Князь владимир рюрикович

Владимир Святославич: биография

Князь Владимир Святославович, Владимир Великий, Владимир Ясное Солнышко – важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин и талантливый политик, внесший огромный вклад в объединение русских земель. Креститель Руси.

Точная дата и место рождения великого князя не установлена, предположительно он родился в 955 — 960 годах в селе Будятине под Киевом. Владимир – потомок великого рода Рюриков, незаконнорожденный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши. 

Князь Владимир Святославович
Князь Владимир Святославович

Разгневанная княгиня, узнав о прелюбодействе своей рабыни с сыном, сослала беременную Малушу подальше с глаз долой, но не отказалась от внука – «робичича», сына рабы. Когда Владимиру исполнилось три года, она забрала его в Киев и отдала на воспитание своему брату воеводе Добрыне.

Новгород


Князь Святослав все время проводил в военных походах и мало интересовался внутренними делами подвластных земель. Поэтому он раздал принадлежащие ему территории сыновьям. Ярополку достался Киев, Олегу – Древлянская область (современная Беларусь), а Владимир получил Новгород.

Святослав Игоревич, отец Владимира
Святослав Игоревич, отец Владимира

В 972 году Святослав Игоревич погиб в бою с печенегами, и его наследники стали полноправными хозяевами своих владений. Но вскоре между братьями началась междоусобная война. Причиной послужила смерть соратника Ярополка от руки Олега. Разгневанный Ярополк принял решение наказать брата и отобрать у него древлянские земли. В первом же сражении войско Олега было разгромлено, а сам он погиб, задавленный на мосту убегающими в панике дружинниками. Ярополк присоединил захваченные земли к своим владениям и устремил взгляд на Новгород.


Новгород в X столетии
Новгород в X столетии

Почувствовав опасность, Владимир сбежал к своим друзьям варягам в Скандинавию, и Ярополк стал единовластным правителем всей Руси. Но ненадолго. Владимир не сидел за морем сложа руки. Он быстро нашел себе союзников, собрал войско и через два года вернул себе Новгород. Местные жители встретили князя с восторгом и пополнили ряды его дружины. Почувствовав свою силу, Владимир решил и дальше отвоевывать у брата русские земли.

Гибель Ярополка

Для начала он направил свое войско в древлянские земли, захваченные братом у Олега. Расчет оказался верным, жители не очень жаловали наместников Ярополка и быстро перешли на сторону Владимира. Чтобы окончательно укрепиться в этих владениях, князь решил жениться на дочери влиятельного полоцкого князя Рогволда Рогнеде. Однако красавица отказала Владимиру, прилюдно обозвав его «сыном рабыни», и предпочла видеть своим мужем Ярополка. Месть разгневанного Владимира была ужасна. Его дружина захватила и разрушила до основания Полоцк, а Рогволд и его семья были жестоко убиты. А перед этим Владимир, по совету верного наставника Добрыни, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей.


Гибель Ярополка
Гибель Ярополка

Сразу после этого он направил свои войска на Киев. Испуганный Ярополк не был готов к сражению и, укрепив город, приготовился к длительной осаде. Но это не входило в планы решительно настроенного Владимира, и он придумал, как выманить брата из города хитростью. Князь подкупил воеводу Ярополка Блуда, который убедил его бежать в Родень. Там Владимир под предлогом переговоров заманил брата в засаду и убил. Он взял в жены беременную супругу Ярополка, которая вскоре родила сына Святополка, и стал единовластным правителем Руси.

Князь Киевский


Добавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.

Княжение Владимира в Киеве
Княжение Владимира в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).

Князь владимир рюрикович

ure>

Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.

Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.

Карта Руси при Владимире Святославиче
Карта Руси при Владимире Святославиче

Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга. 


Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.

Личная жизнь

Владимир не раз оказывал константинопольским правителям военную помощь, поэтому решил попросить в жены их сестру Анну Византийскую. Императоры ответили согласием при условии, что русский князь примет христианство. Однако принцесса категорически воспротивилась решению братьев и отказалась выходить замуж за варвара и бастарда. Разозленный Владимир направил своих дружинников в Тавриду и взял в осаду город Корсунь (ныне Херсонес в Севастополе). После этого он снова попросил руки принцессы, на этот раз пригрозив, что в случае отказа такая же участь постигнет Константинополь. Императорам ничего не оставалось делать, как уговорить Анну и отправить ее к жениху в сопровождении священников.


Анна Византийская и Владимир Святославич
Анна Византийская и Владимир Святославич

Роскошная свадебная флотилия вскоре прибыла в Корсунь, где и состоялось крещение Владимира. По легенде, князь, к тому времени почти ослепший, во время обряда крещения прозрел, и, проникшись Божьей благодатью, тут же окрестил своих бояр и дружинников. Там же, в Корсуне, состоялось бракосочетание Анны и Владимира, получившего при крещении имя Василий в честь одного из братьев невесты. В знак благодарности константинопольским императорам князь вернул им богатые свадебные дары и великодушно отдал Корсунь.

Крещение Руси

Вернувшись в Киев, Владимир тут же крестил своих сыновей, а через время и жителей города, собрав их на берегу Днепра. Став ревностным христианином, князь приказал разрушить капище языческих идолов и соорудить на этом месте церковь святого Василия. Тогда же при участии византийских мастеров был воздвигнут храм Пресвятой Богородицы, названный Десятинным в честь десятой части государственных доходов, которую Владимир распорядился отдавать в пользу церкви. 


Крещение Владимира Святославича
Крещение Владимира Святославича

Во все свои земли князь направил священников и просветителей, которые были призваны распространять новую веру на Руси. Владимир отказался от прежних жен и наложниц и признал Анну единственной супругой, данной ему Господом. С ее помощью он занялся просветительской деятельностью, организовывая специальные учебные заведения для русских священников, и издал новый церковный устав, который получил название Кормчая книга. Он щедро раздавал земельные угодья под строительство церквей и монастырей и приобрел для русских монахов скит на горе Афон. 

При Владимире были отчеканены первые русские золотые и серебряные монеты, благодаря которым до нас дошли прижизненные изображения князя. Как истинный христианин, он заботился о неимущих и страждущих, открывал больницы и школы, раздавал помощь бедным и голодным.

Крещение Руси
Крещение Руси

Но в остальных русских землях процесс христианизации шел не так гладко, как в Киеве. Некоторые области отказывались следовать новой вере, что вызвало народные бунты и восстания, которые приходилось подавлять силой. В остальном князь занял довольно миролюбивую политику, прекратив завоевательные походы и переключив все внимание на укрепление границ государства. За этот период были построено немало городов-крепостей, в которых правили его сыновья.

Лишь бесконечные набеги печенегов вынуждали Владимира периодически браться за оружие.

Вражда между сыновьями

Последние годы великого князя были омрачены конфликтом между его сыновьями, вылившимся в новую междоусобную войну. У Владимира было двенадцать сыновей, каждый из которых владел своими землями. Любимцами отца были младшие Борис и Глеб, поэтому, когда Владимир к концу жизни решил завещать трон Борису, это вызвало возмущение старших сыновей Святополка и Ярослава. 

Князь владимир рюрикович

323bd5cb1f2e4323f8.jpg" />
Князь Владимир Святославич с сыновьями

Святополк – сын вдовы Ярополка, усыновленный Владимиром, с детства питал ненависть к князю, убившему его отца. Женившись на дочери польского князя и заручившись поддержкой поляков, он решил претендовать на трон вопреки воле Владимира. Заговор был раскрыт, и Святополка заточили в крепость. 

Через некоторое время взбунтовался новгородский князь Ярослав, отказавшись платить Киеву дань. Владимир лично возглавил войско и отправился на сражение с сыном, но по дороге заболел и неожиданно скончался. Святополк воспользовался моментом и решил претендовать на освободившийся трон. 

Святополк и Ярослав
Святополк и Ярослав

Однако киевляне взбунтовались и стали требовать посадить на престол Бориса. Тогда Святополк надумал избавиться от конкурентов и коварно подослал к Борису и Глебу наемных убийц. Следующей жертвой кровавого Святополка стал брат Святослав, повелитель древлянских земель. Разбираться с зарвавшимся братцем пришлось Ярославу. Он выбрал время, когда у Святополка не было поддержки польского войска, и двинул свою дружину к Киеву. Святополк не пользовался любовью и поддержкой горожан, поэтому вынужден был бежать. Во время сражения на реке Альт князь был убит.

Память

За величайшие заслуги князя Владимира в создании русского государства он был причислен к лику святых. Каждый год 15 июля на Руси отмечают день его памяти, который является большим религиозным праздником. В Киеве, Белгороде, Севастополе и многих других городах воздвигнуты памятники крестителю Руси, а на территории Херсонеса построен в его честь величественный храм. 

Памятник Владимиру Святославичу
Памятник Владимиру Святославичу в Москве

4 ноября 2016 года в Москве был торжественно открыт самый большой в мире памятник князю Владимиру, приуроченный к тысячелетию его смерти.

Источник: 24smi.org

Владимир I Святославич (около 960 года — 15 июля 1015 год) — князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015). Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель. По мнению исследователей былинного эпоса, Владимир Святославович является одним из прообразов собирательного былинного персонажа Владимир Красное Солнышко.

Покорил земли вятичей, радимичей, ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией, Польшей. При нем сооружены оборонительные валы, закрывшие Русь на юге от нападения печенегов. В начале правления был ярым язычником, но, руководствуясь интересами страны, в 988 г. принял христианство. При Владимире I Русь вступила в полосу своего расцвета и международного признания. После принятия христианства как государственной религии женился на сестре византийского императора Анне. Имел 12 сыновей. В России его принято считать равноапостольным.

Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 (впрочем, полной уверенности в этой летописной дате нет, с учётом условности хронологии ранней части ПВЛ), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом, куда разгневанная Ольга отослала Малушу.

По свидетельству летописца, Владимир был незаконным сыном Святослава, прижитым им от рабыни, ключницы Ольгиной Малуши. Дядькой Владимира был брат Малуши Добрыня.О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

В 969 году Святослав, только что схоронивший мать и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил старшего сына Ярополка князем в Киеве, а другого сына — Олега — князем у древлян. В то время пришли новгородцы, прося и себе князя. Узнав, что старшие сыновья Святослава уже получили княжения, они сказали: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». Святослав спросил: «Но кто пойдет к вам?», и стал уговариваться он о том со старшими сыновьями, но те отказались. Тогда Добрыня сказал новгородцам: «Просите Владимира себе в князья». Новгородцы стали просить Владимира, и Святослав согласился с тем, чтобы тот был у них князем. В том же году Владимир вместе с Добрыней отправился в Новгород, а Святослав отплыл в Переяславец на Дунай. Из этого похода он уже не вернулся, так как в 972 году погиб у днепровских порогов. После смерти Святослава его сыновья стали править Русью, сидя каждый в своем городе. Владимир был еще мал годами и всеми делами за него распоряжался Добрыня.

В Полоцке тогда княжил Рогволод, варяг, пришедший из-за моря и утвердивший власть свою среди полочан. Добрыня стал сватать Владимиру Рогнеду, дочь Рогволода. И спросил Рогволод у дочери: «Хочешь пойти за Владимира?» Но та отвечала: «Не хочу разуть робичича. За Ярополка хочу». Владимир прослышал об этом ответе и сильно разгневался, так как обидно ему было от того, что его назвали робичичем. И пожаловался князь своему дяде, а тот, распалясь яростью, собрал воинов и пошел на Полоцк. И побежден был Рогволод в битве, и затворился в городе. Новгородцы же, подступив к Полоцку, взяли его и захватили Рогволода с женой и его дочерью. Добрыня, насмехаясь над Рогнедой, нарек ее рабыней и велел Владимиру обесчестить ее на глазах отца и матери. После Рогволода убили, а Рогнеда сделалась женой Владимира и родила ему сына Изяслава.

800px-Anton_Losenko._Vladimir_and_Rogneda

Картина А.П. Лосенко  «Владимир и Рогнеда» на сюжет летописного рассказа о Рогнеде. 1770

В 975 году Ярополк поссорился с братом Олегом. Через два года он пошел на него войной. Олег погиб в бою, а Ярополк захватил его волость. Когда Владимир в Новгороде услыхал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. Ярополк же посадил своих посадников в Новгороде и стал один владеть Русской землею.

В 980 году Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться», — и пошел на Ярополка. Дойдя до Киева с большим войском, Владимир осадил его, а Ярополк заперся в городе вместе с своим воеводой Блудом. Когда осада затянулась, Владимир стал тайно сговариваться с Блудом, говоря ему: «Будь мне другом. Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него». Блуд ответил послам Владимировым: «Буду с князем вашим в любви и дружбе». И стал с тех пор Блуд пересылаться с Владимиром, призывая его идти приступом на город. Блуд хотел убить Ярополка, однако опасался мести горожан. И тогда Блуд придумал такую хитрость. Он стал говорить Ярополку, будто киевляне вошли в сговор с Владимиром и надо-де бежать из города. Ярополк поверил ему и, выбежав из Киева, затворился в городе Родне, в устье реки Роси. Владимир вошел в Киев, а после осадил Ярополка в Родне. Среди осажденных вскоре начался жестокий голод. И сказал Блуд Ярополку: «Видишь, сколько воинов у брата твоего. Нам не победить их. Заключай мир с братом твоим». Ярополк согласился. Блуд же послал к Владимиру с такими словами: «Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его».

Владимир, услышав это, вошел в отчий терем и сел там с воинами и дружиной своей. Когда Ярополк пришел к Владимиру и входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуху. Блуд тем временем затворил двери и не дал войти своим. Так убит был Ярополк.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался.

Таким образом, к 980 Владимир с помощью варяжской дружины и злодейского братоубийства овладел Киевским государством. Отправив буйных варягов, требовавших слишком многого, в Византию, князь одновременно уведомил императора письмом, что оставлять их на службе в столице опасно, а надо разослать малыми отрядами по дальним городам и ни в коем случае не допускать обратно в Россию. Император, не желая портить отношений с воинственным соседом, прислушался к совету. Таким образом, Владимир окончательно утвердил в Киеве свою власть.

Далее Владимир отвоевал в 981 Червенские города (Перемышль и др.), ранее захваченные Польшей, совершив успешные походы против вятичей (981-982), ятвягов (983), радимичей (984) и камских болгар (985).

Филатов._Выбор_Веры_князем_Владимиром

Филатов Алексей. Выбор веры князем Владимиром

Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир содержал в трех гаремах 800 наложниц — вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.

Тем разительнее перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая, какое именно. Внутренняя духовная причина перемен, происшедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков. Между тем, по воле Божией, сами внешние события вели князя к ближайшему соприкосновению с православной верой и Церковью.

Греческие императоры Македонской династии, занимавшей в то время престол Византии, — Константин и Василий — обратились к Владимиру с просьбой. Им была необходима военная помощь русских дружин, чтобы подавить бунт своего мятежного воеводы Варды Фоки. Князь согласился помочь, но поставил условие, для империи неслыханное, — руку сестры императоров, царевны Анны. Блестящая Византия никогда не отдавала своих царевен в жены варварам, и лишь безвыходная ситуация заставила Константина и Василия согласиться с условием дерзкого руса. Впрочем, выполнять договоренность они не спешили, особенно после того, как русский отряд помог разгромить легионы Фоки.

Возмущенный Владимир взял Корсунь (Херсонес в Крыму) важнейший опорный пункт Византии в Причерноморье, и повторно потребовал Анну в жены. С великой неохотой империя уступила — и царевна отправилась в варварскую Скифию как в тюрьму, не забыв, конечно, взять духовенство и прихватив церковную утварь. Для православного взгляда последовательность этих событий являет собой сплошную цепь чудес.

Владимир трижды собирался принять крещение. Первый раз, выслушав проповедников, каждый из которых склонял его в свою веру, князь решил отправить посольство в мусульманские и христианские страны, дабы на месте выяснить, какая вера лучше. “Избраша мужи добры и смыслены”, он поручил им “испытати гораздо… како служит Богу” каждый из народов, приславших своего проповедника. Вернувшись, послы рассказали князю, что ни мусульманство, ни католичество им не приглянулись — “пришедше, видеша скверныя их дела”. Иное дело Православие: “приидохом же в греки… не вемы на небе ли есмы были, или на земле… и есть служба их паче всех стран”.

Рассудивши дело, княжеские советники-бояре решили, что креститься стоит, говоря Владимиру, что, если бы плох был закон греческий, бабка его Ольга, “яже бе мудрейши всех людей”, не стала бы православной. И князь наконец решился: “Отвещав же, — Володимер рече, — идем, крещенье примем”. Но эта внешняя решимость, не подкрепленная живым церковным опытом, оказалась недолговечной — он так и остался язычником.

Второй раз Владимир собрался креститься, когда на требование отдать ему в жены Анну императоры ответили так: “Не пристало христианам отдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и Царство Небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя”.

“Услышав это, — говорит летописец, — сказал Владимир посланным к нему от царей: “Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи”. Но и в этот раз князю было не суждено принять святое крещение. Видно, Богу было не угодно, чтобы просвещение Руси имело в своем основании брачные расчеты.

.Владимир затеял с императорами спор, что должно состояться в первую очередь — крещение или приезд невесты. Время шло, а уступать никто не хотел.

Тогда князь осадил Корсунь. Взять хорошо укрепленный город было почти невозможно, но… “некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: “Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока”. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: “Если сбудется — крещусь!” И тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались”, — свидетельствует летопись.
Лишившись Корсуня, Василий и Константин вынуждены были выполнить свое обещание и отправили наконец сестру Анну, с пресвитерами и сановниками, к Владимиру.

Ожидавший в Корсуне прибытия невесты, Владимир внезапно заболел глазной болезнью, завершившейся полной слепотой. Прибывшая Анна в который раз потребовала его крещения, без чего не могло быть и речи о браке. Князь согласился и в момент совершения Таинства в купели — прозрел. Излечение телесное сопровождалось и благодатной душевной переменой, плоды которой не замедлили сказаться.

В 988 кн. Владимир возвратился в Киев совсем не таким, каким он покинул город, отправляясь в поход. Совершенно изменилась его нравственная жизнь. Он распустил свои гаремы; Рогнеде, своей первой жене, послал сказать: “Я теперь христианин и должен иметь одну жену; ты же, если хочешь, выбери себе мужа между боярами”. Замечателен ответ Рогнеды: “Я природная княжна, — велела она передать Владимиру. — Ужели тебе одному дорого Царствие Небесное? И я хочу быть невестой Христовою”. С именем Анастасии княжна постриглась и кончила свои дни смиренной монашкой в одной из обителей. Так крещение Владимира отозвалось благодатной переменой и среди людей, его окружавших.

Вернувшись в Киев, он велел жителям города собраться на берегу Днепра, подкрепив призыв всем весом своей княжеской власти: “Кто не придет, тот не друг мне!” И когда горожане собрались, на глазах обомлевшей толпы были сокрушены идолы. Деревянные статуи “богов” рубили и жгли, а среброголового Перуна по княжескому повелению сначала привязали к хвосту коня и поволокли с горы (в то время как двенадцать специально назначенных человек колотили его палками), а затем сбросили в реку.

Вскоре в Киеве появились возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, медом и всякой другой снедью. “Нет ли где больного и нищего, который не может сам идти ко князю во двор?” — кричали возницы. В год Крещения Руси Владимиру исполнилось 25 лет. Со всем пылом юности отдался он осуществлению Христовых заповедей, разыскивая несчастных, убогих и обездоленных, говоря, что опасается — “немощные и больные не дойдут до двора моего”.

Одно время князь даже отказался карать преступников, восклицая: “Боюсь греха!” Лишь вмешательство духовенства, напомнившего ему слова Апостола об обязанностях властителя и его ответственности, заставило святого Владимира изменить свое решение.

В 991 году был проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства.

В 1000 году 6 тыс. русских участвовали в византийском походе в Армению.

В 1015 году смерть Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов.
Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 году состоялась неудачная битва у Василёва, в 997 году — нападение на Киев, в 1001, в 1013 годах состоялось польско-печенежское вторжение на Русь.

Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

Владимиру приписывают также чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением (см. рисунок) и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении.

Только на монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира, принятый в XX веке Украиной в качестве государственного герба.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 год), Белгород (991 год), Переяславль (992 год) и многие другие.

Князь Владимир собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. В последние годы жизни Владимира Святополк устроил заговор против него, который был раскрыт и некоторое время Святополк находился в заточении. Ярослав прекратил из Новгорода перечислять в Киев дань и церковную десятину, после чего Владимир собрался с дружиной идти на сына, но смерть не дала сделать ему этого.

Когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, окружающие скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса о смерти его отца. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.

Семья и дети. У Владимира было 11 сыновей, двенадцатый, Святополк, был собственно сыном Ярополка.

В летописи приводятся их имена, но без определения, в каком порядке они следовали по старшинству: в одном месте они поставлены по матерям; в другом они следуют в ином порядке.

С.М.Соловьев на основании данных о распределении сыновей по областям и других известий предлагает следующую схему:

В Новгород, куда обыкновенно посылался старший сын, был отправлен Вышеслав (т.е. он предполагается старшим), но в предшествующем исчислении жен Владимировых, Вышеслав поставлен после сыновей Рогнеды и гречанки (Юлии), вдовы Ярополковой, и назван сыном чехини. Если Вышеслав был старший, то должен был родиться от первого брака, заключенного или в Новгороде или в Скандинавии, когда ему было лет 18. Иоакимовская летопись дает удовлетворительное объяснение, называя мать Вышеслава Оловою, женою варяжскою.

За Вышеславом следует Изяслав. Тотчас после брака на Рогнеде Владимир женился на вдове брата своего Ярополка и рожденного ею Святополка следует поставить на 3-е место; Святополк получил Туровскую волость и по смерти Вышеслава и Изяслава оставался старшим в роде.

За Святополком следует Ярослав, тоже сын Рогнеды. Ярослав получил сперва Ростов, а после смерти Вышеслава переведен в Новгород. Этот перевод Ярослава мимо старшего Святополка объясняется свидетельством Дитмара, что Святополк в это время был под гневом отца и даже в заключении. Всеволод, тоже сын Рогнеды, получил Владимир-Волынский.

Святослав, сын Малфриды, получил землю Древлянскую;
Мать Мстислава, получившего Тмутаракань, Иоаким называет Аделью (Адилью); Станислава, второго сына Адели, тот же Иоаким отсылает в Смоленск, а Судислава — в Псков;

Теперь остается определить мать и возраст Бориса и Глеба. В начальной Киевской летописи матерью их названа болгарыня, волостью первого — Ростов, а второго — Муром.

Но ясно, что здесь упоминается уже второе распоряжение (996), потому что при первом распределении Ростов был отдан Ярославу; поэтому в некоторых списках, бывших в руках у Татищева, прибавлено, что сначала Борис получил Муром, а Глеб — Суздаль. Молчание древнейших списков о волостях Бориса, Глеба, Станислава, Судислава и Позвизда, приводит к заключению, что во время первой рассылки все эти князья были очень малы или не родились вовсе.

В летописи Иоакима матерью Бориса и Глеба названа царевна Анна. В этом случае в год смерти отца Борису не могло быть более 25 лет, но по описанию можно судить, что он был гораздо моложе.

Дети: Вышеслав, князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.
Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

Изяслав, князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
Мстислав; если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, см. ниже), то, скорее всего, умер в младенчестве.
Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — киевский.
Всеволод, князь Владимира-Волынский, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году.
Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым.
Премислава (ум. в 1015 году), по некоторым источникам с 1000 года жена венгерского принца Ласло Лысого(ум. 1029).
Мстислава, в 1018 году среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.
Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников.
Станислав, князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны). (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).
Судислав, князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев. (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).
Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.
Борис, князь ростовский.
Глеб, князь муромский.
Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира. (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).
Добронега-Мария (ум. 1087) — стала женой короля Польши Казимира I.
Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени.

vybor_very_knyazhem_vladimirom._kartina_neizhvestnogo_hudojnika_na_stene_andreevskoiy_tserkvi_kiev_19_vek

Выбор веры князем Владимиром. Картина неизвестного художника на стене Андреевской церкви Киев 19 век.

b7

Завьялов Ф. Выбор веры князем Владимиром. 1847 г.

i._kovalenko_kreschenie_rusi._1_avgusta_988g

И.Коваленко. Крещение Руси 1 августа 988г.

s.v._ivanov_hristiane_i_yazhychniki

С.В.Иванов. Христиане и язычники

10670234_9dec6aae

Иванов Всеволод Борисович. Капище у озера

10669398_822bf75b (1)

Владимир и Рогнеда. Художник А. И. Транковский

7b5c1a9fdeb5

Владимир, Рогнеда, Изяслав. Книжная иллюстрация

10670173_572965c6

Владимир, Рогнеда, Изяслав. Книжная иллюстрация

s52177571

Владимир Святославович. Гравюра И.И. Матюшина с рисунка Ф.Г. Солнцева, 1889

03677392

R. Van Bergen. Vladimir I of Kiev. «Vladimir Svyatoslavich the Great (c. 958 – 15 July 1015, Berestovo) was the grand prince of Kiev who converted to Christianity in 988, and proceeded to baptise the whole Kievan Rus»

93228679

Владимир I В.П. Верещагин

s04177773

Андрей Рябушкин. «Добрыня Никитич». 1895.

10669552_90c40028

Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк

140px-D092D0BBD0B0D0B4D0B8D0BCD0B8D180_D186D0B0D180D18C_D09AD0B8D0B5D0B2_D09FD180D0B0D0B7D0B4D0BDD0B8D187D0BDD0B0D18F_D0BCD0B8D0BDD0B5D18F_1619

«Царь Владимир». Праздничная минея 1619 года

58

Золотник князя Владимира

200px-Zlatnik_HQ

Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.

280px-Odessa_numismatic_museum_photo_05

Сребреник великого Киевского князя Владимира. Одесский музей нумизматики

54

Изложение мусульманами своей веры князю Владимиру. Миниатюра из Радзивилловской рукописи

Vladimir2-1-267x300

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись.

220px-1000_Vladimir_2

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

320px-Владимир._памятник_князю_Владимиру_и_святителю_Фёдору

Памятник князю Владимиру и святителю Фёдору во Владимире.

55

Купель баптистерия, где принял крещение князь Владимир. Раскопки в Херсонесе

1351774830_pravlenie-vladimira

Карта. Правление Владимира

800px-Shepherd-byzanz_1000-enhanced_1-1900x1500

Древнерусское государство (светлозелёным цветом) в эпоху Владимира Великого

Лит.: Владимир Святой // Православная Богословская Энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.
Войтович Л. Княжеские династии Восточной Европы (конец IX — начало XVI в.).
Гильфердинг А. Ф. Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром. — М.: Тип. Александра Семёна, 1856. — 39 с.
Древняя Русь в свете зарубежных источников./ под редакцией Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия — Cерия: Жизнь замечательных людей; выпуск 738. Русское слово, 1997. 448 с., ISBN 5-235-02274-2. 10 000 экз.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М. «Молодая гвардия», 2006. — 464 с. — (ЖЗЛ). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02742-6
Карташёв А. В. Религиозно-социальная реформа князя Владимира.
Ключевский В. О. Курс русской истории.
Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. — М.: Языки русской культуры, 2001.
Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII в. СПб., 1913.
Ульянов О. Г. Венчание на царство Владимира Святого и утверждение царского титула Ивана Грозного в грамоте Константинопольского патриарха Иоасафа II // Историк и общество. Исторический факт и политическая полемика. Сборник статей / Отв. ред. М. П. Айзенштат. М.:ИВИ РАН, 2011. С. 80-97.
Федотов Г. П. Канонизация Святого Владимира. Владимирский сборник. Белград, 1938.
Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953;
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Т. 1.

Источник: deduhova.ru

Владимир Святославович, названный в крещении Василием, великий князь киевский, был сыном Святослава Игоревича и Ольгиной ключницы Mалуши, правнуком первого русского князя Рюрика.

Святослав, вознамерившись окончательно завоевать у греков Болгарию и поселиться в ней на Дунае, разделил сыновьям свои владения на Руси: старшему, Ярополку, отдал Киев, Олегу – Древлянскую область, а в Новгород, которым мало дорожил, и в котором уже тогда власть княжеская была весьма ограничена, послал Владимира. Поход Святослава кончился неудачно, и на возвратном пути он погиб под мечами печенегов, у порогов Днепра. Его юные сыновья мирно начали править своими княжествами. Старый Свенельд, полководец Святослава, сделался главным вельможей Ярополка. Случилось нечаянное бедствие: сын Свенельда, Лют, заехав охотиться в Древлянскую область, поссорился с Олегом, и был убит. Озлобленный Свенельд уговорил Ярополка отнять у Олега владение. Началась война. Олег был разбит, бежал; в бегстве его столкнули в глубокий ров, с моста, по которому спасались его воины. Ярополк присоединил Древлянскую область к Киевской, и стал свататься к Рогнеде, прекрасной дочери, полоцкого князя Рогвольда.

Памятник князю Владимиру в Севастополе

 

Владимир Святославович, услышав об этих делах Ярополка, и заметив, что новгородцы думают ему передаться, бежал за Балтийское море к варягам, и Ярополк немедленно прислал своих воевод в Новгород. Прошло два года, и Владимир, наняв сильную рать удалых варягов, возвратился в Новгород; жители подкрепили его собственными дружинами, и сильный теперь Владимир решил убить Ярополка. «Скажите брату моему, говорил он, отпуская киевских наместников, чтобы он готовился: я иду на него».

Ярополк чрезвычайно встревожился. Свенельд уже умер в это время. Пока Ярополк приготовлялся к войне, Владимир Святославович двинулся к Киеву. С дороги послал он к Полоцкому князю свататься за невесту брата своего. Гордая Рогнеда отвергла руку «сына рабыни». Оскорбленный Владимир устремился на Полоцк; взял его приступом; убил Рогвольда и двух сыновей его, а Рогнеду силою взял себе в супружество. От Полоцка Владимир обратился к Киеву, и обложил его. Ярополк, следуя изменническому совету своего любимца, Блуда, подкупленного новгородским князем, бежал в город Родню. Начавшийся там от тесноты голод ужасал Ярополка невозможностью долго защищаться. Блуд убеждал его покориться, и легковерный князь решился ехать в Киев к брату-врагу. Едва переступил он через порог терема, Блуд затворил за ним двери, и два воина пронзили несчастного князя мечами. Владимир Святославович объявил себя князем всех русских земель, и даже взял за себя вдову, супругу Ярополка, которая была тогда беременна и родила потом младенца Святополка. Владимир усыновил его и мирно начал княжить в Киеве.

 

 

Все ожидали в новом властителе воина смелого, отважного и свирепого; но Владимир Святославович показал в себе совершенно другие свойства. Он совсем не был государь воинственный, и употреблял оружие только для укрепления надежным союзом подвластных Киеву областей, где, после смерти Святослава и при мятежном княжении Ярополка, оказалось много замешательств. Полководец его, Волчий Хвост, снова усмирил радимичей и вятичей; сам Владимир подчинил своей власти литовское племя ятвягов (в бывшей Белостокской области) и западную Волынь, или Червенскую землю, с городами Перемышлем, Червенем и Владимиром Волынским. Обезопасив таким образом Киев извне, Владимир Святославович старался упрочить свое владычество и внутренними распоряжениями. Он заложил несколько новых городов по рекам Десне, Остру, Суле, Стугне, Трубежу, для защиты пределов государства от набегов печенежских, а для укрощения непокорности своих подданных, населял города переселенцами из разных мест, и через это лишал их возможности бунтовать. Из числа варягов, пришедших с ним из Новгорода, он оставил только избранных, а буйных и непокорных отправил в Грецию, прося императора принять их в службу, и не пускать обратно в Русь. Дружины свои князь Владимир составил преимущественно из славян и норманнов, уже родившихся между славянами; умел ласкать их, любил сам пировать с ними, и угощал их роскошно. В Киеве Владимир Святославович воздвиг на высоком холме истукан главного идола славян, Перуна, с серебряною головою и золотыми усами; поставил и другие истуканы, в угождение жрецам приносил им богатые жертвы, и после победы над ятвягами, велел даже убить в честь их двух христиан. Такими поступками Владимир приобрел любовь народа, войска, жрецов, и ему прощали все его слабости: роскошь, сладострастие, охоту гулять и веселиться. Он учредил при себе особый совет мудрых бояр и старцев, и советовался с ними об устроении законов и порядка. У Владимира Святославовича было от разных жен много сыновей, которых он поставил правителями по княжествам, а именно: Ярослава – в Новгороде, Изяслава, рожденного от Рогнеды, – в Полоцке, Бориса – в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава – в Древлянской области, Всеволода – на Волыни, Мстислава – в Тмутаракани, и Святополка, усыновленного племянника, – в Турове. Все они беспрекословно зависели от Владимира и не смели против него своевольствовать, как своевольствовали прежде князья норманнские.

Но Богу угодно было предоставить Владимиру Святославовичу великую славу Апостола России, и довершить то, что было начато Аскольдом и Диром, и о чем молилась бабка его, Ольга премудрая. Князь Владимир видел нелепость поклонения истуканам, грубое суеверие народа и обманы жрецов. Он видел притом, что повсюду уже водворено было христианство: в Швеции, в Польше, в Болгарии, но все еще не решался к решительному шагу. Говорят, будто долго испытывал Владимир Святославович различные веры, беседовал с прибывшими для этого в Киев евреями, мусульманами и католическими священниками; отправлял послов в Рим и Царьград рассматривать тамошнее богослужение, и наконец решил принять веру от греков, которую уже исповедовали многие из его подданных, и которая, кроме своей святости и православия, могла также доставить ему великие выгоды, в сношениях с византийцами. Посоветовавшись со своими старцами и вельможами, Владимир Святославович отправил в Царьград (Константинополь) посольство с объявлением о своей готовности принять Святое крещение по обряду Восточной Церкви, но с требованием, чтобы в награду за то юные греческие императоры, Василий и Константин, отдали за него сестру свою, царевну Анну; в противном случае грозил войною. Царевна, страшась быть супругою полуварвара, и гордые греки отринули предложение русских послов, и разгневанный князь Владимир собрал большое войско, отправился по Днепру в Тавриду, где находился богатый греческий город Херсон (Севастополь). Печенеги и хазары соединились с ним. Херсон был осажден с моря и сухого пути; защищался долго, но наконец был вынужден покориться Владимиру, который, по совету находившегося в городе греческого иерея Анастасия, перерыл скрытные водопроводы, доставлявшие жителям воду. В Царьград прибыло новое посольство Владимира Святославовича, с повторением прежних требований и обещанием возвратить Херсон в случае их принятия, но угрожая за отказ вторжением руссов в самую Грецию. Гордость греков умолкла; царевна согласилась. Её отправили в Херсон с великолепной свитой; Владимир благоговейно принял Святое крещение, и после того сочетался браком с Анной. В знак благодарности, он отдал Херсон грекам, послал на помощь императорам войско и с торжеством возвратился в Киев.

Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1893

 

Ревностный до того времени язычник, Владимир Святославович сделался столь же ревностным христианином. С изумлением и страхом увидели киевляне, что прежних богов их, по повелению князя, рубили, секли, ломали, с бесчестием волочили по Киеву, и бросали в Днепр. Еще более изумились они, когда объявлено им было повеление князя в назначенный день всем собраться на берег реки. Киевляне знали, что призываются для принятия новой веры, но искренно любя и уважая князя, беспрекословно повиновались. Торжественно явился Владимир, сопровождаемый княгиней Анной, боярами и духовенством. Отслужив молебен, в волны днепровские погрузили Св. Крест; народ в бесчисленном множестве вошел в реку, и когда все киевляне получили Св. крещение, Владимир Святославович, со слезами радости и громогласно, призвал на них благословение Небес. Немедленно сооружена была церковь святого Василия, на том самом холме, где прежде стоял кровавый жертвенник Перуна. Во все области русские посланы были проповедники, и после краткого и несвязного сопротивления язычников (в особенности вятичей и ростовцев) христианская вера сделалась господствующей по всей Руси. Не менее ревностно старался князь Владимир Святославович и о просвещении своих подданных. Он завел училища для детей, распространил власть духовенства над народом, издал особый устав о церковных судах (Кормчая книга), воздвиг в Киеве, при помощи греческих архитекторов и мастеров, великолепный соборный храм, и определил на вечные времена давать на него десятую часть со всех своих доходов, от чего и храм этот назван был Десятинным.

Крещение Руси князем Владимиром. Фреска В. Васнецова. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896

 

Удивительную кротость и благочестие во всех делах оказывал князь Владимир, как истинный христианин. Он призывал к себе бедных, кормил их, приказывал развозить припасы и хлеб для тех, кто не мог сам прийти в его княжеский терем. С соседними народами он жил миролюбиво; заключил дружеский союз с польским королем Болеславом и женил на его дочери своего племянника Святополка.

Двадцать семь лет продолжалось мирное княжение Владимира Святославовича, и только беспрестанные нападения печенегов нарушали тишину его. Дети Владимира возмужали, но повиновались ему. Тем сильнее, при конце жизни, оскорбило Владимира неожиданное своевольство Ярослава, князя новгородского, который, в угождение беспокойным и гордым новгородцам, отрекся платить положенную дань и не явился в Киев по требованию отца. Владимир решился привести Ярослава и новгородцев к повиновению войною. Он велел собирать войска; несмотря на старость, сам отправился в поход, но в городе Берестове заболел и скончался 15 июля 1015 года.

Благодарная память народа сохранила Владимира Святославовича для потомства в своем поверье и поэзии; церковь причла его к лику Святых. Это был последний князь, еще сохранявший в своих действиях и в своем нраве норманнские обычаи.

Источник: rushist.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.