Отец ивана грозного василий iii

Василий III Иванович (1479 — 1533) — великий князь владимирский и московский с 1505, сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог — племянницы последнего византийского императора. Отец Ивана IV Грозного.

Отец ивана грозного василий iii

Великий князь Василий III 

Согласно существующим брачным договоренностям дети великого московского князя и византийской царевны Софьи не могли занимать московский престол. Но Софья Палеолог не хотела смириться с этим. Зимой 1490 года, когда наследник престола Иван Молодой (старший сын от 1-го брака) заболел, по совету Софьи был призван лекарь, но через 2 месяца он умер. При дворе заподозрили отравление, но казнили лишь лекаря. Новым наследником престола стал сын умершего наследника — Дмитрий.

Накануне 15-летия Дмитрия Софья Палеолог и ее сын  задумали заговор с целью убийства официального наследника престола. Но бояре разоблачили заговорщиков. Некоторых сторонников Софьи Палеолог казнили, а Василия Ивановича посадили под домашний арест. Софье удалось с большим трудом восстановить хорошие отношения с мужем. Был прощен отцом и его сын.


Вскоре позиции Софьи и сына так окрепли, что уже сам Дмитрий и его мать Елена Волошанка подверглись опале. Наследником престола был провозглашен Василий. До смерти великого князя московского, Василий Иванович считался великим князем новгородским, а в 1502 году получил от отца еще и великое владимирское княжение.

Брак Василия III и Соломонии Сабуровой

В 26 лет княжича Василия решили женить. Для выбора невесты его отец, великий князь Иван III, приказал собрать в Москву первых красавиц из всех русских княжеств, поскольку ему не удалось найти невесту Василию среди иностранных владетельных домов. В Москву прибыли 1500 девушек — очень красивых, знатных и незнатных, из них поэтапно выбрали 300 оучших, затем 200, 100 и 10 лучших показали Василию, который выбрал дочь именитых московских бояр Соломонию Сабурову.

Отец ивана грозного василий iii

Сабурова, Соломония Юрьевна

В 1505 г. состоялась свадьба, через 4 месяца Иван III умер, Василий стал великим князем. Брак был долгим и счастливым, но не было детей. Великокняжеская чета ездила по монастырям, делала богатые вклады, но детей все равно не было, брак оставался бездетным. У Василия III были четыре брата, которым он не хотел оставлять престол, не разрешил им жениться. По завещанию отца в свое владение братья получили 30 городов, а Василий — 66. Василий III чуть ли не ненавидел братьев, считавших завещание отца несправедливым, ждавшим его кончины и перехода верховной власти к одному из них.


Заболев, Василий III даже собрался передать право наследования престола мужу сестры Евдокии — татарскому царевичу Куйдакулу, в православии Петру, но он внезапно скончался (скорее всего, его отравили). Василий III узнал о слухах о его собственном бесплодии. Стало ему известно и то, что жена несколько раз обращалась к гадалкам и колдуньям, чтобы они избавили великокняжескую чету от бездетности. Церковь категорически запрещала (и запрещает) обращаться к гадалкам, колдунам, оценивает подобные действия как большой грех.

Тогда подобные действия царицы оценили не только как грех, но и вред ее супругу, оказавшемуся жертвой порчи. Одна из гадалок уверенно царице сказала, что детей у них не будут никогда. Василий III стал думать о неизбежности их развода, для решения этого вопроса собрал совет из духовных лиц и бояр. Московский митрополит Даниил изъявил готовность взять грех развода князя на свою душу. Некоторые бояре и священнослужители открыто выступали против развода (князь Патрикеев — инок Вассиан Косой, монах Макрсим Грек, князь Семен Курбский), все они за это были жестоко наказаны, заточены. Большинство людей было против развода, осуждали намерение Василия III, но боялись его гнева и молчали.


Василий III руководствовался государственными интересами в личной жизни. После тяжелых раздумий Василий III решился на развод. С разрешения митрополита Даниила он развелся и получил право вступить в новый брак. Бывшую жену Соломонию Сабурову Василий III заключил в 1525 г. в московский Рождественский монастырь, затем ее отвезли в суздальский Покровский монастырь, где она прожила 14 лет и скончалась, пережив бывшего мужа и его новую жену.

Отец ивана грозного василий iii

Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня,

Легенда утверждает, что оставленная царем Соломония якобы тайно родила сына и его тайно воспитали в обном из боярских домов. По другой версии, он якобы стал знаменитым разбойником Кудеяром.

Отец ивана грозного василий iii

Василий III Vasiliy III 1505-1533.

Василий III, вероятно, в душе жалел свою разведенную жену, хотя бы отчасти корил себя за грех развода, как мог (в рамках приличия) проявлял заботу о ней и городе, монастыре, где она оказалась.


к, в суздальском кремле в 1528-1530 гг. по велению и на пособие Василия III провели реставрацию Рождественского собора. На должное содержание разведенной царицы в суздальском Покровском монастыре он выделил обители село Вышеславское с крестьянами. В Покровском монастыре по велению Василия III построили в надвратной церкви небольшое помещение для отдельного престола, предназначавшееся только для одной монахини — Софьи, его разведенной жены. Вообще Василий III каким-то образом заранее выделил Покровский монастырь из других женских обителей, чуть ли не догадался о его особой роли в судьбе великокняжеской четы. В период первого десятилетия семейной жизни с Соломонией Сабуровой он приезжал в Покровский монастырь, выделил значительные средства, заложившие основу монастырского благосостояния и позволившие начать обстоятельное каменное строительство в нем.

Брак Ивана III с Еленой Глинской

Отец ивана грозного василий iii

Второй женой царя стала Елена Васильевна Глинская (1509-1538), в жилах которой текла литовская кровь. Ее дядя Александр бежал из Литвы в Россию. А это значило, что избранница царя происходила из рода беглецов и изменников, обесславивших себя на родине, в Литве.

Отец ивана грозного василий iii


Елена Глинская Великая княгиня Московская

Факт весьма неприятный: великие князья обычно выбирали себе жен из славных боярских семейств или из уважаемых родов — королевских, царских — вне России. Современники писали, что царь Василий III страстно влюбился в молодую Елену Глинскую, чтобы нравиться ей, он решился на невиданное дело: стал молодиться и даже сбрил бороду, использовал косметические средства.

Через два месяца после развода и пострижения Соломонии Сабуровой царь Василий III обвенчался с Еленой Глинской (ему было 48 лет, ей- 18). Влюбленный в молодую жену царь не разглядел в ее свите ее прежнего любовника князя Ивана Федоровича Телепнева-Оболенского-Сабурова-Овчину (тот вскоре был возведен в знатные чины государства и, возможно, является отцом следующего царя — Ивана IV, родившегося в 1530 г.).

Отец ивана грозного василий iii

Василий III Иванович

Семь лет царь наслаждался жизнью с молодой женой, родившей ему сыновей Ивана и Юрия (первый затем стал царем Иваном Грозным). Судьба молодой царицы вряд ли была завидной.

Только после смерти мужа она смогла, добавив еще почетных должностей И.Ф.Телепневу-Оболенскому, как бы узаконить его в роли своего практически официального фаворита, такое в великокняжеской семье случилось на Руси впервые.


Е.В.Глинская.ю ее братья-князья и И.Ф.Телепнев-Оболенский после смерти Василия III стали управлять Москвой и Россией. Но судьба их всех сложилась плохо: Глинскую в 1538 г. отравили, Телепнева-Оболенского уморили в заточении голодом и т.д. Это была расплата за притворную любовь к царю и стремление к власти, наживе, богатству любыми средствами.

КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ

Отец ивана грозного василий iii

Василий III Иванович. Миниатюра из Царского титулярника. 1672 год

В 1505 г. умирающий отец просил сыновей помириться, но едва Василий Иванович стал великим князем, он сразу же приказал посадить Дмитрия в подземелье, где тот и умер в 1508 году. Вступление Василия III Ивановича на великокняжеский престол вызвало недовольство среди многих бояр.

Как и его отец, тот продолжил политику «собирания земель», укрепления великокняжеской власти. За время его правления  к Москве отошли Псков (1510), Рязанское и Угличское княжества (1512, Волоцк (1513), Смоленск (1514), Калуга (1518), Новгород-Северское княжество (1523).

Успехи Василия Ивановича и его сестры Елены, отразились в договоре Москвы с Литвой и Польшей в 1508 году, согласно которому за Москвой были сохранены приобретения его отца  в западных землях за Москвой.

С 1507 года начались постоянные набеги крымских татар на Русь (1507, 1516–1518 и 1521). Московский правитель с трудом договорился с ханом Менгли-Гиреем о мире.


Отец ивана грозного василий iii

Василий III Иванович.

Позже начались совместные набеги казанских и крымских татар на Москву. Князь московский в 1521 году принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска) и Большой засечной черты (1521–1523гг.) с целью укрепления границ. Также он приглашал татарских царевичей на московскую службу, давая им обширные земли.

Отец ивана грозного василий iii

Летописи свидетельствуют о том, что князь Василий III Иванович принимал послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с папой римским возможность войны против Турции. В конце 1520-х гг. начались отношения Московии с Францией; в 1533 году прибыли послы от султана Бабура, индусского государя. Торговые отношения связывали Москву с Италией, Австрией.

Отец ивана грозного василий iii

Великий князь Василий III Иванович

ПОЛИТИКА В КНЯЖЕНИЕ ВАСИЛИЯ III ИВАНОВИЧА


В своей внутренней политике он в борьбе с феодальной оппозицией пользовался поддержкой Церкви. Также увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали привилегии бояр.

С боярами Василий III обращался осторожно; ни один из них, кроме сравнительно незнатного Берсеня Беклемишева, не подвергся смертной казни, и опал было немного. Зато и внимания большого Василий III боярству не оказывал, советовался с боярской думой, по-видимому, более для формы и «встречи», т. е. возражений не любил, решая дела преимущественно с дьяками и немногими доверенными людьми, среди которых виднейшее место занимал дворецкий — Иван Шигона, подьячий из тверских бояр.

Годы правления Василия III Ивановича ознаменовалось подъемом русской культуры, широким распространением московского стиля литературного письма. При нем московский Кремль превратился в неприступную крепость.

По рассказам современников,  князь был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем правлении в народной поэзии.

Отец ивана грозного василий iii

Великий князь московский и всея Руси Василий Иванович умер 4 декабря 1533 года от заражения крови, которое было вызвано нарывом на левом бедре. В агонии он успел постричься в монахи под именем Варлаама. Был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Наследником престола был объявлен 3-летний Иван IV (будущий царь Грозный), сын Василия Ивановича, а регентшей назначена Елена Глинская.

Василий был женат дважды.
Его жены:
Сабурова Соломония Юрьевна (с 4 сентября 1506 года по ноябрь 1525 года).
Глинская Елена Васильевна (с 21 января 1526 года).

Детей было 2 (оба от 2-го брака): Иван IV Грозный (1530 -1584) и Юрий (1532-1564).

 


Источник: www.liveinternet.ru

Отец Ивана Грозного, Великий князь Василий Иванович или как его называли Василий Третий, являлся Великим князем Московским и всея Руси, сыном Ивана III и Софии -Палеолог. После смерти наследника — Ивана Молодого, сына Ивана III от первого брака, произошла борьба за престолонаследие, из которой победителем вышел Василий Иванович. Он был назначен сперва великим князем Новгорода и Пскова, а потом и соправителем Ивана III, после смерти которого Василий III беспрепятственно вступил на престол 27 октября 1505 г. в возрасте 26 лет.

Василий III продолжал политику отца по отношению к Литве и Польше. Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами — присоединение отдельных городов и областей, подчинение пограничных мелких князей, отстаивание интересов православия в Литовском государстве, в частности — защита сестры великого князя, королевы Елены, от посягательств на ее веру и признание со стороны Литвы и Польши титула Московского великого князя -"Государь всея Руси".


Великий князь Василий Третий внёс неоценимый вклад в историю России. 28 лет своего правления он потратил на объединения русских земель. Это он присоединил к Московскому княжеству Псковьскую Феодальную Республику, через войну с Литвой отобрал у литовцев Смоленск, выгнал удельных князей из Чернигово-Северной земли и подчинил их владения под начало Московского Великого Князя. Присоединил к Москве княжество Рязанское.

Василий Третий за годы своего правления территориально объединил русские земли под Москвой и создал единое многонациональное государство.

Отношения с Казанью были очень сложные.Князь предпринял три похода на Казань. Присоединить Казань ему не удалось, но положение смягчить он смог. Оставляя Казанскому Царству независимость, Московский Князь сам мог назначать Казанского Царя. При Василии III татарские царевичи продолжали поступать на московскую службу, получая обширные земли.

Василий III вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии, с Данией, Швецией, Турцией ( переговоры у Московского Князя завершились безрезультатно), с папой Римским  князь вёл переговоры об унии (объединении католиков и православных) и о  совместном крестьянском походе   против Турции . При Василии III начались первые сношения  Московского Княжества с Францией и прибыло в Москву посольство от одного из индусских государей, султана Бабура.

Василий Третий, первый русский правитель, который основал органы системы управления. Был создан Совещательный орган — БОЯРСКАЯ ДУМА. В неё входили 12 бояр и 12 окольничьих. Все были из аристократических семей. Гловой боярской думы был сам Великий Князь. В княжестве появилась государственная казна и казначеи, ставшей гос.канцелярией, которая руководила и внешней политикой княжества. При Князе Василии интенсивно стали строится каменные храмы.

По своему же нраву, князь  был жесток и не милостив к людям, не советовался с боярами и старыми людьми, допускал к себе только дьяков, которых сам возвышал, приблизивши к себе, и которых во всякое время мог обратить в прежнее ничтожество.Никто не смел осуждать поступков государя; если что явно было дурное за ним — подданные обязаны были лгать, говорить не то, что было, и хвалить то, что в душе порицали. Так, когда Василий, сам лично вовсе неспособный к войне, возвращался из похода с большой потерей, все должны были прославлять его победоносные подвиги и говорить, что он не потерял ни одного человека. Жизнь и имущество всех подданных находились в безотчетном распоряжении государя. Василий не стеснялся присваивать себе все, что ему нравилось.  Он не терпел ни малейшего противоречия; все должны были безмолвно соглашаться с тем, что он скажет; все были полными рабами и считали волю государя волею самого Бога, называли государя "ключником и постельничьим Божиим"; все, что ни делал государь, по их понятию, все это делал сам Бог; и если говорилось о чем-нибудь сомнительном, то прибавлялось в виде пословицы: "об этом ведает Бог да государь". Кроме того, князь Василий будучи Великим Князем, стал постоянно называть себя Русским Царём, хоть официально первым русским Царём станет его сын Иван Грозный.

Своим служилым людям он большею частью не давал ни пособий, ни жалованья. Каждый должен был отправляться на службу, исполнять безропотно всякие поручения на собственный счет;

Князь своими указами запретил боярам кабалить вольных людей, содержать корчму, а мещанам разрешал рубить загородный лес.  Князь наложил на своих подданных пошлины: судную, мировую, брачную, стадную и убойную пошлины.

Вся законодательная и служебная власть принадлежала только Князю. Суд не мог приговорить ни кого к смертной казни без согласия самого Князя. Надо признаться, что к казням Князь прибегал крайне редко, но зато он первый разрешил применять в Московском княжестве допросы с пытками.

При князе Василии сохранялось рабство, рабами были дворовые , крепостные холопы и сельские, это были потомки купленных людей или военнопленных лишённых вольности. Однако раб признавался человеком и гражданином княжества, а потому ни кто не вправе был такого раба наказать кроме как государственного суда, а смертную казнь присудить мог только Великий Князь и ни кто больше. Таким образом над каждым жителям княжества не зависимо от сословия покровительствовал одинаковый единый закон из свода правил и это тоже заслуга Князя Василия.

Однако мирская власть князя наказывала и духовных людей, священников и монахов. Их приговаривал князь к порке кнутом и даже к виселицы. Это не нравилось Церкви и митрополитам, которые просили князя не судить духовных лиц мирским судом, но был дан ответ " Мы казним не священников , а негодяев!"

Вообще заметно, что Василий склонялся к сближению с Западом и к усвоению его обычаев . Папский двор, с большой надеждой на Василия, делал свои обычные попытки к присоединению русской церкви. При посредстве тевтонского магистра Альбрехта, папа Лев Х подделывался к Василию и внушал ему надежду на обладание Литвой и даже Константинополем. Папа изъявлял готовность дать Василию королевский титул, а  русского митрополита возвести в патриархи  (в то время как на Руси своего Патриарха ещё не было) и принять русскую с римскою так в единение церковь, чтобы отнюдь не умалять и не менять обычаев восточной церкви.  Но Князь не пошёл на один шаг Папы, отказался Папу принять в Москве и дело тут было вовсе не в вере, просто в то время закон Княжества не разрешал принимать иноземцев на русской земле. Однако предложения Папы были более сем заменчивы, Папа предлогал Князю военную помощь Европы против неверных, если православные на Руси зак лючат Союз с Папской Католической Церковью. Василий дал грамоту Папе с выражением самого дружеского расположения.

Василий изъявлял желание быть с папой в дружественном союзе, воевать вместе с христианскими государями против неверных, но ничего не говорил о вере — не изъявлял желания соединения, однако и не отвергал предложения и давал свободный пропуск на московскую землю подданным всех европейских христианских государей. Эта благосклонность к папскому престолу, как и вообще ко всему Западу, была поводом к тому, что католическое духовенство считало Василия сильно расположенным к унии, и  смотрело на эпоху Василия, как на время самое благоприятное и близкое к достижению заветных целей римского престола. Что пугало Польшу, которая не желала мира Папы с Московским княжеством боясь потерять своё  первенство перед Папой.

Князь Василий женился в 27 лет, в год своего становления на Московский престол. Его женой стала Соломония Юрьевна Собурова. Прожив вместе 20 лет у Князя не было детей и этот факт его печалил, ведь Князю было уже 46 лет. Государь решил развестись с Соломонией. Повод к этому представлялся государственный: отсутствие прямого законного наследника угрожало смутами государству; но на самом деле Василию приглянулась другая женщина. Соломония уже видела, что государь не любит ее.

Государь созвал духовных и бояр и предложил им рассудить: следует ли ему развестись с Соломонией? Это было сказано с уверенностью, что все должны дать ответ, согласно с его желанием. Митрополит Даниил, ученик Иосифа Волоцкого, успокоил совесть великого князя, сказав, что возьмет его грех па свою душу. Но тут против него поднялся инок Вассиан Косой, бывший князь Патрикеев. Он смело заявлял, что великий князь хочет совершить беззаконное и бессовестное дело. Его стал поддерживать другой духовный, известный, а ныне святой  Максим Грек.  В итоге митрополит Даниил , который возглавляя на Руси Церковь,отличался приверженностью и раболепием перед светскими властями и жестокостью,предательски называет Вассиана и Максима людьми неправославными, желающими пагубы князю и княжеству и Князь Василий приказывает заключить их в темницу, а свою жену приказывает постричь в монахини и отправить в монастырь.

Когда великой княгине начали стричь волосы — она голосила и плакала; митрополит поднес ей монашеский кукуль; она вырвала его из рук, бросила на землю и стала топтать ногами.

Стоявший тут близкий советник Василия, Иван Шигона, ударил ее плетью и сказал: 'Так ты еще смеешь противиться воле государя и не слушать его повелений?"

"А ты, — сказала Соломония, — по какому праву смеешь бить меня?"

"По приказанию государя", — ответил ей Шигон.

"Свидетельствуюсь перед всеми, — громко сказала тогда Соломония, — что не желаю пострижения и на меня насильно надевают кукуль. Пусть Бог отомстит за такое оскорбление!"

Пострижение произошло в Москве в Рождественском девичьем монастыре. По русским известиям, постригал ее никольский игумен Давид, но, вероятно, в присутствии митрополита, как видно из Герберштейна. Оттуда ее отправили под именем Софьи в Покровский суздальский монастырь (где она прожила семнадцать лет и умерла в 1542 году).

В январе 1526 года великий князь женился на Елене Васильевне Глинской, дочери Василия, брата Михаила Глинского, тогда еще сидевшего в тюрьме за попытку бежать в Литву. Никакого выбора невесте в то время не было; это показывает, что Василий уже прежде решил жениться на Елене и потому развелся с прежнею женою.
Новая супруга Василия была Литвинка совсем другого воспитания и свойств, чем тогдашние русские женщины. Была Елена при изумительной красоте умна, весела нравом и прекрасно образованна: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни… Ее отец и дядя были люди западных понятий. Михаил Глинский провел всю юность в Германии и Италии.

Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий Иванович обрил для нее свою бороду, а это по тогдашним понятиям было большим отклонением от обычаев не только с народной и государственной, но и с православной  точки зрения.Все стали говорить, что Русский Князь превратился в западного щеголя, который выщипывает волосы на лице, носит красные узкие сапоги и заподную одежду на пуговицах.

Свадьба была у князя просто очень шикарная.
В средней царской палате построено было возвышенное место, обтянутое бархатом и камками, с широкими изголовьями, на которых положено было по сороку соболей. Перед местом поставлен был стол, накрытый скатертью, с калачами и солью.
Невесту одевали в ее покоях. По присланному приказу великого князя невеста со своими слугами отправилась в среднюю палату. Перед нею несли свечи жениха и невесты и каравай, на котором лежали золотые монеты. Княгиню посадили на приготовленное место, а близ нее, на месте, которое должен был потом занять великий князь, посадили ее меньшую сестру Анастасию. Все боярыни сели на лавке, а на левой стороне от невесты стали несшие свечи и каравай.
Священник читал молитву; свечи с обручами, перевязанные соболями, зажигались богоявленской свечой. Жена тысяцкого расчесывала волосы жениху и невесте

Посидевши немного, великий князь отправился в церковь к венчанию со всеми своими боярами, а на месте, на котором он перед тем сидел, положил сорок соболей. За ним вслед отправилась Елена со всеми своими поезжанами в санях, а перед ее санями несли свечи и караваи. Венчание совершал в Успенском соборе сам митрополит Даниил. Когда после венчания новобрачным дали пить вино, великий князь бросил скляницу на землю, разбил и потоптал ногами. Никто не смел после того ступить ногой на эти стекла. После венчания митрополит, а за ним бояре, поздравляли новобрачных. Они возвращались тем же порядком порознь. Свечи и караваи унесены были к постели и поставлены у изголовья в кадь с пшеницею. Комната, где приготовлялась постель на тридевяти снопах, называлась «сенник», облекалась тканями и по четырем углам втыкались стрелы с сорока соболями на каждой, а под ними на лавках ставился пивной мед. Великий князь со своим поездом, на возвратном пути из церкви, объезжал монастыри, а потом посылал звать великую княгиню со всем ее поездом к столу. Конь, на котором ездил по монастырям великий князь, передавался конюшему. Последний должен был в продолжение всего стола и всей ночи ездить вокруг спальни с обнаженною саблей.
Во время стола ставили перед новобрачными жареную курицу. Дружка обвертывал ее скатертью и уносил в спальню. Это служило знаком, что великой княгине с поезжанами следует идти в спальню. За нею шел великий князь, и неслись иконы. У постели жена тысяцкого, одевши на себя две шубы, и верхнюю шерстью вверх, осыпала новобрачных. На другой день великий князь с особыми обрядами ходил в мыльню.

А желанная цель Василия — иметь наследника, не достигалась. Выло опасение, что и Елена будет также бесплодна, как Соломония. Великий князь вместе с нею беспрестаннo совершал путешествия по разным русским монастырям. В сопровождении новгородского владыки Макария, был oн у Тихвинской Божией матери, ездил по монастырям: в Переяславль, Ростов, Ярославль, в Спасов-Каменный монастырь на Кубенском озере, в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы вымаливать наследника.

Прошло таким образом четыре года с половиною, пока, наконец, царственная чета не прибегла в своих молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Только тогда Елена сделалась беременной. Радость великого князя не имела пределов.Когда Князю был 51 год от роду, у него родился первенец Иоанн, будущий русский Царь Иван Васильевич "Грозный". 25 августа 1530 года Елена разрешилась от бремени сыном: и в час ее разрешения, как рассказывали, по русской земле прокатился страшный гром, молния блеснула, земля поколебалась! Новорожденный наречен был Иоанном в честь ближайшего ко времени его рождения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи.  Через два года после рождения Ивана Елена родила другого сына, Юрия, который родился слабоумным.

Летом 1533 года отправился 54 летний Великий Князь Василий с женой и детьми к Троицкой обители, а оттуда на охоту в Волок Ламский, и тут постигла его болезнь: на левой ноге сделался у него подкожный нарыв.Князь сколько можно скрывал свою болезнь. Но потом, когда лучшие доктора Москвы не смогли выличить Князя, Великий князь решил ехать из Волока в Иосифов монастырь. Больного повезли в каптане (возке); с ним сели двое людей, которые переворачивали его с боку на бок. В монастыре у ворот встретил Василия игумен с братиею, с образами и свечами. Великого князя взяли под руки и повели в церковь, где уже ждала его великая княгиня с детьми. Василий слушал литургию, лежа на одре, на паперти церковной.

Великому князю становилось все хуже, и стал он думать с боярами, как бы ему приехать тайком в Москву, так как там было много иноземцев и послов. Наконец доехали они до Москвы. Великий князь велел призвать всех своих бояр, стал говорить им о своем малолетнем сыне Иване, о том, как строиться царству после него; и тут же приказал своим дьякам писать новую духовную. В это время съехались и братья его. Василий поручал им великую княгиню и детей, напоминая им крестное целование, и приказывал служить верно сыну его, «неподвижно», как ему служили.

  Василий между тем испытывал страшные мучения: рана его воспалилась; от нее шел сильный смрад, рана истекала гноем Боязнь за будущность сына усиливала его мучения. А доктор Николай Булов признал, что медицина бессильна спасти Князя от болезни. Князь принял известие мужественно, сказав, что теперь хочет позаботится о своей душе. Василий начал готовиться к смерти, причастился Св. Тайн. К нему приехал троицкий игумен Иосаф, князь попросил у него заботится о своей жене и детях.

К князю принесли детей, он благословил их крестом.Супругу Елену Васильевну вели под руки, она рыдала и теряла сознания от мысли, что её супруг Князь вызывает её проститься с ним.

Тут великий князь сделал еще некоторые посмертные распоряжения, и, наконец, призвав к себе митрополита Даниила и владыку коломенского Вассиана, сказал им: "Видите сами, изнемог и к концу приблизился, а желание мое давно было постричься: постригите меня в монахи". Митрополит Даниил и боярин Михайло Юрьевич похвалили его за намерение, но некоторые из бояр стали отговаривать великого князя, напоминая, что не все великие князья преставились в чернецах, и сам святой князь Владимир киевский умер не в чернецах. И был между ними большой спор у одра умирающего князя. Дело доходило почти до драки, противники не хотели видеть и хоронить князя-монаха, старались отобрать мантию..  Василий стоял на своем. Над ним совершили обряд пострижения. Когда обряд заканчивался, Василий отошел в вечность.

Это случилось  4 декабря 1534 года, от заражения крови.

Супруга Елена видя идущих к ней митрополита, Васильевых братьев и бояр, упала на землю как мертвая и, пролежавши два часа, насилу очнулась. Троицкий игумен Иосаф и старцы Иосифова монастыря наряжали усопшего: расчесали ему бороду, подостлали под него черную тафтяную постель, положили тело на одре, начали над усопшим служить заутреню, часы и каноны, как делалось при живом. Приходило к нему прощаться много народу: и боярские дети, и княжата, и гости, и другие люди, и был плач великий. Наконец, митрополит велел звонить в большой колокол. Троицкие и иосифовские старцы понесли тело великого князя на головах в переднюю избу, а оттуда на крыльцо и вынесли на площадь. Дети боярские вынесли великую княгиню Елену из ее хором в санях; позади шли князья Василий и Иван Шуйские, Михайло Львович Глинский. Василия схоронили прямо в день его смерти, возле отца, в каменном гробу, в Архангельском соборе.

Источник: filaretuos.livejournal.com

Проблемы престолонаследия

Биография Василия III Ивановича началась 25 марта 1479 года. Он родился у князя Московского Ивана III Великого и племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог. Супруги обвенчались в 1472 году. По прямому имени ребенок был наречен Гавриилом. Он был вторым по старшинству сыном князя Ивана. Первым был Иван Молодой (год рождения 1458) — сын от первой жены Марии Борисовны, умершей (по слухам, отравленной) в 1467 году. Кроме того, у Василия было 4 младших брата.

С этим фактом связана проблема престолонаследия: князь Иван III стремился к централизации власти и собирался передать престол старшему сыну, урезав в правах младших. В 1490 году его первенец Иван Молодой тяжело заболел и умер, после него остались вдова и малолетний сын. Из-за этого образовалось две группировки:

Биография Василия III Ивановича

  1. Вокруг внука князя, сына законного наследника Дмитрия Ивановича и его матери Елены Стефановны.
  2. Вокруг Василия Ивановича как второго по старшинству претендента и его матери.

К этому прибавилась непопулярность Софии в народе как пришлой иноземки. Первое время Иван III больше склонялся к назначению внука Дмитрия Ивановича, но София не собиралась сдаваться и активно продвигала сына на трон. Вокруг княжича Василия образовалась целая команда. Дьяки и боярские дети присягали Василию Ивановичу, в чем целовали крест, и советовали расправиться с соперником, забрать казну и бежать на север.

Заговор был раскрыт, участники наказаны, а Василий и София взяты под стражу и удалены от двора. Дмитрий Иванович был венчан на княжение в 1498 году.

Сторонники внука Дмитрия конфликтуют с Василием 3

Но дело этим не закончилось. Уже в следующем году сторонники внука Дмитрия начали конфликтовать с князем Иваном III. По слухам, София тоже приложила к этому руку: ворожила на мужа и даже пыталась отравить его. В результате двое главных союзников наследника Дмитрия были пойманы: одного казнили, второго насильно постригли в монахи. В 1502 году наследник Дмитрий с матерью оказались в опале.

В начале конфликта в 1499 году Василий Иванович был венчан как князь Пскова и Новгорода, а после опалы наследника стал Великим князем Московским и Всея Руси, то есть соправителем отца. Но этим дело не закончилось: в 1505 году после смерти отца Василий III приказал схватить племянника и заточить в темницу, где тот и умер через 4 года. После этого московский князь больше не боялся потерять трон.

Дальнейшая жизнь

О жизни самого Василия III известно по понятным причинам немного. На престол он взошел в возрасте 26 лет, перед этим он 6 лет являлся соправителем отца.

Семейная жизнь молодого князя не задалась:

Первая жена, боярская дочь Соломония Сабурова

  1. Первая жена, боярская дочь Соломония Сабурова, была выбрана из 500 невест отцом Василия. Свадьбу они сыграли в 1505 году, а менее чем через 2 месяца молодой муж стал князем. Василию Ивановичу было важно родить наследника, но жена оказалась бесплодна, и в 1525 году супруги развелись. Для этого князю пришлось добиваться поддержки боярской думы и церкви, он даже лишил сана митрополита, выступавшего против развода. Соломония была сослана в монастырь, по слухам, на тот момент она была беременна.
  2. В 1526 году Василий III женился повторно на дочери литовского князя Елене Глинке. В 1530 году у них родился сын Иван (будущий Грозный), в 1533 году — Юрий.

Но радость отцовства продлилась недолго: в конце 1533 года Василий III по пути в Волоколамск получил подкожный нарыв на бедре. Нарыв быстро развивался, врачи не могли никак помочь князю, началось заражение крови. Современные исследователи полагают, что это мог быть рак на последней стадии, но подтвердить или опровергнуть теорию невозможно. Василий Иванович смог доехать только до подмосковного села Воробьево (ныне Раменский район возле метро Воробьевы горы). Там в присутствии нескольких бояр умирающий князь написал завещание в пользу 3-летнего Ивана и умер.

Объединение России

Правление Василия 3 продолжало деятельность его отца — объединение всех раздробленных русских земель под властью единого князя. Историки даже дали князю прозвище «Последний собиратель земли Русской».

При князе были присоединены:

Объединение России

  1. Псков в 1510 году.
  2. Волоцк в 1513 году.
  3. Смоленск в 1514 .
  4. Калуга в 1518.
  5. Рязань и Углич в 1521.
  6. Стародубское и Новгород-Северское княжества в 1523.

В итоге Россия стала крупнейшим европейским государством того времени. Появилась идея «Москва — третий Рим», высказанная монахом псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. Она стала государственной идеологией, оправдывающей захват земель и их присоединение к Москве.

Одновременно с присоединением указанные города теряли свою независимость: упразднялось Вече, снимался вечевой колокол. При этом само присоединение не всегда шло гладко: например, Псков был присоединен в результате обмана. Василий III приказал представителям города приехать к нему в Великий Новгород, где обвинил их в недоверии и казнил. Жителям пришлось просить принять их в отчину. При этом 300 самых влиятельных семей были переселены в Москву, а служилые москвичи — в Псков, чтобы снизить вероятность восстания.

При присоединении Новгород-Северского и Рязани Василий 3 вызвал к себе, заточил в тюрьму и монастырь, забрав земли.

Внутренняя и внешняя политика

Внутренняя и внешняя политика Василия 3

Вообще Василий Иванович стремился к усилению власти князя: при нем правитель являлся верховным главнокомандующим и высшим судом, издавал законы. Привилегии бояр были ограничены, опорой же являлись дворяне, которым царь увеличил земельные владения, и церковь. Сам Василий поддерживал иосифлян, выступавших за права монастырей владеть землями и имуществом.

Также царь Василий 3 создал новый Судебник. При нем была создана Боярская Дума, бояр в нее князь набирал лично, появилась должность городских приказчиков. В его век, прозванный историками «тихим», начался строительный бум: строились церкви, соборы и монастыри, были сделаны новые укрепления и крепости. При нем культура в России развивалась с участием итальянских архитекторов, например, Петрока Малого.

Во время правления князя Русь приняла участие в нескольких войнах. Среди них:

  1. Война с Казанью в 1505—1508 годах. Ход войны был неудачен для Руси, но Казань предложила мир.
  2. Война с Литвой в 1507—1508 годы. Итогом стало присоединение всех захваченных еще при Иване III земель.
  3. Русско-литовская война 1512−1522 годов. После заключения мирного договора в России остались смоленские земли, у Литвы — Киев, Витебск и Полоцк.
  4. Оборона юго-восточных границ от казанского и крымского хамств. На протяжении всего царствования Василий 3 был вынужден отбивать набеги ханов. В 1521 году началось строительство городов-крепостей на границах с ханствами.

Кроме того, при князе Василии Третьем у России сложились хорошие торговые отношения с Австрией, Францией, Италией и Индией.

Годы правления Василия III связаны в первую очередь с расширением и централизацией русского царства: при нем произошло окончательное объединение всех раздробленных до этого княжеств. В его правление ярко проявилась идея единого Российского государства, его избранности, усилились деспотичные черты правления. Расширились внешние границы государства, произошло развитие торговых отношений с крупнейшими европейскими странами.

Источник: diaryrh.ru

Биография

Василий III – сын Ивана III и племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог, великий князь Владимирский и Московский, государь всея Руси, правивший с 1505 по 1533 годы. В договоре с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси назван императором русов. Продолжил политику отца по укреплению и централизации Русского государства, боролся с феодальной оппозицией. Отец Ивана Грозного.

Портрет Василия III
Портрет Василия III

При Василии III к Москве присоединились последние полусамостоятельные уделы и княжества. Великий князь ограничил привилегии княжеско-боярской аристократии. Прославился победной войной против Литвы.

Детство и юность

Будущий император русов родился весной 1479 года. Нарекли великокняжеского отпрыска в честь Василия Исповедника, при крещении дали христианское имя Гавриил. Василий III – первый сын, рожденный мужу Софьей Палеолог, и второй по старшинству. На момент его рождения единокровному брату Ивану Молодому исполнился 21 год. Позже Софья родила супругу еще четверых сыновей.

Иван III и Софья Палеолог, родители Василия III
Иван III и Софья Палеолог, родители Василия III

Путь Василия III к престолу был тернист: главным наследником и правопреемником государя считался Иван Молодой. Вторым конкурентом на престол оказался сын Ивана Молодого – Дмитрий, которому благоволил августейший дед.

В 1490 году старший сын Ивана III скончался, но бояре не желали видеть на престоле Василия и встали на сторону Дмитрия и его матери Елены Волошанки. Вторую супругу Ивана III Софью Палеолог и ее сына поддержали руководившие приказами дьяки и боярские дети. Сторонники Василия подталкивали его к заговору, советуя княжичу убить Дмитрия Внука и, захватив казну, бежать из Москвы.

Василий III
Василий III

Государевы люди раскрыли заговор, причастных казнили, а взбунтовавшегося отпрыска Иван III посадил под стражу. Заподозрив жену Софью Палеолог в недобрых намерениях, Великий князь Московский начал ее остерегаться. Узнав, что к супруге приходят ворожеи, государь приказал схватить «лихих баб» и под покровом ночи утопить в Москве-реке.

В феврале 1498-го Дмитрия венчали на княжение, но через год маятник качнулся в противоположную сторону: милость государя покинула внука. Василий по велению отца принял в княжение Новгород и Псков. Весной 1502 года Иван III заключил невестку Елену Волошанку и внука Дмитрия под стражу, а Василия благословил на великое княжение и объявил всея Руси самодержцем.

Правление

Во внутренней политике Василий III был приверженцем жесткого правления и считал, что власть не должна ограничиваться ничем. Он без промедления расправлялся с недовольными боярами и в противостоянии с оппозиционерами опирался на церковь. Но в 1521 году под горячую руку Великого князя Московского попал митрополит Варлаам: за нежелание становиться на сторону самодержца в борьбе против удельного князя Василия Шемякина священника сослали.

Василий III с послами императора Карла V
Василий III с послами императора Карла V

Критику Василий III считал неприемлемой. В 1525 году казнил дипломата Ивана Берсень-Беклемишева: государственный деятель не принял греческих нововведений, привнесенных в жизнь Руси матерью государя Софьей.

С годами деспотия Василия III усилилась: государь, увеличивая количество земельного дворянства, ограничил привилегии бояр. Сын и внук продолжил начатую отцом Иваном III и дедом Василием Темным централизацию Руси.

Московское княжество при Василии III
Московское княжество при Василии III

В церковной политике новый государь встал на сторону иосифлян, которые отстаивали право монастырей на владение землей и имуществом. Их противники-нестяжатели были казнены или заточены в монастырских кельях. В годы правления отца Ивана Грозного появился новый Судебник, не дошедший до наших дней.

На эпоху Василия III Ивановича выпал строительный бум, начало которому положил его отец. В Московском Кремле появился Архангельский собор, а в Коломенском – храм Вознесения Господня.

Судебник Василия III
Судебник Василия III

До наших дней сохранился и двухэтажный путевой дворец царя – один из древнейших в российской столице памятников гражданской архитектуры. Таких небольших дворцов («путинок»), в которых Василий III и сопровождавшая царя свита отдыхали перед въездом в Кремль, было немало, но сохранился лишь дворец на Старой Басманной.

Напротив «путинки» есть еще один памятник архитектуры – храм Никиты Мученика. Он появился в 1518 году по повелению Василия III и первоначально был деревянным. В 1685-м на его месте построили каменную церковь. Под сводами древнейшего храма молились Александр Пушкин, Федор Рокотов, Марина Цветаева.

Храм Никиты Мученика на Старой Басманной
Храм Никиты Мученика на Старой Басманной

Во внешней политике Василий III отметился как собиратель земель русских. В начале его правления попросили присоединить их к Московскому княжеству псковичи. Царь поступил с ними, как ранее Иван III с новгородцами: переселил из Пскова в Москву 3 сотни знатных семейств, отдав их вотчины служилым людям.

После третьей осады в 1514 году был взят Смоленск, для завоевания которого Василий III применил артиллерию. Присоединение Смоленска стало самым крупным военным успехом государя.

Икона Василия III
Икона Василия III

В 1517-м царь посадил под стражу сговорившегося с крымским ханом последнего князя рязанского Ивана Ивановича. Вскоре его постригли в монахи, а удел «доточили» до Московского княжества. Затем сдались Стародубское и Новгород-Северское княжества.

В начале правления Василий III заключил мир с Казанью, а после нарушения соглашения отправился в поход против ханства. Успехом увенчалась война с Литвой. Итогами правления государя всея Руси Василия Ивановича стало укрепление страны, о ней узнали за дальними рубежами. Завязались отношения с Францией и Индией.

Личная жизнь

Иван III женил сына за год до своей кончины. Подобрать знатную супругу не удалось: женой Василию выбрали Соломонию Сабурову, девушку небоярского рода.

В 46 лет Василий III всерьез озаботился тем, что жена так и не подарила ему наследника. Бояре посоветовали царю развестись с бесплодной Соломонией. Митрополит Даниил одобрил развод. В ноябре 1525 года великий князь расстался с супругой, которую постригли в монахини Рождественского девичьего монастыря.

Свадьба Василия III и Соломонии Сабуровой
Свадьба Василия III и Соломонии Сабуровой

После пострига вспыхнули слухи, что заточенная в монастыре бывшая жена родила сына Георгия Васильевича, но убедительных доказательств этому нет. По народной молве, выросший сын Сабуровой и Василия Ивановича стал разбойником Кудеяром, воспетым в некрасовской «Песне о двенадцати разбойниках».

Через год после развода вельможа остановил свой выбор на дочери покойного князя Глинского. Девушка покорила царя образованностью и красотой. Ради Елены Глинской князь даже сбрил бороду, что шло вразрез с православными традициями.

Василий III и Елена Глинская
Василий III и Елена Глинская

Прошло 4 года, а вторая супруга так и не подарила царю долгожданного наследника. Государь вместе с женой отправился по русским монастырям. Принято считать, что молитвы Василия Ивановича и его супруги услышал преподобный Пафнутий Боровский. В августе 1530 года Елена родила первенца Ивана, будущего Иоанна Грозного. Спустя год появился второй мальчик – Юрий Васильевич.

Смерть

Царь недолго наслаждался отцовством: когда первенцу исполнилось 3 года, государь заболел. По пути из Троицкого монастыря в Волоколамск Василий III обнаружил на бедре нарыв.

После лечения наступило недолгое облегчение, но спустя пару месяцев лекарь вынес вердикт, что спасти Василия может только чудо: у больного началось заражение крови.

Могила Василия III
Могила Василия III (справа)

В декабре царь скончался, благословив первенца на трон. Останки погребены в московском Архангельском соборе.

Исследователи предполагают, что Василий III умер от рака в последней стадии, но в XVI веке медики о такой болезни не знали.

Память

  • В правление Василия III был создан новый Судебник, построены Архангельский собор, Церковь Вознесения Господня.
  • В 2007 году Алексей Шишов опубликовал исследование «Василий III: Последний собиратель земли Русской».
  • В 2009 году состоялась премьера сериала «Иван Грозный» режиссера Андрея Эшпая, в которой роль Василия III досталась актеру Владиславу Ветрову.
  • В 2013 году вышла книга Александра Мельника «Московский великий князь Василий III и культы русских святых».

Источник: 24smi.org


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.