Смута после ивана грозного


СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Смутное время в Московском государстве, было последствием тиранического правления Ивана Грозного, расшатавшего государственный и общественный строй страны. Захватывает конец XVI в. и начало XVII в., началось с прекращения династии Рюрика борьбой за престол, привело в брожение все слои русского населения, подвергло страну крайней опасности быть захваченной иностранцами. В октябре 1612 нижегородское ополчение (Ляпунов, Минин, Пожарский) освободило Москву от поляков и созвало выборных всей земли для избрания царя.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1907-09    

 

КОНЕЦ РОДА КАЛИТЫ

Несмотря на всю неудовлетворительность показаний, содержащихся в следственном деле, патриарх Иов удовлетворился ими и объявил на соборе: «Перед государем Михайлы и Григория Нагих и углицких посадских людей измена явная: царевичу Димитрию смерть учинилась Божиим судом; а Михайла Нагой государевых приказных людей, дьяка Михайлу Битяговского с сыном, Никиту Качалова и других дворян, жильцов и посадских людей, которые стояли за правду, велел побить напрасно, за то, что Михайла Битяговский с Михайлом Нагим часто бранился за государя, зачем он, Нагой, держал у себя ведуна, Андрюшу Мочалова, и много других ведунов.


такое великое изменное дело Михайла Нагой с братьею и мужики угличане, по своим винам, дошли до всякого наказанья. Но это дело земское, градское, то ведает бог да государь, все в его царской руке, и казнь, и опала, и милость, о том государю как Бог известит; а наша должность молить Бога о государе, государыне, о их многолетнем здравии и о тишине междоусобной брани».

Собор обвинил Нагих; но в народе винили Бориса, а народ памятлив и любит с событием, особенно его поразившим, соединять и все другие важные события. Легко понять впечатление, какое должна была произвести смерть Димитрия: и прежде гибли удельные в темницах, но против них было обвинение в крамолах, они наказывались государем; теперь же погиб ребенок невинный, погиб не в усобице, не за вину отца, не по приказу государеву, погиб от подданного. Скоро, в июне месяце, сделался страшный пожар в Москве, выгорел весь Белый город. Годунов расточил милости и льготы погоревшим: но понеслись слухи, что он нарочно велел зажечь Москву, дабы милостями привязать к себе ее жителей и заставить их забыть о Димитрии или, как говорили другие, дабы заставить царя, бывшего у Троицы, возвратиться в Москву, а не ехать в Углич для розыска; народ думал, что царь не оставит такого великого дела без личного исследования, народ ждал правды.


ух был так силен, что Годунов почел нужным опровергнуть его в Литве чрез посланника Исленьева, который получил наказ: «Станут спрашивать про пожары московские, то говорить: мне в то время не случилось быть в Москве; своровали мужики воры, люди Нагих, Афанасья с братьею: это на Москве сыскано. Если же кто молвит, что есть слухи, будто зажигали люди Годуновых, то отвечать: это какой-нибудь вор бездельник сказывал; лихому человеку воля затевать. Годуновы бояре именитые, великие». Пришел хан Казы-Гирей под Москву, и по Украйне понесся слух, что подвел его Борис Годунов, боясь земли за убийство царевича Димитрия; ходил этот слух между простыми людьми; алексинский сын боярский донес на своего крестьянина; крестьянина взяли и пытали в Москве; он оговорил многое множество людей; послали сыскивать по городам, много людей перехватали и пытали, кровь неповинную проливали, много людей с пыток померло, иных казнили и языки резали, иных по темницам поморили, и много мест от того запустело.

Через год после углицкого происшествия у царя родилась дочь Феодосия, но в следующем году ребенок умер; Феодор был долго печален, и в Москве был плач большой; к Ирине патриарх Иов писал утешительное послание, говорил, что она может помочь горю не слезами, не бесполезным изнурением тела, но молитвою, упованием, по вере даст бог чадородие, и приводил в пример св. Анну. В Москве плакало и говорили, что царскую дочь уморил Борис.


Через пять лет по смерти дочери, в самом конце 1597 года, царь Феодор занемог смертельною болезнию и 7 января 1598 года, в час утра, скончался. Мужеское племя Калиты пресеклось; оставалась одна женщина, дочь несчастного двоюродного брата Иоаннова, Владимира Андреевича, вдова титулярного ливонского короля Магнуса, Марфа (Марья) Владимировна, возвратившаяся по смерти мужа в Россию, но и она была мертва для света, была монахинею; пострижение ее, говорят, было невольное; у ней была дочь Евдокия; но и та умерла еще в детстве, говорят, также смертию неестественною. Оставался еще человек, который не только носил название царя и великого князя, но и действительно царствовал одно время в Москве по воле Грозного, крещеный касимовский хан, Симеон Бекбулатович. В начале царствования Феодора он еще упоминается в разрядах под именем царя тверского и первенствует пред боярами; но потом летопись говорит, что его свели в село Кушалино, дворовых людей было у него не много, жил он в скудости; наконец он ослеп, и в этом несчастии летопись прямо обвиняет Годунова. Не пощадили Годунова и от обвинения в смерти самого царя Феодора.

Соловьев С. М. Окончание царствования Федора Иоанновича. История России с древнейших времен

Смута после ивана грозного

УЖАСЫ ГОЛОДА

Отдадим должное Борису Годунову: он боролся с голодом как мог.


дным раздавали деньги, организовывали для них платные строительные работы. Но полученные деньги мгновенно обесценивались: ведь хлеба на рынке от этого не прибавлялось. Тогда Борис распорядился раздавать бесплатно хлеб из государственных хранилищ. Он надеялся подать тем добрый пример феодалам, но житницы бояр, монастырей и даже патриарха оставались закрытыми. А тем временем к бесплатному хлебу со всех сторон в Москву и в крупные города устремились голодающие. А хлеба не хватало на всех, тем более что раздатчики сами спекулировали хлебом. Рассказывали, что некоторые богатые люди не стеснялись переодеваться в лохмотья и получать бесплатный хлеб, чтобы продать его втридорога. Люди, мечтавшие о спасении, умирали в городах прямо на улицах. Только в Москве было похоронено 127 тыс. человек, а хоронить удавалось не всех. Современник говорит, что в те годы самыми сытыми были собаки и воронье: они поедали непохороненные трупы. Пока крестьяне в городах умирали в напрасном ожидании еды, их поля оставались необработанными и незасеянными. Так закладывались основы для продолжения голода.

Кобрин В. Смутное время — утраченные возможности

Смута после ивана грозного

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ ВРЕМЕН СМУТЫ

Подъем народных движений в начале XVII века был абсолютно неизбежен в условиях тотального голода. Знаменитое восстание Хлопка в 1603 году было спровоцировано самими владельцами холопов.


условиях голода владельцы изгоняли холопов, ибо им невыгодно было держать холопов у себя. Сам факт гибели воеводы И.Ф. Басманова в кровопролитном сражении конца 1603 года с холопами говорит о весьма значительной воинской организованности восставших (многие холопы, очевидно, тоже относились к разряду «служилых»). Резко снизился авторитет царской власти и лично Бориса Годунова. Служилые люди, особенно южных городов, ждали смены власти и устранения монарха нецарского рода, о чем все чаще начинали напоминать. Начиналась истинная «Смута», в которую немедленно включились и те, кто совсем недавно вынужден был покинуть Центральную Россию и искать счастья в ее пограничных, главным образом южных пределах, а также за пределами России.

Кузьмин А. Начало Смутного времени

 

МОСКВА ПОСЛЕ УБИЙСТВА ЛЖЕДМИТРИЯ

Между тем, Москва была усеяна трупами, которые несколько дней вывозили за город и там хоронили. Тело самозванца три дня лежало на площади, привлекая любопытных и желающих обругать хотя бы труп. Затем его захоронили за Серпуховскими воротами. Но и на этом преследования убитого не закончились. Неделю с 18 по 25 мая стояли сильные морозы (не так редкие в мае-июне и в наше время), наносившие большой ущерб садам и полям. За самозванцем и раньше следовал шепот о его чародействе. В условиях чрезвычайной неустойчивости бытия, суеверия разливались рекой: что-то страшное видели над могилой Лжедмитрия, и с ним связывали возникшие природные катаклизмы.


гилу раскопали, тело сожгли, а пепел, смешав с порохом, выстрелили из пушки, направив ее в ту сторону, откуда пришел Расстрига. Этот пушечный выстрел, однако, создал Шуйскому и его окружению неожиданные проблемы. В Речи Посполитой и Германии распространялись слухи, что казнен вовсе не «Дмитрий», а какой-то его слуга, «Дмитрий» же спасся и бежал в Путивль или куда-то в польско-литовские земли.

Кузьмин А. Продолжение Смутного времени

 Смута после ивана грозного

ПРОТИВОБОРСТВО С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ

Смутное время не закончилось в одночасье после освобождения Москвы силами Второго ополчения. Помимо борьбы против внутренних «воров», вплоть до заключения в 1618 г. Деулинского перемирия продолжались военные действия между Россией и Речью Посполитой. Ситуацию этих лет можно охарактеризовать, как широкомасштабную пограничную войну, которую вели местные воеводы, опираясь, в основном, только на местные силы. Характерной особенностью военных действий на пограничье в этот период являются глубокие опустошительные рейды на территорию противника. Эти удары были нацелены, как правило, на определенные укрепленные города, уничтожение которых приводило к утрате противником контроля над прилегающей к ним территорией. Задачей руководителей таких набегов было разрушить опорные пункты неприятеля, разорить деревни, угнать как можно больше пленников.

Зорин А. Великий рейд Александра Лисовского (март-декабрь 1615 г.)

Смута после ивана грозного

Источник: histrf.ru


Статьи — История

На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России династия Рюриковичей. После его смерти началось Смутное время.

Смута после ивана грозного

Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель. Знатные и влиятельные аристократические кланы стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой. Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV – его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник — царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года).

Борис Годунов (1584-1605)


Борис Годунов

Борис Годунов

После смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной (по некоторым данным он был слаб здоровьем и умом) и находился под опекой сперва совета бояр, затем своего шурина Бориса Годунова. При дворе началась упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. Но уже через год в результате "подковёрной борьбы" Борис Годунов расчистил себе дорогу от соперников (кто-то был обвинен в измене и сослан, кто-то насильно пострижен в монахи, кто-то вовремя "ушёл в мир иной"). Т.е. фактическим правителем государства стал боярин Борис Годунов. Во время царствования Фёдора Ивановича положение Бориса Годунова стало столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.

Боярская дума


С. В. Иванов. «Боярская дума»

После смерти Фёдора (7 января 1598 года), на Земском Соборе был избран новый царь — Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе).

Деятельность правления Годунова оценивается историками положительно. При нём началось всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.

Патриарх Иов

Патриарх Иов (1589—1605)

Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани были построены города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589) (будущий Волгоград), Саратов (1590).

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат — Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны (1558—1583). Началось сближение России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов.


стал приглашать иноземцев на службу. Для иностранной торговли власть создала режим наибольшего благоприятствования. При этом, строго ограждая русские интересы. При Годунове дворян стали посылать на Запад учиться. Правда ни один из уехавших пользы России не принес: обучившись, никто из них не захотел возвращаться на родину. Сам царь Борис очень хотел укрепить свои связи с Западом, породнившись с европейской династией, и предпринял немало усилий, чтобы выгодно выдать замуж свою дочь Ксению.

Начавшись успешно, царствование Бориса Годунова закончилось печально. Череда боярских заговоров (многие бояре питали враждебность по отношению к «выскочке») породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. Существуют данные, что царь прямо обвинил приближённых бояр в том, что появление самозванца Лжедмитрия I не обошлось без их содействия. В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжелыми поборами и произволом местных чиновников. А ходившие слухи о причастности Бориса Годунова к убийству наследника престола царевича Дмитрия Иоанновича ещё больше "подогревало" ситуацию. Таким образом, ненависть к Годунову к концу его царствования была всеобщей.

 Голод (1601 — 1603) 

Смута после ивана грозного

В 1601-1603 годах в стране разразился катастрофический голод, продолжавшийся 3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Только в Москве от голода умерли 127 000 человек, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю. Почва для появления самозванца была готова.

Лжедмитрий I (1 (11) июня 1605 — 17 (27) мая 1606)

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, чудом спасся и жив. 

В 1601 году на сцене появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, и вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.

По наиболее распространенной версии, Лжедмитрий — некто Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря (отчего и получил в народе прозвище Расстрига — лишённый духовного сана, т.е. степени священства). До монашества состоял на службе у Михаила Никитича Романова (брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича). После того, как в 1600 году началось гонение на семью Романовых со стороны Бориса Годунова, бежал в Железноборковский монастырь (Кострома) и постригся в монахи. Но вскоре он перешел в Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь (в московском Кремле). Там он быстро становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». Отрепьев  становится достаточно знакомым с патриархом Иовым и многими из думных бояр. Однако жизнь монаха его не привлекала. Около 1601 года он бежит в Речь Посполитую (Королевство Польское и Великое княжество Литовское), где объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». Далее его следы теряются в Польше до 1603 года.

Смута после ивана грозного

Отрепьев в Польше объявляет себя царевичем Дмитрием 

По некоторым источникам, Отрепьев перешёл в католичество и, провозгласив себя царевичем. Хотя самозванец к вопросам веры относился легковесно, питая равнодушие как к православным, так и к католическим традициям. Там же в Польше Отрепьев увидел и полюбил прекрасную и гордую панну Марину Мнишек.

Польша активно поддержала самозванца. Лжедмитрий в обмен на поддержку обещал после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костелы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать польского короля Сигизмунда III в его притязаниях на шведскую корону и содействовать сближению — а в конечном итоге, и слиянию, России с Речью Посполитой. В это же время Лжедмитрий обращается к римскому папе с грамотой, обещающей расположение и помощь.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

После частной аудиенции в Кракове с королём Польши Сигизмундом III, Лжедмитрий начал формировать отряд для похода на Москву. По некоторым данным, ему удалось собрать более 15 000 человек.

16 октября 1604 года Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Когда весть о наступлении Лжедмитрия дошла до Москвы, боярская верхушка, недовольная Годуновым, охотно была готова признать нового претендента на престол. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия».

Смута после ивана грозного

Успех Лжедмитрия I был вызван не столько военным фактором, сколько непопулярностью русского царя Бориса Годунова. Простые русские ратники неохотно сражались против того, кто мог по их мнению быть «истинным» царевичем, некоторые воеводы и вслух говорили что «неладно» бороться против истинного государя.

13 апреля 1605 года неожиданно умер Борис Годунов. Бояре присягнули на царство его сыну Фёдору, но уже 1 июня в Москве произошло восстание, и Фёдора Борисовича Годунова свергли. А 10 июня он вместе с матерью был убит. Народ пожелал видеть царем «богоданного» Дмитрия. 

Убедившись в поддержке дворян и народа, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий I торжественно въехал в Кремль. Нового царя сопровождали поляки. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля Лжедмитрий был коронован на царство новым патриархом Игнатием.

Впервые в русской истории западные иноземцы явились в Москву не по приглашению и не как люди зависимые, а как главные действующие лица. Самозванец привез с собой огромную свиту, оккупировавшую весь центр города. Впервые Москва заполнилась католиками, впервые московский двор начал жить не по русским, а по западным, точнее, польским законам. Впервые иностранцы стали помыкать русскими, как своими холопами, демонстративно показывая им, что они люди второго сорта. История пребывания поляков в Москве полна издевательств незваных гостей над хозяевами дома.

Лжедмитрий I

Лжедмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него. Англичане, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. В большинстве своих действий частью современных историков Лжедмитрий признаётся как новатор, который стремился европеизировать государство. При этом, он начал искать союзников на Западе, в особенности у Папы Римского и польского короля, в предполагаемый союз предполагалось включить также германского императора, французского короля и венецианцев.

Одной из слабостей Лжедмитрия были женщины, в том числе жёны и дочери бояр, которые фактически становились вольными или невольными наложницами царя. В числе них оказалась даже дочь Бориса Годунова Ксения, которую по причине её красоты самозванец пощадил при истреблении рода Годуновых, а потом несколько месяцев держал при себе. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на дочери полького воеводы Марины Мнишек, которая была коронована как русская царица без соблюдения православных обрядов. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица.

В это же время сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, народ любил Лжедмитрия, а с другой — подозревал в самозванстве. Зимой 1605 года схвачен был чудовский монах, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха подвергли пытке, но ничего не добившись, утопили в Москве-реке вместе с несколькими его сотоварищами.

Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания — казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф.

Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственней насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.

Василий Шуйский (1606-1610)

17 мая 1606 года в результате переворота под руководством людей Шуйского Лжедмитрий был убит. Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.

Убийство Лжедмитрия

Убийство Лжедмитрия

19 мая 1606 года царем стал Василий Шуйский (был коронован Новгородским митрополитом Исидором в Успенском соборе Московского Кремля как царь Василий IV 1 июня 1606 года). Подобное избрание являлось незаконным, но это никого из бояр не смутило.

С воцарением на троне Василия Шуйского Смута не прекратилась, а вступила в еще более сложную фазу. Царь Василий не был популярен в народе. Легитимность нового царя не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя». В отличие от Лжедмитрия Шуйский не мог выдать себя за потомка Рюриков и апеллировать к наследственному праву на престол. В отличие от Годунова заговорщик не был законно избран собором, а значит, не мог, как царь Борис, претендовать на легитимность своей власти. Он опирался лишь на узкий круг сторонников и не мог сопротивляться той стихии, что уже бушевала в стране.

В августе 1607 года объявился новый претендент на престол, реанимированный» все той же Польшей, — Лжедмитрий II.

Лжедмитрий II

Лжедмитрий II

Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище тушинского вора. В его войске было до 20 тысяч разноязыкого сброда. Вся эта масса рыскала по русской земле и вела себя так, как обычно и ведут себя оккупанты, то есть грабила, убивала и насиловала. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен в селе Тушино. Царь Василий Шуйский со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией — Тушинский лагерь.

Тушинский лагерь

Тушинский лагерь

В лагерь вскоре прибыли польский воевода Мнишек с дочерью. Как ни странно, Марина Мнишек "узнала" в самозванце своего бывшего жениха и тайно обвенчалась с Лжедмитрием II.

Лжедмитрий II, фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. К концу 1608 года значительная часть России оказалась под властью тушинцев, а Шуйский уже не контролировал регионы страны. Московское государство, казалось, навсегда перестало существовать.

В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря, а в осажденной Москве наступил голод. Пытаясь спасти положение, Василий Шуйский решил призвать на помощь наемников и обратился к шведам.

Осада Троице-Сергиевой Лавры

Осада Троице-Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II и польского гетмана Яна Сапеги

В декабре 1609 года, из-за наступления 15-тысячного шведского войска и предательства польских военачальников, которые стали присягать на верность королю Сигизмунду III, Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу, где год спустя был убит.

Междуцарстование (1610-1613)

Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.

В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».

Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины».

Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.

В результате, так называемая «Семибярщина» заключила договор с поляками об избрании на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.

Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль (в российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены).

Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.

Смута после ивана грозного

Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.

Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.

Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен. Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».

Народное ополчение Дмитрия Пожарского (1611-1612)

Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.

Оборона Троице-Сергиевой Лавры

Оборона Троице-Сергиевой Лавры, продолжавшаяся почти 16 месяцев — с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года

Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения (1611), начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения (1611-1612) во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон.

Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский

После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.

В самом конце декабря 1612 года Пожарский и Трубецкой разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей, «для земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя на Руси. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.

Земский собор 1613 года и избрание нового царя

Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.

6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор, на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.

Земской собор

Земской собор

Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.

Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили поддержки. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы и Петр Пронский. Предложили в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем». (В миру митрополит Филарет был боярином – Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)

Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова – сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство — Освященный собор.

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.

Смута после ивана грозного

В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

Подвиг Ивана Сусанина

Подвиг Ивана Сусанина

11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля. Торжества длились 3 дня.

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Ссылки по теме:
Предыстория рода Романовых
Михаил Фёдорович. Начало царственного Дома Романовых


РУССКАЯ СМУТА. История болезни (2012)

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Предпоссылки Смуты

На рубуже XVI – XVII веков Россия находилась в тяжелом состоянии. Опричная политика Ивана Грозного страшным ударом обрушилась на страну. Хозяйство пришло в упадок. Разрухе способствовала и затяжная, неудачная Ливонская война (1558–1583). Многие люди, спасаясь, бежали на южные окраины государства, где пополняли ряды казаков. В них росло недовольсво, просыпался бунтарский дух. Своим положением были не удовлетворены и дворяне. Мелкие и средние помещиеи требовали отмены урочных лет сыска беглых, т.е. полного прикрепления крестьян к земле, приращения земли к крестьянам, бодиться большей значимости в решении государственных дел.

Накопившиеся проблемы породили пятнадцатилетний период хаоса и разрухи в стране. В исторической науке его называют Смутным временем или просто Смутой.

Одной из главных причин Смуты был возникший в конце XVI века династический кризис.

Конец царской династии Рюриковичей

Когда Иван грозный умер, у него осталось двое сыновей. Старший, Фёдор, стал новым русским царём. Младшему, Дмитрию, было всего полтора года. Во владение ему дали город Углич. Туда и отправили маленького царевича с матерью – последней, седьмой по счёту, женой Ивана Грозного – Марией Нагой.

Большим влиянием при царе Фёдоре пользовался брат его жены Ирины – Борис Фёдоровчи Годунов. Он всеми способами стремился упрочить свою власть, а может быть, и сам надеялся в будущем занять трон.

Царевич Дмитрий от рождения страдал тяжелым недугом – эпилепсией. Временами с царевичем случались припадки. Его бросало оземь и било в страшных судорогах.

В полдень 15 мая 1591 года жители Углича услышали набат, который созывал их на главную площадь города. Оказалось, что во дворе терема, где жил с матерью царевич, стряслась беда. Выбежавшая на крик няньки Мария Нагая увидела, что мальчик лежит на земле, истекая кровью. Мария иступленно закричала, что её сына зарезали. горожане по наущению родственников царицы тут же убили тех, кого заподозрили в преступлении.

Вскоре в Углич прибыла специальная комиссия во главе с боярином Василием Ивановичем Шуйским. Она провела расследование, результат которого был однозначен – царевич играл с ножиком, и в это время у него случился припадок. Падая, мальчик наткнулся на остриё. Рана на шее оказалась смертельной. Однако в народе поползли слухи, что царевича убили люди, подосланные Борисом Годуновым.

Как бы то ни было, смерть Дмитрия действительно облегчила Борису путь к власти. У царя Фёдора не осталось наследников, и царская династия Рюриковичей заканчивалась.

Так события в Угличе стали прологом у грандиозной драме Смутного времени.

Правление Бориса Годунова

В 1598 году царь Федор Иоаннович скончался. Наступил звёздный час Бориса Годунова. Земский собор провозгласил его царём. Впервые в русской историина престоле оказался человек, занявший его не по праву рождения, а в силу выбора.

Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше народу. Московский люд целую неделю угощали мёдом и пивом. Боярам и дворянам выдали сразу тройное жалованье. Из тюрем освободили многих заключенных. Отменили смертную казнь.

Род Годуновых, хотя он и был древним, не мог соперничать по знатности со многоими боярскими фамилиями. Но родственные и свойственные узы связывали Бориса и с родами, близкими ко двору, и с самым царём Фёдором.

Во время церемонии венчания на царство Борис заявил: «Бог свидетель сему! Никто не будет в моём царствии нищ или беден», потом, взявшись за ворот сорочки, сказал: «И сию последнюю разделю со всеми». Но эти обещания оказалось не так-то легко выполнить.

В 1601 году в старне случился жестокий неурожай. Такими же неурожайными оказались и следующие два года. Разразился голод. Цены на хлеб выросли более чем в сто раз. Люди ели собак и кошек, глодали кору деревьев. Появились даже случаи людоедства. К тому же начались массовые эпидемии. Став царём, Годунов столкнулся с родственниками царя Фёдора по материнской линматеринской линии – боярской семьёй Романовых и расправился с ними. Главу рода, Фёдора Никитича Романова, насильно постригли в с именем Филарет и отправили в дальний монастырь. Других Романовых тоже ждали опала и ссылка.

Царь пытался установить предельные цены на хлеб, повелел раздавать нуждавшимся зерно из собственных запасов, но всё бестолку. Толпы голодных людей скитались по стране. То тут, то там вспыхивали народные волнения. Самым крупным было восстание казаков, холопов и крестьян под предводительсвом атамана Хлопка Косолапа (1603– 1604), которое с большим трудом удалось подавить. Но пламя народного гнева всё разгоралась.

Во всех бедах стали винить царя: Борис узурпировал трон, загубил царевича Дмитрия, получил власть не по праву рожедения, а был избран на царство. Неурожаи и мор воспринимались как божье наказание за принятое народом беззаконного, то есть незаконного, царя.

Но если этот царь незаконный, то где-то должен быть натсоящий, истинный потомок царского рода. Люди верили в доброго царя, готового прийти на смену Годунову. Народ ждал его. И он появился.

Лжедмитрий I

Самозванец появился в 1602 году в Речи Посполитой. Молодой человек, физически крепкий и внешне немного напоминавший погибшего царевича, объявил себя чудесно спасшимся Дмитрием. Считают что это был Юрий Богданович Отрепьев, сын небогатого галичского дворянина, ставший монахом московского Чудова монастыря под именем Григория.

В Польше, куда бежал самозванец, он обрел покровителя — воеводу города Сандомира Юрия Мнишка. Договорились, что Григорий жениться на его дочери — Марине Мнишек, а когда сядет на русский престол, отдаст ей во владение Новгородскую землю. Речи Посполитой он обязался передать Смоленскую и Северскую земли. Заручился самозванец и поддержкой католической церкви. Тайно приняв каталичество, Отрепьев после восшествия на престол должен ввести каталичество в русских землях.

Политическая поддержка Речи Посполитой сыграла большую роль в истории Лжедмитрия I. Но и русский народ был готов пойти за самозванцем.

Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым

В конце 1604 года с небольшим отрядом своих сторонников самозванец вступил в пределы Московского государства. Он выбрал не короткий путь — через Смоленск, а длинный — через Чернигов и Северские земли. Там находилось немало казаков и холопов, недовольных политикой Годунова.

Русские города один за другим переходили на сторону самозванца. Его воинство росло с каждым днем. Повсюду радостно встречали законного царя Дмитрия

Борис Годунов тоже собрал верные силы и под руководством боярина князя Федора Ивановича Мстиславскогодвинул их навстречу врагу.

У села Добрыничи в январе 1605 года войско авантюриста было разгромлено. Но это не погасило разгоровшийся пожар Смуты. Царь Борис не на шутку перепугался: власть ускользала из его рук. В этой тревожной обстановке 13 апреля 1605 года Борис Годунов внезапно скончался. Ходили слухи, что, не выдержав напряжения, царь принял яд. Наследником Бориса стал его молодой сын Федор, начавший править под руководством матери — Марии, дочери Малюты Скуратова. Однако царвствование Федора оказалось быстротечным. В Москве началось брожение. Между тем под городом Кромы близ Орла царские войска перешли на сторону самозванца. Теперь путь на столицу был открыт. Лжедмитрий направил в Москву двух дворян — Г. Пушкина и Н. Плещеева ( оба предки известных русских поэтом, правда не по прямой линии ). Они собрали на Красной площади народ и объявии о милостях нового царя. Москвичи взбунтовались, толпа ворвалась в Кремль. Федор Годунов и его мать были убиты.

20 июня 1605 года так называемый царевич Дмитрий Иоанович торжественно въехал в столицу, а через месяц венчался на царство. Церемония прошла в Московском Кремле, в двух главных соборах страны – Успенском, где венчались на царство все московские цари, и в Архангельском, где их погребали. Из далёкого монастыря привезли мать царевича Дмитрия на встречу с самозванцем. Бывшая царица признала в нём сына.

Правление Лжедмитрия I

Новому царю удалось склонить на свою сторону большинство Боярской думы. Патриархом Московской и всея Руси Лжедмитрий сделал своего ставленника грека Игнатия вместо сторонников Годуновых Иова.

Народ поначалу приветствовал самозванца, поскольку связывал с ним надежды на доброго государя. В этом и заключался успех столь легкого восшествия Отрепьева на российский престол.

Однако Лжедмитрий не оправдал ни надежд Польши, ни чаяний собственного народа. Он как бы оказался между двух огней: взяв обстоятельства перед поляками, он должен был их выполнить, но понимал, что это вызовет недовольсо в России. Поэтому Отрепьев не торопился ни отдавать русские территории Речи Посполитой, ни вводить в стране каталичество. Вместо обещанных земель полякам предложили денежный выкуп.

Внешне Лжедмитрий не походил на былых московских государей. В нем не было степенства, по дворцу он ходил так быстро, что бояре не поспевали за ним. Вместо послеобеденного отдыха он прогуливался по Москве. И даже сам вознамерился принимать челобитчиков. Все это не укладывалось в традиционные представления о русском государе.

Нарочитая простота Лжедмитрия отталкивала от него бояр. Странным он выглядел и в глазах простого люда. Особенно возмутила свадьба Лжедмитрия с приехавшей в Москву Мариной Мнишек. Появившиеся в столице поляки вели себя нагло и бесцеремонно. В народе пошли толки о том, что царь отвернулся от православных обычаев, потворствует латинянам.

Заговор против царя, и его смерть

Зыбкой ситуацией решили воспользоваться бояре во главе с В.И. Шуйским. Они организовали заговор против Лжедмтрия. Ранним утром 17 мая 1606 года заговорщики проникли в Кремль. Самозванца убили, труп его выволокли за Спасские ворота и сожгли, а пеплом по легенде, зарядили пушку, выстрелившую в ту сторону, откуда Лжедмитрий пожаловал в Москву. Марину Мнишек и польских шляхтичей из окружения самозванца отправили в ссылку.

Гибель Лжедмитрия весьма способствовала падению престижа царской власти. Фигура монарха уже не внушала людям прежнего трепета. Оказалось, царя можно всергнуть, а можно и убить. Открывался простор для последущих бесчинств Смутного времени

Иван Васильевич Шуйский

После свержения Лжедмитрия новым царём стал князь Василий Шуйский. Сторонники Шуйского заручились одобрением собравшегося на Красной Площади народа. Царь дал крестоцеловальную запись. В ней он обязан сохранять привелегии боярства, не казнить без суда, не отнимать боярские вотчины без согласия Думы, то есть править в соответствии с интересами боярской верхушки. Во время венчания на царство Шуйский принес присягу всей земле, то есть своим подданым.

Главным орудием своей политики он избрал хитрость и интригу, Шуйский был подозрителен, лицемерен, легко менял убеждения в зависимости от обстоятельств.

Желая пресечь всевозможные слухи о якобы спасшемся царевиче Дмитрии, Шуйский повелел торжественно перенести останки подлинного Дмитрия в Архангельский собор Московского Кремля. По его настоянию погибший царевич был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Во главе церкви вместо смещенного Игнатия теперь встал новый митрополит Гермоген.

Отныне любое выступление «под знаменами царевича Дмитрия» выглядело кощунством. Получалось, что всякий примкнувший в мятежникам противопоставлял себя церкви, ведь он дерзнул усомниться в мученстве святого царевича.

Однако это не остановило буйные головы на окраинах страны. Против царя Василия выступили воеводы некоторых городов, где уже зрели новые ростки Смуты.

Движение Болотникова

Призрак Лжедмитрия не давал покоя растревоженной стране. Его имя вновь стало знаменем и дворянской оппозиции и широких народных масс. В 1606 году нашелся и новый вождь движения – Иван Исаевич Болотников. Вероятно, он был дворянином, но служил военным холопом у князя Андрея Телятевского. Болотников побывал в крымском и турецком плену, несколько лет рабски трудился гребцом на галере, потом был захвачен в плен командой немецкого судна.

Оказавшись в Европе, скитался по странам, успел повоевать против турок в войсках австрийского импертора. Наконец попал в Речь Посполитую.

Здесь Болотников оказался в городе Самборе и в замке Мнишков встретился с двойников Отрепьева – неким Михаилом Молчановым, бежавшим из Москвы и выдававшим себя за чудом спасшегося царя Дмитрия.

От Молчанова Болотников получил небольшую денежную сумму и грамоту, скреплённую украденной из Москвы государственной печатью, в котроой Молчанов назначил его царским воеводой.

В России опорным пунктом Болотникова стал город Путивль. В южных уездах скопилось немало казаков, бывших сторонниками еще Лжедмитрия I. Имя царя Дмитрия было здесь популярным, и потому Болотников без труда собрал из казацких отрядов войско. Во главе его он начал свой поход на Москву.

К Болотникову стекались все недовольные новым московским царём. Активную роль в движении играли казаки, холопы, крестьяне и посадский люд. К войску Болотникова примкнули и дворяне, в том числе Истома Пашков, ставший одним из вождей восстания, и Прокопий Ляпунов. Воевода Путивля князь Г. Шаховской и даже бывший господин Болотникова князь А. Телятевский присоединились к нему. Поддержали его и народы Поволжья – мордва, марийцы, чуваши.

Восставшие разбили под Ельцом правительственные войска, захватили Калугу, Тулу, Каширу, Серпухов и другие города.

Участники движения не собирались менять государственное устройство. В прелестных письмах (от слова прельщать – привлекать) Болотников сулил народу избавление от тягот, призывал к борьбе с угнетателями. Это и обеспечивало ему немалую популярность.

В октябре 1606 года воинтсво Болотникова подступило к Москве. Началась двухмесячная осада столицы. На исход сражения, состоявшегося 2 декабря 1606 года, повлияло то, что дворяне И. Пашков и П. Ляпунов со своими отрядами переметнулись на сторону царя Василия. Основные силы Болотникова были разгромлены, и он отступил к Калуге.

Конец Болотникова

Под калугой, осаждённой царскими войеводами, судьба Болотникова казалась предрешенной. Но тут появилась неожиданная подмога. С Терека по Волге подошло войско, которое возглавлял новый самозванец, называвший себя царевичем Петром.

Это был казак Илья Иванов Коровин. В истории он известен с прозвищем Илейка Муромец, поскольку родился близ города Мурома. Но в отличие от легендарного богатыря, ловкий проходимец Илейка объвил себя сыном царя Фёдора Иоанновича, которого верные люди якобы долго скрывали в надёжном месте, а теперь настало время и он объявился.

По этой легенде Лжепётр оказывался даже более законным наследником престола, чем Лжедмитрий.

Войско Болотникова обрело нового претендента на цартсво. Восставшие вырвались из осады и подошли к Туле.

Поход на мятежный город возглавил сам царь Василий. Три месяца длилась осада, и только подлым обманом Шуйскому удалось захватить Тулу. Поверив обещаниям сохранить им жизнь, повстанцы сами открыли городские ворота.

Царь жестоко расправился с руководителями движения. Болотникова ослепили, а затем увезли в далёкий Каргополь и в 1608 году утопили. Лжепетра публично казнили.

Лжедмитрий II

Лжедмитрий II был школьным учителем в Шклове. Кто скрывался под его именем до сих пор неизвестно, по одной из версий был крещеным евреем по имени Богданко. При поддержке польских магнат в мае 1607 года самозванец направился в Москву.

Осада Москвы 

К самозванцу потянулись разгромленные отряды Болотникова, присоединились казаки под руководством атамана Ивана Мартыновича Заруцкого и прочий люд, недовольные правлением Василия Шуйского, в начале 1608 года войско Лжедмитрия II двинулось на Москву.

С ходу захватить столицу не удалось, и в июне 1608 года самозванец обосновался в подмосковном селе Тушино. По назаванию села получил гнусное прозвище Тушинский вор (ворами на руси называли государственных преступников, а не только грабителей.

Так началась новая осада Москвы, затянувшаяся на полтора года. Сюда, в Тушино сторонники Лжедмитрия II привезли и Марину Мнишек. Внешне новый самозванец не походил на её мужа, но жажда власти обуяла Марину, и она с радостью признала в самозванце бывшего супруга. Власть Лжедмитрия II постепенно распространилась на довольно значительную территорию. Тушинский лагерь стал своего рода второй столицей Русского государства. Правда, с уголовным уклоном. Здесь даже возникла своя система государственного управления — свои Боярская дума и приказы, даже свой патриарх им стал митрополит Филарет.(Федор Романов)

Предприимчивые бояре, в поисках легкой наживы переходили от Василия Шуйского к Лжедмитрию II и обратно. Особо ловкие пытались заручиться поддержкой сразу двух правителей.

Самозванец оставался марионеткой в руках польских воевод, которые ринулись грабить русские земли. Так отряд Яна Сапеги в сентябре 1608 года осадили Троице-Сергиев монастырь.

В расцвет самозванства стали появляться «Дети и внуки» Ивана грозного некоторые не вызывали никакого доверия из-за имен; Федорка, Гаврилка, Мартынка. Но кому то удавалось авантюра, «везунчики» пришли к самозванцу, поначалу он их ласково принял, но потом приказал повесить. Самозванец был такой « живучий» потому — что люди верили в хорошего и доброго царя.

Месяцами авантюрист безуспешно осаждал Москву. И поэтому Василий Шуйский заручился помощи у Швеции, Россия отказалась от Балктики, а Швеция помогала отбиваться от самозванца. Но мир со Швецией привел к войне с Речью Посполитой. Поскольку Польша находилась в состоянии войны со Швецией, польский король Сигизмунд III обьявил войну и России.

Польская армия вступила в пределы Московского царства. В сентябре 1609 года Сигизмунд III осадил Смоленск. Его жители в течении 20 месяцев героически защищали город во главе с воеводой Михаилом Шеиным.

Начало такой войны озночало конец авантюры. Теперь самозванец не нужен Речи Посполитой. После этого Сигизмунд III приказал полякам покинуть Тушино и идти к Смоленску, лагерь самозванца распался. В конце 1609 авантюрист бежал из Тушино в Калугу.

Тушинские бояре отправились под Смоленск. Там они заключили с Сигизмундом III соглавшениео призвании на московской престол его 16-летнего сына Владислава.

Условия договора сохраняли основы традиционного русского строя жизни. Принц (на Руси его называли королевич) должен был принять православие, сохранить административный порядок и сословную структуру страны, его власть предполагалось ограничить с помощью Боярской думы и Земского собора. Договор защищал интересы русских землевладельцев от посягательств польских панов.

Договор не был принят. Камнем преткновения оказался вопрос вероисповедания. Сигизмунд III намеревался присоединить Московское царство к Речи Посполитой, противился переходу сына в православие.

В марте 1610 года князь Скопин-Шуйский торжественно въехал в спасённую от Лжедмитрия II Москву. Именно на него возлагали москвичи главную надежду в войне с Польшей. Но в апреле 1610 года молодой воевода внезапно умер. Ходили слухи, что его отравила свояченица царя Василия, который испугался популярности Скопина. Во главе московских войск встал брат царя – князь Дмитрий Шуйский.

Летом 1610 года, оставив в тылу сопротивлявшийся Смоленск, основные польские силы двинулись к Москве. В сражении у села Клушина близ Можайска войска гётмана Станислава Жолкевского наголову разбили русскую рать. Путь на Москву был свободен.

В это время из Калуги к Москве вдруг вновь подступил Лжедмитрий II, потребовавший открыть ворота природному государю, как он себя называл.

С разгромом русской армии оказались развязанными руки и у шведов. Они начали захватывать северные русские, а в июле 1611 года заняли Новгород. Местные власти заключили договор со шведским королём Карлом IX соглашение, по которому новгородским государем становился его сын – Карл Филипп.

Территория Московского царства сужалась. На русской земле хозяйничили польские и шведские отряды, разбойничали шайки мятежников и самозванцев. На южные рубежы России созобновили свои побеги крымские татары.

Междуцарствие

Власть быстро ускользала из рук царя Василия. В июле 1610 года его свергли с престола, схватили и насильно постригли в монахи. Позже был вывезен в Речь Посполитую. Там бывший московский царь предстал перед торжествующими магнатами(польскими феодалами). Это было неслыханным унижение для Москвы.

Жалкий старик всё мог понадобиться полякам, поэтому Шуйского заточили в тюрьму, где он провел два года. Там он в сентябре 1612 года умер, а возможно был убит, когда оказался совсем бесполезным для поляков. Так бесславно закончил свою жизнь второй избранный русский царь.

В августе 1610 года Семибоярщина заключила договор с командующим польскими войсками С. Жолкевским. Бояре приглашали на русский престолВладислава, сына Сигизмунда III, на условиях, во многим схожих с условиями договора тушинских «бояр». Условием присяги польскому королевичу по — прежнему был его обязательный переход в православие.После свержения Шуйского к власти в Москве пришла группа членов Боярской думы. Они вошли в историю под названием Семибоярщина. Возглавил её князь Фёдор Иванович Мстиславский. Поначалу Семибоярщина действительно состояла из семи бояр, но потом её состав менялся.

Вскоре в Москве состоялась присяга новому московскому царю. Началась чеканка монеты с именем государя Владислава Жигимонтовича (Сигизмундовича). А в сентябре бояре открыли ворота города полякам и Москва была окупирована захватчиками.

Лжедмитрий II отошел к Калуге. Здесь в декабре 1610 года с ним расправился один из его сторонников.

Через месяц после этого Марина Мнишек родила сына, которого назвала в честь «деда» Иваном. Этот младенец и стар разменной монетой в бурной деятельности ловкой авантюристки. Нового самозванца современники назвали Воренком.

Приезд Владислава в Москву все откладывался. Тогда к Сигизмунду отправилось Великое посольство, в состав которого вошел и Филарет, считавшийся до того патриархом в Тушинском лагере.

Сигизмунд отказался снять осаду Смоленска и отпустить сына на престол в Москву. Он сам мечтал взойти на русский престол. Переговоры зашли в тупик, и через какое — то время польский король приказал арестовать послов.

Перед нашей страной встала реальная угроза потери независимости.

Первое ополчение

В этих условиях большую роль в организации отпора врагу сыграла Русская Православная Церковь. Именно она призвала народ к защиет православной веры и восстановление царства. Патриарх Гермоген отменил присягу Владиславу и призвал народ к сопротивлению. Поляки бросили его в темницу кремлёвского Чудова монастыря. Но слова опального патриарха и обращение настоятеля Троице — Сергиева монастыря Дионисия нашли отклик в сердцах людей. В январе 1611 годав Рязани стало формироваться всенародное ополчение для освобождения Москвы. Его возглавил дворянин Прокопий Петрович Ляпунов, ранее примыкавший к Болотникову. К рязанцам присоединились жители Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Мурома. Союзниками Ляпунова признали себя и казачий атаман Иван Тимофеевич Трубецкой с остатками сторонников Лжедмитрия II. Было создано и временное правительство — «Совет всея (всей) земли» Войска ополчения подошли к Москве. С трудом им удалось захватить Белый город, но Китай — город и Кремль оставались в руках польского гарнизона. Началась затянувшаяся осада, во время которой ополчение развалилось. Причиной тому послужили противоречия, возникшие в рядах самих ополченцов. Среди них было много казаков, отстраненных от руководства движением. Требуя для себя привелегий, казачество роптало. В июне 1611 года был принят «Приговор всея земли», по которому земельные владения изменников — бояр передавались служилым людям, а казакам назначалось жалованье. Ляпунов пытался обуздать казачьи грабежи населения и произвол. Ложные слухи о готовящейся расправенад казаками взорвали обстановку. 22 июля 1611 года казаки вызвали Ляпунова на свой круг (общий сбор) и убили его. Ополчение начало распадаться. Осада Москвы вяло продолжалось. В марте 1612 года ополченцы присягнули новому появившемуся царю.===Лжедмитрий III=== Он обьявился в конце 1611 года в Ивангороде, на севере-западной окраине Московского государства.

Там московский дьякон Сидорка и открыл простодушному люду свою тайну. Оказывается, он и есть тот самый царь Дмитрий Иоанович, который не погиб в Угличе, не был убит в Москве и даже уцелел от сабли в Калуге. В декабре 1611 года он обосновался в Пскове и вскоре получил прозвище Псковский вор.

Самозванство 

Слух о новом чудесном спасении царевича достиг под Москвой ополченцов. В Псков отправилась делегация. Хотя Сидорка был не похож ни на Григория Отрепьева, ни на Богданку Шкловского, ни тем более на подлинного царевича Дмитрия, казаки признали в нем царя.

Но авантюра в Лжедмитрием III оказалась недолгой. Летом 1612 года «Совет всей земли» сложил присягу самозванцу. Лжедмитрия схватили. Вскоре атаман Заруцкий со своими отрядами ушел из Москвы в Коломну. Там он принял сторону Марины Мнишек и Воренка.

Второе Народное ополчение

В июне 1611 года польская армия взяла Смоленск. Россия находилась на грани катастрофы. Захватчики один за другим отторгали от неё все новые и новые земли. В западных уездах хозяйничал Сигизмунд III. В Коломне — Марина Мнишек с Воренком. В Московском Кремле бесчинствовал польский гарнизон и окопались остатки Семибоярщины. По всей стране разгуливали шайки разбойников и авантюристов. Управление страны было нарушено. Страна погрузилась в хаос и анархию.

В этих условиях народ нашел в себе силы подняться на новое освободительское движение. В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин (Минин — не фамилия, а отчество) призвал народ к освобождению Родины. Под его руководством начался сбор средств и организация нового ополчения. Многие люди отдавали последнее ради спасения Отчизны. Во главе войск стал опытный полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578—1642).

В Ярославле в апреле 1612 года образовался второй Совет всей земли, сформировались приказы для управления страной. Население многих русских городов участвовало в создании ополчения.

Летом 1612 года войска Второго ополчения подошли к Москве и соединились с остатками Первого ополчения, которые возглавлял князь Трубецкий.

Началсь осада Китай-города и Кремля. Польский гарнизон сдерживал натиск ополчения. Между тем в разоренном Кремле свирепствовал голод. На помощь осаждённым двинулось польское войско под командование гетмана Ходкевича. В августе под Москвой оно потерпело поражение от войска, которым командовал Пожарский.

22 октября 1612 года, в день Казанской иконы Богоматери, был освобожден Китай-город. Впоследствии в память об этом на Красной площади в Москве возвели Казанский собор.

Вскоре настал и черед Кремля. 26 октября 1612 года польский гарнизон сдался. Сначала поляки выпустили небольшую группу русских бояр — жалкие остатки Семибоярщины. Впереди шел князь Мстиславский. Охая и стеная, он представлял себя жертвой произвола захватчиков. Следом вышли польские воины. Москва была освобождена.

Земский собор

Теперь перед «Советом всей земли» встала главная задача — избрать нового государя. Люди устали от казавшейся им бесконечной Смуты, они хотели успокоения. Вспоминали времена правления царя Федора Ивановича. Оно казалось таким спокойным и мирным, таким безмятежным. Все хотели видеть на российском престоле нового, законного монарха.

Для подготовки Земского собора «Совет всей земли» разослал соответствующие грамоты. В столицу съезжались представители различных уездов, городов и сословий. По некоторым сведениям, на соборе присутствовали даже выборочные от черносошных(государственных) крестьян.

Этот Земский собор был самым представительным из всех Земских соборов. Он начал свою работу в январе 1613 года. Возникло несколько претендентов на престол. Среди них были и некоторые члены Семибоярщины, и главы обоих ополчений — князь Д.Т Трубецкий и князь Д.М пожарский.

За избрание разгорелась нешуточная борьба. Посыпались щедрые обещания. Так, князь Трубецкий чуть ли не ежедневно устраивал на своем дворе щедрые пиры для казков. За полтора в гостях у него перебывало несколько тысяч человек. Казаки охотно угощались, но посмеивались над расточительностью «хлебосольного» хозяина. Тряхнули мошной и другие претенденты на русский трон.

Но московским царем стал совсем другой человек. 21 февраля 1613 года собор избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова. Он был сыном того самого Филарета (Федора Никитича Романова), который когда-то принял постриг по приказу Бориса Годунова, потом прибывал в тушинском лагере, а теперь находился в польском плену. 

Почему же выбор пал именно на Михаила? Романовы являлись старым боярским родом. В 1547 году одну из Романовых, Анастасию, взял в жены Иван Грозный. Сыном от этого брака и был царь Федор Иоанович.

Филарет доводился царице Анастасии родным племянников, а значит, и двоюродным братом царя Федора. Юный Михаил Федорович, таким образом, считался родней последнему царю из династии Рюриковичей.

Романовы пользовались немалой популярностью в том числе и в среде казачества. Казаки верили, будто царь Федор передал престол отцу Михаила — Федору Никитичу, но трон захватил Годунов. Потом, считали они, пошла череда незаконных царей, и вот теперь все следует вернуть к прежнему порядку. В избрании Михаила важную роль сыграли и бояре, поддержанные руководством и посадскими людьми. Ибрание царя к началу 1613г. становилось национальной задачей, реальным путем выхода из кризиса. В одной из грамот говорилось: «нигде государство без царя не стоит».

Помимо родства с царским родом, в Михаиле Федоровиче ценили и другое. Он не был связан ни с какими группировками Смутного времени и поэтому устраивал всех. Кроме того, молодой царь казался боярам не опасен, Они надеялись, что им без труда удастся управлять неопытным самодержанцем

Вступление Михаила Романова на престол

Михаил Федорович вместе с матерью, инокиней Марфой, находились в это времяв Костромском уезде.

Поляки, узнав об избрании юного романова новым царе, решили расправиться с ним, но не знали где точно он находится. Они потребовали у сельского старосты Ивана Осиповича Сусанина провести их к усадьбе Михаила Федоровича. Существует легенда, что Сусанин завел поляков в чащобу и в отместку враги зарубили его.

Этот подвиг остался в народной памяти, как пример героической самоотверженности, ради отчизны, ведь понятия «Царь» и «Родина» в представлении народа были очень близки.

Подвиг Сусанина воспет во многих замечательных творениях русской литературы, в том числе и в опере гениального русского композитора Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя»

В Ипатьевский монастырь, расположенный неподалеку от Костромы, к юному Михаил приехаип посланцы из Земского собора. Марфа не хотела пускать сына на русский престол и только после долгих уговоров «согласие. Вскоре Михаил с матерью отправились в Москву . По пути на встречу с ними стекался разный люд, видя в новом царе заступника.

11 июля 1613 года Михаил Федорович Романов был торжественно венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля. В России началось правление Романовых.

Источник: rushist.wikia.org


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.