Характер князя олега

Он объединил под своей властью Новгород и Киев, подчинил древлян, северян и радимичей, лишив хазар дани, и заключил торговые соглашения с Царьградом, на врата которого он приколотил свой щит. Личность князя Олега, на фоне современных ему политических фигур Древней Руси имеет особую харизму. Его восславил в своей поэме сам Александр Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге», создав образ позитивного и, во многом удачливого правителя. Он ушел в так же небытие загадочно, как и появился в истории. Был ли князь Олег вообще? Был! Но откуда взялся и куда делся, доподлинно неизвестно.

Вещий Олег – это «серый кардинал» Рюрика?

Наслоение противоречивых сведений из летописей, саг и хроник, дают почву для разного рода фантастических версий о судьбе ключевой фигуры в истории Руси изначальной. Средневековый эпос изобилует загадочными фигурами, которые органично перекочевали из легенд в литературные произведения. Например, Мерлин — мудрый жрец, наставник и советник легендарного короля Артура. В ту пору многие правители разных стран держали около себя предсказателей будущего. Не исключено, что Олег подвизался в свите князя Рюрика на таком поприще.


Прозвище Олега «Вещий» говорит о его провидческом даре, да и имя Олег, или Хельге – это, скорее всего, титул волхва, второго человека в иерархии после князя. Может быть, наш герой исполнял роль своеобразного «серого кардинала» при князе Рюрике и наставника его малолетнего сына Игоря, но при этом оставался выдающимся воином и политиком. В Средние века у скандинавов, балтов и русов такие люди иногда наследовали умершему князю на судебном и даже военном поприще.

Повороты судьбы и легендарная смерть Олега

Олег получил в Новгороде власть регента после смерти князя Рюрика в 879 году. Через три года он захватил Киев. До 886 года покорил земли нижнего течения Днепра, создал Киевскую Русь, долго и успешно правил ею. Показателен факт, объявив себя великим князем, Олег не захотел быть родоначальником правящей династии. Оглашая некоторые свои решения, он ссылался на волю княжича Игоря, как прямого наследника верховной власти на Руси. Если брать за основу эти моменты, то имеет смысл искать мистические корни легендарной личности, и обратить внимание на его загадочную гибель.

Как утверждают многие исторические источники, смерть настигла князя Олега в 912 году. «Повесть временных лет» упоминает предсказание волхвов о том, что Олег станет жертвой своего коня. А. С. Пушкин превосходно обыграл эту интригу в своем бессмертном произведении. Но есть и вариант из Новгородской летописи про Каспийский поход князя Олега, предательство хазарского царя и трагедию русского войска. Было это или не было, пока достоверно не подтверждается. Одно ясно, мистические явление в историю Руси и уход из нее иллюстрируют не только загадку личности Олега, но и его величие.

Неординарная личность князя Олега


Таким образом, оккультная сторона — это интересная интрига личности князя Олега. Современники дали ему прозвище «Вещий» за то, что он обладал и видимо, наглядно демонстрировал свои сверхъестественные способности. Магические качества помогли ему возвыситься, долгое время удачно править и воевать, но не спасли его от преждевременной смерти, то ли от укуса змеи, то ли в дальнем походе на Каспийское море. И все же в личности князя Олега главное то, что этот воин и языческий жрец, внес свой решительный вклад в создание и укрепление могущества Киевской Руси.

Источник: histerl.ru


Пушкин был великим поэтом, которого интересовала не только настоящая и будущая судьба нашего народа, но и его прошлое. Читая произведения писателя, мы видим его интерес к истории страны, поэтому в его работах встречаются и события прошлых лет. Так в своей поэме Песнь о вещем Олеге, поэт использует легенду о смерти князя, что упоминалась в Повести временных лет. Итогом стала интересная работа Пушкина, которая познакомила нас с князем Олегом и его кончиной. Давайте же сделаем характеристику князя и поработаем над анализом его образа по стихотворению Песнь о вещем Олеге.

Характеристика князя Олега

В исторических летописях и в произведении Пушкина князя Олега называют вещим не просто так. Это лишь подтверждает такие черты его характера, как мудрость. Олег был сильный, умный и дальновидный князь, который с патриотическим рвением защищал свой народ. Князь Олег разумный правитель и могущественный воитель, что сражался с хазарами и овладел Константинополем. Он понимает, что такое дружба и преданность, что такое верность и благодарность.

Из поэмы Песнь о вещем Олеге мы узнаем, что князю суждено было расстаться с верным своим боевым товарищем — конем, с которым он прошел ни одну битву. А все потому, что волхв напророчил князю смерть от коня, хотя судьба вещего Олега была замечательная. Его оберегает хранитель, поэтому ни стрела, ни меч не пробивает его броню. Но даже здесь князь не просто отказался от животного и не пересел на другого коня.


приказал заботиться о своей старой лошади, которую пришлось отправить в отпуск. Спустя время Олегу становится известно о смерти его коня. Очень странно все выглядело, ведь он жив, в то время как его лошади уже нет. Очень жалел Олег, что так поступил и что поверил старцу. И решает князь напоследок отыскать могилу коня и попрощаться с ним. Вот только кудесник не ошибался, предсказывая каким образом погибнет вещий Олег. Так получилось, что в черепе лошади пряталась змея, она и укусила князя. Смерть была неминуемой.

Образ князя Олега

Получается, от смерти своей не убежишь. Каждому из нас написана книга жизни, и мы неподвластны в ней менять сюжет. Единственное, что мы можем, любить всех тех, кто нам дорог и близок. Быть с ними рядом, пока они дышат, чтобы потом не сожалеть о былом.


Источник: sochinyshka.ru

ПЛАН

Краткая биография князя Олега

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

Образ князя Олега в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Список литературы

Краткая биография князя Олега


Характер князя олега

Князь Олег (? — 912)

Первый киевский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.

Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: "Это будет мать городов русских". Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство — Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»


О Вещем Олеге — древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.

Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора "Повесть временных лет". "Повесть временных лет" — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван "вещим", т.е. волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, "людие погани и невеголоси"), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, "с могилой Ольговой", которая "есть… и до сего дни". Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже "вещий" князь, не в силах.


Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.

В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.

Три года правил Олег в Новгороде , а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.

В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата этой дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.


Собранную дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в соседних странах — Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю. Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.

Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.

По пути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.

Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян — и увидел на высоком берегу Днепра большой, красивый город. Назывался тот город — Киев. В Киеве княжили два князя — Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.

Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.

Он оставил большую часть своего войска позади, а сам, с юным Игорем и малой дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольду и Диру посланца: "Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть — может, чего купят".


Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.

Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: "Вы не княжеского рода, а я — князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!" Он подал знак своим воинам — и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.

Карамзин, очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочно осуждал: "Общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного".

Олег победителем вступил в город и повелел: "Да будет Киев матерью городам русским!" Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов. Так образовалось великое Киевское княжество — Киевская Русь.

Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену — Ольгу (по некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не уступил.

«В год 6415 (то есть в 907 по современному исчислению), — пишет летописец, — пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве».

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.


Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.

«И пришел Олег к Царьграду (Константинополю)». Вот показалась столица Византии — ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.

Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.

Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега, поясняет: "Так обычно поступают на войне".

Но самого Царьграда Олег взять не мог — цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.

Подул попутный ветер — и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.

«Греки же, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь"».

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим. Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.

Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных: "Может быть, он (Олег) велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное".

Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д.С. Лихачев пишет: "В условиях речного судоходства на севере Руси — корабли и ладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным. "Волочение" судов на колесах или катках происходило на Руси (…) в местах водоразделов рек (…). Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, как о чем-то удивительном. Это и понятно — "волоков" близ Киева не было. Однако для "новгородца" Олега и его новгородской дружины в этом не было ничего необычного".

Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов — Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.

В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины — славянскими богами Перуном и Велесом.

Источник: MirZnanii.com

Исторический портрет Олега Вещего

олег вещий

Годы правления: 879 – 912

Из биографии.

  • Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
  • Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Его называли Вещим, т.е.знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
  • Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
  • Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав « матерью городов русских».
  • В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать.
  • До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.

Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется « Песнь о вещем Олеге».

Картины В.М. Васнецова:олег вещий

1. Внутренняя политика Олега Вещего

Направления деятельности. Результаты.
1.Укрепление положения князя. Наложил дань на племена. Полюдье. Установил по всей территории общие налоги.Посадил своих посадников в города.Принял титул великого князя, все остальные — его данники.
2.Образование единого государства. 882-образование государства, Киев- столица( « матерь городов русских». Объединение двух центров — Киева и Новгорода. Объединение восточных племён.Подчинил племена  славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
3.Защита Киева- столицы Руси. Вокруг города построил новые укрепления.
4.Обеспечение безопасности государства . Строит окраинные города. «Нача города строити».

2. Внешняя политика Олега Вещего

Направления деятельности.
  1. ЮЖНОЕ направление: отношения с Византией. Налаживание торговых отношений.
907 и 911- походы, ПЕРВЫЕ торговые договоры, очень выгодные( беспошлинная торговля, могли жить месяц за счёт греков, получали месячину -месячное содержание в течение 6 месяцев и др.).
2.Восточное направление: отношения с Хазарией и кочевниками( степью).Обеспечение безопасности границ. Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей.(« Не дайте хазарам, а мне дайте»)Прекратил зависимость славян от хазар.

Итоги деятельности Олега Вещего:

1.образование  государства — в  882г. Первый правитель Руси, объединивший славянские племена вдоль пути « из варяг в греки».

2.придание княжеской власти авторитета и международного престижа

3.принятие титула великого князя, все остальные князья — его данники, вассалы.

4.оздание благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли,  формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.

5.упрочение внешнеполитического положение Руси.

Значение князя Олега в истории Руси огромно. Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

Хронология жизни и деятельности Олега Вещего

879-882 Князь Новгородский
882-912 Правитель Руси
883 Походы на древлян
884 Походы на северян
885 Походы на радимичей
882 Поход на Киев. Объединение Новгорода и Киева, принимает титул Великого князя киевского.
907 Поход на Византию (на Царьград), покорение вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев.
911 Первый письменный договор с Византией
912 Смерть Олега.

Олег Вещий в литературе:

А.С.Пушкин .« Песнь о Вещем Олеге» .1822г.

Б.Васильев. « Вещий Олег» 1996г.

Н.П. Павлищева .« Вещий Олег». 2008г.

 Автор: Мельникова Вера Александровна

Источник: istoricheskij-portret.ru

Пушкин был великим поэтом, которого интересовала не только настоящая и будущая судьба нашего народа, но и его прошлое. Читая произведения писателя, мы видим его интерес к истории страны, поэтому в его работах встречаются и события прошлых лет. Так в своей поэме Песнь о вещем Олеге, поэт использует легенду о смерти князя, что упоминалась в Повести временных лет. Итогом стала интересная работа Пушкина, которая познакомила нас с князем Олегом и его кончиной. Давайте же сделаем характеристику князя и поработаем над анализом его образа по стихотворению Песнь о вещем Олеге.

Характеристика князя Олега

В исторических летописях и в произведении Пушкина князя Олега называют вещим не просто так. Это лишь подтверждает такие черты его характера, как мудрость. Олег был сильный, умный и дальновидный князь, который с патриотическим рвением защищал свой народ. Князь Олег разумный правитель и могущественный воитель, что сражался с хазарами и овладел Константинополем. Он понимает, что такое дружба и преданность, что такое верность и благодарность.

Из поэмы Песнь о вещем Олеге мы узнаем, что князю суждено было расстаться с верным своим боевым товарищем — конем, с которым он прошел ни одну битву. А все потому, что волхв напророчил князю смерть от коня, хотя судьба вещего Олега была замечательная. Его оберегает хранитель, поэтому ни стрела, ни меч не пробивает его броню. Но даже здесь князь не просто отказался от животного и не пересел на другого коня. Он приказал заботиться о своей старой лошади, которую пришлось отправить в отпуск. Спустя время Олегу становится известно о смерти его коня. Очень странно все выглядело, ведь он жив, в то время как его лошади уже нет. Очень жалел Олег, что так поступил и что поверил старцу. И решает князь напоследок отыскать могилу коня и попрощаться с ним. Вот только кудесник не ошибался, предсказывая каким образом погибнет вещий Олег. Так получилось, что в черепе лошади пряталась змея, она и укусила князя. Смерть была неминуемой.

Образ князя Олега

Получается, от смерти своей не убежишь. Каждому из нас написана книга жизни, и мы неподвластны в ней менять сюжет. Единственное, что мы можем, любить всех тех, кто нам дорог и близок. Быть с ними рядом, пока они дышат, чтобы потом не сожалеть о былом.


Источник: sochinyshka.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector