Восстание древлян против князя игоря

Сразу несколько трагических событий произошло на Руси в 945 году: восстание древлян, гибель князя Игоря и страшная месть княгини Ольги. Они являются одними из самых ярких, хоть и страшных, моментов в русской истории.

Восстание древлян - причины и последствия

Поэтому рассказать о них будет не лишним – не все люди, даже интересующиеся прошлым своего народа, достаточно осведомлены об этих эпизодах.

Ситуация на Руси

К середине Х века ситуация на русских землях была непростой. Олег, получивший прозвище Вещий, сумел собрать огромную мощь, подчинив Киеву многие племена. Однако древляне всегда стояли особняком. Даже победив их и обложив данью, Олег решил не портить с ними отношений окончательно. Власть у древлян оставалась собственная и даже имелась столица — Искоростень. Князь с окружением самостоятельно собирал налог с простых людей, отдавая часть его Киеву.

Во время правления Олега положение оставалось довольно стабильным. Дань была вполне приемлемой, поэтому древляне хоть и не были в восторге от сложившейся ситуации, все-таки не принимали решительных действий по ее изменению, опасаясь конфликтовать с мудрым, могущественным и жестоким соседом.

Причины восстания


Пожалуй, восстание древлян и убийство князя Игоря произошли в первую очередь из-за неудачного стечения обстоятельств.

В 941-944 годах Игорь пошел в поход на Византию, решив повторить сокрушительный успех своего предшественника Олега. Увы, все прошло не так гладко, как планировал князь. Хотя его войско и не разгромили, неудачная операция расплылась темным пятном на его репутации военачальника.

Восстание древлян - причины и последствия

Собирать дань Игорь отправился сам, прихватив с собой немалую часть войска. Древляне заплатили положенный налог, после чего войско удалилось. Однако рядовые воины, сочтя, что дань была недостаточной, уговорили князя внезапно и без предупреждения нагрянуть в Искоростень повторно, чтобы собрать дополнительный налог. Игорь согласился на столь выгодное предложение, совершенно недостойное князя, хотя было понятно – оно вызовет недовольство со стороны древлян.

Наконец он решился на весьма рискованный шаг. Чтобы не делиться данью со всеми воинами, он отправил большую часть отряда в Киев, оставив при себе лишь малую силу, и вернулся в Искоростень, потребовав дополнительную дань.

Три фактора – неудача в походе, возвращение с малыми силами и излишняя жадность – вот основные причины восстания древлян.

Гибель Игоря


Когда князь со своей малой дружиной снова посетил Искоростень, правители древлян пытались вразумить их, напомнив, что дань за год уже уплачена. Но Игорь оказался непреклонен, потребовав дополнительные выплаты.

Восстание древлян - причины и последствия

Древлянский князь Мал, посовещавшись с помощниками, вывел из города войско и легко перебил небольшой отряд. Игорь же был схвачен живым и жестоко казнен – его за ноги привязали к двум согнутым деревьям, которые потом отпустили, просто разорвав недальновидного и жадного правителя пополам.

Месть княгини Ольги

Новости об убийстве Игоря и гибели малой дружины быстро дошли до княгини Ольги. А вскоре из Искоростеня прибыло посольство от князя Мала. Он предлагал вдове выйти за него замуж, чтобы закрепить союз между Киевом и древлянами. Если бы княгиня ответила согласием, новый союз навсегда изменил бы историю Руси, правда, неизвестно, какие последствия он бы имел.

Однако Ольга поступила со сватами очень жестоко. По ее приказу было выкопано несколько огромных ям. И ладьи, на которых приплыли послы, были закопаны вместе с ними – живьем.

Вскоре в Киев прибыла еще одна делегация послов. Их гостеприимно пригласили в баню – помыться после далекого и тяжелого пути. Но когда гости зашли в баню, дверь ее закрыли, а здание подожгли. Несчастные приняли действительно страшную смерть.

Восстание древлян - причины и последствия

Столь жестокие меры оказались лишь преддверием к настоящей мести, которую заготовила княгиня Ольга за восстание древлян.

Уничтожение Искоростеня


Вскоре после уничтожения двух делегаций послов Ольга собрала киевское войско и повела его на Искоростень. Древляне могли долгое время отсиживаться за крепкими стенами. Княгиня быстро поняла, что грубой силой дело быстро решить не получится – при штурме потери были бы огромными. Но и осаждать город несколько недель или месяцев также нельзя было – нужно было вернуться в столицу.

Поэтому Ольга пошла на хитрый шаг – предложила древлянам мир в обмен на необычную дань. С каждого дома она потребовала по три голубя и три воробья. Не разгадав хитрости, древляне согласились и передали тысячи птиц княгине.

Та же приказала привязать к ногам каждого воробья и голубя по клочку пакли, после чего поджечь ее и отпустить. Перепуганные птицы поспешили вернуться домой, в родные гнезда. А жили они обычно на чердаках жилых домов, бань и сараев. Так как город со всех сторон окружали леса, то и все постройки были возведены из хорошо обработанного, просушенного дерева. В результате здания моментально вспыхнули, и Искоростень практически полностью выгорел за считаные часы. Погибло больше 5 тысяч древлян.


Восстание древлян - причины и последствия

Кроме того, выжившие были лишены собственных князей, на них наложили особенно тяжелую дань. Таковы неприятные последствия восстания древлян. Но в то же время княгиня Ольга установила не только точный размер налогов, но и время сбора, запретив нарушать эти правила, чтобы не повторилась печальная история с ее покойным мужем.

Источник: www.nastroy.net

Предыстория

Восстание древлян в 945 г не было спонтанным. Оно имело веские причины. Когда Вещий Олег вступил в Киев, он потихоньку начал подчинять себе все племена, живущие по соседству со столицей. Славянское племя древлян на то время было полудиким народом (если верить «Повести временных лет»). Они ели все подряд, не осуждали убийства, не применяли практики браков. Однако у них был князь или вождь, который руководил их жизнью. Покорив древлян, Олег обложил их данью, но местную власть он не трогал. Дань именовалась полюдьем и собиралась она в ноябре. Когда наступало это время, русская дружина на челе с киевским князем отправлялась к покоренным племенам и зимовала у них. То есть они были на полном содержании простого народа. А с наступлением весны рать возвращалась в столицу.

Князь Игорь

Восстание древлян произошло во время правления князя Игоря, который взошел на престол после смерти Олега.


вому правителю древнерусского государства нужны были деньги: необходимо было платить дань хазарам, да и дружина его увеличилась за счет варяжских отрядов. Древляне и угличи поднялись на борьбу с Киевом. Только через три года Игорь победил мятежников (год 945). Восстание древлян жестоко придушили варяжские отряды под командованием Свенельда, а князь увеличил дань. Возможно, варяги и их предводитель получил право распоряжаться собранными деньгами.

Смерть князя киевского

Но князь Игорь предстает человеком корыстолюбным и жадным, поскольку он снова возвращается за полюдьем, взяв с собою лишь небольшой отряд (чтобы не делиться с варягами). И это имело для него роковые последствия. Новое восстание древлян было неминуемым: люди изнемогли от огромной дани, да и сам князь казался им легкой добычей. Они решили убить его, чтобы он потом их не погубил, словно волк стадо овец, таская их по одной. Под руководством князя Мала древляне вышли из своей столицы Коростеня (может, не такими дикими они были, раз жили в городах?) и перебили пришедших. Самого Игоря они привязали к двум деревьям и разорвали на части. Интересно, что византийский историк Лев Диакон сообщает, что киевский князь погиб во время похода на германцев, но его смерть наступила также: Игоря привязали к стволам нагнутых растений и отпустили. Тело было доставлено домой и похоронено под Коростенем.

Княгиня Ольга

Восстание древлян было вызвано беззаконием Игоря, поэтому убийство князя они считали справедливым. Однако Ольга, которая правила вместо несовершеннолетнего сына Святослава, думала иначе. Она собрала вече, но котором было принято решение отомстить мятежникам, ведь страна осталась без правителя. Однако княгиня, в отличие от своего покойного мужа, отличалась умом, сообразительностью и рассудительностью, поэтому план мести она продумала до мелочей.


Когда Мал прислал к княжне сватов (мол, мужа мы твоего убили, ибо он отступил от установленных порядков, но мы добрые), он предложил объединить силы и создать единое государство. Тут можно увидеть, что под командованием Мала действовал целый союз племен, а не одна полудикая группа. Кроме того, историки нашли столицу древлянского князя – город Малин.

Месть опечаленной вдовы

Ольга жаждала мести, как того требовал обычай. Это потом она примет христианство и будет провозглашена святой и равноапостольной. А тогда она поклонялась богам, которые требовали расплаты, око за око. Она пригласила послов древлян к себе, а когда они пришли, то потребовали понести их в лодках. Разгневанная княгиня исполнила их волю, но носильщики бросили ладью с людьми в яму, где живьем их засыпали землей. Затем Ольга потребовала, чтобы к ней пришли другие послы, пятьдесят мужей из рода древлянского. Но и этих послов она сгубила: их сожгли в бане.

Но и этого ей показалось мало, и Ольга отправляется к древлянам сама, якобы справить тризну. Она попросила приготовить пир, на что те согласились. Приехав с небольшим отрядом, княгиня велела насыпать высокий курган и устроить банкет. Но когда древляне опьянели, ее дружина порубила всех. Летописец называет около пяти тысяч человек! После чего княгиня спокойно возвратилась в Киев.


Прошел год, и киевская княгиня собирает войско, чтобы окончательно покорить мятежников. Но Коростень они не смогли взять. Тогда Ольга снова воспользовалась хитростью, пообещав, что снимет осаду взамен на дань. То, что потребовала она, вызвало у древлян смех: по три воробья и по три голубя от каждого двора. Осажденные с радостью исполнили ее волю. Но княгиня велела привязать к птицам угольки и отпустить. А пернатые тут же устремились домой, к своим гнездам. В городе начался пожар. Тех людей, которые выжили, Ольга наказала тяжелой данью, которая делилась на две части. Большая поступала в Киев, а меньшая – в Вышгород, где жила княгиня. Вот как закончилось восстание древлян!

Эпилог

Нужно отдать Ольге честь — она хорошо исполнила свой вдовий долг. Хоть история говорит, что древляне были правы, княгиня мстила за своего мужа, отца своего единственного сына. А в то время, не сделав этого, она не считалась бы достойной родственницей, ее презирали бы в ее же окружении.

Но Ольга пошла дальше: восстание древлян (год 945) было подавлено, а их столицу стерли с лица земли. Однако урок княгиня усвоила, потому что на следующий год она учредила правила и порядок сбора дани по всей стране. Святославу она оставила мощное государство с сильной централизованной властью и отсутствием финансовых проблем.

Источник: fb.ru


Восстание древлян в 945 году против Киевской власти
К концу X века между различными славянскими объединениями сложились достаточно прочные торговые и военные союзы, первенство в которых принадлежало полянам с их центром – Киевом. Именно этот город на протяжении многих лет выступал инициатором при организации военных походов объединённых сил восточных славян на Византию, Хазарию и на соседние кочевые племена. Киевские князья стали выступать от лица славян в спорах с соседними государствами, будь то Волжская Булгария или даже германские племенные союзы, и восточные славяне не возражали против первенства полян. Чем больше возвышался Киев, тем меньшее сопротивление оказывали восточные славяне его гегемонии.
Однако многие славянские племенные союзы имели князей из своей среды и лишь формально подчинялись киевской власти. К таким союзам относились и древляне, имевшие свой центр — город Искоростень, их земли были окружены густыми непроходимыми лесами и болотами. В древлянской земле в середине X века сидели свои князья, самостоятельно собиравшие налоги со своих вотчин, хотя и дававшие Киеву дань.
С 912 по 945 год киевским князем был Игорь, сын Рюрика, от которого у него остался на службе воевода Свенельд, возглавлявший варяжскую дружину.

евода совершил несколько удачных походов в землю уличей, и завоевал её центр, город Пересечен. За воинские успехи и преданную службу князь щедро одаривал его, и в 942 году Свенельд получил от Игоря право на сбор дани в древлянских владениях.
Наступил 945 год, к будущей весне киевскому князю было необходимо собрать большое количество дани, в виде товаров, с подвластных ему племён. Ведь было потеряно много человеческих жизней и потрачено огромное количество средств, для оплаты наёмникам ради заключения договоров о мире и торговле с Византийской империей. Игорь решил сам совершить объезд подвластных ему земель, в том числе и древлянских. К этому его вынудила опустевшая казна, а княжья дружина давно не получала денежного довольствия и ставила князю в пример воинов воеводы, сильно обогатившихся после удачных походов. Всё могло бы обойтись, сдержись Игорь в тот момент, когда не хватало средств, и дружина выказывала неудовольствие, но князю быстрей хотелось пополнить казну.
В то время племенем древлян управлял князь Мал, человек честолюбивый от природы и всеми силами желавший полной независимости своих земель от киевского владычества. Не смотря на упорство Игоря, он дал обычную дань, так как имел собственный здравый взгляд на вещи. Но на обратном пути домой киевский князь, под влиянием окружавших его людей, с частью воинов решил вернуться в Искоростень, желая получить ещё. Древляне, узнав про это, говорили своему князю, что если повадился волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если его не убить. Мал послал на встречу с Игорем послов, чтобы тот возвращался в Киев, ведь вся дань им была получена, но он не послушал и подступил к древлянскому городу. Этим киевский князь настроил против себя местное население, и оно во главе со своим князем, оказало сопротивление дружине Игоря, всех их перебило, включая его самого.


Княгиня Ольга, супруга убитого киевского князя, решила наказать непокорное племя. Когда древлянские послы прибыли в Киев с предложением к ней выйти замуж за Мала, были все убиты. Вместе со своим малолетним сыном Святославом и воеводой Свенельдом, Ольга летом 946 года выступила в поход к Искоростеню, ведя киевскую дружину. В ходе сражения войска древлян были разбиты, их остатки заперлись в городе. После длительной осады, длившейся почти всё лето, столица непокорного племени была побеждена и полностью сожжена.

Итоги восстание древлян в 945г.

В итоге на древлян была возложена огромная дань. Это племя лишилось своей княжеской ветви, и уже ни когда не смогло оказать сопротивления Киевским князьям.

Источник: www.istmira.com

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СМЕРТИ ИГОРЯ

В год 6453 (945). Сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите вы с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом и сказали: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у города Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

 

КОНЕЦ: ИГОРЬ СНОВА ПОШЕЛ НА ДРЕВЛЯН

Рассмотрев занесенные в летопись предания об Игоре, мы видим, что преемник Олега представлен в них князем недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным уже племенам, не покоряет новых, дружина его бедна и робка подобно ему: с большими силами без боя возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера в предании прибавлена еще другая — корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью не делиться с дружиною — здесь также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с малым войском, да и во втором не все племена участвовали.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен

 

ТАК КТО ЖЕ УБИЛ ИГОРЯ?

Любопытно, что в «Истории» византийского автора второй половины X века Льва Диакона, младшего современника событий, обстоятельства гибели Игоря описаны несколько отлично от русской летописи. По версии Льва, Игорь, «отправившись в поход на германцев, был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Упоминание о германцах очень загадочно. Возможно, Лев Диакон действительно перепутал древлян с германцами.

Наша летопись не знает жутких подробностей смерти Игоря. Но не являются ли косвенным намеком на них слова, которые летописец приписывает древлянским послам, сброшенным по приказанию Ольги в яму, где их и засыпали живьем: «Пуще нам Игоревой смерти». Здесь как будто подразумевается какая-то особо жестокая смерть; на этом основании историки делают вывод, что летописцу было знакомо то предание, которое было известно и Льву Диакону. Выходит, что рассказ «Истории» не только не противоречит, но и даже как бы подтверждает повествование летописи о гибели Игоря от рук древлян.

Поведение самого Игоря во всей этой истории выглядит абсолютно нелогичным и странным. Почему его дружина вдруг почувствовала себя нищей, если князь, согласно Повести временных лет, незадолго перед этим совершил поход на Византию и получил «дань» с греков? И с какой стати Игорь увеличил по желанию своей дружины дань с древлян и попытался собрать ее дважды или даже трижды? Ведь согласно сообщению Константина Багрянородного, древляне были «пактиотами» русов. Следовательно, как уже было сказано выше, зависимость здесь не была односторонней: вероятно, термин «пактиоты» предполагал двусторонние отношения, выплату дани по договору-«пакту». Игорь же своим решением этот «пакт» нарушил, о чем и сообщили ему древляне: «Зачем снова идешь? Забрал уже всю дань». О том, что Игорь действовал «незаконно», свидетельствует и сам летописец, сообщая, что Игорь отправился к древлянам под давлением дружины, без малейшего повода и появление его сопровождалось насилием по отношению к «пактиотам». Не случайно и то, что древляне применили к Игорю позорную казнь, которой у различных народов с древности наказывались разбойники и прелюбодеи, а самого его в переговорах с Ольгой они именовали «волком», то есть так, как у славян традиционно именовался преступник, вор. Похоже, появление Игоря в земле древлян выглядело и в глазах древлян, и в глазах летописцев авантюрой, грабежом, а не сбором дани.

Странность и «незаконность» поведения Игоря подтверждается тем, что в земле древлян он появился один, со своей дружиной, в то время как обычно, согласно все тому же Константину Багрянородному, в «кружение» отправлялись все архонты русов. Да и по отношению к дружине Игорь поступил нехорошо, так как, отослав основную ее часть восвояси, остался с наиболее близкими людьми, желая собрать еще больше богатств.

Не менее странным кажется и поведение древлян. Было ли их восстание стихийным, вызванным только походом Игоря, или имело далеко идущие цели? Зачем, убив Игоря, они вступили в переговоры с Ольгой и предлагали ей в мужья Мала? Почему они были уверены в успехе своего посольства?

Нужно учитывать и то, что летописный рассказ о событиях в земле древлян долгое время существовал в виде устных преданий. Записаны они были более чем через 100 лет (об этом, кстати, свидетельствует и указание летописца о том, как изменился за это время Киев). Летописец, собирая эти предания и допуская в своем рассказе противоречия, как будто о чем-то не договаривает, а в картине, которую он рисует, оказывается слишком много «белых пятен». Тем более удивительно, что, не проясняя некоторые моменты своего повествования, составитель Повести временных лет в то же время вносит в него как бы «лишние» детали, еще более запутывающие текст. Одна из таких деталей — упоминание о богато разодетых «отроках» воеводы Свенельда.

Летопись косвенно намекает на причастность Свенельда к трагедии, разыгравшейся в Древлянской земле, однако ни разу его до этого не упоминает и не проясняет его роль в произошедших событиях. Возникшую проблему историки разрешили для себя быстро. Стоило только почитать Новгородскую первую летопись младшего извода, чтобы узнать о передаче Игорем Свенельду права сбора дани с уличей и древлян. Это объяснение источника обогащения Свенельда было признано удовлетворительным, но вопросы о роли Свенельда в событиях середины 40-х годов X века, об отношении воеводы к тому, что Игорь неожиданно решил отобрать у него право сбора дани, остались без ответа. Но так как летописи молчали об этом, то молчали и историки. Последним надо отдать должное — многие исследователи летописей еще в XIX веке стремились разрушить этот заговор молчания, заставить летописи разговориться и заполнить таким образом пробелы в древней русской истории, достигавшие 20-30 лет.

Любопытно, что богатство Свенельда бросилось в глаза воинам Игоря осенью, перед полюдьем, следовательно, воевода добыл его не сбором дани с уличей и древлян. Таким образом, богатство Свенельда к уличам и древлянам не имеет никакого отношения. Похоже, что и с выступлением древлян Свенельд никак не связан. Если бы Игорь в 6453 (945) году решил отобрать сбор дани с древлян у «заворовавшегося» Свенельда и собрать ее сам, а воевода не подчинился воле князя и поднял против него восстание, то тогда Игорь должен был бы начать сбор дани с наказания мятежника. Он же его будто и не замечает, собирает дань, отпускает дружину, потом едет к мятежникам, чуть ли не один, и те его, конечно же, убивают. Поведение Игоря выглядит более чем странным. Если Свенельд был мятежником, то восстание должно было начаться еще до того, как Игорь появился в земле древлян, при этом собрать дань, хотя бы и один раз, ему вряд ли бы удалось. В летописном рассказе о восстании древлян не чувствуется присутствие никакой посторонней силы вроде Свенельда. У Свенельда и древлян совершенно разные причины для недовольства Игорем.

Кто же все-таки убил Игоря? Наверное, это были древляне, так как летописи прямо говорят об этом и их рассказ, как было сказано выше, подтверждается сообщением Льва Диакона.

Королев А.С. Некоторые загадочные обстоятельства гибели в земле древлян киевского князя Игоря Старого

 

ДОБРЫЙ КНЯЗЬ МАЛ УБИЛ ИГОРЯ-БЕЗЗАКОННИКА

Древляне, казнившие Игоря по приговору веча, считали себя в своем праве. Послы, прибывшие в Киев сватать за древлянского князя вдову Игоря Ольгу, заявили ей: «Бяше бо мужь твой акы вълк, въсхыщая и грабя. А наши кънязи добры суть, иже распасли суть Деревьску землю…» Перед нами снова, как и в случае с вятичами, выступает союз племен с его иерархией местных князей. Князей много; в конфликте с Киевом они несколько идеализируются и описываются как добрые пастыри. Во главе союза стоит князь Мал, соответствующий «свет-малику», «главе глав» у вятичей. Он чувствует себя чуть ли не ровней киевскому князю и смело сватается к его вдове. Археологам известен его домениальный город в древлянской земле, носящий до сих пор его имя — Малин. Примечательно, что в начале Игорева полюдья никто из этих князей не протестовал против сбора дани, не организовывал отпора Игорю, все, очевидно, было в порядке вещей. Добрые князья убили Игоря-беззаконника тогда, когда он стал нарушителем установившегося порядка, преступил нормы ренты. Это еще раз убеждает нас в том, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо налаженным важнейшим государственным делом, в процессе исполнения которого происходила консолидация феодального класса и одновременно устанавливалась многоступенчатая феодальная иерархия.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

Источник: histrf.ru

Игорь (древне-исландское Ingvar) Рюрикович Старый – сын новгородского князя Рюрика. Мать — дочь «князя урманского» Ефанда.
Преемник Вещего Олега.

Существует несколько версий о дате рождения Игоря: 861, 864, 865, 875. В Новгородской первой летописи при захвате Киева в 882 году Игорь выступает уже в роли взрослого правителя.

В «Повести временных лет» в 879 году князь Рюрик, умирая, передает правление родственнику Олегу и оставляет ему своего малолетнего сына Игоря.

По данным летописи князь Игорь считался не слишком деятельным и отважным полководцем. Самая примечательная легенда – о смерти Игоря.

В 903 году из Пскова Игорю привели жену, будущую княгиню киевскую, Ольгу. Но дата женитьбы выглядит крайне сомнительно, учитывая, что сын Игоря и Ольги – Святослав, рожден в 942 году.

После смерти князя Олега в 912 году Игорь вступает на Киевский престол. Получив такое известие, древляне не спешили с уплатой дани, и Игорь вынужден был выбивать ее силой. В 914 году покорив уличей и усмирив племя древлян, он заставил их выплачивать большую дань, чем прежде. В 915-ом, Свенельд, воевода князя, двинулся на юг и после трехлетней осады, взял, город Пересечен, за что в награду получил древлянскую дань.

В 920 году Игорь вновь воевал с печенегами, но результаты этой войны не известны.
Слава князя Олега и его богатая добыча не давали покоя Игорю, и он совершил два похода на Византию. Первый поход на греков в 941 году окончился полной неудачей. Царь Роман был предупрежден болгарами и встретил Игоря во всеоружии: выслал свой флот на встречу Игоревым судам и сжег их. Спасаясь от разгрома остатки дружины, высадились на берег Малой Азии и стали грабить окрестные поселения, но византийцы выдворили их и оттуда. Игорь с уцелевшей дружиной бесславно вернулся в Киев.

«Повесть временных лет» отмечает алчность и жадность Игоря. Неудача с греками его не остановила. Игорь стал готовиться к новому походу, который состоялся в 944 году. Собрав многих воинов: словен, кривичей, тивирцев, русь, полян, нанял печенегов, взял у них заложников, и пошел в ладьях и на конях на греков. Император Византии был опять предупрежден болгарами: "Идет русь и наняла с собой печенегов" и послал кИгорю своих лучших бояр с мольбою: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Царь Роман и князь Игорь вступили в переговоры и заключили новый договор (945г.) между Византией и Русью. Установили «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит». В договоре присутствуют более благоприятные условия для торговли с Византией, чем раньше и здесь же впервые встречаем выражение «Русская земля».

По возвращении из византийского похода, осенью 945 года, князь Игорь, по требованию своей дружины и недовольный своим содержанием, отправляется к древлянам за данью. Древляне не числились в составе войска, который потерпел разгром в Византии, и поэтому решил поправить свое положение за их счет. Легко собрав дань, на пути домой Игорь передумал: не потребовать ли больше? «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". Отправив большую часть дружины в Киев, с малой он вернулся в Древлянскую землю. Древляне справедливо рассудили: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". Они перебили всех дружинников и убили самого князя Игоря. По словам Иоанна Цимисхия “он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое”. Близ Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом.

Согласно летописи, княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстила древлянам. Возложила на них тяжелейшую дань, перебила много народа, уничтожила их старейшин, сожгла Искоростень, и пока подрасталсын Игоря, маленький Святослав, при поддержке дружины и бояр князя стала править Русью.

Правление княгини Ольги.

Княгиня Ольга, в крещении Елена (ум. 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Первая по времени жизни канонизированная церковью святая на Руси.

От природы эта женщина обладала острым умом, неудержимой энергией, широтой взглядов и твёрдой волей. Первая княгиня-христианка хорошо осознавала значение новой веры, понимала необходимость реформ, стремилась достичь процветания своего государства.

Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с тем, как она отомстила за мужа. Но куда важнее то, что последовало после мести. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престОле.

Происхождение

Согласно самой ранней древнерусской летописи, "Повести Временных Лет", Ольга была родом из Псковa. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуто Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, "от языка варяжска". Варяжское происхождение (скандинавское) подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: "Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга". Олег же поженил Игоря на Ольге.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: "Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил." Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение "Повести Временных Лет" об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков. В церковных "Житиях Ольги" щедро используются народные легенды и сказания о ней. Богословы изображают Ольгу обычной крестьянской девушкой из села Выбутино. Как-то в псковских лесах она случайно повстречала княжича Игоря, приехавшего на охоту, и перевезла его в лодке на другой берег реки. Пораженный красотой и умом Ольги, Игорь женился на ней. Авторы "Житий" простым происхождением княгини еще больше подчеркивали её будущее величие.

Правление

После сообщения о свадьбе Игоря и Ольги в 903 г. летопись долгое время ничего не упоминает об их дальнейшей судьбе. Муж Ольги был фактически отстранен от власти собственным воспитателем Олегом Вещим вплоть до смерти последнего в 912 г…В 945 г. киевский князь решил повторно собрать дань с древлян, вспыхнуло восстание, во время которого княжеская дружина была разбита, а сам Игорь убит — разорван между двумя деревьями. В 945 года Ольга осталась вдовой и заняла киевский стол до совершеннолетия сына — Святослава Игоревича.

Месть древлянам

Начало её правления ознаменовалось подавлением древлянского восстания. "Повесть временных лет" подробно описывает три Ольгиных мести за мужа. Весной 945 г., когда княгиня готовилась к походу в непокорные земли, прибыли древлянские послы сватать её за своего князя Мала. В этом не было ничего необычного: по тогдашним представлениям, тот, кто убил вождя, мог унаследовать его власть, лишь женившись на его вдове. Ольга приказала живыми закопать послов в землю у себя во дворе. Ещё одну группу послов она сожгла в бане. Тем временем войско было готово. С княгиней выступил в первый свой поход и сын Святослав. Он был еще настолько мал, что копье, брошенное им, смогло перелететь лишь через голову его коня. Однако для княжеской дружины это был сигнал к бою. Ольге удалось хитростью истребить войско древлян и разгромить их столицу — Искоростень. Осада города продолжалась целый год, его защитники голодали, но не сдавались. Тогда княгиня начала переговоры: пообещала горожанам легкую дань и велела принести с каждого двора по три голубя и три воробья. Жители Искоростеня с радостью согласились. А Ольга тем временем приказала своим воинам привязать к каждой птице горящий трут и отпустить на волю. Птицы полетели к родным гнездам и подожгли город. Древлянская столица была уничтожена, а уцелевшим людям пришлось платить тяжелую дань и признать главенство Киева.

Ольге предстояли и другие государственные дела. Важной дальновидной мерой княгини стала административно-хозяйственная реформа, состоявшая в четкой регламентации и упорядочении налогов и дани с подвластных Киеву племен. Занялась она и организацией собственного княжеского хозяйства. Чтобы реформа была эффективной, Ольге пришлось провести раздел угодий между собственниками, поставить "знамения", то есть княжеские знаки, которые отделили государственные владения и обеспечили их охрану, а также определить специальные места — "погосты", куда свозились поборы с населения. Постепенно стараниями княгини отдельные славянские земли, объединенные Киевом, превращаются в государственную территорию, а конфликты, подобные древлянскому восстанию, становятся невозможными.(замена полюдья на погосты (области). Для каждого погоста княгиня установила урок, размер которого был фиксированным. Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева.)

Внешняя политика. Крещение

Решив внутренние вопросы, Ольга обращается к сложным проблемам внешней политики, в частности в русско-византийских отношениях. Договор с Византией 944 г. почти не действовал, так как оба властителя, заключившие его, сошли с политической арены. Для налаживания отношений с греками Ольга отправилась в Константинополь и добилась личного приема у византийского императора Константина VII Багрянородного, который оставил подробное описание этого события. Не называя года визита, он, тем не менее, указывает точные даты посещения русской архонтиссой Ольгой императорского дворца: впервые она была приглашена в среду 9 сентября, вторично — в воскресенье 18 октября. Во время этой поездки Ольга приняла и святое крещение (в христианстве получила имя Елена). Крёстным отцом княгини стал сам император.

Вряд ли во время русско-византийских переговоров мог подниматься вопрос о бракосочетании: княгиня была уже немолода, а император женат. Возможно, речь шла о совсем другом династическом браке: есть основания полагать, что Ольга предложила обручить своего сына с дочерью императора, но получила отказ.

Характерной особенностью всех древнерусских источников является то, что они связывают крещение Ольги с её визитом в Константинополь. Император же Константин ни единым словом не упоминает об акте крещения киевской княгини. Сложно вообразить, что такой важный факт мог остаться без его внимания. Интересно, что в свиту княгини входил священник Григорий, прибывший с ней из Киева. Значит, Ольга уже была христианкой? Когда же она крестилась? Ученые называют разные даты. Высказывается мысль, что Ольга могла креститься вместе с мужем еще в 944 г., когда они находились в Константинополе. Тогда выходит, что древлянское восстание и убийство Игоря имело еще и антихристианскую направленность. Существуют предположения, что она могла креститься в Киеве в 955 г. Называют и разные даты визита Ольги в Царьград. "Повесть временных лет" датирует это событие 955 г., западноевропейские хроники относят к 959 г., а современные исследователи — к 946 или 957 гг.; некоторые даже считают, что Ольга дважды побывала в Константинополе.

Император вручил Ольге "дары многи", а патриарх при отъезде домой благословил. Тем не менее, итоги визита разочаровали Ольгу. Её миссия имела торгово-политическую направленность. Возможно, она хотела восстановить или дополнить договор своего мужа с греками 944 г. и провести переговоры относительно крещения Руси. Мечтала она также получить от императора королевский титул. Свое путешествие Ольга начала весной и через месяц, где-то в начале мая, прибыла с посольством в Суду, Константинопольскую гавань, где и дожидалась приема более четырех месяцев, вынужденная все это время жить на корабле. Несмотря на то, что Ольгу все же пригласили ко двору, планам её не суждено было сбыться. Более того, приём, описанный императором, носил унизительный для русской княгини характер. После поездки в Царьград русско-византийские отношения остались напряженными.

Вскоре после возвращении Ольги в Киев на Русь прибыли византийские послы и напомнили княгине об обещанных встречных дарах императору.

Противоречия с Византийской империей были настолько глубокими, что Ольге пришлось искать альтернативы византийской ориентации. В 956 г. она направила послов во Франкфурт-на-Майне, к немецкому императору Оттону I с предложением основать на Руси епархию, подчиненную папе римскому. Это был бы болезненный удар по Константинополю, хотя в середине IX в. конфликт между православием и католицизмом еще не привел к окончательному разрыву. На Русь был назначен епископ Адальберт, но его миссия не имела успеха. В 962 г. западные миссионеры вынуждены были возвратиться домой.

Ольга-христианка прославилась "добрыми делами" — помощью бедным и милостыней. Она также уничтожала языческие капища и строила христианские церкви. Сведения о строительстве Троицкой церкви в Пскове содержатся в одном из "Житий Ольги". Поддерживала Ольга и строительство небольших частных часовен, молелен и маленьких церквушек.

Ольга умерла 11 июля 969 г. на 77-м году жизни. Известно, что она завещала "не творить над нею тризны". Где именно похоронили княгиню, неизвестно, возможно, это была одна из христианских церквей, построенных ею в Киеве. В "Повести временных лет" рассказывается о погребальном обряде над её телом, осуществленным христианским "презвутером", то есть священником. Там же упоминается, что в 1007 г. князь Владимир перенес останки княгини в Десятинную церковь, где она и была похоронена в каменном саркофаге. Потомки по достоинству оценили огромные заслуги княгини Ольги в деле государственного строительства и особенно в христианизации Руси: за переход к христианству Русская православная церковь еще в домонгольский период канонизировала её.(1547)

13) Походы Святослава на Волжскую Булгарию и хазар. Борьба с печенегами;

Святослав приобрел известность как князь-воин. Первые походы он предпринял против Хазарского каганата. К X в. хазары утратили власть над Поднепровьем, и их главным форпостом на западных границах стал город Саркел (Белая Вежа) в нижнем течении Дона. Каганат сохранил власть над землями вятичей в бассейне Оки и Волги. Спор из-за того, кому собирать дань с вятичей, стал причиной столкновения Киевской Руси с Хазарией.

В 964 г. Святослав собрал дружину и, как повествует летописец, двинулся на Оку и Волгу. Там он «налез» на вятичей. На вопрос: «Кому дань даете?» — вятичи отвечали — «хазарам». Племя вятичей было многочисленным и воинственным. Леса надежно укрывали их от норманнских речных флотилий. Собравшись воевать с хазарами, киевский князь не стал ввязываться в войну с вятичами. Перезимовав в Поднепровье, киевский князь следующим летом двинулся на Хазарию. Полагают, что в ходе двух кампаний (965-969) войска Святослава разгромили главные города хазар — Саркел, Итиль и Семендер — и уничтожили Хазарский каганат.

История хазарской войны получила отражение в русских и арабских источниках. Киевские летописи сообщают, что в 965 г. Святослав с дружиной отправился на Дон к Саркелу, разгромил войско кагана и захватил крепость, после чего повернул на юг, победил яссов (осетин) и касогов (черкессов) и с Северного Кавказа ушел в Киев. Вторжение Святослава не могло быть непосредственной причиной крушения Хазарии. Киевский князь ограничился тем, что разорил западную окраину Хазарии.

Ценным дополнением к русским источникам служат восточные сочинения. В Записках арабского географа Ибн Хаукаля приведены сведения о нападении русов на хазарские города в Поволжье. Сообщение имеет особую ценность ввиду того, что в момент нападения в 968-969 гг. Ибн Хаукаль находился неподалеку от хазарских границ на южном побережье Каспийского моря. По словам арабского писателя, русы разорили город Булгар на Волге. Отсюда следует, что норманны пришли в Хазарию не со стороны Дона, а со Средней Волги. Волжский торговый путь из Скандинавии на Каспийское море был давно освоен и норманнами. Очевидно, следуя этим путем, русы спустились в низовья Волги и захватили столицу Хазарии Итиль. Затем их флотилия вышла на Каспий и там русы разорили старую столицу Хазарии Семендер.

Киевские летописи не сообщают ни слова о походе войск Святослава на Волгу и Каспийское море, арабский географ не упоминает о походе русов на Дон. Очевидно, речь шла о разных и разновременных походах, в которых участвовали разные силы. Мнение, будто всеми действиями русов на обширном пространстве от Дуная до Закавказья руководили из единого центра — Киева, не соответствует действительности. В 968-969 гг. Святослав вел трудную войну с Болгарским царством на Дунае, затем освобождал Киев от печенегов, после чего вновь вернулся на Балканы. Ни он, ни его войско не имели возможности участвовать в хазарском походе. Описание Хазарского похода Святослава в летописи с двух сторон обрамлено упоминанием вятичей, плативших ранее дань (проездную пошлину?) хазарам. Это в какой-то мере определяет маршрут похода, во время которого русские войска воевали в Волжской Болгарии, в земле буртасов и в Хазарии, где взяли Итиль и древнюю столицу каганата — Семендер на Каспийском море. Затем были покорены народы Северного Кавказа — ясы (осетины) и касоги (адыгские племена). Поход был закончен на Таманском полуострове, который с этого времени стал русской Тмутараканью.

Какие именно это годы, сказать трудно; комбинируя данные летописи и Ибн-Хаукаля, можно допустить, что грандиозный поход состоялся в промежуток 965-968 годов… Результаты похода были совершенно исключительны: огромная Хазарская империя была разгромлена и навсегда исчезла с политической карты Европы. Пути на Восток были расчищены; Волжская Болгария перестала быть враждебным заслоном и, кроме того, Саркел и Тмутаракань, два важнейших города юго-востока, стали русскими центрами. Изменилось и соотношение сил в полувизантийском, полухазарском Крыму, где Керчь (Корчев) стала тоже русским городом.
б) борьба с печенегами;.VIII–IX столетия были для славян временем успешной борьбы с кочевниками причерноморских степей и продвижения на юго-восток, далеко за пределы лесостепной зоны/Видимо, до 90-х годов X в. печенеги не играли самостоятельной роли во внешнеполитических делах Северного Причерноморья и, как правило, выступали союзниками (даже наемниками) Руси, а затем — Византии, Это хорошо прослеживается по русским летописям. В 915 г., когда печенежская орда подошла к Дунаю, Византия привлекла ее к войне с болгаским царем Семеоном. В 944 г. киевский князь Игорь, готовясь к большому походу против Византии, «Печенегы ная», а когда византийский император, прислав «дани…, поволокы и золота много», сумел уладить дело миром, Игорь «повеле Печенегомъ воевати Болгарьскую землю» . Налицо — типичные наемники, которым все равно, с кем воевать.

Спустя два десятилетия, при князе Святославе, печенеги выступают уже в качестве союзников Византии и беспокоят своими набегами границы Древнерусского государства. Не решаясь вступить в единоборство с войском киевского князя, они нападают на киевские земли исподтишка, пользуясь отсутствием Святослава, занятого в то время войной в Дунайской Болгарии. По сообщению летописца, в 968 г. «придоша Печенези первое на Рускую землю, а Святославъ бяше в Переяславци, и затворися Ольга с внукы своими в городе, Ярополкомъ, и Олгомъ, и Володимером в город Киеве, и оступиша Печенези городъ в силе тяжьце» 2. Только прибытие подкреплений «в лодьяхъ», которое печенеги приняли за возвращавшуюся дружину Святослава («мнеша князя пришедша»), заставило печенежскую орду поспешно отойти. Нападение печенегов на столицу вынудило Святослава прервать военные действия в Дунайской Болгарии вернуться в Киев для организации похода против печенегов. Как сообщает южнорусский летописец, киевский князь «събра воя и прогна Печенэгы в поле, и быст мирно»

Однако опасность печенежских набегов не была ликвидирована, близкое соседство воинственной орды продолжало оставаться фактором, оказывающим значительное влияние на развитие русско-византийских от-ношений. Так, в 971 г. Святослав снова «поча думати съ дружиною сво-ею» о том, что «Печенези с нами ратни» 4.Византийская дипломатия умело использовала печенегов для постоянного военного давления на Русь. В. Г. Васильевский, автор исследования «Византия и печенеги», писал даже, что печенежская орда была центром «системы византийского равновесия на севере». Византийские дипломаты считали, что пока Византия находится в дружбе с печенегами, ни Русь, ни Болгария не смогут серьезно угрожать границам империи, так как «иначе им можно погрозить печенегами» . Может быть, В. Г. Васильевский несколько преувеличивал роль печенегов во внешнеполитических событиях Северного Причерноморья, но то, что печенежская орда представляла значительную опасность для Руси и направляемая Византией причиняла ей много хлопот, — бесспорно. Именно руками печенегов византийский император сумел расправиться со своим самым опасным врагом — киевским князем Святославом. При возвращении киевского князя из Болгарии печенеги «заступиша порогы», и Святославу с дружиной пришлось зимовать в Белобережье. А весной 972 г., во время перехода его через Днепровские пороги, «нападе на ня Куря, князь Печенежьскыи, и оубиша Святослава, и взяша голову его, и во лбе его зделаша чашю»

После гибели Святослава записи о печенегах на несколько лет исчезают из русских летописей; видимо, больших печенежских набегов в это время не было. Однако присутствие поблизости от жизненных центров Древнерусского государства воинственной печенежской орды оставалось фактором, который приходилось учитывать и во внешней политике, и во внутренних делах. В X в., по свидетельству Константина Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии всего одного дня пути от границ Руси.

14. Походы Святослава на Дунайскую Болгарию. Военные столкновения с Византией.

В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Богато одарив князя и его приближенных, император, судя по всему, предлагал Святославу за крупную дань покорить для Византии Дунайскую Болгарию.

Эта страна образовалась на европейской политической карте в ходе Великого переселения народов. В отличие от Западной Римской империи Восточная Римская империя (Ромейская империя, она же Византия) устояла. В VI в. на ее северные Дунайские и Балканские территории хлынул поток южнославянских переселенцев. «Вся страна ославянилась», — констатировали греческие хронисты. В VII в. на Дунае возник Союз семи южнославянских племен, которые начали борьбу с Византией за независимость. Именно с этим союзом и объединился упомянутый выше булгарский хан Аспарух, откочевавший к Балканам от Волги. По версии Л.Н. Гумилева, настоящими тюрками среди подданных Аспаруха являлись только его ближайшее окружение и знать. Остальные кочевники Аспаруха были тюркоязычными мадьярами. В 681 г. Аспарух во главе славяно-булгарского войска разбил императора Константина IV и принудил его не только признать независимость части балканских земель, но и выплачивать ежегодную дань. Так родилось Первое Болгарское царство, просуществовавшее до 1018 г. Кочевники вскоре были ассимилированы славянами, которые значительно превышали их численностью. От Орды Аспаруха осталось лишь название страны — Болгария, и первая правящая династия, ведущая начало от булгарского хана. Во времена наибольшего расцвета Дунайская Болгария занимала большую часть Балканского полуострова, ее владения омывались тремя морями. Соседство с Византией порождало не только борьбу, но и благотворное культурное влияние. В царствование Бориса I (852-889) греческие монахи, уроженцы Салоник Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и грамоту. Это произошло в 863 г., а в 865 Болгария приняла христианство. Староболгарский язык лег в основу письменного старославянского языка, именно на нем была написана древнерусская «Повесть временных лет». При Симеоне Великом (893-927) начался «золотой век болгарской литературы». Первое Болгарское царство достигло максимальных своих территориальных размеров.

Однако бесконечное противостояние с Ромейской империей и внутренние смуты (в частности распри между ортодоксальными христианами и богомилами) подтачивали мощь Болгарии. В царствование Петра I (927-969) начался упадок Болгарии, а Византия решила, что пора брать реванш. Между тем войны Империи с арабами отвлекали ее силы от решения болгарского вопроса, поэтому Никифор Фока и подумал, что привлечение к разгрому Дунайской Болгарии победителя Хазарии Святослава есть выгодный ход.

Разгром Святославом Дунайской Болгарии

Святослав Игоревич согласился. И на юго-запад из Киева выступило его десятитысячное войско. Дружинники и вои сплавились на ладьях вниз по Днепру, вышли в Черное море и вскоре оказались в болгарский пределах. Это оказалось полной неожиданностью для болгарского царя Петра. Он выставил войско, превосходящее силы русов, но был разбит. Петр решился обратиться за помощью к своим прежним врагам византийцам. Но это не помогло, ибо вскоре сам царь, его сын-наследник Борис и все царские домочадцы оказались пленниками князя Руси Святослава. ПВЛ сообщает о новых победах Святослава очень кратко:

«В году 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И сразились, и одолел Святослав болгар, и взял городов восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков».

Но из этой реплики летописца следует, что византийскую плату за разгром болгар Святослав получил, а уходить с Дуная не торопился. Как показало последующее развитие событий, Святослав замыслил создание своей империи, которая должна была протянуться от Белой Вежи и Тмуторакани до Балкан. Столицей же ее Святослав, видимо, собирался сделать город Переяславец на Дунае.Такой оборот событий означал настоящую катастрофу внешнеполитического курса византийского императора Никифора Фоки. За нее он и поплатился жизнь и престолом. Кузен Никифора Фоки известный ромейский полководец Иоанн Цимисхий произвел переворот, умертвил брата и сам был провозглашен императором. Иоанну предстояло вытеснять Святослава с Дуная, воюя с новорожденным русско-болгарским союзом.

Второй дунайский поход

Второй Дунайский поход Святослава, 969-971 годы

Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда к этой своей «столице» вернулся Святослав, болгары вышли биться с ним. Болгарам в начале сражения даже удалось потеснить русов, но победа все равно осталась за Святославом. По смерти царя Петра болгарским правителям стал его сын Борис II. Новый царь вынужден был признать себя вассалом Святослава.

Все это спровоцировало большую войну с Византией. Верный себе Святослав сам напал на греков. Во главе русской пехоты и болгарских конников, которых вели царь Борис II и Свенельд, Святослав обрушился на византийскую «долину роз», занял Филиппополь (Пловдиев), населенный преимущественно болгарами. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь Святослав казнил 20 тыс. пленных, желая сломить желание местных жителей поддерживать византийского императора.

Через Адрианополь русский князь намеривался добраться до Царьграда. Он послал сказать грекам: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город (Филиппополь)». Греки вступили в переговоры, в ходе которых пытались выведать численность армии Святослава. Русский князь требовал дани на 20 тыс. воинов, хотя на деле имел меньше бойцов. Переговоры позволили Иоанну Цимисхию собрать войско, которое превосходило силы Святослава. Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгром и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. Однако и дела Иоанна Цимисхия шли не совсем гладко. В Азии против него поднял мятеж Варда Фока, для его подавления Иоанн пошел на перемирии со Святославом.

Разгромив мятежников, весной 971 г. император перешел Балканы и вторгся в контролируемую Святославом Болгарию. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс. пехотинцев и 15 тыс. всадников. После двухдневной осады греки взяли Переславец (Преславу). Сидевший там с дружиной русский воевода Свенельд, муж доблесный и огромного роста, по описанию Льва Диакона, вынужден был отступать к Святославу, который тогда находился в Доростоле на Дунае. Падение Преславы вызвало отход от союза со Святославом города Плиска и других болгарских крепостей.

Вскоре Святослав с поредевшим войском оказался запертым в Доростоле. Император Иоанн Цимисхий, по свидетельству историка Льва Диакона, непосредственного участника осады Доростола, приказал своим воинам построить под Доростолом укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом. Опираясь на него, византийцы и сражались со «скифами». Так по византийской традиции Лев Диакон именовал «росов».

Бои шли с переменным успехом, Лев Диакон отмечал мужество бойцов с обеих сторон. Вскоре к грекам подошли боевые триеры, оснащенные приспособлениями для метания греческого огня. Дружина Святослава опечалилась. Но и русы не оставались в долгу. Во время отчаянной вылазки русских дружинников с целью поджечь камнеметные машины греков, наносившие колоссальный вред осажденным в Доростоле, пал магистр Иоанн Куркуас. Это был родственник Иоанна Цимисхия, который командовал воинами, обслуживающими катапульты. Увидев его дорогие доспехи, дружинники Святослава решили, что это сам император, и изрубили Куркуаса.

В ходе битвы под Доростолом русы стали осваивать не привычные им прежде военные навыки. Лев Диакон сообщает, что прежде «росы» предпочитали биться пешими, а под Доростолом выехали однажды и на конях.

Неопределенность исхода войны тяготила обе стороны. В Византии произошла попытка нового государственного переворота, к счастью для Иоанна Цимисхия, неудачная. Святослав советовался с дружиной: что делать? Одни говорили, что надо продолжать попытки прорваться с боем из Доростола. Другие предлагали тайно улизнуть ночью. Третьи советовали вступить в переговоры. Святослав закончил вече, сказав, что если не будем биться, погибнет слава, спутница русского оружия; лучше погибнуть в бою, «ибо мертвые сраму не имут». Впрочем, князь заметил, что если он падет, то его воины вольны «сами о себе помыслить». «Где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим», — таков был ответ дружины. 20 июля 971 г. Святослав повел ее в новую атаку. Ранение Святослава и буря заставили русов укрыться в Доростоле. Чуть позже Святослав пошел на переговоры. Он согласился отказаться от претензий на Дунайскую Болгарию, взяв за это дань на 10 тыс. воинов и русские города. Он заключил мир с Византией, которая позволяла ему спокойно вернуться на родину. В ходе переговоров Святослав лично встречался с Иоанном Цимисхие.

Источник: cyberpedia.su


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.