Современники князя владимира

Дата рождения князя Владимира достоверно неизвестна. Он был младшим среди Святославовичей и вряд ли мог рассчитывать на великий стол киевский. К тому же, по сохранившимся сведениям, он был рожден от ключницы Святослава – Малуши. Однако именно этому ребенку суждено было, став взрослым, навсегда остаться в памяти народной.

Как Владимир занял престол

Время, в которое родился Владимир, было жестоким. Человеческая жизнь зачастую почти не ценилась. Власть и слава имели гораздо более высокую цену в глазах русичей – современников Владимира.

Изначально посаженный отцом княжить в Новгороде, будущий глава Киевской Руси решил отомстить брату Ярополку за гибель второго брата – Олега. Он действовал обходным путем: посватался к полоцкой княжне Рогнеде, как бы не ведая о том, что она – невеста Ярополка. Рогнеда, естественно, предложение отвергла, и тогда Владимир разгромил Полоцк, убил отца и двух братьев Рогнеды, а ее саму взял замуж против ее воли. Ярополк укрылся в небольшом городке, однако спастись от карающей руки младшего брата ему не удалось: Владимир подослал к нему убийц. Как только убийство свершилось, Владимир остался единовластным правителем Руси.

Владимир-язычник


Первую половину своего княжения Владимир оставался язычником. Он требовал поклонения языческим богам, особенно выделяя среди них Перуна – любителя жертвоприношений. Перед княжеским теремом стоял огромный идол этого божества. Летописи относят к этому периоду правления Владимира Святославовича единственный случай гибели первых живших на Руси христиан от рук язычников. Сохранилось предание, согласно которому варяг-христианин должен был отдать в жертву Перуну своего единственного сына. Однако он воспротивился, когда волхвы пришли за юношей. И тогда отец и сын оба погибли от рук разъяренных язычников.

Крещение Владимира и всей Руси

Великий князь киевский отличался воинственностью и не раз предпринимал далекие походы с целью укрепить Русь, защитить ее границы, а также по возможности присоединить к ней новые территории. Судьбоносным не только для князя, но и для всей русской земли оказался поход на город Коростень (Херсонес), в то время принадлежавший Византии. Город отчаянно оборонялся, но в итоге все же сдался на милость победителя. Раззадоренный удачей Владимир грозился захватить и Константинополь, если только Анна – сестра греческих императоров – не согласится выйти за него замуж.

Анна дала согласие, но при условии, что Владимир станет христианином. Летописи добавляют, что у князя в это время сильно разболелись глаза. Он долго думал, но в конце концов решился принять крещение. Как только священник-христианин, совершая обряд, прикоснулся к Владимиру, у того вдруг прекратились боли, и он почувствовал себя здоровым. Это чудесное исцеление убедило князя в правильности принятого им решения.


Так ли все происходило на самом деле, неизвестно. Какие причины побудили Владимира креститься? Возможно, он, имея возможность наблюдать за разными племенами и государствами во время походов, пришел к выводу, что именно христианство поможет князю сплотить Русь, послужит укреплению центральной власти. Возможно, его впечатлил высокий уровень развития Византии, процветавшей в то время. Не исключено, что на решение Владимира повлиял тот факт, что его родная бабка Ольга в зрелые годы стала христианкой.

После принятия крещения Владимир принялся обращать в новую веру русичей. 988 год стал поворотным в истории – Русь стала православной. Большей частью процесс крещения протекал мирно, однако случались и бунты. Так, взбунтовались вольнолюбивые новгородцы, и князю пришлось «огнем и мечом» усмирять непокорных.

Правление Владимира после крещения Руси

По свидетельству летописцев, суровый князь словно переродился, приняв новую религию. Все оставшиеся годы правления он посвятил в прямом смысле слова служению народу. Он успешно воевал с печенегами, изгнав их на несколько лет. Он заставил покориться племена вятичей, чуди и волжских болгар. Прикарпатье присоединилось к Киевской Руси.


На юге государства Владимир строил хорошо укрепленные города, которые должны были защитить землю от набегов кочевников.

Государство он поделил на области, во главе каждой поставил одного из своих сыновей-княжичей. Сам много содействовал возведению храмов, приглашал греческих мастеров для строительства и росписи. Создавал училища, где шло обучение грамоте. Поскольку эти школы существовали при храмах, христианские священники много сделали для просвещения Руси. Князь Владимир заботился о больных и убогих, щедро раздавая деньги из государственной казны на благотворительные цели.

Претерпели изменения и нормы права: прекратились казни преступников – князь велел заменить их денежным откупом.

Итоги княжения Владимира

Владимир оставался на престоле почти 4 десятка лет. За время, пока он находился «у руля» государства, Киевская Русь заметно окрепла, вырос ее международный авторитет. Снова усилилась начавшая было ослабевать из-за княжеских междоусобиц центральная власть. Быстрыми темпами развивались торговля, искусство.

Но главное достижение Владимира – он сумел превратить варварскую языческую страну в христианское государство. Народ горько оплакивал князя и нарек его Красным Солнышком за заботу о княжестве и о простых людях.

Источник: histerl.ru

ГЕРОЙ БЫЛИН И БАЛЛАД

Владимир Святославович, великий князь Киевский, миниатюра из книги 1672 года. / РИА Новости ria.ru


Рубежность судьбы Владимира уловил много веков спустя граф Алексей Константинович Толстой в балладе "Песнь о походе Владимира на Корсунь". Его былинный образ привлек Пушкина в "Руслане и Людмиле". А в наши дни — кинематографистов, в том числе мультипликаторов. Но и на экране он очень разный. Вот трагический герой эпопеи "Князь Владимир" (2006 год). А вот — потешный псевдо-былинный "князь" из нашумевшего "богатырского цикла" мультфильмов.

Не оставляют Владимира вниманием и политики — причем, не только и не столько в России. Например, рожденная советскими учебниками "Киевская Русь" стала своеобразным фетишем для нового украинского мировидения. И Креститель, собравший вокруг стольного Киева русские земли, принесший сюда веру из Херсонеса, оказывается весьма подходящей фигурой для манипуляций…

Впрочем, втиснуть князя в сузившуюся национальную квартиру — занятие бессмысленное. Княжение Владимира — чрезвычайно важный этап в создании единого государственного прошлого русских, украинцев и белорусов. И каждый из трех народов хранит память о нем и в ученых трудах, и в народном предании. Это — наше общее. Но все-таки: где кончаются мифы и начинаются реальные (насколько их возможно разглядеть меж летописных строк) факты

Что знаем мы о Владимире из исторических источников?


Владимир Красное Солнышко. Рисунок Елены Доведовой.

УДАЛОЙ ВОИН И ГУЛЯКА

Его отец, великий князь русский Святослав Игоревич, не засиживался в стольном Киеве, проводя время в далеких военных походах. Мать, Малуша, была княжеской рабыней, ключницей княгини Ольги, первой христианки в династии Рюриковичей и матери Святослава. Но осуждая язычество Святослава, она оставалась его верной советчицей и правительницей Киева до самой своей смерти. Потому и растила Владимира, незаконнорожденного "робичича", наравне с другими внуками.

Святослав погиб в начале 972го года в сражении с печенегами, возвращаясь с неудачной войны. Но за три года до этого он разделил свои земли между сыновьями: старший Ярополк стал князем киевским, Олег получил землю древлян, а Владимира отправили в Новгород с дядей и воспитателем Добрыней. И после смерти отца начались междоусобные распри. Ярополк, убив Олега, присоединил к своим владениям Древлянскую землю. Не имея сил бороться с братом, Владимир бежал из Новгорода. Ярополк немедленно послал туда своих наместников. Однако в 977м году Владимир вернулся из-за Балтийского моря с наемными варягами. Новгородцы тут же перешли на его сторону…


В 978-м году северорусская рать двинулась на Киев. Голод вынудил Ярополка сдаться. Сам он был коварно убит.

Победу праздновал отважный воин и удалой гуляка — из песни слова не выкинешь. Тем более, из "Повести временных лет":

"Был же Владимир побежден похотью. Были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, и наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц".

Археолог Сергей Беляев возле крестильни при древнехристианском храме, где по преданиям произошло крещение князя Владимира Святославовича. Раскопки на территории Херсонесского музея. / РИА Новости ria.ru


НОВОЯВЛЕННЫЙ ПОЛИТИК

К середине 980-х годов почти все восточнославянские земли были объединены Владимиром под прямой властью Киева. Таких успехов не добивался ни один русский князь. В столице он создал святилище пяти высших языческих богов во главе с Перуном. Возможно, языческая реформа должна была стать символом покорности южан новому незаконному князю. Но главным в этот период стал коренной поворот не в религии, а в политике.

В 985-м году Владимир разгромил волжских болгар. Но не стал по обыкновению облагать страну ненадежной данью, а заключил равноправный мир и вечный союз. Летопись свидетельствует, что решено было так по совету верного дяди и соратника Добрыни. Обойдя пленных он сказал: "Осмотрел колодников — все в сапогах. Этим дани нам не давать. Пойдем, поищем себе лапотников".

Странная как будто фраза означала смену всей политической линии Руси. На первый план выдвигались уже не полуразбойные набеги на соседние земли за разовой "данью". Задачей провозглашалось кропотливое собирание "лапотников" Восточной Европы — славян, балтов, финнов, — под властью киевского князя. Не разорение чужих государств, обычное для народов племенной эпохи, а строительство своего.


Совсем не случайно, что вскоре за этим последовало крещение Руси.

КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ

В 987-988 годах. Владимир вел переговоры с Византией о своем крещении и браке с царевной Анной, обещая взамен предоставить императорам Василию и Константину военную помощь. Князь свое слово сдержал, а вот его визави коварно ушли от своих обязательств. Тогда Владимир и совершил поход на Херсонес, центр греческих владений в Крыму, захватил город и взял в жены Анну. Тогда ли он принял крещение или еще до похода — мнения историков расходятся.

Вернувшись в Киев, князь приказал разрушить возведенное им же капище с языческими идолами. Всем киевлянам было велено собраться у впадения в Днепр речки Почайны. Там греческие священники, прибывшие с Владимиром из Херсонеса, и крестили народ — прямо в речных водах…

Но насколько исторично летописное повествование, столь богатое на колоритные детали? Ведь "Повесть временных лет", наиболее известная летопись Древней Руси, создана только в начале XII века. За рядом событий, которые нам видятся действительной историей, летописцы искали Божью притчу, высший смысл. Владимир под их пером уподоблялся то библейскому патриарху Иакову, то праведному царю Соломону, то первому христианскому императору Константину, как бы повторяя на Руси их деяния.

И, конечно, нам, далеким потомкам, кажется не вполне возможным чудесное преображение грешника в праведника в столь короткий срок. Но попробуем критически проанализировать все, что нам известно о Владимире…


ВОПРОСЫ О ЛИЧНОМ…

ИСЦЕЛИЛСЯ ЛИ КНЯЗЬ КРЕЩЕНИЕМ ОТ СЛЕПОТЫ? Вокруг Крещения неизбежно появлялись легенды и противоречивые версии. Даже место крещения Владимира указывают по-разному. По сведениям ряда источников, крестился он в Киеве в 988 году. Этот же год считается датой крещения Руси. Хотя, по мнению многих ученых, страна была крещена только в 989 году — именно тогда, по сведениям современного событиям византийского автора Льва Диакона, русы взяли Херсонес. Следовательно, не ранее этого года Владимир должен был замириться с Византией и жениться на Анне.

То, что с греками воевал он уже крещеным, подтверждает и другой современник — немецкий хронист Титмар Мерзебургский.

Но, по летописной легенде, в момент, когда Владимир завоевывал руку Анны, с ним приключилась внезапная болезнь — слепота. Приехавшая в Корсунь Анна в качестве исцеления посоветовала князю креститься. Владимир послушал и — исцелился.

О слепоте говорится во многих древнерусских источниках, сообщающих о крещении Владимира. Но имеется в виду душевная слепота, которая показывается читателям через физический недуг, якобы одолевший князя. Духовная слепота прошла после обретения Христа и осмысления веры — причем по совету Анны, по-библейски "доброй жены", обращающей мужа к добру и Богу. Благодаря ей Владимир становится христианином и мудрым правителем.


БЫЛ ЛИ ВЛАДИМИР СЛАСТОЛЮБИВ? Владимиру приписывается 12 сыновей, причем из перечней в самой летописи это число не вполне очевидно. Более того, если у князя действительно (как сказано в той же летописи) были сотни наложниц, то детей, скорее всего, должно было оказаться больше. Между тем для летописца в данном случае была значима отнюдь не реальность, а та сакральная нагрузка, которая вкладывалась в число 12. Двенадцать детей великого князя — это двенадцать патриархов, от которых произойдут двенадцать колен христианского "нового Израиля", потомки великих князей русских.

И хотя нет оснований сомневаться в сластолюбии Владимира-язычника (об этом говорит и Титмар Мерзебургский в "Хронике", причем он отмечает, что отказался Владимир-христианин от порочной наклонности не сразу), для летописца главное не фактическая точность, а параллель с Соломоном. Тот тоже был сластолюбив, и это отвело его от Бога, — тогда как Владимир, напротив, пришел от блуда и язычества к Богу через "добрую жену", царевну Анну.

ЩЕДРО ЛИ КНЯЗЬ ПОДАВАЛ НИЩИМ? Черты реальной личности иногда проступают там, где, на первый взгляд, идет речь о литературном образе, клише. В летописях и житиях особо прославляется Владимир за свои милостыни. О доступных всем пирах "ласкового князя Владимира" вспоминалось в былинах. Первый русский писатель, митрополит XI века Иларион, показывал Владимира щедрым и милостивым защитником всех страждущих. Более того, резко отзывавшийся о Владимире немецкий хронист-современник Титмар тоже говорит о нем как о нищелюбце и подателе милостыни. Это выглядит очень контрастно по отношению к предыдущим характеристикам Владимира как женолюбца и гонителя христиан.

Вообще повествование Титмара о Владимире наполнено контрастами. Как, надо думать, и подлинная жизнь князя.

Перуна топят в Волхове. Рисунок Елены Доведовой.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ…

КРЕСТИЛ ЛИ КНЯЗЬ РУСЬ "ОГНЕМ И МЕЧОМ"? Это одна из самых волнующих умы тема. Но ни один из древнейших источников — ни русских, ни иностранных, — не говорит об этом ни слова. Князь угрожал некрестившимся, что они "враги ему будут", — но, по всем данным, в крупных городах таковых и не нашлось. Для славянина-язычника князь был высшим авторитетом в религиозных делах. А то, что он безнаказанно уничтожил идолов, разрушило веру в могущество богов. Киевляне оплакивали сокрушенного Перуна, но крестились без всякого сопротивления и даже с радостью — по крайней мере, внешне. То же произошло и почти по всей остальной Руси.

Лишь в Новгороде, по очень позднему преданию, были столкновения. И новгородскому наместнику Добрыне будто бы пришлось применить силу. Но говорит об этом один-единственный источник — т.н. Иоакимовская летопись, сохранившаяся только в труде историка XVIII века В.Н. Татищева. Последний получил ее от своего свойственника архимандрита М. Борщова, которого настойчиво просил о какой-либо древней рукописи. Рукопись нашлась и ожидаемо "подтвердила" многие догадки Татищева о древнейшей истории Руси. В тексте много странностей и противоречий, а о монахе Вениамине, будто бы предоставившем рукопись Борщову, сам Татищев писал, что тот "токмо для закрытия вымышлен". Так что ко временам Владимира Иоакимовская летопись не восходит, и достоверным источником служить не может — даже если является компиляцией, а не чистой подделкой. О крещении же "огнем и мечом" всей Руси нет ни малейших свидетельств даже в Иоакимовской летописи.

ЧТО ПРИНЕСЛО ХРИСТИАНСТВО РУСИ? Она вошла, как равноправная, в семью европейских христианских народов. На Руси распространялась славянская азбука. Переписывались первые книги — сначала копии славянского перевода Библии. На Русь были перенесены византийское каменное зодчество, иконопись. Христианство постепенно пронизывало всю нарождавшуюся русскую культуру.

Современники князя владимира

О ГЛАВНОМ

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР: ДНИ ПРАВДЫ ДОРОЖЕ ВОИНСТВЕННЫХ ДНЕЙ!

Великий князь русский Владимир Святославович умер 15 июля 1015 года. Уже ближайшие потомки единогласно признавали его заслуги в преобразовании Руси, оказавшиеся важнее и прошлых прегрешений, и политических просчетов. Именно трудами Владимира, продолжившего дело Ольги, Русь превратилась в подлинное государство. Она объединила под своей властью все восточнославянские племена, став одной из крупнейших и сильнейших держав Европы. Владимир же в итоге показал себя правителем доблестным на войне и мудрым в дни мира, заботящимся о благе всех подданных.

Листая страницы древних летописей и научных трудов, часто затрудняешься понять: как тот или иной правитель становится героем большой Истории? Нет-нет и возникнет ощущение: те, кого мы ныне считаем героями, для своей эпохи были едва ли не злодеями. Но верно и другое — те, кого древность избрала в герои и святые, были детьми своих суровых веков. И современники в их заслугах не сомневались. Это наш рафинированный взгляд бурные и жестокие страсти минувших тысячелетий могут ужаснуть до потери зрения. До потери различать главное.

Русский народ запомнил князя Владимира в своих былинах как "Владимира Красное Солнышко", хозяина блестящего богатырского двора. Русская православная церковь в XIII веке причислила Владимира, Крестителя Руси, к лику святых.

Источник: rg.ru

Князь Владимир Киевский. Жизнеописание

Владимир был внуком святой равноапостольной княгини Ольги (ок. 890 —11.07. 969 гг.), сыном великого князя Святослава Игоревича (942–972 гг.). Матерью Владимира была ключница княгини Ольги Малуша (ок.940/944 г. — ?) — дочь Малка Любечанина (?–946 г.), которого многие историки отождествляют с Древлянским князем Малом.

Портрет великого князя Святослава Игоревича из Царского титулярника, XVII в.

Годом рождения Владимира Святославича принято считать 960-й. Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, будущий креститель Руси родился в селе Будутине (Будятине).

Великая княгиня Ольга. Строгановский иконописный лицевой подлинник. Фрагмент. Конец XVI — начало XVII вв. Святой равноапостольный князь Владимир. Икона. Новгород, 1-ая треть XV века. Из собрания И.С. Остроухова. ГТГ

Информации о дальнейшей судьбе Малуши, матери Владимира, не имеется. В Киеве Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу — княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался его дядя по матери Добрыня, поскольку на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

Добрыня Никитич с младшей сестрой — матерью князя Владимира Малушей. 1895 год. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». А. Рябушкин

Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой — еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.

В 970 году, незадолго до своей гибели, великий князь Святослав поделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был отдан на княжение Ярополку (?— 11.06.978 г.), Овруч, центр Древлянской земли, — Олегу (955–977 гг.), а Новгород — Владимиру.

Князь Ярополк с Блудом (слева) и Варяжко (справа). В.П. Верещагин

В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему (ок.937–995 гг.). Ярополк стал править всей Русской Землей.

Смерть Олега, князя древлянского. Т.Г. Шевченко, 1836 год

Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода (ок. 920 – 978 гг.), а его дочь, княжну Рогнеду (ок.960 — ок. 1000 гг.), взяв в жены. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.

Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева), Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра Радзивилловской летописи, XV век

Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

В Киеве Владимир вокняжился в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червен и другие).

Владимир идет в поход на вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Языческая реформа — попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.

 

Крещение Руси князем Владимиром

Крещение Руси летопись называет результатом сознательного «выбора вер» князем Владимиром: к его двору приглашались проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства, пока Владимир, как сообщается в летописи, после общения с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда.

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.

Немаловажным импульсом к Крещению Руси стало требование Владимира дать ему в жены Анну — сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Вардой Фокой (? – 13.04.989 г). Византийские правители согласились, но в свою очередь затребовали от киевского князя креститься. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму и только после этого состоялся брак.

О размере русской военной мощи и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

Тогда весь народ Рузов (руссов), бывший там (в Армении, около 1000 года) поднялся на бой; их было 6000 человек — пеших, вооруженных копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа [1].

Датой Крещения Руси считают 988 год. В крещении Владимир взял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир был поражен слепотой, а сразу после того, как крестился, зрение вернулось. Известно, что в Киеве крещение народа проходило сравнительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещением руководил Добрыня и оно сопровождалось восстаниями язычников, карательными методами со стороны крестителей. В Ростовской и Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена были не полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, и после князя Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение руссов. Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия. Московский перепис от 1345 г. ГИМ

Во время крещения Руси была учреждена и церковная иерархия. Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата, в Новгороде была создана епархия. После крещения Руси князь Владимир состоял в двух последовательных христианских браках: с уже упоминавшейся византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с 1018 года со второй супругой, которая упоминается как «мачеха Ярослава». У князя Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Наиболее известными среди них были Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб.

 

Князь Владимир — мудрый правитель

Русь после Крещения продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с печенегами, которая продолжалась до 990-х годов. Впоследствии на основе воспоминаний о печенежской войне слагались легенды (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и другие). Для обороны от печенегов были построены несколько крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также частокол на земляной насыпи.

Древнерусское государство (светло-зеленым цветом) в эпоху князя Владимира

Владимиру приписывается авторство «Церковного устава», который определил компетенцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканку собственной монеты по византийским образцам — золотой («златников») и серебряной («сребреников»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на престоле, а рядом надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть также варианты с погрудным изображением.

Златник великого князя Владимира. Лицевая сторона

 

Сребреник великого князя Владимира. Одесский музей нумизматики

Время правления князя Владимира ознаменовано началом книжной образованности на Руси, что стало следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять учиться. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»:

Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Учителями выступали не только византийцы, но чаще даже болгары, ранее учившиеся на Афоне. Уже скоро на Руси выросли замечательные риторы, знатоки литературы, такие как, например, один из первых писателей на Руси, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополит Иларион (990–1055 гг.)

Святитель Иларион, митрополит Киевский. Древо Киево-Печерских святых. Икона. Фрагмент. 1660-е годы. Из церкви Благовещения г. Углича. Угличский музей

При киевском князе начинается активное каменное строительство на Руси, хотя известные нам первые такого рода постройки относятся уже ко времени правления сына Владимира — Ярослава Мудрого. Закладываются такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).

В последние годы жизни князь Владимир, вероятно, решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть любимому сыну Борису. Преставился киевский князь Владимир 15 июля 1015 года в Берестове.

 

Церковное почитание князя Владимира

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, Владимир изначально поминался вместе со своими сыновьями святыми князьями Борисом и Глебом.

«Царь Владимир». Праздничная минея, 1619 год

Почитание князя Владимира святым и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Может быть, потому что еще не было забыто его языческое поведение, подробно описанное в летописях. Но для Руси были очевидны заслуги Владимира перед Отечеством: Владимир — креститель Руси, мудрый правитель, полководец, щедрый и милосердный человек.

Владимир I Святославич. Миниатюра из «Царского титулярника»

Еще одним препятствием для церковного почитания князя Владимира называлось отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации Киевского князя неизвестно. Умер Владимир в 1015 году, а самые ранние сохранившиеся письменные сведения об его официальном почитании относятся к XIV веку. Богослужебные книги отмечают днем памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).

Мощам князя Владимира не было дано дара чудотворения, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира перед Русским государством были значимы и велики для всех русских людей, и поэтому народное почитание князя Владимира возникло уже в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый былинный цикл. Народная память сохранила представление о Владимире как о радушном, милосердном князе, «Красном Солнышко». Князя Владимира Святославича до сих пор почитают как человека, жившего для пользы и славы Отечества.

Святой равноапостольный князь Владимир. Фреска. Ферапонтов монастырь, 1502 год

Тропарь и кондак святому князю Владимиру

Тропарь, гл. 4.

Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

Кондак, гл. 8.

Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

————————

Библиотека Русской веры
Канон святому равноапостольному князю Владимиру →

Читать онлайн
————-

 Святой князь Владимир. Иконы

Достоверные изображения князя Владимира Святославича домонгольского периода неизвестны, что контрастирует с большим количеством сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами которых уже на ранних этапах развития почти всегда была связана иконография Владимира Святославича. В кон. XIV — 1-й пол. XV века изображения Владимира Святославича получили широкое распространение. К этому времени сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки, зафиксированные позднейшими иконописными подлинниками: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды, отличный и от прижизненных изображений на монетах, и от миниатюр Радзивиловской летописи:

Образом и брадою аки Иоанн Богослов, а власы на главе кудреваты, аки Минины (Большаков. Подлинник иконописный. С. 116; см. также: Иконописный подлинник новгородской редакции кон. XVI в. М., 1873. С. 120).

В ряде произведений XVI и особенно XVII вв. Владимир Святославич изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке и крест в правой. В некоторых ранних памятниках Владимир Святославич представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, на воздухе 1389 года он показан в накинутой на плечи шубе.

Совместные изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба в XV–XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии древнерусских  князей: Феодора, Давыда и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских. В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам — юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI века. Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Произведения такого типа могли предназначаться как для храмов, освященных во имя святых Бориса и Глеба, так и для немногочисленных храмов и приделов во имя равноапостольного князя Владимира.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Москва (Ростовская традиция?), конец XV — начало XVI вв. Собрание А. Д. Липницкого

Святые Владимир, Борис, Глеб. Новгород, конец XV — начало XVI вв. Москва, Дом-музей П. Д. Корина (филиал ГТГ)

Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием Бориса и Глеба. Москва, первая треть XVI в. По неподтвержденным сведениям, была обнаружена в церкви Иоанна Лествичника Московского Кремля. Находилась в собрании Г. Д. Филимонова, затем — Е. Е. Егорова. Москва, ГТГ

Святые благоверные князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона, оборот — «Богоматерь Владимирская». XVI в. Происходит из церкви Бориса и Глеба в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Святые князья Владимир, Борис и Глеб. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Преображение». Вторая половина XVI в. Входит в серию двухсторонних икон-святцев, происходящих из собора Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Святые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного Владимира. Вологда, середина - 3-я четверть XVI в. Из церкви кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской церкви. Вологда, Вологодский музей

Храмы в честь святого князя Владимира

Во имя святого князя Владимира существует церковь в Москве в Старых Садех. Она была построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином (Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты был пристроен в 1677 году. В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй северный придел в честь святых Бориса и Глеба был пристроен в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Богослужения были возобновлены в 1991 году.

Церковь святого князя Владимира равноапостольного в Старых Садех в Москве

Во имя святого князя Владимира освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря, которая была построена в 1554 году.

Храм во имя святого князя Владимира в Кирилло-Белозерском монастыре

Также в честь святого Владимира освящен придел (между 1113 и 1125 гг.) Спасо-Преображенской церкви на Берестове в Киеве и придел (1635 г.) церкви Воскресения Словущего в селе  Исаиды Рязанской области.

В п. Староуткинске Свердловской области строится храм во имя святого князя Владимира Русской Православной старообрядческой Церкви.

Строящийся храм во имя святого князя Владимира РПсЦ

Старообрядческая община во имя святого князя Владимира (часовенные, беспоповцы) также есть в п. Дерсу Приморского края.

 

Памятники крестителю Руси

Памятники князю Владимиру есть во Владимире, Великом Новгороде (памятник «Тысячелетие России», где слева от Рюрика изображен Владимир), Белгороде.

Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Возведен в 1862 году. Фрагмент. Владимир Креститель держит в руке крест и попирает ногой идола Перуна

Княжеская статуя расположена и в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Также скульптуры князя Владимира есть в Киеве, Севастополе, Коростене.

Памятник Владимиру Великому в Киеве. Установлен в 1853 году

Памятники крестителю Руси установлены в Торонто (Канада), Лондоне (Великобритания), Брисбене (Австралия).

Памятник Владимиру Великому в Торонто (Канада). Установлен в 2006 году

В 2015 году московские власти приняли решение установить на Воробьевых горах памятник князю Владимиру. Однако это заявление вызвало бурную общественную дискуссию. Появились как сторонники, так и противники этого намерения. Противники установки памятника крестителю Руси в качестве причин называли «неудобное» место для скульптуры, которое портит вид Воробьевых гор. Кто-то из представителей общественности высказывался, что из-за слишком большого веса памятник сползет в Москву-реку. Также высказывались сугубо обывательские протесты: скульптура будет мешать фотографировать главное здание МГУ, также памятник будет нарушать освещение ближайшей территории. Однако, как заявил заместитель исполнительного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов: «Если бы мы задались целью собирать подписи за установку памятника, я считаю, счет шел бы на сотни тысяч и на миллионы». В итоге 4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в центре Москвы, на Боровицкой площади, прошла церемония открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру. 

Памятник князю Владимиру в Москве на Боровицкой

Источник: ruvera.ru

Семья

Отцом князя Владимира был прославленный полководец и на тот момент правитель Киева Святослав Игоревич. Последний был единственным сыном Игоря Рюриковича и княгини Ольги, которая первой среди русских правителей приняла христианство.

Мать Владимира — Малуша — была ключницей и раздатчицей милостыни княгини Ольги. Она уступила притязаниям Святослава, женатого на угорской княжне Предславе и имевшего от нее двух сыновей — Ярополка и Олега.

Ольга, разгневавшись на Малушу, зачавшую сына во грехе, отправила ее в село Будятино. Когда мальчику было 3-4 года, его, уже без матери, вернули в Киев. Там он находился под присмотром бабки Ольги, так как языческие законы принимали его как княжеского наследника. Кроме того, Владимира опекал его дядя по матери Добрыня, который был киевским воеводой.

Распри между братьями

Когда сыновья выросли, Святослав, который и ранее больше интересовался военными походами, чем делами в подвластных ему землях, раздал их сыновьям. В результате Ярополк получил Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир Святославич был отправлен наместником в Новгород.

После гибели отца в 972 году в бою с печенегами его наследники стали полноправными властителями в своих княжествах. Однако мирной жизни вскоре пришел конец.

По незначительной причине Олег убил соратника Ярополка. Тот пришел в ярость и по наущению варяжского воеводы Свенельда — отца заколотого воина — решил отобрать у брата древлянские земли. Состоялось сражение, в котором Олег был задавлен насмерть своими же отступающими дружинниками. Став правителем не только Киева, но и древлянских земель, Ярополк решил убрать с дороги и Владимира, тем более что всегда считал его сыном рабыни и ставил ниже себя.

Бегство и возвращение

Осознав грозящую ему опасность, Владимир Святославич отправился «за море», к варягам в Скандинавию. Так Ярополк стал единолично править Русью.

Тем временем Владимир готовился к возвращению в свою вотчину. В 978 году он вместе с войском, в котором большинство составляли варяжские воины, смог отбить Новгород и двинулся завоевывать земли древлян. Местное население, горевавшее об убитом Олеге, с восторгом встретило нового князя.

Сватовство

Направляясь в Киев, князь Владимир Святославич посватался к полоцкой княжне Рогнеде. Девушка заявила, что не хочет быть женой сына рабыни, и высмеяла его при всем народе. Тогда оскорбленный Владимир осадил Полоцк. Разрушив город, князь изнасиловал несостоявшуюся невесту на глазах у родителей, а затем приказал их умертвить. Саму же Рогнеду он сделал своей женой против ее воли.

Захват власти

Для окончательной победы над братом Владимир Святославич пошел на подкуп. Ему удалось привлечь на свою сторону воеводу Блуда Ивещея, который уговорил князя Ярополка оставить Киев и укрепиться в крепости Родень. Вскоре туда прибыло войско Владимира и начало осаду. Защитникам крепости пришлось нелегко. Ярополк был вынужден согласиться на переговоры. Однако брат приготовил ему ловушку и убил из засады. В Родене Владимиру приглянулась беременная жена брата — бывшая греческая монахиня. Вскоре после этого женщина родила сына Святополка, которого князь воспитал как родного.

Восхождение на киевский престол

Дружинники Ярополка перешли под командование князя Владимира Святославича. Таким образом у него образовалось довольно большое войско. Владимир понимал, что ему пора расстаться с варяжскими наемниками, так как он не хотел разграбления Киева. Перед тем как туда направиться, князь отправил остальных в Константинополь, на службу к византийскому императору, обещав «золотые горы». Сделка была удачной для обеих сторон, так как в Царьграде нуждались в воинах для защиты от внешних и внутренних врагов.

Укрепление власти

Для того чтобы придать законность своему правлению, Владимир Святославович решил заручиться поддержкой жрецов. Язычество было ему по душе, так как оправдывало многоженство и не порицало за наличие огромного числа наложниц.

Для задабривания идолов князь построил в своей столице капище. Там регулярно проводились обряды и жертвоприношения. Главному идолу Перуну Владимир Святославич велел придать черты самого себя.

Народу импонировало поклонение князя традиционным богам, поэтому они хорошо относились к новому правителю. Кроме того, в первые 10 лет правления Владимира Святославича ознаменовались многочисленными победами над воинственными соседями, особенно на западе, что способствовало укреплению границ и позволяло населению не опасаться набегов.

В поисках новой объединяющей идеологии

Пантеон богов у различных племен, населявших владения Владимира, был достаточно разнообразный, поэтому язычество препятствовало формированию мощного унитарного государства. Будучи дальновидным политиком, князь понимал, что стране необходима более передовая религия. Тогда его внимание привлекло христианство, тем более что его приверженцев с каждым днем становилось все больше, в том числе среди вельмож. Достаточно сказать, что эту религию исповедовала родная бабка Владимира Святославича. В годы детства, проведенные при дворе княгини Ольги, он, вероятно, имел возможность наблюдать за тем, как проводили свои обряды киевские христиане. Кроме того, князь, скорее всего, мог иметь некоторое представление о спасении души и воскресении после Судного дня.

Немаловажным для Владимира был и политический аспект выбора христианства в качестве государственной религии, суливший укрепление союзнических отношений с Византией.

Исторические свидетельства о том, как и когда произошло крещение Владимира Святославича

Как ни странно, никаких достоверных записей современников, посвященных этому важному событию, не было обнаружено. В связи с этим особо ценно свидетельство армянского хрониста Степаноса (Стефана) Таронского. Он жил в одно время с князем и занимался созданием «Вселенской истории» именно в тот период, когда Владимир выбирал новую религию для своего государства.

В своем труде Степанос описывал события, происходившие с 885 по 1004 год. Вспоминая события, происходившие в 1000 году, он пишет о 6000 пешем войске рузов, которое находилось в Армении. По его словам, это были воины, прибывшие по просьбе императора Василия. По словам Степаноса, это произошло, когда последний выдал сестру свою замуж за Владимира. Там же читаем, что это событие совпало с тем, как рузы уверовали во Христа.

Что касается других источников, то они подтверждают свидетельства Степаноса, однако приводят более подробную информацию.

В частности, многие летописцы указывают, что Владимир решил жениться на сестре византийских императоров Анне. Они ответили согласием, потребовав военную помощь в борьбе с мятежником Вардой Фокой. Сама царевна воспротивилась решению братьев, но позже согласилась стать женой русского князя, если он примет христианство. Наиболее достоверные сведения об этом событии сообщает сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский.

Захват Корсуня и крещение

Версия о том, что Владимир захватил Корсунь и угрожал так же поступить с Константинополем, если ему не отдадут Анну, не может считаться состоятельной. Доказано, что в тот период русские воины уже помогали Василию Второму в борьбе с внутренними врагами. Скорее всего, военная поддержка была оказана византийцам в обмен на согласие на брак между Владимиром и Анной.

По легенде, свадебная флотилия с царевной прибыла в Корсунь. Однако князь отказывался креститься. Господь наказал его за нарушение данного слова, и Владимир ослеп. Анна уговорила его не противиться, и во время обряда к князю вернулось зрение. На Владимира, взявшего христианское имя Василий, снизошла божья благодать. Он велел последовать своему примеру боярам и дружине, а затем венчался с царевной Анной.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир Святославич (дата рождения — около 960 года, дата смерти — 15 июля 1015 года) первым делом велел крестить своих сыновей. Затем князь собрал жителей города на берегу Днепра. По его приказу состоялось массовое крещение, которому никто не посмел противиться.

Для укрепления новой веры Владимир повелел воздвигнуть храм Пресвятой Богородицы и отдавать в пользу церкви десятую часть всех доходов государства.

Для обращения в христианство жителей других городов князь призвал из Греции священников и просветителей. Для подготовки местных священнослужителей были созданы специальные учебные заведения. Кроме того, был издан церковный устав, получивший название Кормчая книга, а на горе Афон Владимир приобрел для русских монахов скит. Началось массовое строительство церквей во всех уголках государства.

Внутренняя и внешняя политика

При Владимире Святославиче были отчеканены первые русские монеты из золота и серебра. Для защиты государства он построил несколько городов-крепостей и назначил в них правителями своих сыновей.

Завоевательных походов в последнее десятилетие своей жизни он почти не совершал и периодически брался за оружие лишь для того, чтобы отражать бесконечные набеги печенегов.

Сыновья Владимира Святославича

Как уже было сказано, князь был известным сластолюбцем и имел большое число жен и наложниц. Приняв христианство, он от них отказался и стал жить только с Анной, признав ее своей единственной супругой перед Богом.

Однако семейную идиллию Владимиру омрачали распри детей. У князя было 12 сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами Владимира были Борис и Глеб, рожденные болгаркой Милоликой. К концу жизни князь решил завещать трон Борису, вызвав негодование Святополка и Ярослава, которые надеялись наследовать ему по праву первородства.

Неожиданная смерть Владимира в 1015 году привела к тому, что старшие наследники решили узурпировать престол. Святополк захватил власть в Киеве, однако понимая, что народ на стороне Бориса и Глеба, приказал их убить. Следующей его жертвой стал брат Святослав. Прекратить преступления Святополка смог Ярослав, который и занял престол.

Память

За величайшие заслуги Владимир Святославич (годы правления: 978-1015) в создании русского государства был причислен православной церковью к лику святых. Кроме того, он почитается и католиками, так как жил до Вселенского раскола.

Ежегодно 15 июля в России и во многих других странах отмечается день его памяти. В Москве, Киеве, Севастополе, в Белгороде и др. св. Владимиру воздвигнуты памятники, а на территории Херсонеса построен храм в его честь.

Теперь вам известна биография Владимира Святославича. Современному человеку трудно понять многие его поступки. Однако нельзя отрицать, что именно он заложил основы русской государственности и объединил нацию.

Источник: www.syl.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector