Культурное развитие владимиро суздальского княжества

Во второй половине XII века одним из могущественных княжеств стала Владимиро-Суздальская Русь, Притязания её князей на первенствующее положение на Руси — причина интенсивного архитектурного строительства, которое испытало огромное влияние от традиций киевской и византийской архитектуры. На раннем этапе здесь получила развитие деревянная архитектура и скульптура, но из названного ничего не сохранилось, даже из каменных построек этого периода сохранилось очень мало. Это архитектурный ансамбль в Кидекше с церковью Бориса и Глеба и Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском.

Среди названных построек середины XII века выделяются храмы-богатыри с чёткостью архитектурного замысла, могучей простотой, со щелевидными окнами — бойницами, главенствующим положением над окружающим ландшафтом, это Успенский и Дмитриевский соборы.

Расцвет Владимиро-Суздальского искусства второй половины XII века связан с именами князей Андрея Боголюбского и его брата Всеволода.


важный полководец и изворотливый дипломат Андрей Боголюбский после победы над Киевом расправляется с боярской оппозицией и делает центром княжения Владимир. Кроме крепости в Боголюбове и Золотых ворот владимирского Кремля центральным памятником Владимиро-Суздальской архитектуры является белокаменный Успенский собор, построенный на высоком берегу реки Клязьмы и господствующий над окружающей местностью. Он мыслился Андреем Боголюбским как общерусский храм, подобный Софии Киевской. Присущие Успенскому собору ясность пропорций, изумительное чувство ритма, гармонии частей целого выступают ещё с большей отчётливостью в церкви Покрова на Нерли и Дмитриевском соборе во Владимире, представляющие собой шедевры русского средневекового зодчества.

Церковь Покрова на Нерли — один из самых поэтических памятников Древней Руси, построенная Андреем Боголюбским в память о любимом сыне Изяславе не вернувшемся из похода. Она как драгоценный кристалл выделяется на окружающем её и взаимосвязанном пейзаже, всматриваясь в воды окружающей ее реки, как юная девушка — невеста. По своим стилистическим признакам церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире близки друг другу и обладают неповторимым своеобразием. Если в церкви Покрова на Перли преобладает лирическое начало, то Дмитриевский собор кажется более чем внушительным и торжественным, вертикальный ритм в нём не подчёркнут, скорее преобладает горизонталь с богатейшим скульптурным убранством, центром которого является фигура, библейского царя Да


вида в окружении святых всадников, с растительным и животным орнаментом. Это хор, славящий все живое. Аскетизму религиозного искусства здесь противопоставляется жизнерадостность народного мироощущения, вера народа в торжество светлого жизнеутверждающего начала.

Владимир и Суздаль по праву занимают почётное место среди городов Европы, обладающих сокровищами мирового значения. Город украшают также и Золотые ворота, служившие узлом обороны и торжественным въездом, а в противоположном конце города высятся мощные парадные Серебряные ворота.

Успенский собор был воздвигнут на береговой круче, на постройку и украшение которого Андрей Боголюбский выделял огромные средства, а поэтому внутреннее убранство сверкало золотом, серебром, драгоценными камнями, в нём находилась величайшая русская святыня — икона Владимирской богоматери византийской работы, а позднее интерьер был украшен фресками великого Андрея Рублёва.

Живопись Владимира — Суздаля известна по фрагментам росписи Дмитриевского собора, которая свидетельствует о высокой художественной культуре и связях с византийским искусством, а также замечательным иконам как, например, икона «Дмитрия Солунского», символизирующая образ отважного воина и силу княжеской власти, а также иконы «Ярославская оранта» и «Деисус» (моление, прошение),

Суздальский белокаменный Рождественский собор известен на весь мир своими золотыми воротами, состоящими из огромного количества золочёных клейм. Здесь сохраняются образцы прикладного искусства: браслеты с орнаментом, парадный топорик князя Андрея Боголюбского, шлем князя Ярослава Всеволодовича, украшенный чеканкой, а ворота Рождественского собора состоят из 56 медных «клейм», выполненных способом огненного золочения.


Архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальской Руси сыграло большую роль в развитии древнерусского искусства и явилось образцом для зодчих и живописцев Москвы, искусство которой начало развиваться значительно позднее.

Терминология:

Деисус— моление, средневековая культовая композиция (обычно алтарь) с изображением Христа (посредине) и обращённых к нему в молитве Богоматери, Иоанна Предтечи и др. святых, чтобы он простил грехи людей.

Источник: StudFiles.net

История Владимиро-Суздальского княжества XII — XIV вв. — одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, — один из важнейших разделов общерусской истории. Она является, как известно, промежуточным звеном между историей Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. Уже в IX веке на территорию будущего княжества проникают славянские переселенцы. Их путь сюда — с юга и с запада (из Поднепровья, земель смоленских кривичей и новгородских словен). Именно в это время здесь воз­никли поселения кривичей и словен новгородских. Они образовали основу сложившейся впоследствии великорусской народности.


Местное угро-финское население постепенно усваивало язык, культуру и обычаи славян.

Природные богатства края, обилие рек и озер, густые леса, давшие название Залесскому краю, соседствовали с безлесным «Опольем» — северно-русской житницей. Неслучайно уже тогда эта область привлекла внимание киевских князей. С X века эти земли вошли в состав Древнерусского государства с центром в Киеве.

Однако, само это государство постепенно распадалось на отдельные самостоятельные княжества. Среди вновь возникших княжеств была и Ростово-Суздальская земля, объединившая пространства Окско-Волжского междуречья, Она вела торговлю и поддерживала экономические связи со странами Западной Европы, Средней Азией и Закавказьем. Находки древних западно-европейских и восточных монет на ее территории — лучшее подтверждение этого факта.

Вместе с тем росло имущественное расслоение. Оно усиливалось в результате развития торговли и военных походов.

Выделившаяся знать создала особую дружинную организацию, позволившую ей встать над обществом. Возникло феодальное землевладение. Основная масса производителей-смердов постепенно вовлекалась в феодальную зависимость.

Основой феодального строя в Ростово-Суздальской земле стали феодальные отношения, возникновение которых, как известно, предопределило создание самого Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений обусловило принятие христианства. Оно укрепило позиции феодалов и авторитет князей, став решающим орудием в их руках для подчинения народных масс.


Развитие феодальных отношений вызвало и стихийное недовольство, о чем говорят восстания смердов. В 1024 году в Суздале вспыхнуло крупное восстание смердов, направленное против феодальной эксплуатации. Около 1071 года произошло новое восстание в Суздальской земле, которое прокатилось по Шексне и Белоозеру. О его размахе говорит тот факт, что на Белоозеро пришел отряд восставших из 300 человек. Они выступали против «старой чади» или «лучших людей», державших в своих руках «гобино» (урожай). Рост феодального землевладения и экономическое развитие отдельных земель создавали предпосылки для возникновения обособленных феодальных государств на территории Древней Руси (к. XI — н. XII вв.). Феодалы стремились укрепить свою власть в областях и землях вследствие обострения классовой борьбы в городе и деревне.

Киевский князь Владимир Мономах первым стал подчинять своей власти земли Северо-Восточной Руси и первым определил значение высокого холма над клязьменскими кручами для постройки здесь города-крепости — Владимира (1108 г.).

Во Владимиро-Суздальский край он направил своего сына Юрия, получившего потом прозвище Долгорукого. Однако, Юрий мало внимания уделял своей северной вотчине. Занятый борьбой за киевский стол, он лишь под конец жизни строит во Владимире церковь во имя своего патрона — св. Георгия (1157 г.).


Подлинный расцвет города и Владимиро-Суздальского княжества приходится на период княжения Андрея Боголюбского и Всеволода III «Большое гнездо». Сильная княжеская власть, складывавшаяся здесь, опиралась на нарождающееся дворянство — «молодшую дружину», а также на торгово-ремесленное население Владимира и других горо

Источник: otvet.mail.ru

Предпосылки к зарождению княжества

Постепенно Великое Киевское княжество приходило в упадок. Этому способствовали внутренние стычки между князьями и разорительные набеги монголо-татар. Крестьяне снимались с насиженных мест в поисках лучшей и спокойной жизни. И им удалось найти, где обустраивать свой быт.

На северо-востоке страны находились края, где проживали угро-финны. Территория протянулась между берегами Оки и Волги и отделялась от Киева широкой полосой леса. С IX века туда началось великое переселение славянских племен, что привело к ассимиляции с местными жителями и дало основу для зарождения русской нации. Чем были притягательны эти земли?

  • Здесь пролегал знаменитый «путь из варяг в греки».
  • Существовали отличные условия для развития сельского хозяйства – огромное количество рек и лугов, плодородная почва.
  • Лес давал прекрасную защиту от нашествий кочевников.
  • У власти находились бояре – Залесская Русь по этой причине не знала, что такое княжеские междоусобицы.

Уже к XI столетию тут были такие крупные города Владимиро-Суздальского княжества, как Ростов, Суздаль, Рязань, Муром, Ярославль. Тем не менее в поле зрения великих киевских князей эта территория длительное время не попадала в связи своей отдаленности.

Обособление Владимиро-Суздальского княжества

Экономическое развитие и политическое устройство удельной территории с течением времени привело к ее отделению от Киева. К этому активно призывало боярство – никто не хотел делиться своими богатствами с великим князем. Самостоятельное княжество получило название Ростово-Суздальское, в дальнейшем переименованное во Владимиро-Суздальское.

Княжеский престол первоначально отдавался младшим сыновьям киевских князей, так как эти земли считались довольно бедными и дикими. Но в XII веке ситуация изменилась. Посетив довольно развитые к тому времени земли, Владимир Мономах посадил на княжение своих сыновей – Ярополка, а затем Юрия. Какое-то время столицей был Суздаль. Позже, осознав необходимость сильного укрепленного города, Великий князь Киевский в 1108 году основал на берегу Клязьмы город Владимир. С этого времени начался новый период в истории – смещение политического влияния с юга и возвеличивание нового центра влияния на северо-востоке.

Княжение Юрия Долгорукого

Окончательное отделение Владимиро-Суздальского княжества от Киевской Руси произошло после смерти Владимира Мономаха во время правления его сына Юрия Долгорукого.


ое прозвище он получил не просто так – за безмерное стремление к присоединению всех близлежащих земель. Кроме этого, не смотря на власть в самостоятельном княжестве, мечтой Юрия был захват Киевского престола, так как он не мог получить его, будучи младшим сыном. Неоднократные военные походы в конце концов принесли результат – в 1155 году Юрий Долгорукий стал Великим князем Киевским.

Несмотря на захватнические стремления, сын Мономаха активно обустраивал свое княжество. При нем были заложены такие города Владимиро-Суздальского княжества, как Звенигород, Юрьев-Польский, Дмитров, Переяславль-Залесский. Самую большую известность принесло Юрию основание Москвы. В летописи есть упоминание о встрече 4 апреля 1147 года с Черниговским князем в небольшом селении, которому в будущем предстояло стать одной из самых значимых столиц мира.

На киевском престоле Юрий Долгорукий продержался недолго – всего два года. Местные князья не приняли его, и историки сошлись во мнении, что он был отравлен.

Правление Андрея Боголюбского

После захвата власти в Киеве Юрий отдал ближайшие земли своим сыновьям. Таким образом, он полагал, что после его смерти кто-то из них займет княжеский трон. Пригород Киева – Вышгород – достался старшему сыну Андрею. Но у княжича были другие планы.

Он провел всю сознательную жизнь во Владимиро-Суздальском княжестве, и его сердце и душа были полностью отданы этим землям. Мечты отца он не разделял и прелестей Киева не видел. И в один прекрасный момент, проигнорировав волю отца, он сбежал из Вышгорода, чтобы вернуться на родину.


С его побегом связана легенда – с собой он тайно вывез икону Божьей Матери, одну из святынь православной церкви. Проезжая мимо Владимира, конь, на котором ее везли, остановился, и его так и не смогли заставить двигаться дальше. Для Андрея это стало знаком свыше – именно тут должен находиться образ Богородицы. На этом месте он основал поселение, которому дал название Боголюбово. Оно стало его любимой резиденцией, а сам он получил прозвище «Боголюбский».

Когда умер Юрий Долгорукий, бояре попросили Андрея занять княжеский посад, так как не желали правителя из Киева. Владимиро-Суздальское княжество окончательно отделилось от Киевской Руси и начало занимать ведущие позиции на политической арене того времени, окончательно вытесняя с нее Киев.

Бояре, надеявшиеся разделить власть с избранным ими князем и подчинить его себе, жестоко просчитались. Князь Андрей Боголюбский стал единоличным правителем и отдалил от двора не только старых советников отца, но и своих ближайших родственников. Он железной рукой создавал единое княжество, так как не желал его разделения на мелкие уделы.

В 1169 году он отправился в поход на Киев, практически до основания разрушил его и вернулся в новую столицу возвышенного им княжества – Владимир. Именно с этого момента в летописях официально появилось название Владимиро-Суздальское княжество (а не Ростово-Суздальское, как было ранее).

Боярству же не по нраву пришлось такое самоуправство князя. В июне 1174 года ими был организован заговор, в результате которого князь Андрей Боголюбский был убит. Владение погрязло в двухлетних междоусобицах за престол.

Княжество во времена Всеволода


В результате всех конфликтов компромисс был найден – у власти оказался брат Андрея Всеволод, прозванный Большое Гнездо за свою большую плодовитость (12 детей). Тонкий и умный дипломат, он договорился со всеми родственниками и занял владимирский престол.

И снова ожидания не оправдались – новый князь продолжил политику предыдущего и еще больше укреплять единоличную власть. По княжеству прокатилась волна казней мятежников.

Наведя порядок внутри, Всеволод Большое Гнездо активно занялся внешними связями. Под его влияние попали Новгород с его уникальным вече, многие киевские и рязанские земли. Он официально назвал себя Великим князем и получил признание среди остальных правителей.

Именно во времена правления Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигло своего наивысшего политического влияния и расцвета, закрепилась тенденция к единовластию.

Распад княжества

Еще при своей жизни Всеволод при одобрении других князей назначил преемника – своего сына Юрия. Несмотря на это нашлись противники такого волеизъявления – на престол был посажен другой его сын, старший, Константин. Он, в свою очередь, принял одиозное решение, которое положило начало концу – раздал уделы своим братьям, чтобы избежать обвинения в самовольном захвате власти. Он не сумел сохранить то, к чему так стремились его предки – Владимиро-Суздальское княжество перестало быть единым.

После его смерти Великим князем все-таки стал Юрий. Но раздробленность владений помешала стать ему таким же авторитарным правителем, каким был отец. Начались нашествия татаро-монгол. Крупнейшие города подвергались разорению. В 1238 году русские князья объединились для отражения очередного набега и потерпели сокрушительное поражение. Великий князь Владимирский погиб в битве.

На престол взошел Ярослав, но правителем он был фактически. Практически Русь оказалась под монголо-татарским игом. Последним значимым князем Владимирским был Александр Невский. После его смерти Владимиро-Суздальское княжество окончательно распалось на множество мелких уделов.

Особенности культуры Владимиро-Суздальского княжества

Несмотря на свое стремление к укреплению единовластия, владимирские князья не оставляли без внимания и культурное развитие своих земель. Закладываются новые города, разрастаются уже существующие. И именно им предстояло сыграть ведущую роль в развитии культуры Владимиро-Суздальского княжества.

Большое влияние на формирование сложившихся традиций оказала Киевская Русь. Переселенцы приносили с собой новые умения и навыки, которые с успехом приживались на новой территории и смешивались с уже существующими. Так, например, многие ремесленники переняли друг у друга отдельные приемы. Было положено начало строительству из камня. Многие сооружения и постройки имели свои прототипы в Киеве (Золотые ворота во Владимире, Успенский собор по аналогии с Софийским). Эти же веяния в культуре Владимиро-Суздальского княжества коснулись литературы и живописи.

При Андрее Боголюбском упор делался на религиозную составляющую общественности. Именно при нем были построены храмы, соборы и монастыри, которыми восхищаются по сей день. Их по праву можно назвать жемчужиной зодчества того времени.

Всеволод Большое Гнездо, проведя часть своей жизни на родине матери в Константинополе, принес в искусство византийские элементы. Хотя при строительстве монументальных зданий опирался на наследие русских архитекторов.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

До образования Владимиро-Суздальского княжества приоритет отдавался деревянному зодчеству. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки, проводимые в тех местах, и летописные упоминания. С начала XII столетия на смену ему приходит каменное строительство.

Этапы развития архитектуры Владимиро-Суздальского княжества напрямую зависели от предпочтений правивших князей. У каждого были свой взгляд и идеи, что необходимо отразить во внешнем виде архитектурных сооружений.

Если Мономах и Долгорукий приглашали мастеров из других областей, то Боголюбский и его последователи уже доверяли только местным умельцам, у которых сложилась своя неповторимая школа.

Первыми каменными постройками считаются Успенский храм в Ростове и Храм Рождества Богородицы в Суздале, спроектированный по образу Печорского собора и возведенный мастерами из Киева по приглашению Владимира Мономаха. До наших дней это сооружение, к сожалению, не сохранилось. На его месте в 1222 году было начато строительство Рождественского Собора.

Кремль

Кремль в Суздале – самая древняя часть города, заложенная еще в X веке. К XII в. представлял собой крепость, окруженную валами из земли. В суздальский Кремль входили княжеский дворец, палаты епископа и собор. Там же находилась и дружина князя.

В настоящее время «Ансамбль Кремля» включает в себя:

  • Богородице-Рождественский собор (1222-1225);
  • Архиерейские палаты (15-18 вв.);
  • Никольскую церковь (1766).

С 2017 года суздальский Кремль признан объектом культурного наследия государственного значения.

Храмовая архитектура Юрия Долгорукого

Новый виток возведения храмов начался только при князе Юрии с середины XII века. В летописях Владимиро-Суздальского княжества встречается их перечисление:

  • церковь на Нерли;
  • Борисо-Глебский храм в Суздале;
  • Спасский собор (Суздаль и Переяславль);
  • церковь святого Георгия (Владимир).

Все постройки однотипны и просты, без каких-либо архитектурных изысков, так как не были предназначены для широкого использования. В основном их возводили лично для князя и его приближенных. Их особенностью являются то, что при строительстве использовался местный материал – белый известняк.

До наших дней сохранились, и то не в первозданном виде, только церковь Бориса и Глеба и Спасско-Преображенский собор.

Расцвет архитектурного строительства при Андрее Боголюбском

Период правления Андрея Боголюбского однозначно признан всеми искусствоведами как время наибольшего расцвета архитектурной мысли Владимиро-Суздальского княжества (12 век).

В первую очередь князь занялся обустройством столицы. На это ушло у него 7 лет. Владимир был значительно укреплен. По прообразу Киева там были установлены Золотые и Серебряные ворота, расположенные в разных концах города. До настоящего времени со значительными изменениями сохранились лишь Золотые.

Во время княжения Андрея очень остро встал вопрос о самостоятельной церковной власти в северо-восточном крае. Большая роль в этом была отведена возвеличиванию культа Владимирской иконы Богородицы и других святынь. Сам князь во многом поддерживал местное епископство, которое стремилось к отделению от власти патриарха.

Символом независимости владимирского церковного престола и главным храмом северо-восточных земель предстояло стать Успенскому собору, строительство которого началось в 1158 году во Владимире. На его возведение ушло 3 года. В храме было богатое декоративное убранство, и внешне он значительно отличался от построек Долгорукого.

В 1165 году был построен храм Покрова на Нерли. Заложен он был в память о погибшем сыне Андрея Изяславе и его изящные и легкие формы стали вершиной архитектурного творчества того времени.

Все здания, начиная от монастырей и заканчивая дворцовыми комплексами, построенные в то время, подчинены одной идеи – органически вписываться в окружающий ландшафт. Это стало отличительной чертой зодческого искусства того периода.

Строительство в период княжения Всеволода

Всеволод Большое Гнездо продолжил строительство в тех же масштабах, которые были при его брате. Архитектурные достижения в период его княжения:

  • полная перестройка Успенского Собора после пожара (1185-1189);
  • Дмитриевский собор (1193-1197);
  • Рождественский собор мужского монастыря (1192-1995);
  • Успенский собор женского монастыря (1200-1201);
  • дальнейшее обустройство городов.

В этот период окончательно сформировался и закрепился уникальный стиль владимирских мастеров, которым стали пользоваться зодчие других княжеств.

Наравне с архитектурой развивались скульптура и живопись. Соборы украшались различными рельефами и росписями с церковными сюжетами. Для возведенных храмов писались иконы. При раскопках найдено множество уникальных предметов декоративного творчества, с характерными чертами, присущими только северо-восточному краю.

Конец дальнейшему процветанию культуры Владимиро-Суздальского княжества положили его дробление и постоянные набеги кочевников. С другой стороны, именно владимирские культурные традиции были заложены как основа для искусства Московской Руси.

Летописание Владимиро-Суздальского княжества

С приобретением все большей значимости на политической арене во Владимиро-Суздальском княжестве начинают вестись свои летописные своды. Их оригиналы не дошли до наших дней, но есть упоминания в более поздних летописях:

  1. Владимирский летописный свод 12 столетия (обнаружен в составе Лаврентьевского 13 века) – авторы славили авторитет своих князей и политическую и церковную независимость северо-восточных земель от Киевской Руси. Стиль написания торжественный, с употреблением всевозможных восхваляющих эпитетов и цитат из Священного Писания. Составители останавливаются на самых мельчайших событиях, вплоть до некрологов.
  2. Летописный свод начала 13 века (найден в составе Радзивиловского) – стремление к использованию более современных оборотов речи, описание только самых значимых политических и культурных событий, не заостряя внимания на несущественных деталях. Вероятно, был иллюстрирован.

Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество своим появлением создало предпосылки и условия для формирования нового образования – государства Московского.

Источник: www.syl.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.