Какие религии рассматривались князем владимиром

Летописный сюжет построен по схеме: прибывает посольство – разговор начинают сами проповедники – князь спрашивает о сути их учения и (или) задаёт вопрос, как правило, неудобный.

Мусульмане ведут себя как типичные язычники. Они выдвигают несвойственный исламу тезис: «если будет кто убог (беден), тут то и там (в раю)» [6, стб. 84–95]. В трактовке Новгородской первой летописи он звучит ещё более определённо: «Кто будет богат здесь, то и там, кто будет убог здесь, то и там» [7, с. 132]. Это нисколько не соответствует догмам ислама, согласно которым перед Аллахом все равны. Проповедь волжских болгар книжник представляет сквозь матрицу традиционных языческих верований, согласно которым человек сохраняет свой статус в ином мире. О язычески-«плотском» характере исламского рая свидетельствуют и слова послов о 70 «красных девицах», даруемых правоверному на том свете. Сексуальный аспект загробной жизни импонирует Владимиру, не противоречит восточнославянской языческой культуре, чего нельзя сказать об обрезании, воздержании от пития и свинины. И князь и книжник отвергают ислам в первую очередь потому, что культурный опыт славянского и мусульманского населения слишком разный.


Другое дело – близкие в культурном отношении к славянам германцы: «Земля твоя яко и земля наша, а вера твоя не яко вера наша», – говорят немцы Владимиру [6, стб. 85]. На их проповедь он ответил просто: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Иудейские и византийские послы начинают разговор с критики чужих конфессий. Особый интерес представляют следующие слова евреев: «христиане веруют в того, кого мы распяли» [6, стб. 85]. Подобный аргумент против христианства со стороны иудеев не единственный в древнерусской книжности. На унизительность распятия на кресте указывают евреи при попытке обратить в иудаизм мученика Евстратия в Киево-Печерском патерике: «Моисей закон принял от Бога и нам дал, и это в книгах говорится: “проклят всякий распятый на дереве”» [5, с. 24].

Надо полагать, факт распятия Бога необычайно волновал русских. Божество, не способное защитить себя, вряд ли могло, с точки зрения языческого сознания, защитить своих приверженцев. Убийца объекта поклонения превосходил жертву. Неестественная смерть персонажей, имевших сакральные (магические) функции, рассматривалась как локальная катастрофа.

В «Сказании о построении града Ярославля» Ярослав побеждает некого лютого зверя, после чего жители Медвежьего угла «ужаснулись и пали ниц перед Князем, и были как мёртвые» [4, с.


6]. Дело в том, что население Медвежьего угла поклонялось Волосу, и победа над «его» животным была воспринята как поражение самого языческого божества. Неудивительно, что Владимир воспринял замечание иудеев серьёзно, о чем свидетельствует его вопрос к греческому философу: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли» [6, стб. 87].

Философ быстро смекнул, каков должен быть ответ: «Воистину в того веруем, их (иудеев) же пророки предрекали яко Бог родится, а другие говорили: будет распят и погребён, но в 3 день воскреснет и на небеса взойдёт; они же этих пророков избивали, иных истязали; когда же сбылись их пророчества, сошёл Он на землю и распятие принял, и воскрес, на небо взойдя, от них же ожидая покаяния 46 лет; они же не покаялись, и послал на них Римлян, города их разбил и самих расточил по странам, где пребывают в рабстве» [6, стб. 87].

В отличие от иудейского посла, который оконфузился на провокационном вопросе Владимира «где есть земля ваша?», греческий философ проявил необходимое благоразумие. Это неудивительно, ведь летописец вкладывал в его уста собственное видение ответа, которое содержит три важнейших положения: (I) собственно иудейские пророки предрекали пришествие христианского Бога, (II) который, после того как его распяли евреи, воскрес, и (III) при этом не остался в долгу и отомстил. Здесь ни слова об искуплении грехов, адамовом грехе и пр. Все это философ скажет в ответе на следующий вопрос князя «ради чего сошёл Бог на землю?».


Таким образом, вопрос о судьбе распявших Христа для язычника Владимира становился краеугольным камнем восприятия новой веры: Древняя Русь, принимая христианство, должна была стать под покровительство сильного бога, который может постоять и за себя, и за Русь. Неудивительно, что в обильной антииудейской литературе, бытовавшей на Руси, особое внимание уделялось страданию иудеев. Сам характер наказания в отношении евреев – изгнание с родной земли – воспринимался как наивысшая кара. Согласно древнерусскому праву, человек, оторванный от родной земли, по своему положению приближался к рабам. Поэтому люди, не относящиеся к коренному населению, искали покровительство у князя. (При князе находилось множество людей, потерявших связь со своей малой родиной [изгои]. Покровительство у князя, надо полагать, искали и евреи.) Но это означало и потерю самостоятельности, и что ещё страшнее – сохранение этого статуса после смерти (в соответствии с языческими представлениями).

Философ сравнивает мусульман с жителями Содома и Гоморры, а также указывает на их нечистоплотность, явно искажая мусульманский обряд ритуального омовения. Согласно ему, вначале моются интимные части тела, а потом полоскается рот, но осуществляется все это в текучей, а не в стоячей воде.


На описанных сюжетах «выбор веры» в летописи не заканчивается. В 987 году Владимир созывает вече, на котором было решено отправить посольства для «испытания» вер [6, с. 106–107]. Русские отправились ко всем тем народам, послы которых побывали в Киеве. Не посетили они только Хазарский каганат, который к этому времени уже канул в Лету. Само иудейское посольство могло прибыть в Киев из Крыма, если не стало плодом выдумки книжника. Правда, Л. Н. Гумилёв выдвигал предположение, что текст летописи отразил реальную попытку хазарских иудеев захватить власть в Киеве, как они это сделали в Итиле [3, с. 252]. Последнее, однако, маловероятно. В Киеве иудейская община не смогла собрать даже 100 монет на спасение своего члена от долгового рабства. За целый год киевские евреи собрали только 60 дирхемов. На эту сумму можно было купить 6 овец (или 6 свиней) [8, с. 218].

Проповедь иудея в композиции летописи имела большое значение для демонстрации превосходства Нового Завета и «греческой веры». Именно евреи задают тот вопрос, который, как мы выяснили, волновал древнерусское население. И тем самым дают повод философу убедительно на него ответить.

В 987 году русские послы отправляются в Волжскую Булгарию, Византию и Германию. Какое впечатление они вынесли от лицезрения религиозных обрядов?


Послы отвергают ислам в первую очередь из-за его обрядовой и бытовой стороны: «смотрели, как они молятся в храме, стоят без пояса, поклонившись, сядет и глядит то туда, то сюда, как безумный, и нет веселия у них, но печаль и смрад большой» [6, с. 108]. Выбор между верой «немецкой» и верой «греческой» послы делают в пользу последней, в первую очередь, из-за внешней красоты обряда: «и пришли в немцы и видели в храме многие службы, а красоты не видели никакой» [6, с. 108]. Если ислам мог принести на Русь только скверну, иудаизм – отвержение и потерю самого главного – земли, то христианство по католическому образцу не принесло бы Руси ничего. Ибо земля их, как и земля наша. Зато Византия могла дать новому народу многое. Великая империя была мощнейшим государством Европы. Чисто внешний фактор – культурное богатство Византии – играл огромную роль. Восторженными словами описывают русские послы богослужение в Греции: «и не знали, были мы на земле или на небе, нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не можем этого описать, только то знаем: там Бог с людьми пребывает, и эта служба лучше всех».

Копирование греческих символов, замена имени императора именами князей в литургии, копирование греческой монетной системы [9] говорят о том, что Русь стремилась к Византии как к некоему идеалу. Так как в древности культурную, политическую и социальную стороны человеческой жизни не различали, политическая мощь и богатство империи в сознании древнерусского населения свидетельствовали о силе «греческой веры». Получив хрупкое господство над многочисленными разрозненными племенными образованиями, поляне грезили о едином мощном политическом образовании с центром в Киеве. Образовании, равном по величию, славе и красоте Византии.


Литература и источники:

1. Андрощук Ф. К истории обряда интронизации древнерусских князей («сидение на курганах») // Дружиннi старожитностi Центрально-Схiдної Європи VIII–XI ст.: Матерiали Мiжнародного польового археологiчного семiнару (Чернiгiв – Шестовиця 17–20 липня 2003 р.). Чернiгiв, 2003.

2. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М., 2003.

3. Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

4. Додаток: Сказание о построении града Ярославля // Писаренко Ю. Г. Велес– Волос в язичницькому свiтоглядi давньої Русi. Київ, 1997.

5. Киево-Печерский патерик // Древнерусские патерики. М., 1999.

6. ПСРЛ. Т. I: Лаврентьевская летопись.

7. ПСРЛ. Т. III: Новгородская первая летопись младшего и старшего изводов.

8. Пузанов В. В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты. Ижевск, 2007.

9. Cherniavsky M. Khan or Basileus: An Aspect of Russian mediaeval Political Theory // Journal of History of Ideas. 1959. Vol. 20.

Источник: rus-istoria.ru

Министерство  высшего образования РФ


Брянский  государственный технический университет

Кафедра философии, истории и социологии 
 
 
 
 

Контрольная работа по истории

на тему: «Владимир Святой и проблема выбора

монотеистической  религии» 
 
 
 
 
 

                Студентка группы З 11 ПРО(И)

                Корнюшкина  Д.О.

                Преподаватель Чувилин Л.И. 
                 
                 
                 
                 

Брянск 2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

§1.  Князь  Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи……………4

    1. Начало княжения……………………………………………………...….4
    2. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира…7
    3.   Причины принятия христианства………………………………..………9

Выводы по параграфу 1…………………………………………………………14

 §2.  Крещение  князя Владимира и его народа…………………………………15

    1. Личное крещение Владимира ……………………………………….…15
    2. Крещение Руси …………………………………………………………19
    3. Итоги и последствия принятия христианства…………………………23

Выводы по параграфу 2…………………………………………………………28

Заключение ……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

 

Введение

      На протяжении последних лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало пропагандировать атеизм, и народ вновь обратился к Богу. В некотором роде, даже стало модным, быть верующим человеком.


      На заре истории, религия как  основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур. Благодаря именно греческому христианству, русский народ приобрёл свой неповторимый национальный характер, который зачастую играл не последнюю роль в ходе исторического процесса. Вся наша история: наши войны, реформы, режим управления государством,  многочисленные революции,  гражданская позиция народа — всё это косвенно или прямо можно обосновать спецификой русской души.

      Все мы знаем, кто был крестителем Руси. И, как следует из вышесказанного, выбор Владимира Святого существенно повлиял на судьбу русского, а также белорусского и украинского народа.

      Таким образом, темой реферата  является князь Владимир и  его выбор, выбор монотеистической религии. Религии, которая объединит и просветит его народ, сформирует новую систему ценностей и выдвинет Русь на просторы мировой истории как цивилизованную христианскую страну.

      В этой работе будут рассматриваться  следующие основные вопросы: Каковы  причины обращения Владимира именно к христианству? Кто крестил самого князя? Когда произошла христианизация Руси? Каковы обстоятельства крещения? Как изменилась жизнь народа после крещения?


      Цель реферата — дать ответы на  все эти вопросы, составить  более или менее полную картину христианизации, её предпосылки и итоги, оценить влияние личности князя Владимира.

      Исследование проводилось по  материалам известнейших историков,  занимавшихся Русской Церковью. Среди них: Голубинский Е.Е., Карташев  А.В., Никитин В.А., Никольский Н.М, Пархоменко В., Скрынников Р.Г. и другие.

§1.  Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи

 

      В этом параграфе пойдёт речь  о деятельности князя Владимира  по объединению славянских племен  в единое государство, его княжении  на Киевском престоле,  о первом этапе религиозной реформы и предпосылках к принятию монотеистической религии. 

1.1. Начало княжения

       Владимир являлся незаконнорожденным  сыном Святослава от ключницы  Малуши. И после смерти отца  получил  в управление Новгородскую землю. Его брат Ярополк начал княжить в Киеве, а Олег – в «Деревах», Древлянской земле. Вскоре, Ярополк, идя по стопам своих предшественников, пытается объединить под своей властью все русские земли. И на пути к его единовластью стоят братья —  Олег и Владимир. В 977году Ярополк развязывает войну с Олегом и  разбивает его войско под Овручем, а сам князь погибает в давке при отступлении древлян  к воротам города. Вероятно, Ярополк собирался  повторить тоже и с Владимиром, но тот, напуганный известием об этих событиях, вместе со своим дядей Добрыней бежал за море в Скандинавию, а его брат, тем временем, посадил своего посадника в Новгороде и правил «един на Руси».

Но Владимир не собирался сдаваться. Вскоре с  отрядом наёмников-варягов он возвращается обратно и изгоняет посадника Ярополка, с предупреждением о готовящейся войне. 

      Прежде чем двинуться в поход  на Киев Владимир объединяет  под своей властью русский  север: варягов, словенов, чудь  и кривичей. Затем, завоевывает  Полоцк, тяготевший к Киеву. Победы следовали одна за другой, выявляя несомненное преимущество Владимира. Ярополк, сознавая своё неминуемое поражение, вынужден был сдаться брату, и был убит.

     Сев княжить в Киеве, Владимир поспешил избавиться от наплыва варяжских воинов, отправив их в Константинополь, и пресёк их попытку хозяйничать в городе, который они склонны были рассматривать в качестве своей военной добычи.

      Владимир, в отличие от своего  отца Святослава, не стремился  в чужие земли, чтобы основать  там сказочно-богатую, но призрачную «империю на далёком юге». Его землёй была Русь — Русь Киева и Чернигова, Новгорода и Полоцка, Смоленска и Переяславля, Русь в широком смысле этого слова, где живёт и трудится «словенеск язык».

       Деятельность Владимира вне Руси  определяется его планами внутреннего устройства и жизни Русской державы. Владимир начинает свою деятельность с объединения земель восточного славянства, с укрепления русской государственность, которая, чуть было, не рассыпалась после смерти Святослава.      В 981 году Владимир совершает поход на  «Ляхов», в результате которого князь захватил западноволынские города  Перемышль, Червень и другие. Таким образом, Владимир распространил  свою власть на Червенские грады, прочно и надолго включил их в состав древнерусского государства, связав их население с остальной частью Восточной Европы общностью политической, государственной жизни, а впоследствии, общностью религии, что, несомненно, имело огромное значение в дальнейшей судьбе Червоной Руси. Затем, Владимир одержал победы над булгарами и хазарами.

       В 992 г., согласно летописи Владимир  предпринял поход на «Хорваты»,  но он не являлся главной  целью. Гильденсгеймские анналы  сообщают, что в это время польский  король Болеслав был занят  большой войной с Русью, из  чего следует, что Владимир на самом деле воевал с Польшей. Поход был удачен и западные границы Руси, простиравшиеся от Карпат и до самой Пруссии, были укреплены.

      Но наибольшую опасность в  это время для Руси представляли печенеги. Опасность со стороны хищных и воинственных кочевников заставила Владимира ставить приграничные укрепления, состоящие из завалов, валов и тынов с воротами. Именно для борьбы с печенегами Владимир закладывает Белгород на реке Ирпени, укрепляет Переяславь. Своей энергичной деятельностью по обороне южных рубежей Владимир обезопасил киевскую землю от набегов печенегов, но сама опасность так и не была устранена, и продолжала висеть над Русской землёй вплоть до времён Ярослава.

      В эти же годы Владимир предпринимает  походы на вятичей и радимичей, чьи земли лежали у великого водного пути «из варяг в греки», после чего объединение русских земель вдоль этой важнейшей магистрали было закончено.

Закончено было и объединение всего восточного славянства в единое Киевское государство. Русские земли были объединены под одной властью, теперь оставалось сплотить их единством управления, законов, порядков, культуры, идеологии, религии.

      В первую очередь Владимир  стремился сосредоточить в своих  руках более непосредственную  власть над русскими землями,  для этого он посадил в городах своих сыновей вместо местных «светлых князей». Сыновья Владимира не были прочно, на всю жизнь связаны с определённым городом или землёй. Они лишь правили отдельными частями Руси от имени великого князя киевского. И отец мог в любую минуту перебросить их  в другой конец государства. Ни многочисленность княжеской семьи, ни наличие у Владимира 12 сыновей, ни посажение их по разным городам не могли ещё привести к Феодальной раздробленности.

      Во всей общественной жизни  Руси происходили существенные сдвиги, дофеодальная Русь быстро шла по пути развития классового феодального общества. Этот процесс шёл вглубь и вширь, создавая на месте предфеодальных  форм господства и подчинения  крепостнические отношения. Усложнялась не только социальная структура древнерусского общества, усложнились и политическая жизнь, и государственное устройство. Всё это не могло не привести к значительным сдвигам в области идеологии, а так как господствующей формой идеологии того времени была религия, то эти сдвиги должны были, прежде всего, вылиться в религиозную реформу. На месте племенных богов  и культов  должен был установиться единый пантеон, единый культ, который мог освятить перемены, произошедшие в социальной  и политической жизни древней Руси, нарождающиеся феодальные порядки, новый государственный строй; и с небес благотворить эти новые порядки. [3]

      

1.2. Язычество Славян. Первый этап религиозной реформы Владимира

       Для начала,  с нашей точки  зрения, необходимо охарактеризовать  религию древних славян, «корни которой на протяжении столетий не могло выкорчевать христианство и в конечном итоге, вынужденно было пойти на уступки» [3].

      Язычество славян включало в  себя магию, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ мёртвых — «навий»  четырёх стадий (I — упыри и берегини,  II —  рожаницы, III —  род, IV — домовые), отражающие период матриархата, патриархата и земледельческий культ, связанный с силами природы, земли и неба. Помимо рядовых божеств у древних славян существовали и главные боги. Это, прежде всего Сварог, — древний, и возможно главный бог, функции которого со временем перешли к специализированным божествам. Источником всего благополучия выступает бог солнца Даждьбог, он же Хорос, и, быть может, Ярило. Перун являлся богом грома и молнии, богом ветра выступает Стрибог. Волос, скотий бог и одновременно покровитель торговли. А так же загадочные Симаргл, Мокошь, Переплут, Дый, Троян.

      Следует подчеркнуть многоплемённый  характер древнерусской языческой  религии.  Наличие различных названий  для бога солнца, говорит о том, что племена по-своему называли бога солнца и, возможно по-своему поклонялись ему. Кроме того, были и другие многочисленные боги, разнообразные по происхождению и функциям, игравшие в языческой религии далеко не первую роль.

      Язычество на Руси не имело специальных служителей и жрецов, а были только волхвы, чьё религиозное и общественное служение состояло в прорицании будущего и практиковании различного рода сверхъестественных явлений. [1]

      Разумеется, такая пёстрая и многослойная религия не могла отвечать потребностям быстро развивающегося классового общества и государства.

      Всё это  и заставило Владимира  приняться за религиозную реформу.  Она проходила в два этапа.  Первый являлся ни чем иным  как модернизацией самой языческой религии. Прежде всего, Владимир превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины в  культ всей земли русской, а также  из всей массы богов выделяет пять наиболее главных: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. То, что Владимир превращает свой княжеско-дружинный культ, культ Рюриковичей, в религию всей русской земли, напрямую указывает на изменения, произошедшие в государственном строе — установление единой прочной, могущественной княжеской власти.

      Есть одна особенность языческой  реформы Владимира — она была  национальной, в той мере, в которой  этот термин может быть применён  по отношению к древней Руси. Она не ставила Русь в какую-либо  зависимость от другой страны. Для системы религиозных преобразований, отражающих изменения во внутренней жизни страны, было бы достаточно трансформировать языческую религию. Но для укрепления международного положения Руси было необходимо более решительное преобразование и включение Руси в  религиозную систему одного из центров тогдашнего цивилизованного мира. При сохранении языческой религии вообще, а с ней вместе языческого многобожия, трудно было добиться распространения культа того пантеона, который создал Владимир. Нужны были решительные меры по искоренению язычества, так как только таким путём можно было добиться религиозного единообразия. [3]

      Кроме того,  В.И. Петрушко отмечает, языческий культ — страшное сатанистское  по своей сути явление, при  Владимире приобрело ещё более  свирепый характер:  помимо ужасающих варварских ритуалов стали применяться доселе почти неизвестные славянам человеческие жертвоприношения. Так после победы над ятвягами были убиты  Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, которые стали первыми мучениками веры на Руси.

Источник: referat911.ru

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Бесспорный факт — князь Владимир Святой долгое время был ярым язычником. Он покланялся языческим богам, и долгие годы старался привить стране правильное с его точки зрения понимание язычества. Об этом говорят и официальные учебники по истории, в которых представлены однозначные факты, говорящие, что в Киеве Владимир установил памятники языческим богам и призывал народ покланяться им. Об этом сегодня снимается множество фильмов, в которых рассказывается о том, насколько это был значимый шаг для Руси. Однако, в этих же источниках говорится о том, что «безумное» стремление князя к язычеству привело не к объединению народа, а наоборот, к его разобщению. Почему это произошло? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять суть язычества и ту иерархию богов которая существовала. Эта иерархия представлена ниже:

Перун - первая реворма Владимира

  • Род
  • Лада
  • Сварог
  • Жив и Жива
  • ….
  • Перун (14-ый в общем списке).

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Мы углубились настолько в язычество и начальные шаги  Владимира в роле князя, потому, что именно в этом лежит причина принятия христианства на Руси. Князь, почитая Перуна, старался навязать эти взгляды всей стране, но потерпел неудачу, поскольку основная масса населения Руси понимала, что истинный бог, которому молились годами, – Род. Так провалилась первая религиозная реформа Владимира 980 года. Об этом пишут и в официальном учебнике по истории, забывая, правда, рассказать о том, что князь полностью перевернул язычество, что и привело к волнениям и провалу реформы. После этого в 988 году Владимир принимает христианство, как религию наиболее подходящую для себя и своего народа. Религия пришла из Византии, но для этого князю пришлось захватить Херсонес и жениться на византийской принцессе. Вернувшись в Русь с молодой женой, Владимир обратил все население в новую веру, причем люди с удовольствие приняли религию, и только в отдельных городах наблюдались незначительные сопротивления, которые быстро пресекались княжеской дружиной. Этот процесс описывается в «Повести временных лет».

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

«Повесть временных лет» и церковный Катехизис 1627 года

Повесть временных лет - описания крещения

Практически все, что нам известно о крещении Руси, мы знаем на основе произведения «повесть временных лет». Историки уверяют нас в достоверности самого произведения и тех событий, которые в нем описываются. В 988 году крестился великий князь, а в 989 году была крещена вся страна. Разумеется, на тот момент времени в стране не было священников для новой веры, поэтому они приехали на Русь из Византии. Эти священники привезли с собой обряды греческой церкви, а также книги и святые писания. Все это было переведено и составило основу новой веры нашей древней страны. Об этом говорит нам «Повесть временных лет» и эта версия представлена в официальных учебниках по истории.

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Примечательна в Катехизисе следующая фраза: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. В лето шесть тысящь УЧЗ (496 – славяне издревле обозначали цифры буквами). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском». Мы привели выдержку из 27 страницы Большого Катехизиса, специально сохранив стилистику того времени. Из этого следует, что на момент принятия христианства на Руси уже были епархии, как минимум в двух городах: Новгороде и Киеве. А ведь нам говорят, что церкви при Владимире не было и священники пришли из другой страны, но церковные книги уверяют об обратном – христианская церковь, пусть и в состоянии зарождения, но уже была у наших предков еще до самого крещения.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

  • На момент 1627 года русская церковь придерживалась мнения, что христианство было и до Владимира, как минимум в Новгороде и Киеве.
  • Большой Катехизис это официальный документ своего времени, по которому изучали, как богословие, так и частично историю.  Если предположить, что в этой книге действительно ложь, то получается, что на момент 1627 года никто не знал, как произошло принятия христианства на Руси! Ведь других версий нет, и всех учили «ложной версии».
  • «Правда» о крещении появилась только значительно позже и ее представляют Байер, Миллер и Шлецер. Это придворные историки, которые приехали из Пруссии  и описывали историю России. Что касается христианизации Руси, то эти историки основывали свою гипотезу именно на повести временных лет. Примечательно, что до них этот документ никакой исторической ценности не имел.

Роль немцев в истории России переоценить очень сложно. Практически все известные ученые признают, что наша история написана немцами и в интересах немца. Примечательно, что, например, Ломоносов порой доходил до драк с приезжими «историками», поскольку те нагло переписывали историю России и всех славян.

Православные или правоверные?

Православные христиане или правоверные

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка — христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Значение принятия христианства на Руси

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению  Руси.

Популярные статьи:


Полтавская битва

Путь из варяг в греки

Император Павел 1

Присоединение Украины

 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

Причины принятия христианства

При выборе веры сыграло роль сразу несколько факторов. Одним из них было то, что бабушка святого  равноапостольного князя Владимира, святая Ольга, была православной христианской. Она строила храмы и желала распространить христианство на Руси.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КРЕЩЕНИИ РУСИ
Акимов Иван Акимович «Крещение княгини Ольги в Константинополе» 1792 Государственный Русский музей

Вторая причина носила прагматичные цели — князь почувствовал, что языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих мифических существ не очень соответствовала его государственным планам. Князь стремился объединить земли вокруг Киева, централизовать власть. Важным моментом процесса централизации было изменение мировоззрения. Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов, впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических религий.

Однако основной причиной того, что князь Владимир выбрал православную веру, является Божий промысел. Именно по воле Самого Господа произошло много удивительных событий, которые привели самого князя Владимира к искренней вере.

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.

Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.

Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.

Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», — с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения.

Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.

Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении)

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КРЕЩЕНИИ РУСИ
Владимирский кафедральный собор в Херсонесе

После того, как Владимир вновь обрел зрение, он стал смотреть на свою прошедшую жизнь другими глазами. В его сердце появилось искреннее стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ людей. Святой князь Владимир стал совершать много дел милосердия: он помогал нищим, отпустил своих наложниц, духовно наставлял людей.

Выбор веры Владимиром

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КРЕЩЕНИИ РУСИ
И. Е. Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822.

Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После болгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами.

Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев они с восторгом сообщили князю: «Не ведали где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КРЕЩЕНИИ РУСИ

Какая вера была до принятия христианства?

До 988 года, когда было принято христианство, на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также были и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее.

Изначально дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру.

Однако, несмотря на то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Несмотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.

Святой Владимир умер 15 (28 н. ст.) июля 1015 года.
«То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же… Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее. Мы же, христиане, не воздаем ему почестей, равных его деянию. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли»», — написано о Владимире в «Повести временных лет».

Когда отмечается праздник

День крещения Руси закреплён в законодательстве Российской Федерации «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России, и на укрепление российской государственности»

Отмечается ежегодно 28 июля, как «День памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира» — крестителя Руси (15 июля по юлианскому календарю). Как и все памятные даты в России, «День Крещения Руси» выходным днём не является.

Источник: moiarussia.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.