Кто венчал ивана грозного на царство

.Венчание Ивана Грозного на царство..

Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, — митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен — его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, — «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании — просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.

Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе.


роятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.

Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.

Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» — Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению.


и давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона — завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции — римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь — он сам.

В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..


И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.

14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.


Кто венчал ивана грозного на царство
Трон Ивана Грозного

Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом — в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий… И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».

Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.


Оригинал статьи на моем авторском сайте

++++ ***** ++++ трон(ь) Ивана Грозного
I.
16-летний Иван Васильевич венчался на царство
16-летний Федор Борисович принял трон после Бориса Годунова
16-летний Михаил Федорович Романов избран русским царем
II.
= Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. =

Здесь ОСНОВА последующих царских самозванческих смут Московской Руси — со всеми лжеДмитриями-самозванцами.

Можно надеяться, что закрыта наконец с легальным "воцарением" президента Дмитрия Медведева преемника-местоблюстителя и передатчика "трона". (.18 февраля – родилась Мария Тюдор – первая официально коронованная королева Англии.)
При живых НАЛИЧЕСТВУЮЩИХ всех других Дмитриев ( Фельгенгауэр , Дмитрий царевич ) и лжеДмитриев ( Лжедмитрий I — Зюганов , Лжедмитрий II — Юмашев ) этой самой апокалиптически армагеддонской битвы конца.

Источник: legarhan.livejournal.com

Обряд венчания

Венчание Ивана Грозного на царство обещало перемены к лучшему. Обряд проходил 16 января 1547 года, при соблюдении существующего на тот период византийского сценария. Были использованы такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева, царский жезл и другие церковные предметы. Обряд венчания был отмечен пышностью и величием. Присутствующие бояре, знать и церковные служители были облачены в дорогие убранства из парчи, золота и драгоценных камней.


Звон церковных колоколов, всеобщее ликование — все это представляло собой большой, красочный праздник. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля – Русским царством. Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало «избранный Богом». Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия.

Венчание на царство Ивана Грозного

Католическими правителями эти события не одобрялись. Они считали Ивана IV самозванцем, а его венчание – неслыханной дерзостью. Период, в который Грозному пришлось царствовать, оказался очень тяжелым. Через полгода после венчания начались пожары, которые уничтожили десятки тысяч домов, имущество, домашний скот, продуктовые запасы. Это все то, что необходимо для жизни. А самое страшное, что в пожаре погибла не одна тысяча людей. Постигшее горе привело народ к недовольству и отчаянию. Начались бунты, восстания, смута. Венчание Ивана Грозного на царство обернулось для него тяжелым испытанием.


Надо было решать важные задачи: укрепить «суд и правду» и дальше расширять Русь Православную. Об этом мечтал еще Великий князь Московский – Иван III, заложивший ядро Российского государства. Однако на пути стояло много препятствий. Каждое княжество тяготело к самостоятельности. Бояре между собой боролись за власть. Князья стремились к могуществу и величию.

Методы правления

По утверждениям историков, в результате тайных убийств Иван IV в восьмилетнем возрасте остался сиротой. Он считал себя заброшенным, обиженным и копил злобу против человечества. Взрослея, обретал жестокость, за что со временем стал называться Грозным. Венчание Ивана Грозного на царство (1547 год) – это начало периода жестокости, насилия на Руси со стороны Великого князя, получившего титул Императора. Примером может служить жалоба 70 псковичей на бесчинства наместника — князя Пронского. За это царь подверг жалобщиков жестоким пыткам. Это повлекло за собой вседозволенность местных управителей. Почувствовав безнаказанность, они продолжали бесчинствовать.

Вседозволенность и ее последствия не заставили долго ждать расплаты: начался кровавый террор. Это вызывало смуту, народные волнения в Москве и других городах. Для подавления недовольства применялись жестокие меры: страшные казни, в которых принимал участие сам царь.

Позитивная сторона царствования


И позитивными достижениями для государства Российского отмечено историками венчание Ивана Грозного на царство. В числе преобразований ограничение местничества (уложение о службе), обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления. Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения.

В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.

Внешняя политика

В результате укрепления военизированных сил расширены границы русского государства. В 1556 году была окончательно покорена и присоединена к Московскому государству Казань. В том же году покорено и Астраханское ханство. 30 июня 1572 года рядом с Москвой состоялась решительная битва, в результате которой татары были разбиты и бежали, оставив в плену знаменитого полководца Дивей-Мурзу. С татарским игом было покончено навсегда. Венчание Ивана Грозного на царство, век его правления определены как время значительных перемен.

В истории Православной Руси переломным моментом последних лет царствования Ивана Грозного явилась смерть его сына. Историки отмечают, что царь убил сына в порыве гнева, нанеся ему посохом рану в висок. Придя в себя от случившегося, Грозный понял, что уничтожил будущее своей династии. Младший сын Федор был слаб здоровьем: он не мог возглавить страну. Потеря наследника по причине собственной жестокости окончательно подорвала здоровье царя. Изношенный организм не выдержал нервного потрясения, через три года после смерти сына, 18 марта 1584 года, Иван Грозный скончался.

Яркая личность на Руси


После смерти царя над ним был совершен монашеский обряд пострижения с приданием ему имени Иона. Венчание Ивана Грозного на царство кратко можно охарактеризовать как яркое, но вместе с тем и темное пятно в истории Великой Православной Руси. Полученное в самом юном возрасте психологическое потрясение и навалившийся на него груз славы, власти, ответственности определили его личные поступки и государственные решения.

Для истории венчание Ивана Грозного на царство (год 1547) стало началом знаменательной эпохи становления Российского государства. Благодаря своему первому царю, его правлению, появилась Российская империя, которая существует и развивается по сей день.

Источник: fb.ru

16 января 1547 года состоялась церемония венчания на царство Ивана IV. Принятие царского титула, безусловно, было очень важным шагом и для самого Ивана, и для страны. На Руси царями именовали императоров Византии да ханов Золотой Орды. А теперь появлялся и свой монарх с титулом, равным титулам иноземных правителей. «Царь» в отличие от «великого князя» воспринимался не как первый среди равных, а как стоящий на более высокой ступени, над всеми. И в международных отношениях титул царя соответствовал титулам короля и императора.


ЦАРЬ (от лат. caesar – цезарь, титул римских императоров) – официальный титул главы государства в России с 1547 г.

Впервые на Руси термин «царь» встречается в 11 в. в записи о кончине Ярослава Мудрого (1054 г.) на стене Софийского собора в Киеве. Как выяснили ученые, в 11–13 вв. титул «царь» не обязательно обозначал старейшего из князей и не был противоположен титулу «князь». Он употреблялся при прославлении князя с использованием византийских образцов красноречия для того, чтобы подчеркнуть политический вес князя.

В период монголо-татарского ига «царями» на Руси считались правители Золотой Орды, а русские князья относились к ним, как холопы к своему господину. Но с усилением Московского великого княжества в 14 в. ситуация изменилась. В кон. 14 в. темник Мамай присвоил себе не принадлежащий ему царский титул, что дало Дмитрию Ивановичу законные основания выступить против узурпатора в 1380 г.

В сер. 15 в., после распада Золотой Орды и гибели Византийской империи (1453 г.), Русское государство осталось единственной православной державой, сохранившей независимость. Поэтому русские государи стали включать титул «царь» в свою титулатуру. С кон. 15 в., при Иване III титул «царь» появляется в некоторых русских внешнеполитических документах. Поднимался вопрос о царском титуле и в княжение сына Ивана – Василия III. На золотой печати, привешенной к грамоте с текстом мирного договора с Данией (1516 г.), Василий Иванович именуется как «царь и государь». Тот же титул можно встретить в послании Василия III римскому папе (1526 г.).

Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г.

В 1721 г. царь Петр I принял титул императора. Термин «царь» сохранялся как часть полного императорского титула. Е. Г.

ИВА?Н IV ВАСИ?ЛЬЕВИЧ ГРО?ЗНЫЙ (25.08.1530– 18.03.1584 гг.) – великий князь московский и всея Руси с 1533 г., первый русский царь с 1547 г.

Сын великого князя Василия III Ивановича и его второй жены Елены Васильевны Глинской. В 1533 г. Василий III умер, и трехлетний Иван Васильевич стал великим князем московским.

В малолетство великого князя государством управляла его мать Елена Глинская. В 1538 г. она внезапно умерла, и власть фактически перешла к Боярской думе. Постоянные интриги и ожесточенная борьба за власть между различными боярскими группировками оказали значительное влияние на формирование характера молодого государя. С двенадцати лет Иван IV начал принимать самостоятельные решения. В 1543 г. он приказал отправить к псарям на поруганье боярина Андрея Шуйского. По дороге в тюрьму Шуйского убили. Многих бояр Иван отправил кого в ссылку, кого в тюрьму, а кому велел вырезать язык.

16 января 1547 г. в Успенском соборе Кремля Иван IV Васильевич венчался на царство и первым из московских государей стал официально именоваться царем. Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее могущественными державами Европы.

Первый русский царь окружил себя новыми советниками, мнением которых относительно того, как надо вершить государственные дела, он весьма дорожил. Особым влиянием на царя в это время пользовались его духовник, священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий. Эти люди возглавили новый, ближний совет при государе («Избранную раду»), оттеснивший Боярскую думу. «Избранная рада» проводила политику государственной централизации, стремилась примирить интересы бояр, дворян, духовенства и подчинить их общегосударственным задачам. Реформы, проведенные «Радой» при личном и весьма активном участии царя, позволили значительно усилить Российское государство, расширить его границы.

В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся Стоглавый собор, который принял важнейшие решения по устроению церковной жизни. В мае – октябре 1552 г. царь участвовал в походе на Казань, завершившемся присоединением Казанского ханства. В 1556 г. было завоевано Астраханское ханство. В 1558 г. по инициативе царя началась Ливонская война, целью которой было возвращение русских земель в Прибалтике.

В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел и был близок к смерти. Бояре и князья должны были присягнуть на верность царевичу, младенцу Дмитрию. В боярской среде возникли распри, в которых принял участие и князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя. Бояре были не против присягнуть Дмитрию, но не хотели усиления власти семейства Захарьиных, родственников царевича. Но в конце концов, присяга была принесена. Позднее выздоровевший Иван IV рассматривал эти споры как боярский заговор в пользу Владимира Старицкого и измену.

Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. В кон. 1550-х гг. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 г. умер митрополит Макарий.

Зимой 1564–1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части – опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, – в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор.

Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь – игуменом этого своеобразного монастыря.

С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568–1570 гг., когда были разгромлены Новгород и Псков, тайно удушен митрополит Филипп, уничтожено несколько княжеских и боярских родов. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях.

В 1572 г. опричнина была отменена, Иван вернулся в Москву, но репрессии продолжались еще несколько лет. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению.

В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол.

В 1579–1580 гг. русские войска потерпели несколько серьезных поражений в Ливонской войне. Иван Грозный решил начать переговоры о мире и обратился к посредничеству папы римского Григория XIII. В 1582–1583 гг. были подписаны мирные соглашения с Польшей и Швеций. Ливонская война закончилась поражением России.

В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» – поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях.

Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери. Первый сын, Дмитрий, погиб в 1553 г. в младенческом возрасте – утонул в озере во время паломничества царской семьи в КириллоБелозерский монастырь. Второй сын, Иван Иванович, в 1581 г. погиб от руки отца во время ссоры. Третий сын, Федор Иванович (1557–1598 гг.), после смерти отца наследовал престол. Дочери умерли в детстве.

После смерти Анастасии Романовны в 1560 г. у Ивана Грозного было еще шесть жен. В 1561 г. он женился на Марии Темрюковне Черкасской. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. царь женился на Марфе Собакиной, но через 15 дней она умерла. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г. ее насильно постригли в монахини. В кон. 1570-х гг. в монастыре оказалась пятая жена царя – Анна Васильчикова. Тогда же Иван IV взял шестую жену – некую Василису Мелентьевну. Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. стала Мария Федоровна Нагая, в браке с которой родился еще один сын Ивана Грозного – Дмитрий Иванович (1582–1591 гг.).

В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел. О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова. Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы.

Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер. 16 в. являются его письма князю А. М. Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов (стихир) и песнопений. С. П.

ВЕНЧА?НИЕ НА ЦА?РСТВО – торжественный обряд принятия русским монархом власти.

Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий. Важнейшее из них – таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания (над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды – при крещении). Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими».

Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. – митрополит, затем – патриарх. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка («шапка Мономаха»), вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон. В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву.

Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича. Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство».

При вокняжении преемника Ивана III – Василия III обряд венчания не проводился. Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г., Василий III был впервые официально титулован «самодержцем».

«Чин венчания на царство» Ивана IV, состоявшегося 16 января 1547 г., был составлен митрополитом Макарием на основе обряда, совершенного при венчании Дмитрия Внука. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь. Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха».

При венчании на царство Федора Ивановича (31 мая 1584 г.) также был произведен ряд изменений, заимствованных из византийского коронационного ритуала. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля. Помимо других регалий была использована держава («золотое яблоко», «яблоко державное») – золотой шар с навершием в виде креста.

При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т. к. был убит сторонниками Лжедмитрия I.

Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При этом Лжедмитрий взошел на золотой трон, который прислал персидский шах Аббас I Федору Борисовичу Годунову. 8 мая 1606 г. вопреки протестам части русского духовенства было совершено венчание на царство жены Лжедмитрия Марины Мнишек, отказавшейся от православного крещения и причащения.

Василий IV Иванович Шуйский, которого венчал на царство митрополит Новгородский Исидор 1 июня 1606 г., дал особую «крестоцеловальную запись», в которой обещал править Русской землей по закону и не осудить никого без совета с боярами.

При венчании на царство Михаила Федоровича Романова (11 июля 1613 г.), которое совершил митрополит Казанский Ефрем, был использован новый «золотой трон», заменивший оскверненный Лжедмитрием I трон шаха Аббаса.

Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г., были изготовлены в Константинополе некоторые новые регалии: золотой скипетр, новая держава и «диадима». Обряд венчания совершил патриарх Иосиф.

Чин венчания Федора Алексеевича (16 июня 1676 г.) определил четкое разделение цвета парадных одежд: для государя – золотой (желтый), для царевича – красный.

После стрелецкого бунта 1682 г. решено было возвести на царство двух сводных братьев – Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» – «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г.

С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. В. В.

МАКА?РИЙ (в миру – Михаил) (1482– 30.12.1563 гг.) – митрополит Московский и всея Руси с 1542 г., православный святой.

Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря. В кон. 15 в. юный Михаил поступил в Пафнутьев-Боровскую обитель. В 1523 г. Макария возвели в архимандриты и назначили настоятелем Можайского Лужицкого монастыря. В марте 1526 г. он стал архиепископом Новгорода и Пскова. При отправлении Макария к месту его архипастырского служения великий князь Василий III вручил ему «казну» новгородских святителей, взятую Иваном III в 1478 г.

Новгородский архиепископ способствовал распространению христианства среди населения северных окраин Руси, а также строительству там монастырей. Пребывание Макария в Новгороде сопровождалось большими культурными начинаниями. При нем проведена реставрация многих новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для Софийского собора, подновлены его фрески и иконостас. По его указанию в Пскове построен архиепископский дворец, в котором работали писцы и книжники. Входившие в круг Макария писатели и церковные деятели занимались созданием житий святых, переводили греческие и латинские произведения, составляли летописные своды. При его участии было составлено 60 новых житий. Итогом собирания духовных сокровищ стала первая редакция «Великих Четиих Миней», завершенная в 1541 г. Под его началом были подготовлены и две другие их редакции.

В 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. Макарий составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство Ивана IV Грозного в январе 1547 г. В 1547 и 1549 гг. по инициативе Макария созывались церковные соборы для решения вопросов канонизации русских святых. Будучи одним из ближайших советников царя, Макарий отстаивал идею самодержавия как главного и необходимого оплота православия.

Крупнейшей заслугой митрополита Макария стала поддержка книгопечатания в Москве.

В последние годы Макарий занимался составлением Степенной книги.

Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация Макария состоялась в 1988 г. День памяти: 30 декабря (12 января). Г. А.

РЕГА?ЛИИ (от лат. regalis – царский) – знаки верховной (царской) власти. То же, что инсигнии – (от лат. insignere – отмечать, выделять).

Сведения о древних символах верховной власти – предметах, которые отличали государя от его подданных, донесли до нас монеты, печати, миниатюры и другие изображения. Подробные описания различных атрибутов верховной власти содержатся в «чинах» (уставах) коронования или венчания на царство. Впечатления об использовании регалий русскими государями зафиксировали иностранцы в своих донесениях и записках.

На протяжении веков регалии русских государей менялись. Первые свидетельства о «поставлении на княжение» или провозглашении нового князя содержатся в летописях. Одна из древнейших княжеских регалий – «стол». О вокняжении Владимира Мономаха летопись сообщает: «седе на столе отца и дед своих». Великий князь киевский «сажал на стол» князейнаместников. «Стол» представлял собой плоское сиденье без спинки, со стенками-опорами на торцах. На сиденье лежали подушки с овальными концами.

После установления монголо-татарского ига русские князья не могли свободно наследовать собственные «столы» и распоряжаться ими. За получением ярлыка – ханской грамоты на право занятия «стола» – они должны были ездить в ставку золотоордынского хана. С 14 в. ордынские послы сами приезжали на Русь, чтобы посадить князя – своего «холопа» на «стол», при этом исполнялась процедура, которая должна была символизировать подчиненное положение Руси: великий князь пешим вел в город за узду коня, на котором восседал ханский посол. Так, «князь Василий Дмитриевич сяде на великом княжении володимерском на столе отца своего, и деда, и прадеда, а посажен царевым Тактамышевым послом Шиахматом».

Функции короны на Руси выполняла княжеская шапка. На древнерусских миниатюрах шапку изображали в виде мягкого головного убора сферической формы, с меховой опушкой. В пятизубчатом «венце», похожем на венец византийских императоров, на древнейших русских монетах изображали лишь Владимира Святославича и иногда Ярослава Владимировича Мудрого. Единственным князем на Руси, коронованным по западноевропейскому образцу, был Даниил Романович Галицкий.

Меч считался символом княжеской власти и передавался из поколения в поколение. На русских миниатюрах меч присутствует в сценах посажения Всеволодом Ольговичем Святослава Ольговича в Новгороде в 1136 г. и вокняжения Юрия Владимировича Долгорукого в Киеве в 1155 г. Е. К.

«ША?ПКА МОНОМА?ХА» – одна из регалий великокняжеской и царской власти.

Название «шапка Мономаха» впервые встречается в завещании Ивана IV Грозного (2-я пол. 16 в.).

Согласно легенде, «шапка Мономаха» входила в состав даров византийского императора Константина Мономаха, присланных киевскому князю Владимиру Мономаху: император снял с шеи животворящий крест, с головы «венец царский» и, положив их на «золотое блюдо», отправил в Киев.

Версию о византийском происхождении даров разделяют далеко не все историки. По мнению искусствоведов и историков, «шапка Мономаха» была изготовлена в кон.13– нач. 14 вв. Ее тулья составлена из восьми золотых пластин (отсюда и ее другое название «золотая»), покрытых тонким ажурным узором, и увенчана золотым крестом. Отороченная собольим мехом шапка позже была украшена драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, сапфирами, турмалинами и жемчугом. С 17 в. шапку венчал двуглавый орел, выполненный из золота и украшенный алмазами.

Позже была изготовлена еще одна шапка – «Казанская». В ее оформлении отчетливо прослеживаются восточные мотивы, сочетающиеся с традициями русского прикладного искусства. Как и «шапка Мономаха», «Казанская шапка» украшена камнями – жемчугом, голубой бирюзой, розовыми альмандинами и опушена соболем. Помимо «Мономаховой» и «Казанской» известны еще три более поздние шапки – «Астраханская», «Сибирская» и «шапка с пелепелами», т. е. с украшениями из жемчуга, золота и драгоценных камней.

Еще одна шапка – копия «шапки Мономаха» была изготовлена в 1682 г., когда при венчании на царство двух царей – Петра и Ивана понадобились одновременно две шапки. Н. П.

ГЕРБ ГОСУДА?РСТВЕННЫЙ (от польск. herby) – символический опознавательный знак государства, составленный и утвержденный по определенным правилам. Изображается на печатях, монетах, может быть составной частью государственного флага.

В 16–17 вв. изображение всадника на коне четко толковалось как «образ» великого князя, царя или наследника. Св. Георгий почитался как покровитель киевских (затем владимирских и московских) князей, поэтому московские князья иногда изображались на монетах в виде всадника (без нимба, характерного для изображений святых), поражающего копьем змея.

Чтобы уточнить, что всадник символизирует именно великого князя, изображение сопровождалось буквами «К», «К-Н».

Уже в 16 в. изображение всадника с копьем принималось иностранцами за герб Российского государства. В западноевропейских книгах рядом с портретом Василия III, сидящего на троне, помещался гербовый щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона. В 18 в. изображение всадника и образ почитаемого святого – Георгия-Змееборца объединились в одно целое и «ездеца» стали называть Георгием Победоносцем.

Новую печать ввел в 1561 г. царь Иван IV – «учинил печать новую складную: орел двоеглавной, а сред его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог [единорог]». С этого времени преобладающей стала печать с двуглавым орлом. «Ездец» – символ Московского великого княжества, стал эмблемой подчиненной. Новая эмблема – единорог (древний символ силы и власти) до этого времени на Руси почти не использовался. Предания о единороге попали в русские земли вместе со сборником христианской зоомифологии «Физиолог» ок. 14 в. Но изображения единорога появились лишь в кон. 15 в. – на печати верейского князя Михаила Андреевича, женатого на племяннице Софьи Палеолог. Как символ верховной власти единорог не утвердился. В сер. 16 в. единорог трактовался как символ христианства, «жезл силы» вознесенный над недругами по благословению Христа русским государем: «Господь даст крепость князем нашим и вознесет рог Христа своего, жезл силы послет ти Господь от Сиона».

На верительной грамоте 1578 г. помещена т. н. Большая государственная печать Ивана IV: двуглавый орел со всадником, расположенным в центральном щитке на груди орла (на обратной стороне – единорог), окружены 24 эмблемами земель Российского государства (по 12 с каждой стороны). Вокруг эмблем расположены надписи: «Печать царства Казаньского, печать псковская, печать Великаго княжества Тверского, печать пермская, печать болгарская, печать черниговская, печать Новагорода Низовскимя земли, печать вяцкая, печать югорская, печать Великого княжества Смоленского, печать царства Остороханского, печать наместника Великого Новагорода»; на оборотной стороне: «печать полотцкая, печать ярославская, печать удорская, печать кондинская, печать арфибископа рижьского, печать города Кеси, печать маистра Лифлянския земли, печать сибирьская, печать обдорская, печать белоозерская, печать ростовьская, печать рязаньская». На печати Великого княжества Смоленского изображена эмблема – княжье место с лежащей на нем шапкой. На тверской печати изображен медведь, на ярославской – рыба, на рязанской – конь, на астраханской – пес, волк в короне, на ростовской – птица, на вятской – лук со стрелой, на нижегородской – олень, лось, на пермской – лиса, на сибирской – стрела, на казанской – дракон в короне. Диаметр оттиска Большой государевой печати – 11,7 см.

Большая государственная печать Ивана IV послужила образцом для печатей последующих государей: Федора Ивановича (в 1585 и 1589 гг.), Бориса Годунова (в 1598 и 1602 гг.), Лжедмитрия I и Василия IV Шуйского (в 1606 г.), Михаила Федоровича (1618 г.). Е. К.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 25 января (16 января по старому стилю) 1547 года, именно тогда произошло венчание на царство Ивана IV Грозного.

Венчание на царство Ивана IV Грозного
В. Васнецов: Иван IV грозный

Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул признавался исключительно внутри Московского государства.

Отец Ивана, великий князь Московский Василий III, прожив 20 лет в браке и не нажив детей, отправил законную супругу Саламонию в монастырь против ее воли. Он женился на литовской княжне Елене Глинской и через 4 года 25 августа 1530 года родился наследник – Иван IV, прозванный в последствии Грозным.

Когда Ивану было три года умер отец, а через пять лет умерла и мать. Мальчик рос в обстановке вражды и обмана, борьбы за власть между его опекунами – боярами. На семнадцатом году жизни Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и принять титул царя. На этот счет существует две версии: по одной из версий у молодого Ивана очень рано сформировались стремления к власти, ощущения своего высокого избранничества и инициатива была действительно его,  по другой – инициатива венчания на царство исходила от самого митрополита, человека весьма незаурядного и  почитаемого, который видел Москву наследницей павшего Константинополя, продолжив укрепление православия через соединение царской и духовной власти.

Венчание на царство Ивана IV Грозного
Успенский Собор, Москва

Обряд венчания на царство великого князя Ивана IV проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Макарий возложив знаки царского достоинства – животворящий крест, бармы, золотую цепь и шапку Мономаха, совершил, таким образом, обряд миропомазания.

Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Венчание на царство Ивана IV Грозного
Шапка Мономаха

Процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена не Константинопольских патриархом, ни папой Римским, а русским митрополитом. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами.

С 1555 года титул русского царя безоговорочно признавался Англией. Чуть позже последовала Испания, Дания и Флорентийская республика. Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, подписанная тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами была утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом.

Венчание на царство Ивана IV Грозного
Костяной престол Ивана IV Грозного

Сам Иван Васильевич придавал большое значение признание его царского титула Польско-Литовским государством. Но Польша в течении всего XVI века так и не признала его титул.

Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять совсем другое положение в дипломатических отношениях. До этих пор существовавший титул — «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог». Титул же — «царь» переводили как «император», тем самым русский самодержиц приравнивался к единственному в Европе императору – императору Священной Римской Империи. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу, и эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.

Источник: cozyzone.ru

Сергей Истомин

Я познаю мир. История русских царей

Выдающиеся правители Древней Руси

Возникновение династии Рюриковичей

Наши предки – славянские народы – расселились на обширной Восточно-европейской равнине в самые незапамятные времена. Когда они пришли сюда и откуда – доподлинно неизвестно. Расселились они от моря Варяжского (Балтийского) вплоть до реки Днепра и далее на юг до моря Русскаго (Черного).

На Днепре жили поляне, которые имели город Киев. Племена, жившие в лесах, недалеко от полян, назывались древлянами. Много было и других славянских племен с разными названиями, которые поселились около рек и озер.

Но не одни только славяне жили на территории нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: к северу и северо-востоку – финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и другие); к западу – литва; к югу и юго-востоку – тюркские племена (хазары, печенеги, половцы).

Занимались славяне большей частью земледелием. Но не было мира между славянскими племенами. Тогда ильменские (новгородские) славянские племена, а также кривичи, весь и чудь отправили послов за море Балтийское, к одному из племени варягов, которое называлось Русь или Рос, отчего в дальнейшем славянские племена и стали называться русскими.

Послы сказали варягам: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами». По словам историка Карамзина, князь Рюрик согласился «принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться». И вскоре «три князя – братья Рюрик, Синеус и Трувор – из этого племени пришли со своими дружинами в славянские земли». Это произошло в 862 году.

Варяги

Первоначально князь Рюрик – внук легендарного новгородского старейшины, князя Гостомысла – расположился в местечке Ладога, а спустя год переехал в Новгород. Второй брат, Синеус, поселился на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. Спустя некоторое время два брата умерли, и славянами в северных землях стал править один Рюрик.

Так князь Рюрик стал основателем династии Рюриковичей (862–1592) – династии русских князей, а затем царей, правившей на Руси 730 лет, с конца IX по XVI век. Последним царем из рода Рюриковичей был царь Федор Иоаннович, умерший в 1598 году.

Рюрик Варяжский – князь Новгородский

Годы жизни? – 879

Годы правления 862–879

Сведений о правлении Рюрика до наших дней практически не дошло. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который «сеял смуту против власти чужеземца Рюрика». Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников, после чего Рюрик раздал своим знатным дружинникам селения для управления и сбора дани.

Не получившие городов дружинники Аскольд и Дир (не из рода Рюрика) отправились на юг, в Царьград (Константинополь), искать счастья и добычи. Согласно легенде, следуя существовавшим в то время путем «из варяг в греки», они увидели небольшое поселение, жители которого сообщили, что это место называется Киевом, и раньше владели им братья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. После гибели братьев Киев некому было защищать, и киевляне стали платит дань хазарам. Аскольд и Дир остановились в Киеве и начали в нем править. Так в правление Рюрика на территории славян возникли два княжества: Северная и Южная Русь.

Рюрик

При Рюрике к землям славян были присоединены земли племен меря, весь и муром. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде и имел сына Игоря. Рюрик умер предположительно в 879 году, передав правление княжеством, а также собственного малолетнего сына Игоря на попечение своему дальнему родственнику – Олегу.

Хазары

Олег Вещий – князь Киевской Руси

Годы жизни? – 912

Годы правления 879–912

После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. С большой дружиной он пошел вниз по Днепру, где взял Смоленск, Любеч. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских». С той поры Киев стал центром Киевской Руси. Новгород же был вторым по значению городом. Ну а правившие в Киеве Аскольд и Дир были убиты.

На этой территории жили племена полян. Олег показал полянам маленького Игоря и сказал: «Вот сын Рюрика – ваш князь». По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей.

В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на византийский город Царьград (Константинополь), в результате которого Олег получил богатую дань с византийцев и спустя несколько лет с Византией был подписан первый мирный договор.

Олег Вещий

За необычайную военную удачу, ум и проницательность Олегу дали прозвище Вещий. Сохранилось много преданий о его походах. Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости в 912 году, оставив сильное государство с центром в Киеве сыну Рюрика – Игорю.

Легенда о смерти Олега

Однажды князь Олег спросил у волхвов и кудесников (древнерусских языческих священнослужителей и предсказателей): «От чего я умру?». И один кудесник ответил ему: «Князь! От коня твоего любимого ты умрешь, на котором ты сейчас ездишь, – от него тебе предстоит умереть!».

Олег подумал и ответил: «Так никогда же не сяду я на этого коня и даже не буду видеть его». Князь велел кормить коня отборным зерном, но не подводить его к себе. И не видел Олег своего любимого коня несколько лет, до самого греческого похода. Возвратившись из похода в Киев, Олег вспомнил о коне, призвал к себе конюшего и спросил: «Где мой бывший конь, которого я велел беречь и кормить?». Конюший ответил: «Он уже умер». Тогда Олег начал смеяться над кудесником и бранить его: «Волхвы и кудесники вечно лгут. Конь уже умер, а я жив, поеду я и посмотрю на его кости».

Источник: www.litmir.me


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.