Расположение владимиро суздальского княжества

Княжеские междоусобицы и постоянные набеги кочевников и исчерпали силы древней Киевской Руси. Государство утрачивало бывшее могущество, и в середине XII в распалось на самостоятельные княжества. Центр политической и хозяйственной жизни начал постепенно смещаться на северо-восток, в район Верхнего Поволжья, где и было образовано Владимиро-Суздальское княжество.

Характеристика

До Х века земли будущего княжества занимали племена меря и весь. Отойдя в леса с солнечного Поднепровья, русичи стали проживать на одних землях с финно-угорскими племенами. Прибывшие сюда кривичи и новгородцы обрусили здешний народ и привнесли зачатки культурных и административных образований. Полностью Залесская Русь, или Суздальщина, была освоена русичами еще в середине X века, но в течение долгого времени эта территория оставалась лишь далекой окраиной огромной державы Рюриковичей. Особенности Владимиро-Суздальского княжества базировались на том, что, занимая земли в междуречье Оки и Волги, оно находилось в стороне от набегов кочевников и междоусобных набегов.


XII в. здесь установилась налаженная система боярского землевладения. Каждый плодородный кусок земли был перегорожен лесополосой и получил название ополья. Несмотря на скудность земли и суровость климата, крестьянам удавалось получать урожаи, заниматься лесными промыслами, скотоводством, рыболовством. В городах развивались гончарное, кузнечное дело. Хозяйственно-административное устройство перешло к ним с киевских земель и дало возможность образоваться независимой удельной территории под названием Владимиро-Суздальское княжество.

Географическое положение

Обособленное положение, которое занимало Владимиро-Суздальское княжество, объяснялось, прежде всего, естественными преградами, окружавшими его границы со всех сторон. Кроме этого, путь ордам кочевников в эти места преграждали княжества, находившиеся южнее.

Особенности развития Владимиро-Суздальского княжества в экономическом и политическом плане кратко описаны ниже:

— непрерывный поток рабочей силы, прибывавший сюда с Киевской Руси: люди уставали терпеть невыносимые поборы княжеских гридников и постоянное полувоенное положение, поэтому прибывали в княжество с семьями и всем домашним скарбом;

— разветвленные торговые пути, соединяющие Северную Европу с Восточными ханствами;

— территориальная отдаленность княжества от путей кочевников — эта земля не подвергалась набегам и разрушениям.

Именно эти факторы объясняли особенности Владимиро-Суздальского княжества, его крепкое экономическое положение. Сильное и богатое боярство не хотело делиться с Киевом и подталкивало местных правителей к самостоятельности. Оно призывало народ отделиться от правителей Руси и сделать самостоятельным Владимиро-Суздальское княжество.

Князья


Залесский край был малопривлекательным для князей из рода Рюриков – места далекие, земли скудные. Это княжество обычно отдавали младшим сыновьям княжеских домов, правящие наследники редко заезжали в эти места, они считались непривлекательными, сравнительно бедными и очень далекими.

Примечательным является восстание волхвов в 1024 году, когда Ярослав Мудрый приезжал в суздальское княжество и усмирял бунтовщиков. Положение изменилось в XII веке, когда князь Владимир Мономах, посетив Владимиро-Суздальское княжество, посадил на престол в Суздале своих сыновей — сначала Ярополка, а затем и Юрия. На короткое время Суздаль становится столицей княжества. Позже, убедившись в необходимости постройки современного укрепленного города, старший Мономах основал город на реке Клязьма и назвал его своим именем – Владимир.

Так, на фоне упадка Киевской Руси началось медленное, неторопливое возвышение земли, которая стала именоваться как Владимиро-Суздальское княжество. Князья из рода Мономаховичей успешно и в течение длительного времени занимали суздальский престол, и население северо-восточных земель безоговорочно принимало их власть.

Юрий Долгорукий


После смерти киевского правителя всей Руси Владимира Мономаха Владимиро-Суздальское княжество отделилось от Киевской Руси. Сын Мономаха – Юрий Долгорукий стал его первым самостоятельным правителем. Особенности Владимиро-Суздальского княжества во время правления этого князя заключались в активном присоединении близлежащих территорий. Таким образом княжество присоединило к себе Рязанские и Муромские земли.

Развитие Владимиро-Суздальского княжества перешло на новый этап. Юрий застроил свои владения укрепленными, чудесными городами, но все равно не оставлял надежды прибрать к рукам Киевский престол. Суздальский правитель постоянно вел длительные изнурительные войны за далекий Киев и был уверен, что только княжеский престол в стольном граде даст ему право «быть самым старшим» на Руси. Из-за постоянного протягивания жадных «долгих рук» к далеким городам и чужим владениям князя и прозвали Долгоруким.

Летопись донесла до наших дней сообщение о том, что в 1147 г. Юрий приглашал к себе одного из своих союзников – младших князей: «Приди ко мне, брат, в Москов». Эти слова являются первым упоминанием о Москве. Территорию будущего города вместе с прилегающими землями Долгорукий отобрал у своего боярина Степана Кучки. За время его княжения выросли города Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Кострома, расцвел и укрепился город Владимир.

Укрепление власти


В 1149 году, пользуясь междоусобицами и разногласиями между южными князьями, Долгорукий пошел в поход на южные земли Киевской Руси и, вступив в союз с половцами, возле города Переяслава, что на Днепре, разбил дружину киевского князя Изяслава II. Юрий Долгорукий захватил Киев, но надолго там не задержался, и в 1151 г. после очередного военного поражения вынужден был вернуться в Суздаль. В последний раз Юрий Долгорукий захватил киевский престол в 1155 году и остался в нем до конца своих дней. Чтобы закрепиться на южных землях, он раздал удельные княжества своим сыновьям.

Уделил Юрий внимание и своим извечным соперникам — Галицко-Волынскому княжеству. Оно находилось на окраине Киевской Руси, как и Владимиро-Суздальское княжество; географическое положение этих земель избавляло эту территорию от постоянных набегов кочевников. Эти «осколки» Киевской Руси поднимались и расцветали одновременно. Юрий Долгорукий предпочитал мириться с богатыми дальними родственниками и даже отдал в жены свою дочь Ольгу князю Ярославу Осмомыслу, который в то время имел в управлении Галицко-волынское княжество.

Владимиро-Суздальское вторжение продлилось недолго – вскоре Ольга убежала от мужа из-за того, что тот открыто жил со своей любовницей. В конце концов, беглянку вернули к супругу, но брак этот счастливым так и не стал. Умирая, Ярослав отдал трон не своим законным наследникам, а сыну своей любовницы – Олегу.

Правитель Владимиро-Суздальского княжества не пользовался любовью среди киевлян. Его отравили в 1157 году на пиру у боярина Петрилы. После его смерти восставшие киевляне ликвидировали установленную Юрием власть. В период правления Юрия Долгорукого впервые выявилось и обострилось давнее соперничество двух народов, между Киевом и Суздалем началась затяжная борьба, которая приобрела крайние формы в княжение сына Юрия Долгорукого.

Андрей Боголюбский


Когда Юрий Долгорукий пытался в очередной раз взять Киев, его сын Андрей самовольно вернулся во Владимир. После смерти отца он, наперекор традиционному порядку престолонаследия, перенес сюда княжеский престол. В суздальскую землю Андрей пришел, видимо, по тайному приглашению местных бояр. С собой он прихватил и знаменитую икону Владимирской Божьей матери. Спустя двенадцать лет после смерти отца Андрей пошел походом на Киев, взял его и подверг почти полному разорению. Именно тогда, в 1169 году, Андрей Боголюбский впервые называет себя Великим князем Владимиро-Суздальским, чем фактически вычеркивает свои земли из состава Киевской Руси. Владимиро-Суздальское княжество, кратко говоря, узурпировало власть киевских князей на северо-восточных землях. В XIII–XIV веках именовать себя великими князьями Владимиро-Суздальскими имели право только верховные правители этих земель.

Андреем Боголюбским были осуществлены попытки подчинить себе и земли, с которыми соседствовало Владимиро-Суздальское княжество, например Великий Новгород. Особенности развития Владимиро-Суздальского княжества в этот период характеризовались в первую очередь усилением борьбы с местным боярством.


покорные головы летели с плеч, а земли роптавших бояр безвозвратно конфисковывались. Опираясь на поддержку горожан и своей дружины, Андрей устанавливал единоличную власть в своих землях. Чтобы укрепить свою независимость, Андрей перенес столицу с древнего Ростова во Владимир-на-Клязьме. Новый город был хорошо укреплен, сохранились сведения о крепких Золотых Воротах, сделанных по примеру киевских, а также возведен знаменитый Успенский собор.

У слияния рек Клязьмы и Нерли, в соседней деревне Боголюбово Андрей выстроил роскошные хоромы и очень любил там жить, поэтому еще при жизни получил прозвище Боголюбский. Здесь Андрей и нашел свою смерть. Позже он стал жертвой восстания бояр и погиб в своих палатах в 1174 году.

Всеволод Большое гнездо

После смерти Андрея Всеволод, младший брат убитого, стал возглавлять Владимиро-Суздальское княжество. Князья, а позже и летописи, называли Всеволода «Большое Гнездо» из-за большой численности его семейства. Одних сыновей у нового правителя княжества было восемь. Именно Всеволод первым стремился к самодержавности в своем отдельном государстве и приложил к осуществлению этой идеи немало усилий. Нельзя отрицать тот факт, что за время правления Всеволода Большое Гнездо достигла периода наибольшего своего расцвета собственная вотчина князя — Владимиро-Суздальское княжество.

Кратко о внутренней и внешней политике


В основном политические маневры Всеволода сводились к тому, чтобы стравить князей, правящих южными землями Киевской Руси, между собой и укрепить свое Владимиро-Суздальское княжество. Характеристика политики этого князя заключалась в том что, истощая ресурсы противников, он укреплял свою власть. Благодаря врожденному дипломатическому дару, ему удалось объединить вокруг себя владимирских бояр и установить свою персональную власть во всех уголках княжества. Всеволод добился от церкви решения о том, что князь имеет право назначать епископов. Но самое большое достижение Всеволода было в том, что он добился укрепления своей власти над своевольным Новгородом.

В те времена Новгород управлялся народным вече и имел право как назначать, так и прогонять с престола своих князей. Каждая улица города и каждый его конец имел собственное управление. Народное вече имело полномочия назначать воевод, призывать князей и выбирать епископов. С помощью подкупов и интриг Новгородское и Владимиро-Суздальское княжество стали подчиняться решениям одного человека. Всеволод приручил непокорных новгородцев и получил ряд выгодных и важных для себя политических и экономических решений.

Внешняя политика

Всеволод Большое гнездо во внешней политике уделял пристальное внимание проблемам торговли, которой славилось Владимиро-Суздальское княжество. Положение этой земли среди полудрузей-полуврагов заставляло князя искать способы, с помощью которых можно расширить и обезопасить подконтрольные ему торговые пути.


этой целью дружинники суздальского князя осуществили завоевательные походы в Волжскую Болгарию в 1184 и 1185 годах. Постоянные дипломатические усилия привели к тому, что в этих походах принимали участие и другие русские князья, летописи доносят до нас имена муромских, рязанских и смоленских правителей. Но полная военная власть в этих походах, безусловно, принадлежала Всеволоду, все важные решения принимались им единолично. Разгром волжских булгар привел к контролю над важнейшими торговыми путями и завоеванию новых земель.

Закат Владимиро-Суздальского княжества

В начале XIII века Всеволод созвал представителей от всех городов своего княжества, и на этом совещании было принято решение после смерти князя отдать власть его сыну Юрию. Но ростовские бояре и киевский князь Мстислав посадили на трон старшего сына Всеволода – Константина. Чтобы избежать обвинений в узурпации власти и не допустить междоусобиц, Константин разделил земли между своими родственниками. Так образовались Ростовское, Переяславское, Ярославское княжества. В 1218 году Константин умирает, и Владимирский престол вновь достается Юрию. Укрепление своего авторитета сын Всеволода начал с удачного набега на волжских болгар и с основания в устье Оки Нижнего Новгорода. Но раздробленность собственного княжества мешала ему быть таким авторитетным политиком, каким был его отец.

Монголо-татарское иго


В начале 1238 года русские князья потерпели сокрушительное поражение от татаро-монгольских завоевателей. Владимиро-Суздальское княжество было разрушено, сожжены и разграблены четырнадцать крупных городов, таких, как Владимир, Москва, Суздаль, Ростов и другие. В марте 1238 года отряд монголо-татар под предводительством темника Бурундая смог полностью разгромить владимирскую рать, которую набрал владимирский князь Юрий Всеволодович. Сам Юрий погиб в битве. После его смерти правителем Владимиро-суздальского княжества стал номинально считаться Ярослав Всеволодович.

Новый князь северо-восточной земли был вынужден отправиться в Орду за ярлыком на княжение. Ярослав Всеволодович был признан старейшим, а значит наиболее почитаемым русским князем. Этот акт ознаменовал начало зависимости княжеств русского севера от монголов.

После Ярослава титул князя Владимирского носил Александр Невский. Начало его княжения было вполне успешным, включая разгром крестоносцев на Ледовом побоище, и победу над шведами в Невской битве. Но в 1262 году были убиты монгольские сборщики податей. Чтобы предотвратить еще один разрушительный набег монголов, Александр лично отправляется в Орду. Оттуда он возвращается уже смертельно больным. После его смерти Владимиро-Суздальское княжество прекратило свое существование, а территории Северо-Восточной Руси распались на множество карликовых удельных княжеств.

Источник: www.syl.ru

История

   СООБЩЕНИЕ    ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО     Владимиро-Суздальское княжество (или Ростово-Суздальская земля, как оно называлось раньше) занимало территорию в междуречье Оки и Волги, богатую плодородными почвами.  

есь к началу 12 в. уже сложилась система крупного боярского землевладения. Плодородные земли были отделены друг от друга лесами и получили название ополий (от слова «поле»). На территории княжества даже существовал город Юрьев-Польский (расположенный в ополье). Несмотря на более суровый климат в сравнении с Поднепровьем, здесь удавалось получать сравнительно устойчивые урожаи, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование. Славяне здесь появились относительно поздно, столкнувшись преимущественно с финно-угорским населением. С севера в Волжско-Окское междуречье в IX – X вв. пришли ильменские словене, с запада – кривичи, с юго-запада – вятичи. Отдаленность и изолированность предопределили более медленные темпы развития и христианизации здешних районов. Географическое положение. По своему географическому положению Владимиро-Суздальское княжество было со всех сторон защищено естественными преградами – крупными реками, топкими болотами и непроходимыми лесами. Кроме того, путь кочевникам в ростово-суздальские земли преграждали южнорусские княжества, принимавшие на себя основную тяжесть вражеских набегов. Процветанию княжества способствовал и тот факт, что в эти земли шел постоянный приток населения, бежавшего в леса то от половецких набегов, то от невыносимых поборов княжеских гридников. Немаловажным являлось и то обстоятельство, что в землях Северо-Восточной Руси пролегали выгодные торговые пути, важнейший из которых – Волжский – связывал княжество с Востоком. Именно экономические факторы в первую очередь способствовали возникновению здесь сильного боярства, которое подталкивало местных князей к борьбе за отделение от Киева. Князья довольно поздно обратили свое внимание на Залесский край – престолы в здешних городах были малопрестижные, уготовленные для младших князей в роду. Лишь при Владимире Мономахе, на излете единства Киевской Руси, началось постепенное возвышение Северо-Восточных земель. Исторически сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала наследственной «отчиной» Мономаховичей. Между здешними землями-волостями и потомками Владимира Мономаха установились прочные связи, здесь раньше, чем в других землях, привыкли воспринимать сыновей и внуков Мономаха как своих князей. Приток наследия, вызвавший интенсивную хозяйственную деятельность, рост и возникновение новых городов предопределили экономическое и политическое возвышение края. В споре за власть ростово-суздальские князья располагали значительными ресурсами. Юрий Долгорукий Правителем Северо-Восточной Руси был сын Владимира Мономаха Юрий, прозванный Долгоруким за постоянное стремление расширить свои владения и подчинить Киев. При нем к Ростово-Суздальской земле были присоединены Муром и Рязань. Он оказывал ощутимое влияние на политику Новгорода. Заботясь о безопасности владений, Юрий Долгорукий вел активное строительство укрепленных городов-крепостей вдоль границ княжества. При нем Ростово- Суздальское княжество превратилось в обширное и независимое. Оно уже не отправляет свои дружины на юг бороться с половцами. Для него куда важнее была борьба с Волжской Булгарией, которая пыталась контролировать всю торговлю на Волге. Юрий Владимирович ходил походами на булгар, воевал с Новгородом за небольшие, но важные в стратегическом и торговом отношении пограничные земли. Это и была независимая, без оглядки на Киев, политика, которая превращала Долгорукого в глазах жителей Ростова, Суздаля и Владимира в своего князя. С его именем связано основание в крае новых городов – Дмитрова, Звенигорода, Юрьева-Польского и под 1147 г. первое упоминание о Москве, заложенной на месте конфискованной усадьбы боярина Кучки. Включившись в борьбу за киевский престол, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных владениях. Туда же стремился и его сын Андрей – будущий князь Боголюбский. Еще при жизни отца в 1155 г. он бежал из Киева в Ростово-Суздальскую землю, вероятно, приглашенный на княжение местным боярством, и прихватил с собой знаменитую икону Владимирской божьей матери. Спустя 12 лет после убийства отца в 1169 г. он совершил военный поход на Киев, захватил его и подверг жестокому ограблению и разорению. Андрей пытался подчинить своей власти и Великий Новгород. Летопись называет Боголюбского «самовластцем» за его властолюбие, стремление править единовластно. Князь начал с того, что согнал с ростово- суздальских столов своих братьев. В последующем зависимые от него родственники правили под его присмотром, не смея ни в чем ослушаться. Это дало возможность князю временно консолидировать Северо-Восточную Русь. Центр политической жизни Руси переместился на северо-восток. Но на время правления Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальским княжеством (1157 – 1174) приходится обострение борьбы с местным боярством. Первым делом князь перенес столицу княжества из богатого Ростова в небольшей городок Владимир-на-Клязьме. Здесь были возведены неприступные белокаменные Золотые ворота, а также Успенский собор. Недалеко от города, у слияния двух рек – Нерли и Клязьмы, он основал свою загородную резиденцию – село Боголюбово, от названия которого и получил свое знаменитое прозвище. В Боголюбской резиденции в результате боярского заговора Андрей и был убит темной июньской ночью 1174 г. Всеволод Большое Гнездо Политику централизации русских земель вокруг Владимиро- Суздальского княжества продолжил брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо. Он жестоко расправлялся с теми, кто участвовал в заговоре против брата, и окончательная победа в борьбе между князем и боярством была в пользу князя. Отныне княжеская власть приобрела черты монархии. Вслед за братом, Всеволод попытался подчинить себе Новгород, сумел отодвинуть границу Волжской Булгарии за Волгу. «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать», -- написал о Всеволоде в 1185 г. автор «Слова о полку Игореве». В то время этот князь был самым сильным властителем на Руси. Именно в его годы появился титул великого князя владимирского. Более двух десятилетий после смерти Всеволода Большое Гнездо (1212 г.) земли Владимиро-Суздальского княжества были процветающим и богатым владением, пока в 1238 г. экономический подъем не прервала новая опасность – монголо-татарское нашествие, под ударом которого земли распались на несколько мелких владений. В XII в. продолжалась славянская колонизация. По-прежнему она шла по двум направлениям: с северо-запада из Великого Новгорода и подвластных ему областей и с юга из «Русской земли», как тогда назывался Киев и его земли. В результате притока переселенцев расчищались под пашню лесные урочища. Под воздействием славян в скотоводческо-промысловом хозяйстве аборигенов возрастает значение земледелия. В свою очередь переселенцы усваивают хозяйственный опыт местных скотоводов, охотников и рыболовов. Растут старые города, появляются новые городские торгово-ремесленные центры. Освоение региона приводило к образованию значительных пахотных площадей, особенно в благодатном Ополье. Земледелие требовало большого труда и упорства. Но оно не всегда вознаграждало земледельца. Часты были неурожаи из-за неблагоприятных погодных условий. Средний урожай ржи с одной десятины в XII в. на лучших землях Суздальского Ополья составлял около 50 пудов (800 кг). В хозяйстве крестьян большое место сохранило скотоводство. Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей. Археологи в раскопках повсеместно находят железные косы, которые использовались для заготовки сена для домашних животных. Лошади разводились для хозяйственных и ратных дел. В XII в. возникло огородничество. Главным орудием труда в нём была деревянная лопата, имевшая по рабочему краю железную оковку - «рыльце». Такие оковки найдены при раскопках в Суздале. На «златых вратах» Рождественского собора г. Суздаля (начало XIII в.) есть изображение Адама, держащего в руках лопату, сопровождающееся надписью: «Адам рыльцем землю копал». В XII в. берёт начало и садоводство. Тогда оно было делом горожан. Это подтверждается раскопками в Суздале, когда в сгоревших наземных постройках были найдены обугленные яблоки и открыта корневая система сада на территории городской усадьбы. Предания сообщают о разведении с XII в. на территории княжества вишнёвых садов. Население Владимирского княжества продолжало заниматься охотой, рыболовством и бортничеством. В раскопках на территории Владимира, Мурома, Суздаля, Ярополча Залесского было найдено большое количество рыболовных железных крючков разных размеров, берестяных поплавков, глиняных грузил для сетей, игл костяных для плетения рыболовных сетей и перевесий. Ремесла.В городах Владимирской Руси XII в. развивались ремёсла в том же наборе, что и на остальной территории Древнерусского государства. Летописи свидетельствуют о развитии деревообрабатывающих ремёсел. Археологами во Владимире, Суздале, Муроме и Ярополче-Залесском найдены пилы, тёсла, свёрла, буравы, долота, скобели, топоры, стамески. Ещё одна не менее древняя профессия - гончарное дело. Свидетельством его развития в крае явилось строительство Владимиром Мономахом в конце XI в. в Суздале Успенского собора из шшнфы. На берегах р. Каменки были открыты три плинфяных печи, в каждой из которых обжигалось за приём до 5000 штук кирпича. Расцвет гончарного ремесла был связан с производством различных видов поливных плиток и кирпичей. Поливные плитки изготавливались разных размеров: от небольших, используемых для орнаментовки стен соборов, до очень крупных половых плиток (19x19x4 см). Для покрытия плиток использовалась красная, синяя, зелёная, коричневая, чёрная, жёлтая полива. С середины XII в. берёт начало камнетёсное ремесло. В городах, прежде всего во Владимире, появляется особая группа ремесленников- каменотёсцев. Поэтому не случайно во время социального кризиса в княжестве ростовские и суздальские бояре презрительно называют владимирцев «холопами и каменщиками». В конце 40-х годов XII в. появляется артель каменотёсцев в Суздале. Вероятно, её составили выходцы из Галицкой земли. Она участвовала в строительстве белокаменных храмов в Переяславле-Залесском, Юрьеве- Польском, Суздале и загородной княжеской резиденции Кидекше. Широкое распространение получило кузнечное ремесло. Археологи в разных местах нашли остатки домен, сыродутных горнов, а также многочисленные орудия труда (молоты, клещи, наковальники, пробойники, напильники, молотки). Во время раскопок под Вязни-ками обнаружены многочисленные куски болотной руды в постройках того времени, что позволяет сделать вывод о её добыче местным населением в XII в. Образцом кузнечного мастерства являются кресты Успенского собора и крест на Дмитриевском соборе, увенчанный фигуркой медного голубя-флюгера. К выдающимся изделиям владимирских кузнецов можно отнести великолепные медные полы в Рождественском и Успенском соборах Владимира. Среди кузнецов выделялась особая категория - оружейники. Их рукам принадлежат шлем Ярослава Всеволодовича и топорик Андрея Боголюбского, которые являются не только памятниками кузнечного, но и ювелирного мастерства. В числе изделий оружейников до нас дошли многочисленные кольчуги. Среди образцов оружия тех лет следует отметить крепостной лук, от которого сохранились семь стрел. Длина каждой стрелы составляет 169 см., а вес равен 2, 5 кг. Видимо, их имел в виду автор «Слова о полку Игореве», указывающий, что владимирский князь Всеволод Большое-Гнездо стрелял рязанскими Глебовичами как «шереширами». Имелась ещё и группа мастеров, изготавливающих щиты. Русские кузнецы, в том числе и владимирские, в XII в. знали не менее 16 различных специальностей и умели изготовлять до 150 видов изделий из железа и стали. Во Владимирском княжестве почти повсеместно распространялось ткачество и прядение. Во многих пунктах археологами найдены различные фрагменты сукна, войлока, мешковины, верёвки. В раскопах же находят большое количество костяных и бронзовых иголок. Русские вышивальщицы знали до 50 приёмов шитья. В полуземлянке посада г. Суздаля была найдена берестяная шкатулка, в которой лежали вещи, изготовленные из ткани, меха, кожи и толстых льняных или шёлковых нитей. На ткани местами сохранились остатки вышивки «серебряной нитью». В ряде городов и селений издавна существовало кожевенное производство. Кожевники выделывали юфть и сафьян (особые сорта коровьей и козлиной кожи), которые шли на изготовление сапог, более грубые кожи - на производство ремней, кошельков, лаптей и других необходимых в быту вещей. В Суздале Н. Н. Ворониным были найдены «тупики», то есть рёбра коровы, употребляемые для очистки кож. Жителям края известно было и косторезное мастерство. В раскопках встречаются многочисленные изделия из кости: иглы, гребни, стрелы, проколки и пуговицы. Широкое развитие получает ювелирное мастерство. Во Владимире, Суздале и Ярополче найдены литейные мастерские медников. Ювелиры использовали для своей работы до 60 литейных форм. Особую группу ювелиров составляли златокузнецы. О разнообразии продукции владимирских ювелиров говорят находки браслетов-запястьев, серебряных ожерельев, колтов, бус, пуговиц и других украшений, выполненных в технике золочения, гравировки, зерни и эмалей. Владимирским мастерам принадлежало первенство по технике огневого золочения и чернения. Русский мастер мог вытянуть из одного грамма серебра нить в один километр. Экономическое развитие Владимирской Руси было тесно связано и с пролегавшими через её территорию древними торговыми путями. О торговых связях со странами Востока говорят многочисленные сердоликовые и хрустальные бусы, поливные сосуды и, конечно, клады восточных монет (диргемов). Существовала тесная связь Владимирской земли с Новгородом Великим, особое место в торговых отношениях между ними занимала торговля хлебом. Прочные контакты Владимирская Русь имела с Византийской империей и странами Западной Европы. Речные пути пролегали по Оке, Клязьме, Нерли, но, кроме речных, существовали и сухопутные дороги. Перекрытие торговых дорог могло закрыть проезд купцов и нарушить торговые отношения. Города Ростово-Суздальской Руси делились на старые («старшие») и новые (пригороды). К старшим относились бывшие центры племенных союзов - Ростов, Суздаль, Муром, к пригородам - Владимир, Переяславль и вновь возникавшие городские центры. Муром и Ростов впервые упоминаются в летописях под 862 г. Население их было этнически неоднородным (славяне, меря, мурома), но в XII в. в них уже преобладал славянский элемент. В городах сосредотачивалось управление целой округой -волостью. Поэтому в них размещались дворы князей, посадников, тысяцких, бояр и членов дружины. Но основными жителями городов были ремесленники и торговцы. В каждом городке имелись кузнецы, гончары, плотники, мастера золотых и серебряных дел и другие специалисты. Специализация шла не по материалу, а по готовому изделию. Седельник, например, должен был знать кожевенное дело, уметь ковать стремена и чеканить узорчатые накладки на седельные луки. Селились ремесленники группами по сходству профессий. Так в городах возникали слободы (или концы) гончаров, кузнецов, кожевников и т. д. Дома ремесленников были больше сельских изб, так как жилище часто совмещалось с мастерской. В некоторых домах уже в XII в. имелись даже вытяжные трубы -дымари, поставленные рядом с печью. Утварь горожан отличалась большим разнообразием и лучшей отделкой. В домах имелись светильники, амфоры для вина, бронзовые кресты, хитроумные замки и ключи. Но жёны ремесленников также, как и крестьянки, мололи муку на жерновах, пряли пряжу и ткали. Ремесленники работали на заказ и на рынок. Некоторые мастера владели местами на торгу и сами продавали изделия. В истории нашего края можно условно выделить пять этапов строительства городов. Первый связан с деятельностью Владимира Мономаха в Ростово-Суздальской земле, когда было построено десять городов-крепостей; второй последовал за переносом столицы княжества из Ростова в Суздаль Юрием Долгоруким, когда было построено 22 города; третий этап падает на период правления Андрея Боголюбского, им было построено четыре города; на пятом этапе во времена Всеволода Большое Гнездо было возведено ещё семь городов, а в канун монголо-татарского нашествия князем Юрием Всеволодовичем возводится один город - Нижний Новгород. ___________________________________________________________ При подготовке доклада были использованы данные из книг: 1. Учебник для 10 класса «История России с древнейших времен до конца XVII века» (Н.И. Павленко, И.Л. Андреев) 2. «История России с древнейших времен до наших дней» (А.В. Века)

Источник: www.refu.ru

Заселение территории княжества

До прихода сюда восточных славян, местность заселяли финно-угорские племена:

  • Весь;
  • Меря;
  • Мурома;
  • Вятичи;
  • Кривичи.

Это интересно: официальное первое упоминание о Москве, год основания города.

Первые славяне появились здесь в конце 9 века. Они переселялись, спасаясь от набегов кочевников. Из-за большой территории переселение шло мирно. Основными занятиями были:

  • земледелие;
  • скотоводство;
  • рыбная ловля;
  • добыча соли;
  • бортничество;
  • охота.

Развитие городов и форм хозяйства

Население Владимиро-Суздальского княжестваВ конце 10 — начале 11 веков здесь начинают происходить заметные изменения. По решению знаменитого Любеческого съезда территории передаются младшей линии потомков Владимира Мономаха. Начинается рост городов и экономики. Основываются Ростов Великий, Суздаль, Ярославль, Владимир-на-Клязьме.

Рост городов не замедлил сказаться и на экономическом развитии местности. Земли стали богатеть и входить в число наиболее значимых в рамках Древнерусского государства.

С середины 12 века рост переселенцев с юга и юго-запада Руси резко возрос из-за половецкой угрозы. Крупнейшими городами в этот период стали Ростов и Суздаль. Новое население освобождалось на какое-то время от налогов. По мере заселения территория стала превращаться в славянскую. Причем южные переселенцы принесли с собой и развитые формы хозяйства: плужное пашенное земледелие при двуполии, новые промысловые навыки, ремесла.

Это интересно: нашествие Батыя на Русь в 1237 году.

В отличие от юга на северо-востоке города основывали князья. Если на юге сначала возникали города и уже потом появлялась княжеская власть, то на севере было совершенно наоборот. Например, Ярославль основал Ярослав Мудрый. Владимир-на-Клязьме, как нетрудно догадаться, Владимир Мономах.

Эта ситуация позволила князьям объявлять земли своей собственностью, раздавая их дружинникам и церкви. Ограничивая тем самым политическую власть населения. В итоге здесь начинал формироваться вотчинный уклад — особый тип социумной системы, когда князь является не только политическим главой, но и верховным собственником всей земли и ресурсов территории.

История правления

Исторические сводки о Владимиро-Суздальском княжествеПервым князем, прославившим северо-восточные земли Руси, стал потомок Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. При нем началось активное освоение этих территорий.

Большое внимание уделялось основанию новых селений и городов. Ему приписывается создание таких городских центров, как Дмитров, Юрьев и Звенигород. В годы правления Юрия Долгорукова впервые упоминается нынешняя столица нашего государства город Москва.

Большое внимание Юрий уделял внешней политике. При нем полки ходят в походы в разные земли как Древнерусского государства, так и соседних стран. Удалось совершить успешные походы на территорию Волжской Булгарии. Трижды ему удавалось захватить стольный град Киев.

Продолжил дело отца его сын князь Андрей Боголюбский. Правивший с 1157 по 1174 года. Андрей был человеком, который считал княжество своим домом. Он также ходил на Киев и смог этот город взять. Утвердиться в нем Боголюбский не пытался, а использовал территории южной Руси для разграбления. Успешно ходил в походы против многих русских княжеств. Особо стоит отметить победу князя над Новгородом. Не раз Владимиро-Суздальские князья воевали с новгородцами и терпели поражение. Именно Андрей смог перекрыть в Новгород поставки поволжского хлеба, тем самым вынудив новгородцев сдаться.

Важной частью правления князя Андрея была проблема его отношений с боярством. Дело в том, что бояре мечтали о собственной власти. Боголюбский не принимал этого. Он перенес столицу в город Владимир. Так, он лишил бояр возможности активно на себя влиять.

Это интересно: Сталинградская битва – кратко хронология боевых действий.

Этого ему казалось мало. Андрей боялся заговоров. Он создал себе собственную резиденцию в селении Боголюбово, по названию которого и получил свое прозвище. Село было поставлено в месте, куда была привезена икона Владимирской Богоматери, украденная им из Киева. Легенда гласит, что эта икона была написана самим апостолом Лукой.

Ненависть бояр к князю была велика. Несмотря на то, что он спрятался в Боголюбово, его настигли и там. С помощью предателей боярам удалось убить Андрея. Двадцать человек вступили в заговор. Никто из них не был лично оскорблен князем, напротив, многие пользовались его доверием.

Смерть Боголюбского в 1174 году существенно не повлияла на жизнь княжества. Его политику продолжил младший брат Всеволод, получивший в истории прозвище «Большое Гнездо». У Всеволода была большая семья. Ему удалось посадить своих потомков во всех городах и значимых селениях Владимиро-Суздальской земли. Благодаря этому положению он, наконец, смог подавить строптивых бояр северо-востока Руси. Он смог установить свою твердую, единоличную власть на этих территориях. Постепенно, Всеволод начинает активно диктовать свою волю остальным князьям русской земли.

В правление Всеволода «Большое Гнездо» княжество получило статус великого, то есть первого среди других русских земель.

Смерть Всеволода в 1212 году спровоцировала новую усобицу. Поскольку наследником был объявлен его второй сын Юрий, старший сын Константин Ростовский не согласился с решением отца и с 1212 по 1216 год происходила борьба за власть. Выиграл ее Константин. Однако, правил он недолго. В 1218 году он умер. И престол перешел уже к Юрию, основавшему впоследствии Нижний Новгород.

Юрий Всеволодович оказался последним князем независимой Владимиро-Суздальской Руси. Правил он до 1238 года и был обезглавлен в битве с монголами на реке Сити.

В течении периода 11−12 веков княжество укрепилось, выросло до одного из лидеров Древнерусского пространства и заявило о своих претензиях на большое политическое будущее. Именно оно в итоге и стало той победившей стороной, на базе которой впоследствии возникло Московское княжество, единое Московское государство, а потом и Русское царство.

Культура Владимиро-Суздальского княжества

Владимиро-суздальское княжествоКняжество является одним из важнейших культурных центров Древней Руси. Здесь особого расцвета добилась архитектура. При князьях Андрее и Всеволоде создавались различные постройки. Делались они из белого известняка и украшались затейливой резьбой. По сей день многие дошедшие до нас здания этого периода считаются шедеврами Древнерусского искусства. Особо стоит выделить Золотые Врата Владимира, Дмитриевский и Успенские соборы.

Среди литературных произведений можно назвать «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Эти произведения являются компилляцией изречений из Библии и мыслей автора.

Культура Владимиро-Суздальского княжества во многом является основой для культурной традиции, которая впоследствии стала базовой в современной России.

Источник: obrazovanie.guru

Как бы предугадывая, что Северо-Восточной Руси будет суждено служить связующим звеном между домонгольским периодом русской истории и всей последующей историей Московской Руси, автор «Слова о полку Игореве» восторженно и вдохновенно говорит о могущественном суздальском князе Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212 гг.):

Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прелетети издалеча
Отня злата стола поблюсти?
Ты бо можеши Волгу веслы раскропити,
А Дон шеломы выльяти!
Аже бы ты был, то была бы чага по ногате,
А кощей по резане
(т. е. половецкие пленники стоили бы гроши. — Б.Р.).

Его обширное княжество охватывало древние земли Кривичей, отчасти Вятичей и те области, куда испокон веку направлялась славянская колонизация: земли Мери, Муромы, Веси, т. е. междуречье Волги и Оки с плодородным Суздальским Опольем и район Белоозера. Со временем границы Ростово-Суздальской земли продвинулись дальше в таежные леса — на Северную Двину, к Устюгу Великому и даже на Белое море, соприкасаясь здесь с новгородскими колониями.

Взаимоотношения пришедших сюда славян с местным угро-финским населением были в целом, несомненно, мирными. Оба народа постепенно сливались, обогащая друг друга элементами своей культуры.

Географическое положение Ростово-Суздальской земли имело свои преимущества: здесь не было угрозы половецких набегов, так как степь была далеко, здесь, за непроходимыми лесами Вятичей, киевские князья, их тиуны и рядовичи не могли хозяйничать так смело, как вокруг Киева. Варяжские отряды проникали сюда не прямо по воде, как в Ладогу или Новгород, а через систему волоков в Валдайских лесах. Все это создавало относительную безопасность Северо-Восточной Руси. С другой стороны, в руках суздальских князей был такой магистральный путь, как Волга, впадающая «семьюдесят жерел в море Хвалисское», по берегам которого лежали сказочно богатые страны Востока, охотно покупавшие пушнину и славянский воск. Все новгородские пути на Восток проходили через Суздальскую землю, и этим широко пользовались князья, насильственно воздействуя на экономику Новгорода.

В XI в., когда Поволжье и Ока входили в состав Киевской Руси, здесь происходили восстания: в 1024 г. — в Суздальской земле; около 1071 г. — на Волге, Шексне и Белоозере, подавленное Яном Вышатичем.

К этому времени уже существовали города Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и др. В черноземных районах Суздальщины богатело местное боярство, имевшее возможность снабжать хлебом даже Новгород.

Настоящее окняжение этих областей началось с Владимира Мономаха, который еще мальчиком должен был проехать «сквозе Вятиче», чтобы добраться до далекого Ростова. Те долгие годы, когда Мономах, будучи переяславским князем, владел и Ростовским уделом, сказались на жизни Северо-Востока. Здесь возникли такие города, как Владимир на Клязьме, Переяславль, названный в отличие от южного Залесским, сюда были перенесены даже названия южных рек. Здесь Владимир строил города, украшал их зданиями, здесь он вел войну с Олегом «Гориславичем», здесь, где-то на Волге, писал свое «Поучение», «на санех седя». Связь Суздальщины с Переяславлем Русским (ныне Переяслав-Хмельницкий) продолжалась на протяжении всего XII столетия.

Ростово-Суздальская земля (по А.Н. Насонову)
Ростово-Суздальская земля (по А.Н. Насонову)

Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева одновременно с другими Русскими землями в 1132—1135 гг. Здесь княжил один из младших сыновей Мономаха — Юрий, получивший характерное прозвище Долгорукого, очевидно, за свою неуемную тягу к далеким чужим владениям. Его внешняя политика определялась тремя направлениями: войны с Волжской Болгарией, торговым конкурентом Руси, дипломатический и военный нажим на Новгород и изнурительные бесполезные войны за Киев, заполнившие последние девять лет его княжения.

В свои южные авантюры Юрий Долгорукий втягивался постепенно. Началось с того, что изгнанный из Киева в 1146 г. Святослав Олегович, его феодальный сосед по княжествам, обратился к Юрию за помощью. Юрий Владимирович, прислав союзнику войско с далекого Белоозера, затеял прежде всего войны с соседями: сам он удачно воевал с Новгородом, а Святослава направил на Смоленские земли. Когда Святослав Олегович начал успешные действия и «ополонился» в верховьях Протвы, к нему прибыл гонец от Юрия, пригласивший его в пограничный суздальский городок, очевидно, отпраздновать победы: «Приди ко мне, брате, в Москов». Никто не думал тогда, что этому городку в вятических лесах суждено будет стать одним из крупнейших городов мира.

Височные кольца XIII в
Височные кольца XIII в.

С берегов Протвы в Москву сначала приехал сын Святослава и привез Долгорукому в подарок охотничьего гепарда, самое быстрое животное, от которого не мог ускользнуть ни один олень. Затем, 4 апреля 1147 г., в Москву приехал Святослав с сыном Владимиром и свитой, в составе которой находился девяностолетний боярин, служивший еще его отцу, Олегу «Гориславичу». На следующий день Юрий дал торжественный пир. «Повеле Гюрги устроити обед силен и створи честь велику им и да Святославу дары многи». Так впервые была упомянута Москва, сначала замок боярина Кучки, в 1156 г. — пограничная крепость, в XIII в. — удельный княжеский городок, а в XV в. — столица огромного Русского государства, которое иностранцы по имени ее называли Московией.

Кроме Москвы, Юрием Долгоруким были построены или укреплены здесь города Юрьев-Польской, Дмитров, Коснятин, Кидекша, Звенигород, Переяславль и др.

В своих южных делах, отвоевывая Киев у племянника Изяслава Мстиславича или у своего старшего брата Вячеслава, Юрий то выигрывал сра-жения и доходил с войсками почти до Карпат, то стремительно бежал из Киева в лодке, бросив дружину и даже тайную дипломатическую переписку. У В.Н. Татищева сохранилось такое описание Юрия Долгорукого, восходящее, очевидно, к враждебным ему киевским источникам: «Сей виликий князь был роста немалого, толстый, лицом белый; глаза не вельми великии, нос долгий и накривленный; брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития; более о веселиях, нежели о расправе и воинстве прилежал, но все оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев».

Умер Юрий в Киеве в 1157 г.

Настоящим хозяином Северо-Восточной Руси, крутым, властолюбивым, энергичным, стал сын Долгорукого — Андрей Юрьевич Боголюбский (1157—1174 гг.).

Еще при жизни отца, когда Юрий прочно княжил в Киеве, Андрей, нарушая отцовские распоряжения, ушел в 1155 г. в Суздальскую землю, очевидно, приглашенный местным боярством. После смерти Юрия Долгорукого произошло избрание Андрея князем. «Ростовцы и суздальцы, сдумавши вси, пояша Андрея». Ростов и Суздаль, древние боярские центры, влиявшие на весь ход событий, желали наравне со всеми другими землями обзавестись своим князем, своей династической ветвью, чтобы прекратить перемещения князей, не связанных с интересами данной земли. Андрей, с юности прославивший себя рыцарскими подвигами на юге, казался подходящим кандидатом. А сам он, вероятно, с радостью поменял неустойчивое счастье воина-вассала, получавшего за службу то один город, то другой, на прочное обладание огромной страной, уже приведенной в порядок при его отце и деде.

Однако новый князь сразу решительно поставил себя не рядом с боярством, а над ним. Своей столицей он сделал сравнительно новый город Владимир, а резиденцией — великолепный белокаменный замок в Боголюбове близ Владимира, построенный его мастерами. Первым актом князя было изгнание младших братьев (они со временем могли превратиться в его соперников) и старой дружины отца, которая всегда в таких положениях вмешивалась в управление. «Се же створи, хотя самовластен быти всей Суздальской земли». С этого времени Андрею приходилось остерегаться бояр; по некоторым сведениям, он даже запретил боярам принимать участие в княжеских охотах — ведь мы знаем случаи, когда князья не возвращались с охоты…

В борьбе за власть Андрей стремился опереться и на церковь, используя епископскую кафедру. Он хотел видеть ростовским епископом Федора, поддерживавшего во всем князя, но киевские и Цареградские церковные власти не поддержали его, и в 1168 г. «Федорец, лживый владыка», был казнен как еретик.

В области внешней политики Андрей продолжал действовать в тех же трех направлениях, которые были намечены еще Долгоруким: походы на Волжскую Болгарию, походы на Новгород и Киев. Новгород успешно отразил «суздальцев», а Киев войскам Андрея удалось взять и разграбить в 1169 г. Следует повторить, что этот грабеж, красочно описанный современником-киевлянином, не привел ни к экономическому, ни к политическому упадку бывшей столицы, где вскоре закрепились княжеские линии, не подвластные северо-восточному князю. Когда победитель Киева Андрей, «исполнив ся высокоумья, разгордевся велми», попытался распоряжаться южнорусскими князьями в 1174 г., то его послу мечнику Михну остригли голову и бороду и в таком обезображенном виде отослали обратно. Когда Андрей Боголюбский увидел стриженного боярина и услышал от него твердый отказ князей в повиновении, то «бысть образ лица его попустнел» и он «погуби смысл свой невоздержанием, располевся гневом».

План города Владимира (по Н.Н. Воронину)
План города Владимира (по Н.Н. Воронину)

Предпринятый вторичный поход на Киев собрал неслыханное количество князей и войск, но завершился бесплодной двухмесячной осадой Вышгорода. «И тако возвратишася вся сила Андрея князя Суждальского… пришли бо бяху высокомысляще, а смиренние отъидоша в домы своя».

Слишком широкие военные замыслы князя Андрея, не вызываемые ни потребностями обороны, ни интересами боярства, должны были обострить взаимоотношения внутри княжества. По всей вероятности, конфликты с боярством вызывались и внутренней политикой Андрея Боголюбского, пытавшегося прибрать боярство к рукам. Здесь, в Северо-Восточной Руси, писатель Даниил Заточник советовал боярину ставить свой двор и села подальше от княжеской резиденции, чтобы князь его не разорил.

Легенды о начале Москвы, рассказывающие о том, что князь отнял этот замок у боярина Степана Ивановича Кучки, ведут нас к Андрею. Хотя в летописи постройка княжеской крепости в 1156 г. связана с именем Юрия, но мы знаем, что в этом году Юрий сидел в Киеве, мирился с половцами на Зарубинском броде, встречал митрополита из Царьграда и подготавливал поход на Волынь.

Князь, построивший крепость на месте Кучкова двора, — это, очевидно, Андрей Боголюбский. Боярство не могло спокойно смотреть на окняжение своих замков.

В 1173 г. Андрей задумал новый поход на Волжскую Болгарию; в походе, кроме основных владимирских сил, участвовали муромские и рязанские войска. В «Городце» на Волге в устье Оки (Нижний Новгород, современный г. Горький) был назначен сбор всем дружинам. Две недели князья безуспешно ожидали своих бояр: путь им был «не люб», и они, не выказывая прямого неповиновения, нашли хитроумный способ уклониться от нежелательного похода — они «идучи не идяху».

Все эти события свидетельствовали о крайней напряженности взаимоотношений между «самовластцем»-князем и боярством, напряженности, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. В том же 1173 г. галицкие бояре сожгли на костре княжескую любовницу, мать наследника престола, а суздальские бояре сами освободили себя от военной службы, придумав способ идучи не идти.

1174 год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил трагическую развязку. Группа бояр, руководимых Кучковичами, составила в 1174 г. (по другим летописям, в 1175 г.) заговор против Андрея. Двадцать заговорщиков, в числе которых были Яким Кучкович, Петр, Кучков 8ять, ключник Анбал, пировали у Петра в Боголюбове, по соседству с княжеским дворцом. Сборище не должно было вызвать особых подозрений, так как происходило 29 июня, в день именин боярина Петра. Яким Кучкович, получивший известие о том, что князь задумал казнить его брата, выступил с речью: «День — того казнил, а нас — завтра; а промыслимы о князе сем!» Ночью вооруженные заговорщики, напившись в медуше вина, поднялись в княжескую спальню и выломали двери. Андрей хотел взять меч, висевший в спальне, но оказалось, что заговорщики предусмотрительно убрали его; князь, физически очень сильный, долго в темноте боролся с толпой пьяных бояр, вооруженных мечами и копьями. Наконец, убийцы ушли, а князь, которого считали мертвым, спустился вниз. Услыхав его стоны, бояре зажгли свечи, нашли Андрея и прикончили его. Та часть дворца, где разыгралась эта кровавая трагедия, сохранилась до сих пор в Боголюбове.

Антропологическое исследование скелета Андрея Боголюбского подтвердило слова летописи о физической силе князя и о ранах, нанесенных ему. По черепу из гробницы Андрея известный антрополог М.М. Герасимов восстановил внешний облик этого незаурядного правителя, бывшего и полководцем, и писателем, и заказчиком превосходных архитектурных сооружений. Сведения В: Н. Татищева так обрисовывают Андрея Боголюбского: во-первых, он, подобно Соломону, создал великолепный храм (Успенский собор во Владимире), во-вторых, «град же Владимир разшири и умножи всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников в ремесленников разных населил. В воинстве был храбр и мало, кто из князей подобный ему находился, но мир паче, нежели войну, и правду паче великого приобретения любил. Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы черные, кудрявые, лоб высокий, очи велики и светлы. Жил 63 года».

Боголюбово. Часть дворцового комплекса середины XII в. (Реконструкция с использованием данных Н.Н. Воронина)
Боголюбово. Часть дворцового комплекса середины XII в. (Реконструкция с использованием данных Н.Н. Воронина)

На следующий день после убийства князя горожане Боголюбова, мастера дворцовых мастерских и даже крестьяне окрестных сед подняли восстание против княжеской администрации: дома посадников и тиунов были разграблены, а сами княжеские управители, включая «детских» и мечников, были убиты. Восстание охватило и Владимир.

В чем были плюсы и минусы княжения Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского?

Несомненно положительным было широкое строительство городов, которые являлись не только крепостями, но и средоточением ремесла и торговли, важными экономическими и культурными центрами феодального государства. Князь, временно сидевший на уделе, готовый в любой момент скакать в другие земли, не мог заниматься строительством городов. Юрий же и Андрей (продолжая политику Мономаха) связали свои основные интересы с Ростово-Суздальской землей, и это было объективно положительным. В новые города и новоосвоенные земли начался, как говорят некоторые источники, приток колонистов, и боярство одобряло такую политику Юрия в 1140-е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.

Строительство городов, с одной стороны, было результатом развития производительных сил, а с другой — могучим фактором дальнейшего роста их, получавшего новую, расширенную базу.

Рост производительных сил не замедлил сказаться и на развитии культуры. Сохранившиеся до наших дней постройки эпохи Андрея Боголюбского свидетельствуют о глубоком понимании русскими архитекторами задач своего искусства. Тонкий и глубокий математический анализ пропорций, уменье предусмотреть оптические искажения будущего здания, тщательная продуманность деталей, подчеркивающих гармоничность целого, — эти качества зодчих Андрея Боголюбского являются результатом общего высокого развития культуры. Церковь Покрова на Нерли, комплекс Боголюбского замка, воскрешенные советским исследователем Н.Н. Ворониным, Золотые ворота Владимира — все это немеркнующие произведения искусства, позволившие летописцу сравнивать Андрея с библейским царем Соломоном, а нам — постигать изумительную красоту русского зодчества накануне создания «Слова о полку Игореве». При дворе Андрея Боголюбского развивалась и литературная деятельность; Андрей сам был писателем. Сохранились отрывки летописания княжения Андрея.

Положительной следует считать в деятельности Юрия и Андрея и ту централизацию власти, которая шла за счет ущемления интересов князей-родичей и бояр. В обычное, мирное время это могло, по всей вероятности, оставаться в разумных пределах, когда власть великого князя сдерживала центробежные силы и направляла их по какому-то единому руслу.

Минусами «самовластия» в рамках княжества-королевства были конфликты, рождавшиеся из роста княжеского домена за счет боярских вотчин, и дробление княжества на уделы, выделяемые сыновьям князя. Оно приводило к расчленению такого веками сложившегося организма, как «земля» или «княжение» XII в., восходящего, как мы видели, к древним племенным союзам VI—VIII вв. Разрушать, расчленять то, чего смогло достигнуть еще родо-племенное общество, было крайне нерационально. Впрочем, к Андрею этот упрек неприменим — он не делил своего княжества между детьми; двое его сыновей умерли еще при нем, а единственный сын, переживший отца, — Георгий Андреевич, ставший впоследствии царем Грузии, — не принимался в расчет при династических переделах Владимирского (по старой боярской терминологии, Ростово-Суздальского) княжества. Опасность такого дробления сказалась позднее, когда «Большое Гнездо» князя Всеволода захотело распространиться по всем городам Северо-Восточной Руси.

Отрицательной стороной деятельности Андрея Боголюбского было, конечно, его стремление к Киеву, к «Русской земле», т. е. к лесостепной части Приднепровья. Это стремление никак не было связано с повседневными интересами суздальского боярства; это были личные честолюбивые замыслы Андрея, внука Мономаха.

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова по подлинному черепу Андрея Боголюбского
Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Реконструкция М.М. Герасимова по подлинному черепу Андрея Боголюбского

Экономика южнорусского боярства и князей за 200 лет борьбы с печенегами и половцами приспособилась к нуждам постоянной обороны, постоянной готовности к сидению в осаде и походам. С этим, возможно, было связано широкое развитие закупничества (при содержании закупов внутри укрепленных боярских дворов), возрастание применения холопского труда в XII в., позволявшего быстро создавать необходимые в таких условиях запасы продовольствия, и создание своеобразных «крестьянских городов», прообраза военных поселений, вроде пограничного Изяславля на Горыни. Главная тяжесть постоянной военной службы на юге была к этому времени переложена на многотысячный заслон берендейской конницы в Поросье.

Ничего этого не было во Владимирской земле, прочно отгороженной Брынскими, Московскими и Мещерскими лесами от Половецкой степи. Каждый поход вызывал резкое нарушение феодальной экономики, не говоря уже о крайней разорительности его для народа. За пять лет, предшествующих заговору Кучковичей, Андрей Боголюбский снарядил пять далеких походов: на Новгород, на Северную Двину, на болгар и два похода на Киев. По самым скромным подсчетам, войска должны были пройти за это время под знаменами Андрея около 8000 км (по лесам, болотам и водоразделам), т. е. потратить не менее года только на одно передвижение к цели, не считая длительных осад и маневров. Добавим, что три похода закончились неудачно. Неудивительно, что это княжение завершилось вооруженным выступлением боярской верхушки и независевшим от него проявлением народного гнева в отношении представителей княжеской администрации.

Восстание в 1174 г. в Боголюбове и Владимире напоминает киевское восстание 1113 г., также возникшее после смерти князя, перенапрягшего тетиву народного терпения.

Церковь Покрова на Нерли. Середина XII в
Церковь Покрова на Нерли. Середина XII в.

После смерти Андрея Ростов и Суздаль, средоточие старого местного боярства, применили изобретенную киевским боярством систему княжеского дуумвирата: ими были приглашены двое племянников Андрея, второстепенные князья, неопасные для местной знати.

Однако здесь на сцену выступил новый город, выросший при Андрее в крупный ремесленно-торговый центр, — Владимир. Владимирцы приняли Михаила Юрьевича, брата Андрея. Началась война между Ростовом и Владимиром; ростовцы, возмущенные возвышением Владимира, грозились: «Сожжем его! Или снова пошлем туда нашего посадника — ведь это же наши холопы, каменщики!» В этой фразе сквозит пренебрежение аристократов к демократическим слоям города, к ремесленникам, каменщикам, тем «делателям», которые незадолго перед этим решительно расправлялись с мечниками и «детскими», а теперь захотели иметь своего князя, неугодного Ростову и Суздалю. Временно победил Ростов — Михаил ушел из Владимира, а там стали княжить боярские избранники, «слушая боляр, а боляре учахуть я на многое именье». Их «детские» «многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами».

Кончилось тем, что горожане Владимира, «новые меньшие люди», снова пригласили Михаила и решили твердо стоять за него. Михаил разбил войско племянников и стал князем владимирским. С ним находился его брат Всеволод Юрьевич. Победа горожан Владимира имела большие последствия — произошел социальный раскол и в старом Суздале. Горожане Суздаля тоже пригласили к себе Михаила (1176 г.), сказав, что они, простые суздальцы, с ним не воевали, что его врагов поддерживали только бояре, «а на нас лиха сердца не держи, но поеди к нам!»

Княжеский шлем, найденный на Липецком поле, где проходили битвы в 1176 и 1216 гг
Княжеский шлем, найденный на Липецком поле, где проходили битвы в 1176 и 1216 гг.

В эти годы часто упоминается Москва (Московь, Кучково) как город, стоящий на пересечении границы Владимирской земли наезженным путем из Чернигова во Владимир.

В 1177 г. Михаил Юрьевич, давно уже болевший, умер. Ростовское боярство снова начало борьбу за политическую гегемонию, поддерживая своего прежнего кандидата Мстислава Ростиславича Безокого против Всеволода Юрьевича, выдвигаемого такими городами, как Владимир, Переяславль Залесский и Суздаль. Самонадеянное ростовское боярство властно вмешивалось в дела князя: когда Мстислав собрался было примириться с дядей, то бояре заявили: «Если ты и дашь ему мир, то мы ему не дадим!» Дело разрешилось битвой у Юрьева 27 июня 1177 г., принесшей победу Всеволоду. Бояре были схвачены и связаны; их села и стада взяты победителями. Вслед за тем Всеволод разгромил Рязань, где укрылись его враги. Рязанский князь Глеб (из Ольговичей) и Мстислав Безокий с братом Ярополком были пленены.

Горожане Владимира, бояре и купцы, были сторонниками решительной расправы; они приходили на княжий двор «многое множество с оружием» и настоятельно требовали казни. Несмотря на заступничество Святослава Черниговского, друга Всеволода, пленных соперников ослепили, а Глеб умер в заточении.

Успенский собор. Конец XII в
Успенский собор. Конец XII в.

Так началось княжение «великого Всеволода», могшего веслами Волгу расплескать и шлемами Дон вычерпать. Силу новому князю придавал его союз с городами, широкими слоями городского населения.

Кроме того, к этому времени создается еще одна сила, являвшаяся опорой княжеской власти, — дворянство, т. е. служилый, военный слой, зависевший лично от князя, получавший за службу или земли во временное владение, или денежно-натуральную плату, или право сбора каких-то княжеских доходов, часть которых предназначалась самим сборщикам. Единого термина еще не было, но в эту категорию младших членов дружины и княжеских министериалов мы должны включить «детских», «отроков», «гридей», «пасынков», «милостников», «мечников», «вирников», «биричей», «тиунов» и др. Одни из них были почти холопами, другие дослуживались до положения бояр; эта прослойка была многочисленной и разнообразной. В судьбах этих людей многое зависело от их личных качеств, от случая, от щедрости или скупости князя. Они знали княжескую жизнь, несли дворцовую службу, воевали, судили, скакали гонцами в чужие земли, сопровождали посольства, объезжали далекие погосты, закалывали из-за угла княжеских соперников, заковывали их в цепи, присутствовали на поединках, организовывали псовую или соколиную охоту, вели учет княжескому хозяйству, может быть, даже писали летописи. В мирное время им всем находилось дело в обширном княжестве, где государственное переплеталось с лично княжеским, домениальным, а во время войны они уже могли составить основное ядро княжеской рати, конницу «молоди».

С одним из таких людей, взирающих на князя как на единственного покровителя, мы знакомимся по его собственной челобитной, писанной затейливым языком, но с большим мастерством и эрудицией. Это — Даниил Заточник [«Псевдо-Даниил». Около 1230 г.], написавший письмо-прошение переяславскому князю Ярославу Всеволодичу в XIII в. Он происходит из холопов, но блестяще образован, начитан и, по его собственным словам, не столько храбр на рати, сколько умен, «крепок в замыслах». Он проклинает богатых бояр и просит князя принять его к себе на службу:

«Княже мой, господине! Яко же дуб крепится множеством корения, тако и град нашь твоею державою… Кораблю глава кормник, а ты, княже, людем своим…

Весна украшает землю цветы, а ты нас, княже, украшавши Милостию своею…

Лучше бы ми вода пити в дому твоем, нежели мед пити в боярстем дворе…»

Умный, но бедный, образованный, но безродный, молодой, но непригодный к военной службе, которая сразу открыла бы перед ним широкую дорогу, он хочет найти свое место в жизни поблизости от князя. Он не собирается разбогатеть женитьбой на богатой невесте, не хочет и в монастырь идти, не надеется на помощь друзей; все его мысли направлены к князю, который не копит сокровища, а раздает свою «милость» не только домочадцам, но и «от инех стран… притекающая» к нему.

Этот «Даниил» является выразителем интересов того возраставшего на протяжении XII в. слоя служилых людей, которые в большинстве своем шли, конечно, в войско, в «молодшую дружину» князя, но в виде исключения просились и на службу, требующую прежде всего «мудрости». Антибоярские настроения этих людей позволяли княжеской власти опираться на них в своей борьбе с гордым и независимым боярством.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимирское княжество усилилось, разрослось, внутренне укрепилось благодаря поддержке городов и дворянства и стало одним из крупных феодальных государств в Европе, широко известным и за пределами Руси. Всеволод мог влиять на политику Новгорода, получил богатый удел на Киевщине, вмешивался иногда в южнорусские дела, но без тех грандиозных затрат, которые приходилось делать его брату Андрею. Всеволод почти полновластно распоряжался рязанскими княжествами; там княжили шесть братьев Глебовичей, постоянно враждовавших друг с другом. В «Слове о полку Игореве» сказано о Всеволоде: «Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти, удалыми сыны Глебовы», т. е. он может бросить «удалых сынов Глебовых», как зажигательные снаряды с греческим огнем. Здесь имелся в виду победоносный поход 1183 г. на Волжскую Болгарию, в котором, но приказу Всеволода, участвовали четверо Глебовичей. В 1185 г. они вышли из повиновения, но об этом автор «Слова» еще не знал, когда писал эту часть своей поэмы. Владимирское княжество было связано и с Переяславско-Русским княжеством. Всеволод здесь сажал на княжение своих сыновей.

План Старой Рязани (столицы Рязанского княжества в XII—XIII вв.). По В.А. Городцову
План Старой Рязани (столицы Рязанского княжества в XII—XIII вв.). По В.А. Городцову

Всеволод умер в 1212 г. В последний год его жизни возник конфликт по поводу престолонаследия: великий князь хотел оставить княжество по-прежнему под главенством г. Владимира, новой столицы, а его старший сын Константин, ученый книжник и друг ростовских бояр, хотел вернуться к старым временам первенства Ростова.

Тогда Всеволод созвал нечто вроде земского собора: «Князь великий Всеволод созва всех бояр своих с городов и с волостей и епископа Иоана, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди». Этот съезд представителей присягнул второму сыну, Юрию. Однако вокняжиться после смерти отца ему удалось только в 1218 г. Юрий Всеволодич погиб в 1238 г. в битве с татарами на р. Сити.

В начале XII в. Владимиро-Суздальская Русь раздробилась на несколько уделов между многочисленными сыновьями Всеволода Большое Гнездо.

Владимиро-Суздальское княжество, ядро будущего Московского государства XV в., — яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные строки, которые посвящены ему в «Слове о полку Игореве».

Многогранная культура Северо-Восточной Руси вполне созвучна этой замечательной поэме: белокаменное зодчество, проникнутая своеобразной средневековой философией скульптура, летописи, полемическая литература, живопись и «узорочье» золотых и серебряных дел мастеров, народные былины о местных и общерусских богатырях.

Интереснейшим отражением общерусской культуры X—XII вв. является владимирский летописный свод 1205/6 г., созданный, возможно, при участии старшего сына Всеволода — Константина Мудрого, о котором современники говорили, что он «великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам… многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися»1.

Подлинник свода не дошел до нас, но сохранилась его копия, выполненная в XV в. в Смоленске и впервые введенная в научный оборот Петром Великим («Радзивилловская» или «Кенигсбергская» летопись). В своде представлены «дела древних князей» от Кия до Всеволода Большое Гнездо.

Драгоценной особенностью Радзивилловской летописи является наличие 618 красочных миниатюр, удачно названных «окнами в исчезнувший мир».

А.А. Шахматовым и А.В. Арциховским установлено, что рисунки, как и текст, повторяют оригинал — свод 1205/6 г. Дальнейший анализ позволил определить, что и составители владимирского свода не были первыми авторами и художниками — в их распоряжении имелась целая библиотека иллюстрированных («лицевых») летописей, включавших и свод 997 г., и свод Никона 1073/76 г., и «Повесть временных лет» Нестора, и киевское летописание эпохи Мономаха и его сыновей, и разное летописание второй половины XII в. В руках владимирских сводчиков были даже такие лицевые летописи, из которых они брали рисунков больше, чем текста. Так мы можем судить о том, что киевская летопись Петра Бориславича была иллюстрированной, так как в Радзивилловской есть миниатюры, изображающие события, описание которых в тексте этой летописи отсутствует и имеется только в киевском своде 1198 г. (Ипатьевская летопись): совещание Изяслава Мстиславича с венгерским королем, посольство боярина Петра Бориславича к Владимиру Галицкому (1152 г.) и др. Нигде в тексте Радзивилловской летописи не говорится об участии княгини в убийстве Андрея Боголюбского, а на рисунке мы видим, помимо бояр-убийц, княгиню, несущую отрубленную руку своего мужа. Другие источники подтверждают участие княгини в заговоре.

Миниатюры Радзивилловской летописи. Наверху — рисунок, восходящий к летописному своду 997 г. Осада Белгорода. Изображены корчаги X в. Внизу — погребение Владимира 11015 г. Изображена Десятинная церковь, разрушенная Батыем в 1240 г.

Наличие иллюстрации в своде 997 г. доказывается формой мечей, характерной для середины X в., и формой корчаг тоже X в., сохраненной при всех перерисовках.

Большой интерес представляют зарисовки первоначального вида древней архитектуры Киева, Переяславля, Владимира. Десятинная церковь в Киеве (996 г.) была разрушена Батыем в 1240 г. и копиистам XV в. была неизвестна, а на миниатюре она изображена такой, какой ее удалось восстановить только по результатам раскопок XX в.

Исходные иллюстративные материалы свода 1205/6 г., относящиеся к разным летописям XI и XII вв., вводят нас в область литературно-политической борьбы того времени, может быть, даже в большей степени, чем летописный текст, так как отбор сюжетов для иллюстрирования особенно рельефно выражал субъективную тенденцию иллюстратора. В миниатюрах Никона Тмутараканского (1073—76 гг.) четко прослеживается симпатия к Мстиславу Тмутараканскому и враждебность к Ярославу Мудрому и его старшему сыну Изяславу. Художник же, рисовавший миниатюры к летописанию Изяслава, проявил неслыханную дерзость — он отомстил Никону, изобразив его в виде осла (!) на игуменском месте в церкви.

Редакторская обработка труда Нестора князем Мстиславом сказалась в обильном иллюстрировании всех (даже мелких) эпизодов из раннего периода жизни самого Мстислава. Любопытную особенность художественной школы эпохи Мономаха и Мстислава представляют иронические пририсовки на полях: змея (победа над половцами), собака (свары князей), кот и мышь (удачный поход 1127 г.), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной (поражение Юрия Долгорукого, имевшего в гербе льва), и т. п. Одна из таких пририсовок представляет особый интерес: когда в 1136 г. черниговские Ольговичи начали одну из тех кровавых усобиц, по поводу которых говорили тогда — «почто сами ся губим?», художник-киевлянин пририсовал на полях глубоко символичную фигуру воина-самоубийцы, вонзающего кинжал себе в грудь. Это был как бы эпиграф к повествованию распаде Киевской Руси.

Владимирский летописный свод 1205/6 г. был не только образцом роскошной государственной летописи одного княжества — он отразил в себе художественную культуру Руси за несколько столетий.

Источник: www.a-nevsky.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector