Первый период правления ивана грозного

Источники не позволяют восстановить подробности политических обстоятельств, при которых в конце 40-х годов сложилось правительство, перенявшее руководство страной у Боярской думы, но мы знаем ту политическую фигуру, которая сыграла ключевую роль в формировании новой правящей группы. Этой фигурой был митрополит Макарий, мудрый и спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после бурных событий 1547 г., глава церкви — могущественного политического механизма, издавна поддерживавшего объединение княжеств вокруг Москвы.

При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников символизировать новое правительство — «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев и Сильвестр.

Бесспорно, что своим высоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию и поддержке со стороны царя и митрополита. Но надо иметь в виду, что авторитет царя еще только складывался. Иначе говоря, авторитет как царского титула, так и самой личности царя еще предстояло создать. Это стало одной из важнейших политических задач времени.


Компромисс, на котором было основано новое правление, имел не две стороны (родовая аристократия — с одной, служилое дворянство — с другой), а три: царь также был участником компромисса. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения. 27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор4 . Иван IV выступил с широкой программой консолидации и проведения внутренних реформ. Царь и бояре каялись в своих прежних «преступках». Цель всех этих усилий царь сформулировал в таком словосочетании: «смирить всех в любовь».

«Избранная рада» начала создание центральных органов государственного управления — приказов (до середины 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет.


авой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве.

Укрепление нового государства (монархии) требовало решительной замены хищнического аппарата власти на местах, сложившегося при боярском правлении. В порядок дня встало создание аппарата чиновников. Наиболее эффективной формой создания исполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданными чиновников для несения государственных функций. Выбранные в городах и волостях целовальники (целовали крест на верность царю) и старосты становились «чиноначальными людьми» государства. Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных.

Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. Было несколько ограничено местничество. Суть его состояла в том, что при назначении служилых людей на те или иные должности учитывалась, прежде всего, их «порода» — происхождение, а не личные заслуги. Потомки должны были находиться друг с другом в тех же служебных отношениях — начальствования, равенства, подчинения — что и предки.


Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в 15—18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное «огосударствление» местничества.

В 1555—1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то владелец должен выводить с собой вооруженных холопов.

Как уже отмечалось, власть на местах издавна принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместника и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была эффективной. Теперь кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» служилым людям.

В 1550 г. был принят новый судебник. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.


Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.

Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах
в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.

Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни — обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегий церкви.

Собор унифицировал церковные обряды. Так, он официально узаконил под страхом анафемы двуперстное сложение при совершении крестного знамения и «сугубую аллилуйю». Между прочим, на эти решения позднее ссылались старообрядцы в оправдание своей приверженности старине.

Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.


Таким образом, система реформ, предпринятых фактическим правительством в конце 40—50-х гг. XVI века, по самой своей сути была изначально связана с идеей ограничения царской власти «мудрым советом», то есть той или иной формой представительства, выражающей, в отличие от кастовой Боярской думы, интересы служилой массы и верхов посада.

Реформы «Избранной рады» привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. В чем же они выразились? Первым успехом стало завоевание (или присоединение) Казанского ханства. Несколько лет понадобилось потом для того, чтобы были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, башкиры). В 1556 г. была присоединена Астрахань; таким образом, все среднее и нижнее Поволжье (как и вся область на реке Каме) вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были открыты для колонизации огромные пространства плодородных и малонаселенных земель. В 80-е гг. XVI века здесь возникают новые города — Самара, Саратов, Царицын, Уфа.

Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван IV обратил свое внимание на запад. Здесь он поставил цель: пробиться к побережью Балтийского моря для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и Западной Европы. Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена.


1558 г. царь послал свои рати на Ливонию. Война сначала была удачной (взяли Нарву, Юрьев и около 20 ливонских городов), но потом повела к тяжелым военно-политическим осложнениям и неудачам. Не желая подчиниться московскому царю, магистр Ливонского ордена Кетлер отдался под покровительство и защиту Великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за собой войну с Литвой и Швецией. Царь Иван, однако, решил продолжить борьбу, и в 1563 г. его войска опустошили литовские владения и взяли древний город Полоцк.

В 1560 г. произошел разрыв между царем и его советниками Адашевым и Сильвестром. Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра в сговоре с целью утвердить в государстве ограниченную монархию, где царь «почтен» лишь «председателем», обладает лишь номинальной властью, в то время как власть реальная находится в руках его советников. Правительство «Избранной рады» пало, началось время самодержавного царского правления.

Источник: studopedia.ru

Биография Ивана Грозного. Кратко

Иван Васильевич (Грозный) был старшим сыном великого князя московского Василия III и Елены Глинской (дочери князя Василия Львовича из литовского рода Глинских и его жены Анны родом из Сербии)

  • 1530, 25 августа — родился Иван Грозный
  • 1533, 3 декабря — умер Великий князь Московский Василий III, отец Ивана Грозного
  • 1533, декабрь — Елена Глинская, мать Ивана, отстранила от власти назначенных последней волей её мужа семерых опекунов, в том числе деверя и своего дядю, и сделалась правительницей Русского государства. Помощь ей оказали её фаворит князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, князь Михаил Львович Глинский, бывший советник Василия Третьего Иван Юрьевич Поджогин

  • 1538, 4 апреля — Елена Глинская умерла, по слухам отравленная боярами
  • 1538-1543 — детство Ивана IV, проходившее в непрерывных кровавых распрях боярских кланов Шуйских и Бельских
  • 1542, 3 января — сторонники князя И. Шуйского ночью врасплох напали на стоявшего за князей Бельских митрополита Иоасафа. Владыка скрылся во дворце великого князя. Мятежники разбили окна у митрополита, бросились за ним во дворец и на рассвете вломились с шумом в спальню маленького государя Ивана Четвертого, разбудили и напугали его
  • 1543, сентябрь — князь Андрей Михайлович Шуйский его единомышленники на глазах митрополита Макария и 13-летнего великого князя Ивана Васильевича избили боярина Фёдора Воронцова, снискавшего любовь подрастающего Ивана IV
  • 1543, 29 декабря — Иван Васильевич (будущий Грозный), обвинив Шуйских в том, что они «безчиние и самовольство чинят» приказал псарям убить Шуйского
  • 1546, 13 декабря — Иван Васильевич высказал митрополиту Макарию намерение жениться
  • 1547, 7 января — по совету митрополита Макария Иван Васильевич повенчался на царство и впервые в русской истории получил титул царя

  • 1547, 2 февраля — брак Ивана Грозного с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой
  • 1547, 12 апреля-июнь — пожары в Москве. Треть города была уничтожена, в том числе Арбат и Кремль, большие части Китай-города, Тверская, Дмитровка, Мясницкая. Иван IV с приближенными боярами переждал пожары в селе Воробьево. Затем первым делом приказал восстановить Кремль
  • 1547, 21 июня — восстание москвичей, уверенных, что Москва сгорела от колдовства Глинских.
  • 1547, 29 июня — восставшие явились в село Воробьёво, где укрылся Иван IV, и потребовали выдачи Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая её, что в Воробьёве Глинских нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их
  • 1547-1548, 20 декабря-7 марта — первый неудачный поход войска Ивана Грозного на завоевание Казани
  • 1548, поздняя осень — вокруг молодого царя образовалась группа из нескольких прогрессивно мыслящих дворян и священников (так называемая «избранная рада»), к советам которых Иван прислушивался в проведении своей внутренней и внешней политики.
  • 1549-1550, 24 ноября-25 марта — второй неудачный поход Ивана Грозного на заваевание Казани
  • 1549, 10 августа — родилась дочь Ивана и Анастасии Анна, умерла 20 июля 1550 года
  • 1551, 17 марта — родилась дочь Мария, умерла 8 декабря 1552 года

  • 1552, 16 июня-11 октября — третий удачный поход Ивана Васильевича на завоевание Казани
  • 1552, 2 октября — завоевание Казани
  • 1552, октябрь — родился сын Дмитрий, умер 4 июня 1553 года
  • 1553, осень — тяжелая болезнь Ивана Грозного. Политический кризис, связанный с нею: проявление оппозиционности боярства
  • 1554, 28 марта — родился сын Иван
  • 1555—1561 — строительство в Москве храма Василия Блаженного
  • 1556, 25 февраля — родилась дочь Евдокия, умерла в июне 1558 года
  • 1556, 26 августа — к России присоединено Астраханское царство
  • 1557, 31 мая — родился сын Федор, умер 7 января 1558 года
  • 1560, весна — советники Ивана IV сильвестр и А. Адашев впадают в немилость
  • 1560, сентябрь — смерть царицы Анастасии Романовны
  • 1560, 21 августа — венчание царя Ивана Васильевича и дочери кабардинского князя Темрюка Марии
  • 1563, март — родился сын Василий, умер 3 мая
  • 1564, март — Иван Федоров закончил работу над первой русской печатной книгой «Деяния апостолска…» в первом русском печатном дворе, расположенном в Москве на Никольской улице
  • 1564, 25 декабря (3 января по н. ст.) — две грамоты Ивана Васильевича, одна — народу с заверением в добрых чувствах, вторая — митрополиту — с обвинениями бояр в измене и объявлении о намерении отречься от престола. Делегация народа умолила его не делать этого. В качестве условия своего возвращения Иван Грозный выдвинул требование выделения ему собственного удела, где он бы мог править по своему усмотрению
  • 1565, 5 января — Иван Васильевич Грозный учредил опричнину

  • 1565-1569 — Опричнина. В историю эти годы вошли множеством рассказов о гонениях, несправедливости, жестоких казнях бояр, служилых людей и их слуг
  • 1566, 28 июня — открылся земский собор. Его члены опротестовали учреждение опричнины, подав челобитную о её отмене за 300 подписей; из челобитников 50 подвергли избиение кнутом, нескольким урезали языки, трёх обезглавили (Википедия).
  • 1568, 22 марта — в Успенском соборе митрополит Филипп отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде
  • 1569, 6 сентября — умерла вторая жена Ивана Грозного Мария Темрюковна
  • 1569, 23 декабря — митрополит Филипп (в миру боярин Федор Колычев) задушен Малютой Скуратовым
  • 1569, декабрь — 1570, февраль — поход опричного войска в Новгород, чью знать Иван Грозный заподозрил в намерении передаться польскому королю Сигизмунду. В результате в Новгороде с населением примерно в 30000 было убито около 5000 (в ходе похода на Новгород опричное войско разгромило Псков, Тверь, Клин, Торжок)
  • 1570, 25 июля — по подозрению в государственной измене казнили главу посольского приказа, выдающегося дипломата И. Висковатого, которого распяли на кресте и расчленили живого на глазах цара и толпы. Вместе с Висковатым казнили ещё около ста человек, а государственного казначея Н. Фуникова сварили живьем
  • 1571, май — крымский хан Девлет-Герей сжег Москву
  • 1571, 28 октября — Иван Васильевич женился на Марфе Васильевне Собакиной
  • 1571, середина ноября — умерла третья жена Ивана Грозного
  • 1572, 30 июня — в битве при деревне Молоди, в 45 км. к югу от Москвы, возле Подольска русское войско победило армию Девлет-Герея
  • 1572 — Иван Васильевич Грозный отменил опричнину, однако казни и беззакония не прекратились. В 1573 году от пыток умер воевода князь М.И. Воротынский, победивший Девлет-Гирея в Молодинской битве. Так что некоторые ученые (в том числе С.М.Соловьев) определяли опричнину в хронологических рамках 1565-1584 годов
  • 1581, 1 сентября — начался поход Ермака в Сибирь, положивший начало её присоединению к России
  • 1581, 19 ноября — умер сын Грозного Иван, избитый отцом в припадке гнева
  • 1582, 19 октября — от Марии Фёдоровны Нагой у Ивана Грозного родился сын Дмитрий. Погиб 15 мая 1591 года
  • 1584, 18 марта — царь Иван Васильевич Грозный, последний Рюрикович, умер

Реформы Ивана Грозного

Внутренняя политика Ивана Грозного была подчинена цели укрепления и централизации государственного управления, усиления царской власти, ослабления влияния на дела в стране феодалов-бояр, установление верховенства государства над церковью

Созыв Земского собора (1549, 27 февраля)
Организация царской службы. Вокруг Москвы 1070 дворян получили землю, которые составили новое для Руси стрелецкое войско (1549, октябрь)
Принятие нового «Царского судебника», ввёдшего общую единицу взимания налогов, подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, впервые было введено наказание за взяточничество (1550, июнь)
Стоглавый собор (церковный и земский собор) ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; произошла унификация общерусского пантеона святых, регламентация службы и обрядов, устройство школ для населения (1551, начало января)
Земская реформа: «отмена кормления, заменившая наместников и волостелей выборными общественными властями, поручившая самим земским мирам не только уголовную полицию, но и всё местное земское управление вместе сгражданским судом» (1552)
Реорганизация государственного управления — формирование системы приказов (будущих министерств): Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы
Отмена некоторые боярские привилегии, в частности права на часть доходов от налогов (1555)
Принято «Уложение о службе» (о военной службе дворян) (1556)
Изменение вступления в права наследства: при отсутствии ближайших наследников имения переходят государству (1562)

Внешняя политика Ивана Грозного

Целями внешней политики Ивана Грозного было пробиться к Балтийскому морю и завязать непосредственные сношения с Западной Европой, обосновавшись на берегах Балтийского моря; обеспечение безопасности южных границ Руси от набегов татар; расширение границ государства

Казанские походы (1547-1552)
Астраханские походы (1554-1556)
Русско-шведская война (1554—1557)
Ливонская война (1558—1583)
Война с Великим княжеством Литовским (1560-1564)
Война с Крымом (1571-1572)
Русско-польская война (1577—1582)

Результатом внешней политики Ивана Грозного стало превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, хотя выхода к Балтийскому морю царь так и не добился. «Окно в Европу» на Балтике было прорублено только полтора века спустя

Итоги царствования Ивана Грозного

«Царь Иван был замечательный писатель, …бойкий политический мыслитель, но он не был государственным деятелем. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка. Царствование Ивана — одно из прекраснейших по началу — по конечным его результатам оказалось в одном ряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени» (Ключевский)

Ещё статьи
Правление Екатерины Второй

Источник: ChtoOznachaet.ru

Иван IV стал великим князем Московским в возрасте 3 лет. Первоначально страной управляла его мать — Елена Глинская — в качестве регента, а после ее смерти в 1538 г. — кланы бояр. За время своего правления Иван Грозный инициировал структурные реформы государства, принял новый Судебник, развил концепцию царской власти, но в то же самое время царь подверг страну суровым испытаниям опричнины, которые многие историки склонны рассматривать, как причину хозяйственного разорения страны и Смутного времени.

 

ВО ВСЕХ КОНЦАХ ВСЕЛЕННЫЯ РАДОСТИ ИСПОЛНИШАСЯ

Подобно отцу, Василий III тоже был женат дважды… Второй женой великого князя стала юная литвинка княжна Елена Глинская, не отличавшаяся большой знатностью. Ее предки вели род от знатного татарина, выходца из Золотой Орды.

Союз с Глинской не сулил династических выгод. Но Елена, воспитанная в иноземных обычаях и не похожая на московских боярышень, умела нравиться. Василий был столь увлечен молодой женой, что в угоду ей не побоялся нарушить заветы старины и сбрил бороду.

Московская аристократия не одобрила выбор великого князя, белозерские монахи объявили его брак блудодеянием. Но большей бедой было то, что и второй брак Василия III оказался поначалу бездетным.

Четыре года супруги ждали ребенка, и только на пятом Елена родила сына, нареченного Иваном. Случилось это 25 августа 1530 г. Недоброжелатели бояре шептали, что отец Ивана — фаворит великой княгини. Согласно легенде, во всем царстве в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас». Известно еще много других знамений и пророчеств о рождении Ивана, но все они были сочинены задним числом.

Источники официального происхождения приветствовали рождение наследника как событие, благое для всего православного мира: «Не токмо все Русское царство, но и повсюду все православнии възрадовашася, вси православнии во всех концах вселенныя радости исполнишася». Прошло время, и церковные писатели выступили с пророчествами по поводу того, что царь Иван освободит от ига неверных колыбель и столицу мирового православия — Константинополь — «город на семи холмах». Русский род, провозглашала «Степенная книга царского родословия», победит измаильтян «и седьмахолмого примут… и в нем воцарятся».

Прогнозы по поводу будущей славы царя и его потомков были слишком оптимистичны. Давно появились признаки того, что московская династия клонится к закату. Потомки «старого Игоря», киевского князя варяжского происхождения, в течение семи столетий женились в своем кругу. Московские Рюриковичи выбирали невест из семей тверских, рязанских князей и других Рюриковичей. Иван IV получил от предков тяжелую наследственность. В его жилах кроме варяжской и славянской текла кровь императорского рода Палеологов из Византии, татар из Орды и литовских князей.

Василий III был несказанно рад рождению первенца. Со всей семьей он отправился в Троице-Сергиев монастырь. В обитель были приглашены самые известные своей святой жизнью старцы. Первым из них был Кассиан Босой, инок Иосифо-Волоколамского монастыря. Он достиг преклонных лет и едва передвигался. Его «яко младенца привезоша» в Троицу, а во время церемонии крещения поддерживали под руки. Восприемниками княжича стали также игумен Даниил, призванный. из Троицкого монастыря в Переяславле-Залесском, и Иев Курцов, инок Троице-Сергиева монастыря. 

Наследник был назван именем Иван в честь Иоанна Крестителя и в честь деда Ивана III. После церемонии крещения великий князь поднял младенца на руки и перенес на гробницу Сергия Радонежского, как бы вверяя его покровительству самого славного московского подвижника.

Скрынников Р. Иван Грозный

 

БОЛЕЗНЬ ГОСУДАРЯ (ЛЕТОПИСЬ)

В среду третьей недели поста, 1 марта (в 1553 г.), разболелся царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси. И была болезнь его весьма тяжкой — едва людей узнавал. И так он был болен, что многим казалось: приближается к кончине… Когда же завещание было составлено, государю напомнили о крестном целовании, чтобы князя Владимира Андреевича и бояр привести к присяге на имя царевича князя Дмитрия… И была великая ссора и волнение и многие споры среди всех бояр — не хотят служить младенцу в пеленках…

И царь и великий князь, увидев боярское упорство, начал говорить им так: «Если вы сыну моему Дмитрию креста не целуете, то, значит, у вас иной государь есть; а вы целовали крест мне и не однажды, чтобы кроме нас других государей не искать. А я вас привожу к крестному целованию и велю вам служить сыну моему Дмитрию, а не Захарьиным. Я с вами не могу говорить много; а вы души свои забыли, нам и детям нашим служить не хотите, в чем нам присягали, того не помните. А кто не хочет служить государю в пеленках, тот и большому не захочет служить. А если мы вам не надобны, то это ляжет на ваши души».

А боярам, которые целовали крест до того, государь стал говорить: «Государи бояре, вы поклялись своей душой мне и сыну моему Дмитрию, что будете нам служить. А ныне бояре сына моего на государстве видеть не хотят. А если совершится надо мною воля Божья и меня не станет, то вы пожалуйте, вспомните, на чем мне и сыну моему крест целовали; не дайте боярам как-нибудь сына моего извести, но бегите с ним в чужую землю, куда Бог вам укажет».

А Даниилу Романовичу и Василию Михайловичу государь сказал: «А вы, Захарьины, чего испугались? Или думаете, что бояре вас пощадят? Вы от бояр первые мертвецы будете! Так вы бы за сына моего и за мать его умерли, а жены моей на поругание боярам не дали!»

И все бояре устрашились того жесткого государева слова и пошли в переднюю палату целовать крест.

Рассказ о болезни царской 1553 года в приписке к Лицевому летописному своду (в переложении на современный русский язык)

 

ИЗ ЗАПИСОК ИНОСТРАНЦА

Около 1576-го года московский князь вступил в 48-й год своего возраста. Он так предан благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитве и постам, которые он очень строго соблюдает, часто живет в монастырях и тело изнуряет великим воздержанием. Большую часть своих доходов он истрачивает на построение св. храмов и отыскивает мастеров с каким только может прилежанием.

Он очень высокаго роста. Тело имеет полное силы и довольно толстое, большие глаза, которыми он постоянно вращает и все наблюдает самым тщательным образом. Борода у него русая, довольно длинная и густая; но волосы на голове он, как большая часть русских, бреет бритвой.

Он так склонен к гневу, что в гневе испускает пену на подобие коня и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных. Если кто провинится немного потяжелее, того он уничтожает с корнем и истребляет со всем семейством, рабами и всем, что одарено живою душою. Так как это случается очень часто, то многия места своих владений он превратил в пустыню.

Когда он сидит за столом, то по правую его руку обыкновенно садится старший сын. Сам он с грубыми манерами; именно: опирается локтями на стол, и так как не употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв ее руками; иногда полусъеденное опять кладет в чашку. Прежде чем пить или что нибудь съесть из предложенной пищи, он обыкновенно знаменует себя большим крестом и взирает на повышенные образа Девы Mapии и св. Николая.

Принц фон Бухау Д. Начало возвышения Московии. Пер. И. Тихомирова. Русская старина, 1876. Т. 22. № 5

 

ПИСЬМО ГОСУДАРЕВУ ИЗМЕННИКУ (ПОСЛАНИЕ ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ)

Писал ты, что я растлен разумом, как не встретишь и у неверных. Я же ставлю тебя самого судьею между мной и тобой: вы ли растлены разумом или я, который хотел над вами господствовать, а вы не хотели быть под моей властью, и я за то разгневался на вас? Или растленны вы, которые не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня отстранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел. Сколько напастей я от вас перенес, сколько оскорблений, сколько обид и упреков! И за что? В чем была моя вина перед вами с самого начала? Кого и чем я оскорбил?..

А с женою моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, — так ведь все мы люди. А ты для чего взял стрелецкую жену? А если бы вы с попом не восстали на меня, ничего бы этого не случилось: все это случилось из-за вашего самовольства. А зачем вы захотели князя Владимира посадить на престол, а меня с детьми погубить? Разве я похитил престол или захватил его через войну и кровопролитие? По Божьему изволению с рождения был я предназначен к царству: и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство; на царском престоле и вырос. А князю Владимиру с какой стати следовало быть государем? Он сын четвертого удельного князя. Какие у него достоинства, какие наследственные права быть государем, кроме вашей измены и его глупости? В чем моя вина перед ним? Что ваши же дяди и господины уморили отца его в тюрьме, а его с матерью также в тюрьме держали? А я и его, и его мать освободил и держал их в чести и благоденствии; а он уже от всего этого отвык. И я такие оскорбления стерпеть не смог — и стал за самого себя. И вы тогда начали против меня еще больше выступать и изменять, и я потому еще решительнее начал выступать против вас. Я хотел вас подчинить своей воле, и как же вы из-за этого надругались над святыней Господней и осквернили ее! Рассердившись на человека, восстали на Бога. Сколько церквей, монастырей и святых мест вами поругано и осквернено! Сами за это Богу ответ дадите. Но опять-таки умолчу об этом; пишу здесь тебе о нынешних делах. Смотри, княже, на Божий суд: как Бог дает власть кому хочет. Вы ведь с попом Сильвестром и с Алексеем Адашевым хвастались, как дьявол в Книге Иова: «Обошел землю и прошел вселенную, и вся земля под ногами моими» (и сказал ему Господь: «А знаешь ли ты раба моего Иова?»). Так и вы мнили, что вся Русская земля у вас под ногами, но по Божьей воле мудрость ваша оказалась тщетной. Вот ради этого я и поострил свое перо, чтобы тебе написать. Вы ведь говорили: «Нет людей на Руси, некому обороняться», — а нынче вас нет; кто же нынче завоевывает претвердые германские крепости? Это сила животворящего креста, победившая Амалика и Максентия, завоевывает крепости…

Из второго послания Ивана Грозного Курбскому

В 1577 г. был предпринят один из самых больших и удачных походов Ивана IV в Ливонию. К сентябрю вся Ливония (за исключением только Ревеля-Таллина и Риги) была в руках Грозного. Именно в этой обстановке царь и написал ряд посланий своим различным противникам — в том числе «государевым изменникам» Андрею Курбскому, Тимохе Тетерину, ливонцам Таубе и Крузе, служившим Грозному и изменившим ему.

 

НЕ БРАТ ТЫ МНЕ

Когда же Курбский ссылался на другие европейские государства, где подданные имеют политические права, то Грозный ответил: «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят работные (подданные), так и поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможи». И побежденный Стефаном Баторием он с достоинством говорит его послам о превосходстве своего принципа: «Государю вашему Стефану в равном братстве с нами быть не пригоже, мы же, смиренный Иоанн, царь и Великий Князь всея Руси, по Божьему изволению, а не по многомятежного человечества хотению». А Елизавете королеве английской писал: «Мы чаяли того, что ты на своем государстве Государыня и сама власть и своей государской чести смотришь и своему государству прибытка. Ажно у тебя мимо тебя люди владеют и не токмо люди, а мужики торговые и о наших государских головах и о честех и о землех прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков! А ты пребываешь а своем девичьем чину, как есть пошлая девица». Та же мысль выражена и в послании к Шведскому королю: «если бы у тебя было совершенное королевство, то отцу твоему вся земля в товарищах не была бы».

Все европейские соседи, по мнению, Иоанна, суть представители власти безбожной, руководимой не Божественными повелениями, а человеческими страстями: все они рабы тлена и похоти.

Православно-монархическая теория Грозного и ее соответствие православному народному сознанию. (Из книги М. Зазыкин. Царская власть и закон о престолонаследии в России. София. 1924)

 

МУЧИТЕЛЬ ВО ИМЯ ЦАРСТВА

Исключительность фигуры царя, ее одиночество и трагизм — вот то, что открылось Грозному с высоты его положения. Так возникает концепция, согласно которой царь становится «мучителем» во имя царства. Как человек глубоко религиозный и богословски образованный, Грозный не мог, да и не хотел возлагать ответственность за это мучительство на Бога. Царь прекрасно понимал, что Всевышний не причастен ко злу, источник последнего — в греховной воле тварных существ.

Чем отличается такой «мучитель» от иноверного царя, преследователя православных, ветхозаветного фараона или Навуходоносора? Это — правитель, сохраняющий чистоту веры. Личная ответственность царя за грехи не освобождает его подданных от необходимости повиноваться ему. Пострадать от него может каждый холоп, каждый раб, который обязан приготовиться к добровольному мученичеству, но не в отстаивании догматов и предписаний христианства, а опять-таки «царствия ради», во имя сохранения установленного порядка. Здесь идеал «царства кесаря» временно торжествует, требуя безусловного подчинения, но ради богоугодных целей — так считает Грозный.

Каравашкин А. Мифы Московской Руси: жизнь и борьба идей в XVI веке

 

Источник: histrf.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.