История казанского ханства

Образование Казанского ханства началось в 1438 году, когда окончательно распалась Золотая Орда. Его столицей стала Казань, а первым правителем — Улуг-Мухаммед. Территория ханства простиралась от реки Сура до реки Белая и от Верхнего Прикамья до Самарской Луки.

Казанское ханство состояло из четырёх основных округов-даруг: Алатского, Арского, Галицкого и Зюрейского. Из даруг выделялись улусы, в каждый из которых входило несколько поселений. На территории ханства проживали тюркоязычные и финно-угорские народы. Население называло себя казанлы. Их религией было мусульманство.

Наиболее уважаемыми сословиями по традиции считались знать и духовенство. Важнейшие лица из них входили в состав единственного органа власти – Дивана. К военным сословиям относились огланы и казаки. Огланы являлись командирами конных войск, а казаки – простыми солдатами.

К непривилегированным сословиям относились торговцы, крестьяне, ремесленники и вольнонаёмные работники. Они должны были платить определенные виды налогов: ясак (10% дохода), клан (оброк), кулуш, салыг, бач, култыка, сала-хараджи (сельский налог), харадж хараджат (налог на торговлю), сусун (продовольственная подать), тютыньсяны (налог с каждой трубы), гулюфэ (фураж), постой.


Также на землях Казанского ханства процветало крепостничество и рабство. Крепостные крестьяне (киши) трудились на землевладельцев. Подобную работу выполняли и рабы-военнопленные. Через 6 лет такой раб получал свободу, но все равно не имел права покидать территорию страны.

Должность главы государства именовалась «хан-чингизид». Его советники, эмиры, также являлись командующими войска. Часто хан-чингизид лишь формально управлял страной, а на деле он был полностью зависим от Дивана. Должности в Диване передавались по наследству и являлись пожизненными. В исключительных обстоятельствах созывался курултай, на котором присутствовали представители сразу трёх самых важных слоёв населения: войска, духовенства и земледельцев.

Жители Казахского ханства выращивали рожь, ячмень, полбу и овёс. Также была развита охота, бортничество, рыболовство, пчеловодство, кожевенное дело.

Не меньшее значение имела торговля. Внешняя была более развита, чем внутренняя, например, Казанское ханство имело торговые отношения с Россией, Персией и Туркестаном. Особое место в экономике государства занимала работорговля. Рабами обычно становились многочисленные военнопленные.

В Казанском ханстве повсместно господствовал ислам. Духовенство возглавлял сеид, который являлся прямым потомком пророка Мухаммеда. Также лицами духовного звания считались шейхи, имамы, муллы, данишменды, дервиши, хаджи и хафизы. Кроме ислама в ханстве был распространён суфизм, пришедший из Туркестана.


Основным и наиболее многочисленным видом войск Казанского ханства была многочисленная конница. Пехота и артиллерия также присутствовали, но были малочисленны и довольно незначительны по сравнению с конницей.

Так как для наступательной войны армия Казанского ханства была недостаточно большой, казанцы вели тактику оборонительной войны, периодически совершая набеги на области, находящиеся во владениях русских князей.

В 1467 году русские войска организовали поход на Казанское ханство с целью посадить на престол человека, лояльного к Московскому княжеству. После этого в 80-х годах 15 века русское правительство регулярно вмешивалось в борьбу за престол ханства. Результатом этого противостояния стал захват Казанского ханства в 1487 году московскими войсками и занятие казанского престола послушным Москве ханом Мухаммед-Эмином. В 1552 году армия Ивана IV штурмом взяла Казань, следствием чего стало присоединение Казанского ханства к Московскому княжеству. После этого события Казанское ханство как отдельное государство перестало существовать.

Источник: fb.ru

Дорогой, Юный Историк,
читая фальшивые советские истории о народах, населявших эти пространства до основания СССР, вы написали тоже такую ерунду.
Нет татары, есть булгары!
Слово «татар» появляется с вторжением монголов Чингизхана в начале 13 века.
После гибели настоящих монгольских татар в 1204 г., полностью уничтожены ордой Чингизхана, китайцы, а вслед за ними и другие народы мира, стали называть татарами чингизхановых монголов и служивших монголам наемников, хотя сам Чингизхан ненавидел имя татар и запрещал называть монголов «вражеским именем татар» .


от китайский обычай называть монголов и их наемников «татарами» сохранялся в мире до 16 в. и с тех пор папские легаты ввели его в обращении в Западную Европу. В Русии оно введено с Ивана ІІІ, потом попом Иваным Глазатым и наконец Торцкого.
Название «Татарстан» («Татария») не является историческим именем Среднего Поволжья. Историческое название — Булгария (Волжская Булгария, Булгарское царство), но в 1923 г. руководство Советской России, по настоянию сатаниста Троцкого, образовало на территории Булгарии АССР и дало ей название «Татария» («Татарстан»). Однако, никаких «татар» в «Татарстане» никогда не было и нет, и никакой указ — даже сталинский — создать их не мог. На территории Булгарии, называемой ныне «Республика Татарстан» (РТ), всегда жили (с 14953 г. до н.э.) и проживают булгары (волжские булгары). Именно волжских болгар «татарские патриоты» (татарчеки) называют «татарами». Может быть то, что в так называемом «Татарстане» нет «татар», а есть только булгары, является секретом? Совсем нет.

кто иной, как Л.Н. Гумилев заявил в 1988 г.: «Потомки болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык — «татарским». Хотя это не больше, чем камуфляж!»
Для настоящих волжских болгар имя татар — это 15 видов ругательства. Когда Троцкий добился своей сатанинской политики, что бы в 1923 году указом волжские болгары были переименованы в «татар», похож точно так, как если бы русские были переименованы в «свинеедами»!

Вы должны прекратить это и узнать истинную историю этих земель, населенных с древних времен суперэтносом древних булгар, мать и отца руских. Этот твой абзац польная глупость, чушь:
«Казанские татары составляли большую часть населения (т. е. булгарами, знающими татарский язык). Многие называли себя мусульманами и «жителями Казани». Ислам был ведущей религией на территории всего ханства. Люди высших слоев общества ханства — это этнические булгары. Остальные были выходцами из татарских кочевников (кипчаков, а позднее ногайцев), которые жили в Казани.»

Подобная глупостью было бы если сказать вам русским, что вы говорите на советском языке.

Нет татарский язык. Есть булгарский (трек-булгарский, булгарский-тюрки), мать и отца всех тюркских языков. Он обособилься между 6-8 тысячилетии до н.э.


Балканах и разпространилься до сегодня в Азии в множество наречии и сродных языках.
Булгары из Волжской Булгарии ради русских погромов после Ивана IV до распада СССР, сопровождаемых кровавыми крещениями как религии и имени, вместо того, чтобы сказать, что они булгары, заявляли, что они мусульмане, опасаясь преследований. И эта глупость официально вошла в русские истории.
Не было Казанское ханство, а Казанское царство. Город Казан был только ханлык (канлык), т.э. Дом, т.э. домен, налоговая зона и право собственности государя болгарского царства с центром Казани. И это непонятно российским и европейским историкам, которые написали эту чушь, каторая на протяжении уже 500 лет в исторический обмен. И вся Сибирь была булгарская до началом 18-го века. Последним булгарским царем был Карасакал.
Так называемые татарские кочевники кыпчаки и ногайцы считаются тоже с булгарлыка — булгарской суперэтнос, что россияне не хотят понимать. Как в Соединенных Штатах сегодня люди из 100 национальностей называются американцами. Но болгарская история 17000 лет, а американская только история 250 лет.
Несмотря на многочисленные агрессии и миграции сродных племен и этнических групп, население Казанского царства (Волжской Булгарии) не изменилось сильно. Во время войн и опасностей булгары, в основном матери, дети и старики, прятались в горных и лесных районах, а затем снова возвращались на родину. Болгарские арии сегодня составляют большинство в генетическом разнообразии Поволжия, Урала, Сибири, Северного Кавказа, Алтай и Крыма. В языке булгар входили некоторые элементы говоров кыпчаков и туркмен, но в основном это древний трек-булгарский язык, самый богатый язык на земле вместе с агилско-булгарский (славянский).


И все эти знания, все это написано в булгарских летописах!!!!!!! Написано! — читайте, а не фантазирайте! И наверно настоящие оригинальные булгарские източники, если не сжиганны, спрятанны за 9 ворот в Восточном институте в Санкт-Петербурге с Сталинское время! Чтобы забыть если можно навсегда, что булгары существували.
Вы и другие руских ничего не знаете о древней истории бо(у)лгар, отцы и матери русскими, так что вам кажется фантазия и бред. Вот так получается когда впервые слышите о существовании древних булгар, это приходит так с вам, как гром с чистого неба. Поэтому так русские удивляются, когда их история полностью сфальсифицирована талмудистами и Ватиканом и наконец коммунистами-болшевиками Троцкого, Сталина и другие из Пятой колонны!
У меня есть универсальный тест для русских великошовинистов, чтобы почувствовать тупика, в котором находиться: Насколько вы/ты веришь и знаешь, какой то своей правдой и знаний, дай мне праславянскую или российскую этимологию самых важней для рускими имен, их происхождение: Русь, Москва, Волга, Енисей, Украина, Ялта, Киев, Полтава, Чернигов, Рязан, Урал, Сибирь, Камчатка, Балтийское море, Черное море, Балхаш, варяги …и… сколко хочете еще, сотни руские и чужие слова и названия, как Египт, Йерусалим, Ханаан, Палестина, Картаген, Иран, Афганистан, Цейлон, Иберия, Андалусия, Каталунское поле, Каталуния, Галисия, Париж, Лютеция, Галия, Великобритания, Англия, Лондон, Темза, Уелс, фараон, пирамида Шумер, сигурат и т.д……….



Я уверяю вас, тебе, что это не сможешь сделять, это невозможно! Эти топонимы булгарские, с трек -булгарского (булгарско-тюркского) языка, и ты ничего не можешь сделат с руского, праславянского, греческого, латыни, патагонского, санскрита, «ведического» и т.д. какой то хочешь другого языка…
Это значить, что все эти земли в начале и тысячи лет до нами были булгарские, или были названы по булгарский в каком то периоде ради сериозное присуствие древными булгарами.
Научи это раз и навсегда вы и ты, который училсья по еврейско-имперско-большевисткие истории!
Топонимика, етнонимы, хидронимы не меняются по большевистко-сионистких желаниях. Топонимы не можно сжеч в кострях!

Источник: history-doc.ru

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО (1438–1552) – крупное феодальное государство со столицей в г.Казань на территории Волжско-Камского Булгара, от Волги до Вятки и от Оки до Камы, образованное в результате распада Золотой Орды.

Крупное государственное объединение Золотая Орда к концу 14 – в первой половине 15 в. распалось на ряд отдельных государств – Ногайскую орду, Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское и др. ханства. См. также ЗОЛОТАЯ ОРДА.


Этнический состав Казанского ханства был характерен для среднего степного Поволжья – собственно казанские татары (потомки волжских булгар), удмурты, чуваши, мари, башкиры, мордва и др.

Основателем Казанского ханства в 1438 считается Улу Мухаммед хан (потомок Джучи и Тохтамыша), свергнувший своего предшественника.

Высшей государственной властью обладал хан, но его деятельность ограничивалась «диваном» (советом крупных феодалов). Правящую элиту Казанского ханства составляли представители четырех феодальных знатнейших родов – Ширин, Баргын, Аргын и Кыпчак. За ними иерархически следовали эмиры, султаны и мурзы.

Население Казанского ханства разделялось на «кара халюк» (черных людей) – свободных крестьян, плативших ясык (подати) феодалам, «кул» – феодально-зависимых крестьян, «чура» – военнопленных и рабов.

Армия хана достигала до 60 тыс. регулярного войска – ханской гвардии, отрядов феодалов и крестьянского ополчения.

Во второй половине 15 в. окрепшее Московское княжество начинает активную борьбу с Казанским ханством. В 1487, в результате похода русских войск на Казань, был свергнут Али-хан, а на престол посажен его брат, Мухаммед Эмин, ставленник Московского князя Ивана III. Тем самым Казанское ханство было поставлено в вассальную зависимость от Московского княжества.

Русский протекторат над Казанским ханством длился до 1521, пока власть в ханстве в результате переворота не захватили представители династии крымских ханов Гиреев. После смерти Мухаммеда Эмина (1518) его приемника, царевича вассального Москве Касимовского ханства (на территории современной Рязанской области) Шаха-Али, в 1521 свергает брат Крымского хана Сахиб Гирей. С этого момента начинается новая веха Казанского ханства в жестком противостоянии с Великим Московским княжеством (молодым царством Российским), вплоть до его завоевания Иваном IV Грозным.


Сразу же после захвата власти Сахиб Гирей заключил союз с Крымским, Астраханским ханствами и с Ногайской ордой, которые опирались на Турцию. В том же году казанские и крымские татары совершили набег, опустошив окрестности Москвы. В 1524 казанским ханом становится Сафа-Гирей, который официально признает Казань вассалом турецкого султана.

У московского правительства возникла жизненно важная необходимость обезопасить свое существование в связи с усилением влияния Турции и ее вассалов – Крымского (на юге) и Казанского (на востоке) ханств. В 1523 для обороны от татарских набегов была возведена укрепленная крепость Васильсурск (Нижегородская область), а в 1551 – крепость Свияжск (место впадения реки Свияги в Волгу) под руководством русского инженера Ивана Выродкова. Они стали опорными пунктами в борьбе с Казанским ханством. Военной фазе покорения Казани Московским княжеством предшествовала длительная дипломатическая подготовка – Иван IV Грозный сумел внести раскол в ряды мусульманской коалиции противоборствующих правящих группировок в татарском лагере и привлечь на свою сторону ногайского мирзу Исмаила.


В 1552, собрав огромное войско (ок. 150 тыс.), Иван IV лично возглавил поход на Казань. Выдвинувшийся с войском к Туле после призыва турецкого султана Сулеймана II Великолепного на помощь своему казанскому союзнику, крымский хан Давлет-Гирей не решился на открытое столкновение с основными силами русских войск и повернул назад.

В августе того же года Иван IV приступил к осаде Казани. Осада была отлично спланирована. Под руководством И.Выродкова были построены сложные осадные сооружения; под хорошо укрепленные стены Казани были подведены земляные подкопы и заложен порох; была задействована передовая артиллерия. Генеральный штурм Казани начался 2 октября 1552 взрывом части городских стен. Русские войска ворвались и захватили город. Казань пала, а Казанское ханство прекратило свое существование. Все среднее Поволжье было присоединено к русскому царству.

В честь покорения Казанского ханства в 1551–1556 в Москве на Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, известный как храм Василия Блаженного.

Источник: www.krugosvet.ru

История казанского ханства

История казанского ханства
Улу-Мухаммед.
Рисунок Ф. Исламова

В 1438 году последний хан Золотой Орды Улу-Мухаммед с остатками своего войска ушел из Сарая-Бату и направился к Белеву (русский городок на Оке в составе Золотой Орды). В том же году он уходит к Нижнему Новгороду и останавливается в старой его части. Там он прожил восемь лет, в течение которых у Улу-Мухаммеда сложились не совсем простые отношения с великим князем московским Василием II. Между ними произошло несколько военных столкновений: под Белевым в 1438 и под Суздалем в 1445 году. Василий II потерпел крупное поражение и попал в плен. Однако в том же 1445 году за большой выкуп был отпущен. Осенью войска Улу-Мухаммеда направились к Казани. Но по пути Улу-Мухаммед скончался и его армию возглавил его старший сын Махмутэк. Казань была взята, Али-бей, правитель Казани, был отстранен от власти, и Махмутэк провозгласил себя ханом нового государства в Среднем Поволжье — Казанского ханства.

История казанского ханства
Изображение легендарного царя Саина, выбравшего место для основания Казани. «Казанская история»

Казанское ханство занимало северную территорию бывшей Золотой Орды и во многом совпадало с землями бывшей Волжской Булгарии. На востоке границы государства доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. Юго-восточные пределы Казанского ханства граничили с Ногайской Ордой и доходили до р. Самары. А самые Южные границы доходили до современного Саратова. На западе граница проходила по р. Суре, на севере границы доходили до среднего течения Вятки и граничили с таежной зоной.

История казанского ханства
Победа Улу-Мухаммеда в Бельском сражении над Василием II.
Вторая половина XVII в. «Казанская история»

Этническую основу населения Казанского ханства составляло татарское население (казанские татары), которых в то время русские летописи называли: татарами, казанцами или бесерменами (т.е. мусульманами). Татары занимали центральные земли государства — “Заказанье”, т.е. территория между Волгой и Камой, к северу от Камы. Достаточно много татарского населения проживало на “Горной стороне” — в правобережье Волги, в бассейне Свияги. На сегодняшней день известно около 700 населенных пунктов периода Казанского ханства. 500 из них расположено в Заказанье, 150 на Горной стороне и около 50 в Закамье. Кроме татар в государстве проживали или находились под политическим и культурным влиянием некоторые тюркские и финно-угорские народы Среднего Поволжья и Приуралья: западная часть башкир, чуваши, ары (удмурты), черемисы (марийцы), мордва.

История казанского ханства Керамическое пушечное ядро, полое внутри, первая половина 16 века

В городах государства, и прежде всего в столице Казани проживали также представители других народов (купцы из Армении, Московии и др. государств).

История казанского ханства

История казанского ханства

Среднее Поволжье на карте братьев Пиццигани (XIV век)

Из документа:

“Тое же осени (1445 г.) царь Мамотяк (Махмутек), Улу-Магметов сын, взял город Казань, вотчина казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовать”.

Из Воскресенской летописи

“А царь Мамутяк пришел из Курмыша Казань взял, а Казанского князя Азыя убил, а сам на Казани воцарился, и оттоле нача царство быти казанское”.

Из Никоновской летописи

“Кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский, пятый башкирский”

Из книги “Взятие Казани” русского воеводы
в походе на Казань в 1552 г. А.Курбского

“Эти татары — образованнее других (имеется в виду других татар – Р.Ф.), так как они и возделывают поля, и живут в домах и занимаются разнообразною торговле
Западноевропейский путешественник

XVI в. С.Герберштейн

Мнение историков:

“План основания Казанского ханства можно назвать гениальным, потому что хан Мухаммед понял особенность древнего культурного местного населения, и задумавши восстановить мусульманское государство в Среднем Поволжье, правильно оценил шансы на его прочное существование”.
“При переезде из Московского государства в Казанское ханство путешественник попадал в такую же лесную страну, только реки здесь были еще многоводнее, берега их — пустыннее, но общий характер местности не изменялся. Только ниже Казани хвойные леса сменялись лиственными, а приволжские горы еще более вырастали. Горная сторона была довольно густо покрыта черемисскими, чувашскими и мордовскими деревнями, разбросанными среди лесов и полей”.

М.Г.Худяков

“В образовании Казанского ханства некоторые представители русской исторической науки… видели простое восстановление прежнего Булгарского ханства. Этот вывод не нашел подтверждения в тех немногочисленных исторических памятниках, которыми располагают историки Казанского ханства… Казанское ханство, подобно другим татарским государствам, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, по своей структуре во многом напоминало в миниатюре прежнюю Золотую Орду”.

М.Г.Сафаргалиев

“Улук-Мухаммед, гордый одержанной победой над русскими, двинулся с Махмутеком из Курмыша на Казань с целью завоевать ее; Махмутек же, побуждаемый честолюбием, решился убить отца незадолго до взятия Казани, либо немного времени спустя”.

В.В.Вельяминов-Зернов

“После захвата власти Махмутеком, т.е. джучидом, практически новым ордынским ханом, изменился и статус Казанского княжества. Оно перестало быть только княжеством с местным управлением, а стало отдельным государством во главе с ханом”.

Р.Г.Фахрутдинов

Источник: tatarhistory.ru

Ногайцы в Крымском ханстве

Шарль де Пейсонель (1727—конец XVIII в.) писал, что ногайцы занимают всю часть Малой Тартарии от Дуная до Кубана. Буджак находится на пространствах от Дуная до Ньестра (Днестра). Йедсан от Нестра до Борифена (Дона). Янболук от Борисфена до Азофа (Азова). Орда Кубана находилась на пространстве от Азовского моря до Кубана (Кубани). Каждая орда делилась на многочисленные племена, а племена на аулы. Орда Едсана делилась племена Сарису, Делигеуир, Бересен, Хаджидере, Сарилар, орда Янлобука — на Дьерд, Ялиныз, Агалдже, Косткакумлар, Канилтшак, орда Кубана — на Бшетерек, Каплу, Лабата, Джилан. Француз указывал, что во время Менгли-Гирея уже не существовало разделения на отдельные орды. Каждая орда управлялась сераскером за исключением Янболука, которым правил каймакам. Земли орды разделены на земли племен, которые однако не имеют четко определенной территории.

Ногайцы каждой орды платили десятину со сбора зерна. Едисанская орда не платила дани натурой. Она оценивалась в 12 тыс. пиастров. Ранее эту дань получал хан, а во время Пейсонеля ее получал султан. Хан получал десятину с Янболука и употреблял ее на почтовые станции. Десятина с Кубана идет на содержание сераскеров. Ногайцы останавливаются там, где планируют сеять зерно, и каждый аул останавливается в определенном месте. Ногайцы делятся на свободных, вольноотпущеников и рабов. В каждой орде есть знатные роды и среди них есть наиболее знатный. Его возглавляет баше мирза, к которому остальные дворяне относятся с благоговением. Сераскер всегда проживает в его ауле. Сераскер приглашает баш-мирзу в свой диван (совет) и отдает ему первое место. Он не имеет права наказать какого-то мирзу без его ведома и ничего не может делать, не посоветовавшись с ним.

У ногайских дворян нет земель для возделывания. Их имущество состоит в скоте и рабах. Возделывание земли для знатных является позором. Мирза, то есть глава аула, требует у местного населения дань, которая состоит из двух быков, жаренного проса, десяти баранов, десяти связок кислого молока. Мирзы, не имеющие аулов, живут за счет главы их семейства, который выдает им часть из их доходов. Все ногайцы должны служить в войске и следуют за главой своего аула. Набор войск производится, как в Крыму. Хан отправляет послания к сераскерам, те отправляют же воззвания к баше-мирзам. Ногайцы всегда выставляют войск больше, чем от них требуют. Когда воюют с христианами, то все, кто в состоянии владеть оружием, идут на войну. Некоторое количество мужчин остается в аулах. Ногайские семейства не образуют отряда, но ногайцы делятся на байраки. Вся одежда одинакова, и носят они одежду, принадлежащую доминирующему племени орды. Менгли-Гирей приказал буджакцам осесть в домах и оставить свои дома. Дворяне этой орды получают десятую часть со сбора зерна и имеют право барщины над своими вассалами и имеют те же привилегии, что и дворяне Крыма. Ногайцы невежды в своей религии. Ногайцы в Крыму считались плохими мусульманами. Шарль де Пейсонель долгое время находился при дворе крымских ханов, поэтому смог оставить подробное описание административного деления и быта ногайцев, а также слабое их знакомство с мусульманским богословием.

Достаточно детальное описание ногайцев оставил и немец Иоганн Тунманн. В Западном и Восточном Ногае живут ногайцы. В Восточном Ногае жили Едишкул и Джембойлук. В Западном Ногае жили орды Едисан с городами Хаджибей, Балта и Дубоссары. Буджак и Кубань — это отдельные орды. В Буджаке поселения Каушан, Татарбунар, Паланка, Тобак, Салкуца, а на Кубани — Тамань, Темрюк, Барбацемия, Кызыл-таш, Эски-Копыл, Беледе-кеви, городки некрасовцев. В подчинении у Крымского ханства находятся черкесские племена. Ногайцы охарактеризованы как мусульмане, но с некоторыми пережитками язычества.

История казанского ханства

Карта, изданная в Вене около 1790 года, с границами Едисанской орды (wikipedia.org)

Мишаре московитам помогли завоевать Астрахань?

Петр Петрей де Эрлезунда (1570—1622) отмечал, что Астрахань когда-то была отдельным царством и получила название по имени своего царя. Местные татары, живущие вокруг Каспийского моря, имели прежде свою династию, происходящую из династии крымских ханов. Между Астраханью и Казанью жили татары, называемые нагаями. Их владения простираются до Яика и Каспийского моря. Там не было царя, а только влиятельные семейства и князья. Нагаи состояли из орд Кассун, Шихмамай, Шидах. Кассун находилось от Камы и до Яика, Шихмамай — владело землями в области сибирской, а Шидах между Волгой и Яиком и центр имело около Сарайчика. Из третьей орды и избирался повелитель нагаев. Отмечалось, что он овладел Казанью и Астраханью, но эти царства непосредственно ему не подчинялись и не платили дани, а поставляли воинов. Правитель нагаев мог выставить до 20 тыс. воинов. Соседями нагаев были ургенцы и заволжские татары. Касательно географического нахождения Большой Ногайской Орды: о оно целиком правильно описано, как и происхождение биев от Шейх-Мамая. Отмечено, что кроме него существовал ряд других кланов. Не исключено, что он пользовался сочинением Александра Гванини. Касательно же ошибок шведа, то ногайцы как раз имели некоторые доходы в виде дани с Казанского и Астраханского ханств. Казанцы не ходили в походы с ногайцами. Тесные союзнические отношения были у ногайцев с астраханцами, но случались и конфликты. Также он ошибся и в отношении династической принадлежности астраханских ханов. В период независимости Астраханского ханства там правил некоторое время только Ислам-Гирей. Возможно, швед знал о претензиях Гиреев на овладение Казанью и Астраханью и предположил, что это имеет легитимное обоснование. Кроме того, крымские татары осуществили ряд походов против Астраханского ханства.

Павел Иовий упоминал о владении Цитракань (Астрахань). Мацей Меховский не знал о Астраханском ханстве. Иосафат Барбаро (1413—1494) называл правителем Цитракани (Астрахани) хана Мордассу (Муртазу). Венецианец упомянул Астраханский улус Большой Орды, где некоторое время правил Намаган (династия потомков Тимур-Кутлуга) Муртаза. Михалон Литвин считал Астраханское ханство одной из татарских орд и называл его Астраханами. Александр Гванини указывал, что владения Астраханского ханства лежали за землями ногайских и заволжских татар и в нем было много богатых городов, среди которых главным был город Астрахань. В 1554 г. им овладели московиты, а в 1569 г. к нему подступили турки и крымцы. Франческо Тьеполо упоминал Читракан как южного соседа Кассана (Казани). Григоре Уреке знал Астраханское ханство как одноименную татарскую орду. Исаак Масса упоминал, что между правителем Астрахани и морзейскими (мещерскими) татарами была вражда. При помощи морзейцев московиты и завоевали Астрахань.

Об Астрахани европейцы часто знали только само название. Лишь немногие знали немногим больше, например, некоторые детали из политической истории. Европейцы рассматривали ногайцев как одну из татарских орд. Они изображены как кочевники и монголоидами, коими они и были. Отмечено отсутствие у них монарха наподобие крымского хана. В источниках упоминался Малый и Большой Ногай. Отмечались их контакты с русскими, особенно войны. Для поздних географов характерно то, что они начинали наблюдать оседание ногайцев. Отмечалось также существование ногайских орд Буджак, Едисан, Едичкуль, Джембойлук.

История казанского ханства

Крымские татары осуществили ряд походов против Астраханского ханства

Как в Казанском ханстве увидели Булгарию и нашли кочевников

В сочинении Франческо Тьеполо Казанское ханство названо как страны Булгария и Кассан, которые граничат с Московией и Куманией. Булгарией была названа территория Мордовии. О Кассане (Казани) сообщалось, что раньше это было царство, а теперь провинция. Говорилось, что Кассан стал независимым после того как преемники Бату и перекопиты (крымцы) воевали. Кассан недолго был независимым и его сделали своим вассалами московиты герцога Басилио (Василия ІІІ), который вынудил казанцев платить дань. В зависимости от Кассана находилась провинция Вяткан (Вятка). Куманией были степи Дешт-и Кыпчак. В сочинении итальянцы отображена борьба между Джучидами за власть, а также русско-казанская война в 20-х гг. XVI в. Зависимость Вятки, причем довольно условная, была фактом из XV в. Впрочем, в сочинении Франческо Тьеполо много анахронизмов. Марко Фоскарино отмечал, что до Ивана IV Васильевича Кассан за Волгой был независим от Московии. Павел Иовий писал, что казанские татары на севере граничат с шибанскими татарами (кочевыми узбеками) и их владения лежат за Волгой. Они зависят от правителя русских и дорожат его дружбой. Итальянцем зафиксирована зависимость Казанского ханства от русских, которая стала реальностью после ряда воин.

Иосафат Барбаро же указывал, что северными странами правят язычники татары и что за двадцать лет до написания его книги московиты подчинили своей власти город Казан. Сведения о язычниках можно объяснить тем, что автор был вообще малоинформирован о землях за причерноморьем. Иосафат Барбаро говорил о русско-казанской войне 1467—1469 гг., в результате которой казанцы оказались в зависимости от русских.

Альберто Кампезе писал, что Москве подвластна татарская орда при городе Казани. Местные татары кочуют по степям, соблюдают обычаи древних татар и являются мусульманами. Они могут выставить по приказанию московского герцога 30 тыс. всадников. Сообщение итальянского голландца содержало ряд ошибок. Казанцы были оседлым, а не кочевым населением. 30 тыс. воинов — цифра для Казанского ханства нереальная, даже при привлечении марийцев. Голландец Исаак Масса сообщал, что при отце Ивана Васильевича татары платили дань московитам. Пользуясь смертью Василия, Казань отпала от русских, и Иван задумал поход, чтобы вернуть татар в подданство. Француз Блез де Виженер (1523—1596) знал, что существует отдельная татарская орда по имени города Казань на Волге. Она выставляет 12 тыс. воинов, но при желании может собрать 30 тыс. воинов, призвав на помощь своих союзников. Эта Орда находится в полной зависимости от московитов, правитель которых делает ханом, кого пожелает. В целом француз правильно описал ситуацию в Казанском ханстве второй половины XV—начале XVI вв. При составлении своего сочинения он, вероятно, пользовался данными итальянцев. Михалон Литвин называл среди татарских орд козаниев, то есть казанских татар. Ему было известно, что существует отдельное ханство, и только. О них также сообщал Мацей Меховский. Он говорил, что из орда названа по имени замка Козан над рекой Волгой около Московии. Казанцы произошли от заволжских татар. Эта орда выставляет до 12 тыс. воинов, а вместе с союзниками — 30 тысяч. Об их правителях, их деяниях и генеалогии не пишут, поскольку они данники князя Московии и зависят от него и на войне, и когда мир. Мацей Меховский описал зависимость Казанского ханства от русских во второй половине XV в.—начале XVI в. Несколько преувеличены силы Казанского ханства с союзниками.

Как казанская пехота из чувашей и черемисов заманила московитов в ловушку

Основным западным сочинением по отношениям русских и казанскихи татар являются «Записки о Московии» (1549) австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна. Одна из глав его сочинения получила название «О татарах». Собственно, описание татар сделано по шаблону и изображает их кочевниками. Нас же более интересуют конкретные сведения о казанских татар. Казанское ханство он стал называть не ордой, а царством. Указано, что на юго-востоке оно граничит с шибанскими (узбеки) и казахскими (казахи) татарами. Около этого государства находились степи. Правитель Казани может выставить 30 тыс. воинов, преимущественно пеших стрелков из черемисов (марийцев) и чувашей (чуваша в XVI в. обозначала не столько этноним, сколько сословное положение). Казанские татары образованнее других, занимаются промыслами и живут в домах. Давно правителем Казани был некто Хелеалек (Халил), однако он умер бездетным оставив вдовой царицу Нур-Султан. Некто Ибрагим женился на ней и овладел царством. У него было два сына — Махмет-Амынь (Мухаммед-Эмин) и Абдыл-Летиф (Абд ал-Латиф). Кроме того, у него был сын от первой своей жены Батмасасолтан по имени Алегам (Ильхам). Именно Алегам стал правителем после смерти отца, однако подданные его напоили и отвезли в Москву. На его место поставили Абдыль-Летифа, а после того как московский князь был недоволен им, то его сменили на Махмет-Амыня, которого выпустили из ссылки в Белоозере. Он правил до 1518 г. После этого Нур-Султан вышла за Менгли-Гирея и казанцы отложились от московитов. Между ними были многие войны, и Василий III послал против них войско. Татары, зная, что им не одолеть московитов в поле, пошли на хитрость. В своем лагере они оставили часть воинов, а лучшие воины спрятались в лесах в засадах. Татары снялись с лагеря, и московиты попались на их уловку. Пока московиты грабили оставленный лагерь, татары и черемисы (марийцы) вышли из засады, напали на них и произвели большое кровопролитие. Московиты бежали, бросив пушки и снаряды для осады.

История казанского ханства

Совместный поход османской армии Сулеймана Кануни и татарских войск Сахиб-Гирея I на Молдавию в 1538 г. Фрагмент миниатюры из «Хюнернаме» (1588 г.) (kitabhona.org.ua)

Шиг-Алей (Шах-Али), который женился на вдове Махмет-Амыня, продержался на престоле четыре года и то благодаря московитам и брату жены. Он опирался на чужих и презирал татар, вследствие чего казанцы ему и изменили, и передали трон Саип-Гирею (Сахиб-Гирею). Шиг-Алей вместе со своей женой бежал в Москву 1521 г. Перекопские татары же овладели Казанью. Их отряд вместе с казанцами взял также Владимир и Нижний Новгород. Под Коломной Саип-Гирей соединился с войсками своего брата Мехмет-Гирея. Он участвовал в осаде Москвы и продал перекопским татарам всех своих пленников. Василий вернулся в Москву, только когда татарские цари оставили Московию. В 1523 г. московский правитель задумал отплатить татарам и воздвиг на Суре в владениях татар крепость и собрал большое войско больше прежнего. Саип-Гирей бежал из Казани в Турцию, надеясь привести подкрепление, а на свое место призвал из Крыма своего племянника (Сафа-Гирей) тринадцати лет отроду. Этот юноша прибыл к Гостинову озеру. Там сейид, одно из духовных лиц, хотел его схватить и отправить в Москву, однако был схвачен сам. Русские дошли до Гостинова озера и местная крепость была сожжена татарскими сторонниками московитов. Племянник Саип-Гирея стоял у крепости у реки Казанки. Против московитов он отправлял пеших черемисов. Ших-Алей, человек чудовищных габаритов, убеждал его отказаться от царства, на что получил ответ, что уступит свое царство, только если тот победит его в бою. Черемисы сначала разбили одного воеводу с пятью сотнями всадников, и среди русских распространились панические настроения и желание отступать. Бегство было предотвращено подходом подкрепления из конницы. Московиты начали осаду Казани. Однако осада не была полной, и татары беспокоили московитов действиями своей конницы. В конце концов было решено добиться мира переговорами. Мир был заключен в 1524 г. Василий запретил своим подданным бывать на Казанской ярмарке, хотя и сам понес значительные убытки. У Сигизмунда Герберштейна был описан порядок правления казанских ханов, начиная с Халила. Отмечена зависимость Казанского ханства от великого московского князя. «Записки о Московии» также являются важным источником по русско-казанским войнам в 1505—1507 и 1521—1524 гг. Хотя относительно периода 1505—1507 гг. два события были сведены в одно и количество воинов у казанцев преувеличено, но это не умаляет значение источника. Наиболее детально описан поход 1521 г. на Москву и воцарение в Казани Гирея.

Строительство Васильсурска

История казанского ханстваАлександр Гванини оставил более полное описание. Он сообщал, что страна Вятка когда-то была под татарской властью, но Василий Иванович сделал ее своей провинцией. Границей между Московией и Казанским ханством он считал реку Суру. Казань находится у рек Волга и Казанка.

В отличие от других татар, казанцы обрабатывают поля и сады, живут в домах и более человечны. На ярмарках они торговали с московитами, другими татарами и турками. Вплоть до правления Василия Ивановича у них были свои цари и они никому не подчинялись. Однако первым казанским правителем признавшим власть московитского правителя стал Хелеалек (Халил), за ним Абрагаим (Ибагим), а после него Ильхама (Ильхам). Ильхам недолго правил и его же подданные выдали его московитам, которые отправили его в ссылку в Вологду. Царем стал Абдельлатиф (Абд ал-Латиф), который также недолго правил и был сменен Мехмедином (Мухаммед-Эмином), при котором в 1504 г. казанцы сбросили власть московитов. Василий отправил в поход против них большое войско с пушками. Однако оно было окружено и уничтожено татарами и черемисами (марийцами). Они овладели большим количеством огнестрельного оружия, а множество пленных продали в Астрахани туркам и персам. После смерти Махмедина царем стал Шеая (Шах-Али). Он был сторонником московитов и его сместили с престола, сделав ханом Сафа-Гирея. Сафа-Гирей вместе с Махмет-Гирем совершил поход на Москву. В 1523 г. Василий пришел с большим войском на границы ханства и на Суре соорудил Василевгород из которого делал нападения на татар. В 1524 г. московиты подошли к Казани и осадили ее. Они подожгли казанский замок, но татары смогли отремонтировать его. Тем временем черемисы, которые были хорошими стрелками из лука, напали на флотилию московитов, которая везла провиант, и перебили много тысяч воинов. Через несколько лет русские снова подошли к Казани. Они начали осаду, ведя сильный огонь из пушек и мушкетов. Они вышли на штурм, и татары были вынуждены пойти на мир. Они были вынуждены были платить дань Василию. После смерти этого правителя они снова стали независимыми и прекратили уплату дани. Александр Гванини повторил ряд известий Сигизмунда Герберштейна. От себя он датировал дату столкновения Мухаммед-Эмина с русскими 1504 г. (учитывая отставание его хронологии от реальной в один год, мы получаем реальную дату 1505 г.), а также более детализировал описание русско-казанскую войну 1521—1524 гг., в которой очертил особую роль марийцев.

Среди европейцев, кроме Сигизмунда Герберштейна и Александра Гванини, было мало что известно о Казанском ханстве. Итальянцы знали, что существует отдельное ханство и его столица в Казани, а также что оно платит дань русским особенно Василию ІІІ Ивановичу. Голландец Исаак Масса и итальянец на польской службе Александр Гванини знали, что после смерти этого великого князя казанцы сбросили русскую власть. Общим местом было то, что черемисы (марийцы) играли большую роль в войске Казанского ханства. Численность воинов оценивалась в 30 тыс. Итальянец спутал Сахиб-Гирея с Сафа-Гиреем, однако, в отличие от Сигизмунда Герберштейна, знал про войну казанцев против русских в правление Мухаммед-Эмина. Более детальны, конечно же, сведения Сигизмунда Герберштейна, который получал информацию от русских, в то время как информаторами Александра Гванини были поляки и литовцы. Выгодным отличием от других татар считался оседлый образ жизни татар казанских. Их считали цивилизованным народом.

ОбществоИстория

Источник: realnoevremya.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.