Князь владимир святославович краткая биография

Князь Владимир краткая биография
Креститель Руси – князь Владимир Красное Солнышко.

Конкретный год рождения князя Владимира Красное Солнышко не определен — приблизительная дата 960 год. Родился он в местечке Будутино под Псковом, куда была сослана его мать Маклуша княгиней Ольгой за внебрачную связь с князем Святославом. Маклуша являлась служанкой княгини и плодом ее любви с князем и стал младший сын Святослава – Владимир. Кроме него у князя было еще двое сыновей: старший Ярополк и средний – Олег. Тогдашние языческие обычаи не запрещали быть наследником даже ребенку, рожденному в незаконном браке от служанки. Поэтому княгиня Ольга забрала его в Киев на воспитание, а присматривал за ним его дядя – родной брат матери – Добрыня.
В 972 году князь Святослав умирает. Прежде он распределил землю русскую между тремя сыновьями. Ярополк как главный наследник стал князем Киевским, Олег стал править землей Древлянской, а Владимир был посажен в Новгород.


972 умирает князь Святослав и между его сыновьями начинается борьба за власть. В 977 году Владимир в союзе с братом Олегом двинулись на Киев, но в итоге князь Олег погиб в бою, растоптанный лошадьми, а Владимир вынужден был бежать в Норвегию к королю этой страны. И уже в 980 году, собрав войско, идет войной на Ярополка. Его поход отличался небывалой жестокостью, в целях достижения власти Владимир использовал любые методы. Он убивает правителя города Полоцка варяга Рогволода и силой берет в жены его дочь Рогнеду. Владимир мстит ей за то, что она предпочла ему его брата Ярополка, называя сыном рабыни. Помощником и наставником Владимира всегда был его дядя Добрыня, который был соучастником зверств князя.
Легенды гласят, что в войне за Киев также использовалось предательство и продажность. Подкупив воеводу князя Ярополка, Владимир обманом выманивает его из города и убивает, а его жену делает своей затворницей.
Поначалу князь Владимир был ярым язычником. Он поклонялся языческим богам и в Киеве создал их капище, где приносились жертвоприношения. Современники в повести временных лет описывают блуд и аморальное поведение князя. У него было несколько жен и большое количество рабынь, служивших ему для любовных утех. Но православная вера дала Владимиру просветление, и он в корне изменился и, раскаявшись в своей прошлой жизни, начал жить праведно и освободил всех женщин.

летописях говорится, что князь прошел «испытание верой». Выслушав и увидев представителей всех вероисповеданий, он выбрал православие. В 987 году советом бояр было принято решение крестить Русь. В 988 году Владимир, захватив город Корсунь , пригрозил Византии походом на Константинополь. Также ему приглянулась сестра византийского императора Анна и он пожелал взять ее в жены. Император Византии в ответ потребовал принятия князем православия, дабы он был одной веры со своей будущей женой. Владимир крестился и обручился с сестрой императора. В 989 году произошло великое событие -крещение Руси.
Почти все свое время князь Владимир Красное Солнышко проводил в военных походах. Воевал с Польшей в 981 году за приграничную территорию, присоединил к Руси земли вятичей. Были войны и с литовскими племенами, с болгарами, были покорены радимичи. В летописях говорится, что князь был храбрым воином и отличался военной хитростью.
Умер князь Владимир в 1015 году, оставив после себя большое количество наследников. У него было более 23 детей. После смерти отца они долго вступали в распри между собой, деля власть.
Велика роль Красного Солнышка в истории Руси, он усилил мощь своей страны, укрепив ее границы и прекратив набеги соседних племен. Но основная его слава заключается в том, что он привел русский народ к единой вере – православию. Владимир был окружен народной любовью, о нем слагались песни и былины, он был приравнен церковью к святым апостолам.


Источник: www.istmira.com

В истории каждого народа есть такой правитель, которого народ почитает как своего просветителя и устроителя своей духовной бытности. В русской истории таким человеком по праву считается Владимир I Святой (960-1015 гг.). Герой былин и сказаний, он вышел из зари российской истории язычником, просияв христианским просветителем Русской Земли.

Сын князя Святослава — Владимир появился на свет около 960 г. (точная дата нам не известна). Первоначально отец пожаловал Владимиру Новгород — согласно летописям, уже в 970 г.

Владимир был новгородским князем, когда от рук печенегов погиб его отец князь Святослав (972). Началась усобица между двумя старшими сыновьями — Ярополком и Олегом, в результате которой последний погиб. Воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, посоветовал юному княжичу бежать к варягам, так как Ярополк стремился избавиться от всех конкурентов в борьбе за единовластие. В 978 г. князь Владимир вернулся с варяжским войском и сверг брата, превратившись в полновластного правителя.

Заботясь о целостности страны и желая упорядочить сферу религиозной жизни своих подданных, Владимир в 983 г. создал в Киеве пантеон важнейших славянских богов. Однако подобное нововведение не давало результатов, так вновь присоединенные племена (вятичи, например) продолжали поклонятся своим местным богам. Владимир начинает склоняться к принятию новой веры.


Жители Киевской Руси были знакомы с христианством, иудейством и мусульманством. Наиболее активно отношения развивались с христианским миром — Западной Европой и Византией. Именно поэтому, после удачного похода на Херсонес в 988 г. князь принимает христианство и женится на византийской царевне Анне. По преданию, после взятия Херсонеса Владимир потерял зрение, которое вернулось к князю после обряда крещения. Сила христианской веры настолько поразила князя, что он решил распространить ее на всю Русь.

По возвращении в Киев князь Владимир построил Десятинную церковь, в которой равноапостольный князь и был похоронен в 1015 г. Князь Владимир стал своеобразным символом христианской России, с которым связаны многие памятники и памятные места.

Источник: histrf.ru

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.


После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.

Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.

Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.


Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы — представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.

Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. — начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.

Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.

Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.


По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.

Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.

Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.

В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.

В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.

После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.


Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.

У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.

Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.

Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.

Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира — Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.


Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.

Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г.

Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.

28 июля (по новому стилю) – день памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Источник: historykratko.com

Владимир I Святославич (около 960 года — 15 июля 1015 год) — князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015). Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель. По мнению исследователей былинного эпоса, Владимир Святославович является одним из прообразов собирательного былинного персонажа Владимир Красное Солнышко.


Покорил земли вятичей, радимичей, ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией, Польшей. При нем сооружены оборонительные валы, закрывшие Русь на юге от нападения печенегов. В начале правления был ярым язычником, но, руководствуясь интересами страны, в 988 г. принял христианство. При Владимире I Русь вступила в полосу своего расцвета и международного признания. После принятия христианства как государственной религии женился на сестре византийского императора Анне. Имел 12 сыновей. В России его принято считать равноапостольным.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 (впрочем, полной уверенности в этой летописной дате нет, с учётом условности хронологии ранней части ПВЛ), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.

По свидетельству летописца, Владимир был незаконным сыном Святослава, прижитым им от рабыни, ключницы Ольгиной Малуши. Дядькой Владимира был брат Малуши Добрыня.О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

В 969 году Святослав, только что схоронивший мать и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил старшего сына Ярополка князем в Киеве, а другого сына — Олега — князем у древлян. В то время пришли новгородцы, прося и себе князя. Узнав, что старшие сыновья Святослава уже получили княжения, они сказали: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». Святослав спросил: «Но кто пойдет к вам?», и стал уговариваться он о том со старшими сыновьями, но те отказались. Тогда Добрыня сказал новгородцам: «Просите Владимира себе в князья». Новгородцы стали просить Владимира, и Святослав согласился с тем, чтобы тот был у них князем. В том же году Владимир вместе с Добрыней отправился в Новгород, а Святослав отплыл в Переяславец на Дунай. Из этого похода он уже не вернулся, так как в 972 году погиб у днепровских порогов. После смерти Святослава его сыновья стали править Русью, сидя каждый в своем городе. Владимир был еще мал годами и всеми делами за него распоряжался Добрыня.

В Полоцке тогда княжил Рогволод, варяг, пришедший из-за моря и утвердивший власть свою среди полочан. Добрыня стал сватать Владимиру Рогнеду, дочь Рогволода. И спросил Рогволод у дочери: «Хочешь пойти за Владимира?» Но та отвечала: «Не хочу разуть робичича. За Ярополка хочу». Владимир прослышал об этом ответе и сильно разгневался, так как обидно ему было от того, что его назвали робичичем. И пожаловался князь своему дяде, а тот, распалясь яростью, собрал воинов и пошел на Полоцк. И побежден был Рогволод в битве, и затворился в городе. Новгородцы же, подступив к Полоцку, взяли его и захватили Рогволода с женой и его дочерью. Добрыня, насмехаясь над Рогнедой, нарек ее рабыней и велел Владимиру обесчестить ее на глазах отца и матери. После Рогволода убили, а Рогнеда сделалась женой Владимира и родила ему сына Изяслава.

800px-Anton_Losenko._Vladimir_and_Rogneda

Картина А.П. Лосенко  «Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде. 1770

В 975 году Ярополк поссорился с братом Олегом. Через два года он пошел на него войной. Олег погиб в бою, а Ярополк захватил его волость. Когда Владимир в Новгороде услыхал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. Ярополк же посадил своих посадников в Новгороде и стал один владеть Русской землею.

В 980 году Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться», — и пошел на Ярополка. Дойдя до Киева с большим войском, Владимир осадил его, а Ярополк заперся в городе вместе с своим воеводой Блудом. Когда осада затянулась, Владимир стал тайно сговариваться с Блудом, говоря ему: «Будь мне другом. Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него». Блуд ответил послам Владимировым: «Буду с князем вашим в любви и дружбе». И стал с тех пор Блуд пересылаться с Владимиром, призывая его идти приступом на город. Блуд хотел убить Ярополка, однако опасался мести горожан. И тогда Блуд придумал такую хитрость. Он стал говорить Ярополку, будто киевляне вошли в сговор с Владимиром и надо-де бежать из города. Ярополк поверил ему и, выбежав из Киева, затворился в городе Родне, в устье реки Роси. Владимир вошел в Киев, а после осадил Ярополка в Родне. Среди осажденных вскоре начался жестокий голод. И сказал Блуд Ярополку: «Видишь, сколько воинов у брата твоего. Нам не победить их. Заключай мир с братом твоим». Ярополк согласился. Блуд же послал к Владимиру с такими словами: «Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его».

Владимир, услышав это, вошел в отчий терем и сел там с воинами и дружиной своей. Когда Ярополк пришел к Владимиру и входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуху. Блуд тем временем затворил двери и не дал войти своим. Так убит был Ярополк.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался.

Таким образом, к 980 Владимир с помощью варяжской дружины и злодейского братоубийства овладел Киевским государством. Отправив буйных варягов, требовавших слишком многого, в Византию, князь одновременно уведомил императора письмом, что оставлять их на службе в столице опасно, а надо разослать малыми отрядами по дальним городам и ни в коем случае не допускать обратно в Россию. Император, не желая портить отношений с воинственным соседом, прислушался к совету. Таким образом, Владимир окончательно утвердил в Киеве свою власть.

Далее Владимир отвоевал в 981 Червенские города (Перемышль и др.), ранее захваченные Польшей, совершив успешные походы против вятичей (981-982), ятвягов (983), радимичей (984) и камских болгар (985).

Филатов._Выбор_Веры_князем_Владимиром

Филатов Алексей. Выбор веры князем Владимиром

Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир содержал в трех гаремах 800 наложниц — вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.

Тем разительнее перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая, какое именно. Внутренняя духовная причина перемен, происшедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков. Между тем, по воле Божией, сами внешние события вели князя к ближайшему соприкосновению с православной верой и Церковью.

Греческие императоры Македонской династии, занимавшей в то время престол Византии, — Константин и Василий — обратились к Владимиру с просьбой. Им была необходима военная помощь русских дружин, чтобы подавить бунт своего мятежного воеводы Варды Фоки. Князь согласился помочь, но поставил условие, для империи неслыханное, — руку сестры императоров, царевны Анны. Блестящая Византия никогда не отдавала своих царевен в жены варварам, и лишь безвыходная ситуация заставила Константина и Василия согласиться с условием дерзкого руса. Впрочем, выполнять договоренность они не спешили, особенно после того, как русский отряд помог разгромить легионы Фоки.

Возмущенный Владимир взял Корсунь (Херсонес в Крыму) важнейший опорный пункт Византии в Причерноморье, и повторно потребовал Анну в жены. С великой неохотой империя уступила — и царевна отправилась в варварскую Скифию как в тюрьму, не забыв, конечно, взять духовенство и прихватив церковную утварь. Для православного взгляда последовательность этих событий являет собой сплошную цепь чудес.

Владимир трижды собирался принять крещение. Первый раз, выслушав проповедников, каждый из которых склонял его в свою веру, князь решил отправить посольство в мусульманские и христианские страны, дабы на месте выяснить, какая вера лучше. “Избраша мужи добры и смыслены”, он поручил им “испытати гораздо… како служит Богу” каждый из народов, приславших своего проповедника. Вернувшись, послы рассказали князю, что ни мусульманство, ни католичество им не приглянулись — “пришедше, видеша скверныя их дела”. Иное дело Православие: “приидохом же в греки… не вемы на небе ли есмы были, или на земле… и есть служба их паче всех стран”.

Рассудивши дело, княжеские советники-бояре решили, что креститься стоит, говоря Владимиру, что, если бы плох был закон греческий, бабка его Ольга, “яже бе мудрейши всех людей”, не стала бы православной. И князь наконец решился: “Отвещав же, — Володимер рече, — идем, крещенье примем”. Но эта внешняя решимость, не подкрепленная живым церковным опытом, оказалась недолговечной — он так и остался язычником.

Второй раз Владимир собрался креститься, когда на требование отдать ему в жены Анну императоры ответили так: “Не пристало христианам отдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и Царство Небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя”.

“Услышав это, — говорит летописец, — сказал Владимир посланным к нему от царей: “Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи”. Но и в этот раз князю было не суждено принять святое крещение. Видно, Богу было не угодно, чтобы просвещение Руси имело в своем основании брачные расчеты.

.Владимир затеял с императорами спор, что должно состояться в первую очередь — крещение или приезд невесты. Время шло, а уступать никто не хотел.

Тогда князь осадил Корсунь. Взять хорошо укрепленный город было почти невозможно, но… “некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: “Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока”. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: “Если сбудется — крещусь!” И тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались”, — свидетельствует летопись.
Лишившись Корсуня, Василий и Константин вынуждены были выполнить свое обещание и отправили наконец сестру Анну, с пресвитерами и сановниками, к Владимиру.

Ожидавший в Корсуне прибытия невесты, Владимир внезапно заболел глазной болезнью, завершившейся полной слепотой. Прибывшая Анна в который раз потребовала его крещения, без чего не могло быть и речи о браке. Князь согласился и в момент совершения Таинства в купели — прозрел. Излечение телесное сопровождалось и благодатной душевной переменой, плоды которой не замедлили сказаться.

В 988 кн. Владимир возвратился в Киев совсем не таким, каким он покинул город, отправляясь в поход. Совершенно изменилась его нравственная жизнь. Он распустил свои гаремы; Рогнеде, своей первой жене, послал сказать: “Я теперь христианин и должен иметь одну жену; ты же, если хочешь, выбери себе мужа между боярами”. Замечателен ответ Рогнеды: “Я природная княжна, — велела она передать Владимиру. — Ужели тебе одному дорого Царствие Небесное? И я хочу быть невестой Христовою”. С именем Анастасии княжна постриглась и кончила свои дни смиренной монашкой в одной из обителей. Так крещение Владимира отозвалось благодатной переменой и среди людей, его окружавших.

Вернувшись в Киев, он велел жителям города собраться на берегу Днепра, подкрепив призыв всем весом своей княжеской власти: “Кто не придет, тот не друг мне!” И когда горожане собрались, на глазах обомлевшей толпы были сокрушены идолы. Деревянные статуи “богов” рубили и жгли, а среброголового Перуна по княжескому повелению сначала привязали к хвосту коня и поволокли с горы (в то время как двенадцать специально назначенных человек колотили его палками), а затем сбросили в реку.

Вскоре в Киеве появились возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, медом и всякой другой снедью. “Нет ли где больного и нищего, который не может сам идти ко князю во двор?” — кричали возницы. В год Крещения Руси Владимиру исполнилось 25 лет. Со всем пылом юности отдался он осуществлению Христовых заповедей, разыскивая несчастных, убогих и обездоленных, говоря, что опасается — “немощные и больные не дойдут до двора моего”.

Одно время князь даже отказался карать преступников, восклицая: “Боюсь греха!” Лишь вмешательство духовенства, напомнившего ему слова Апостола об обязанностях властителя и его ответственности, заставило святого Владимира изменить свое решение.

В 991 году был проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства.

В 1000 году 6 тыс. русских участвовали в византийском походе в Армению.

В 1015 году смерть Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов.
Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 году состоялась неудачная битва у Василёва, в 997 году — нападение на Киев, в 1001, в 1013 годах состоялось польско-печенежское вторжение на Русь.

Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

Владимиру приписывают также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении.

Только на монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира, принятый в XX веке Украиной в качестве государственного герба.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 год), Белгород (991 год), Переяславль (992 год) и многие другие.

Князь Владимир собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. В последние годы жизни Владимира Святополк устроил заговор против него, который был раскрыт и некоторое время Святополк находился в заточении. Ярослав прекратил из Новгорода перечислять в Киев дань и церковную десятину, после чего Владимир собрался с дружиной идти на сына, но смерть не дала сделать ему этого.

Когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, окружающие скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса о смерти его отца. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.

Семья и дети. У Владимира было 11 сыновей, двенадцатый, Святополк, был собственно сыном Ярополка.

В летописи приводятся их имена, но без определения, в каком порядке они следовали по старшинству: в одном месте они поставлены по матерям; в другом они следуют в ином порядке.

С.М.Соловьев на основании данных о распределении сыновей по областям и других известий предлагает следующую схему:

В Новгород, куда обыкновенно посылался старший сын, был отправлен Вышеслав (т.е. он предполагается старшим), но в предшествующем исчислении жен Владимировых, Вышеслав поставлен после сыновей Рогнеды и гречанки (Юлии), вдовы Ярополковой, и назван сыном чехини. Если Вышеслав был старший, то должен был родиться от первого брака, заключенного или в Новгороде или в Скандинавии, когда ему было лет 18. Иоакимовская летопись дает удовлетворительное объяснение, называя мать Вышеслава Оловою, женою варяжскою.

За Вышеславом следует Изяслав. Тотчас после брака на Рогнеде Владимир женился на вдове брата своего Ярополка и рожденного ею Святополка следует поставить на 3-е место; Святополк получил Туровскую волость и по смерти Вышеслава и Изяслава оставался старшим в роде.

За Святополком следует Ярослав, тоже сын Рогнеды. Ярослав получил сперва Ростов, а после смерти Вышеслава переведен в Новгород. Этот перевод Ярослава мимо старшего Святополка объясняется свидетельством Дитмара, что Святополк в это время был под гневом отца и даже в заключении. Всеволод, тоже сын Рогнеды, получил Владимир-Волынский.

Святослав, сын Малфриды, получил землю Древлянскую;
Мать Мстислава, получившего Тмутаракань, Иоаким называет Аделью (Адилью); Станислава, второго сына Адели, тот же Иоаким отсылает в Смоленск, а Судислава — в Псков;

Теперь остается определить мать и возраст Бориса и Глеба. В начальной Киевской летописи матерью их названа болгарыня, волостью первого — Ростов, а второго — Муром.

Но ясно, что здесь упоминается уже второе распоряжение (996), потому что при первом распределении Ростов был отдан Ярославу; поэтому в некоторых списках, бывших в руках у Татищева, прибавлено, что сначала Борис получил Муром, а Глеб — Суздаль. Молчание древнейших списков о волостях Бориса, Глеба, Станислава, Судислава и Позвизда, приводит к заключению, что во время первой рассылки все эти князья были очень малы или не родились вовсе.

В летописи Иоакима матерью Бориса и Глеба названа царевна Анна. В этом случае в год смерти отца Борису не могло быть более 25 лет, но по описанию можно судить, что он был гораздо моложе.

Дети: Вышеслав, князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.
Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

Изяслав, князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
Мстислав; если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, см. ниже), то, скорее всего, умер в младенчестве.
Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — киевский.
Всеволод, князь Владимира-Волынский, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году.
Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
Премислава (ум. в 1015 году), по некоторым источникам с 1000 года жена венгерского принца Ласло Лысого(ум. 1029).
Мстислава, в 1018 году среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.
Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников.
Станислав, князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны). (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).
Судислав, князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев. (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).
Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.
Борис, князь ростовский.
Глеб, князь муромский.
Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира. (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).
Добронега-Мария (ум. 1087) — стала женой короля Польши Казимира I.
Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени.

vybor_very_knyazhem_vladimirom._kartina_neizhvestnogo_hudojnika_na_stene_andreevskoiy_tserkvi_kiev_19_vek

Выбор веры князем Владимиром. Картина неизвестного художника на стене Андреевской церкви Киев 19 век.

b7

Завьялов Ф. Выбор веры князем Владимиром. 1847 г.

i._kovalenko_kreschenie_rusi._1_avgusta_988g

И.Коваленко. Крещение Руси 1 августа 988г.

s.v._ivanov_hristiane_i_yazhychniki

С.В.Иванов. Христиане и язычники

10670234_9dec6aae

Иванов Всеволод Борисович. Капище у озера

10669398_822bf75b (1)

Владимир и Рогнеда. Художник А. И. Транковский

7b5c1a9fdeb5

Владимир, Рогнеда, Изяслав. Книжная иллюстрация

10670173_572965c6

Владимир, Рогнеда, Изяслав. Книжная иллюстрация

s52177571

Владимир Святославович. Гравюра И.И. Матюшина с рисунка Ф.Г. Солнцева, 1889

03677392

R. Van Bergen. Vladimir I of Kiev. «Vladimir Svyatoslavich the Great (c. 958 – 15 July 1015, Berestovo) was the grand prince of Kiev who converted to Christianity in 988, and proceeded to baptise the whole Kievan Rus»

93228679

Владимир I В.П. Верещагин

s04177773

Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895.

10669552_90c40028

Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк

140px-D092D0BBD0B0D0B4D0B8D0BCD0B8D180_D186D0B0D180D18C_D09AD0B8D0B5D0B2_D09FD180D0B0D0B7D0B4D0BDD0B8D187D0BDD0B0D18F_D0BCD0B8D0BDD0B5D18F_1619

«Царь Владимир». Праздничная минея 1619 года

58

Золотник князя Владимира

200px-Zlatnik_HQ

Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.

280px-Odessa_numismatic_museum_photo_05

Сребреник великого Киевского князя Владимира. Одесский музей нумизматики

54

Изложение мусульманами своей веры князю Владимиру. Миниатюра из Радзивилловской рукописи

Vladimir2-1-267x300

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись.

220px-1000_Vladimir_2

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

320px-Владимир._памятник_князю_Владимиру_и_святителю_Фёдору

Памятник князю Владимиру и святителю Фёдору во Владимире.

55

Купель баптистерия, где принял крещение князь Владимир. Раскопки в Херсонесе

1351774830_pravlenie-vladimira

Карта. Правление Владимира

800px-Shepherd-byzanz_1000-enhanced_1-1900x1500

Древнерусское государство (светлозелёным цветом) в эпоху Владимира Великого

Лит.: Владимир Святой // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
Войтович Л. Княжеские династии Восточной Европы (конец IX — начало XVI в.).
Гильфердинг А. Ф. Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром. — М.: Тип. Александра Семёна, 1856. — 39 с.
Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия — Cерия: Жизнь замечательных людей; выпуск 738. Русское слово, 1997. 448 с., ISBN 5-235-02274-2. 10 000 экз.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М. «Молодая гвардия», 2006. — 464 с. — (ЖЗЛ). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02742-6
Карташёв А. В. Религиозно-социальная реформа князя Владимира.
Ключевский В. О. Курс русской истории.
Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.
Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII в. СПб., 1913.
Ульянов О. Г. Венчание на царство Владимира Святого и утверждение царского титула Ивана Грозного в грамоте Константинопольского патриарха Иоасафа II // Историк и общество. Исторический факт и политическая полемика. Сборник статей / Отв. ред. М. П. Айзенштат. М.:ИВИ РАН, 2011. С. 80-97.
Федотов Г. П. Канонизация Святого Владимира. Владимирский сборник. Белград, 1938.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953;
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 1.

Источник: deduhova.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.