Формирование взглядов западников происходило на основе идей

А)

Аксиологический подход к культуре означает: культура — это …

* мир ценностей

Б)

Буржуазная культура, с характерным для нее типом автономной личности, возникла в эпоху..

* нового времени

В)

В предмет культурологии не входит

* материальная база, обеспеч. существ. людей

В структуру культурологии не входят

* история искусств и эстетика

В сферу интересов философии культуры не входят

* частные специфич. формы культур. деятельности

В процессе становления человека как био-социо-культурного существа важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как …

* формирование ассиметрии человеч. мозга

Введение человека в систему разделения труда, знакомство с политическими и социальными нормами, знакомство с языками социальной коммуникации — это …

* социализация


В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить …

* выработке предста-ии об особ типе технич. эрудиров. личности

В истории культуры при рассмотрении категории жизни обращают внимание на <<три царства жизни>> — это …

* растительное, животное, человеческое

В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как последователь …

* авангардизма

В рамках процесса модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать как …

* основу для социокультурного творчества

В современном мире наблюдается процесс …

* разделения сфер влияния

В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает …

* развоплощеие человеческой личности

В условиях глобализации для культурологии актуальным вопросом направления исследования становятся …

* разнообраз. <культурные тексты>, аккумулирующ. в систему стандартов

Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стало возможным в условиях культуры …

* постиндустриального типа

Г)

Герменевтической функцией культурологии является

* воспроизв. культурн. системы изнутри

Генеральное направление в развитии науки о культуре в ХХI в. связано с …

* повышением эффективн.интегратив. функции


Глобализация в культуре ведёт к смысловым диспропорциям, что открывает широчайшие возможности для …

* управл. и манипулиров. людьми

Д)

Дескриптивной функцией культурологии является

* описание основн. культурн. объектов

Для терминов «Культурология» и «Социология культуры» справедливо утверждение

* куль-ия и соц-ия культуры изуч. цивилизац. процессы

Добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу, Н. Бердяев определял термином

* соборность

Для восточного мировоззрения не характерно …

* стремление к познанию и преобразованию внешнего мира

Духовность считается основной характеристикой …

* русскрй

З)

Зачатки религиозных представлений появились … с началом антропогенеза

* с возникновением человека современ. вида

Западники …

* не признавали за православием никаких особ. достоинств

Запишите в хронологической последовательности существовавшие в истории формы этнических общностей:

* Род, племя, народность, нация

И)

Инициативой отдельных авторов определяется такое явление культурогенеза, как …

* создание новых стандартов деятельности.

Инновация — это …

* появление и распростр. ранее не имевшейся черты


Исследование проблем соотношения культуры и цивилизации характерно для …

* культурологии

Идеи культурологии манифестировал яркий представитель отечественной науки ХХ века — …

* С.Л. Франк

Исследователь, полагавший, что прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, «чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельность человечества, исходил, в разных направлениях»- …

* Н. Данилевский

К)

К историческим причинам формирования культурологии как науки относится

* становл. мультикультурн. постиндустриальн. цивилизац.

К методам, направленным на понимание культурных явлений, не относится … метод.

* наблюдения

Культурная антропология исследует

* процессы адаптации челов. к окр. культур. среде

Культурология как наука не изучает аспект

* человеческой деятельности

К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлении, не относится метод …

* моделиров. с применением математ. систем

К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений не относится метод …

* моделиров. с применением математ. систем

К признакам цивилизации не относится …

* неразрыв. матереальн. и духовн. форм активн. людей

К функциям морали не относится …

* рекреативная

К языкам культуры не относятся …


* природ. объекты вне связи с человеком

Как соотносится с процессом культурогенеза возвращение к уже имевшим место в прошлом культурным формам?

* это неотемлем. часть процесса культурогенеза

Культурный процесс — это ..

* конкретно-историч. события культур. жизни

Культурогенез — …

* однократ событие зарождения культуры

Культуру как способ взаимодействия со средой, как деятельность человека, рассматривают при …

* адаптационным

К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относит( -ят)ся …

* наличие у Европейцев «Авантюрного» гена

К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относятся …

* рассовые различия

Культура .. , — это родоплеменная, преимущественно сельскохозяйственная культурная система.

* энтическая

Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется …

* национальной

Культура, ориентированная на решение текущих социальных задач и определяющая перспективы развития @это …

* национальная

Культура, отличающаяся от основной культуры какими-либо этническими, языковыми или религиозными признаками, называется …

* субкультурной


Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения — это …

* массовая

К социальной культуре не относится … культура…

* аграрная

Культура, ориентированная на почитание природы, её изучение, изображение в искусстве — …

* натурцентристская

Культура социальных отношений определяется …

* регулятивами, ценностями, идеалами общества

Культурная эпоха, в которую пр ирода превратилась в простой объект человеческого знания — это …

* возрождение

М)

Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов достижим в

* философии культуры

Материализованный результат человеческой деятельности, в который вложен смысл, значение — это …

* артефакт

Мемориальный тип культуры, в основе которого лежит представление об общем происхождении и общей истории — это …

* кровнородственная

Н)

Направление, использующее в объяснении соц-культур. процессов такие понятия, как «Естеств. отбор», «Борьба за существование» — это

* социал-дарвинизм

Направление культурологии изучающее языки культуры —

* семиотика

Направлением прикладной культурологии не является

* разработка культур. политики

Нарративной функцией культурологии является


* встраивание культуры в историю

Нынешняя цивилизация воздвигнута на идее …

* присвоения человеком природы

О)

Определение культурологии как научной дисциплины не включает понятие

* науки, исслед-й способы удовлетвор. потреб. человека, принят. в данном обществе

Оценочной функцией культурологии является

* сопостав. объектов и явлен. в контексте

О формировании национальной культуры свидетельствует …

* доминирование общенац. стандартов ….. сослов. дифференц.

Онтология культуры — это ..

* фундамент. принципы и концепция бытия культуры

Образ мира, ориентированный на тотем, на деяния «великого предка» — характерная черта культуры …

* первобытного общества

Общинный коллективизм предполагал …

* признание авторитета любой власти

Особенностью западного типа культуры является …

* признание человека абсолютн. ценностью

Особенностью западного типа культуры является …

* стремление к самовырожению и самореализации

Особенностью западного типа культуры является …

* рационализм

Особенностью истории восточного мира не является …

* отсутствие радикальн. революц. разрывов

Особое эстетическое отношение к природе, умение максимально использовать ее ресурсы, верность национальным традициям, характерны для …


* японской

Особенность современной культурной ситуации — …

* стемление к глобализации во всех сферах жизнедеятельн. человека

Отчуждение человека от природы привело к возникновению …

* технизированного мира

П)

Прогностической функцией культурологии является

* опред. песпектив и возможн. путей …. процессов

Придание личности культурной компетентности в отношении к установлениям общества, членом которого он является, освоение системы ценностей, этикета, знакомство с основами государственного устройства — это …

* инкультурация

Проблема человека, как субъекта культуры входит в предметное поле …

* культурной антропологии

Появление сословного общества, политической сферы культуры, письменности — характерные черты культуры …

* раннегородских цивилизаций

Представление об изначальном совершенстве и гармонии мира, когда смыслом жизни становится поддержание правильных отношений с космосом, характерно для …

* западноевропейской

Принцип семейно-государственного соподчинения, когда личное не соизмеримо с общим, лежит в основе ..

* заподноевропейской

Понятие, отражающее принятый в данном обществе способ удовлетворения потребностей человека — это …

* норма

Постмодерн как новый тип культуры …


* разрушает систему символическ. противоположностей.

Постмодерн как современная культурная ситуация …

* противопоставл. традиции и новаторство

Постмодернизм как направление современной культуры и культурологии сформировался в …

* 70-80-е года 20в.

Правила, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность, определяются …

* законами

Преобладающей формой современных Социальных отношений является …

* формирование общепланетарного культур-информац. поля

Признанными художественными методами постмодернизма являются …

* компилция и цитирование культурн. образцов

Производство, использование, хранение, трансляция культурных продуктов в коллективной, организованной и планируемой форме осуществляется с помощью …

* культурных институтов

Р)

Рассмотрение культуры с обобщённой точки зрения, т.е создание т. или иной «Теории культуры» характерно для

* философии культуры

Результат философского интереса к проблемам культуры фиксирует

* философия культуры

Рассмотрение культуры как совокупности высших духовных ценностей, лучших творений человека характерно для ‘» определения.

* аксиологического

Рационализм, европоцентризм, убыстрение прогресса — характерные черты культуры …

* новой эпохи

Ренессанс, Реформация, Просвещение способствовали формированию культуры …


* новой эпохи

Решением проблем функционирования культуры в обществе занимается …

* социология культуры

Разновидность культуры, возникшая на основе кровного родства, вытесненной общностью территории, обычаев, нравов — это …

* этническая

Решением проблем функционирования культуры в обществе занимается …

* социология культуры

С)

Социология культуры изучает

* истор. социал. и культур. явлен.

С исследования т.н. примитивных культур начала свое развитие …

* культурная антропология

Система образов, характеризующая устройство мироздания, включающая отношение человека к миру — это

* мировоззрение

Ситуация включения культуры в цивилизацию, как составной ее части характерна для …

* инустриальн. цивилизации

Сторонники идей евразийства полагали — …

* революц. в России — результат её «Европеизации»

Сущность культурогенеза в …

* произошедшем в древности зарождении культуры

Самореализация человека достигается лишь через отрицание своей телесной природы и растворение в универсальной духовной субстанции, через разрыв связей с обществом и миром, — полагали представители …

* индийской

Смысл жизни человека разгадать загадку жизни, выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий Шэтот постулат лежит в основе …


* индийской

Создание идеологии, обосновывающей социальньrй порядок — функция …

* элитарной

Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальныIx систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как …

* коллективизм

Сторонники идей евразийства …

* выступали против европоцентризма

Стремление человека к высщим духовным ценностям, к слиянию с духовным абсолютом, признание внешнего мира иллюзией, преклонение перед духовным авторитетом брахманов характерны для …

* индийской

Сегодня многие учёные говорят о «культурном апокалипсисе» ХХI в., основной причиной которого называют …

* массовую деградацию человеч. генофонда в услов. экологич. бедствий

Современное государство при выработке социальной политики в первую очередь должно учитывать ‘» изменение климатических условий на земле

* накопленные веками принципы соледарности людей

Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития — это …

* ноосфера

Т)

Термин «Культурология» для обознач. особ. дисциплины, изучающей культуру как «Самостоятельную упорядоченность феноменом», — предложил использовать

* американск. антрополог Л.Уайт в 1960-е г.

Теоретические исследования природы человека и его сущности проводятся в рамках …

* философской

Термин «креационизм» означает …

* процесс создания мира, культуры богом

У)

Укажите последовательность процедур культурного процесса:

* Б-Г-В-А

Ф)

Фундаментом культурной компетентности личности не является …

* владение современными копм. технологиями

Функцией культуры, определяющая изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностям, приспособление ее к собственным нуждам является …

* адаптативная

Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей является …

* интегративная

Формирование взглядов западников происходило на основе идей …

* просвещеня

Фактор, вынуждающий сегодня говорить о необходимости создания экологической этики — это

* экологич. кризис

Фемонология …

* описание и систематиз. отдельных культурных форм

Французский учёный, возвестивший возвращение человека в лоно природы, это — …

* Ж.Ж. Руссо

Ч)

Чертой современной глобальной культуры является …

* прагматизм

Источник: StudFiles.net

Термин «культурогенез» означает …

-: период упадка в процессе культурного развития
-: период стагнации культурного развития
-: процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры
+: процесс возникновения, становления культуры

Теория исторической типологии культур, возникшая в конце X
X – начале XX века считает, что …

-: Существует единая общечеловеческая цивилизация
+: Культуры автономны и единство человечества состоит в многообразии локальных цивилизаций
-: История монолинейна
-: Историческая перспектива человечества связана с межкультурным взаимодействием

Теория исторической типологии культур, возникшая в конце X
X-начале XX века, утверждает…

-: что западные народы вступили в дряхлый возраст, утратили «пассионарность» и им придется сойти с исторической сцены
-: что существование западной цивилизации поставлено под угрозу со стороны растущего национализма экономически отсталых стран
-: что существует бесконечное многообразие уникальных, непохожих друг на друга и неповторимых культур
+: концепцию монолинейной «магистрали прогресса»

Термин цивилизация в отечественной науке означает…

-: заключительный этап развития какой-либо культуры
-: ступень общественного развития, следующую за варварством
+: уровень общественного развития
-: уровень общественного развития; ступень общественного развития, следующую за варварством; заключительный этап развития какой-либо культуры

Традиционная культура, как правило…

-: существует преимущественно в городах, в состоянии дисгармонии с природой
-: характеризуется ярко выраженным конфликтом поколений представляет собой
-: форму межнационального общения
+: доиндустриальна, бесписьменна

Формирование взглядов западников происходило на основе идей…

-: православие
-: античности
-: Возрождения
+: Просвещения

Философское знание о культуре…

-: выявление функциональные связи между элементами культуры
+: выявляет сущность и смысл культуры, ценность ее элементы
-: исследует традиционную культуру и ее основные элементы
-: сравнивает и описывает все существующие культуры

Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является …

+: социализация личности
-: исполнение нормативных актов
-: установление коммуникативных связей
-: приспособление личности к окружающей среде

Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей, является функция…

-: Приспособление личности к окружающей среде
-: Интегративная
-: Познавательная
+: Межпоколенной трансляции опыта

Функцией культуры, определяющей изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам, является … функция.

-: Коммуникативная
-: Социализация личности
-: Познавательная
+: Адаптативная

Целью культурологического исследования является (ются)…

-: Исследование больших социальных групп и их взаимодействия
-: Вопросы происхождения рас, их распределение по регионам и континентам
-: Изучение процессов формирования и развитие различных этнических групп
+: Понимание как своей, так и новой культуры

Объяснительной функцией культурологии является…

+: сведение к понятному
-: включение объекта в контекст или общее поле культуры
-: сравнение различных объектов культуры
-: воспроизведение культурной системы изнутри

Предмет культурологии как самостоятельной науки -…

-: простое отображение материальных и духовных ценностей
+: системное исследование процессов генезиса культуры, ее структуры и динамики
-: весь мир созданных человеком вещей
-: изучение отдельных феноменов культуры

Автор книг «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры», обосновавший необходимость выделения знаний о культуре в отдельную науку…

-: Вильгельм фон Гумбольдт
+: Лесли Уайт
-: Андрей Флиер
-: Огюст Конт

Первичная культурологическая парадигма — …

-: культурософская
-: плюралистическая
-: функционалистская
+: эмпирическая

Отрасль или отрасли культурологического знания, изучающие этническую культуру, – это…

-: социология культуры и этнопсихология
+: культурная антропология, этнография
-: филология и лингвистика
-: философия культуры

Исследование проблем соотношения культуры и цивилизации характерно для …

-: социологии культуры
-: культурной антропологии
-: социологии
+: культурологии

Наиболее общие законы и связи культуры фиксирует …

-: этнопсихология
-: социология культуры
-: культурная антропология
+: философия культуры

К социальной культуре не относится … культура.

-: правовая
-: нравственная
-: политическая
+: аграрная

Двумя разделами культурологии являются:

+: прикладной
+: философский
-: художественный
-: исторический

Двумя разделами культурологии являются:

-: лингвистический
-: эволюционный
+: теоретический
+: прикладной

Двумя разделами культурологии являются:

-: теория культуры
-: история культурологической мысли
+: культурная антропология

Двумя разделами культурологии являются:

+: культурная антропология
-: философия культуры
+: прикладная культурология
-: теория культуры

Двумя разделами культурологии являются:

+: прикладная культурология
-: история культурологической мысли
+: культурная антропология
-: философия культуры

По лингвистическому критерию выделяются … культуры.

-: монастырская, дворцовая
-: индуистская, православная
-: кочевая, земледельческая
+: англосаксонская, славянская

Компоненты обыденной культуры (культуры повседневности):

-: экономика, политика
-: искусство, философия
-: религия, наука
+: мораль, обычаи

В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме…

+: традиции
-: предписания
-: мифа
-: ритуала

На формирование асимметрии головного мозга у предков человека не оказало влияния…

формирование различий между левой и правой рукой
-: освобождение передних конечностей
+: исчезновение когтей
-: установление функциональных различий между передними и задними конечностями

Массовая культура – это …

-: культура социальных «низов»
-: культура массы и массового сознания
+: явление культуры, получившее широкое распространение
-: нечто недоразвитое, простое, незамысловатое, второсортное

Две черты, не характерные для западного типа культуры:

-: прагматизм
+: мистицизм
-: концепция равенства
+: статусная иерархия по происхождению

Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможными в условиях культуры …

-: постиндустриального типа
+: раннегородских цивилизаций
-: средневековья
-: Новой эпохи

Теория исторической типологии культур, возникшая в конце X
X-начале XX века, считает, что…

+: культуры автономны и единство человечества состоит в многообразии локальных цивилизаций
-: существует единая общечеловеческая цивилизация
-: история монолинейна
-: историческая перспектива человечества связана с межкультурным взаимодействием

В античной культуре…

+: судьба человека полностью предопределена богами
-: судьба человека зависит от расположения звёзд
-: человек в силах изменить свою участь
-: боги не вмешиваются в земные дела людей

Источник: info-stadiya.ru

Россия в первой половине XIX века

Итак, западники – это кто такие? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит хоть немного ознакомиться с социальной, экономической и культурной ситуацией, в которой пребывала Россия в первой половине позапрошлого века.

В начале XIX века Россию ожидало непростое испытание – Отечественная война с французским войском Наполеона Бонапарта. Она носила характер освободительной, и спровоцировала небывалый подъем патриотических чувств среди широких масс населения. В этой войне русский народ не только отстоял свою независимость, но и значительно укрепил позиции своего государства на политической арене. Вместе с тем Отечественная война унесла тысячи жизней и нанесла серьезный ущерб экономике России.

Говоря об этом периоде российской истории, нельзя не упомянуть о движении декабристов. Это были преимущественно офицеры и зажиточные дворяне, которые требовали реформ, справедливых судов и, конечно же, отмены крепостного права. Однако восстание декабристов, состоявшееся в декабре 1825 года, провалилось.

Сельское хозяйство в первой половине XIX века в России по-прежнему носило экстенсивный характер. В то же время начинается активное освоение новых земель – в Заволжье и на юге Украины. В результате технического прогресса во многие отрасли промышленности внедрились машины. В итоге производительность выросла в два-три раза. Значительно ускорились темпы урбанизации: количество городов в Российской империи в период с 1801-го по 1850 год выросло почти вдвое.

Общественные движения в России в 1840-1850-х годах

Общественно-политические движения в России во второй четверти XIX века заметно оживились, несмотря на реакционную политику Николая I. И это оживление во многом было связано с идейным наследием декабристов. На вопросы, поставленные ими, пытались найти ответы на протяжении всего девятнадцатого столетия.

Главной дилеммой, которая горячо обсуждалась в те времена, стал выбор пути развития для страны. И каждый видел этот путь по-своему. В итоге родилось множество направлений философской мысли, как либеральных, так и радикально-революционных.

Все эти направления можно объединить в два больших течения:

  1. Западничество.
  2. Славянофильство.

Западничество: определение и сущность термина

Считается, что раскол в российское общество на так называемых западников и славянофилов внес еще император Петр Первый. Ведь именно он стал активно перенимать уклады и нормы жизни европейского общества.

Западники – это представители одного из важнейших направлений русской общественной мысли, которое сформировалось на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. Их также нередко называли «европейцами». Русские западники утверждали, что изобретать ничего не нужно. Для России необходимо выбрать тот передовой путь, который уже был успешно пройден Европой. Более того, западники были уверены, что Россия сможет пойти по нему намного дальше, нежели это сделал Запад.

Среди истоков западничества в России можно выделить три главных фактора:

  • Идеи европейского Просвещения XVIII века.
  • Экономические реформы Петра Первого.
  • Налаживание тесных социально-экономических связей со странами Западной Европы.

По своему происхождению западники – это были преимущественно богатые купцы и дворяне-помещики. Встречались среди них также ученые, публицисты и писатели. Перечислим самых видных представителей западничества в русской философии:

  • Петр Чаадаев.
  • Владимир Соловьев.
  • Борис Чичерин.
  • Иван Тургенев.
  • Александр Герцен.
  • Павел Анненков.
  • Николай Чернышевский.
  • Виссарион Белинский.

Основные идеи и взгляды западников

Важно отметить, что западники вовсе не отрицали русскую идентичность и самобытность. Они настаивали лишь на том, что Россия должна развиваться в фарватере европейской цивилизации. И в фундаменте этого развития должны быть заложены общечеловеческие ценности и личностные свободы. При этом общество они рассматривали в качестве инструмента для реализации отдельно взятого индивида.

К основным идеям западнического движения можно отнести следующие:

  • Перенимание главных ценностей Запада.
  • Сокращение отставания между Россией и Европой.
  • Развитие и углубление рыночных отношений.
  • Утверждение в России монархии конституционного образца.
  • Ликвидация крепостного права.
  • Развитие всеобщего образования.
  • Популяризация научных знаний.

В. С. Соловьев и его фазисы

Владимир Соловьев (1853-1900) является ярким представителем так называемого религиозного западничества. Он выделяет три главных фазиса в ходе общего западноевропейского развития:

  1. Теократический (представлен римским католичеством).
  2. Гуманитарный (выражен в рационализме и либерализме).
  3. Натуралистический (выражается в естественнонаучном направлении мысли).

По мнению Соловьева, все эти фазисы в той же последовательности прослеживаются и в развитии русской общественной мысли в XIX веке. При этом теократический аспект наиболее ярко отразился во взглядах Петра Чаадаева, гуманитарный – в работах Виссариона Белинского, а натуралистический – у Николая Чернышевского.

Владимир Соловьев был убежден, что ключевая особенность России состоит в том, что это глубоко христианское государство. Соответственно, русская идея должна быть составляющей частью идеи христианской.

П. Я. Чаадаев и его взгляды

Далеко не последнее место в общественном движении русских западников занимал философ и публицист Петр Чаадаев (1794-1856). Его основной труд «Философические письма» был опубликован в журнале «Телескоп» в 1836 году. Эта работа всерьез всколыхнула общественность. Журнал после данной публикации был закрыт, а сам Чаадаев – объявлен сумасшедшим.

В своих «Философических письмах» Петр Чаадаев противопоставляет Россию и Европу. И фундаментом этого противопоставления он называет религию. Католическая Европа характеризуется им как прогрессивный регион с волевыми и активными людьми. А вот Россия, наоборот, является неким символом инертности, неподвижности, что объясняется излишней аскетичностью православной веры. Причину застоя в развитии государства Чаадаев усматривал еще и в том, что страна была недостаточно охвачена Просвещением.

Западники и славянофилы: сравнительная характеристика

И славянофилы, и западники стремились превратить Россию в одну из ведущих стран мира. Однако методы и инструменты этого преобразования они видели по-разному. Следующая таблица поможет разобраться в ключевых различиях этих двух течений.

Критерий отличия

Западники

Славянофилы

Отношение к Петру Первому

Положительное. Петр I – спаситель России

Отрицательное. Реформы Петра I сбили Россию с истинного пути

Форма государственного управления

Конституционная монархия, парламентский строй

Монархия с наличием совещательных народных органов

Желаемый путь развития

Западный, европейский

Свой собственный и особый путь

Развитие сельского хозяйства

Поощрение частной собственности

Развитие крестьянства на основе общинного земледелия

Наука и религия

Необходимость развития науки и техники, правовое просвещение населения

Православие – главная опора России

В заключение

Итак, западники – это представители одной из ветвей русской общественной мысли первой половины XIX века. Они были уверены, что Россия в своем дальнейшем развитии должна ориентироваться на опыт западных стран. Следует отметить, что идеи западников впоследствии в некоторой степени трансформировались в постулаты либералов и социалистов.

Русское западничество стало заметным шагом вперед в развитии диалектики и материализма. Однако каких-либо конкретных и научно обоснованных ответов на актуальные для общественности вопросы оно так и не смогло предоставить.

Источник: www.syl.ru

ЗАПАДНИКИ — ли­бе­раль­ное идей­ное те­чение 1840-х — начала 1860-х годов в Рос­сии.

На­ча­ло фор­ми­ро­вать­ся в 1839 году, ко­гда сло­жил­ся московский кру­жок Т.Н. Гра­нов­ско­го. В не­го вхо­ди­ли П.В. Ан­нен­ков, В.П. Бот­кин, К.Д. Ка­ве­лин, М.Н. Кат­ков, П.Н. Куд­ряв­цев, Н.Х. Кет­чер, Е.Ф. Корш, Н.Ф. Пав­лов, Б.Н. Чи­че­рин. В это вре­мя взгля­ды западников раз­де­ля­ли В.Г. Бе­лин­ский, А.И. Гер­цен, Н.П. Ога­рёв, П.Я. Чаа­да­ев. К западникам бы­ли близ­ки И.А. Гон­ча­ров, С.М. Со­ловь­ёв, И.С. Тур­ге­нев, М.Е. Сал­ты­ков-Щед­рин. По­сле смер­ти Гра­нов­ско­го (1855) московские западники (Бот­кин, Кет­чер, Е.Ф. Ко­ни, Корш, Со­ловь­ёв, Чи­че­рин) объ­е­ди­ни­лись во­круг пи­са­те­ля А.В. Стан­ке­ви­ча. В Санкт-Пе­тер­бур­ге в конце 1840-х годов об­ра­зо­ва­лась вто­рая груп­па западников, со­сто­яв­шая из мо­ло­дых чи­нов­ни­ков во гла­ве с Н.А. Ми­лю­ти­ным и Д.А. Ми­лю­ти­ным. Поз­же они по­лу­чи­ли из­вест­ность как «пар­тия про­грес­са», или «ли­бе­раль­ные бю­ро­кра­ты». Ещё один кру­жок западников сло­жил­ся в начале 1850-х годов во­круг пе­ре­ехав­ше­го в Санкт-Пе­тер­бург К. Д. Ка­ве­ли­на. Мно­гие западники бы­ли вид­ны­ми про­фес­со­ра­ми и пуб­ли­ци­ста­ми, час­то вы­сту­па­ли с лек­ция­ми и в пе­ча­ти, что спо­соб­ст­во­ва­ло рас­про­стра­не­нию их идей. Вы­ра­зи­те­ля­ми мне­ний западников бы­ли жур­на­лы «Мо­с­ков­ский на­блю­да­тель» (1835-1839), «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки» (с 1839), «Рус­ский вест­ник» (с 1856) и «Ате­ней» (1858-1859), а так­же газета «Мо­с­ков­ские ве­до­мо­сти» (1851-1856).

Тер­ми­ны «за­пад­ни­ки» и «за­пад­ни­че­ст­во» воз­ник­ли в хо­де по­ле­ми­ки западников со сла­вя­но­фи­ла­ми и пер­во­на­чаль­но са­ми­ми западниками вос­при­ни­ма­лись как обид­ные по­ли­тические клич­ки (в спо­рах 1840-х годов ис­поль­зо­ва­лись так­же про­зви­ща «за­пад­ные», «ев­ро­пеи­сты» и «но­во­ве­ры»).

В по­ли­тической сфе­ре западники бы­ли сто­рон­ни­ка­ми сво­бо­ды со­вес­ти, об­щественного мне­ния и пе­ча­ти, а так­же пуб­лич­но­сти пра­ви­тельственных дей­ст­вий и глас­но­сти су­до­про­из­вод­ст­ва. По от­но­ше­нию к при­ме­не­нию ре­во­люционного на­си­лия для из­ме­не­ния су­ще­ст­во­вав­ше­го строя пер­во­на­чаль­но сре­ди западников на­ме­ти­лось два на­прав­ле­ния — ра­ди­каль­ное (в ис­то­рио­гра­фии ино­гда име­ну­ет­ся ре­во­лю­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­ским), до­пус­кав­шее ис­поль­зо­ва­ние на­си­лия, и уме­рен­ное, для ко­то­ро­го бы­ло ха­рак­тер­но от­ри­ца­ние на­сильственных спо­со­бов борь­бы с вла­стью и стрем­ле­ние к по­сте­пен­но­му пре­об­ра­зо­ва­нию об­ще­ст­ва. К пер­во­му на­прав­ле­нию тра­ди­ци­он­но от­но­сят В.Г. Бе­лин­ско­го, А.И. Гер­це­на и Н.П. Ога­рё­ва, од­на­ко их по­зи­ция не все­гда бы­ла по­сле­до­ва­тель­но ра­ди­каль­ной. Ко вто­ро­му на­прав­ле­нию при­над­ле­жа­ло боль­шин­ст­во западников. Раз­рыв Гер­це­на с западниками (1845) и смерть Бе­лин­ско­го (1848) окон­ча­тель­но оп­ре­де­ли­ли суть идей­ной по­зи­ции за­пад­ни­че­ст­ва как уме­рен­но ли­бе­раль­но­го те­че­ния. Боль­шин­ст­во западников бы­ли мо­нар­хи­ста­ми, счи­та­ли воз­мож­ным осу­ще­ст­в­ле­ние на­зрев­ших ре­форм са­мим го­су­дар­ст­вом.

Западники, так же как и сла­вя­но­фи­лы, не име­ли сво­ей ор­га­ни­за­ции. До 1845 года, ко­гда ме­ж­ду дву­мя те­че­ния­ми про­изо­шёл кон­фликт, при­вед­ший к раз­ры­ву от­но­ше­ний ме­ж­ду ни­ми, западники и сла­вя­но­фи­лы вос­при­ни­ма­ли се­бя как еди­ное «об­ра­зо­ван­ное мень­шин­ст­во», стре­мив­шее­ся про­бу­дить об­ще­ст­во от «ум­ст­вен­ной апа­тии». Од­на­ко ми­ро­воз­зре­ние западников рез­ко от­ли­ча­лось от «са­мо­быт­ни­че­ст­ва» сла­вя­но­фи­лов, а так­же от гос­под­ство­вав­шей «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» тео­рии. Ос­но­вой ми­ро­воз­зре­ния западников бы­ли идеи ев­ропейского Про­све­ще­ния и не­мец­кой клас­си­че­ской фи­ло­со­фии, при­зна­ние ве­ду­щей ро­ли ра­зу­ма в по­зна­нии, не­об­хо­ди­мо­сти фи­лософского ос­мыс­ле­ния при прак­тическом ос­вое­нии ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти. Западники счи­та­ли, что ра­зум по­зво­лял по­знать мир (в том числе и об­щественные от­но­ше­ния) как сис­те­му при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зей, в ко­то­рой дей­ст­ву­ют по­зна­вае­мые (хо­тя по­рой ещё не по­знан­ные) за­ко­ны, еди­ные для всей жи­вой и не­жи­вой при­ро­ды. Боль­шин­ст­во западников при­дер­жи­ва­лись атеи­стических убе­ж­де­ний.

Западники бы­ли про­тив­ни­ка­ми кре­по­ст­но­го пра­ва. Они до­ка­зы­ва­ли пре­иму­ще­ст­ва западноевропейской мо­де­ли об­щественного уст­рой­ст­ва, од­на­ко они вос­при­ни­ма­лись ими лишь как ори­ен­тир раз­ви­тия, а не пред­мет сле­по­го под­ра­жа­ния. От­стаи­ва­ли ли­бе­раль­ные цен­но­сти, пре­ж­де все­го не­за­ви­си­мость лич­но­сти. С точ­ки зре­ния западников, спра­вед­ли­вым мог­ло быть та­кое об­ще­ст­во, в ко­то­ром соз­да­ны все ус­ло­вия для су­ще­ст­во­ва­ния и са­мо­реа­ли­за­ции лич­но­сти. По­это­му они от­вер­га­ли ха­рак­тер­ные для тра­диционного об­ще­ст­ва идеи пат­ри­ар­халь­но­го един­ст­ва по­ме­щи­ков и кре­сть­ян, а так­же па­тер­на­лиз­ма вла­сти по от­но­ше­нию к под­дан­ным.

В сфе­ре эко­но­ми­ки западники счи­та­ли, что го­су­дар­ст­во при ми­нимальном вме­ша­тель­ст­ве в раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти, тор­гов­ли и транс­пор­та долж­но обес­пе­чи­вать не­при­кос­но­вен­ность соб­ст­вен­но­сти.

В цен­тре ис­то­рио­соф­ских пред­став­лений западников на­хо­ди­лось по­ня­тие ис­то­рического про­грес­са, ко­то­рый они пред­став­ля­ли как це­поч­ку не­об­ра­ти­мых, ка­че­ст­вен­ных из­ме­не­ний отдельных лю­дей и об­ще­ст­ва в це­лом от худ­ше­го к луч­ше­му. По­это­му западники счи­та­ли Пет­ра I од­ним из главных дея­те­лей российской ис­то­рии, ко­то­рый пре­вра­тил дви­же­ние стра­ны по пу­ти про­грес­са в «пра­ви­тель­ст­вен­ную сис­те­му». Идеи за­пад­ни­че­ст­ва на­шли вы­ра­же­ние в соз­дан­ном К.Д. Ка­ве­ли­ным, С.М. Со­ловь­ё­вым и Б.Н. Чи­че­ри­ным в 1840-1850-х годах на­прав­ле­нии ис­то­рической нау­ки, позд­нее по­лу­чив­шем название «го­су­дар­ст­вен­ной шко­лы». Его суть за­клю­ча­лась в ут­вер­жде­нии ор­га­нич­но­сти и за­ко­но­мер­но­сти российской ис­то­рии, един­ст­ва ис­то­рического раз­ви­тия Рос­сии и За­па­да при со­хра­не­нии российских национальных осо­бен­но­стей (боль­шая, чем на За­па­де, роль го­су­дар­ст­ва, ко­то­рая ве­ла к за­си­лью бю­ро­кра­тии и сла­бо­му раз­ви­тию об­щественной ини­циа­ти­вы), в кон­ста­та­ции то­го, что ос­но­вой от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва к об­ще­ст­ву был па­тер­на­лизм. По мне­нию западников, российское го­су­дар­ст­во в фор­ме са­мо­дер­жа­вия вы­ра­жа­ло все­об­щие ин­те­ре­сы, и по­это­му имен­но оно под воз­дей­ст­ви­ем об­щественного мне­ния, раз­ви­тия про­све­ще­ния и нау­ки долж­но бы­ло стать ини­циа­то­ром и га­ран­том ли­к­ви­да­ции со­слов­но­го ан­та­го­низ­ма в Рос­сии и под­го­тов­ки на­ро­да («не­раз­вив­шей­ся час­ти че­ло­ве­че­ст­ва») к по­ли­тическим сво­бо­дам. Это по­зво­ля­ет многим современным ис­сле­до­ва­те­лям оп­ре­де­лять западников как ли­бе­раль­но-кон­сер­ва­тив­ное идей­ное те­че­ние.

В 1840-х годах па­фос вы­сту­п­ле­ний западников был на­прав­лен на ут­вер­жде­ние пре­вос­ход­ст­ва За­па­да, в 1850-х годах они, как и сла­вя­но­фи­лы, со­сре­до­то­чи­лись на раз­мыш­ле­ни­ях о пу­тях и спо­со­бах раз­ре­ше­ния про­блем, сто­яв­ших пе­ред Рос­си­ей. В кон­це не­удач­ной для Рос­сии Крым­ской вой­ны 1853-1856 годов не­ко­то­рые западники на­пи­са­ли по­лу­чив­шие ши­ро­кую из­вест­ность за­пис­ки, в ко­то­рых кон­ста­ти­ро­ва­ли на­зрев­ший в Рос­сии кри­зис, ох­ва­тив­ший все сто­ро­ны жиз­ни об­ще­ст­ва, и пред­ла­га­ли план не­об­хо­ди­мых пре­об­ра­зо­ва­ний для вы­хо­да из не­го. В пер­вой из та­ких за­пи­сок (1855) Б.Н. Чи­че­рин под­верг кри­ти­ке внеш­нюю по­ли­ти­ку скон­чав­ше­го­ся императора Ни­ко­лая I (ко­то­рая, по мне­нию Чи­че­ри­на, но­си­ла экс­пан­сио­ни­ст­ский ха­рак­тер и при­ве­ла к вой­не), по­ка­зал тес­ную взаи­мо­связь во­енных не­удач с «внут­рен­ним не­уст­рой­ст­вом го­су­дар­ст­ва». К.Д. Ка­ве­лин в сво­ей за­пис­ке, так­же на­пи­сан­ной в 1855 году, ви­дел главную при­чи­ну от­ста­ло­сти стра­ны в кре­по­ст­ном пра­ве, от­ме­чал его па­губ­ное воз­дей­ст­вие на нрав­ст­вен­ное со­стоя­ние об­ще­ст­ва и со­ци­аль­ную ста­биль­ность, на­стаи­вал на не­об­хо­ди­мо­сти ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян с зем­лёй и за «воз­на­гра­ж­де­ние вла­дель­цам» (этот прин­цип лёг в ос­но­ву кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 года).

В свя­зи с тем, что главная цель западников — от­ме­на кре­по­ст­но­го пра­ва — бы­ла реа­ли­зо­ва­на пра­ви­тель­ст­вом, круж­ки западников рас­па­лись в начале 1860-х годов, од­на­ко не­ко­то­рые западники (К.Д. Ка­ве­лин, Б.Н. Чи­че­рин) про­дол­жа­ли иг­рать вид­ную роль в об­щественной жиз­ни. Тер­мин «Западники» по­сте­пен­но ут­ра­тил кон­крет­ность, его ста­ли упо­треб­лять при­ме­ни­тель­но к ли­бе­раль­но на­стро­ен­ной час­ти ин­тел­ли­ген­ции.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Источник: w.histrf.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector