Народничество это в истории

— идеология и движение разночинной интеллигенции в 1861 — 1895 гг. Выражало интересы крестьян, выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. С начала 60-х гг. два течения: революционное и либеральное. Родоначальники: А. Герцен, Н. Чернышевский, идеологи: М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев. Основные народнические организации 1860—1880-х гг.: ишутинцы, «чайковцы» — организаторы вхождения в народ», «москвичи», «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». Со второй половины 1880-х гг. кризис Н.: «малых дел» теория и др., рост влияния либерального Н., выступавшего против марксизма: Н. Михайловский и др.

Народничество — народничества, мн. нет, ср. (истор.). Общественно-политическое движение радикальной интеллигенции второй половины 19 века, выражавшее интересы мелкого производителя,……..
Толковый словарь Ушакова


Народничество М. — 1. Общественно-политическое движение, объединявшее лиц, боровшихся за идеи крестьянской демократии и перехода России к социализму через крестьянскую общину (в Российском……..
Толковый словарь Ефремовой

Народничество — — идейное течение и общественное движение, одно из ведущих направлений радикализма в пореформенной России. Русское Н. представляло собой широкий спектр различных течений……..
Политический словарь

Народничество — -а; ср. Общественно-политическое движение в России во второй половине 19 в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход России к социализму……..
Толковый словарь Кузнецова

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции в России во2-й пол. 19 в. Выступало против крепостничества и капиталистическогоразвития России, за свержение самодержавия……..
Большой энциклопедический словарь

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции на бурж.-демократич. этапе освободит. борьбы в России (1861-95). «, — писал В. И. Ленин, — есть идеология (система взглядов) крестьянской……..
Советская историческая энциклопедия

Анархизм И Народничество — Ровесник, друг и оппонент Герцена, переживший свою драму и столь же ярко отражавший искания XIX в. М.А. Бакунин (1814-1875) предстает скорее импульсивным практиком, нежели рефлектирующим……..
Философский словарь


Народничество — — англ. narodnik mouvement; нем. Volkstumler. Идеология  и обществ.-полит. движение  интеллигенции в России в 70 — 90-е гг. XIX в., соединявшее буржуазно-демократическую программу с идеями……..
Социологический словарь

Народничество — — 1) общественное движение последней трети XIX — нач. XX в.; 2) особое явление рус. культуры; 3) идеология, составившая комплекс экономических, политических, социалистических,……..
Философский словарь

НАРОДНИЧЕСТВО — НАРОДНИЧЕСТВО, -а, ср. В России во второй половине 19 в.: общественно-политическое движение, объединявшее лиц, боровшихся за идеи крестьянской демократии и перехода России……..
Толковый словарь Ожегова

Источник: slovariki.org

НАРО́ДНИЧЕСТВО, идео­ло­гия и об­ществ.-по­ли­тич. дви­же­ние раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции в Рос­сии 2-й пол. 19 в., от­ра­жав­шее чая­ния со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва и на­ро­до­вла­стия. Воз­ник­ло в ус­ло­ви­ях раз­ру­ше­ния об­щин­ных, кол­лек­ти­ви­ст­ских ос­нов тра­диц.


­ще­ст­ва в свя­зи со ста­нов­ле­ни­ем ка­пи­та­ли­стич. от­но­ше­ний. Идеи, раз­ви­тые впо­след­ст­вии на­род­ни­ка­ми, пер­во­на­чаль­но, в кон. 1840-х – нач. 1850-х гг., вы­дви­ну­ты А. И. Гер­це­ном и Н. Г. Чер­ны­шев­ским. В Н. су­ще­ст­во­ва­ло два те­че­ния – ра­ди­каль­ное (ре­во­лю­ци­он­ное) и уме­рен­ное («ли­бе­раль­ное», по оп­ре­де­ле­нию В. И. Ле­ни­на, или ре­фор­ма­тор­ское); в раз­ное вре­мя пре­ва­ли­ро­ва­ло од­но из них. Ра­ди­каль­ное Н. (пре­об­ла­да­ло в 1870-е – нач. 1880-х гг.) пы­та­лось вы­ра­бо­тать нац. мо­дель не­ка­пи­та­ли­стич. раз­ви­тия пу­тём свер­же­ния са­мо­дер­жав­ной вла­сти и осу­ще­ст­в­ле­ния на прак­ти­ке идеа­лов уто­пи­че­ско­го со­циа­лиз­ма. Оно по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во мно­гом бла­го­да­ря раз­ви­тию субъ­ек­тив­ной со­цио­ло­гии, от­во­див­шей ре­шаю­щую роль в ис­то­рии «кри­ти­че­ски мыс­ля­щим лич­но­стям», оформ­лен­ным в мас­со­вую пар­тию. Уме­рен­ное Н. (пре­об­ла­да­ло в 1880–90-е гг.) стре­ми­лось вы­ра­бо­тать спо­со­бы по­сте­пен­ной адап­та­ции тру­до­во­го на­се­ле­ния к ус­ло­ви­ям мо­дер­ни­за­ции стра­ны, вы­сту­па­ло за не­на­сильств. ме­ры в про­ве­де­нии со­ци­аль­ных, по­ли­тич. и эко­но­мич. пре­об­ра­зо­ва­ний.

Н. воз­ла­га­ло на пе­ре­до­вую ин­тел­ли­ген­цию обя­за­тель­ст­во «воз­вра­тить долг на­ро­ду»: ра­ди­каль­ные на­род­ни­ки по­ни­ма­ли под этим са­мо­от­вер­жен­ную борь­бу ин­тел­ли­ген­ции за свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия, уме­рен­ные на­род­ни­ки – гл. обр. не­по­сред­ст­вен­ную ра­бо­ту в на­ро­де, на­прав­лен­ную на ин­тел­лек­ту­аль­ное и нрав­ст­вен­ное раз­ви­тие кре­сть­ян­ст­ва как ус­ло­вие бу­ду­ще­го спра­вед­ли­во­го об­ществ. уст­рой­ст­ва, на улуч­ше­ние бла­го­сос­тоя­ния кре­сть­ян­ст­ва.


Пер­вые ор­га­ни­за­ции Н. поя­ви­лись в 1860-е гг.: «Зем­ля и во­ля» 1860-х гг., ишу­тин­цы, «Руб­лё­вое об­ще­ст­во» Г. А. Ло­па­ти­на и др. Их про­грам­мы и так­тич. ус­та­нов­ки бы­ли аморф­ны и про­ти­во­ре­чи­вы. Для пер­вых на­род­нич. ор­гани­за­ций ха­рак­тер­ны по­пыт­ки по­нять ну­ж­ды и за­про­сы на­ро­да, вы­звать его об­ществ. ак­тив­ность. На­род­ни­ки пла­ни­ро­ва­ли ор­га­ни­зо­вать ар­те­ли (ком­му­ны), на­ла­дить из­да­ние книг для на­ро­да. Вме­сте с тем про­ис­хо­ди­ла бы­ст­рая ра­ди­ка­ли­за­ция их дея­тель­но­сти. Часть ишу­тин­цев на­ме­ре­ва­лась осу­ще­ст­вить за­хват вла­сти и убить им­пе­ра­то­ра, а Д. В. Ка­ра­ко­зов 4(16).4.1866 со­вер­шил пер­вое в ис­то­рии Н. по­ку­ше­ние на имп. Алек­сан­д­ра II. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в на­род­нич. сре­де по­лу­чи­ли идеи ни­ги­лиз­ма. В 1869 С. Г. Не­ча­ев с це­лью под­го­то­вить гос. пе­ре­во­рот соз­дал ор­га­ни­за­цию «На­род­ная рас­пра­ва», по­стро­ен­ную на сле­пом под­чи­не­нии её чле­нов ли­де­ру, сверх­цен­тра­лиз­ме, тер­ро­ре, об­ра­щён­ном не толь­ко про­тив чи­нов­ни­ков, но и про­тив со­мне­ваю­щих­ся внут­ри ор­га­ни­за­ции. Ре­ак­ци­ей на «не­ча­ев­щи­ну», ко­то­рую осу­ди­ло б. ч. ре­во­люц. под­по­лья, ста­ло соз­да­ние Боль­шо­го об-ва про­па­ган­ды («чай­ков­цы»: Н. В. Чай­ков­ский, С. Л. Пе­ров­ская, П. А. Кро­пот­кин, М. А. На­тан­сон и др.).


В 1870-е гг. ре­во­люц. на­прав­ле­ние в Н. окон­ча­тель­но офор­ми­лось, в нём на­ме­ти­лись три те­че­ния. «Про­па­ган­ди­сты» (по­сле­до­ва­те­ли П. Л. Лав­ро­ва) по­ла­га­ли не­об­хо­ди­мым для ор­га­ни­за­ции вос­ста­ния дли­тель­ную про­па­ган­ду сре­ди нар. масс и об­шир­ную тео­ре­тич. и нравств. под­го­тов­ку ре­во­лю­цио­не­ров, объ­е­ди­нён­ных в пар­тию. «Бун­тар­ское» Н. (идео­лог – М. А. Ба­ку­нин), вклю­чав­шее наи­бо­лее ра­ди­каль­ную мо­ло­дёжь, счи­тая рус. на­род и сла­вян­ст­во в це­лом «при­ро­ж­дён­ным» со­циа­ли­стом, стре­ми­лось не­мед­лен­но под­нять нар. мас­сы на бунт про­тив ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, го­су­дар­ст­ва и церк­ви. «За­го­вор­щи­че­ское» Н. (сто­рон­ни­ки П. Н. Тка­чё­ва) на­стаи­ва­ло на том, что ра­ди­каль­ная ин­тел­ли­ген­ция, объ­е­ди­нён­ная в пар­тию, долж­на осу­ще­ст­вить гос. пе­ре­во­рот и за­тем во­влечь в со­циа­ли­стич. пе­ре­уст­рой­ст­во на­род; по их мне­нию, го­су­дар­ст­во бу­к­валь­но «ви­се­ло в воз­ду­хе» и не име­ло нар. под­держ­ки.

Во вре­мя «хо­ж­де­ния в на­род» (1874) идея нар. бун­та по­тер­пе­ла крах: кре­сть­ян­ст­во без­у­ча­ст­но или вра­ж­деб­но от­не­слось к на­род­нич.


о­па­ган­де. Эта не­уда­ча за­ста­ви­ла ре­во­люц. на­род­ни­ков пе­рей­ти от «ле­ту­чей» к «осед­лой» про­па­ган­де (жить в де­рев­не под ви­дом пи­са­рей, вра­чей и т. д.), от­ка­зать­ся от ор­га­ни­зац. сис­те­мы круж­ков и соз­дать пер­вую цен­тра­ли­зо­ван­ную ре­во­люц. ор­га­ни­за­цию – «Зем­ля и во­ля» 1870-х гг. (ос­но­ва­те­ли – М. А. На­тан­сон, Г. В. Пле­ха­нов, А. А. Квят­ков­ский, Д. А. Ли­зо­губ, А. Д. Ми­хай­лов и др.). В 1879 про­изо­шёл её рас­кол, вы­зван­ный как рав­но­души­ем кре­сть­ян­ст­ва к иде­ям Н., так и ре­прес­сия­ми со сто­ро­ны пра­ви­тель­ст­ва. Сто­рон­ни­ки преж­ней так­ти­ки про­па­ган­ды сре­ди кре­сть­ян («де­ре­вен­щи­ки») объ­е­ди­ни­лись в ор­га­ни­за­цию «Чёр­ный пе­ре­дел» (П. Б. Ак­сель­род, Л. Г. Дейч, В. И. За­су­лич, Пле­ха­нов и др.). Б. ч. от­ка­за­лась от этой так­ти­ки, соз­да­ла круп­ней­шую ор­га­ни­за­цию ре­во­люц. Н. – пар­тию «На­род­ная во­ля» (А. И. Же­ля­бов, А. Д. Ми­хай­лов, Н. А. Мо­ро­зов, С. Л. Пе­ров­ская, В. Н. Фиг­нер), гл. це­лью ко­то­рой стал гос. пе­рево­рот с по­сле­дую­щим ус­та­нов­ле­ни­ем пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ки. Она ве­ла ре­во­люц. про­па­ган­ду сре­ди разл. сло­ёв об­ще­ст­ва и в ар­мии, осу­ще­ст­ви­ла неск. тер­ро­ри­стич. ак­тов, один из ко­то­рых при­вёл к ги­бе­ли Алек­сан­д­ра II (1881). По­сле раз­гро­ма «На­род­ной во­ли» по­ли­ци­ей ре­во­люц. Н. ут­ра­ти­ло своё влия­ние.


На пер­вый план вы­дви­ну­лось ре­фор­ма­тор­ское Н. Его идей­ны­ми вы­ра­зи­те­ля­ми ста­ли со­труд­ни­ки газ. «Не­деля» (Я. В. Аб­ра­мов, И. И. Каб­лиц, П. П. Чер­вин­ский), вы­дви­нув­шие тео­рию «ма­лых дел», В. П. Во­рон­цов, пуб­ли­ци­сты ж. «Рус­ское бо­гат­ст­во» (С. Н. Кри­вен­ко, С. Н. Южа­ков, Н. Ф. Да­ни­ель­сон), ру­ко­во­ди­мо­го Н. К. Ми­хай­лов­ским, газ. «Сын оте­че­ст­ва» (вы­хо­ди­ла в С.-Пе­тер­бур­ге в 1862–1901) и др., ко­то­рые, ис­хо­дя из не­об­хо­ди­мо­сти ре­шать по­все­днев­ные про­бле­мы жиз­ни кре­сть­ян­ст­ва и от­ри­цая ре­во­люц. борь­бу, при­зы­ва­ли ин­тел­ли­ген­цию по­ки­дать круп­ные го­ро­да и ра­бо­тать сель­ски­ми учи­те­ля­ми, вра­ча­ми, аг­ро­но­ма­ми и т. д. с це­лью под­нять об­щий ин­тел­лек­ту­аль­ный и нравств. уро­вень на­ро­да, раз­вить его са­мо­дея­тель­ность и тем са­мым слу­жить нар. бла­гу. Они вы­дви­ну­ли про­грам­му улуч­ше­ния эко­но­мич. по­ло­же­ния на­ро­да пу­тём ор­га­ни­за­ции нар. кре­ди­та, стра­хо­во­го де­ла, со­дей­ст­вия по­куп­ке зе­мель кре­сть­яна­ми и арен­де ка­зён­ной зем­ли, рас­простра­не­ния сов­ре­мен­ных по то­му вре­ме­ни зем­ле­дельч. ору­дий, обес­пе­че­ния на­се­ле­ния се­ме­на­ми вы­со­ко­про­дук­тив­ных сор­тов с.-х. куль­тур, раз­ви­тия кре­сть­ян­ских про­мы­слов и коо­пе­ра­ции. Гл. роль в реа­ли­за­ции этой про­грам­мы ре­фор­ма­тор­ские на­род­ни­ки от­во­ди­ли ле­галь­ной дея­тель­но­сти в об­ществ. ор­га­ни­за­ци­ях, ра­бо­те в зем­ст­вах, вы­сту­п­ле­ни­ям в пе­ча­ти. Тео­рия «ма­лых дел» в 1880–90-е гг. во­пло­ща­лась в ре­аль­ной дея­тель­но­сти мн. ты­сяч мо­ло­дых лю­дей из са­мых разл. сло­ёв об­ще­ст­ва. По­пу­ляр­но­сти идей ре­фор­ма­тор­ских на­род­ни­ков спо­соб­ст­во­ва­ло и изу­че­ние по­ре­фор­мен­ной рус. де­рев­ни на­род­ни­ка­ми-эко­но­ми­ста­ми (Во­рон­цов, Да­ни­ель­сон и др.).


Н. ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на куль­ту­ру 2-й пол. 19 в. К не­му бы­ли близ­ки пи­са­те­ли Н. Г. Га­рин-Ми­хай­лов­ский, П. В. За­со­дим­ский, Н. Н. Зла­то­врат­ский, В. Г. Ко­ро­лен­ко, Н. А. Не­кра­сов, Д. Н. Ма­мин-Си­би­ряк, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин, Г. И. Ус­пен­ский. Влия­ние на­род­нич. идео­ло­гии про­яви­лось в изо­бра­зит. иск-ве в твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ков В. В. Ве­ре­ща­ги­на, И. Н. Крам­ско­го, В. Е. Ма­ков­ско­го, В. Г. Пе­ро­ва, И. Е. Ре­пи­на, Н. А. Яро­шен­ко и др. В то же вре­мя часть ин­тел­ли­ген­ции осу­ж­да­ла ре­во­люц. Н. (Ф. М. Дос­то­ев­ский, К. Н. Ле­он­ть­ев, Н. С. Лес­ков и др.).

Источник: bigenc.ru

9. Народничество 70-90-х гг. 19 века и его историческая судьба

Основные идеи:

— капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней

-будущее страны в общинном социализме;

-крестьяне готовы к восприятию социалистических идей;

-преобразования должны осуществляться революционным методом.

Основа идеологии: теория «общинного социализма» Герцена, идеи Чернышевского и Добролюбова: Россия придет к социализму, минуя капитализм (капитализм — упадочное явление)

  • бунтарское (анархическое) народничествоМ.А. Бакунин (1814-1876)


— задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт

-уничтожение государства и создание федерации самоуправляемых свободных общин.

  • Пропагандистское народничество, П.Л. Лавров

— народ не готов к революции

-пропаганда с целью подготовки крестьянства

  • Заговорщическое народничество, П.Н. Ткачев

— русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму

— узкая группа заговорщиков, захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство

 

  • Организации:

— «Земля и воля» (1876-1879).Г. В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер: осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передача всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в деревне и городах. Демонстрация у казанского собора 1876 год — Плеханов, была разогнана, покушение Веры Засулич на ген. Ф. Тарасова 1878, и Соловьева на Александра II(1879)


— Черный передел» (1879-1881), Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, сохранили программу Земли и воли, 1883 основали группу «Освобождение труда» для пропаганды марксизма

— «Народная воля» (1879-1881), .И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик рабочим, террор!

8 покушений на царя, 1 марта 1881 года – убийство Александра II

— «Чайковцы», «Народная расправа» Нечаева, Террористическая группа «Ад»

  • Хождения в народ (1873-1875)

1876 г. при участии «Земли и воли» в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация.

  • Либеральное народничество

Отрицали насильственные методы борьбы, культурно-просветительская работа среди населения (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов).

Центральное место в учении народников, родоначальниками которого являлись А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Они не признавали вывода К. Маркса о прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом, неизбежности и закономерности смены общественно-экономической формации другой. Поскольку народники считали капитализм в России явлением неестественным, то они полагали необходимым переход России от феодализма к социализму путём крестьянской революции. Экономическую основу социализма они видели в крестьянской общине. Идеализируя общину, народники видели в крестьянине: «социалиста по инстинкт и революционера по природе». Рабочие же для народников были теми же крестьянами, только временно оторванными от земли. Руководящая роль в обществе, по их мнению, должна была принадлежать интеллигенции. Именно она должна вести за собой массы.

В народничестве изначально присутствовали две тенденции: революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному революционному действию, более умеренная её часть – как программу постепенного движения вперёд через реформы.

Народники Беларуси были идейно и организационно связаны с русским народничеством. Среди известных пропагандистов-народников начала 1870 годов – были уроженцы Беларуси В.П. Ковалик, М. К. Судиловский, Е. К. Брешко-Брешковская, Зунделевич, Исаев, Борейша, Гриневицкий, Бонч-Осмаловский и др. В 1874 – 1884гг. землячество и нелегальные группы беларуских студентов существовали во многих высших заведениях России. Члены этих организаций нередко были руководителями народнических кружков в Минске, Могилёве, Витебске, Пинске, Слуцке, Гродно и других городах Беларуси. Преимущественно это были кружки учащихся, которые занимались самообразованием, изучали запрещённую литературу, делали попытки вести агитацию в крестьянском окружении. Одним из руководителей могилёвского народнического кружка был сын почтальона Р.П. Исаев, который позже стал выдающимся деятелем народнического движения в Петербурге. Он был активным распространителем нелегальной литературы и участников «хождения в народ». После окончания гимназии Исаев поступил в Петербургский университет, а затем перевёлся в Медицинскую академию и включился в революционную деятельность народников столицы. Исаев поддерживал связь с народниками Могилёва. Он руководил также группой студентов, уроженцев Могилёвской губернии. Благодаря широким связям с революционной интеллигенцией Петербурга, Москвы, Киева и др. городов могилёвский кружок получал большое количество нелегальной литературы, которую его члены читали на тайных собраниях и распространяли среди населения. В результате обысков в руки властей попала часть такой литературы: роман Чернышевского «Что делать?», «Песенник революционных песен», брошюры «Русским революционерам», «Где лучше?», журналы «Вперёд» и «Набат», которые выдавались за границей. Эти неспелые в политическом отношении кружки действовали целиком в русле общероссийских народнических организаций.

С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876г) народническое движение в Беларуси развивалось под её непосредственным влиянием. Центром движения стал Минск, где наиболее активно действовал кружок, созданный студентом Одесского университета – М. Велером. Сначала кружок объединял учащихся Минской гимназии и духовной семинарии и действовал под видом «образовательного кружка». Члены кружка занимались социалистической пропагандой, читали и распространяли запрещённую литературу, которую присылали в Минск студенты Петербурга и Варшавы. Это были произведения Бокля, Дарвина, Ренона, Миля, Ласаля, Маркса и др. Активную социалистическую пропаганду вели медицинская сестра военного лазарета А. Корба-Прибылёва – дочка минского инженера, в дальнейшем одна из представительниц общероссийского народнического движения, и семинаристы Пигулевский и Гахович.

Репрессии правительства против «Земли и воли» вынудили народовольцев пересмотреть тактику борьбы с самодержавием. Кроме того, в 1876 году полиция начала массовые аресты членов народнического движения, что на некоторое время затормозило его деятельность. И только в 1878 году он снова стал активно действовать. В это время в составе кружка числилось не менее 15 человек, главным образом интеллигенции. Наладилась и увеличилась связь кружка с народниками Петербурга и других городов.

В 1876 году попечитель Виленской учебной округи сообщал минскому губернатору про существование в Пинском училище кружка, аналогичного кружкам «социально-революционного» направления в Минской и Слуцкой гимназиях.

В 70-х годах народнический кружок возник в Гродно. В него входили работники губернской типографии, офицеры 101-го пехотного полка, который был расположен в Гродно, мелкие служащие. Члены кружка изучали запрещённую литературу, которую они получали из Петербурга от студентов – уроженцев Гроденщины. Отличительную роль в работе гродненского кружка играл М. Янчевский, наборщик местной типографии. В частности, именно через него поддерживалась связь с Петербургом.

В конце 70-х годов в России снова складывается революционная ситуация. Русско-турецкая война, ещё больше обострившая бедствия народных масс, стала причиной подъёма общественного движения в стране. В 1878-1882 гг. увеличилось количество крестьянских выступлений, что являлось одним из важнейших элементов революционного кризиса в стране. В отличие от периода 1878-1882гг, теперь большую роль играл российский пролетариат, одним из отрядов которого был рабочий класс Беларуси. Хотя столкновения имели экономический характер и возникали стихийно, их наступательный характер, как и рост их количества до конца 70-х годов, также свидетельствовали про начало в России революционного кризиса.

В университетских центрах снова начались студенческие волнения, которые отражали общедемократический подъём в стране. В Беларуси недовольство учащейся молодёжи проявилось в создании новых нелегальных кружков в средних учебных заведениях, в распространении революционных изданий.

Среди демократичной интеллигенции Беларуси пробудился интерес к изучению родного края – быта народа, его языка и творчества.

В обстановке обострения революционной ситуации и жестоких репрессий царизма большая часть революционной молодёжи решила перейти к политическому террору. На основе этого в 1878г. В «Земле и воле» начались разногласия, которые привели к расколу в 1879 году на две новые организации. Приверженцы политической борьбы создали партию «Народная воля», их противники — «Черный передел».

Отказавшись от политической борьбы и выступая против террора, «чернопередельцы» считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. Именно поэтому они продолжали вести агитацию и пропаганду среди крестьян, рабочих, учащейся молодёжи и армии.

«Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия и стояла за индивидуальный террор. «Н.в.» была централизованной конспиративной партией с одним центром – Исполнительным комитетом, с общими для всех организационной программой и тактикой. Она охватила не только столичные кружки, но и провинциальные группы. Народовольцы вели пропагандистскую и агитационную работу среди рабочих, учащихся, интеллигенции, создавая из них специальные организации партии. Главной задачей Исполкома являлись захват власти и убийство царя.

Раскол отразился и на беларуских организациях «Земли и воли». Окончательному разграничению содействовали приезды в Беларусь в 1879-1880гг. нескольких видных деятелей обеих партий. Для многих минских народников решающими стали приезды в Минск Плеханова, который на сходе кружковцев объяснил позицию «Чёрного передела» и остерегал молодёжь от увлечения террорам и политической борьбой. Большая часть народников Минска сначала присоединилась к «Чёрному переделу». Центром для последователей этой партии в Беларуси стал Минск. Минчане наладили связь с Вильной, Витебском, Могилёвом и др. городами. Не без их помощи часть гродненского кружка также присоединилась к партии «Чёрный передел». С весны 1881 года, после провала в Петербурге, в Минске начала работать подпольная типография «Чёрного передела». Тексты для набора привозил из Петербурга народник А. П. Буланов. Типография просуществовала до конца 1881 года. За это время там были напечатаны 3, 4 и 5-й номера «Чёрного передела», с 3 по 6 номера газеты для рабочих «Зерно», а также две прокламации. Про существование типографии полиция узнала только тогда, когда в Москве начались аресты чёрнопередельцев и были выявлены адреса многих революционеров провинции.

Аресты чернопередельцев в Москве, Петербурге, разгром типографии в Минске (в конце 1881года), вынужденная эмиграция ёе руководителей отрицательно отразились на настроении членов организации Беларуси, большая часть которых перешла на позиции «Народной воли».

26 августа 1879г. Исполком «Народной воли» вынес смертный приговор Александру ІІ. Было несколько покушений на царя. 1 марта 1881 года, бомбой, брошенной уроженцем Минской губерни Гриневицким, был убит Александр ІІ. Однако вспышки народной революции не произошло, да и не могло произойти в тех условиях. За цареубийство приговорены к смертной казни и публично повешены на Семёновском плацу в Петербурге А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Т. М. Михайлов, Н. И. Кибальчик и Н.И. Русаков. Последней попыткой использовать террор было неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 году группой петербургских студентов с участием старшего брата В.И. Ленина А. Ульянова.

В Беларуси переходу на сторону «Народной воли» чернопередельцев содействовал приезд московских народовольцев. Их задача заключалась в образовании из разрозненных местных народнических кружков единой региональной организации Беларуси и Литвы. В начале 1882 года такая организация была создана под названием «Северо-западная организация «Народной воли». Её руководящий центр находился в Вильно. Организация объединяла народнические кружки Минской, Могилёвской, Витебской, Гродненской, Виленской и ковенской губерний. Деятельность центральной группы была направлена на создание новых групп, сбор средств для партии, организацию подпольной типографии. В конце 1882 года центральная группа практически перестала действовать, т.к. полиция арестовала её членов. Тем не менее, местные кружки не были раскрыты. Они продолжали свою деятельность в Гродно, Минске, Витебске, Пинске, Могилёве, Горках и вели работу среди учащихся, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих Беларуси.

В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Относительно социально-экономических взглядов «Гоман» был типичной народнической организацией народовольческого направления. Её члены надеялись на коммунистические инстинкты крестьян, считая, что в Беларуси «общинная склонность ещё очень жива в народе и его экономические идеалы и стремление к миру чрезвычайно пропитаны духам коллективизма». Как и народники, гомоновцы не видели социального расслоения в деревне. Вслед за «Народной волей» «Гомон» признавал необходимость политической борьбы, выступал за свержение самодержавия, видел в объединении все революционных сил России единственных путь спасения родины. В программных документах этой организации много внимания уделялось национальному вопросу. Именно гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании беларуской нации. Гомоновцы исходили из принципа признания равноправия всех народов и их права на самоопределение. На этом принципе основывалась и официальная программа «Народной воли». Будущую свободную от социального и национального гнёта Россию они представляли как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учредительным собранием. Беларуская социально-революционная группа, как называли себя гомоновцы, связывалась со студенческими организациями России, кружками Витебска, Могилёва и Минска. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было связано с тем, что в это время беларуское народничество, так же как и российское, переживало кризис, сходило с исторической сцены и уступало дорогу марксизму.

Реформаторы-народники пополнили ряды партий либеральной направленности, а революционные народники – социально-революционные партии.

Источник: StudFiles.net

К.С. Аксаков «О внутреннем состоянии России»

В 1855 г. он пишет записку Александру II «О внутреннем состоянии России», в которой  утверждает, что русские — это «негосударственный народ», т.е. не ищущий участия в управлении, а потому чуждый революционного и конституционного начала. Основу быта русского народа ещё до принятия христианства составляли общины. Государственный элемент появился позже как результат чуждого влияния. Аксаков противопоставляет государственное (государево) общественному (земскому), под последним понимая духовно-нравственную деятельность, тогда как государство «по преимуществу дело военное», смысл которого в «защите и охранении жизни народа». Русское государство по сути есть монархия, ибо строжайшая дисциплина и единоначалие в военном деле уравновешиваются независимостью совести и мысли в деле общественном. Однако, считает К.С. Аксаков, эта гармония государства и земли была нарушена Петром I, при котором правительство обособилось от народа. Государство начало вмешиваться в дела земли, из служителя народа оно превратилось в идол, требующий беспрекословного подчинения во всем. Так в России появились «внутренние язвы»: раскол, крепостное состояние и взяточничество.

Вот как он пишет об этом: «Русский народ есть народ не государственный, т. е. не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия. Самым первым доказательством тому служит начало нашей истории: добровольное призвание чужой государственной власти в лице варягов, Рюрика с братьями. Еще сильнейшим доказательством служит тому Россия 1612 года, когда не было царя… В 1612 году народ призвал государственную власть, избрал царя и поручил ему неограниченно судьбу свою, мирно сложив оружие и разошедшись по домам… В русской истории нет ни одного восстания против власти в пользу народных политических прав. Сам Новгород, раз признав над собою власть царя Московского, уже не восставал против него в пользу своего прежнего устройства. В русской истории встречаются восстания за законную власть против беззаконной…

Не странно ли после этого, что правительство в России берет постоянно какие-то меры против возможности революции, опасается какого-то политического восстания, которое прежде всего противно существу русского народа! Все такие опасения как в правительстве, так и в обществе, происходят от того, что не знают России и короче знакомы с историей западноевропейской, чем с русской; а потому видят в России западные призраки, которых в ней нет и быть не может…»

Народничество – идеология интеллигенции

Почему, начав говорить о народничестве, мы столько места уделили мнению славянофила Аксакова? Совсем не случайно. Дело в том, что когда говорят о движении народников, в первую очередь вспоминают самое радикальное их направление: революционное, террористическое, а их деятелей и руководителей – жаждущих захвата власти, беспощадных и лишенных нравственных основ людьми. Но в идейном отношении народничество было неоднородно. И то, что это движение возникло в стране, — не результат чьей-то идеологической фантазии, а объективная реальность. Народничество —идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

Стало очевидным, что крестьянская реформа 1861 г. оказалась половинчатой, она разочаровала не только крестьян, но и всех, кто хоть сколько-нибудь интересовался общественной жизнью страны. Многие поняли, что более надежное средство достижения цели — это революция силами крестьянства, а поднять крестьян на революцию должны были именно они, народники. Брошенный Герценом осенью 1861 г. клич «в народ!»оказался пророческим и стал программным для них на десятилетия вперед.

В 1861 г. была введена плата за обучение в университетах, многие студенты были вынуждены оставить учебу. А.И. Герцен писал по этому поводу в своей газете «Колокол»: «…куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку? Сказать вам, куда? В народ! К народу! – вот ваше место, изгнанники науки…» Но когда они пришли в народ, то были потрясены его бесправием, бедностью и темнотой. Послушаем далее К.С. Аксакова: «Но чего же хочет русский народ для себя? Какая же основа, цель, забота его народной жизни, если нет в нем вовсе политического элемента, столь деятельного у дру­гих народов? Чего хотел наш народ, когда добровольно призывал варяжских князей «княжить и володеть им»? Что хотел он оставить для себя?

Он хотел оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт,- жизнь мирную духа.

Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианства. Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнию. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, народной жизни внутри себя…». Таким образом, и славянофилы, и народники, вдохновленные идеями Герцена и Чернышевского, понимали, что «не желая править, народ наш желает жить… не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, народной жизни внутри себя…» Это понимание состояния народа и легло в основу движения народников. Сейчас можно спорить о том, что были, возможно, и другие пути для изменения ситуации в России того времени, можно было не доводить дело до кровавого террора… Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения. К тому же кто может сейчас сказать, какие это могли бы быть пути? Народники же считали, что только социальное освобождение народа может сразу решить все проблемы. Ошибались они? Скорее всего, да. Но за эти ошибки они расплачивались собственными жизнями.

Крепостничество – источник революционных настроений

В стране явно наблюдался кризис «верхов», т.е. кризис политики господствующего класса, когда «верхи» не могут уже управлять по-старому, не могут сохранять свое господство в неизменном виде. Здесь кстати можно вспомнить, что еще в 1839 г. шеф жандармов А.Х. Бенкендорф характеризовал крепостное право как «пороховой погреб под государством». А с тех пор прошло уже 20 лет. Крепостной строй все сильнее тормозил экономическое развитие страны. М.П. Погодин в своих «Письмах» к царю 1854-1856 гг. говорил об опасности дальнейшего сохранения крепостничества: «Вот где кроется наша революция, вот откуда грозят нам опасности, вот с которой стороны стена наша представляет проломы. Перестаньте же возиться около западной, почти совершенно твердой, и принимайтесь чинить восточную, которая почти без присмотра валится и грозит падением!» Наконец, и сам царь признает необходимость отмены крепостного права. 30 марта 1856 г. Александр II выступил перед московским дворянством с речью, в которой произнес исторические слова: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу», хотя и долго колебался, прежде чем проявить инициативу. Революционная ситуация сама по себе не всегда приводит к революции – для этого необходим революционный класс, который и возрастал в виде движения народников.

И вот, наконец, в 1861 г. произошла крестьянская реформа, освободившая 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок наемной рабочей силы. Крестьяне были обмануты и ограблены, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам.

Порвалась цепь великая,
Порвалась и ударила
Одним концом по барину,
Другим — по мужику —

так написал о реформе поэт Н.А. Некрасов. Половинчатость реформы состояла в том, что экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри его сохранились пережитки старого, феодально-крепостнического строя — прежде всего помещичье землевладение и отработочная система, т.е. обработка помещичьих земель крестьянами за земельную аренду, денежную ссуду и т.д. Это тормозило развитие страны, уже твердо вставшей на путь капитализма. Поэтому классовая борьба после 1861 г. не утихла, а разгорелась еще сильнее, т.к. к старой социальной войне (крестьян против помещиков) добавилась новая (рабочих против капиталистов). «Воли без земли не бывает», — считали крестьяне. Но реформаторы считали по-другому. «Минута разочарования», которую предвидел Александр II, растянулась на годы и вылилась в невиданный ранее подъем крестьянского движения.

Идейные течения в народничестве

Как было сказано выше, народничество было неоднородно в идейном отношении. В нем образовалось несколько течений, но все их можно объединить в три главных: пропагандистское (умеренное), которое возглавлял П.Л. Лавров, бунтарское (анархистское), возглавляемое М. Бакуниным,  и заговорщицкое (бланкистское), возглавляемое П.Н. Ткачевым.

Были еще консервативное направление в народничестве, которое было тесно связано со славянофилами и деятельность которого была представлена в основном творчеством журналистов, сотрудников журнала «Неделя», и реформистское (либеральное или легальное) направление, которое возглавлял Н. Михайловский. Некоторые, наиболее проявившие себя течения, рассмотрим более подробно.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900)

Русский социолог, философ, публицист и революционер. Идеолог умеренного народничества. Из дворянской семьи (его отец был участником Отечественной войны 1812 г., полковник в отставке). Преподавал математику в Константиновском военном училище. Лавров изучал новейшую европейскую философию, публиковал свои стихи у А. И. Герцена в сборнике «Голоса из России», участвовал в работе над «Энциклопедическим словарем», много печатался по широкому кругу вопросов: философии, социологии, истории общественной мысли, проблемам общественной нравственности, искусства, литературы, народного образования.

В 1860 г. вышла его первая книга «Очерки вопросов практической философии». Лавров считал, что нравственная личность неизбежно вступает в конфликт с несправедливым обществом. Идеальным обществом по отношению к личности может быть строй, основанный на добровольном союзе свободных и нравственных людей.

П.Л. Лавров входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. Каракозова на Александра II был арестован, признан виновным в «распространении вредных идей», «сочувствии и близости к людям, известным правительству своим вредным направлением», и в январе 1867 г. приговорен к ссылке в Вологодскую губернию, где жил с 1867 по 1870 гг. В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение — «Исторические письма». В «Исторических письмах» содержался призыв к «критически мыслящим» и «энергически стремящимся к правде лично­стям», прежде всего молодым, проснуться, понять задачи исторического момента, потребности народа, помочь ему осознать свою силу и вместе с ним приступить к творению истории, к борьбе против старого мира, погрязшего во лжи и несправед­ливости. «Исторические письма» вышли, когда революционная интеллигенция, особенно мо­лодежь, искала новые возможности приложения своих сил для уча­стия в освобождении народа, поэтому это произведение Лаврова стало одним из идейных побудителей для практической деятельности революционных интеллигентов. И хотя сам Лавров разделял веру в необходимость социальной революции, но сурово критиковал революционный авантюризм и говорил, что нельзя историю «торопить». Насилие в революции, считал он, должно быть сведено к минимуму.

В 1870 г. Лавров уехал в Париж, где вступил в I Интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской коммуне ездил в Лондон, где познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883—1886 гг. редактирует вместе с Л. А. Тихомировым «Вестник Народной воли».

Последние годы жизни Лавров не порывал связей с революционным движением, редактировал «Материалы для истории русского социально-революционного движения», писал теоретические труды по истории человеческой мысли «Задачи понимания истории» и «Важнейшие моменты в истории мысли». В его наследии — 825 произведений, 711 писем; раскрыто около 60 псевдонимов, статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня», получившая позднее название «Рабочая марсельеза» («Отречёмся от старого мира»).

Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас.

Михаил Бакунин и Сергей Нечаев

Подробнее о жизни и деятельности М. Бакунина вы можете прочитать на нашем сайте: Бакунин: анархизм. Здесь же добавим только, что после польского восстания он развивал свою деятельность в международном социалистическом движении. В это время у него оформилось анархическое учение, которое уже давно вынашивалось в его сознании. Он был уверен в том, что никакие реформы не изменят бесчеловечной сущности современного государства. Поэтому следует идти революционным путем «снизу вверх». Требования анархистов (в понимании Бакунина) должны быть следующими: передача земли крестьянам, фабрик, заводов – рабочим, а также он считал необходимым упразднение семьи и брака, общественное воспитание детей в духе атеизма.

В 1869 г. на его пути появилась еще более радикальная и безнравственная личность – Сергей Нечаев. Нечаеву в ту пору было 22 года, он утверждал, что сбежал из Петропавловской крепости. Только много позже Бакунин понял, что этому человеку нельзя доверять ни в чем, но сначала он сам попал под его влияние. Нечаев был убежден, что для достижения высоких целей годятся любые средства, даже самые низкие. «Нравственно (…) все то, что способствует торжеству революции… Революционер — человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность», — считал Нечаев.

Сергей Нечаев (1847-1882)

Сергей Геннадиевич Нечаев — русский нигилист и революционер XIX в. Лидер «Народной Расправы». Осуждён за убийство студента Иванова.

Детство Нечаев провел в Иванове. Переехав в Москву, занимался самообразованием. Выдержал экзамен на учителя; с осени 1868 г. вел революционную пропаганду среди студентов Санкт-Петербургского университета и медицинской академии; студенческие волнения в феврале 1869 г. были в значительной мере его делом. Потом он уехал за границу, вступил в отношения с Бакуниным и Огарёвым. Нечаев обладал сильным характером и умел подчинять своему влиянию даже людей, значительно старше его самого. Когда студент Иван Иванов обнаружил неповиновение воле Нечаева, он решил устранить его, и 21 ноября 1869 г. Иванов был убит в гроте Петровской академии близ Москвы самим Нечаевым и его сподвижниками. Нечаев успел бежать за границу, а остальных нашли и предали суду Санкт-Петербургской судебной палаты не только за убийство, но и за образование революционного общества. К делу привлечено было 87 человек. Участники убийства Иванова приговорены к каторжным работам на разные сроки, другие обвиняемые — к более мягким наказаниям, некоторые  оправданы.

За границей Нечаев издавал журнал «Народная Расправа». Большинство русских эмигрантов оставили крайне неприятные воспоминания о нем. Даже Бакунин пишет о нем как о бесчестном человеке, способном шпионить, вскрывать чужие письма, лгать и т. п.

В 1872 г. швейцарское правительство выдало Нечаева России как уголовного преступника. Он заявил, что не признает этого «шемякина суда», несколько раз кричал: «Да здравствует Земский Собор», отказался от защиты. Его приговорили к каторжным работам в рудниках на 20 лет. Но это обязательство исполнено не было: Нечаев не был послан в рудники, а посажен в Петропавловскую крепость, где с ним обращались не как с уголовным преступником, а как с политическим заключенным. Умер он в Петропавловской крепости.

Нечаев послужил прототипом Петра Верховенского в романе Достоевского «Бесы»; сюжет убийства Шатова связан с убийством Иванова Нечаевым.

Нечаевщина оказалась опасным явлением в революционном движении.

Идеологом анархизма был также и П.А. Кропоткин.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)

Князь Пётр Алексеевич Кропоткин — русский революционер, теоретик анархизма, географ, геоморфолог, историк, литератор.  Его семья принадлежала к древнему роду князей Смоленских в тридцатом колене. Окончил с отличием Пажеский корпус, был произведён в офицеры. Добровольно избрал военную службу в Сибири в казачьих частях, что с точки зрения придворных чинов выглядело неразумно. В 1862 г. 19-летний Пётр был назначен в Читу в чине есаула чиновником по особым поручениям при губернаторе Забайкальской области. Служил в Амурском казачьем войске несколько лет. Участвовал в экспедициях в Восточной Сибири, в Маньчжурии, где занимался геологическими, орографическими, картографическими и палеогляциологическими исследованиями. В 1864 г. под именем купца Петра Алексеева пересёк Маньчжурию с запада на восток. Участвовал в экспедиции Г. Ф. Черняева по р. Сунгари на пароходе «Уссури». Собрал материал по общественному устройству бурят, якутов и тунгусов. Встречался с декабристами Д.И. Завалишиным и И. И. Горбачевским, ссыльнокаторжным революционером М. Л. Михайловым.

Участвовал в комиссиях по подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки, а также над составлением проекта городского самоуправления, однако вскоре был разочарован существующим управленческим аппаратом и потерял интерес к идее реформистского преобразования.

В возрасте 24 лет поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета и одновременно на гражданскую службу в статистический комитет Министерства внутренних дел, которым руководил крупный учёный-географ и путешественник П. П. Семёнов (Тян-Шанский). В 1868 г. был избран членом Русского географического общества, награждён золотой медалью за отчёт об Олёкминско-Витемской экспедиции и т. д.

Весной 1867 г., после восстания польских каторжан, Пётр и его брат Александр расстались с военной службой. Ни тот, ни другой не участвовали в подавлении восстания. Во время пребывания за границей в 1872 г. он встретился с представителями российских и европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Первого Интернационала, лидером которой был Михаил Бакунин, а по возвращении в Россию, не оставляя работу секретаря отдела физической географии Русского географического общества, стал членом наиболее значительной из ранних народнических организаций — Большого общества агитации, известного как кружок «чайковцев». Вместе с другими членами кружка он вел революционную агитацию среди рабочих Петербурга, был одним из инициаторов «хождения в народ». За принадлежность к тайному революционному кружку заключён в Петропавловскую крепость. Но значимость сделанного им в науке была столь велика, что ему, по личному распоряжению Александра II, были предоставлены перо, бумага и возможность работать в тюрьме, где он написал работу «Исследования о ледниковом периоде», обосновывающую ледниковую теорию — одну из важнейших в науках о Земле. Кропоткин предсказал существование и рассчитал координаты Земли Франца-Иосифа, Северной Земли и Барьера Кропоткина в целом, благодаря чему сохранился суверенитет России над открытыми им землями, несмотря на их первые посещения иностранными, а не русскими, экспедициями.

Однако условия тюрьмы подорвали его здоровье, с признаками цинги он был переведен в арестантское отделение Николаевского военного госпиталя, откуда летом 1876 г. совершил побег и вскоре покинул Российскую империю, пробравшись через Финляндию, Швецию и Норвегию, отплыл в Англию. Затем жил в Швейцарии, Франции. В 1882 г. Кропоткин вместе с лионскими анархистами был арестован французской полицией по обвинению в организации взрывов в Лионе. Благодаря протестам ряда общественных деятелей, он вышел на свободу и поселился в Англии, где проживал до 1917 г. и после Февральской революции вернулся в Россию.

К Октябрьской революции Кропоткин отнёсся неоднозначно: он приветствовал сам факт свержения буржуазии и формальное установление власти в форме Советов, однако оправданно опасался, что при отчётливой тенденции к концентрации новой власти в центре, партия, обладающая этой властью, не желала её ни с кем делить, а главное — опасалась отдать её народу, в то время как революция должна стать делом всенародным. Большевики предложили П. А. Кропоткину квартиру в Кремле, кремлёвский паек, но он от помощи твердо отказался, жил в г. Дмитрове Московской области. Дальнейшее развитие ситуации, красный террор и диктатура партии большевиков изменили его отношение к революции и заставили его отнестись к ней критичнее.

В начале 1921 года Кропоткин тяжело заболел воспалением легких. Ему предлагали усиленное питание, спецпаёк. Но он не признавал никаких привилегий и от пайка отказался. Он умирал незаметно, «скромно», стараясь никому не доставить хлопот этой своей «процедурой».

Пётр Алексеевич Кропоткин скончался в возрасте 78 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Петр Никитич Ткачёв (1844-1885)

Пётр Никитич Ткачёв — русский литературный критик и публицист. Идеолог якобинского направления в народничестве. Из небогатой помещичьей семьи. Поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре был привлечён к одному из политических дел. За участие в студенческих беспорядках отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости. Когда университет был вновь открыт, Ткачёв, не поступая в число студентов, выдержал экзамен на учёную степень (1868).

Рано проявил себя как талантливый публицист. За революционную пропаганду среди студенчества подвергался тюремному заключению, постоянно находился под надзором полиции. Во время студенческих волнений в Петербурге в 1868—69 гг. вместе с С. Г. Нечаевым возглавлял радикальное меньшинство. Весной 1869 г. был вновь арестован и в июле 1871 г. приговорён к 1 году и 4 месяцам тюрьмы. По отбытии наказания Ткачёв вскоре эмигрировал за границу.

Свои политические воззрения Ткачёв изложил в нескольких брошюрах, изданных им за границей, и в журнале «Набат», выходившем под его редакцией в Женеве в 1875—76 гг. Ткачёв резко расходился с господствовавшими тогда в эмигрантской литературе течениями, главными выразителями которых были П. Л. Лавров и М. А. Бакунин. Он являлся представителем «якобинских» тенденций, противоположных и анархизму Бакунина, и направлению лавровского «Вперёд!». Ткачев считал, что ближайшей целью является создание хорошо законспирированной дисциплинированной организации, которая не должна терять времени на пропаганду, а обязана поскорее захватить власть. Затем эта организация подавляет реакционные элементы, упраздняет все учреждения и создает новую государственность. По мнению Ткачева, сильное централизованное государство должно сохраниться и после победы революции (в этом его расхождения с Бакуниным).

В последние годы своей жизни Ткачёв писал мало. В конце 1882 г. он тяжело заболел и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 году в Париже, 41 года от роду.

«Земля и воля»

В 1876 г. возникла новая организация, которая взяла старое название «Земля и воля». Она насчитывала более 150 человек. В нее вошли уцелевшие участники хождения в народ Г. Плеханов, М. Натансон, а позже вступила С. Перовская. Главная цель общества состояла в разъяснительной работе среди крестьянства. Террористическая деятельность допускалась только в форме самозащиты. Члены организации вели пропаганду среди крестьян, но их попытки поднять народ на восстание оказывались наивными и тщетными. В их среде назревал кризис, но после Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в связи с подъемом патриотических настроений, оживилось и либеральное движение.

Процесс Веры Засулич

В марте 1878 г. состоялся судебный процесс над Верой Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, который приказал высечь заключенного, не снявшего перед ним кепку. В момент покушения Засулич не стояла ни в какой революционной организации. Неожиданно для всех присяжные заседатели признали Засулич невиновной, и суд под председательством А.Ф. Кони вынес для нее оправдательный приговор. (В дальнейшем Вера Засулич стала принципиальной противницей смертной казни и политических убийств). Сторонники революционного террора поняли этот приговор как сочувствие общественности таким методам борьбы. Началась целая лавина террористических акций. Но в деревне, где вели работу народники, все было спокойно. Как раз это обстоятельство приводило в отчаяние и разочарование некоторых из них. Александр Соловьев, член «Земли и воли», открыто заявил о своем желании убить царя. И хотя большинство проголосовало против этого, он 2 апреля выследил Александра II на прогулке и стрелял в него. Подробнее об этом читайте на нашем сайте: Покушения на Александра II. Так было положено начало превращения «Земли и воли» в террористическую организацию.

«Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова

Через некоторое время после ряда покушений Александр II объявил о создании Верховной распорядительной комиссии во главе с харьковским генерал-губернатором графом М.Т. Лорис-Меликовым. Это был прославленный боевой генерал. На своем посту губернатора он решительно боролся с терроризмом. В дальнейшем император Александр II назначил его министром внутренних дел, на этом посту он и сосредоточил борьбу с терроризмом. Причем борьба эта была решительной и беспощадной: стрелявшего в него террориста он тут же приказал повесить. Но репрессии Лорис-Меликова были направлены исключительно на революционеров, а мирные жители не испытывали никаких притеснений со стороны правительства. Он ликвидировал Третье отделение императорской канцелярии и вместо него создал Департамент полиции. Ослабил цензурный гнет. На встречах с редакторами газет он старался узнать их мнение по многим вопросам, за что они и назвали время правления Лорис-Меликова «диктатурой сердца». Однако революционеры были настороже, они считали политику министра внутренних дел политикой «пушистого лисьего хвоста» и «волчьей пасти». Лорис-Меликов разрабатывал программу реформ, хотя был против парламента на западный манер.

А тем временем полиция выследила участников «Народной воли» и арестовала Желябова, таким образом, руководство «Народной волей» перешло к С. Перовской. О том, как дальше развивались события и о состоявшемся покушении на Александра II читайте подробнее на нашем сайте: Покушения на Александра II, Начало терроризма в России, С.Перовская: жизнь и деятельность, Путь к терроризму (Жизнь и деятельность Софьи Перовской).

Конец «Народной воли»

После гибели Александра II его преемник Александр III больше не возвращался к проекту Лорис-Меликова. Исполнительный комитет «Народной воли» был арестован почти полностью. 3 апреля 1881 г. были публично повешены пятеро народовольцев: А.И Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Рысаков, Т.М. Михайлов и Н.И. Кибальчич. Организация «Народная воля» распалась на мелкие группы и кружки.

Какие же уроки можно извлечь из их деятельности?

К.П. Победоносцев считал, что только «чистое» самодержавие, которое сложилось при Петре I и при Николае I, может остановить революцию. И в этом он был прав. При Александре II самодержавие вступило на путь конституционных реформ, которые проводились не совсем решительно и последовательно, что и привело к известному результату.

Однако, несмотря на это, в народной памяти Александр II навсегда остался царем-освободителем.

Источник: www.rosimperija.info

НАРОДНИЧЕСТВО — идео­ло­гия и об­щественно-по­ли­тическое дви­же­ние раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции в Рос­сии второй половине XIX века, от­ра­жав­шее чая­ния со­ци­аль­но­го ра­вен­ст­ва и на­ро­до­вла­стия.

Воз­ник­ло в ус­ло­ви­ях раз­ру­ше­ния об­щин­ных, кол­лек­ти­ви­ст­ских ос­нов тра­диционного об­ще­ст­ва в свя­зи со ста­нов­ле­ни­ем ка­пи­та­ли­стических от­но­ше­ний. Идеи, раз­ви­тые впо­след­ст­вии на­род­ни­ка­ми, пер­во­на­чаль­но, в конце 1840-х — начале 1850-х годов, вы­дви­ну­ты А. И. Гер­це­ном и Н. Г. Чер­ны­шев­ским. В народничестве су­ще­ст­во­ва­ло два те­че­ния — ра­ди­каль­ное (ре­во­лю­ци­он­ное) и уме­рен­ное («ли­бе­раль­ное», по оп­ре­де­ле­нию В.И. Ле­ни­на, или ре­фор­ма­тор­ское); в раз­ное вре­мя пре­ва­ли­ро­ва­ло од­но из них. Ра­ди­каль­ное народничество (пре­об­ла­да­ло в 1870-е — начале 1880-х годов) пы­та­лось вы­ра­бо­тать национальную мо­дель не­ка­пи­та­ли­стического раз­ви­тия пу­тём свер­же­ния са­мо­дер­жав­ной вла­сти и осу­ще­ст­в­ле­ния на прак­ти­ке идеа­лов уто­пи­че­ско­го со­циа­лиз­ма. Оно по­лу­чи­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во мно­гом бла­го­да­ря раз­ви­тию субъ­ек­тив­ной со­цио­ло­гии, от­во­див­шей ре­шаю­щую роль в ис­то­рии «кри­ти­че­ски мыс­ля­щим лич­но­стям», оформ­лен­ным в мас­со­вую пар­тию. Уме­рен­ное народничество (пре­об­ла­да­ло в 1880-1890-е годы) стре­ми­лось вы­ра­бо­тать спо­со­бы по­сте­пен­ной адап­та­ции тру­до­во­го на­се­ле­ния к ус­ло­ви­ям мо­дер­ни­за­ции стра­ны, вы­сту­па­ло за не­на­сильственные ме­ры в про­ве­де­нии со­ци­аль­ных, по­ли­тических и эко­но­мических пре­об­ра­зо­ва­ний.

Народничество воз­ла­га­ло на пе­ре­до­вую ин­тел­ли­ген­цию обя­за­тель­ст­во «воз­вра­тить долг на­ро­ду»: ра­ди­каль­ные на­род­ни­ки по­ни­ма­ли под этим са­мо­от­вер­жен­ную борь­бу ин­тел­ли­ген­ции за свер­же­ние са­мо­дер­жа­вия, уме­рен­ные на­род­ни­ки — главным образом не­по­сред­ст­вен­ную ра­бо­ту в на­ро­де, на­прав­лен­ную на ин­тел­лек­ту­аль­ное и нрав­ст­вен­ное раз­ви­тие кре­сть­ян­ст­ва как ус­ло­вие бу­ду­ще­го спра­вед­ли­во­го об­щественного уст­рой­ст­ва, на улуч­ше­ние бла­го­сос­тоя­ния кре­сть­ян­ст­ва.

Пер­вые ор­га­ни­за­ции народничества поя­ви­лись в 1860-е годы: «Зем­ля и во­ля» 1860-х годов, ишу­тин­цы, «Руб­лё­вое об­ще­ст­во» Г. А. Ло­па­ти­на и др. Их про­грам­мы и так­тические ус­та­нов­ки бы­ли аморф­ны и про­ти­во­ре­чи­вы. Для пер­вых на­род­нических ор­гани­за­ций ха­рак­тер­ны по­пыт­ки по­нять ну­ж­ды и за­про­сы на­ро­да, вы­звать его об­щественную ак­тив­ность. На­род­ни­ки пла­ни­ро­ва­ли ор­га­ни­зо­вать ар­те­ли (ком­му­ны), на­ла­дить из­да­ние книг для на­ро­да. Вме­сте с тем про­ис­хо­ди­ла бы­ст­рая ра­ди­ка­ли­за­ция их дея­тель­но­сти. Часть ишу­тин­цев на­ме­ре­ва­лась осу­ще­ст­вить за­хват вла­сти и убить им­пе­ра­то­ра, а Д. В. Ка­ра­ко­зов 04(16).04.1866 года со­вер­шил пер­вое в ис­то­рии народничества по­ку­ше­ние на императора Алек­сан­д­ра II. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в на­род­нической сре­де по­лу­чи­ли идеи ни­ги­лиз­ма.

В 1869 году С. Г. Не­ча­ев с це­лью под­го­то­вить государственный пе­ре­во­рот соз­дал ор­га­ни­за­цию «На­род­ная рас­пра­ва», по­стро­ен­ную на сле­пом под­чи­не­нии её чле­нов ли­де­ру, сверх­цен­тра­лиз­ме, тер­ро­ре, об­ра­щён­ном не толь­ко про­тив чи­нов­ни­ков, но и про­тив со­мне­ваю­щих­ся внут­ри ор­га­ни­за­ции. Ре­ак­ци­ей на «не­ча­ев­щи­ну», ко­то­рую осу­ди­ло б. ч. ре­во­люционного под­по­лья, ста­ло соз­да­ние Боль­шо­го общества про­па­ган­ды («чай­ков­цы»: Н. В. Чай­ков­ский, С. Л. Пе­ров­ская, П. А. Кро­пот­кин, М. А. На­тан­сон и др.).

В 1870-е годы ре­во­люционное на­прав­ле­ние в народничестве окон­ча­тель­но офор­ми­лось, в нём на­ме­ти­лись три те­че­ния. «Про­па­ган­ди­сты» (по­сле­до­ва­те­ли П. Л. Лав­ро­ва) по­ла­га­ли не­об­хо­ди­мым для ор­га­ни­за­ции вос­ста­ния дли­тель­ную про­па­ган­ду сре­ди народных масс и об­шир­ную тео­ре­тическую и нравственную под­го­тов­ку ре­во­лю­цио­не­ров, объ­е­ди­нён­ных в пар­тию. «Бун­тар­ское» народничество (идео­лог — М.А. Ба­ку­нин), вклю­чав­шее наи­бо­лее ра­ди­каль­ную мо­ло­дёжь, счи­тая русский на­род и сла­вян­ст­во в це­лом «при­ро­ж­дён­ным» со­циа­ли­стом, стре­ми­лось не­мед­лен­но под­нять народные мас­сы на бунт про­тив ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, го­су­дар­ст­ва и церк­ви. «За­го­вор­щи­че­ское» народничество (сто­рон­ни­ки П. Н. Тка­чё­ва) на­стаи­ва­ло на том, что ра­ди­каль­ная ин­тел­ли­ген­ция, объ­е­ди­нён­ная в пар­тию, долж­на осу­ще­ст­вить государственный пе­ре­во­рот и за­тем во­влечь в со­циа­ли­стическое пе­ре­уст­рой­ст­во на­род; по их мне­нию, го­су­дар­ст­во бу­к­валь­но «ви­се­ло в воз­ду­хе» и не име­ло народной под­держ­ки.

Во вре­мя «хо­ж­де­ния в на­род» (1874 год) идея народного бун­та по­тер­пе­ла крах: кре­сть­ян­ст­во без­у­ча­ст­но или вра­ж­деб­но от­не­слось к на­род­нической про­па­ган­де. Эта не­уда­ча за­ста­ви­ла ре­во­люционных на­род­ни­ков пе­рей­ти от «ле­ту­чей» к «осед­лой» про­па­ган­де (жить в де­рев­не под ви­дом пи­са­рей, вра­чей и т. д.), от­ка­зать­ся от ор­га­ни­зационной сис­те­мы круж­ков и соз­дать пер­вую цен­тра­ли­зо­ван­ную ре­во­люционную ор­га­ни­за­цию –-«Зем­ля и во­ля» 1870-х годов (ос­но­ва­те­ли — М.А. На­тан­сон, Г. В. Пле­ха­нов, А. А. Квят­ков­ский, Д. А. Ли­зо­губ, А. Д. Ми­хай­лов и др.). В 1879 году про­изо­шёл её рас­кол, вы­зван­ный как рав­но­души­ем кре­сть­ян­ст­ва к иде­ям народничества, так и ре­прес­сия­ми со сто­ро­ны пра­ви­тель­ст­ва.

Сто­рон­ни­ки преж­ней так­ти­ки про­па­ган­ды сре­ди кре­сть­ян («де­ре­вен­щи­ки») объ­е­ди­ни­лись в ор­га­ни­за­цию «Чёр­ный пе­ре­дел» (П. Б. Ак­сель­род, Л. Г. Дейч, В. И. За­су­лич, Пле­ха­нов и др.). Б. ч. от­ка­за­лась от этой так­ти­ки, соз­да­ла круп­ней­шую ор­га­ни­за­цию ре­во­люционного народничества — пар­тию «На­род­ная во­ля» (А. И. Же­ля­бов, А. Д. Ми­хай­лов, Н. А. Мо­ро­зов, С. Л. Пе­ров­ская, В. Н. Фиг­нер), главной це­лью ко­то­рой стал государственный пе­рево­рот с по­сле­дую­щим ус­та­нов­ле­ни­ем пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ки. Она ве­ла ре­во­люционную про­па­ган­ду сре­ди различных сло­ёв об­ще­ст­ва и в ар­мии, осу­ще­ст­ви­ла несколько тер­ро­ри­стических ак­тов, один из ко­то­рых при­вёл к ги­бе­ли Алек­сан­д­ра II (1881 год). По­сле раз­гро­ма «На­род­ной во­ли» по­ли­ци­ей ре­во­люц. народничество ут­ра­ти­ло своё влия­ние.

На пер­вый план вы­дви­ну­лось ре­фор­ма­тор­ское народничество. Его идей­ны­ми вы­ра­зи­те­ля­ми ста­ли со­труд­ни­ки газеты «Не­деля» (Я. В. Аб­ра­мов, И. И. Каб­лиц, П. П. Чер­вин­ский), вы­дви­нув­шие тео­рию «ма­лых дел», В. П. Во­рон­цов, пуб­ли­ци­сты журнала «Рус­ское бо­гат­ст­во» (С. Н. Кри­вен­ко, С. Н. Южа­ков, Н. Ф. Да­ни­ель­сон), ру­ко­во­ди­мо­го Н. К. Ми­хай­лов­ским, газеты «Сын оте­че­ст­ва» (вы­хо­ди­ла в Санкт-Пе­тер­бур­ге в 1862-1901 годах) и др., ко­то­рые, ис­хо­дя из не­об­хо­ди­мо­сти ре­шать по­все­днев­ные про­бле­мы жиз­ни кре­сть­ян­ст­ва и от­ри­цая ре­во­люционную борь­бу, при­зы­ва­ли ин­тел­ли­ген­цию по­ки­дать круп­ные го­ро­да и ра­бо­тать сель­ски­ми учи­те­ля­ми, вра­ча­ми, аг­ро­но­ма­ми и т. д. с це­лью под­нять об­щий ин­тел­лек­ту­аль­ный и нравственный уро­вень на­ро­да, раз­вить его са­мо­дея­тель­ность и тем са­мым слу­жить народному бла­гу.

Они вы­дви­ну­ли про­грам­му улуч­ше­ния эко­но­мического по­ло­же­ния на­ро­да пу­тём ор­га­ни­за­ции народного кре­ди­та, стра­хо­во­го де­ла, со­дей­ст­вия по­куп­ке зе­мель кре­сть­яна­ми и арен­де ка­зён­ной зем­ли, рас­простра­не­ния сов­ре­мен­ных по то­му вре­ме­ни зем­ле­дельческих ору­дий, обес­пе­че­ния на­се­ле­ния се­ме­на­ми вы­со­ко­про­дук­тив­ных сор­тов сельскохозяйственных куль­тур, раз­ви­тия кре­сть­ян­ских про­мы­слов и коо­пе­ра­ции. Главная роль в реа­ли­за­ции этой про­грам­мы ре­фор­ма­тор­ские на­род­ни­ки от­во­ди­ли ле­галь­ной дея­тель­но­сти в об­щественных ор­га­ни­за­ци­ях, ра­бо­те в зем­ст­вах, вы­сту­п­ле­ни­ям в пе­ча­ти. Тео­рия «ма­лых дел» в 1880-1890-е годы во­пло­ща­лась в ре­аль­ной дея­тель­но­сти многих ты­сяч мо­ло­дых лю­дей из са­мых различных сло­ёв об­ще­ст­ва. По­пу­ляр­но­сти идей ре­фор­ма­тор­ских на­род­ни­ков спо­соб­ст­во­ва­ло и изу­че­ние по­ре­фор­мен­ной русской де­рев­ни на­род­ни­ка­ми-эко­но­ми­ста­ми (Во­рон­цов, Да­ни­ель­сон и др.).

Народничество ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на куль­ту­ру второй половины XIX века. К не­му бы­ли близ­ки пи­са­те­ли Н. Г. Га­рин-Ми­хай­лов­ский, П. В. За­со­дим­ский, Н. Н. Зла­то­врат­ский, В. Г. Ко­ро­лен­ко, Н. А. Не­кра­сов, Д. Н. Ма­мин-Си­би­ряк, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин, Г. И. Ус­пен­ский. Влия­ние на­род­нической идео­ло­гии про­яви­лось в изо­бра­зительном искусстве в твор­че­ст­ве ху­дож­ни­ков В.В. Ве­ре­ща­ги­на, И. Н. Крам­ско­го, В. Е. Ма­ков­ско­го, В. Г. Пе­ро­ва, И. Е. Ре­пи­на, Н. А. Яро­шен­ко и др. В то же вре­мя часть ин­тел­ли­ген­ции осу­ж­да­ла ре­во­люционное народничество (Ф. М. Дос­то­ев­ский, К. Н. Ле­он­ть­ев, Н. С. Лес­ков и др.).

На ру­бе­же XIX-XX веков как воз­ро­ж­дав­шее­ся ре­во­люционное, так и уме­рен­ное народничество транс­фор­ми­ро­ва­лись в не­она­род­ни­че­ст­во.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник: w.histrf.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector