная вера и самодержавие( единство царя и народа) — непременные условия существования России.

  • Народность включает в себя следование традициям, духовную связь с монархом, необходимость борьбы с западным влиянием, идеями свободы мысли, индивидуализма , рационализма- всё это «смутьянство», «вольнодумство».

  • С.С.Уваров предложил концепцию создания таких учебных заведений, которые бы стали надёжной опорой самодержавия.

  • Данная теория выражала дух николаевской эпохи с её идеями гражданского повиновения, любви к царю, подчинением воле правительства.

  • Теория оправдывала наличие крепостного права, которое являлось благом для государства и народа, так как предполагало  подчинение народа, его законопослушность.

Теория официальной народности долгие годы способствовала укреплению самодержавия. Её поддержало консервативное высшее общество(например, журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч на страницах газеты «Северная пчела», профессора  Московского университета историк М.П. Погодина и филолог С.П. Шевырев и др)

Однако именно в период правления Николая I начинает активизироваться  общественно-политическое  движение, что стало одной из причин реформ Александра II.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: poznaemvmeste.ru

Исторический фон, способствовавший рождению триады «Православие, Самодержавие, Народность»

    восстание декабристов и его разгром (1825-1826)
    июльская революция во Франции 1830 года
    польское национально-освободительное восстание 1830-1831 годов
    распространение в среде интеллигенции западно-европейских, республиканских, либеральных идей
    стремление государственной власти к отчуждению русской интеллигенции от влияния на общественную жизнь России

Идеи, вложенные С. С. Уваровым в триаду «Православие, Самодержавие, Народность»

    . В рассуждениях Уврова оно важно, во первых, потому, что «без любви к Вере предков народ как и частный человек должны погибнуть», во-вторых, как ответ двум тенденциям: рационализму и мистицизму, характерных для времени Александра I
    . По мнению Уварова оно — «инструмент сохранения империи в ее нынешнем виде», потому что «приняв химеры ограничения власти монарха, равенства прав всех сословий, национального представительства на европейский манер, мнимой конституционной формой правления, (империя) не протянет и двух недель. Более того, (она) рухнет прежде, чем эти ложные преобразования будут завершены».
    . Уваров был уверен, что современный и любый ему государственный строй держится совокупностью черт русского характера: «теплая вера к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, (России) исключительно принадлежащая (и в) «священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего»

Хронология рождения формулы «Православие, Самодержавие, Народность»

  • 1832, март — в письме на французском языке Николаю Первому Уваров формулирует вариант известной впоследствии триады: «…чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила — нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия, 2. Самодержавие, 3. Народность».
  • 1832, 3 мая — С.С.Уваров назначен товарищем министра народного просвещения
  • 1832, 4 декабря — В отчете о ревизии Московского университета, представленном Императору, Уваров пишет о том, что «в нашем веке» необходимо «образование правильное, основательное», которое следует соединить «с глубоким убеждением и теплою верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности»
  • 1833, 20 марта — Уваров вступил в должность министра народного просвещения
  • 1833, 21 марта — в подписанном им в циркулярном предложении попечителям учебных округов говорилось: «Общая наша обязанность, состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности»
  • 1833, 19 ноября — Доклад Уварова царю

    «…Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего , сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.
    … составляет главное условие политического существования России. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.
    …Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: . Она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию

«Теория официальной народности»

Ни во время правления Николая Первого, ни в годы жизни и служения министром народного просвещения С. С. Уварова такого понятия не существовало. Его впервые сформулировал либеральный публицист А. Н. Пыпин (1833-1904) в 1871 году в серии очерков о литературной жизни России первой половины XIX века. Пыпин определил формулу «Православие, Самодержавие, Народность» в качестве государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, официальной доктрины монархии.

Автор триады «Православие, Самодержавие, Народность»

Им несомненно был граф Уваров, но он чутко уловил желания и мысли Николая Павловича.

"немедленно после восстания декабристов официальный церемониал, риторика, искусство и архитектура принялись встраивать национальную идею в имперский миф. Уже первые манифесты Николая объясняли провал декабрьского мятежа особым духом русского народа, сохранившего верность своим царям. Во время коронации в 1826 г. император положил начало новой традиции. Пройдя в торжественном шествии из Успенского Собора к Архангельскому и Благовещенскому, Николай в полном царском облачении трижды поклонился народу с Красного крыльца. Собравшаяся на площади толпа отвечала громовыми приветствиями. Этот троекратный поклон стал.. непременной частью церемониальных посещений царями Москвы и вошел в сценарий всех последующих коронаций. Это блестящий пример «придуманной традиции», к которой уже в конце XIX века относились с глубоким почтением, видя в ней древнюю и чисто русскую традицию, отражавшую народный характер монархии" (американский историк Ричард Вортман «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века»)

Источник: ChtoOznachaet.ru

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.