Исторический портрет федора ивановича

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон – Федор Иоаннович, царь московский (1584—1598)
Константин Рыжов – Федор I Иванович (1584-1598)
В. О. Ключевский – Царь Федор Иоаннович

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон — Федор Иванович, царь московский (1584—1598)

Царь Федор Иванович. Реконструкция по черепу Герасимова Фото Shakko

 

Федор Иванович родился 11 мая 1557 г. и был младшим сыном Ивана Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Грозного, 19 ноября 1582 г., старший брат Федора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Федор стал считаться наследником царского престола. По смерти Грозного (18 марта 1581 г.) Федор Иоаннович сделался царем, после смуты, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Димитрия. Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова, на сестре которого, Ирине Федоровне, в 1580 г.


нился Федор, по воле отца. Федор Иоаннович был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами. Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, который и был, в сущности, настоящим царем русским. Все события царствования Федора Иоанновича связаны непосредственно с именем Бориса Годунова. Умер Федор 7 января 1598 г., не оставив потомства. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве.

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

 


 

Константин Рыжов — Федор I Иванович (1584-1598)

Из рода Московских вел. кн. Сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой. Род. 11 мая 1557 г. Царь всея Руси в 1584 — 1598 гг. Жена: с 1580 г. Ирина Федоровна Годунова (ум. 26 сент. 1603 г.). Умер 7 янв. 1598 г.

 

Из всех преступлений Грозного убийство сына Ивана и последующее пресечение рода великих князей Московских, пожалуй, тяжелее всего сказались на русской истории. Второй сын Федор от рождения отличался ярко выраженным слабоумием, но по несчастному стечению обстоятельств именно он должен был наследовать Грозному после его смерти. Младший брат Федора Дмитрий тоже имел сторонников среди московских бояр. Федор утвердился на престоле не без смут. Князь Богдан Бельский много интриговал в пользу Дмитрия, но враждебные ему бояре с народом осадили Бельского в Кремле, принудили к сдаче и сослали в Нижний Новгород.


Сохранилось также известие, что из всех городов в Москву пришли именитые люди и молили со слезами царевича Федора, чтобы он был на Московском государстве царем и венчался царским венцом. 31 мая Федор венчался на царство. Ни для кого не было секретом, что он не способен править. После смерти Грозного среди бояр шла упорная борьба за влияние на царя. В конце концов всех пересилил царский шурин боярин Борис Федорович Годунов, который и был истинным вершителем судеб государства во все время Федорова царствования.

 

 

Федор был небольшого роста, приземист, одутловат, походку имел нетвердую, по характеру был тяжел и недеятелен. С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви, а в качестве развлечения любил смотреть, кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто 6ил царю челом, он отсылал его к Годунову. Сын у Федора так и не родился, а дочь умерла в младенчестве. В конце 1597 года он сам занемог смертельной болезнью и 7 января 1598 в час утра скончался. С его смертью пресеклась княжеская династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862 года.

 

Константин Рыжов. Все монархи мира. Россия

 


 

В. О. Ключевский — Царь Федор Иванович

Поучительное явление в истории старой московской династии представляет этот последний ее царь Федор.


литино племя, построившее Московское государство, всегда отличалось удивительным умением обрабатывать свои житейские дела, страдало фамильным избытком заботливости о земном, и это самое племя, погасая, блеснуло полным отрешением от всего земного, вымерло царем Федором Ивановичем, который, по выражению современников, всю жизнь избывал мирской суеты и докуки, помышляя только о небесном. Польский посол Сапега так описывает Федора: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу.

Фёдор Иванович миниатюра из Царского титулярника 

 

Другой современник, швед Петрей, в своем описании Московского государства (1608 — 1611) также замечает, что царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского, сына. В этих отзывах, несомненно, есть некоторое преувеличение, чувствуется доля карикатуры. Набожная и почтительная к престолу мысль русских современников пыталась сделать из царя Федора знакомый ей и любимый ею образ подвижничества особого рода.


м известно, какое значение имело и каким почетом пользовалось в древней Руси юродство Христа ради. Юродивый, блаженный, отрешался от всех благ житейских, не только от телесных, но и от духовных удобств и приманок, от почестей, славы, уважения и привязанности со стороны ближних. Мало того, он делал боевой вызов этим благам и приманкам: нищий и бесприютный, ходя по улицам босиком, в лохмотьях, поступая не по-людски, по-уродски, говоря неподобные речи, презирая общепринятые приличия, он старался стать посмешищем для неразумных и как бы издевался над благами, которые люди любят и ценят, и над самими людьми, которые их любят и ценят. В таком смирении до самоуничижения древняя Русь видела практическую разработку высокой заповеди о блаженстве нищих духом, которым принадлежит царствие Божие.

Эта духовная нищета в лице юродивого являлась ходячей мирской совестью, «лицевым» в живом образе обличением людских страстей и пороков, и пользовалась в обществе большими правами, полной свободой слова: сильные мира сего, вельможи и цари, сам Грозный, терпеливо выслушивали смелые, насмешливые или бранчивые речи блаженного уличного бродяги, не смея дотронуться до него пальцем. И царю Федору придан был русскими современниками этот привычный и любимый облик: это был в их глазах блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает царство небесное, а не земное, которых церковь так любила заносить в свои святцы, в укор грязным помыслам и греховным поползновениям русского человека.


171;Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении» — так отзывается о Федоре близкий ко двору современник князь И. М. Катырев-Ростовский. По выражению другого современника, в царе Федоре мнишество было с царствием соплетено без раздвоения и одно служило украшением другому. Его называли «освятованным царем», свыше предназначенным к святости, к венцу небесному. Словом, в келье или пещере, пользуясь выражением Карамзина, царь Федор был бы больше на месте, чем на престоле.

И в наше время царь Федор становился предметом поэтической обработки: так, ему посвящена вторая трагедия драматической трилогии графа Ал. Толстого. И здесь изображение царя Федора очень близко к его древнерусскому образу; поэт, очевидно, рисовал портрет блаженного царя с древнерусской летописной его иконы. Тонкой чертой проведена по этому портрету и наклонность к благодушной шутке, какою древнерусский блаженный смягчал свои суровые обличения. Но сквозь внешнюю набожность, какой умилялись современники в царе Федоре, у Ал. Толстого ярко проступает нравственная чуткость: это вещий простачок, который бессознательным, таинственно озаренным чутьем умел понимать вещи, каких никогда не понять самым большим умникам. Ему грустно слышать о партийных раздорах, о вражде сторонников Бориса Годунова и князя Шуйского; ему хочется дожить до того, когда все будут сторонниками лишь одной Руси, хочется помирить всех врагов, и на сомнения Годунова в возможности такой общегосударственной мировой горячо возражает:


 

Ни, ни!
Ты этого, Борис, не разумеешь!
Ты ведай там, как знаешь, государство,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека.

 

В другом месте он говорит тому же Годунову:

 

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно,
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.

 

Не следует выпускать из виду исторической подкладки назидательных или поэтических изображений исторического лица современниками или позднейшими писателями. Царевич Федор вырос в Александровской слободе, среди безобразия и ужасов опричнины. Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на колокольню звонить к заутрене. Родившись слабосильным от начавшей прихварывать матери Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротой в отвратительной опричной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположенным к водянке, с неровной, старчески медленной походкой от преждевременной слабости в ногах. Так описывает царя, когда ему шел 32-й год, видевший его в 1588 — 1589 гг. английский посол Флетчер. В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева.


ссчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности. На престоле он искал человека, который стал бы хозяином его воли: умный шурин Годунов осторожно встал на место бешеного отца.

 

В. О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 41 

 

Источник: rushist.com

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон – Федор Иоаннович, царь московский (1584—1598)
Константин Рыжов – Федор I Иванович (1584-1598)
В. О. Ключевский – Царь Федор Иоаннович

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон — Федор Иванович, царь московский (1584—1598)

Царь Федор Иванович. Реконструкция по черепу Герасимова Фото Shakko

 

Федор Иванович родился 11 мая 1557 г. и был младшим сыном Ивана Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Грозного, 19 ноября 1582 г., старший брат Федора, Иоанн, был убит своим отцом, и с этого времени Федор стал считаться наследником царского престола. По смерти Грозного (18 марта 1581 г.) Федор Иоаннович сделался царем, после смуты, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Димитрия.


ута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова, на сестре которого, Ирине Федоровне, в 1580 г. женился Федор, по воле отца. Федор Иоаннович был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами. Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, который и был, в сущности, настоящим царем русским. Все события царствования Федора Иоанновича связаны непосредственно с именем Бориса Годунова. Умер Федор 7 января 1598 г., не оставив потомства. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве.

 

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

 


 

Константин Рыжов — Федор I Иванович (1584-1598)

Из рода Московских вел. кн. Сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой. Род. 11 мая 1557 г. Царь всея Руси в 1584 — 1598 гг. Жена: с 1580 г. Ирина Федоровна Годунова (ум. 26 сент. 1603 г.). Умер 7 янв. 1598 г.

 

Из всех преступлений Грозного убийство сына Ивана и последующее пресечение рода великих князей Московских, пожалуй, тяжелее всего сказались на русской истории. Второй сын Федор от рождения отличался ярко выраженным слабоумием, но по несчастному стечению обстоятельств именно он должен был наследовать Грозному после его смерти. Младший брат Федора Дмитрий тоже имел сторонников среди московских бояр. Федор утвердился на престоле не без смут. Князь Богдан Бельский много интриговал в пользу Дмитрия, но враждебные ему бояре с народом осадили Бельского в Кремле, принудили к сдаче и сослали в Нижний Новгород.


Сохранилось также известие, что из всех городов в Москву пришли именитые люди и молили со слезами царевича Федора, чтобы он был на Московском государстве царем и венчался царским венцом. 31 мая Федор венчался на царство. Ни для кого не было секретом, что он не способен править. После смерти Грозного среди бояр шла упорная борьба за влияние на царя. В конце концов всех пересилил царский шурин боярин Борис Федорович Годунов, который и был истинным вершителем судеб государства во все время Федорова царствования.

 

 

Федор был небольшого роста, приземист, одутловат, походку имел нетвердую, по характеру был тяжел и недеятелен. С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви, а в качестве развлечения любил смотреть, кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто 6ил царю челом, он отсылал его к Годунову. Сын у Федора так и не родился, а дочь умерла в младенчестве. В конце 1597 года он сам занемог смертельной болезнью и 7 января 1598 в час утра скончался. С его смертью пресеклась княжеская династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862 года.

 

Константин Рыжов. Все монархи мира. Россия


 


 

В. О. Ключевский — Царь Федор Иванович

Поучительное явление в истории старой московской династии представляет этот последний ее царь Федор. Калитино племя, построившее Московское государство, всегда отличалось удивительным умением обрабатывать свои житейские дела, страдало фамильным избытком заботливости о земном, и это самое племя, погасая, блеснуло полным отрешением от всего земного, вымерло царем Федором Ивановичем, который, по выражению современников, всю жизнь избывал мирской суеты и докуки, помышляя только о небесном. Польский посол Сапега так описывает Федора: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу.

Фёдор Иванович миниатюра из Царского титулярника 

 

Другой современник, швед Петрей, в своем описании Московского государства (1608 — 1611) также замечает, что царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского, сына. В этих отзывах, несомненно, есть некоторое преувеличение, чувствуется доля карикатуры. Набожная и почтительная к престолу мысль русских современников пыталась сделать из царя Федора знакомый ей и любимый ею образ подвижничества особого рода. Нам известно, какое значение имело и каким почетом пользовалось в древней Руси юродство Христа ради. Юродивый, блаженный, отрешался от всех благ житейских, не только от телесных, но и от духовных удобств и приманок, от почестей, славы, уважения и привязанности со стороны ближних. Мало того, он делал боевой вызов этим благам и приманкам: нищий и бесприютный, ходя по улицам босиком, в лохмотьях, поступая не по-людски, по-уродски, говоря неподобные речи, презирая общепринятые приличия, он старался стать посмешищем для неразумных и как бы издевался над благами, которые люди любят и ценят, и над самими людьми, которые их любят и ценят. В таком смирении до самоуничижения древняя Русь видела практическую разработку высокой заповеди о блаженстве нищих духом, которым принадлежит царствие Божие.

Эта духовная нищета в лице юродивого являлась ходячей мирской совестью, «лицевым» в живом образе обличением людских страстей и пороков, и пользовалась в обществе большими правами, полной свободой слова: сильные мира сего, вельможи и цари, сам Грозный, терпеливо выслушивали смелые, насмешливые или бранчивые речи блаженного уличного бродяги, не смея дотронуться до него пальцем. И царю Федору придан был русскими современниками этот привычный и любимый облик: это был в их глазах блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает царство небесное, а не земное, которых церковь так любила заносить в свои святцы, в укор грязным помыслам и греховным поползновениям русского человека. «Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении» — так отзывается о Федоре близкий ко двору современник князь И. М. Катырев-Ростовский. По выражению другого современника, в царе Федоре мнишество было с царствием соплетено без раздвоения и одно служило украшением другому. Его называли «освятованным царем», свыше предназначенным к святости, к венцу небесному. Словом, в келье или пещере, пользуясь выражением Карамзина, царь Федор был бы больше на месте, чем на престоле.

И в наше время царь Федор становился предметом поэтической обработки: так, ему посвящена вторая трагедия драматической трилогии графа Ал. Толстого. И здесь изображение царя Федора очень близко к его древнерусскому образу; поэт, очевидно, рисовал портрет блаженного царя с древнерусской летописной его иконы. Тонкой чертой проведена по этому портрету и наклонность к благодушной шутке, какою древнерусский блаженный смягчал свои суровые обличения. Но сквозь внешнюю набожность, какой умилялись современники в царе Федоре, у Ал. Толстого ярко проступает нравственная чуткость: это вещий простачок, который бессознательным, таинственно озаренным чутьем умел понимать вещи, каких никогда не понять самым большим умникам. Ему грустно слышать о партийных раздорах, о вражде сторонников Бориса Годунова и князя Шуйского; ему хочется дожить до того, когда все будут сторонниками лишь одной Руси, хочется помирить всех врагов, и на сомнения Годунова в возможности такой общегосударственной мировой горячо возражает:

 

Ни, ни!
Ты этого, Борис, не разумеешь!
Ты ведай там, как знаешь, государство,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека.

 

В другом месте он говорит тому же Годунову:

 

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно,
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен — я не обманусь.

 

Не следует выпускать из виду исторической подкладки назидательных или поэтических изображений исторического лица современниками или позднейшими писателями. Царевич Федор вырос в Александровской слободе, среди безобразия и ужасов опричнины. Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на колокольню звонить к заутрене. Родившись слабосильным от начавшей прихварывать матери Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротой в отвратительной опричной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположенным к водянке, с неровной, старчески медленной походкой от преждевременной слабости в ногах. Так описывает царя, когда ему шел 32-й год, видевший его в 1588 — 1589 гг. английский посол Флетчер. В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности. На престоле он искал человека, который стал бы хозяином его воли: умный шурин Годунов осторожно встал на место бешеного отца.

 

В. О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 41 

 

Источник: rushist.com

Царь Федор Иванович

Когда Федор вступил на престол, ему было 27 лет, возраст весьма солидный. По источникам некоторых иностранных современников можно описать, как обычно проводил свой день молодой государь. Практически каждый будний день царь:

  1. Вставал часа в 4 утра, одевался;
  2. Далее его посещал духовник с крестом, затем дьякон с крестом того святого чей день праздновался сегодня;
  3. Федор молился, затем справлялся о здоровье царицы;
  4. Некоторое время днем он проводил с царицей, принимал придворных и обедал;
  5. После обеда Федор уходил в почивальню, там был около 3-х часов;
  6. После этого снова шел в церковь;
  7. Время до ужина проводили за разными забавами.
  8. После ужина снова молился и шел спать.

Такой порядок дня менялся только в праздничные дни. Тогда он ездил в монастыри, которые были за территорией столицы. Еще ходил на кулачные бои, не потому что ему это нравилось, а только лишь потому, что такое порядок был заведен ранее.

Писатели того времени обычно изображали Федора человеком набожным, который отрешился от мирских дел и готовил себя к вечной жизни. Знаменитый государственный деятель из Польши Л. Сапега посещал Москву в правление Федора Ивановича. По возвращению на Родину он высказался кратко о нем . Суть суждения такова – Кто-то говорит, что государь мало соображает: я же убедился, что он не соображает вовсе.

Тем не менее, царь Федор Иванович был царем, в его руках была власть над Московским государством, а вот как он распоряжался этой властью и распоряжался ли вовсе – это уже другой вопрос.

Правление Федора Ивановича кратко

Правление царя Федора Ивановича

Правление Федора Ивановича краткоЕще когда был при смерти, сформировался некий опекунский совет при будущем царе. Видное место в нем занимали следующие государственные деятели:

  • И.Ф. Мстиславский;
  • И.П. Шуйский;
  • Б. Бельский;
  • Н.Р. Захарьин-Юрьев (Романов);
  • Б. Годунов.

Стоит отметить, что место Бориса Годунова в этом списке было последним. Он не мог высказывать свои притязания на более высокое положение. Позже окажется, что именно Борис сможет сыграть важную роль в государственном правлении царя Федора Ивановича.

Источники нам не дают достоверной информации о деятельности этих приближенных, да и состав его неизвестен досконально. Тут источники расходятся во мнении. Но очевидно, что в начале правления Федора складывается олигархическое управление государством. Но оно, по сути, не играло большой роли, так как в товарищах по совету согласия не было.

Разногласие возникало по поводу кандидатуры государя. Это связано было с тем, что был еще один наследник престола – царевич Дмитрий сын седьмой жены Марии Нагой. Его притязания на престол были призрачными. Причин этому было несколько:

  • Он был младше Федора, причем намного (престол наследовался по старшинству);
  • Дмитрий был сыном 7 жены, тогда как церковь признавала только три брака.

Годы правления Федора Ивановича Блаженного кратко

Правление Федора Ивановича краткоПосле неудачи Бельского его «сослали» воеводой в Нижний Новгород. В совете при государе осталось четыре человека. Видное положение стал занимать Никита Романов. Но немногим позже здоровье его стало ухудшаться, и вскоре он умер.

Не стоит забывать о жене Федора Ивановича. Ирина была женщиной умной и разумной, причем решительна в своих действиях. При таком характере и таком муже ее влияние на Федора было больше, нежели которым обладали предыдущие царицы.  Года правления Федора Ивановича стали для Ирины периодом и ее правления в том числе, хоть и по времени было кратко оно. Она нередко заменяла мужа, при этом во всем поддерживала своего брата Бориса Годунова. Фактически Ирина исполняла его волю.

С каждым днем влияние Бориса на Федора становилось все сильнее, а значит правление Совета все слабее. Постепенно произошел захват власти, и Борис уже мог поступать в государственных делах, как ему вздумается. Многие представители знатных боярских родов оказались в опале, в том числе и члены Совета.

Вскоре Борис стал фактически регентом при государе. Его «правление» принесло немало важных политических решений, например такие как:

  1. Учреждение патриаршества – первый патриарх Иов (1589 г.);
  2. Уступки со стороны Швеции городов Копорья и Ивангорода;
  3. Подписание «Вечного мира» с Польшей.

Время правления Федора Ивановича

Правление Федора Ивановича краткоКак отмечалось выше, здоровье Федора было слабым. Постепенно оно ухудшалось еще больше. Вскоре стало понятно многим уже, что наследника у Федора и Ирины не появится. Нет, Ирина не была бесплодной. Есть сведения, что у нее было несколько выкидышей, а так же что в 1592 г. у них родилась дочь. Ребенок был долгожданным, но через несколько месяцев девочка умерла.

Сам государь медленно угасал. Понимая, что он умирает, Федор не задавался вопросом, кто займет престол после него. Из записей патриарха Иова известно, что меж ним и царем был подобный разговор. На вопрос о наследнике Федор ответил, что все случится, как будет Богу угодно. Царь умер 7 января 1598 г. Прямого наследника не было, престол могла занять его жена Ирина или же многочисленные родственники Федора, однако скипетр оказался совершенно у чужого человека – Бориса Годунова. Таким было время правления Федора Ивановича.

Источник: history-repetitor.ru

1. Федор Иванович — царь в 1584 — 1598 г.г. Фактически государством управлял его шурин Борис Годунов.

Основные направления деятельности.

Внутренняя политика

Были приняты меры по дальнейшему креплению государственности. В 1589 г. в России было учреждено патриаршество. Первым патриархом стал московский митрополит Иов.

Еще одной задачей было преодоление хозяйственного кризиса, вызванного Ливонской войной и опричниной. Хозяйственный кризис 1570- начала 80 -х г.г. заставил в 1597 г. издать указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ, в течение 5 лет подлежали сыску, суду и возвращению назад.

По инициативе Б.Годунова торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах, были причислены к населению «черных» слобод, плативших налог («тягло») государству.

Строилось много городов. Так, на Волге были построены Самара, Царицын, Саратов.

Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани.

В 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий. Это впоследствии привело к возникновению в России самозванства.

Внешняя политика

На северо — западе основной задачей было возвращение земель, утраченных после Ливонской войны. В 1590 — 1595 г.г. Россия вела войну со Швецией..

На западе главной задачей было обеспечение безопасности от возможной агрессии Речи Посполитой. В этих целях в 1596 г. русский зодчий Ф.С.Конь начал строительство смоленской крепости, зарывавшей дорогу к столице.

На юге главной задачей было обеспечение безопасности от набегов крымских татар. С этой целью в 1585 г. была построена крепость Воронеж, а в 1586 . — Ливны. В 1592 г. был восстановлен г. Елец, в 1596 г. построен г. Белгород. В 1591 г. был отражен набег крымских татар на Москву.

3. Результаты правления Федора Ивановича.

1. Был преодолен хозяйственный кризис.

2. Было построено много городов.

3. Облегчено положение посадских людей.

4. Учреждено патриаршество.

5. У Швеции были отвоеваны города Ям, Ивангород, Копорье, Корела.

6. Строительство укреплений значительно обезопасило центр России от набегов крымских татар.

7. Произошло дальнейшее закрепощение крестьян.

8.Со смертью Федора Ивановича пресеклась династия Рюриковичей.

Источник: studopedia.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector