Роль церкви в возвышении москвы

В XIV в. начался процесс возвышения Москвы. 3 этом немалую роль сыграла православная церковь и ее деятели. В эпоху правления Ивана Калиты русским митрополитом был Петр (1308—1326 гг.). Он посещал Орду, где вел сложную дипломатическую игру в пользу московского князя, его очень уважали ордынцы. Петр стал первым русским митрополитом, который, чувствуя историческую перспективу, переехал из Владимира в Москву. В Кремле в это время был заложен Ус­пенский собор (простоявший до времени царствования Ива­на III) — один из главных храмов Руси. Митрополит Петр умер в Москве, его гробница находится в современном Успен­ском соборе Кремля, впоследствии его канонизировали как русского святого. В процессе объединения Руси религиозная идея вновь выс­тупила как консолидирующая. Ни принадлежность к этносу (народу, нации), ни принадлежность к языку не являлись в то время столь важным фактором, как религиозная общность. Русские монастыри были оплотами освоения новых труднодо­ступных территорий, они несли свет культуры, образования в самые дальние уголки страны.


степенно монастыри стали превращаться в большие экономические единицы, обрастая зем­лями, имуществом (монастырские вотчины). Яркий тому при­мер — Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежс­ким (XIV в.). Сын переселенных под Москву в город Радонеж (ныне исчезнувший с лица земли) ростовских бояр, он основал монашеский скит на горе Маковец, среди лесов и болот. К Сер­гию приходили монахи, селились рядом. Огромный духовный авторитет сделал его известнейшим и влиятельнейшим челове­ком на Руси. Сергий всегда избегал власти и богатства, желая «пребывать в нищете», как подобает настоящему монаху. Но после его смерти в монастырь стали стекаться огромные пожертвования, превратившие Троицкий монастырь в богатый круп­нейший центр, поддерживавший московских князей в их борь­бе за первенство.

Времена Сергия Радонежского (середина и вторая полови­на XIV в.) совпали с правлением Дмитрия Донского и зна­менитой Куликовской битвой, благословение на которую князь получил именно у Сергия. XIV в. оказался богат на значитель­ных и талантливых людей, стоявших на высших ступенях иерархии. Это, например, митрополит Алексий (воспитавший князя Дмитрия и отстоявший его права на великое княжение), управлявший церковью с 1353 по 1378 г. После смерти Алек­сия разыгралась «смута на митрополии», объявилось сразу не­сколько претендентов, провозгласивших себя митрополитами, но с 1390 г. на престоле утвердился Киприан (из болгарского города Цамблаков), проведший важные церковные реформы и перенесший из Владимира в Москву икону Владимирской Богоматери — главную святыню Руси.


В XV в. усилился натиск католичества на русские земли. Как уже говорилось, киевская митрополия стала в это время независима от Москвы. Произошел разрыв Московского митрополита с константинопольским патриархом (Константи­нополю и Византии оставались считанные дни жизни до за­воевания турками). Это произошло так. В 1438—1439 гг. в Италии состоялся Феррарско-Флорентийский церковный собор, на котором присутствовал глава русской церкви митро­полит Исидор (грек по национальности). Он был сторонни­ком заключения союза (унии) с католичеством и подписал со­ответствующий документ, вопреки воле русских князей и подавляющего числа деятелей русской церкви (Исидор нахо­дился под влиянием идей западного гуманизма и, видимо, счи­тал, что Русь должна идти в своем развитии по пути, близком к западному). Унию на Руси не приняли, а Исидора по воз­вращении с Собора лишили сана и заточили в Чудов монас­тырь. Княживший тогда Василий III (отец Ивана Грозного) решил в конце концов не препятствовать бегству Исидора, который скрылся в соседней Литве. Что касается константи­нопольского патриарха, то он подписал Унию, рассчитывая на помощь католической церкви против угрозы турецкого заво­евания. Его надежды не оправдались, а «вероотступничество» стало окончательным толчком к разрыву с Москвой.

В 1596 г. еще одна Уния с католичеством была подписана в Бресте украинскими и белорусскими иерархами.


зникла униатская церковь, православная по обрядам, но католичес­кая по догматике.
Униаты подчинились римскому папе. Эта церковь просуществовала до XX в., имея некоторое количе­ство приверженцев в Западной Украине и Белоруссии. В 1946 г. она была ликвидирована (в связи с установлением в этих районах Советской власти), но сейчас возродилась. Еще несколько лет назад униаты активно боролись за возврат им церквей, отобранных и отданных в свое время русской пра­вославной церкви.

Во второй половине XV в. (время правления Ивана III) сложившееся русское государство окрепло и усилилось. Так как Византия пала под ударами турок в 1453 г., русская цер­ковь стала фактически независимой (русские говорили, что Византию погубила Уния с католиками). Иван III женился на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог, приехавшей в Россию из Италии, где она жила после падения Константи­нополя. Этим обстоятельством пытался воспользоваться рим­ский папа, чтобы «окатоличить» Русь, но попытка использо­вать Софью Палеолог провалилась. Время Ивана III — это время строительства стен Московского Кремля и его главных соборов. Москва возвысилась политически и духовно. Был принят герб Русского государства (двуглавый орел и другие символы власти, заимствованные от Византии. Вскоре после смерти Ивана III псковский монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим» (два первых Рима пали из-за веро­отступничества правителей, а Москва — нынешний и будущий оплот православия — благодаря истинной вере навечно останется центром христианского мира).


trong>При Иване III в России появилась ересь «жидовствующих»,пришедшая из Новгорода (этот город всегда был цент­ром еретичествана Руси, благодаря своему торгово-промыш­ленному характеру, активным связям с Европой и стремлением к независимости от Москвы). Еретики отрицали Троицу, боже­ственную сущность Христа, пытались сблизить христианство с иудаизмом (отсюда их название). Считающееся сейчас оскорбительным слово жид — не что иное, как искаженное — «иудей». Это звучание было заимствовано в русском язы­ке из французского. Точно об этом учении мало что известно (источники не сохранились). Его сторонники за­нимались естественными науками и, очевидно, имели некую по­литическую программу. Один из русских митрополитов (Зосима) сочувствовал «жидовствующим». Некоторое время под их влиянием находился и сам Иван III, но затем он изменил свое мнение, а руководители этой ереси были в конце концов казне­ны — утоплены в железной клетке подо льдом Москвы-реки. Движение «жидовствующих» можно рассматривать как отда­ленную реакцию русского общества на начавшуюся Реформа­цию в Европе (вспомните тему «Протестантизм»).

В XV—XVI вв. разгорелась острая дискуссия о том, мо­жет ли церковь владеть имуществом. За богатую и влиятель­ную церковь выступали последователи игумена одного из мо­настырей Иосифа Волоцкого (их называли иосифляне). За идеалы раннего христианства, за церковь бедную, но автори­тетную духовно, выступали так называемые нестяжатели:Нил Сорский, Максим Грек (крупнейший православный фи­лософ той эпохи) и др. В этой дискуссии тоже можно обна­ружить некоторые отголоски нарождавшейся Реформациив Европе. Иосифляне победили в долгом и упорном споре: православная церковь в России стала еще более могущественной и влиятельной.


В период правления Ивана IV Грозного (вторая половина XVI в.) русская православная церковь продолжала наращивать свое духовное, культурное и политическое влияние. В 1547 г. состоялся обряд помазанияИвана на царство, что способство­вало утверждению власти русского царя, как «данной от Бога». Царь Иван проявлял немалую религиозность. Переписка царя показывает его широкую образованность в религиозно-фило­софской области и умение отстаивать свои позиции в полемике с идейными противниками. С церковью у Ивана были сложные отношения: он много грешил в своей жизни, но много и жарко каялся в своих грехах. Кроме таланта публициста и спорщика по философским, религиозным и политическим вопросам у него имелись и другие способности, в том числе музыкальные, он даже писал церковную музыку. Сохранилась стихира (песно­пение), сочиненная им в честь московского митрополита Пет­ра (см. выше), которого Иван очень уважал.

В XVI в. продолжалась христианизация окраин Руси, в том числе вновь присоединенных районов Поволжья, Урала и Западной Сибири.


годы правления Ивана была проведена частичная секуляризация (отторжение в пользу государствен­ной казны) некоторого имущества церкви. Нередко Иван де­лал попытки подчинить себе церковь и ее руководителей. С 1542 по 1563 г. русским митрополитом являлся Макарий, близкий к царю. В 1551 г. по инициативе Макария прошел знаменитый Стоглавый собор (его решения записаны в ста главах — отсюда и название.), который укрепил дисципли­ну среди священнослужителей и монахов, ввел некоторые нов­шества в иконописание, способствовал открытию «книжных училищ» при церквях для обучения грамоте, решил некоторые вероучительные и канонические вопросы. Еще один, близкий к царю авторитетный священник — протопоп Сильвестр написал книгу «Домострой». В ней гово­рится об устройстве жизни человека, дома и быта на основе православия. Порядки, утверждаемые «Домостроем», весьма суровы, поэтому выражение «домостроевский быт» часто употребляется с негативным оттенком (но в основном если речь идет о вопросах положения женщины в семье). Сейчас эта книга переиздана, и вы можете сами познакомиться с ее интереснейшим содержанием. За долгое правление Ивана IV (51 г.) сменилось несколь­ко митрополитов. Одним из них был Филипп (Колычев). Царь (которому принадлежало решающее слово при выборе) указал ,на него, надеясь, что тот не будет вмешиваться в его семейные дела (как известно, Иван менял жен, не сообразу­ясь с церковными правилами). Но Филипп оказался главным обличителем злодеяний Ивана в период опричнины, за что был сослан в отдаленный монастырь и задушен там главой оприч­ников Малютой Скуратовым. Митрополита Филиппа впос­ледствии канонизировали, а его прах сначала находился в Соловецком монастыре, а затем, через сто лет, был перевезен в Москву патриархом Никоном.


В последние годы XVII в., когда на царском престоле нахо­дился сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, русская церковь получила формальную независимость (автокефалию) от кон­стантинопольского патриарха (который сохранял свою весьма ограниченную духовную власть в условиях турецкого мусуль­манского завоевания территории Византии). В 1589 г. состоя­лось торжественное наставление в патриархи Московские и всея Руси Иова (аскетичного монаха, знатока Священного пи­сания и церковного предания, духовной литературы и музыки). Иов был ставленником и близким сподвижником будущего царя Бориса Годунова. Годунов помог Иову занять патриарший пре­стол, а Иов, в свою очередь, посодействовал Борису стать русским царем. Вскоре грянул поход Лжедмитрия I. Царь Борис умер, его сына убили, а самозванец занял Москву. Иов ока­зался верен памяти Годунова, отказался признать нового царя, за что был сослан в Старицкий монастырь, где умер во время правления Василия Шуйского. Иов канонизирован православ­ной церковью в 1989 г.

В период «смутного времени» церковь вдохновляла народ к сопротивлению захватчикам. Особо известен в этой связи пат­риарх Гермоген (третий русский патриарх). Он занял независи­мую и патриотическую позицию в самый тяжелый период сму­ты, когда государство фактически развалилось, а в Москву, оккупированную поляками, уже ехал занять трон польский ко­ролевич Владислав.


требовал от Владислава принять пра­вославие до его воцарения на Руси, а также ухода вооруженных поляков из русских пределов (но допускал, чтобы польский королевич стал царем!) И даже такая умеренная программа и отказ патриарха обратиться к русскому народу с призывом пре­кратить сопротивление полякам привели к тому, что Гермогена уморили голодом в темнице Московского Кремля. В 1613 г. на русский трон избрали первого царя династии Романовых — Михаила. С 1619 по 1633 г. (Михаил умер в 1645 г.) патриархом был его отец Федор Никитич Романов (Роман — имя его деда; отсюда и фамилия новой династии). Филарет (церковное имя) — это четвертый патриарх в рус­ской истории и соправительМихаила. Влияние Филарета было огромно. В этом отрезке русской истории наиболее пол­но воплощены идеалы самодержавия: патриарх и царь отно­сятся друг к другу как отец и сын (так оно и было фактичес­ки). Патриарх (власть духовная) выше светской власти, и царь почитал его по «превосходящему сиятельству». Духов­ная власть церкви нравственно ограничивала, контролирова­ла и направляла царя-самодержца. Но эта гармония в русской истории продолжалась недолго…

Источник: studopedia.ru

В XIV–XV вв. православная церковь сохраняла определенную независимость от московского князя.


о было, во-первых, связано с тем, что она подчинялась константинопольскому патриарху. Во-вторых, территория митрополии была существенно больше, чем собственные владения великого князя. Ведь митрополиту подчинялись до XV в. многие земли бывшей Киевской Руси, а сам он считался, в первую, очередь, Киевским, а потом Владимирским и Московским. В третьих, власть московского и великого владимирского князя не освящалась Церковью, поскольку тот получал ее от золотоордынского хана.

Однако и великий князь, и митрополит нуждались друг в друге. Московский князь, претендуя на власть во всех русских землях, должен был подкреплять ее авторитетом церковного иерарха. Поэтому он стремился сделать Москву не только административным центром, но и религиозным. Здесь обустраивается резиденция митрополита, здесь возводятся каменные соборы, сюда переносятся святыни (икона Владимирской Богоматери), здесь появляются свои святые (первый московский митрополит Петр, затем Алексий и позднее Иона; князь Даниил и другие).

Митрополиты нуждались в князьях как защитниках своего имущества и своих владений. Например, сменивший митрополита Киприана Фотий обнаружил, что все митрополичье имущество разграблено и для его собственного существования средств нет. Только с помощью великого князя все было возвращено и митрополия восстановлена.

Без помощи великого князя вряд ли московским митрополитам удалось бы сохранить свое владычество над всей своей огромной епархией. К примеру, в середине XV в. новгородский архиепископ Евфимий явно стал тяготиться своим подчиненным положением и стал стремиться к сепаратизму. В условиях междоусобия в великокняжеской семье ему почти удалось отделиться от московской митрополии. Но с помощью власти московского князя «заблудшие овцы» были возвращены в лоно официальной церкви.


Фактически московскому митрополиту подчинились девять епископий: Новгородская, Рязанская, Ростовская, Суздальская, Тверская, Коломенская, Пермская, Сарская и Подонская (с середины XV в. она стала базироваться в Крутицах на окраине Москвы).

В материальном отношении Церковь считалась независимой от вели-кокняжеской власти. Ее доходы складывались из пожертвований верующих, платы за отправление церковных обрядов и судебные разбирательства по духовным вопросам, а также средств, получаемых от земельных владений собственно церквей и монастырей. Однако, несомненно, что вклады великого князя и членов его семьи составляли немалую их часть.

Золотоордынское владычество, опустошительные набеги и тяготы по уплате дани подталкивали многих людей к тому, чтобы уйти подальше от мирской суеты в монастыри. В данном случае характерен пример Сергия Радонежского. Его родители жили в Ростове и окончательно разорились. Для себя и своих детей они выбрали один путь – в монастырь. Но, вероятно, без средств стать иноком какого-нибудь монастыря было невозможно, поэтому юноша (в миру Варфоломей) поселился в уединенном месте в лесу и стал вести там монашеский образ жизни. Поскольку его жилище было недалеко от Ростовской дороги, многие узнали о нем и стали приходить и селиться рядом. Так возник Троице-Сергиев монастырь.

Примеру Сергия последовали многие его ученики и стали в XV в. активно осваивать бескрайние северные просторы. Там были основаны Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов, Соловецкий, Антониево-Сийский и многие другие. Пока это были лишь небольшие скиты с малочисленной и скромной братией. Но со временем они превратятся в крупнейших и богатейших землевладельцев (и путем пожертвований, и путем покупок), в центры духовной мысли и книгописания.

С середины XV в. положение православной церкви начинает меняться. После взятия в 1453 г. Константинополя турками московская митрополия становится фактически независимой. Свои внутренние дела иерархи начинают решать самостоятельно на совместном соборе. Даже вопрос о новом митрополите становится его прерогативой, правда, при одобрении кандидатуры великим князем. Позднее именно великий князь, а затем и царь будет называть его имя. Первым избранным митрополитом стал Иона (в 1448 г.). После его смерти таким же образом на митрополию был возведен Филипп, затем Геронтий и т. д.

Однако, став самостоятельной (от Константинополя), попав под влияние великого князя, московская митрополия потеряла часть своих владений. В 1459 г. Казимир IV поставил в Киеве своего митрополита, и территория Великого княжества Литовского перестала подчиняться московскому митрополиту. В этих условиях церковные иерархи еще больше осознали свою зависимость от великого князя и теснее стали сплачиваться вокруг его трона. Хотя до полной гармонии в отношениях светских и духовных властей было еще далеко.

Подводя итог состоянию Московского княжества во второй половине XV в., следует отметить, что в нем создались все предпосылки к тому, чтобы стать ядром формирующегося русского национального государства. Власть московского князя упрочилась настолько, что право на великое владимирское княжение он стал передавать по наследству. Сама территория Владимирского княжества превратилась в наследуемое владение. Без особого труда были присоединены Нижний Новгород, Муром, Суздаль, Вологда и Белоозеро.

Расширение владений, усиление власти и увеличение материального благосостояния московского князя привели к тому, что именно к нему на службу устремились бояре и воины (дети боярские) из других княжеств. На его землях стали охотно селиться пашенные люди. Московское княжество становится самым многолюдным, хотя вряд ли его население было больше нескольких миллионов (считается, что около 6).

Одновременно процессу усиления Московского княжества шел процесс ослабления и распада Золотой Орды. Смуты второй половины XIV в. привели к тому, что на месте единого государства образовалось несколько самостоятельных ханств. При впадении Камы в Волгу появилось Казанское ханство. После разгрома Тимуром городов в Нижнем и Среднем Поволжье Тохтамыш бежал в Киев, потом в Крым, и там сформировалось Крымское ханство. Новые ханства соперничали с Большой Ордой и этим еще больше ее ослабляли.

Московские князья пристально следили за ситуацией в Орде и ловко использовали в своих целях. Собранная ежегодная дань очень часто оседала в их казне. Отправленные в Новгород и Псков наместники действовали в интересах Москвы, готовя почву для их окончательного присоединения.

Получалось, что, поступая по указке Золотой Орды, великие князья создавали условия для будущего объединения русских земель в централизованное государство. Ведь после свержения ига сам князь становился государем всея Руси, его наместники – чиновниками, дань – государственным налогом. Оставалось только одно – сбросить ордынское иго.

Автор текста: Людмила Морозова

Материал создан: 09.11.2016


Источник: iamruss.ru

Похожие главы из других работ:

Драма Русской православной церкви

К церковной реформе Петр шел давно. Поворот наметился в октябре 1700 г., когда умер патриарх Адриан. Царь не позволил церковным иерархам выбрать нового патриарха, а вместо него назначил «местоблюстителем» патриаршего престола Стефана Яворского…

6. Роль православной церкви в становлении российской государственности

Важную роль в формировании единого Российского государства играла православная церковь. Во время татаро-монгольского нашествия возросло значение церкви. Православие служило духовной опорой русского народа…

4. ОБРАЗОВАНИЕ ПОМЕСТНОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви — Поместная Русская Православная Церковь…

2. Возвышение Москвы. Начало объединения русских земель вокруг Москвы

В странах Западной Европы на рубеже XIII-XIV вв. сложились предпосылки к преодолению феодальной раздробленности и созданию единых государств. Основой этого процесса в странах Европы были: подъем производительных сил…

1. Возвышение Москвы

В 1263 г. Александр Невский умер, а на великокняжеском троне утвердился его младший брат Ярослав Ярославович. Он многое сделал, чтобы укрепить свою отчину — «молодой» город Тверь…

4. Правовое положение Православной церкви в XIX веке

Официальный характер православное вероисповедание стало носить при Николае I (1825—1855) и считалось основой самодержавной власти…

2. Положение православной церкви в Приднестровье в годы Советской власти

В ХХ в. Русская православная церковь прошла сложный и тернистый путь испытаний, начало которому было положено в 1917 г. Революция и последовавшие преобразования поставили церковь в совершенно новые условия существования…

2. Избрание главы Православной церкви

По смерти митрополита Макария в 1564 году царь с сошедшимися для избрания нового митрополита архиереями приговорил: митрополит архиепископам и епископам всем глава, а в том его высокопрестольной степени почести нет…

6. Возвышение Москвы

Во второй половине XIII в. Москва стала крупным торговым и ремесленным городом, а к середине XIV в. на территории к северу от Москвы появились много сел и деревень. Москва выдвигается как собиратель Русских земель…

6. Возвышение Москвы.

Русские земли объединились вокруг Москвы. Почему эта небольшая пограничная крепость Владимирского княжества стала центром Российского государства? Прежде всего, возвышению Москвы способствовало ее географическое положение…

2. Первый этап. Возвышение Москвы и начало объединения.

На рубеже ХIII-ХIV вв. политическое дробление Руси достигло своего апогея. Только на Северо-востоке появилось 14 княжеств, которые продолжали делиться на уделы. К началу ХIV в. возросло значение новых политических центров: Твери, Москвы…

2. Возвышение Москвы

средневековье возвышение москва объединительный Первые попытки вывести причины усиления Московского княжества из общих исторических условий были предприняты в 30-х годах XIX в. М.П…

1.2 Раскол русской православной церкви

Русская православная церковь после крещения Руси пережила монголо-татарское иго, но не сумела сохранить единомыслие своих прихожан в XVII веке. Под влиянием народных волнений…

1.1 Утверждение автокефалии Русской Православной Церкви и разделение ее на две митрополии

После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру…

3. РОЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕОЛОГИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА

В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, Церковь могла быть единственным идеологом нового централизованного государства. XVI век — время поиска новых концепций…

Источник: hist.bobrodobro.ru

4. Влияние православной церкви на возвышение Москвы.

Важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси. И в этом приобретении ему помогло географическое положение города Москвы. Татарским разгромом окончательно опустошена была старинная Киевская Русь. пустевшая с половины 12 в. Вслед за населением на север ушел и высший иерарх русской церкви, киевский митрополит. В 1299 г. митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму; тогда же и весь Киев-город разбежался. Но остатки южнорусской паствы в то тяжелое время не менее, даже более прежнего нуждались в заботах высшего пастыря русской церкви. Митрополит из Владимира должен был время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в городе Москве. Так, странствуя по Руси, проходя места и города, часто бывал и подолгу живал в Москве преемник Максима митрополит Петр. Благодаря тому у него завязалась тесная дружба с князем Иваном Калитой. который правил Москвой еще при жизни старшего брата Юрия во время его частых отлучек. Оба они вместе заложили каменный соборный храм Успения в Москве. Может быть, святитель и не думал о перенесении митрополичьей кафедры с Клязьмы на берега Москвы. Город Москва принадлежал ко владимирской епархии, архиереем которой был тот же митрополит со времени переселения на Клязьму. Бывая в Москве, митрополит Петр гостил у местного князя, жил в своем епархиальном городе, на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешел на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. Случилось так, что в этом городе владыку и застигла смерть (в 1326 г.). Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве, у чудотворцева гроба в новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической.

Накануне битвы с Мамаем 17 августа 1380 г. великий князь Дмитрий отправился в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому.

Для усиления духа Сергий отправил в московское войско двух иноков-воинов из Троицкой обители: Александра Пересвета и Андрея Осляби. Обо всём этом узнали в русском войске и, уповая на пророческий дар преподобного Сергия, со спокойствием ожидали исхода битвы. Кстати, Дон русские перешли в самый день битвы, 8 сентября 1380 г., когда праздновалось Рождество Пресвятой Богородицы (по старому стилю).

Русское церковное общество стало сочувственно относиться к князю, действовавшему об руку с высшим пастырем русской церкви. Это сочувствие церковного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укрепить за собою национальное и нравственное значение на Руси.

В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражение от Тимура (Тамерлана). Тимур двинулся на Москву. В это время по распоряжению митрополита Киприана из Владимира в Москву была торжественно перенесена чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой. 26 августа 1395 г. вся Москва вышла встречать знаменитую святыню — главную икону Владимиро-Суздальской Руси. Случилось так, что именно в этот день Тимур остановил своё нашествие и ушёл обратно в степи. Разумеется, молва приписала спасение Москвы и всей Руси вмешательству самой Божьей Матери. На месте, где москвичи встретили икону, был основан монастырь, а сам этот день стал отмечаться церковью как праздник. (Конечно, это случайное совпадение, но разве дремучий народ переубедишь.)

5. Междуусобица в первой половине 15 века.

Одним из самых драматических событий в истории средневековой Руси считается война между представителями московского княжеского дома, продолжавшаяся с 1425 по 1453 г. Объединение русских земель вокруг Москвы в это время вступило в такую стадию, когда под угрозой оказались не только интересы политических соперников Москвы — Твери, Нижнего Новгорода, Рязани. Определённые круги московской аристократии должны были поступиться властью в пользу великого князя.

Причины войны коренились в характерном для времён политической раздробленности — делении крупных княжеств на более мелкие (удельные). Система уделов в Московском княжестве возникла в первой половине 14 в. как особая, наиболее удобная тогда форма управления землями, находившимися под властью потомков первого московского князя Даниила Александровича (1276-1303 гг.).

Первым уделом стало Серпуховское княжество, где правили потомки Андрея, младшего сына Ивана Калиты.

По завещанию великого князя Дмитрия Ивановича Донского было создано несколько новых уделов. Старший сын, Василий I, занял великокняжеский престол. Второй, Юрий, получил в удел подмосковный Звенигород и Галич в Костромской земле; третий сын, Андрей, стал хозяином в Можайске и Верее; четвёртый, Пётр, унаследовал Дмитров и Углич. Среди этих уделов наиболее значительным по размеру и количеству жителей был удел Юрия Звенигородского. Туда входили богатые солью и пушным зверем земли костромского Заволжья. Во время правления Василия I (1389-1425 гг.) Юрий ни на что, казалось бы, не претендовал. Выполняя распоряжения великого князя, он не раз командовал московскими полками и одерживал победы на восточных и западных рубежах княжества. Юрий имел все основания надеяться, что после смерти старшего брата московский великокняжеский престол перейдёт к нему. Об этом прямо было сказано в завещании Дмитрия Донского. В то время, когда составлялось завещание, Василий I ещё не был женат, и потому в случае его смерти Юрий становился единственным законным наследником.

Однако обстоятельства изменились, и, умирая, Василий I завещал московский престол не Юрию, а своему десятилетнему сыну Василию.

Но звенигородский князь не смирился с крушением честолюбивых надежд. Юрий разорвал заключённый в 1428 г. мир с Василием 2 и потребовал ханского суда.

В 1431-1432 гг. оба соперника отправились ко двору хана Улуг-Мухаммеда. После долгих раздумий хан решил спор в пользу Василия 2.

Василий 2 решил добиться полной победы над давним недругом. Он послал войско, которое разорило удельное «гнездо» Юрия — Галич. В ответ на это звенигородский князь в начале 1434 г. вновь пошёл войной на Москву. Разгромив великокняжескую рать, он вторично занял город. Но торжествовал победу Юрий недолго: в Москве он вскоре скончался.

Со смертью Юрия Звенигородского завершился первый этап междуусобной войны. Но перемена произошла не только в составе действующих лиц исторической драмы. Изменились и цели борьбы, и её средства. Если сам Юрий выступал с требованием «законности», соблюдения традиции, согласно которой брат наследовал брату, то его сыновья — Василий Косой, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный — уже открыто выступали против самой идеи московского единодержавия. Они пытались поднять против Василия 2 не только давних врагов Москвы — Тверь и Новгород, но и окраинные области — Вологду, Устюг, Вятку.

К счастью для Василия II, после смерти отца братья Юрьевичи — Василий, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный — не смогли сохранить единства.

Василий Юрьевич продолжал борьбу в одиночку. Но удача отвернулась от него: в 1436 г. он был взят в плен по приказу Василия 2 и ослеплён. Такой способ расправы с противниками широко применялся в Византии; на Руси этот метод разрешения политических споров встречался крайне редко. В последующие годы летописи не упоминают об участии Василия Юрьевича в борьбе за власть. Умер он в 1448 г., по-видимому, в московской темнице.

Расправившись с Василием Косым (это прозвище он получил после ослепления), Василий 2 не спускал глаз с его младших братьев. Особенно опасен был Дмитрий Шемяка — отважный и воинственный князь, само прозвище которого — «Шемяка» или «Шеемяка» (т.е. тот, кто любому готов «шею намять») — говорило о недюжинной силе и натиске. В сентябре 1440 г. умер младший из братьев — тихий и незлобивый Дмитрий Красный. Теперь Василий 2 решил покончить с Шемякой.

Но 7 июля 1445 г. под Суздалем московские ратники сошлись в неравном бою с татарами. Сражение было проиграно, многие воеводы погибли, а возглавлявший войско великий князь Василий II к своему позору попал в плен.

Позорное пленение Василия II, а главное — произвол и поборы прибывших с ним ордынцев, вызвало всеобщее возмущение. Чувствуя благоприятную обстановку, Дмитрий Шемяка предпринял ещё одну попытку захватить великокняжеский престол. Начался третий, самый драматический этап феодальной войны.

Воспользовавшись беспечностью Василия II и его воевод, Дмитрий Шемяка и его союзник, удельный князь Иван Андреевич Можайский, в феврале 1446 г. внезапным ночным набегом захватили Москву. Великий князь находился в то время на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре. Там его схватили мятежники и привезли в Москву, где в отместку за брата Шемяки — Василия Юрьевича — ослепили.

Захват великокняжеского престола Дмитрием Щемякой поставил под угрозу не только исторически сложившуюся систему московской боярской иерархии, но и весь строй отношений между Москвой и другими феодальными центрами. В столице грабили и заточали в темницы преданных Василию II людей. Возродилось давно ликвидированное Василием I Суздальско-Нижегородское княжество. Тверь стала искать союза с Новгородом.

Ослеплённый Василий II (после страшной кары он получил прозвище «Тёмный») с матерью, женой и малолетними детьми был сослан в Углич. В сентябре 1446 г. Дмитрий Шемяка проявил милость и выделил бывшему великому князю небольшой удел — Вологду. Перед отъездом Василий Тёмный принародно поклялся впредь никогда не предъявлять права на московский престол. И по обычаю той эпохи он поцеловал крест в знак нерушимости своей клятвы. Однако вскоре стало очевидно, что правление Дмитрия Шемяки не в состоянии укрепить сильно расшатанный усобицами и татарскими набегами государственный порядок. Быстро растратив великокняжескую казну, Шемяка стал чеканить серебряную монету пониженного веса, чем, естественно, вызвал недовольство посадского люда. Как никогда прежде расцвели взяточничество, произвол и беззаконие. В этих условиях боярство, удельные князья и верхушка церкви поспешили сплотиться вокруг Василия II. В Вологду стали стягиваться все недовольные.

Трифон, игумен Кирилло-Белозерского монастыря, находившегося к северу от Вологды, освободил князя Василия от клятвы верности Шемяке, приняв на себя и своих монахов великокняжеский «грех» — нарушение «крестоцелования». После этого Василий II отправился в Тверь. Заключил союз с тверским князем Борисом Александровичем и с новыми своими сторонниками двинулся дальше, на Москву. В феврале 1447 г. Василий Тёмный вступил в столицу. Дмитрий Шемяка от решающего сражения уклонился и с небольшим отрядом ушёл в костромское Заволжье.

В 1450 г. войско Василия Тёмного наголову разгромило отряды Шемяки и заняло Галич. Однако захватить самого князя не удалось: он бежал в Новгород и получил там «политическое убежище». Оттуда Шемяка, вымещая обиды, совершал грабительские набеги на весь московский Север, расправляясь с местными воеводами. Не сумев пленить мстительного князя, московские власти решили разделаться с ним по-иному. 18 июля 1453 г. в Новгороде он внезапно скончался. Причиной смерти, по всей видимости, был яд, который подсыпал в кушанье повар, подкупленный московскими лазутчиками.

С кончиной Дмитрия Шемяки междуусобная война завершилась. Разгром удельной оппозиции привёл к новому усилению власти великого князя московского.

Источник: www.KazEdu.kz

ОБЪЕДИНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ
Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII—XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос — вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Тверское княжество как самостоятельный удел возникло в 1247г., когда его получил младший брат Александра Невского — Ярослав Ярославич. После смерти Александра Невского Ярослав стал великим князем (1263—1272). Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. В конце XIII — начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество.
ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ
Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальско го княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Каковы были причины возвышения Москвы? Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада — Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.

Источник: http://histerl.ru/kurs/rusi/nachalo_obiedinenia_zemel.htm

Источник: otvet-master.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.