Анализ полтавского боя

Известен интерес Пушкина к петровским временам и вообще к историческому прошлому России. Полтавскую же битву он считал одним “из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага.”. Так писал поэт в предисловии к первому изданию своей поэмы. В ней Пушкин запечатлел великий исторический момент и судьбе России, поэтически воссоздал картину Полтавского сражения. И сколько бы времени ни прошло с тех пор, читатель, открывая пушкинские страницы, вновь переносится в далекое прошлое, мысленно видит теснимые русскими войсками полки шведов, испытывает торжество победы. Пушкин выступает здесь и как поэт, и как историк, в начале анализа полезно вспомнить его историческую оценку этого сражения (она приводится в рассказе о Пушкине). Пушкин понимал, что победа под Полтавой была гораздо больше, чем выигрыш военного сражения или даже войны,- здесь была завоевана в жестокой схватке свобода России. Эту мысль важно напомнить, чтобы стал понятным торжественно-ликующий пафос описания боя – при всей его кровавости и жестокости (“И смерть и ад со всех сторон”).


ащиеся по заданию хрестоматии найдут и прочитают отрывок из поэмы, начинающийся со слов: “И грянул бой, Полтавский бой!” Обращаем внимание на динамичность описанного: все происходит стремительно, быстро меняются картины, лица, расстановка сил, но начало описания: “Горит восток зарею новой”- позволяет ожидать победного торжества России. Выясним, как ребята понимают приведенную образную фразу. Это и реальное начало утра, когда восточная часть неба окрашивается алыми отблесками лучей восходящего солнца, и это – метафора, образ, говорящий о “восхождении” молодого Русского государства, восточного соседа Швеции. Поэтому при чтении данной строчки не только мысленно видится картина, но и появляется чувство радостного ожидания. Какой образ близок начальной строчке? “Темнеет слава их знамен”. Здесь также заложен двойной смысл: на востоке загорается заря, а на запад надвигается тень: меркнет свет славы, так долго озарявший шведское воинство. До этого сражения они были непобедимыми, и недаром Пушкин называет шведов “сыны любимые победы”. Задумаемся, с какой позиции смотрит автор на поле битвы. Он не в центре сражения (как известный солдат “Бородина”), а где-то вне его, над ним;, по предположению ребят так можно увидеть сражение “с командного пункта, расположенного на господствующей над местностью высоте”.

метим еще, что поэт, начав с общего восприятия поля брани, постепенно приближает к читателю отдельные детали, фрагменты картины боя, как бы выделяя их крупным планом: сначала – рельеф, пространство боя (равнины, холмы, круги дыма, поднимающегося от разрыва ядер, затем – сомкнутые ряды полков, далее – еще ближе и крупнее: “В кустах рассыпались стрелки”; наконец, ядра, пули, штыки. Все описание дается необычайно плотно: не только каждая строчка, но и полстроки, и даже просто слово вмещают в себя целую картину. И все они подвижны, динамичны, стремительны. Попросим учащихся выделить только глаголы, чтобы убедиться в этом: полки рассыпались, ядра катятся, пули свищут, шведы рвутся, конница летит, пехота движется. И, как результат, “тесним мы шведов рать за ратью”. Интересно, что, хотя поэт не является непосредственным участником битвы, он переживает каждый ее эпизод. Чем это можно доказать? Когда он пишет “мы” (“Тесним мы шведов”), “наш” (“.наш каждый шаг запечатлен”), это относится прежде всего к России. “Мы”- это Россия, “наш каждый шаг”- это шаг молодого петровского государства. И в то же время “мы”- это полки, “нам”- это русскому войску, и именно в единстве с – ними воспринимает себя поэт, живущий столетием позже Полтавы. Тем же чувством причастности к происходящему проникнуты все последующие описания.

пример, появление Петра и Карла. Поэт видит их лица, выражение глаз, жесты, но главное – он передает дух каждого из этих людей. Ученики прочитают посвященные им строки и выделят характерное. В описании Петра их несколько смущает слово “ужасен”, потому что для них оно связано с отрицательной эмоциональной окраской. Но у Пушкина “ужасен” рифмуется с “прекрасен”, рядом стоит сравнение “он весь, как божия гроза”, а о глазах пишется, что они “сияют”, то есть светятся, излучают радость, ликование. Ужасен – значит необыкновенен, грозен для врага. Петр весь порыв, стремление. Пушкин находит необычное, удивительное сравнение: “могущ и радостен, как бой”. Опять остановимся на глаголах, передающих его волнение: конь под ним мчится, сам он промчался, его с
подвижники за ним вослед неслись. Петр как бы воплощает в себе динамическую силу и энергию молодого государства. Контрастен ему Карл XII. Он “бледен, недвижим”. Его несут в качалке. Он “тихо в думу погрузился”. Взор его “смущенный”, движение руки “слабое”. Немощность короля в какой-то степени символизирует закат его государства. И вот полки сошлись, “грянул бой”. Послушаем, как звучит строфа описания боя. Ставим перед ребятами задачу, предложенную хрестоматией: “Отметить, что помогает услышать гул сражения”, потом внимательно задержаться на четверостишии:
– Швед, русский – колет, рубит, режет, – Бой барабанный, клики, скрежет, – Гром пушек, топот, ржанье, стон, – И смерть, и ад со всех сторон.

о здесь слышится? Стих звучит несколько отрывисто, в такт сражению: каждая строка рвется от обилия слов. Твердые мужские рифмы поддерживают это впечатление (стон, сторон). Кроме того, сочетание звуков р, ш, ж создает звукообраз рубки, скрежета клинков и штыков. Стремительность боя передается так же, как и в первой строфе: мелькание и быстрая смена картин, обилие глаголов, точность описания обоих планов, чередование их, (Все это можно показать даже на одном четверостишии, приведенном выше.) “Услышав” сражение, постараемся его увидеть. Создавая поэму, Пушкин видел перед собой и отряды, и шары чугунные, и т. д. Его описание предметов, картин максимально выразительно. В. Белинский в “Статьях о Пушкине” замечал, что “картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою. живописец мог бы писать с нее, как с натуры”. Эта особенность дает возможность использовать прием устного рисования (причем ученики могут не описывать свои рисунки подробно, а только назвать их). И наконец, попытаемся понять чувства, с какими поэт воспринимает и описывает битву. Прямой авторской оценки здесь нет. Однако большинство учащихся убеждены, что Пушкин любуется боем. Почему? (“Он говорит: “И грянул бой, Полтавский бой!” Два раза повторяет “бой” и восклицательный знак ставит.

ачит, ему приятно об этом думать”.) Какие еще доводы? (“Сражение описано очень живо. Если бы не любовался, не перечислял бы так подробно все: штыки, сабли, конницу.”) Несомненно, здесь ощущается упоение боем, состояние, которой горьковский Сокол назовет счастьем, хотя при этом не исчезает мысль о тяжести сражения, его кровавой беспощадности. По внимание сосредоточивается на другом: на величественности происходящего, потому что “Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил. нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства” (Белинский).

Источник: studentguide.ru

Методическая разработка урока.

Полтавский бой

(По историческим материалам и поэме «Полтава»)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ

7 класс

Цели урока :

— показать историческое значение«Полтавской битвы», ее стратегическое  значение в ходе Северной войны;

— раскрыть суть авторского отношения к герою, Великому Петру I, к Полтавской битве;

— произвести подробный анализ текста;

— прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и историческому прошлому своей страны.

Оборудование:

— слайды мультимедийной презентации,

— портреты Петра I и Пушкина,

— тексты произведений Пушкина о Петре I.

Технологии: личностно-ориентированные, групповые, элементы проблемного обучения.


Ход урока.

-Доклад «Великое посольство  Петра I»

-Доклад «Начало войны. Нарва 1700»

-Доклад «Продолжение Северной войны.1706 год»

-Доклад «Полтавская битва – ход сражения».

  — Слушаю я ваши ответы,  и вспоминаются мне слова .

(1 слайд)

Была та смутная пора.

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая

Мужала с гением Петра.

 

-Из какого произведения эти строки?

-А почему это время назвал «Смутным временем»?

-Подберите синонимы к этому слову.

(неясный, неточный, неопределенный, полный смятения)

-Какую Россию  Петр  I принял?

(бедную, слабую, разрозненную, без флота, со слабой армией, шла борьба за престол)

-Какая она стала благодаря «бореньям» и «гению» Петра?

( Россия стала одной из сильнейших европейских держав)

  —  очень любил родину, поэтому не единожды за свою недолгую жизнь обращался к её истории. Проследим  динамику обращения поэта к исторической тематике.

( 2 слайд)

  —  « Песнь о вещем Олеге»-1822 год

  —  «Борис Годунов»-1825 год

  —  «Полтава»-1828 год.

  —  Итак, «Полтава».

  — Как же создавалась эта поэма? Как работал над ней Пушкин? Дома вы читали отрывок из воспоминаний Михаила Владимировича Юзефовича, археолога, друга Пушкина. Что вам запомнилось?


  — Изо всех времен года он любил более всего осень, и чем хуже она была, тем для него была лучше. Он говорил, что только осенью овладевает им бес стихотворства, и рассказы­вал по этому поводу, как была им написана последняя в то время поэма: «Полтава». Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с по­стели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохваты­вал, он бежал в ближайший трактир, стихи  преследовали его и туда, он ел на скорую руку, что попало, и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части… Несмотря, однако же, на та­кую работу, он кончил «Полтаву», помнится, в три недели…

 

  — Наша задача понаблюдать над тем, как  Пушкину удалось так ярко, образно описать Полтавский бой — величайшее  историческое событие  — в своей поэме. 

  (3 слайд)  Репродукция мозаичной картины М. Ломоносова «Полтавский бой».

— Обратимся же к отрывку из поэмы, который является кульминационным и носит  в литературной критике название «Полтавский бой».


-Задание. Слушая отрывок, постарайтесь представить себе ход боя, картины боя. Какое впечатление производит на вас данный отрывок?

Слушаем отрывок из поэмы « Полтавский бой» в исполнении ученицы.

-Что запомнилось особенно? Какое впечатление произвело на вас описание Полтавского боя?

-Мощь, напор, стремительность чувствуются в отрывке.

—  « Горит восток зарею новой / Дым багровый / Кругами всходит к небесам  /  Навстречу утренним лучам.»

-Что вы представляете, читая эти строки?

( Мы представляем себе широкое поле, на восточном краю которого алеет полоса рассвета. Дым от пушечных выстрелов, подсвеченный  лучами восходящего солнца, поднимается к небу.)

— Какие два слова сразу дают понять, что предстоящий бой будет тяжёлым?

( Горит – не «румянится» и не «сияет», а «горит» (огонь, пожар) Багровый.)

-Фраза «В кустах рассыпались стрелки»- Кто такие стрелки?

(Сейчас их называют снайперами, стреляют из укрытий.)

-Прочитайте строки, которые рисуют стремительность боя, его смертоносную опасность.

(«Катятся ядра, свищут пули; / Нависли хладные штыки)

— С изображения какой армии начинает рассказ автор?

(Первым изображено шведское войско.)

-Как вы думаете, почему Пушкин, так любящий родину, начинает рассказ с

изображения сильной армии противника?

(Показывает, что противник силён, но тем более славной будет победа над ним. )


-Проследите по тексту, как говорит Пушкин о военных успехах шведов.

-«Сыны любимые победы…»Почему? (шведская армия на тот момент считалась самой сильной в Европе).
— «Но явно счастье боевое служить уж начинает нам.» О чём говорят эти строчки?

( Шведы начинают проигрывать. Победа возможна. И сильного противника можно победить. Нужно бороться, не бояться.)

-В каком значении употреблено слово «роковое»?

(Оно употреблено в значении «решающее, определяющее дальнейшее течение событий».)

Полтавская битва имела решающее значение во время войны со Швецией.

— Кто же вдохновляет русских на эту победу? ( Пётр.)

— Пётр. Вот он появляется среди своих войск. Перечитаем выразительно отрывок, в котором описывается Петр. Постараемся представить себе этого великого человека.

Читает ученик наизусть

-Каким же предстаёт перед нами Пётр?

( Сначала мы его только слышим. Звучный голос. Сравнивается с грозой. Быстрый, прекрасный, ужасный. Глаза сияют. Могущ и радостен, как бой. Даже конь гордится таким седоком. …)

(4 слайд)

-Как вы думаете, почему, изображая русского царя, Пушкин выбирает и ставит рядом слова «ужасен» и «прекрасен»?

(Ужасен – страшен как противник (для шведов); Прекрасен – «вдохновенный», увлечён, радостен, даже конь гордится им. Как гроза: страшно, но смотреть хочется.)

— Как вы понимаете выражение Пушкина о Петре «Он поле пожирал очами»?


(Старался всё увидеть, заметить, оценить ситуацию; был рад бою, хотел в нём участвовать.)

— Обратимся к строфе, начинающейся словами «Пирует Петр…».

Прочтём её (наизусть).

— Что могли бы вы добавить к характеристике Петра, исходя из этих строчек?

( Гениальный полководец, любимец солдат, он добр к друзьям и благодушен к побежденным противникам, считая их « учителями. Чем выше доблесть противника. Тем больше значение одержанной победы.)

Таким, благодаря Пушкину, увидели Петра вы.

— Посмотрите на иллюстрацию.

  Вот каким увидел русского царя в бою (СЛАЙД 4)

Это репродукция с его мозаичной картины «Полтавская баталия». Она сложена из кусочков стекла. Известно, что, создавая картину, её автор с учениками-помощниками провёл три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла.

— А как вы думаете, что изображёно на этой иллюстрации? (СЛАЙД 5)

(Шведы преклоняют знамена перед Петром1.)

А как вы думаете, кто изображён на этой иллюстрации? (СЛАЙД 6)

(Это Карл XII, шведский король.)

-Каким изобразил Карла Пушкин?

( Бледный, «недвижим», страдающий от боли, задумчивый, смущённый успехами русских (не знает, что предпринять), взволнованный положением шведской армии, недоумевающий (не понимает, как могли русские потеснить шведскую армию.)

(5 слайд)

— Какой приём использует Пушкин, изображая двух полководцев?

(Антитеза, т. е. противопоставление (в данном случае образов)

-Как вы думаете, почему Пушкин с такой разительной непохожестью изображает двух полководцев?( С какой целью?)

(Во-первых, Пушкин следует исторической действительности (Карл был ранен, страдал от раны). Но с другой стороны, в Пушкине говорит патриот, поэтому он стремится возвысить, возвеличить образ Петра и принизить образ Карла. )

— Обратимся же дальше к тексту. Найдите описание решающего момента битвы.

(6 слайд)

-Как же удалось поэту создать словами столь зримую картину? Давайте посмотрим, какими же изобразительно-выразительными средствами пользуется Пушкин. Обратимся непосредственно к тексту.

-Как говорит Пушкин о начале боя? Почему?

( «Грянул» — мощно, сильно, стремительно (не «начался», а «грянул») )

-С помощью какой части речи Пушкин передаёт стремительность боя? Почему?

(Глаголы. Они обозначают действие, т. е. движение. )

-Найдите эти глаголы.

(Сошлись, грянул, смыкает, рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет)

-А какая ещё часть речи, обозначающая действие, но только добавочное к глаголу-сказуемому, используется автором в описании боя?

(Это деепричастие)

-Назовите эти деепричастия.

(Звуча, сшибаясь, бросая.)

-Перечитаем последние 4 строчки. Какой приём использует Пушкин? Чему служит этот приём?

(Бессоюзие. Используется, чтобы подчеркнуть стремительность боя, круговерть боя. )

-И даже определение-эпитет помогает передать всё ту же стремительность. Найдите его.

(Летучая конница.)

-Как понимаете вы этот эпитет?

(Быстрая, лёгкая, стремительная конница)

— Но только ли стремителен бой? Какой он ещё?

(Но бой не только стремителен, он страшен.)

—  Докажите текстом.

( «В огне, под градом раскаленным…»

«Над падшим строем свежий строй…»

«Бросая груды тел на груду….»

«Шары чугунные…………

Прах роют и в крови шипят»

«…стон»

«И смерть и ад со всех сторон»)

— Посмотрите, какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин, рисуя ужас боя?

(Сравнение. 1 «Тяжкой тучей отряды конницы летучей…» (Отряды, как

туча. Грозная громада, тяжёлая масса, налетает, закрывая всё.

2.Раскалённый град – пули, осколки снарядов

-Эпитет «тяжкой» (страшной, очень тяжёлой ), роковое поле, могущий седок.;

-Олицетворение. «Шары…прыгают, разят … роют…шипят. ) На холмах пушки, присмирев, прервали свой голодный рев.

-Гипербола. «Бросая груды тел на груду….»

-Инверсия: зарею новой, жребия земного.)

— Мы почувствовали стремительность боя, увидели, как он страшен. А теперь прислушайтесь. Слышите ли вы звуки боя?

(бросая груды тел на груду)

-Услышали звуки? Какие? Какой приём помогает их передать?

(Грохот и гул боя. Звуки г, р, гр ; у

-Звукопись. / повторение согласных – аллитерация, повторение гласных — ассонанс )

(7 слайд)

— Скажите, какие чувства проявляет поэт, изображая Полтавскую битву? Найдите и зачитайте описание победы.

— Но близок, близок час победы./ Ура! / О славный час! /О славный вид!

Любовь к родине, гордость за её храбрых сынов. Использует восклицательные предложения.

(8 слайд)

Выводы. Итак, каким же предстает перед нами Петр I в изображении Пушкина?

( Петр I — символ новой России, только с таким гениальным вождем Россия могла выстоять в то тяжелое время. )

-Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру I?

(Пушкин старается изобразить Петра сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм и с уважением говорит о его непосредственном участии в бою).

-Как отражена Полтавская битва в поэме Пушкина «Полтава»?

  (  Пушкин нарисовал яркую образную сцену полтавского сражения — это кульминация поэмы. Мы  видим ужас, величие, ощущение непримиримости с обеих сторон. Перед глазами встает ход сражения, картины битвы. Полтавский образ — запоминающийся образ. Он емкий, яркий, точный, краткий.)

— Как удалось  Пушкину создать яркую, живую картину  Полтавского боя и передать нам свое отношение к Петру, любовь к Родине, вызвать в нас ответное чувство гордости и патриотизма?

Источник: pandia.ru

В 1828 г. Пушкин пишет поэму «Полтава». Он рассказывает в ней о подвиге народа, защищавшего свое отечество в битве под Полтавой в 1709 году.
Идейным содержанием «Полтавского боя» является прославление военного могущества и героизма русского народа. Анализ картины боя, образ русского войска, образы Петра и Карла, их противопоставление, наблюдения над выразительностью поэтического языка, звучанием стиха дают возможность оценить высокое мастерство Пушкина-художника, говорить о Пушкине-патриоте, о его любви к родине, о чувстве национальной гордости поэта.
Пушкин горячо любил родину и внимательно изучал историю родного народа. Его глубоко трогали и волновали славные героические события истории народа. Он говорил: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Его интересовали и образы вождей народного движения Степана Тимофеевича Разина и Емельяна Ивановича Пугачева, и Пётр 1, замечательный государственный деятель.
Приступая к анализу Полтавской битвы, следует указать на историческую основу поэмы. В конце XVI века Швеция захватила исконные русские земли на побережье Финского залива. Она отрезала Русское Государство от выхода в Балтийское море, необходимого для экономического и культурного развития страны. Началась длительная война со
Швецией. Вторгшись в пределы России, шведы полагали, что им придется иметь дело только с русской армией, но на защиту родной страны поднялся весь народ, против захватчиков началась народная война.
Весной 1709 года шведский король Карл XII подошел к Полтаве хотел взять её штурмом. Он был талантливым полководцем, а шведская армия считалась тогда лучшей армией в Европе. Король был уверен том, что Полтава будет быстро взята. Но небольшой гарнизон и вооружившиеся жители города отбили яростные атаки шведов и сумели продержаться до подхода главных русских сил под командованием Петра.
Царь решил дать под Полтавой генеральное сражение с целью уничтожения шведской армии. Перед началом битвы войскам прочли приказ Петра. «Воины. Вот пришел час, который решит судьбу отечества Итак не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство Петру вручённое, за род свой, за Отечество… »
27 июня 1709 года около трёх часов утра битва началась. Шведы начали сражение стремительной атакой на расположение русских. Однако все их усилия сломить сопротивление русских полков были напрасны. Отбив атаки шведов, русские войска перешли в решительно наступление.
Под мощным напором русского войска армия шведов дрогнула и обратил ась в паническое бегство. Русские солдаты показали Полтавской битве исключительную силу в наступлении. Пётр руководи боем и появлялся в самых опасных местах. Его шляпа и седло были прострелены пулями. Разгром шведов под Полтавой был полный.
Значение Полтавской битвы для России было огромно. Победа на полях под Полтавой завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление Русского государства.
Таким образом, для своей поэмы Пушкин избрал одно из замечательных событий в истории родины, героем которого был народ — её защитник.
Разбор отрывка «Полтавский бой» следует начать с анализа того как рисует Пушкин начало боя. Читаем первые строки:
Горит восток зарёю новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки …
Итак, описание боя начинается с точного указания времени и местности, где он произошёл. Вместе с тем, образ «горит Восток зарёй новой» — аллегория, это выражение имеет другой, скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.
В описании самого боя отмечается несколько этапов. Первый этап наступление шведов, русские теснят их. Следует разъяснить смысл отдельных образных выражений. Почему шведы «сыны любимые победы?»
Шведская армия была сильной, победоносной. Почему поле битв роковое? Исход битвы решает судьбу народов. В выражении «бог бра

Источник: otvet.mail.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.