Князь владимир креститель

Князь Владимир и крещение РусиИмя Владимира, Киевского князя, считается одним из наиболее значимых в российской истории (согласно данным Википедии). В народной памяти он остался под именем Владимир Красно Солнышко. Исторический портрет Владимира составлен по летописям и является довольно противоречивым.

  • Князь Владимир: краткая биография
  • Языческое правление
  • Принятие христианства
  • Завоевательные походы
  • Внутренняя политика и чеканка монеты
  • Чеканка монеты
  • Культура и социальная политика
  • Семья и дети Владимира
  • Последние годы жизни и правления

Князь Владимир: краткая биография

Князь Владимир СвятославовичТочная дата рождения князя Владимира неизвестна – предположительно он родился в 962 году нашей эры. Отцом Владимира был Святослав Игоревич, правитель Киевский. Матерью была ключница княгини Ольги – Малуша. Если верить летописям, великая княгиня Ольга разгневалась на Малушу и изгнала её в дальнее селение возле Пскова, где и родился мальчик. Там и прошли первые годы его жизни.

Через некоторое время ребёнок был отнят от матери и привезён в Киев. Его воспитанием занимались бабка, княгиня Ольга и Добрыня, дядя по матери. Добрыня был в то время воеводой в Киеве. Однако ещё долго будущего правителя преследовало обидное прозвище, которое обозначало «сын рабыни».

Отец князя, Святослав, потерпел поражение в военном походе на греков и был убит печенегами по дороге домой. Перед отъездом он разделил свои владения между сыновьями. Ярополк остался на княжестве в Киеве, а Олег стал править древлянами. Владимир же получил во владения Великий Новгород.

После смерти отца между старшими сыновьями завязалась междоусобица. Олег погиб и его владения Ярополк присоединил к своим. Затем Ярополк собрался продолжить свой поход на Великий Новгород. Владимир к тому времени успел бежать из города.


Через 2 года он вернулся в город с поддержкой в виде варяжьего войска и намеревается отомстить своему старшему брату. Новгородцы примыкают к войску Владимира.

В это время Владимир посватался к Рогнеде, дочери полоцкого правителя Роговолда. Однако княжна отказала ему, назвав сыном рабыни. Оскорбленный отказом, он разорил Полоцк, убил Роговолда и его сыновей и увёз с собой Рогнеду силой. После Полоцка он сразу же направляется к Киеву.

В 987 году Владимир провозглашает себя Киевским князем. Войско варягов потребовало себе дань за службу, и Владимир пообещал им заплатить, но не сдержал своих обещаний. Через месяц князь отослал варягов на службу в Константинополь и посоветовал византийскому императору разослать варягов по разным местам. Часть варяжских воевод Владимир поставил управлять своими городами.

Согласно летописям воскняжение Красного Солнышка произошло в Киеве в 980 году.

Языческое правление

Придя к власти, новый киевский князь принял целый ряд мер по изменению характера религиозного культа.

  1. Удивительные перемены произошли с князем Владимиром после крещенияВ Киеве было воздвигнуто капище, где были поставлены идолы шести основных славянских языческих богов.
  2. По некоторым сведениям, князь практиковал человеческие жертвоприношения языческим богам.
  3. Имеются косвенные исторические сведения о том, что прежний князь Ярополк активно высказывал свои симпатии к западным христианским религиозным направлениям. При Владимире в Киеве установилась языческая реакция.
  4. Во время языческих гонений на христиан погибли первые на Руси мученики-христиане— Иоанн и Федор.

Согласно Повести временных лет, киевский правитель был подвержен похоти, имел несколько жён и сотни наложниц в разных городах. Он отличался ненасытностью, водя к себе как замужних женщин, так и девственниц.

По версии православных источников, после принятия христианства князь освободил всех свих языческих жён. Рогнеда приняла монашеский постриг.

Принятие христианства

Существует легенда о выборе веры. Князь призывал к своему двору представителей различных религиозных конфессий – служителей иудаизма, ислама, католицизма. Однако после беседы с «греческим философом» он остановился на православной вере.

  1. Крещение РусиВ 987 году Владимир собрал совет бояр и принял решение о принятии Русью крещения по греческому канону.
  2. Через год он захватил Херсонес и потребовал отдать ему в жёны Анну, сестру византийских императоров Константина и Василия.

    ператоры ответили князю согласием, однако поставили условие – он должен был принять крещение, чтобы княжна вышла замуж за человека одной с собой веры. Византийцы отправили Анну со священниками в Херсонес. Владимир и его дружина прошли обряд крещения, поле чего был совершён обряд бракосочетания. Возвратившись в Киев, князь сразу же отдал приказание снести языческие идолы.
  3. В различных документальных источниках история принятия христианства излагается по-разному. По летописи, оставленной монахом Иаковом Черноризцем, князь крестился, захватил Херсонес и христианские святыни и только после этого стал свататься к сестре императоров византийских.

В современной историографии мнения о хронологии событий тех лет существенно расходятся.

Приняв крещение, Владимир принял имя Василия – такова была практика крещений того времени.

Крещение киевлян произошло относительно мирно. А вот в Новгороде народ поднял восстание, которое было подавлено силой. Руководил крещением в Новгороде Добрыня. После крещения была учреждена церковная иерархия и Русь вошла в состав Константинопольского патриархата.

Завоевательные походы

В 981 году Владимир воевал с князем польским Мешко и завоевал Перемышль и Червен.

  1. О жизни крестителя ВладимираВпервые он присоединил к своим владениям территории вятичей и обложил их данью.

  2. Ещё через год войска киевского княжества покорили племена ятвягов и открыли путь к Прибалтике.
  3. Около 984 года Владимир окончательно подчинил себе племена радимичей.
  4. Объединившись с кочевыми торками, он пошёл войной против болгар. Одержав над ними победу, князь заключил с побеждёнными мир, который оказался очень выгодным для Руси. В том же году он обложил данью хазар и получил у них титул каган.
  5. В 991 году нашей эры Владимир повёл свои войска в поход против белых хорватов и включил их в состав Древнерусских территорий.

В конце своей жизни князь принял участие в нескольких совместных походах на Армению и территории печенегов.

Внешнеполитическая деятельность Владимира была очень активной. За время своего пребывания у власти он успел заключить очень много договоров с правителями соседних государств – Венгрии, Польши, Чехии и Византии.

По-прежнему Русь беспокоили частые набеги печенежских племён. Чтобы обороняться от набегов, по юго-восточным и южным рубежам русского государства был возведён ряд крепостей и оборонительных сооружений, которые должны были сдерживать нападения кочевников.

Внутренняя политика и чеканка монеты

Все законы князь издавал только после согласования с советом. В состав княжеского совета входили военачальники и старейшины из разных городов. Кроме того, в совете были бояре и посадники.


В больших русских городах были организованы отдельные военные полки, которые носили название тысячи. В свою очередь, они подразделялись на сотни и десятки. Каждой тысячей командовал начальник, который вначале избирался жителями города, а впоследствии стал назначаться самим князем. Сотнями и десятками командовали выборные начальники.

Городские старейшины вместе с боярами и самим князем принимали участие во всех государственных делах и всех торжествах при княжеском дворе, кто и представлял собой земскую аристократию того времени.

Историки приписывают князю создание «Церковного Устава». В этом документе была определена иерархия и меры компетенции церковных судов. На сегодняшний день нет единого мнения, является ли этот документ более поздней подделкой или же он действительно написан Владимиром и позже в него внесены изменения.

Согласно летописи, вначале Владимир дал согласие на введение смертной казни по рекомендации херсонесского духовенства, однако позже решил оставить прежнюю меру наказания вирой.

Чеканка монеты

Владимир- креститель РусиПри князе Владимире на Руси начали чеканить монету – золотую и серебряную.


лалось это по византийскому образцу. На большинстве монет чеканилось изображение князя на престоле с подписью «Владимир на престоле». Были и другие варианты монеты — с изображением по грудь и с другими надписями. На некоторых серебряных монетах вместо имени Владимир было указано имя Василий, полученное князем в крещении. Вероятнее всего, мастерами-чеканщиками были приглашённые болгары. Цель выпуска таких монет была не экономическая необходимость, а скорее политическая. Русские золотые и серебряные монеты стали ещё одним знаком суверенитета русского христианского государства.

Прижизненный портрет князя Владимира сохранился только в виде изображения на монетах. На монетах же был изображён и его княжеский знак.

Культура и социальная политика

Времена правления князя тесно связаны с началом распространения в стране грамотности. Это было напрямую связано с крещением. Подобно многим другим прогрессивным реформам, образование внедрялось насильственным путём.

На должность наставников молодёжи приглашали болгар и византийцев. Однако уже через поколение среди русских людей выросло целое поколение мастеров слова, знатоков и ценителей литературы того времени. Наиболее известен среди них митрополит Илларион, который считается одним из первых на Руси писателей.

Во времена правления князя Владимира на Руси начали активно строить каменные здания. Тогда же были заложены города Белгород, Переяславль и множество других.

Согласно летописи, князь отличался щедростью и каждое воскресенье угощал народ на пирах. Легенде, он приказал нагрузить на телеги питье и еду и развозить по городу, наделяя всех нищих, больных и немощных.

Своей дружине князь уделял особое внимание — с ней он советовался во всех государственных делах и ни в чём не отказывал своим дружинникам.

Семья и дети Владимира


До принятия христианства Владимир имел репутацию великого распутника. Официально у него было несколько языческих браков – с Рогнедой, дочерью болгарского царя и чешской княжной. Кроме того, наложницей Владимира была вдова его брата Ярополка, которая к тому времени была беременна и вскоре родила сына Святополка. Владимир считал его своим законным наследником, однако, по некоторым данным, сам Святополк считал себя сыном погибшего Ярополка.

После того, как Владимир принял крещение, у него было 2 последовавших друг за другом брака с царевной Византии Анной и, после её смерти, с неизвестной, попавшей в плен к Святополку.

Считается что у Владимира было не менее 13 детей:

  1. Вышеслав, старший сын, новгородский князь.
  2. Святополк Окаянный – сын вдовы Ярополка. Был князем туровским, а затем киевским.
  3. Изяслав, князь полоцкий, сын Рогнеды. В летописях имеются сведения, как будучи ещё ребёнком, Изяслав вступился за мать перед отцом и был вместе с ней выслан в Полоцк. Изяслав считается родоначальником полоцких Рюриковичей.

  4. Ещё одним сыном Владимира и Рогнеды был Мстислав. Судя по всему, он умер во младенчестве.
  5. Ярослав мудрый – был ростовским князем, затем новгородским и киевским. Также сын Рогнеды.
  6. Всеволод, князь Владимир-Волынский.
  7. Дочерью Владимира и Рогнеды была Предслава, которую впоследствии сделал своей наложницей князь польский Болеслав Храбрый.
  8. Премислава.
  9. Мстислава.
  10. От Адельи князь Владимир имел сыновей Мстислава, князя тмутараканского и черниговского, Станислава, князя смоленского и Судислава, князя псковского.
  11. От богемской княжны Мальфриды у Владимира был рождён Святослав, князь древлянский.
  12. У болгарской княжны Милолики родились от Владимира сыновья Борис и Глеб.

По имеющимся летописным данным, у князя было ещё несколько детей, но не все они известны по именам. Не у всех детей также известны имена матерей.

Последние годы жизни и правления

В планы князя входило изменение принципов престолонаследия на Руси и передача власти своему любимому сыну Борису. Князь Святополк пытался организовать заговор против Владимира, который вскоре был раскрыт.

Скончался Владимир в 1015 году от болезней. Похоронили его в Киевской десятинной церкви. В 1240 году церковь была разрушена и саркофаги с телами князя и его жены Анны оказались под обломками.


Источник: pravoslavie.guru

Владимир Святославич Великий

Владимир Великий

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь). Родился ок. 960 года — умер 15 июля 1015 года. Князь новгородский (970—988), князь киевский (978—1015). Креститель Руси.

Владимир Святославич родился около 960 года. Точный год рождения Владимира неизвестен.

Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги. Сын рабыни («робичич» по словам Рогнеды), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.

Его отец Святослав родился в 942 году (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977 года, откуда историки выводят год рождения Владимира — 960-й год с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу.

Как предполагал Д. Прозоровский, будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги: «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици», — сказано в Никоновской летописи.

Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. Наиболее общепринятой считается версия, согласно которой Владимир Святославич родился под Псковом (деревня Будник), в вотчине своей бабки княгини Ольги. С его именем связывают также близлежащее городище Владимирец, названое так в 1462 г.: «лето 6970. заложиша псковичи иной городок на Володчине горе и нарекоша Володимирец».

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.

Владимир Великий (документальный фильм)

Захват Владимиром Киевского престола

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал в варяжские земли. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир «за морем» набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.

Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.

Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам.

Из первоисточников известно о жертвоприношениях русов при осаде Константинополя в 860 году и во время осады византийскими войсками крепости Доростол, где заперся Святослав в 971.

Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение об языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством.

Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви.

Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны…, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном. В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 …Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье». Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от Соломона, оставшегося язычником.

Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Крещение Владимиром Руси

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства (католицизма), но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно.

Так, Владимир говорит «немцам» (то есть проповедникам католицизма): «Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть» («Ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли»). В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».

Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках.

Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII века) сообщает: «И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан … И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам».

Согласно «Повести временных лет», в 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

Согласно монаху Иакову Черноризцу, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед: «и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий …И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя …И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей».

По Яхъе соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъе Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.

О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира: «Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, около 1000 года] поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа».

Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

Васнецов. Крещение Руси

Васнецов Крещение Руси

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.

Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в около 1000 года прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.

Владимир Великий 2

Военные походы Владимира Великого

В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше — в 979 году) Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.

В 981—982 годах Владимир впервые присоединил к Древнерусскому государству территорию вятичей, которые были обложены данью.

В 983 году Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.

В 984 году Владимир окончательно покорил радимичей, когда местное войско было разбито уже сторожевым киевским отрядом (радимичи Волчья Хвоста бегают).

В 985 году Владимир в союзе с кочевыми торками воевал против болгар. Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 году он обложил данью Хазарию. Владимир величался хазарским титулом каган.

В 988 году Владимир осадил Корсунь в Крыму. По Повести временных лет город сдался после длительной осады, когда русские перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.

В 989 году русские войска участвовали в подавлении мятежа болгар и военачальника Варды Фоки.

В 991 году был проведён поход в прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав Древнерусского государства.

В 1000 году 6 тыс. русских участвовали в византийском походе в Армению.

В 1015 году смерть Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов.

Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран, среди которых: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).

Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 году состоялась неудачная битва у Василёва, в 997 году — нападение на Киев, в 1001, в 1013 годах состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.).

Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По реке Рось это была Поросская оборонительная линия, по реке Суле — Посульская.

По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.

В 1006—1007 годах через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов (лат. senior Ruzorum). Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной (лат. cum exercitu) до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.

Карта: Древнерусское государство времен Владимира Великого (выделено светло-зеленым цветом)

Древнерусское государство времен Владимира Великого

Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных начальников) и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом».

Большие города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские.

Старцы, или старейшины, городские являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой.

Владимиру приписывается «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Долгое время считался подделкой XIII в., ныне возобладала точка зрения, согласно которой это подлинный устав Владимира, но с позднейшими добавлениями и искажениями.

По летописи, Владимир поначалу и согласился с представлениями херсонесского духовенства о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Некоторые исследователи считают, что Владимир пытался изменить порядок престолонаследия.

Владимир начал чеканку монеты — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводившей византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле); есть варианты с погрудным изображением и другим текстом легенды, в частности, на некоторых вариантах сребреников указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении.

Судя по неполногласной форме слов (не Володимѣръ, а Владимѣръ; не золото, а злато), монетные мастера были болгарами. Златники и сребреники Владимира стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Выпуск монеты был обусловлен не действительными экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

Только на монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира, принятый в XX веке Украиной в качестве государственного герба.

Златник Владимира Великого

Златник Владимира Великого

Сребреник Владимира Великого

Сребреник Владимира Великого

Сребреник Владимира Великого 2

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие реформы, проводилась она насильственно: «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых».

Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том числе учившиеся на Афоне. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме (990 год), Белгород (991 год), Переяславль (992 год) и многие другие.

Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать всё, что им нужно».

Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра».

Личная жизнь и семья Владимира Великого

Владимир был до крещения известен как «великий распутник» (лат. fornicator maximus, по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского).

Он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он, по некоторым данным, опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно. По одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё).

Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов». Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

Всего имел тринадцать сыновей и не менее десяти дочерей.

От «чехини» (по «Саге об Олаве сыне Трюггви» — Аллогии, по Татищеву — варяжки Оловы, «норвежской княжны Олавы»):

Вышеслав, князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.

От вдовы Ярополка Святославича (по родословиям — «грекини Предиславы» (жена с ок. 978):

Святополк Окаянный, князь туровский, затем киевский. Возможно был сыном не Владимира, а Ярополка Святославича, но Владимир признал его своим сыном.

От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с ок. 977):

Изяслав, князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей;
Мстислав — если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, однако во втором списке сыновей Владимира в «Повести временных лет» под 988 годом — единожды), то, скорее всего, умер в младенчестве;
Ярослав Мудрый, князь ростовский, после смерти Вышеслава — новгородский, после победы над Святополком — киевский;
Всеволод, князь Владимир-Волынский, иногда отождествляется с «Виссивальдом, конунгом из Гардарики», погибшим в Швеции в 993 году;
Предслава, сделана наложницей польским князем Болеславом I Храбрым;
Премислава (ум. в 1015 году), по некоторым источникам с 1000 года жена венгерского принца Ласло Лысого (ум. 1029);
Мстислава, в 1018 году среди других дочерей Владимира была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым.

От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным):

Мстислав Тмутараканский, князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников;
Станислав, князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны). (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»);
Судислав, князь псковский, в 1024—1059 в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев. (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»).

По летописи — «ѿ другия (Чехыни) Ст҃ослава». От «богемской княжны» Мальфриды:

Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.

От «болгарыни», по родословцам — «болгарской княжны Милолики», некоторые историки пытались идентифицировать её с царевной Анной:

Борис, князь ростовский;
Глеб, князь муромский.

Неизвестно, от какой жены:

Позвизд, судя по языческому имени родился до крещения Владимира. (По некоторым родословцам — также «от болгарыни»);
Добронега-Мария (ум. 1087) — стала женой короля Польши Казимира I.

Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 год было в живых не менее 9, как мы знаем из хроники Титмара. Точная судьба всех их неизвестна.

Польский историк Анджей Поппэ выдвинул весьма правдоподобную гипотезу, что жена новгородского посадника Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, дочерью Владимира была жена маркграфа Северной марки Бернхарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044) и мать маркграфа Вильгельма (ум. 1056).

Князь Владимир собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису.

В последние годы жизни Владимира Святополк устроил заговор против него, который был раскрыт и некоторое время Святополк находился в заточении. Ярослав прекратил из Новгорода перечислять в Киев дань и церковную десятину, после чего Владимир собрался с дружиной идти на сына, но смерть не дала сделать ему этого.

Когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, окружающие скрыли его смерть для того, чтобы уведомить Бориса о смерти его отца. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церковь, где он и был похоронен. Мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма.

Десятинная церковь была разрушена монголами в 1240 году и под её обломками оказались саркофаги князя Владимира, его жены и других.

В 1635 году в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.).

Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826 году, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века. Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом.

По косвенным данным, уже в первые годы после его смерти возникла агиографическая традиция, уподоблявшая князя апостолу Павлу, причём житийные рассказы об обращении Владимира (ослепшего и чудесным образом исцелившегося по молитвам христиан) встречаются и в западноевропейских памятниках этого времени. Уже в «Похвале кагану Владимиру» митрополит Иларион именует князя «блаженным» («О блаженый и треблаженый княже Володимерѣ, благовѣрне, и христолюбиве, и страннолюбче, мъзда твоа многа предъ Богомъ!»), хотя историки церкви признают его слова скорее пожеланием канонизации, нежели свершившимся фактом.

Согласно сербским Прологам XIV века, восходящим к древнерусским оригиналам середины XII века, официальное признание Владимира святым к середине XII века ещё не состоялось. Русские летописи также умалчивают о канонизации Владимира Крестителя.

Первые надёжные сведения об официальном почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени имеют память святого Владимира под 15 июля. Ряд исследователей выдвигал гипотезу, что начало почитания могло быть связано с победой новгородцев в Невской битве (1240 год), которая произошла 15 июля, но во многих древних списках жития Александра Невского в перечне святых дня Невской битвы как раз отсутствует имя Владимира. Вероятно, канонизация могла состояться во 2-й половине XIII века, так как именно этим периодом датируется Пролог со вставкой из проложного жития святого Владимира.

В 1635 году митрополит Киевский Пётр Могила обрёл мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что полагает начало почитанию его останков.

В 1853 году в Киеве был открыт памятник святому князю Владимиру и основан комитет по строительству Владимирского собора (освящён в 1896 году).

Особое внимание ко дню памяти святого Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в июле 1888 года. Указом Святейшего синода 1888 года «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти святого Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге — «имже бдение совершается». До того полагалась полиелейная служба. В связи с празднованием юбилея в Российской империи был воздвигнут ряд Князь-Владимирских храмов.

В русской эмиграции XX века церковное почитание князя в условиях начавшейся в 1929 году в СССР тотальной ликвидации организованной церковности приобрело политическое звучание. 18 (31) декабря 1929 года Архиерейский синод (Русская зарубежная церковь) по докладу митрополита Антония (Храповицкого) постановил «установить день Св. Равноапостольного Князя Владимира, Просветителя Руси, 15 (28) июля общим русским церковно-национальным праздником и просить архипастырей и пастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в этот день особенно отметить значение русской православной культуры и в церковной и государственной жизни русского государства».

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (1054), он почитается и католиками.

Русская церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики. Святой Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

С 2002 года святой Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Начинание по обретению внутренними войсками МВД России особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов благословлено Патриархом Алексием II.

В 2008 и 2010 годах соответственно на Украине и в России были установлены государственные памятные даты: День крещения Киевской Руси — Украины и День крещения Руси, приуроченные ко дню памяти князя Владимира.

Источник: stuki-druki.com

Рождение и первые шаги

кто такой князь владимирРодился будущий великий князь Владимир, креститель Руси, в селе Будятине. Это место до сих пор вызывает споры у историков, и, если верить Википедии, соотносится с современной деревней Будник, находящейся в Псковской области. 

Матерью будущего правителя была Малка (или Малуша), ключница княгини Ольги, бывшей одной из первых христианок на Руси. Его отец, Святослав Игоревич, бывший в то время правителем земли русской, много времени проводил в военных походах и о воспитании сыновей практически не заботился.

Несмотря на то, что Малка была всего лишь наложницей князя, Святослав сына признал. В то время сын знатного человека от рабыни рабом не считался.

Интересно! От чего помогает Киккская икона Божией Матери на Кипре.

Он же разделил между своими сыновьями крупные города – центры окрестных земель. Таким образом, на момент гибели Святослава были следующие князья:

  • Ярополк, старший сын, унаследовал Киев;
  • Олег правил древлянами, жившими в современной Белоруссии;
  • Владимир получил в княжение Новгород.

Первое время братья жили в мире и согласии, но через 5 лет после смерти отца между ними началась междоусобная распря. Формально поводом послужило убийство охотившегося в принадлежащих Олегу лесах сына воеводы Ярополка.

Согласно летописям, Свенельд, воевода Ярослава, мстя за смерть своего сына, уговорил князя пойти войной на Олега. Осажденный в городе Овруч Олег предпринял попытку прорваться через дружину Ярополка, но потерпел поражение и погиб, упав с моста в ров.

Владимир, которого с Олегом связывал союз и дружба, под влиянием своего дяди и воеводы Добрыни выступает на Киев.

Междоусобная война с Ярополком

князь владимир википедияПеред этим, «убоявшись» смерти от подосланных Ярополком убийц, будущий правитель бежит в Скандинавию, где набирает варягов для похода на брата. Вернувшись, он осаждает Полоцк. Городом правил в то время князь Рогволод, перешедший на сторону Ярополка в начавшейся войне.

Желание взять город подкрепляется местью княжеской дочери, Рогнеде, невесте Ярополка. В свое время желавший жениться на ней Владимир получил отказ в грубой форме.

Важно! Почему нельзя купаться в Ильин день: подробная история праздника.

Рогнеда прямо назвала его «робичичем», сыном рабыни, не достойным брака с ней. Это оскорбило князя Владимира и его воеводу Добрыню, которому мать правителя приходилась сестрой. Добрыня сыграет большую роль в начальный период правления Владимира.

Взяв Полоцк, князь насильно берет в жены Рогнеду, убив перед этим ее отца и братьев. За Полоцком наступает черед Киева.

Ярополк, не имеющий поддержки в городе, поверив в уговоры верных людей, подкупленных Владимиром, бежит в город Родень, стоявший недалеко от современного Канева. Там его убивают приехавшие «на переговоры» варяги будущего крестителя Руси.

После окончания войны варяжская дружина требует с князя обещанной им платы. Понимая, что сбор награды вызовет недовольство в Киеве, а неуплата повлечет грабеж города, Владимир берет на службу нескольких самых активных скандинавов, а остальных отправляет в Константинополь на службу Басилевсу. Так начинается правление князя на Руси.

Важно! Изучаем церковные термины: что это такое нимб.

Религиозные преобразования

владимир креститель руси биографияВ Киеве новый правитель Руси обращает внимание на государственную религию. В то время Русь была языческой, и народ верил в несколько десятков богов, каждый из которых, подобно греческим или римским аналогам, отвечал за определенную сферу жизни.

Распространение монотеистических религий, укрепление христианства как основной религии важнейших и ближайших соседей повлияли на решение упорядочить веру на Руси.

Сначала он пробует реформировать язычество. В Киеве воздвигнуто капище, по некоторым гипотезам, на месте христианского храма. На нем по приказу правителя устанавливаются шесть самых значимых богов язычества по княжеской версии:

  • Перун, бог-громовержец;
  • Хорс, бог-солнце, связанный с иудаизмом и иранскими традициями;
  • Даждьбог, отвечавший за солнечный свет и плодородие;
  • Стрибог, вероятнее всего, заведовавший ветром;
  • Семаргл, обязанности которого точно не определены современными исследователями;
  • Мокош, олицетворение женского начала.

Однако эти действия не помогли ему достигнуть поставленных целей, вместо этого в Киеве и окрестных землях начались беспорядки, связанные с большим или меньшим почитанием тех или иных богов. Так, большое возмущение вызвало неприятие Велеса, бога скота, одного из главных защитников домашних животных в представлении древних русичей.

Обратите внимание! Религия в то время играла огромную роль, вряд ли сравнимую с современным миром.

Не вызвало это и желательной реакции за границей. Русских богов по-прежнему не воспринимали ни Византия, ни Европа, ни восточные соседи. Поэтому правитель Руси всерьез задумывается о смене веры на одну из господствовавших в те времена у соседей. Он пригласил к себе представителей католицизма, ислама, иудаизма и православного христианства.

Все посланцы старались выставить наилучшим образом свою веру, но все получили строгие ответы. Католики ушли ни с чем после слов князя о том, что наши отцы не приняли эту веру, значит, и нам негоже обращаться к Папе Римскому.

Мусульмане получили отказ из-за запрета употребления алкоголя. Иудеев ждал каверзный вопрос, раз их религия такая избранная, то где их родина? Поскольку Израиль в то время был ареной кровопролитных сражений, иудеи не нашли что ответить.

Познавательно! Кто такой Владимир Креститель Руси: краткая биография князя.

Христианство восточного обряда уже было знакомо и Владимиру, и его советникам. Еще его бабка, Ольга, крестилась, попросив самого византийского императора стать крестным отцом.

Крещение Владимира и всей Руси

князь владимир и его женыРешение было принято, и в Византию отправились послы правителя с просьбой помочь в крещении как самого правителя, так и всей земли русской. Империя же в тот момент переживала непростые времена. Варда Фока, имперский полководец и наместник, поднял восстание, объявив себя императором.

Константинопольская власть находилась в шаге от краха, и греки просят у русов помощи в войне. Князь отсылает в Царьград корпус из шести тысяч воинов, сыгравших решающую роль в борьбе с мятежниками. Сам же он осаждает Корсунь, столицу крымской провинции Византии, поддержавшую мятеж.

Осада длилась несколько месяцев. В итоге гарнизон был вынужден сдаться после того, как в город перекрыли подачу воды. Разные источники дают противоречивые данные о событиях, случившихся в этот же период времени.

За давностью лет сложно восстановить хронологию, но без сомнения остаются следующие факты из краткой биографии князя Владимира. В Корсуни или сразу после этих событий правитель Руси принимает крещение под именем Василий, в честь Басилевсов (или Василевсов при другом прочтении). Тогда же он берет себе в жёны принцессу Анну, сестру византийского императора, обещанную в случае успеха военной компании против Варды Фоки.

Остальных жен и наложниц он отпускает, многим даровав право выйти замуж снова или решать судьбу по собственному желанию. Свободу получила Рогнеда, незадолго до корсунских событий пытавшаяся убить мужа, мстя за позор своей семьи. Рогнеда, по самой распространенной версии, окончила свои дни в монастыре.

Затем в Киеве прошло крещение городского населения. Правителю не пришлось уговаривать киевлян, они были готовы к смене религии. Хуже дела обстояли в Новгороде и северо-западных землях.

Интересно! Когда можно попасть в храм Сошествия Святого Духа на Даниловском монастыре

Население, верное традициям предков, не желало принимать крещение, и воеводам, да и самому правителю, пришлось крестить Русь огнем и мечом. По сведениям летописцев, вплоть до XIII века в вятских землях исповедовали язычество, а кое-где остатки древних верований сохраняются по сей день.

Последние годы правления

фото князя владимираПосле крещения креститель Руси продолжал активную внешнюю и внутреннюю политику. Одной из главных забот было отражение печенежской угрозы. В степях в одном дне пути от Киевской Руси находились мобильные конные отряды кочевников, не желавших заключать какие-либо мирные договора с русскими.

Было нанесено несколько превентивных ударов княжеской дружины для решения этой угрозы, но далеко не всегда они заканчивались успешно для киевского воинства.

Заглядывая вперед, эту проблему не могли решить ни в годы правления Владимира, ни во времена его преемников. Лишь пришедшие половцы, используя ту же тактику, что и печенеги, смогли выдавить неуступчивых кочевников из степей в мир иной. В основной массе пешим воинам было трудно сражаться с легкой конницей печенегов.

Владимир заключал многочисленные союзы и искал дружбы со многими европейскими правителями своего времени. Известны его договоры с польским королем, чешским правителем, господином Болгарии. Раскол христианской церкви еще не был так силен, поэтому неплохие отношения были у Владимира с Папой Римским и его легатами.

Умер князь, как и положено деятелю того времени, в боевом походе против извечных врагов. Дату канонизации князя Владимира назвать сложно, но достоверно известно, что почитается он и в католическом мире, а значит, попал в святцы до Великого Раскола в 1054 году.

Интересные факты

князь владимир что сделалСогласно летописным источникам, до крещения исторический портрет Владимира отличался жестокостью и распутством. Известно, что у него было около тысячи наложниц по всему государству и не меньше трех жен. От них он имел тринадцать сыновей и около десятка дочерей, оставивших свой след в династических линиях средневековой Европы. 

Историки же указывают, что такое количество наложниц, вероятнее всего, увеличено летописцем с целью показать порочность князя-язычника и сравнить со святостью князя-христианина.

Среди киевлян правитель Руси пользовался большой популярностью не только из-за новой религии. Так, он часто устраивал пиры для горожан, причем не просто накрывал столы, а велел объезжать на телегах с провизией те дворы, жители которых были не в состоянии сами добраться до пиршества.

Известен он был и хлебосольством, отмеченным многочисленными путешественника, проезжавшими через Киев.

Важно! Сыновья крестителя стали первыми русскими официальными святыми. Борис и Глеб, павшие от руки убийц, подосланных старшим сыном Святополком Окаянным, возглавляют перечень святых, появившихся из новокрещеного народа.

Первым, кто стал чеканить монеты, был тоже князь. Сребренники и златники, выпущенные в Киеве, не были деньгами в нашем понимании. Их чеканили как символ власти, и, вероятно, как памятную награду за подвиги на поле боя. На них же стоит единственное прижизненное изображение этого правителя Руси.

Фото тогда не существовало и в помине, но современники могут узнать хотя бы примерно, как выглядел один из самых известных и почитаемых русских святых, который сделал Русь православной.

Источник: religiya.guru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector