Святозар князь

Вчера ночью я чуть не умер от истерики, просматривая фильм «Ярослав.Тысячу лет назад». С моим историческим образованием нельзя смотреть такие вещи. Честно говоря, я понимаю, что создатели фильма хотели как лучше и в, отличие от Михалкова (Утомленные солнцем 2) не снимали заведомый скандал. Как второсортный боевик Ярослава даже можно смотреть, но с исторической точки зрения это кошмар. Осторожно, далее раскрывается сюжет (по пунктам). Речь в фильме идет о Ростовском периоде жизни князя Ярослава, когда он еще был молодым удельным князем. На дворе 1010 год.

1)Начало фильма. Карательный отряд во главе с князем Ярославом, действующий на окраине ростовских владений, ищет разбойников и нарывается на сожженную ими деревню. Уцелевшие жители показывают, куда разбойники повели пленных и говорят о численности разбойников. Кто – то из подручных кричит князю, что нужно вызвать подкрепление.


язь отвечает, что времени нет, и пускается с отрядом в погоню. Откуда и как планировалось звать подкрепление? Крепости в этой глухой местности нет, ее начнут строить только в конце фильма. Подкрепление видимо может прибыть из Ростова, но как его срочно вызвать – по рации или сигнальную ракету пустить? Даже если развести сигнальный костер, отправить гонца на лошади или почтового голубя, подкрепление будет идти так долго, что разбойники с пленниками успеют добежать до хазарской границы. Тем более что лошадей в отряде всего несколько, а большинство дружинников передвигается пешим порядком. Кстати откуда тут взялись хазары, которым разбойники продают пленников, если хазарский каганат был разгромлен еще отцом (Владимир Святой) и дедом (Святослав Игоревич) Ярослава, прекратив существование к концу X века?

2) Отряд Ярослава догоняет разбойников, побеждает их передовой отряд, но затем  к разбойникам приходит подкрепление. Ярослава ранят стрелой в руку. У князя два подручных – старый маразматик (воевода) Вышата, помнящий князя еще младенцем, и командир наемников – варягов, Харольд. Пока раненный Ярослав корчится от боли, а русские дружинники прикрываются щитами от стрел, мастер скандинавских боевых искусств Харольд в одиночку отбивает атаку первой волны разбойников (фехтуя мечом и топором одновременно) и командует планомерно отступать к утесу. По логике вещей командовать в данном случае должен был Вышата а не наемник.


3)Отряд занимает оборону в капище на утесе. Разбойники закидывают капище зажигательными гранатами (!), в силу чего оно загорается. Харольд с дружинниками отбивает атаку, лично перебив много разбойников. Еще один удар по патриотизму. По сравнению с Харольдом русские дружинники смотрятся плохо.

4)Харольд контратакует. Возница повозки разбойников, груженой зажигательными гранатами при отступлении нарушает правила техники безопасности, превышая скорость. Итог – повозка переворачивается и взрывается. Какая разница, что китайцы изобретут порох только 34 года спустя (1044 год). Это проблемы китайцев, не сумевших уложиться к нужному сроку, а не сценаристов фильма.

5)Ярослав с перевязанной рукой говорит, что здесь нужно поставить крепость. Его собеседник (кажется Вышата) – отвечает «расходы – то какие». Звучит это как «В этом году возведение крепости не заложено в военный бюджет». Вот, серьезно, могли ли волновать дружинника или воеводу XI века расходы на крепость? Финансы это дело бояр. Военных и сейчас размер расходов на оборону не волнует – чем больше, тем лучше.

5) В процессе боя ростовцы отбивают  у разбойников девушку из племени медведей — Райду.


дведи это такие славянские сепаратисты, которые не хотят входить в состав ростовского княжества. Ярослав берет Харольда и парочку дружинников, чтобы лично отвезти пленницу к медведям и поговорить с их вождем о дани и вступлении в состав Ростовского княжества. Странное решение для князя в XI веке. Неужели Ярослав не знает что его прадедушка Игорь, поехавший с несколькими дружинниками к древлянам, чтобы поговорить о дополнительной дани, кончил очень плохо? В то время переговоры о присоединении велись не иначе как с войсками, стоящими за спиной. Хитрый Вышата отговаривает князя, но князь ставит его на место. Основная часть отряда уходит в Ростов.

6) По дороге к деревне медведей воины племени нападают на маленький отряд Ярослава. Ни один из ростовцев не успевает оказать сопротивления — враги подкрадываются незаметно Рядовые дружинники убиты и сброшены в овраг. Супер — воин Харольд получает длинным шестом из тонкого бревна по спине и выходит из строя. Ярослав малодушно пытается сбежать на лошади, но медведи ставят подножку лошади другим длинным шестом из тонкого бревна. Князь падает с лошади и теряет сознание. Ура – русское кунг-фу все – таки сильнее скандинавского. Русский стиль фехтования шестом – бревном смертоносен.

7) В Ростов приходит отряд Ярослава. Узнав о странном поступке князя главный боярин Святозар кричит «всех воевод ко мне». Следующая картина – военный совет. Все воеводы, это Светозар, Вышата, еще два воеводы и престарелый священник. Последний то что делает на военном совете?


8)Неподалеку разворачивается драма. Харольд узнает, от Желаны, что ее отец Святозар не хочет отдавать ее ему в жены. Почему? Потому что Харольд наемник и сражается за деньги. А русские дружинники, видимо, истинные патриоты и потому сражаются исключительно за идею и продуктовый паек. В лагере медведей другая драма – спасенная Райда говорит отцу (старенькому вождю племени), что не хочет выходить за Венда, но в итоге дает обещание выполнить отцовскую волю.

9)В застенках кровавой гэбни, ой простите Ростовской контрразведки, Святозар и его плачи пытают пойманного разбойника. Тот выдает кличку предателя, скрывающегося в Ростове – Филин. В это время Венд – будущий вождь деревни медведей, пытает пленного Ярослава, безо всякого уважения к его княжескому титулу. В город возвращается Харольд и рассказывает, что князь попал в плен, но к кому непонятно.

10) Венд хочет убить Ярослава. Старый вождь отговаривает его. Венд обвиняет вождя в трусости, после чего немедленно избивается и окунается лицом в грязь помощником вождя. Вероятно, это был личный телохранитель старого вождя. Хотя в то время вожди небольших деревень ценились соплеменниками за ум, силу и авторитет, а потому с охраной не ходили.


11)Посыльный от Филина передает разбойникам заказ – напасть на деревню медведей и убить Ярослава. Главарь требует платы за разбойников погибших при штурме капища, но посыльный говорит что заказ срочный (дескать, потом рассчитаемся). Слушайте, какого совершенства, оказывается, достигло трудовое и страховое законодательство на Руси XI века. За каждого разбойника, погибшего при исполнении служебных обязанностей, работодатели выплачивали главарям банд компенсацию. Наверное, родственникам варягов, погибших на княжеской службе, тоже отсылали компенсацию в Скандинавию – курьером.

12)Во время атаки на деревню Ярослав пытается бежать, вырубив пришедшую подлечить его Райду, но попадает в ловушку (сеть) и возвращается в плен. Воины медведей отбивают атаку, заходя к врагам в тыл через подземный ход. Зажигательные гранаты была потеряны ранее (помните?), а новую партию пока не завезли, так что в ходе атаки разбойники вынуждены были обходиться простыми  зажигательными стрелами.

13)Племя медведя решает принести Ярослава в Жертву, в надежде, что Ростовцы не придут мстить за своего князя (ага, конечно). Но неожиданно через подземный ход в деревню приходит дикий и судя по всему голодный медведь. Ярослав, вместо того, чтобы дать медведю пообедать жрецом, вырывает топор у первого попавшегося жителя и убивает им медведя. Неблагодарные жрецы требуют его смерти, за оскорбление Велеса, но вождь решает, что это Велес сохранил ему жизнь, послав медведя в качестве знака. Ярослав остается в плену.


14) Христианин Ярослав ведет дискуссию о вере (язычество/православие)  и политике (сепартизм/федерализм) с жителем деревни – Чурилой. В ходе дискуссии князь говорит, что без сильной власти человек превращается в зверя. Вообще в XI веке житель небольшого и даже большого поселения (любого сословия) в своем поведении был связан таким количеством условностей, которое современному человеку сложно даже представить. Поэтому в зверя он не превращался. Тех, кто плохо себя вел, изгоняли из племени. Они то и становились зверьми, разбойничая на больших дорогах.

14)Вышата организует рубку дров для крепости, о которой говорил Ярослав. Хотя кому теперь  нужна крепость, если судьба князя неизвестна, а в случае гибели Ярослава его отец (великий князь Владимир) отрубит головы всем Ростовским должностным лицам? Два строителя легко ловят двух безоружных разбойников (наверное, они бросили оружие, чтобы замести следы), сбежавших из банды, и отводят их к Вышате. От разбойников Вышата узнает, что Ярослав в плену у медведей. Вышата бежит с новостью в Ростов.


14) Святозар и Вышата парятся в бане с хихикающими девицами легкого поведения. Между делом, должностные лица обсуждают военные дела. Выпивший лишнего Вышата признается, что отпустил разбойников и говорит, что крепость не нужна. Приняв старческий маразм за хитрость, Святозар принимает его за Филина и отправляет в застенки, предварительно выгнав из бани девок.

15) Святозар созывает дружину и ополчение, чтобы идти освобождать князя. Как тяжело, оказывается, взять штурмом небольшую деревню сепаратистов. Город оставляют без охраны (вообще), а главным в нем назначают престарелого священника. Очень мудрое решение. После отбытия Святозара с войсками, священник освобождает из застенков Вышату. Тот клянется, что не виноват.

16)Чурила прибывает в лагерь Ростовцев. Харольд идет с ним на переговоры к медведям. Старый вождь говорит, что медведи готовы освободить Ярослава и войти в состав ростовского княжества на правах автономии, при условии отвода войск. Ярослав соглашается и просит у старого князя руки Райды, с которой он недавно все – таки перспал. Харольд разливает вождям медведей ромейское вино.

17)Харольд возвращается в лагерь и неожиданно говорит, что медведи не идут на переговоры. Святозар решает атаковать утром. Первыми пойдут варяги – Харольд запомнил дорогу, по которой можно пройти, минуя ловушки медведей. Так, неожиданно выясняется кто предатель – варяг Харольд.


18) Ночь. Сообщник Харольда убивает слугу княжича и похищает его (сына Ярослава). Желана случайно слышит их разговор. Харольд сначала пытается уговорить Желану, но в итоге вынужден убить ее как свидетельницу. Венд обнаруживает, что старый вождь умер от отравления и радостно убивает его телохранителя за то что тут недавно окунал его лицом в грязь. Очень достойный поступок при вступлении в должность вождя. Затем он идет убивать Ярослава. Выясняется, что Ярослав тоже отравлен. Измена, кругом враги. Райда пытается вылечить князя. Ярослав выгоняет Райду и Чурилу из комнаты, чтобы договориться с Вендом. Так как они в итоге договорились, а разговора в фильме не показали, я думаю, что Ярослав отдал Венду Райду. Все – таки жизнь, мирный договор с племенем медведей и княжеский трон важнее бабы.

20)Утром Выздоровевший Ярослав неожиданно появляется на поле боя и отдает приказ. Медведи и Ростовцы с двух сторон атакуют неверных варягов – варяги повержены. В разгар боя случается страшное. Харольд незаметно подкрадывается со спины к одиноко стоящему в лесу Венду (который знает этот лес как свои пять пальцев) и коварно умерщвляет его броском боевого топора, после чего сбегает. Зачем он убил Венда? Вероятно, исключительно ради лузлов и в силу дурного характера – никаких логических причин у этого поступка по сюжету не обнаруживается.


21)Святозар ловит в лагере сообщника Харольда. Тот показывает, где закопан труп его дочери Желаны и говорит, где спрятан похищенный княжич – в лесу, в тайном домике на дереве. Святозар убивает предателя.

22)Харольд приезжает к связанному княжичу и рассказывает ребенку, что тоже боится смерти. Его настигает отряд Ярослава. Харольд прикрывается заложником. Ярослав предлагает ему сбежать и обещает, что не будет преследовать. Харольд требует отвестидружинников, Ярослав приказывает им уйти и призывает Харольда побояться бога. Харольд говорит, что верует в Одина – бога воинов. Ярослав толсто троллит Харольда, говоря, что Харольд теперь не воин, а убийца. Харольд ведется – варяг, боявшийся смерти всего несколько минут назад, с радостными криками «За Одина» бросается в бой с двумя мечами. Русское кунг-фу опять оказывается сильнее – Ярослав дерется одним мечом и после короткой схватки отправляет варяга в Валгаллу, о которой он шепчет перед смертью. Вывод – все беды от язычников и наемников.

23)Счастливый конец. Медведи и ростовцы строят крепость (будущий Ярославль), на месте сгоревшего капища, начиная ее строительство с возведения креста (ага, притом, что Русь только недавно успели покрестить). Ярослав толкает речь перед народом из серии «в единстве наша сила». Убитый горем Святозар извиняется перед Вышатой. Райда решает остаться со своим народом, а не с Ярославом. Банда разбойников убегает подальше от этих мест.


24) Чуть не забыл сказать – среди бородатых и грязных разбойников мелькает какой – то гламурный персонаж с аккуратной бородкой и прической «конский хвост». Не иначе как агент хазар. Остается непонятным, почему Харольд так упорно добивался смерти князя. Кто заказал Ярослава? Хазары?      

Источник: psitex.livejournal.com

Ранняя биография

Согласно древнерусским летописям, Святослав был единственным сыном великого киевского князя Игоря и княгини Ольги. Год его рождения точно не известен. По Ипатьевскому списку[4], Святослав родился в 942 году, однако в других списках Повести временных лет, например Лаврентьевском, такой записи нет. Исследователей настораживает пропуск такой важной информации переписчиками, хотя она и не противоречит другим сообщениям.

В литературе как год рождения Святослава упоминается также 920[5], но это противоречит известным сведениям о правлении Святослава.

Имя Святослав

Святослав — первый достоверно известный киевский князь со славянским именем, хотя его родители носили имена с признанно скандинавской этимологией[источник не указан 60 дней].

В византийских источниках X века его имя пишется как Σφενδοσθλάβος (Сфендославос)[6], откуда историки, начиная с Татищева, делают предположение о соединении скандинавского имени Свен (дат. Svend, др.-исл. Sveinn, совр. швед. Sven) со славянским княжеским окончанием -слав[7]. Однако со Свент- начинаются в иноязычной передаче и другие славянские имена на Свят-, например, имя Святополка (в источниках Zwentibald или Свентиплук[8]), князя Великой Моравии в 870—894 годах, или киевского князя 1015—1019 годов Святополка Владимировича (Suentepulcus у Титмара Мерзебургского). Согласно этимологическому словарю Фасмера, начальная часть этих имён восходит к праславянскому корню *svent-, который после утраты носовых гласных даёт современное восточнославянское свят — ‘святой’. Носовые гласные сохранились до настоящего времени в польском языке. Ср. польск. Święty (Сьвенты) — святой.

Отмечалось[9], что первая часть имени Святослава по значению соотносится со скандинавскими именами его матери Ольги и князя Олега Вещего (др.-исл. Helgi, Helga ‘святой, святая’), а вторая — имени Рюрика (др.-исл. Hrorekr ‘славой могучий’) что соответствует раннесредневековой традиции учитывать при имянаречении имена других членов княжеской семьи. Однако некоторые исследователи ставят возможность такого перевода имён с одного языка на другой под сомнение[10]. Женский вариант имени Святослав (Святослава) носила сестра датского и английского короля Кнуда I Великого, мать которой была родом из польской династии Пястов.

Детство и княжение в Новгороде

Первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года[11].

Князь Игорь Рюрикович был убит в 945 году древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав, бросив

«копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: “Князь уже начал; последуем, дружина, за князем„»[12].

Дружина Игоря победила древлян, Ольга принудила их к покорности, а затем ездила по Руси, выстраивая систему правления.

Согласно летописи, Святослав всё детство находился при матери в Киеве, что противоречит замечанию византийского императора Константина Багрянородного (около 949): «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии»[13]. В «Немогарде» Константина обычно видят Новгород, которым сыновья киевских князей традиционно владели и впоследствии. Константин упоминает имя Святослава без титула также при описании визита Ольги в Константинополь (957).

Начало самостоятельного правления

Княгиня Ольга крестилась в 955—957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла: «Для неверующих вера христианская юродство есть»[14].

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 962 году миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу из-за сопротивления Святослава и нежелания княгини Ольги менять принятый ею ранее византийский обряд.

О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года:

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: „Иду на Вы!“».[15]

Хазарский поход

В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, т. е. ещё не обложил их данью[16].

В 965 году Святослав атаковал Хазарию:

«В год 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов»[17].

Г. В. Вернадский датировал этот поход 963 годом, указывая на то, что затем Святослав совершил поход на юг в район Кубани и вступил в Тмутаракань. На основе предшествующего договора между Святославом и крымскими народами он должен был быть признан в Тмутаракани как русский каган[18].

Современник событий Ибн-Хаукаль относит поход к более позднему времени и сообщает также о войне с Волжской Булгарией, известия о которой не подтверждены другими источниками:

«Булгар — город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус… И ал-Хазар — сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма»[19].

Разгромив армии обоих государств и разорив их города, Святослав разбил ясов и касогов, взял и разрушил Семендер в Дагестане. По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем двинулся на восток, и в 968 или 969 году покорил Итиль и Семендер. М. И. Артамонов же считал, что русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось русское поселение Белая Вежа, Тмутаракань перешла под власть Киева (есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле и Семендере до 990-х годов, хотя их статус не ясен).

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о победе над вятичами и наложении на них дани.

Греческие источники хранят молчание о событиях на Руси. Византия была заинтересована в сокрушении Хазарии, а союзнические отношения с киевским князем подтверждает участие русских отрядов в походе императора Никифора Фоки на Крит.

Болгарские походы

Завоевание Болгарского царства (968—969)

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному. В 967/968 году византийский император Никифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Киевскую Русь, которая после победы над Хазарией могла обратить свой взгляд на крымские владения империи[20].

Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона, Калокир пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной» и право на все завоёванные болгарские земли.

В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков»[21]. В этот период отношения Руси с Византией были скорее всего дружественными, т. к. итальянский посол Лиутпранд в июле 968 года видел русские корабли в составе византийского флота.

К 968—969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары, а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а каганат окончательно разгромлен[19].

Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское, Владимира — на новгородское. После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском [22]. «Повесть временных лет» передаёт его слова:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы»[23].

Летописный Переяславец точно не идентифицирован. Иногда его отождествляют с Преславом или же относят к дунайскому порту Преславу Малому. По версии неизвестных источников (в изложении Татищева) в отсутствие Святослава его наместник в Переяславце, воевода Волк, был вынужден выдержать осаду со стороны болгар[24]. Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами. Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его у болгар. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.

Война с Византией (970—971)

Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока сильно обеспокоился вторжением русов, он решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились)[25].

В том же 969 году отрёкся от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I, и из-под власти Преслава выходят западные комитаты. Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов.

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям.

Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как греческий полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях. Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение. По сообщениям византийских источников были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, включая и на погибших воинов.

Так или иначе, летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекратились, Варда Склир с войском был срочно отозван в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки. Набеги русов на Византию продолжались, так что после успешного подавления восстания в ноябре 970 года Варда Склир снова перебрасывается на границы Болгарии.

В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра[25]. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.

Гибель

По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб:

«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку»[26].

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает и Лев Диакон:

«Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки — многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места»[6].

Некоторые историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава. В книге Константина Багрянородного «Об управлении империей» говорится о необходимости союза [Византии] с печенегами для защиты от росов и венгров («Стремитесь к миру с печенегами»), а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги.[27] На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени. Хотя «Повесть временных лет» называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает[28], что византийское посольство, напротив, просило печенегов пропустить русов.

О внешности Святослава

Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира:

«Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой»[6].

Сыновья

Рюриковичи (IX—XI вв.)
Рюрик

Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег

Святослав

Ярополк

Святополк Окаянный
Олег Древлянский
Владимир

Вышеслав
Изяслав Полоцкий

полоцкая ветвь
Ярослав Мудрый
Всеволод
Мстислав Храбрый

Евстафий
Святослав Древлянский
св. Борис
св. Глеб
Станислав
Позвизд
Судислав Псковский
  • Ярополк Святославич, князь киевский
  • Олег Святославич, князь древлянский
  • Владимир Святославич, князь новгородский, князь киевский, креститель Руси

Имя матери Ярополка и Олега история не сохранила[29], в отличие от матери Владимира Малуши.

Иоанн Скилица также упоминает «брата Владимира, зятя василевса» Сфенга, который в 1016 году помог византийцам подавить восстание Георгия Цула в Херсонесе[30]. В древнерусских летописях и других источниках имя Сфенга не встречается. По гипотезе А. В. Соловьева, здесь имеется в виду не брат, а сын Владимира и внук Святослава Мстислав[31].

Образ Святослава в искусстве

Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию «Ольга» Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создал пьесу, посвящённую жизни Святослава. В картине И. А. Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях («Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих»).

В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. Повесть А. Ф. Вельтмана «Райна, королевна болгарская» (1843), посвящённая болгарским походам, была издана Иоакимом Груевым на болгарском языке в 1866 году в Вене, Добри Войников на её основе поставил в Болгарии драму «Райна-княгиня», а выполненные художником Николаем Павловичем иллюстрации к «Райне…» (1860—1880) вошли в классику болгарского изобразительного искусства[32]. Чуть ранее эпизод со Святославом был включён Вельтманом в роман «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837)[33]. Около 1880 года К. В. Лебедев пишет картину, иллюстрирующую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием.

В начале XX века Е. Е. Лансере создаёт скульптуру «Святослав на пути к Царь-граду»[34]. Святославу посвящено стихотворение Велимира Хлебникова, исторический роман «Святослав» (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть «Черные стрелы вятича» В. В. Каргалова. Яркий образ Святослава создан Михаилом Казовским в его историческом романе «Дочка императрицы» (1999). В романах Александра Мазина «Место для битвы» (2001) (окончание романа), «Князь» (2005) и «Герой» (2006) подробно описан жизненный путь Святослава, начиная от сражения с древлянами (946 год), и заканчивая смертью в сражении с печенегами. В 2003 году в издательстве «Белые альвы» вышла книга Льва Прозорова «Святослав Хоробре. Иду на Вы!». В последующие годы книга неоднократно переиздавалась.

Святославу Игоревичу посвящён музыкальный альбом «За солнцем вслед» (2006 год) пэган-метал группы Butterfly Temple. Группа «Иван Царевич», как и украинская паган-метал группа Dub Buk, — «Иду на Вы!» Альбом посвящён победе Святослава над Хазарским каганатом. Образ Святослава используется в песне «Ранним утром» группы «Калинов Мост». Так же группа «Реанимация» посвятила песню гибели князя под названием «Погибель Святослава».

Образ Святослава выведен в художественном фильме «Легенда о княгине Ольге» (1983), актёр Лесь Сердюк.

Портрет Святослава используется в эмблеме ультрас футбольного клуба «Динамо» (Киев)[35], название «Святослав» носит также печатное издание болельщиков киевского «Динамо»[36].

Литература

  • П. О. Карышковский, Русско-болгарские отношения во время Балканских войн Святослава // Вопросы истории. 1951. № 8;
  • П. О. Карышковский, О хронологии русско-византийской войны при Святославе // Византийский временник. 1952. Т. V;
  • П. О. Карышковский, К вопросу о первоисточниках по истории походов Святослава // Краткие сообщения Института славяноведения. 1952. № 9;
  • П. О. Карышковский, Балканские войны Святослава в византийской исторической литературе // Византийский временник. 1953. Т. 6.
  • Гиппиус А. А. Как обедал Святослав? (текстологические заметки) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 47—54.
  • Прозоров Л. Р. Святослав Великий: «Иду на вы!» — 7-е изд. — М.: Яуза-пресс, 2011. — 512 с., 3 000 экз., ISBN 978-5-9955-0316-3

Источник: dic.academic.ru

Самые известные оперы мира. Оригинальное название, автор и краткое описание.

Руслан и Людмила, М. И. Глинка

Опера в пяти действиях; либретто композитора и В. Ширкова по одноимённой поэме А. С. Пушкина.
Первая постановка: Петербург, 27 ноября 1842 года.

Действующие лица: Людмила (сопрано), Руслан (баритон), Светозар (бас), Ратмир (контральто), Фарлаф (бас), Горислава (сопрано), Финн (тенор), Наина (меццо-сопрано), Баян (тенор), Черномор (немая роль), сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы, ундины.

Действие происходит в Киеве и сказочных краях во времена Киевской Руси.

Действие первое.
Шумит весельем свадебный пир в гриднице великого киевского князя Светозара. Светозар выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Гости славят князя и молодую чету. Печальны лишь два отвергнутых соперника Руслана — хвастливый и трусливый Фарлаф и пылкий, мечтательный Ратмир. Но вот смолкает шумное веселье: все внимают певцу-гусляру Баяну. Вещий Баян предсказывает судьбу Руслана и Людмилы. Их ожидают горе и бедствия, но сила любви сокрушит все преграды к счастью: «За благом вслед идут печали, печаль же — радости залог». В другой песне Баян обращается к далекому будущему. Сквозь мглу грядущих веков он видит певца, который воспоет Руслана и Людмилу и своими песнями прославит родину.

Грустно расставаться Людмиле с отцом, с родным Киевом. Она шутливо утешает неудачливых женихов Фарлафа и Ратмира, со словами привета обращается к избраннику сердца Руслану. Светозар благословляет молодых. Внезапно гремит гром, меркнет свет, и все погружаются в странное волшебное оцепенение:

«Какое чудное мгновенье! Что значит этот дивный сон? И это чувств оцепененье? И мрак таинственный кругом?»

Постепенно мгла рассеивается, но Людмилы нет: она похищена злой таинственной силой. Светозар обещает отдать руку дочери и полцарства тому, кто вернет ее. Все три витязя готовы ехать разыскивать княжну.

Действие второе. Картина первая.
В поисках Людмилы Руслан приходит к пещере мудрого старца Финна. Финн открывает витязю, что Людмилу похитил злой волшебник Черномор. Победить же его суждено Руслану. В ответ на вопрос витязя Финн рассказывает ему грустную повесть. Некогда он пас стада на просторных полях своей далекой родины. Молодой пастух полюбил красавицу Наину. Но гордая дева отвернулась от него. Ратными подвигами,славой и богатством решил Финн завоевать любовь Наины. Он отправился с дружиной воевать. Но, вернувшись героем, вновь был отвергнут. Тогда Финн стал изучать искусство колдовства, чтобы силой волшебных чар заставить неприступную деву полюбить себя. Но судьба посмеялась над ним. Когда после томительно долгих лет настал желанный миг, пред Финном предстала, пылая страстью, «старушка дряхлая, седая, с горбом, с трясучей головой». Финн бежал от нее. Наина же, также ставшая волшебницей, теперь постоянно мстит Финну. Конечно, возненавидит она и Руслана. Финн предостерегает витязя от чар злой колдуньи.

Картина вторая.
Трусливый Фарлаф уже совсем готов отказаться от поисков Людмилы, но тут ему встречается дряхлая старушка. Это злая волшебница Наина. Она обещает помочь отыскать княжну. Нужно лишь, чтобы Фарлаф возвратился домой и там ожидал ее указаний. Повеселевший Фарлаф предвкушает победу: «Близок уж час торжества моего: ненавистный соперник уйдет далеко от нас!»

Картина третья.
Все дальше и дальше на север продолжает свой путь Руслан. Но вот перед ним пустынное поле, хранящее следы битв. Все здесь напоминает о быстротечности жизни, о тщетности земного. Тут и там валяются ратные доспехи, кости и черепа павших воинов. Руслан стоит в глубоком раздумье. «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» — вопрошает он. Однако витязю нельзя забывать и о предстоящих битвах, и он подыскивает себе мечи щит взамен сломанных в последнем бою. Между тем туман рассеивается, и перед изумленным Русланом возникает огромная живая голова. Увидев витязя, чудовище начинает дуть, поднимая целую бурю. Руслан смело бросается на голову и пронзает ее копьем Под ней оказывается меч. Руслан счастлив – меч пришелся ему по руке.

Голова поверяет Руслану свою удивительную историю. Когда-то их было два брата — великан и карла Черномор. Братьям было предсказано, что они погибнут от одного меча. Добыв с помощью брата чудесный меч, коварный карла отрубил великану голову и силой своего колдовства заставил эту голову сторожить меч в далекой пустыне. Теперь чудесный меч принадлежит Руслану, и в его руках он «злобе коварной положит конец».

Действие третье.
Наина, желая погубить витязей, решила завлечь их в свой волшебный замок. Прекрасные девы призывают путника отдохнуть в покоях, полных роскоши и неги. В поисках любимого приходит к замку Наины покинутая Ратмиром Горислава. А вот и сам Ратмир. Но тщетны призывы и моленья Гориславы Ратмир обольщен коварными волшебными девами. Наина завлекла в свой замок и Руслана. Ослепленный чудными видениями, храбрый витязь уже готов забыть Людмилу, как вдруг является добрый Финн. По мановению его волшебного жезла замок лжи и обмана исчезает, Финн возвещает витязям их судьбу:

«Лживой надеждой, Ратмир, не пленяйся, счастье в одной Гориславе найдешь! Будет Людмила подругой Руслана: так решено неизменной судьбой!»

Действие четвёртое.
В волшебных садах Черномора томится Людмила. Ничто не может развеять ее печальных дум, ее тоски о милом. Гордая княжна готова скорее умереть, чем покориться злому карле. Между тем Черномор со свитой является проведать пленницу. Чтобы рассеять ее грусть, он приказывает начать танцы. Внезапно трубит рог: это Руслан вызывает Черномора на поединок. Тот повергает Людмилу в волшебный сон, а сам убегает навстречу витязю. И вот с победой приходит Руслан; шлем его обвит бородой побежденного карлы. С ним Ратмир и Горислава. Руслан устремляется к Людмиле, но княжна под властью волшебных чар. Руслан в отчаянии. Скорее в отчизну! Кудесники помогут развеять чары и разбудить Людмилу.

Действие пятое. Картина первая.
Лунная ночь. В долине, по пути в Киев, расположились на ночлег Руслан со спящей княжной, Ратмир с Гориславой и бывшие рабы Черномора. Ратмир стоит на страже. Неожиданно рабы Черномора приносят тревожную весть: Людмила вновь похищена, Руслан же бросился на поиски своей супруги. К опечаленному Ратмиру является Финн. Он дает витязю волшебный перстень, который разбудит Людмилу. Ратмир направляется в Киев.

Картина вторая.
В княжеской гриднице спит очарованным сном Людмила, привезенная в Киев Фарлафом. Похитив Людмилу с помощью Наины, варяжский витязь, однако, не в силах ее разбудить. Тщетны стоны отца,причитания княжеской челяди: Людмила не просыпается. Но вот слышится топот коней: это едет Руслан с Ратмиром и Гориславой. В руках у богатыря волшебный перстень, который передал ему Ратмир. При приближении Руслана с перстнем Людмила просыпается. Настал долгожданный миг свиданья. Все полно ликования и веселья. Народ славит своих богов, отчизну и Руслана и Людмилу.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

«Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение». Так описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила». Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Среди них были Н. В. Кукольник (1809—1868), В. Ф. Ширков (1805—1856), Н. А. Маркевич (1804—1860) и др.

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина (1820), основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них — рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.

МУЗЫКА.

«Руслан и Людмила» — эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни. Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом. Основной конфликт — столкновение сил добра и зла — отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.

Идея произведения — торжество светлых сил жизни — раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.

Первый акт впечатляет широтой и монументальностью музыкального воплощения. Акт открывается интродукцией, включающей ряд номеров. Песня Баяна «Дела давно минувших дней», сопровождаемая переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна величественного спокойствия. Лирический характер имеет вторая песня Баяна «Есть пустынный край». Интродукция завершается мощным заздравным хором «Светлому князю и здравье и слава». Каватина Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой» — развитая сцена с хором — отражает различные настроения девушки, шаловливо-грациозной, но способной и на большое искреннее чувство. Хор «Лель таинственный, упоительный», воскрешает дух древних языческих песен. Сцена похищения начинается резкими аккордами оркестра; музыка принимает фантастический, сумрачный колорит, который сохраняется и в каноне «Какое чудное мгновенье», передающем состояние оцепенения, охватившее всех. Венчает акт квартет с хором «О витязи, скорей во чисто поле», полный мужественной решимости.

Второй акт, состоящий из трех картин, начинается симфоническим вступлением, рисующим суровый таинственный северный пейзаж, объятый настороженной тишиной.

В первой картине центральное место занимает баллада Финна; музыка ее создает благородный образ, исполненный глубокой человечности и нравственной красоты.

Вторая картина по своему характеру противоположна первой. Облик Наины очерчен колючими ритмами коротких оркестровых фраз, холодными инструментальными тембрами. Меткий комический портрет ликующего труса запечатлен в рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего».

В центре третьей картины великолепная по музыке ария Руслана; ее медленное вступление «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» передает настроение глубокого, сосредоточенного раздумья; второй раздел, в быстром энергичном движении, наделен чертами героики.

Третий акт наиболее разнообразен по красочности, живописности музыки. Чередующиеся хоры, танцы, сольные номера рисуют обстановку волшебного замка Наины. Чарующе-обольстительно звучит гибкая, проникнутая сладостной истомой мелодия персидского хора «Ложится в поле мрак ночной». Каватина Гориславы «Любви роскошная звезда» полна горячего, страстного чувства. Ярко выраженным восточным колоритом отмечена ария Ратмира «И жар и зной сменила ночи тень»: прихотливая мелодия медленного раздела и гибкий вальсообразный ритм быстрого обрисовывают пылкую натуру хазарского витязя.

Четвертый акт отличается пышной декоративностью, яркостью неожиданных контрастов. Ария Людмилы «Ах ты доля, долюшка» — развернутая монологическая сцена; глубокая печаль переходит в решимость, негодование и протест. Марш Черномора рисует картину причудливого шествия; угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков создают гротескный образ злого чародея. За маршем следуют восточные танцы: турецкий — плавный и томный, арабский — подвижный и мужественный; танцевальную сюиту заключает огненная, вихревая лезгинка.

В пятом акте две картины. В центре первой — проникнутый негой и страстью романс Ратмира «Она мне жизнь, она мне радость».

Вторая картина — финал оперы. Суровый, горестный хор «Ах ты, свет-Людмила» близок народным плачам-причитаниям. Печалью окрашен и второй ход «Не проснется птичка утром», прерываемый скорбными репликами Светозара. Музыка сцены пробуждения овеяна утренней свежестью, поэзией расцветающей жизни; мелодию, полную живого, трепетного чувства, («Радость, счастье ясное»), запевает Руслан; к нему присоединяется Людмила, а затем остальные участники и хор. Заключительный хор («Слава великим богам») звучит ликующе, светло и жизнерадостно (музыка увертюры).

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ «Самые известные оперы мира»

с сайтов http://fenixclub.com, http://belcanto.ru

Источник: ideika.wordpress.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.