Бородино описание

Около шести часов утра Наполеон предпринял атаку на Семёновские флеши и село Бородино, т.е. левый и правый фланги русской армии. В то время, когда левый фланг был сильно атакован, неприятель ограничился сильной канонадой и занятием селения Бородино (начальник штаба Второй армии Э.Ф. Сен-При) Из-за сильного тумана, опустившегося на правый фланг, охранявший Бородино лейб-гвардии егерский полк полковника Бистрома практически пропустил атаку частей корпуса Богарне и сдал село Бородино, но моряки Гвардейского экипажа подожгли мост через Колочу, проскочив который, 106 линейный французский полк оказался в западне и был почти полностью уничтожен.

Бородино описание
Атака корпуса Евгения Богарне на русские позиции у с. Бородино
Раскрашенная гравюра неизвестного художника первой половины XIX в.

Бородино описание
Атака гвардейских егерей и матросов при Бородино
В. КЕЛЛЕРМАН

Более шести часов продолжались ожесточённые бои за Семёновские флеши, всего французами было проведено восемь атак.


Бородино описание
Бой за Семёновские флеши
Олег ПАРХАЕВ

Бородино описание
Атака на Багратионовы флеши
Александр АВЕРЬЯНОВ

Бородино описание
На артиллерийской позиции. Русская батарея на флешах Багратиона
Ростислав ГОРЕЛОВ

Бородино описание
В атаку идет сводная гренадерская дивизия
Схватка русских гренадер с дивизией Фриана
Франц РУБО, Фрагменты панорамы Бородинская битва

Бородино описание
Атака маршала Нея на Семёновские флеши при Бородино
Гравюра КЁНИГА по картине К. ЛАНГЛУА

Источник: nashe-nasledie.livejournal.com

Наполеон на Бородинских высотах

Это день Бородинского сражения — 26 августа 1812 года. Наполеон страстно хотел генерального боя; он опасался, чтобы русские и здесь его не обманули и не ушли. Он встал в третьем часу утра, после краткого отдыха и, не смотря на простуду, которую чувствовал ещё с вечера, принялся за кипучую деятельность. Первые его слова были: «Что делается у русских?» — Получив в ответ, что наши войска оставались на месте, он был очень обрадован и, выйдя из палатки, сказал собравшимся около него во множестве офицерам: «Сегодня немножко холодно, но ясно: это солнце Аустерлица».


Почти в течение всего сражения Наполеон находился на высоте отнятого у нас 24 августа Шевардинского редута. Он был не совсем здоров. Художник изобразил его сидящим на складном стуле. За ним — штаб и свита; за ними — гвардия в полной парадной форме.

За Бородинское сражение Наполеона упрекают: в недостаточной энергии руководства боем и в недостаточной решительности его ведения. Это объясняют отчасти его нездоровьем, а отчасти тем, что в 1812 году он держал себя более как император, чем генерал: он не решался подвергать себя опасности; в бюллетене* о Бородинском сражении говорится, что Император ни разу не подвергал себя опасности в этом бою; по той же причине не решался он рисковать и рисковать своим последним резервом — гвардией, которую он, несмотря на настояния своих генералов, не ввел в бой. Как увидим далее, ему пришлось в позднейший период этой войны отступить от такого образа действий.

* В войну 1812 года Наполеон отправил во Францию 29 бюллетеней, которые составлялись по его указанию и которыми он оповещал свою страну и всю западную Европу о событиях войны. Бюлетени эти были, к слову сказать, очень далеки от истины.

Сражение при Бородине 26 августа 1812 года

Бородинское сражение можно считать самым главным в кампании 1812 года. Это генеральная сшибка обеих сторон; в нём принимали участие полностью их главные армии — неприятельская под начальством самого Наполеона, русская армия под начальством самого Кутузова. Здесь на смерть билось более 225.000 бойцов; из них легло более 80.000. Такой массы войск и такой массовой потери ни в одном из сражений войны 1812 года не было; да и вообще по кровопролитности это одно из самых редких сражений в истории.


В картине Гесса сгруппировано несколько важнейших моментов Бородинского сражения.

Центральный интерес представляет выбытие из строя князя Багратиона, главнокомандующего нашей 2-й армии. Этот эпизод и занимает центральное место в картине. Багратион, раненный в ногу, сидит на земле с перевязанной ногой и говорит с генералом Коновницыным, который стоит рядом с ним верхом на лошади. Коновницын оказался на этом участке позиции старшим из генералов, и ему Багратион передает командование. К раненному Багратиону бежит для подачи врачебной помощи лейб-медик Вилье.

Тут же на телеге подвозят раненного генерала Воронцова. Он командовал сводной гренадерской дивизией; в рукопашной схватке он был ранен штыком, а дивизия его была почти уничтожена; в своих записках он говорит о своем участии в Бородинском сражении так: «Мое сопротивление не могло быть продолжительно, но прекратилось не прежде, как с уничтожением моей дивизии».

На правой стороне картины — большое укрепление нашего центра (батарея Раевского). Взятое было неприятелем, оно отбирается обратно Ермоловым. Еще правее — большая батарея нашего правого фланга; здесь — Барклай-де-Толли (пешком) и еще дальше Кутузов. Впереди них виднеется село Бородино. За ним 1-й кавалерийский корпус Уварова и казаки Платова обходят левый фланг неприятельского расположения и неожиданно появляются на фланге и частью в тылу корпуса вице-короля итальянского Евгения Богарне.


В действительности все перечисленные эпизоды Бородинского сражения происходили не в одно и то же время, но художник хотел на одной картине запечатлеть его важнейшие моменты*. Другой художник, художник слова (М. Ю. Лермонтов) воспел Бородинский бой в стихах; вот несколько чудных строф оттуда:

* Нужно сказать, что на картине вполне определенно видны не все перечисленные эпизоды Бородинского сражения; последние четыре не вполне ясны, но мы называем их, руководствуясь надписями на раме этой картины, висящей в офицерском собрании Лейб Гвардии Измайловского полка.

Лейб Гвардии Измайловский полк в сражении при Бородине 26 августа 1812 года

В начале Бородинского сражения вся гвардия находилась в резерве, но когда неприятель повел яростные атаки на Багратионовы флеши, то полки Лейб Гвардии Измайловский, Лейб Гвардии Литовский и Лейб Гвардии Финляндский были выдвинуты из резерва и направлены на подкрепление войск, действовавших у этих флешей. Двигаясь из резервов в густых колоннах (колонны к атаке), полки эти попали под сильный огонь неприятельской артиллерии, но, не взирая на него, храбро устремились в атаку.


Участник Бородинского боя, французский генерал Пеле, картинно описывает атаки наших войск у Багратионовых флешей и говорит: «По мере того, как к войскам Багратиона подходили подкрепления, они по трупам павших шли вперед с величайшею отвагою, для овладения утраченными пунктами. Русские колонны на наших глазах двигались как подвижные шанцы, сверкающие сталью и пламенем. Поражаемые нашей картечью, атакуемые то конницей, то пехотою, эти храбрые войны терпели огромный урон, но, собравшись с последними силами, они нападали на нас по-прежнему.»

«Из первых жертв Бородинского сражения пал полковой барабанщик, шедший рядом с полковником Храповицким. Ему раздробило ядром обе ноги (это и изображено на картине). Снаряды чаще и чаще валились в ряды измайловцев. Пули начинали уже сильно свистеть и, то и дело, люди выбывали из рядов, но полк шел спокойно. Вот лошадь под полковником Храповицким высоко взвилась на дыбы и, опрокинувшись навзничь, осталась на месте жертвою от попавшей в нее неприятельской пули. Храповицкий поднялся, и измайловцы снова увидали его спокойно ехавшим перед полком на новой лошади».

Затем Лейб Гвардии Измайловскому полку вместе с Лейб Гвардии Литовским пришлось отразить ряд горозных и яростных атак многочисленной французской кавалерии. Они молча подпускали неприятельскую кавалерию на 50 шагов и лишь тогда обстреливали её верным, губительным огнем, приводившим её в расстройство и обращавшим в бегство.


свидетельству командира одного из батальонов Лейб Гвардии Литовского полка, батальон этот в одну из атак на него неприятельских кирасир даже не открывал огня, а молча поджидал скачущую кавалерию, держа ружья на руку и поворачивая дула их из стороны в сторону; получавшееся от этого блистание штыков пугало лошадей и удерживало их, а тех, которые доскакивали, солдаты кололи штыками в морды, затем сами перешли в атаку на расстроенных кавалеристов, обратили их в бегство и вдогонку открыли по ним сильный огонь.

Картечная пуля ударила в ногу полковника Храповицкого, но он остается в строю. Перевязавши рану, бодро едет он по рядам бригады и благодарит героев за их мужество и стойкость. Но, объехав свои батальоны, он теряет силы и велит нести себя на перевязочный пункт.

Сражение при Бородине 26 августа 1812 года

Картина воспроизводит эпизод неожиданного нападения нашего артиллерийского корпуса под командою генерал-лейтенанта О. П. Уварова на левый фланг армии Наполеона. Это действие имело большое значение в Бородинском сражении, хотя и не достигло намеченной Кутузовым цели.

Когда после полудня Наполеон готовил решительный удар на наш центр, корпус Уварова, стоявший до того за нашим правым флангом, был выдвинут вперед и направлен в обход левого фланга неприятельского расположения; еще правее двинулся Платов с казаками. Неожиданное появл.


ашей позиции.

Конец Бородинского сражения

Поле сражения завалено грудою тел. Мертвых больше, чем живых. Воины Наполеона, заняв уступленные нами укрепления, восклицают: «Vive l’empereur!».

Французский автор, участник боя (Labaume), следующим образом описывает поле Бородинского сражения после битвы: «Середина большого редута представляла ужасную картину: трупы были навалены один на другой в несколько рядов. Русские гибли, но не сдавались. На пространстве одного квадратного лье не было местечка, непокрытого мертвыми телами… Виднелись горы трупов, а там, где их не было, валялись обломки оружия, пик, касок, лат, ядер, покрывавших землю как град после сильной грозы…»

Один французский полковник (Фезензак), назначенный командиром полка после Бородинского сражения, в своих мемуарах говорит, «что он не нашел прежней весёлости в солдатах, не слышал песен и разговоров — они были погружены в мрачное молчание. Даже офицеры ходили словно опущенные в воду. Это уныние странно после победы, открывшей, казалось, ворота в неприятельскую столицу».


Один из французских историков войны 1812 года (маршал Сен-Сир) говорил о Бородинском сражении так: «Русские, несмотря на самое упорное сопротивление, могут считаться побежденными потому только, что они отступили, но они не были разбиты, они не были отброшены в полном расстройстве ни на одном из участков своей позиции. Было поражено тело, но не душа армии. Их потери были велики, даже огромны, но они почти уравновешивались потерями Наполеона, а между тем на их стороне оставалось великое преимущество: их потери могли быть немедленно вознаграждены теми подкреплениями, которые они получали ежедневно, тогда как убыль в наших войсках оставалась невосстанавливаемою».

Сам Наполеон впоследствии говорил о Бородинском сражении так: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. В нем Французы показали себя достойными одержать победу, а Русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти мною данных сражений, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».

 

При подготовке материала использовалась книга «Отечественная война 1812 года в картинах русских художников» Издание И. С. Лапина, Париж. Адаптация для сайта: С. Николаев.

Путеводитель по Бородинскому полю. Описания главных достопримечательностей.

Источник: www.planetadorog.ru


Приказ о наступлении. В 5 часов утра Наполеон отдал приказ о наступлении. Заметив солнце, восходящее над позициями русских, он воскликнул: «Вот солнце Аустерлица!». Но он ошибся. На этот раз всходило «солнце Бородина».

В шестом часу утра 106-й полк из дивизии А.Ж. Дельзона под покровом тумана стремительно атаковал правый фланг русской армии. Скорость и внезапность нападения (русское командование ожидало атаки на левом фланге) не обескуражили защитников Бородино, но к шести утра, после ожесточенного боя, потеряв три четверти состава, включая командира полка генерала Л.О. Плозонна, французы овладели Бородино. Командующий корпусом Е. Богарне немедленно закрепился на Бородинских высотах и ожидал исхода сражения на других направлениях. Атака корпусом Богарне левого фланга русских была одной из тех «тактических диверсий», непревзойденным мастером которых был Наполеон.

Главный удар. А главный удар французской армии обрушился на Багратионовы флеши. Три самых блестящих маршала наполеоновской армии – Даву, Ней, Мюрат – бросили все силы на позиции Багратиона, а Ю. Понятовский пытался обойти позиции русских справа, выбив русских из Утицы. К 8 утра французские войска дважды безуспешно атаковали дивизии М.С. Воронцова и Д.П. Неверовского, защищавшие флеши. В ходе яростных атак один за другим получили тяжелые ранения герой «дела при Шевардине» генерал Компана, генерал Ж.М. Дессе, генерал Ж. Рапп, наконец, при отчаянной попытке ворваться на позиции русских, был контужен и маршал Даву.


м временем дивизия Богарне, выдвинувшаяся против Горкинских высот, понеся большие потери, была отброшена за Бородино. Наступление Понятовского захлебнулось под огнем батареи Н.А. Тучкова. Организованность и напор Великой армии разбивались о стойкость и мужество русских солдат.

Атака на флешах. Отбросив на время идею обходного маневра, Наполеон сосредоточился на фронтальном ударе и бросил на флеши 30 500 бойцов при поддержке 160 орудий. Багратион, даже сумев получить подкрепление, мог противопоставить неприятелю 15 тысяч штыков и 164 орудия. В течение 2-х часов французы четырежды атаковали флеши, дважды занимали позиции русских, но оба раза были выбиты и отступили. Наполеон усилил кавалерию Мюрата кирасирской дивизией из корпуса Э.М. Нансути, подкрепил Нея и Даву образцовой дивизией Л. Фриана и продолжил натиск. На помощь Багратиону подоспели гренадеры П.П. Коновницына и герцога К. Мекленбургского.

Бой разгорелся с новой силой. Уже к 10 часам потери обеих сторон были ужасающими. Практически полностью была уничтожена дивизия Неверовского, истекали кровью, но не сдавали позиций войска Воронцова. Был убит А.А. Тучков, ранены Воронцов, К. Мекленбургский, контужен Неверовский. У французов погиб генерал Ж.Л. Ромеф.

Русская артиллерия буквально выкашивала ряды противника. «Батареи русских пушек изрыгали огонь, сея повсюду смерть… Большой редут превратил в ад наш центр», – вспоминал А. Коленкур. Гений маневра Наполеон выиграл бесчисленное количество сражений, в решающий час молниеносно разворачивая колонны солдат в линию, но в Бородинской мясорубке плохая обученность солдат, пересеченная местность и убийственный огонь русской артиллерии не позволяли ему этого сделать. И французский император вынужден был посылать на верную гибель новые и новые полки «пушечного мяса».

Ближе к полудню в кровопролитной сече, казалось, назрел перелом. Понятовской теснил за Утицей войска Н.А. Тучкова, а Богарне со второй попытки закрепился на Курганной высоте, беспрепятственно обстреливая войска Багратиона. Таким образом, флеши подверглись двойному – фронтальному и фланговому – артиллерийскому обстрелу.

Попытка обходного маневра. В этот момент Наполеон попытался осуществить один из тех мастерских маневров, которые и создали ему всемирную славу гениального полководца. Бросив в очередной раз бойцов Нея и Даву в лобовую атаку, он приказал Ж.А. Жюно скрытно пробраться между флешами и Утицей и ударить во фланг армии Багратиона. Успех этого предприятия, по мысли Наполеона, должен был решить исход сражения. Однако дивизии Жюно нежданно натолкнулись на 2-й корпус К.Ф. Багговута, располагавшийся в начале сражения на правом фланге русских. Обходной рейд, задуманный Наполеоном, сорвался.

«Случай – вот истинный Царь вселенной!», – изрек король афоризмов Наполеон, возможно, досадуя на внезапное появление корпуса Багговута там, где его не должно было быть. Но был ли этот важный эпизод Бородинской битвы действительно случайным? Долгое время историки (а иные и по сей день) приписывали маневр Багговута предусмотрительности Кутузова. Но русский главнокомандующий находился в Татариново, в километре от второй линии русских войск и почти в полутора километрах от центра событий. Контролируя общий ход боя (через адъютантов), он не мог мгновенно увидеть и оценить угрозу обхода позиций Багратиона с фланга, тем более, что Наполеон осуществлял маневр неожиданно для русских и чрезвычайно быстро. Донесение Багговута Кутузову свидетельствует, что приказ о перемещении корпуса Багговута отдал М.Б. Барклай-де-Толли. Это нисколько не умаляет заслуг Кутузова, призывавшего (накануне сражения) «господ командующих» проявлять инициативу.

Итак, на исходе шестого часа непрерывного боя Жюно отступил, Богарне был выбит с Курганной высоты, Понятовский увяз в противоборстве с Н.А. Тучковым, а седьмой по счету штурм флешей завершился тем же, что и шесть предыдущих: откатом на прежние позиции. Наполеону ничего не оставалось, как собрать все силы для фронтальной атаки несгибаемых русских.

Наполеон собирает все силы для новой атаки. К полудню против 20 тысяч человек и 300 орудий у Багратиона французы сосредоточили 45 тысяч бойцов и 400 орудий. Поразительно, но с меньшими по численности силами и количеством орудий Наполеон обеспечивал на важнейших участках превосходство в живой силе и артиллерии. И это при том, что он не использовал при Бородино свой резерв – Старую и Молодую гвардию. На требование своих генералов и маршалов ввести гвардию в бой Наполеон ответил, что «не может рисковать последним резервом за восемьсот лье от Парижа».

Восьмой по счету штурм Багратионовых флешей был наиболее ожесточенным. Сомкнув ряды, молча, французы шли к цели под смертоносным огнем русских батареей. Обе стороны несли огромные потери. «Целые взводы падали разом. Было видно, как солдаты пытались сплотиться под этим ужасным огнем. Каждое мгновение смерть разъединяла их, но они снова смыкались по трупам, как бы попирая и самую смерть ногами», – вспоминал Ф.П. Сегюр. Начальник русской артиллерии 2-й армии К.Ф. Левенштерн рапортовал Кутузову: «Действие с наших батарей было ужасно. Колонны (французов. – Ю.С.) приметно уменьшались, несмотря на подкрепление одно за другим следующее; и чем больше неприятель стремился, тем больше увеличивалось число жертв». Дивизии Даву и Нея сумели выбить русских с занимаемых позиций, но Багратион, собрав силы, лично повел войска в контратаку. В этот момент русский командующий, любимец армии, был смертельно ранен. Это привело солдат в замешательство и смятение. Командование вместо Багратиона принял Д.С. Дохтуров, который, возглавив войска, приводил их в порядок, сдерживая натиск противника.

Курганная высота. Решив, что левый фланг обороны противника дезорганизован, Наполеон подготавливал прорыв центра русской обороны – Курганной высоты (деревня Семеновская была занята дивизией Фриана). Две утренние атаки на высоту оказались безрезультатными. В ходе ожесточенного сражения у французов был убит генерал Л.П. Монбрен, а генерал Ш.О. Бонами с множеством ранений, полуживой попал в плен. У русских погиб талантливый начальник артиллерии, 27-летний граф А.И. Кутайсов, был ранен А.П. Ермолов.

После падения Багратионовых флешей – Курганная высота оставалась наиболее стратегически важной величиной. Наполеону было недостаточно оттеснить русских с занимаемых позиций, тем более что противник сохранял военный порядок, отходя недалеко, и готовый к новому сражению. Смять, уничтожить, полностью разгромить русские войска – вот задача, к выполнению которой настойчиво стремился французский полководец. Однако неожиданный выпад русских заставил его отложить немедленный штурм батареи Раевского на 2 часа.

Около полудня в ставку императора пришло сообщение от генерала А.Ж. Дельзона: русские в районе Бородино предприняли кавалерийскую атаку, вытеснив его с занимаемых позиций. Это известие настолько встревожило Наполеона, что он, невзирая на недомогание, лично отправился к деревни Беззубово прояснить ситуацию. Что же произошло?

Маневры Кутузова. В сложнейшей для русской армии ситуации, Кутузов задумал блестящий маневр. По его приказу, кавалерийский корпус Ф.П. Уварова и казаки атамана М.И. Платова численностью в 4500 сабель, переправившись в нижнем течении через Колочу, атаковали малочисленный гарнизон французов у Бородина. Кавалерийский рейд был направлен против левого фланга французов и в случае удачи мог решительно изменить ход боя в пользу русской армии. Однако кавалеристы были легко остановлены и отброшены подразделением генерала Ф.А. Орнано. Тем не менее, этот эпизод имел важные последствия для хода Бородинской битвы: Наполеон окончательно отказался от мысли использовать оставшуюся в резерве гвардию. А Кутузов получил возможность перегруппировать силы и пополнить войска.

Ожесточение битвы. Лишь к двум часам пополудни Наполеон возобновил подготовку к штурму Курганной высоты. Под шквальный огонь трехсот орудий, обстреливавших позиции русских со обоих флангов – со стороны Бородино и со стороны Семеновской – Богарне бросил на штурм три пехотные дивизии. Одновременно французская кавалерия во главе с командующим 5-м кирасирским полком О. Коленкуром слева ворвалась в тыл русских оборонительных линий. В этой стремительной и успешной для французов атаке погиб сам Коленкур, сдержавший данное Наполеону слово быть на высоте «живым или мертвым». Параллельно кавалерийской атаке Коленкура, на батарею Раевского по центру ворвались пехотинцы генерала М.Э. Жерара. Ожесточение битвы достигло кульминации. Ни один из защитников высоты не бежал с позиции. После часа побоища батарея Раевского представляла собой «зрелище, превосходившее по ужасу все, что только можно было вообразить. Подходы, рвы, внутренняя часть укреплений – все это исчезло под искусственным холмом из мертвых и умирающих, средняя высота которого равнялась 6–8 человекам, наваленным друг на друга». Дивизия П.Г. Лихачева, защищавшая высоту, полегла практически полностью; огромные потери понесли и французские войска.

Оставив Курганную высоту, разрозненные русские полки отошли примерно на километр, где командование над ними принял Барклай-де-Толли. Попытки французской кавалерии продолжить наступление и прорвать центр русской армии оказались безуспешными. Барклай лично повел кавалерийские полки в контратаку, и конница противника отступила. Тем временем левое крыло русской армии, отойдя за Семеновскую, готово было вновь вступить в бой. По свидетельству командующего гвардейской кавалерией Ж.Б. Бесьера, «они (русские. – Ю.С.) отступили на вторую позицию в порядке, и там они, по-видимому, начали готовиться к новой атаке». А заключительным аккордом «дня Бородина» стал бой за деревню Утица и Утицкий курган. Оттеснив русских и заняв обе позиции, Ю. Понятовский не смог продвинуться дальше: его войска выдохлись. Бой постепенно стихал.

Наполеон на Курганной высоте. Прибывший в шестом часу вечера на Курганную высоту Наполеон мрачно обозревал позиции противника. После двенадцати часов кровавой баталии, потеряв тысячи лучших солдат и офицеров, десятки (!) храбрейших генералов, император не достиг главной цели: русская армия не была ни деморализована, ни тем более разбита. Отойдя на вторую линию и сомкнув ряды, она готовилась продолжить бой.

 

Источник: licey.net

План

  1. Ведущая тема стихотворения
  2. Сюжет стихотворения «Бородино»
  3. Композиция лирического произведения
  4. Художественно-выразительные средства стихотворения
  5. Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

Бородино описание» onload=»$(document).ready(function(){ga(‘send’, ‘event’, ‘AdsImpressions’, window.location.href, ‘video_essay_center’, {nonInteraction: true});});»/>

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Источник: obrazovaka.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.