Личность князя владимира

ЛИЧНОСТЬ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА


Андрющенко К.А., Курчина И.А.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка», город Губкин

И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон —

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!..[1]

А.К. Толстой

Имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси занимает в русской истории достойное место. Подвиг князя Владимира, язычника в начальный период княжения, соизмерим с апостольским и подвижническим. Стараниями князя Русская земля в качестве государственной религии приняла христианство около 989 года, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Жизнь князя Владимира до принятия христианства нельзя было назвать праведной. Родился он около 962 года от киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги, матери Святослава. Как свидетельствуют Летописи, Ольга, разгневавшись на свою рабыню, сослала её в отдаленное селение Будутину Весь. Здесь и родился будущий киевский князь, а впоследствии и великий русский святой. Ребёнка у опальной матери отобрали вскоре после его рождения. Воспитывался он в Киеве при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но на долгие годы за ним закрепилось обидное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни»[2].

Незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай летом 969 года, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Ярополку, старшему из сыновей, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так еще ребенком Владимир стал новгородским князем.

Весной 972 года Святослав погиб, и его сыновья стали княжить в своих землях самостоятельно, открыто выражая неприязнь друг другу. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море» к варягам. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде, захваченном к тому времени наместниками Ярополка. Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню, который также был осажден войсками Владимира. И Владимир решился на братоубийство. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Как свидетельствуют Летописцы, до принятия им христианства Владимир был жесток, злопамятен, наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Кроме законных жен, князь имел сотни наложниц. Владимир был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон, где поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот»[3], рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством Древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения.

В то же время Владимир проявляет заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар, подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Языческая реформа Владимира свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования. Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако Владимира не могла удовлетворить эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии. И она пришла вместе с крещением Владимира.

Подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя можно найти в Летописи и Житии святого Владимира. Далеко не сразу он пришел к своей вере. Соседние государства настойчиво звали князя принять свои религии. И то, что он выбрал христианское вероучение (причем в его восточном, православном варианте), конечно же, не случайно. Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи, и родичи восточных славян — поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божием на своем родном языке. Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками, — все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа.

К концу 80-х годов X века Византийская империя оказалась на пороге национальной катастрофы. Жестокое поражение в войне с болгарами (986 год) и особенно мятеж, поднятый прославленным византийским полководцем Вардой Фокой, объявившим себя императором (987), вынудили императоров-соправителей Василия II (будущего Василия Болгаробойцы) и Константина VIII обратиться за военной помощью к русскому князю Владимиру. (Это соответствовало условиям русско-византийского договора, заключенного отцом Владимира Святославом.) Владимир пообещал предоставить помощь, но взамен потребовал от императоров руки их порфирородной сестры. И гордые правители Ромейской державы вынуждены были согласиться на это неслыханное и унизительное для них требование, конечно, при условии крещения Владимира. В 987-м или в самом начале 988 года, предположительно, в Киеве Владимир принял крещение. Он получил и новое имя — Василий, данное ему, вероятно, в честь византийского императора Василия II[4].

Шеститысячный русский корпус прибыл в Константинополь и принял самое активное участие в подавлении мятежа; именно руссы сыграли решающую роль в разгроме войск Варды Фоки (сам он погиб в апреле 989 года). Однако императоры не спешили выполнить свое обещание относительно женитьбы Владимира на Анне. Разгневанный Владимир двинул свое войско на Корсунь и, лишь завладев городом, вынудил византийцев подчиниться. В Корсуни и произошло бракосочетание Владимира с византийской царевной. Здесь же, вероятно, приняли крещение многие бояре и дружинники киевского князя.

Покидая город, Владимир вывез из него многие святыни — церковные сосуды, иконы, мощи святого Климента Римского и его ученика Фива. Взяты были также античные изваяния и квадрига медных коней, поставленная впоследствии в Киеве, близ Десятинной церкви. Клир этой киевской церкви состоял из священников-корсунян, также вывезенных князем из завоеванного города. Вероятно, именно выдающаяся роль Корсуни в христианизации Руси и привела к появлению легенды о крещении князя Владимира именно в этом городе. (Впрочем, следует оговориться, что такая реконструкция событий, связанных с принятием христианства князем Владимиром, не является единственной.)

После возвращения Владимира в Киев (989) начинается крещение народа.

Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра. Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни). На месте прежнего языческого святилища была поставлена церковь святого Василия — небесного покровителя князя. Позднее греческие мастера построили в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, получившую название Десятинной — главный храм Киевской Руси Владимировой поры. С этой церковью связана важнейшая церковно-административная реформа князя Владимира — установление церковной десятины[5].

Христианизация Руси растянулась, по крайней мере, на несколько десятилетий. Не везде этот процесс происходил мирно. Так, в Новгороде имели место кровавые столкновения между представителями княжеской администрации и местным населением.

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, — едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание.

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко — легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.

15 июля 1015 года он скончался в сельце Берестовом близ Киева. Мощи святого князя Владимира, как и мощи блаженной княгини Ольги, разделили трагическую участь Киевской Десятинной церкви, разрушенной татарами в 1240 году. На многие столетия гробница святого князя оказалась погребенной под развалинами храма.

Список литературы

  1. Толстой А.К. Песня о походе Владимира на Корсунь / А.К. Толстой // Толстой А.К. Избранное. – Москва : Моск. рабочий, 1982. – С.67.
  2. Карпов А.Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. — Москва : Молодая гвардия, 2006. – С.34.
  3. Усачёв А.С. Из истории русской средневековой агиографии : два произведения о равноапостольном князе Владимире Святославиче (исследования и тексты) / А.С. Усачёв // Вестник церковной истории. — 2006. — №2 — С.5.
  4. Карпов А.Ю. Владимир Святой / А.Ю. Карпов. — Москва : Молодая гвардия, 2006. – 464 с
  5. Крещение Руси. Владимир Красное солнышко. — Москва: Белый город, 2000. – С.18. 

Источник: nsportal.ru

2.1 Личность Владимира Красное Солнышко

Владимир Святославич вышел победителем первой княжеской усобицы. Причины этой распри не вполне ясны, но результат известен: погибли братья Владимира – 15 – летний Олег, древлянский князь, и старший брат Ярополк, отличавшийся веротерпимостью, «сочувствовавший греческой религии».[23] Владимир в момент завоевания Киева был убеждённым язычником: в детстве он воспитывался в Новгороде, где христианское влияние было малоощутимым, затем после гибели Олега бежал вместе с воеводой Добрыней, дядей Владимира, к варягам, стал приверженцем «злых» балтийских богов.[24] С убийством Ярополка «языческая партия одержала полную победу». [25] Новый киевский князь приказал устроить на одном из городских холмов языческое святилище, где в 980 г. Были установлены идолы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Некоторые источники сообщают о принесении человеческих жертв языческим богам: в знак благодарности за победу над братом были ритуально убиты «первые мученики Русской Православной Церкви Феодор и Иоанн» и разрушены все христианские храмы в столице.[26]

Владимир характеризуется Гумилёвым Л.Н. как «человек неглупый, хотя жестокий и беспринципный». [27] Можно предположить, что народное прозвище «Красное Солнышко» отмечает противоречивые личностные особенности князя: мог и согреть и покарать подобно светилу.

 

2.2 Проблема «выбора веры»

«Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами и политическими успехами, а с деянием более существенным – выбором веры, одухотворившей жизнь народа».[28] Распространив свою власть практически на все славяно – русские земли, Владимир неизбежно выбирал, как сказали бы сегодня «общенациональную политическую программу», которая в то время выражалась в религиозной форме. Русские «искатели веры» — купцы и воины – вполне представляли себе различия основных европейских религий того времени: православия, католичества и ислама. Принятие определённой веры приводило и к ориентации на определённые группировки внутри страны.

В «Повести временных лет» в записи, относящейся к 986 г. записано о том, как к киевскому князю явились послы иудеев (хазар), мусульман (волжских булгар), христиан латинского обряда (немцев) и православных греков. Летопись свидетельствует, что на Владимира особенное впечатление произвела беседа с неким православным философом и изображение судилища Господня на церковной завесе, которую тот показал князю. Владимир пожелал быть «справа» от Господа, то есть среди спасённых. Но на предложение креститься, чтобы быть с праведниками после Страшного Суда, князь якобы ответил: «Подожду ещё». Возможно, весь рассказ о выборе веры придуман позднее, но достоверно известно, что послы от князя Владимира побывали в разных странах с целью знакомства с различными верами и похвалили лишь «веру греческую», православную,[29]которую исповедовала бабушка великого князя княгиня Ольга и, возможно, его мать — ключница Малуша.[30]

Независимо от того, имел ли место на самом деле факт прихода послов, летопись запечатлела реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед Русским государством. Выбор любой из великих религий представлял для Руси большой шаг в духовном развитии по сравнению с язычеством. Все три великие религии – иудаизм, ислам, христианство – очень близки. Общим источником христианства и ислама был иудаизм, созданный учителями – пророками на Древнем Востоке в ходе духовной революции «осевого времени» VIII – III вв. до н.э.[31] В отличие от язычества все эти религии исповедуют идею противопоставления человека и Бога, повседневного и идеального. Ограниченность возможностей и смертность человека есть следствие его греховности. Из-за неё ни в повседневной деятельности, ни посредством магических ритуалов человек не в состоянии добиться всего, чего пожелает. Всемогущество и всезнание – это качества, принадлежащие лишь Богу. Однако Бог сообщает своим пророкам сведения о путях спасения душ грешных, воссоединения их с Богом. На основе этих сведений, Священного писания и создаётся община верующих, а также её религия. Большинство великих религий монотеистичны. Поэтому народ – это одна религиозная община. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Народ может отличать себя по своей религии от других народов. Таким образом происходит переход от племенной разрозненности к возникновению народа (национальности) как духовной общности.

Великие религии в отличие от язычества обычно дают прочную основу государственной власти. Халиф, король или царь несёт на себе Божье благословение, является наместником Бога, воплощает его волю на земле. Право верховной власти гарантируется религией и религиозной общиной. Религия заставляет народ примирительно относиться к неизбежному в государстве социальному угнетению, считая это следствием несовершенства и греховности человека. [32]

Международный аспект проблемы «выбора религии» Киевом – это выбор союзников в намечавшемся расколе дотоле единого христианского мира. Борьба между православием и католичеством начала переходить из сферы теологических разногласий в область политики.

Германский император Оттон Второй на имперском сейме 983 г. в Вероне добился решения о войне против «греков и сарацин». Такое уравнивание православных христиан с мусульманами (сарацинами) уже не позволяло говорить о единстве церкви Христа, делало вполне реальной угрозу католического натиска на Восток, в том числе и на Русь.[33]

Древняя Русь находилась на стыке Европы и Азии, в зоне контакта цивилизаций. Наиболее велика была вероятность принятия ею религии самых близких к ней крупных государств: Волжской Булгарии (мусульманства) и Византии (христианства).

Но киевские князья медлили с принятием христианства, так как принятие крещения «из рук византийцев» означало по тем временам переход новообращённого народа в вассальную зависимость от Византии.[34]

Окончательно к принятию христианства в православной конфессии великого князя подтолкнул «ромейский» император Василий Второй, попросивший о военной помощи и обещавший отдать Владимиру в жёны свою сестру Анну. Тем самым киевский князь породнился бы с царственными особами Константинополя, а Русь приобрела бы огромный авторитет в международных отношениях. Но брак мог бы состояться только после крещения Владимира. Владимир оказал помощь Византии — разбил хазар, но Василий Второй не спешил выполнять своё обещание. Только силой (захватом греческого города Корсуни в Тавриде) Владимир добился бракосочетания с царевной Анной. Там, в Корсуни, в 988 г. Владимир, согласно летописи, принял крещение; многие знатные русские воины, подражая своему князю, перешли в христианство.[35] Князь получил третьестепенный придворный титул, который формально вводил его в иерархическую систему империи.

Значение принятия князем Владимиром в 988 или в 989 г. православия и его женитьбе на сестре византийского императора Анне можно представить яснее, если учесть, что в 987 г. добиться союза с византийской принцессой пытался французский король Гуго Капет. Но это ему не удалось, в отличие от Владимира.[36]

По возвращении победоносной рати в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных.

 

Источник: www.KazEdu.kz

Князь Владимир: роль личности в истории Руси

  Князь Владимир: роль личности в истории Руси

Князь Владимир I Святославович — великий киевский князь, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Ревностный язычник  и образцовый христианин, князь Владимир внёс вклад в дело укрепления политических позиций русского государства. Он был великим реформатором духовной жизни русского народа, тем, кто "крестившим Русь", за свои заслуги перед народом и перед Отцом Небесным причислен  святой церковью к Лику Святых.

Жизненный путь великого князя сложен.

Владимир — сын князя Святослава от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. После смерти Святослава его сыновья образовали триумвират: Ярополк I Святославович — старший сын князя Святослава правил в Киеве, Олег — в Искоростене у древлян, Владимир в Новгороде. Отсутствие единовластия породило междоусобицу. Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Олег был разбит и погиб. Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Несмотря на добровольную сдачу, Ярополк был убит Владимиром.

Во время усобиц княжеская власть ослабла. Князю Владимиру Святославовичу пришлось покорять вятичей, радимичей и ятвягов. Он воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При его княжении были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сулла, заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев.

Отношения с печенегами в начале X века, занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли. Владимир сумел организовать оборону южных границ, построив сторожевые крепости вдоль пограничных  со  степью  рек  —  Десны,   Сейма,   Суллы,   Росси.

При Владимире  все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат. В 981 году князь присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские" — земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Для укрепления государственной власти сыновья Владимира и старшие дружинники получили в управление крупнейшие вотчины.

Благодаря князю Владимиру, его  таланту политика и военачальника, Русь стала единым государством. В целом же в X в. государство именовалось "Русь", "Русская земля". Это название распространилось  на всю территорию, подвластную киевским князьям.

Князь сознавал, что только единая религия может упрочить государство. Великий реформатор провел первую  религиозную реформу в 980г. Владимир пытался приспособить языческую веру к происходящим в стране процессам. На берегу Днепра был создан языческий пантеон. Главным богом был выбран Перун. Но  это не привело к закреплению единой религии.

Вторая религиозная реформа, проведенная в 988-989 гг., заключалась в принятии христианства. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий связи Руси с европейским христианским миром.

Провозглашение единой религии  укрепляло позиции главы государства , но главное было в другом: христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную.

Крещение самого князя Владимира произошло по причине   его женитьбы на византийской принцессе Анне.

988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Крещение людей, которое проводилось только убеждением, стало началом утверждения новой религии, хотя языческие обычаи и верования сохранялись еще длительное время и до сих пор уживаются с христианством.

В "Повести временных лет" летописец не жалеет красок в описании личности князя, впоследствии прозванного Красным Солнышком. Отчасти это чисто литературный прием, смысл которого — контрастно противопоставить необузданного язычника благоверному христианину. Но именно благодаря этому в летописи и сохранились колоритные подробности жизни князя до крещения и после него.

Великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси Владимир I Святославич скончался 15 июля 1015 года. Смерть крестителя Руси была насильственной. Когда в 30-е годы XVII века по указанию митрополита Петра Могилы в Киеве производились раскопки Десятинной церкви, разрушенной еще во времена нашествия Батыя, был найден мраморный саркофаг-гробница с именем Владимира Святославича, а в нем — кости со следами глубоких разрубов и отсеченной головой, при этом некоторые части скелета вообще отсутствовали.

Изучая историю князя Владимира, трудно понять его многие поступки, но одно, без всякого сомнения, было самым значимым – Крещение Руси, что дало начало новой жизни всему русскому народу.

 

Автор работы:

Ильиных Елизавета.

Ученица  8«А», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69»

г. Прокопьевска Кемеровской области.

Источник: www.zastupniki.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector