Опричнина происхождение сущность результаты

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Причины введения опричнины

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Конец опричнины

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Результаты опричнины Ивана Грозного

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.

Источник: historykratko.com

Причины появления опричнины.

Опричнина происхождение сущность результаты

Причины опричнины до сих пор точно не названы, возможно, это было просто желание царя укрепить власть. Введение опричнины ознаменовалось созданием опричного войска в 1000 человек, которые были поставлены выполнять царские указы, позже их количество увеличилось.

Опричнина как особенность политики государства стала для страны огромным потрясением. Реализуя крайние меры по конфискации имущества феодалов и земель в государственную пользу, опричнина была направлена на централизацию власти и национализацию доходов.

Цели опричнины

Явление было направлено на устранение феодальной раздробленности княжеств и целью его было подорвать независимость боярского сословия. Введенная в 1565 году опричнина стала желанием Ивана IV, уставшего от измен бояр, казнить неверных дворян по своей воле.

Последствия введения опричнины

Опричнина Ивана 4 практически полностью ликвидировала собственников, которые могли бы стать основой гражданского общества в стране. После её проведения народ стал ещё более зависимым от существующей власти и в стране установился абсолютный деспотизм монарха, но в более привилегированном положении оказалось русское дворянство.

Установление опричнины ухудшило положение дел в России, в частности, в экономике. Некоторые деревни были разорены, прекратилась обработка пахотных земель. Разорение дворян повлекло за собой то, что русское воинство, основу которого они составляли, ослабело и это стало причиной проигрыша войны с Ливонией.

Последствия опричнины были таковы, что никто независимо от сословия и положения не мог чувствовать себя в безопасности. Кроме того, в 1572 году войско царя не смогло отразить наступление крымского войска татар на столицу, и Иван Грозный принял решение отменить сложившуюся систему репрессий и наказаний, но по сути она существовала до самой смерти государя.

Источник: infoogle.ru

Характеристика опричнины

Под словом «опричнина» обычно понимается несколько явлений. Слово происходит от древнерусского «опричь», что значит «особенный», именно так Иван Грозный назвал своих личных дружинников, которые охраняли его и совершали зверства по его указу. Отсюда пошло и название всего исторического периода. Кроме того, Иван Грозный и его опричники отнимали земли и деньги у народа в пользу царя и царской свиты, это явление также называют опричниной.

Таким образом, суть опричнины — изъятие имущества у граждан в пользу государства путем особо жестоких методов.

Опричнина стала результатом государственных реформ 1565 г., проводимых Иваном Грозным.

Начало опричнины, причины возникновения

Создание особой гвардии и опричников было связано с Ливонской войной. Иван Грозный славился своим суровым нравом и подозрительностью. В 1558 г. он начал Ливонскую войну, целью которой было завоевание новых земель на Прибалтийском побережье. К сожалению, война шла не так быстро и успешно, как того хотел царь, поэтому он неоднократно выражал свое недовольство и упрекал воевод в том, что они неправильно ведут военные действия.

Неудачи копились, и это вызывало подозрения у Ивана 4-го. Довольно скоро он пришел к выводу, что против него существует тайный заговор, в котором участвуют бояре (которые никогда не поддерживали его военных решений) и воеводы. В подтверждение слов царя во время Ливонской войны один из воевод (Андрей Курбский) предал его и перешел на сторону противника.

В результате измученный подозрениями царь решает, что его хотят убить и занять его место. Чтобы защитить себя, Иван Грозный создает особую свиту, состоящую из тысячи человек, которую он нарекает опричниками. Иван 4-й приказывает им следить за его безопасностью и нерушимостью царской власти. В число опричников входили бояре и простые воины, а также представители других слоев населения. Со временем опричники стали представлять собой аналог царского двора.

Основные события опричнины

Иван Грозный очень боялся за свою власть и жизнь и всюду подозревал измену, поэтому довольно часто заставлял опричников казнить людей. Действия царских воинов иногда выходили за рамки его приказов и становились крайне зверскими: опричники убивали, грабили и отнимали имущество, причем зачастую у невиновных. Царь закрывал на это глаза, беспокоясь лишь о собственной безопасности.

Огромную свиту надо было как-то содержать. Иван Грозный вместе с опричниками решает уехать в Александровскую слободу и организует там поселение, откуда управляет государственными делами и совершает казни предполагаемых государственных изменников. В этот же период был принят указ, согласно которому в пользование государства должны были поступать средства и земли, направляемые затем на содержание опричников. Несмотря на указ, зачастую земли отбирались силой. К этому моменту бояре, князья и простой народ уже были крайне недовольны зверствами царя, однако все, кто пытался ему помешать, погибали.

В 1569 г. до Ивана 4-го дошли сведения, что Новгород якобы готовит поход против него с целью цареубийства. Иван собирает огромное войско, состоящее из опричников, и движется к Новгороду, чтобы урезонить государственных изменников. Пока царь, войдя в город, пытался найти виноватых, его опричники грабили и убивали жителей, забирая себе их имущество.

После Новгорода царь двинулся на Псков, где увидел новый заговор. Во Пскове опричники ограничились немногочисленными казнями жителей, которых царь назвал изменниками.

Наступила эпоха разгула опричнины. В 1570-1571 гг. Иван Грозный возвращается в Москву. К этому моменту царь видит заговоры практически везде, поэтому в Москве начинается настоящий террор. Казнили практически всех, в том числе самых приближенных к царю. Опричники по приказу Ивана 4-го, а иногда и по собственной воле жестоко избивали людей, калечили их, отбирали у них имущество и деньги. Москва погрязла в хаосе и крови.

Конец опричнины

В 1571 г. на Русь нападает крымский хан. Иван Грозный посылает против него своих опричников, но те отказываются идти на войну, продолжая заниматься грабежом простых граждан. Видя, к чему привели его реформы, Иван Грозный отменяет опричнину и заменяет ее более мягким вариантом — земщиной (выделяет боярам и приближенным часть государства для управления). Однако, как утверждают историки, сменилось лишь название, а суть осталась прежней. Но, к счастью, террор пошел на убыль.

Последствия опричнины

Итоги опричнины 1565-1572 гг. крайне печальны. Свита опричников создавалась для того, чтобы обезопасить царя и избежать раздробления государства, однако вместо пользы принесла лишь беды. Русь, измученная террором, оказалась в трудном экономическом и политическом положении, множество людей было убито, пострадала также обороноспособность государства. Опричнина разделила страну на части и привела ее к серьезному упадку.

Источник: historynotes.ru

Начало опричнины

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV от престола. В 1565 году, отправившись на богомолье, Иван Грозный отказывается возвращаться в Москву, объяснив свой поступок изменой ближайших бояр. Царь составил два письма, одно боярам, с упреками и отречением от престола в пользу своего малолетнего сына, второе – «посадскому люду», с заверениями, что виной его поступку боярская измена. Под угрозой остаться без царя, помазанника божьего и защитника, посадские люди, представители духовенства и боярства отправились к царю в Александровскую слободу с просьбой вернуться «на царство». Царь же в качестве условия своего возращения выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению, без вмешательства церковных властей.

В результате вся страна была поделена на две части – земщину и опричнину, то есть на государственные и личные царевы земли. В опричнину вошли северные и северо-западные районы, богатые плодородными землями, некоторые центральные уделы, Прикамье и даже отдельные улицы Москвы. Столицей опричнины стала Александровская слобода, столицей государства по-прежнему оставалась Москва. Опричными землями управлял лично царь, а земскими – Боярская Дума, казна у опричнины так же была отдельная, собственная. Однако Большой приход, то есть аналог современного Налогового управления, отвечавший за поступление и распределение налогов, был един для всего государства; общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что, несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Согласно замыслу царя опричнина должна была предстать неким аналогом европейского церковного Ордена. Так, Иван Грозный называл себя игуменом, его ближайший сподвижник князь Вяземский стал келарем, а небезызвестный Малюта Скуратов – пономарем. За царем, как за главой монашеского ордена, был закреплен ряд обязанностей. В полночь игумен вставал на чтение полунощницы, в четыре утра служил заутреню, затем следовала обедня. Соблюдались все православные посты и церковные предписания, например, ежедневное чтение Священного Писания и всевозможные молитвы. Религиозность царя, и прежде широко известная, в годы опричнины доросла до максимального уровня. При этом Иван самолично принимал участие в пытках и казнях, отдавал приказы о новых зверствах, нередко прямо во время богослужений. Столь странное сочетание крайней набожности и неприкрытой, порицаемой церковью, жестокости стало впоследствии одним из основных исторических свидетельств в пользу душевной болезни царя.

Причины опричнины

«Измена» бояр, на которую царь ссылался в своих письмах с требованием выделения ему опричных земель, стали лишь официальным поводом для введения политики террора. Причинами же у радиальной смены формата правления послужило сразу несколько факторов.

Первой и, пожалуй, самое весомой, причиной опричнины стали неудачи в Ливонской войне. Заключение в 1559 году ненужного, по сути, перемирия с Ливонией стало фактически предоставлением отдыха врагу. Царь настаивал на проведении жестких мер в отношении Ливонского ордена, Избранная рада считала развязывание войны с крымским ханом более приоритетным направлением. Разрыв с некогда ближайшими сподвижниками, деятелями Избранной рады, и стал, по мнению большинства историков главнейшей причиной введения опричнины.

Однако на этот счет существует и иная точка зрения. Так, большинство историков XVIII-XIX веков считали опричнину результатом душевной болезни Ивана Грозного, на ужесточение характера которого повлияла смерть любимой жены Анастасии Захарьиной. Сильное нервное потрясение стало причиной проявления самых страшных черт личности царя, звериной жестокости и неуравновешенности.

Нельзя не отметить и влияние боярства на смену условий власти. Опасения за собственное положение послужили причиной переезда некоторых государственных деятелей за границу – в Польшу, Литву, Швецию. Большим ударом для Ивана Грозного стало бегство в Литовское княжество Андрея Курбского, друга детства и ближайшего соратника, принимавшего активное участие в государственных реформах. Курбский направил царю ряд писем, где осуждал действия Ивана, обвиняя в тирании и убийствах «верных слуг».

Военные неудачи, смерть жены, неодобрение действий царя боярством, противостояние с Избранной радой и бегство – предательство – ближайшего соратника нанесли серьезный удар по авторитету Ивана IV. И задуманная им опричнина должна была выправить сложившуюся ситуацию, вернуть подорванное доверие и укрепить самодержавие. Насколько опричнина оправдала возложенные на нее обязательства, историки спорят до сих пор.

Источник: histerl.ru

В целом, все разноликие мнения историков об Опричном терроре XVI в. можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:

1) опричнина была обусловлена личными качествами царя Ивана и не имела никакого политического смысла (В.О.Ключевский, С.Б.Веселовский, И.Я.Фроянов);

2) опричнина являлась хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех социальных сил, которые противостояли его «самовластию». Последняя точка зрения, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи полагают, что целью опричнины было сокрушение боярско-княжеского экономического и политического могущества (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников). Другие (А.А.Зимин и В.Б.Кобрин) считают, что опричнина «целилась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), а также направлялась против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей государству организации. Ни одно из этих положений не бесспорно, поэтому спор об опричнине продолжается.5

Итак, одно из ужаснейших, кровавых и в то же время главных событий в истории XVI века- опричнина (1565-1572). В течение долгих 7 лет в Московском государстве разгорелся и пылал «пожар лютости», унесший десятки тысяч человеческих жизней. И вовсе не случайно символом террора стала именно опричнина: поток кровожадных расправ был в это время особенно велико. При своем учреждении опричнина имела резко выраженную антикняжескую направленность. Опалы, казни и конфискации, обрушившиеся на суздальскую знать в первые месяцы опричнины, ослабили политическое влияние аристократии и способствовали укреплению самодержавной монархии. Объективно подобные меры способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности, глубочайшей основой которых было крупнейшее княжеско- боярское землевладение.6

Одной из главнейших предпосылок опричнины стало несогласие и сопротивление феодалов в ответ на проводимые царем реформы. Борясь с оппозицией, царь все более укреплялся в решении установить в стране диктатуру и расправится с непокорными насильственными методами.

Традиционная же точка зрения заключается в том, что на резкую перемену реформаторской политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегированных слоев русского общества к его реформам плюс личная драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии.

Опричнина не была чем-то качественно новым, ибо так назывался издавна удел, выдаваемый князем своей вдове, «опричь» (кроме) другой земли. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя.  Вся остальная часть государственных земель стала именоваться земщиной, управлять которой надлежало Боярской думе.

Все, кто жил на территории опричнины, но не были опричниками, выселялись. Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких. В состав опричного «удела» вошло несколько крупных дворцовых волостей, которые должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми торговыми городами. Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны. Финансовые заботы побудили опричное правительство взять под свой контроль также главные центры солепромышленности: Старую Русь, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и Соль Вычегодскую. Своего рода соляная монополия стала важнейшим средством финансовой эксплуатации населения со стороны опричнины.Политическим и административным центром опричнины стал «особый двор» со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными из земщины. Формально Боярскую думу возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы. Но фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы, бояре Алексей Басманов и ЗахарийОчин, кравчий Федор Басманов и их друзья Вяземский и Зайцев. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Опричная тысяча (а к концу уже шесть тысяч) была создана как привилегированная личная гвардия царя.Черная одежда, черные кони и подвязанные к седлу голова собаки и метла из волчьего хвоста символизировали миссию, которую несли 6 000 опричников — вынюхивать и выметать изменников.7

Один из главнейших аргументов в пользу опричнины звучал, как необходимость покончить со злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями.

Начавшиеся казни вызвали осуждение  со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп (Колычев) посетил царя и долго беседовал с ним наедине. Убедившись в тщетности своих аргументов, он решил идти в обход. Выждав момент явления царя на богослужение в кремлевский Успенский собор, Филипп при большом стечении народа произнес проповедь о необходимости упразднить опричнину. Это нарушило имело неблагоприятный для Грозного исход. Уже на следующий день о столкновении царя с митрополитом говорила вся столица. Но и на это царь не погнушался ответить своими методами.  Филиппа судили в присутствии Боярской думы и высшего духовенства. Филипп вынужден был служить службу после того, как соборный суд вынес ему приговор. В середине службы в Успенский собор ворвались опричники. С Колычева содрали клобук и мантию, бросили его в простые сани и увезли его вБогоявленский монастырь. 

Признанный виновным в «скаредных делах», Колычев подлежал вечному заточению в монастырской тюрьме. Так Грозный заставил молчать недовольных в земщине. Еще через год усиливавшийся террор покрыл собой не только противников опричнины, но и тех, кто стоял у ее колыбели.

Продолжением опричного террора стали набеги на крупные уездные города – Новгород и Псков, где по мнению Ивана Грозного гнездились его противники. Разгром Новгорода ошеломил современников. В декабре 1569г. царь созвал в Александровской слободе все опричное воинство и объявил ему весть о «великой измене» новгородцев. Не мешкая войска двинулись к Новгороду. Погром продолжался  более пяти недель- с 6 января по 13 февраля 1570 года, когда ежедневно «ввергали в воду» ( под лед) 500-600, а в иные дни и до 1500 человек. 8

Следующим за Новгородом стал Псков. Иван Грозный беспощадно осуществлял свои замыслы

Опричные санкции против этих городов преследовали две основные цели: пополнение казны и подавление недовольства низших слоях городского населения. Опричнина стала синонимом произвола и беззакония. Меры приняты против церкви и богатой торговой верхушки Новгорода продиктованы были, скорее всего, корыстными интересами опричной казны. Не прекращавшаяся война и недешевые опричные действия требовали от правительства огромных средств. Государственная казна была между тем пуста. Испытывая финансовую нужду, власти все чаще обращали взоры в сторону обладателя самых крупных богатств — церкви. Но духовенство не желало даже слышать о расходе имущества на разорение страны. Суд над митрополитом Филиппом нанес сильнейший удар престижу церкви. Опричное правительство использовало это обстоятельство, чтобы наложить руку на богатства новгородской церкви. Но опричнина вовсе не ставила целью подрывать духовное влияние церкви на государство, на такое беззаконие не осмелился даже Грозный.

В 1581 году с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений.  

Опричнина закончилась в 1572г. так же внезапно, как и началась: «Государь опричнину оставил». Несомненно, царь достиг абсолютной, неограниченной власти. Опричнина стала своего рода восточной тиранией, деспотией. Но и повлекла за собой жесткие последствия. Уже в 70-80–х годах  разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень , городов, гибель огромной массы людей, страшный голод. Так же расшаталась военная система. Некогда сильнейшая военная держава превратилась в нищую страну с парадоксальным сопутствующим явлением – запуганной армией. Войско боялось вступать в войну, лишь имея в одно предположение о том, что сможет потерпеть неудачу, за что подвергнется расправе со стороны государя. Опричное войско оказалась бессильным против внешних врагов. Фееричный эффект опричнины был временный — попытка разрешить противоречия в стране грубой силой привела к ещё большему обострению ситуации внутри державы, ухудшению положения крестьянства и постепенному закрепощению. Опричная политика, изначально запущенная для укрепления авторитета государственных действий вогнала страну в жуткий кризис.  В 25-ти летней Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск была уничтожена на полях сражений. Страна была доведена до страшного разорения. Опричнина была реформой, но реформой с противоположным знаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия.9

Источник: StudFiles.net

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.