История государства российского ярослав мудрый

Ярослав вошел в Киев и, трудами и победою заслужив сан Великого Князя Российского. Но бедствия войны междоусобной еще не прекратились.

Мы знаем, что Владимир отдал Воспорскую, или Тмутороканскую, область в удел сыну своему Мстиславу. [1023 г.] Уверенный в своем воинском счастии, сей Князь не захотел уже довольствоваться областию Тмутороканскою, которая, будучи отдалена от России, могла казаться ему печальною ссылкою: он собрал подвластных ему Козаров, Черкесов, или Касогов, и пошел к берегам Днепровским. Ярослава не было в столице. Киевские граждане затворились в стенах и не пустили брата его; но Чернигов, менее укрепленный, принял Мстислава.

Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый. Роспись Грановитой палаты

Софийский собор в Киеве

Знаменитый Варяг Якун пришел на помощь к Ярославу. Великий Князь вступил в область Черниговскую. Мстислав ожидал его у Листвена, на берегу Руды; ночью изготовил войско к сражению; поставил Северян или Черниговцев в средине, а любимую дружину свою на правом и левом крыле. Варяги стояли мужественно против Северян. Храбрость, искусство и счастие Мстислава решили победу: Варяги, смятые пылким нападением его дружины, отступили.


Но Мстислав изъявил редкое великодушие в рассуждении брата, дав ему знать, чтобы он безопасно шел в Киев и господствовал, как старший сын великого Владимира, над всею правою стороною Днепра. Ярослав боялся верить ему; правил Киевом чрез своих Наместников и собирал войско. Наконец два брата съехались у Городца, под Киевом; заключили искренний союз и разделили Государство: Ярослав взял западную часть его, а Мстислав восточную.

[1031–1036 гг.] Искреннее согласие двух Государей Российских продолжалось до смерти одного из них. Мстислав, выехав на ловлю, вдруг занемог и скончался. Сей Князь, прозванный Удалым, не испытал превратностей воинского счастия: сражаясь, всегда побеждал; ужасный для врагов, славился милостию к народу и любовию к верной дружине.

Внутренний вид Софии Киевской. Богоматерь Оранта

Ярослав сделался Монархом всей России и начал властвовать от берегов моря Балтийского до Азии, Венгрии и Дакии. Из прежних Удельных Князей оставался один Брячислав Полоцкий.


Но Ярослав ожидал только возраста сыновей, чтобы вновь подвергнуть Государство бедствиям Удельного Правления. Женатый на Ингигерде, или Анне, дочери Шведского Короля Олофа, он был уже отцом многочисленного семейства. Как скоро большому сыну его, Владимиру, исполнилось шестнадцать лет, Великий Князь отправился с ним в Новгород и дал ему сию область в управление.

Узнав о набеге Печенегов, он спешил из Новагорода в южную Россию и сразился с варварами под самыми стенами Киева. Битва продолжалась целый день. Ярослав одержал победу, самую счастливейшую для отечества, сокрушив одним ударом силу лютейшего из врагов его. В память сего знаменитого торжества Великий Князь заложил на месте сражения великолепную церковь и, распространив Киев, обвел его каменными стенами; подражая Константинополю, он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею Митрополитскою, украсив ее золотом, серебром, мусиею и драгоценными сосудами. Тогда был уже Митрополит в нашей древней столице, именем Феопемпт – вероятно, Грек. Ярослав начал также строить монастыри: первыми из них были в Киеве монастырь Св. Георгия и Св. Ирины.

Нестор совсем не упоминает о дочерях Ярославовых; но достоверные Летописцы чужестранные именуют трех: Елисавету, Анну и Анастасию, или Агмунду. Первая была супругою Гаральда, Принца Норвежского. Вторая княжна, Анна, сочеталась браком с Генриком I, Королем Французским. Третья дочь Ярославова, Анастасия, вышла за Короля Венгерского, Андрея I.


Кроме Владимира, Ярослав имел пятерых сыновей: Изяслава, Святослава, Всеволода, Вячеслава, Игоря. Первый женился на сестре Казимира Польского, несмотря на то что его родная тетка была за сим Королем; а Всеволод, по сказанию Нестора, на Греческой Царевне.

Великий Князь провел остаток жизни своей в тишине и в Христианском благочестии. Но сия усердная набожность не препятствовала ему думать о пользе государственной и в самых церковных делах. Ярослав еще в первый год своего Единодержавия, будучи в Новегороде, сам избрал в начальники для сей Епархии Луку Жидяту; а в 1051 году, собрав в Киеве Епископов, велел им поставить Митрополитом Илариона Россиянина, без всякого участия со стороны Константинопольского Патриарха…

Наставление Ярослава сыновьям. Гравюра Б. Чорикова

Наконец, чувствуя приближение смерти, Ярослав созвал детей своих и хотел благоразумным наставлением предупредить всякую распрю между ими. «Скоро не будет меня на свете, – говорил он, – вы, дети одного отца и матери, должны не только называться братьями, но и сердечно любить друг друга. Знайте, что междоусобие, бедственное лично для вас, погубит славу и величие Государства, основанного счастливыми трудами наших отцов и дедов. Мир и согласие ваше утвердят его могущество. Изяслав, старший брат, заступит мое место и сядет на престоле Киевском: повинуйтесь ему, как вы отцу повиновались. Святославу даю Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Вячеславу – Смоленск: каждый да будет доволен своею частию, или старший брат да судит вас как Государь! Он защитит утесненного и накажет виновного». Слова достопамятные, мудрые и бесполезные!


Невзирая на старость и болезнь, он все еще занимался государственными делами: поехал в Вышегород и там скончался [19 Февраля 1054 г.], имея от роду более семидесяти лет.

Ярослав Мудрый зачитывает закон народу. Худ. А. Кившенко

Свод в гробнице Ярослава Мудрого

Ярослав заслужил в летописях имя Государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; успокоил отечество и любил народ свой.

Летописцы говорят, что сей Великий Князь завел в Новегороде первое народное училище, где 300 отроков приобретали сведения, нужные для Священного сана и гражданских чиновников. Будучи основателем многих городов новых, он хотел, чтобы столица его, им обновленная, распространенная, могла справедливо называться вторым Царемградом. Художники Греческие, им призванные в Россию, украсили храмы живописью, доныне видимою в Киевской Софийской церкви.

Наконец блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого Монарха. Сему Князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов, известное под именем Русской Правды.

Источник: kartaslov.ru

Конспект


На сегодняшнем занятии вы узнаете о времени правления Ярослава Мудрого –периоде расцвета Древнерусского государства.

В начале XI века Древне­русское государство опять было охвачено междоусобной войной. Владимир Святославович умер в 1015 году, не назначив наследника. Его многочисленные сыновья, рожденные от разных матерей, вступили в борьбу за великокняжеский престол.

Старшим среди братьев был князь Святополк (усыновленный племянник Владимира), но он не пользовался любовью великого князя. Своим наслед­ником Владимир, скорее всего, хотел сделать Бориса, которого держал при себе в Киеве, поручал государственные дела и ставил во главе дружины. Ког­да умер Владимир, Борис как раз возвращался из очередного похода на пече­негов. Гонец из Киева сообщил ему, что Святополк занял великокняжеский дворец и собирается править на Руси. Дружинники Владимира предложили Борису идти в Киев и силой добыть великое княжение, но Борис отказался со словами «не хочу поднять руку на брата старшего». Дружина покинула князя на реке Альте, и вскоре туда прибыли верные Святополку люди.


и окружили шатер Бориса и пронзили его копьями. Еще живого истекаю­щего кровью, князя привезли в Киев к Святополку и там по его приказу добили мечами. Опасаясь мести еди­нокровного брата Бориса — муром­ского князя Глеба, Святополк вызвал его в Киев. Только на Днепре Глебу стало известно о коварстве Святополка. Молодой князь и его юные дружинники растерялись. Отправ­ленный Святополком отряд без тру­да захватил корабль Глеба и распра­вился с князем. В открытую борьбу со Святопол­ком вступил Ярослав, княживший в Новгороде. Четыре года полыхала война в Русской земле. Решающая битва состоялась в 1019 году на реке Альте, где дружина и наемные печенеги Святополка были разбиты, а сам он вскоре умер. По настоянию Ярослава Святополк был проклят православной церковью и прозван «окаянным», а Борис и Глеб причислены к лику святых.

Святые Борис и Глеб

Рис. 1. Святые Борис и Глеб (Источник)

Новый великий князь Ярослав Владимирович (1019—1054) был сыном гордой полоцкой княжны Рогнеды, которую Владимир си­лой заставил стать своей женой. С детства Ярослав был хромым, но этот недостаток не помешал ему водить в бой дружины. Стремясь к власти, он использовал природный ум, хитрость, железную волю и из­воротливость. Яро­слав женился на дочери шведского короля Ингигерде, слыл любящим мужем и заботливым отцом. За 35 лет своего княжения он заслужил прозвание «мудрого» правителя.

 


Ярослав Мудрый

Рис. 2. Ярослав Мудрый

Ярослав многое сделал для распространения христианства. Он строил новые церкви и открывал при них школы. При нем был основан Киево-Печерский монастырь.

Стремясь установить порядок в своем государстве, киевский князь создал первый на Руси письменный свод законов – «Правда Ярослава Мудрого», или «Русская правда». Этот документ предусматривал строгие наказания за убийство, оскорбление, кражу чужого имущества. Принятие единого свода законов имело огромное значение для укрепления Древнерусского государства.

При Ярославе Мудром сложились более четкие правила управ­ления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы называли князя Ярослава само­властцем. Теперь он был уже не первым среди других князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником Русской земли. Он опи­рался на дружину, которая делилась на «старшую» — бояр, выполнявших важнейшие поручения князя, и «младшую». Князь определял взаимоотно­шения с другими странами, т. е. внешнюю политику.


Киевский престол, или, как тогда говорили, «стол», после смерти князя передавался старшему в роду кня­зей – это лествичный порядок престолонаследия. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался.

Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых он отправлял в качестве своих наместников в крупнейшие земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал в своей волости большими правами, но он не имел права передавать свою власть по наследству. Князья время от времени перемещались от одного княжеского стола к другому. Киевский князь назначал и глав местного управле­ния — посадников.

В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече, на которое сходились все свободные люди, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земель­ные проблемы, обсуждало законы. Вече вторгалось в вопросы княжения. Невзирая на установившийся поря­док, оно могло пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному от ворот поворот. Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей веча, так как в его распоряжении находилось народное опол­чение — основа военной организации Древнерусского государства.

 

Древнерусское государство

Рис. 3. Древнерусское государство в XI веке


В отношениях с другими государствами Ярослав Мудрый стремился продолжить дела своих отца и деда – Владимира и Святослава. Укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. Ярослав оборонял Русь от печенегов и в 1036 году под стенами Киева нанес им сокрушительное поражение. В результате обескровленные печенежские орды откочевали подальше от русских границ. Распростившись со своим главным внешним врагом, Древнерусское государство окрепло и возмужало.

Ярослав расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ, в 1030 году он утвердил свою власть на берегах Чудского озера и построил там город Юрьев (Юрий – имя, полученное князем при крещении).

Последнее военное столкновение Руси с Византией привело к подписанию мирного договора в 1046 году и скреплено династическим браком.

Дружественные отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Своих дочерей он выдал замуж за европейских монархов (Анну — за французского короля Генриха I, Елизавету — за норвежского короля Гарольда, Анас­тасию — за венгерского короля Анд­рея). Для обеспечения безопасности западной границы старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, а Всеволод в знак мира и дружбы с Византией женился на «царевне» — дочери императора Константина Мономаха.

Анна Ярославовна


Рис. 4. Анна Ярославовна (Источник)

Годы правления Ярослава Мудрого стали временем расцвета Древнерусского государства.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали состав­лять единое общество. Тем не менее, древнерусское об­щество подразделялось на определенные категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку древнерусского общества со­ставляли киевские князья, потомки Рюрика. Старшие и младшие дружинники, а так­же люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства относились к высшим слоям древнерусского общества.

Основной частью населения Древнерусского госу­дарства были свободные земледельцы, которые объе­динялись в общины. Но появилось и зависимое населе­ние: смерды — сельские жители, которые несли по­винности в пользу князя, закупы — разорившиеся об­щинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у челове­ка, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести свое собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения от­носились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господи­на на определенных условиях. Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.

Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов попол­нялось не только за счет военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребенок, родившийся от холопки, также был холопом.

И все же, несмотря на появление знатных и зависи­мых, в Древнерусском государстве основная часть насе­ления состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

 

Список рекомендованной литературы для изучения темы «Ярослав Мудрый и расцвет Киевского государства»:

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Информационный архив (Источник).  

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Почему князя Ярослава прозвали Мудрым, а Святополка – Окаянным?
  2. Какие изменения в управлении государством произошли в годы правления Ярослава Мудрого?
  3. Какие меры предпринял Ярослав Мудрый для укрепления международного положения Руси?
  4. С какими государствами были установлены династические связи?

 

 

 

Источник: interneturok.ru

Из рода Рюриковичей. Сын Владимира Святославича и полоцкой кн. Рогнеды Рогволодовны. Род. 978 г.

Жена: дочь короля Шведского Олафа, королевна Ингигерда (Ирина).

В 1014 году, утвердившись в Новгороде, Ярослав перестал платить дань Киеву, как это делали до него все новгородские посадники. Владимир, видя непокорность сына, хотел уже идти войной на Новгород и повелел дружине: «Расчищайте пути и мостите мосты». Ярослав, узнав об этих приготовлениях, послал за море и нанял варягов. С их помощью он хотел воевать со своим отцом.

Между тем в 1015 году печенеги пошли войной на Русь. Владимир послал против них своего любимого сына Бориса со всею дружиною, а сам сильно разболелся. От этой болезни он и умер 15 июля. Власть в Киеве сейчас же захватил пасынок Владимира, Святополк Окаянный. Опасаясь соперничества, он стал посылать к братьям убийц. Сначала убили Бориса, потом Глеба и, наконец, Святослава.

Ярослав еще ничего не знал об отцовской смерти и готовился к войне с Киевом. Собранные им варяги бесчинствовали в Новгороде, творя насилия над горожанами и их женами. И вот, когда Ярослав был в селе Ракоме, новгородцы восстали ночью на варягов и перебили их во дворе Парамони. Ярослав, узнав об этом, сильно разгневался, но не показал вида, а послал сказать горожанам: «Хоть и сделали вы большое зло союзникам моим, но их мне уже не воскресить. Приезжайте ко мне мириться». Новгородцы поверили дружелюбию Ярослава, избрали лучших мужей и отправили их в Ракому. Ярослав же велел их всех перехватать и перебить.

Но в ту же ночь Ярославу пришла весть от его единоутробной сестры Предславы: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве. Убил он уже Бориса и к Глебу послал убийцу. Берегись его!»

Сильно встревоженный и опечаленный этим известием Ярослав собрал на другой день новгородцев на вече и сказал им: «Вчера, в безумии, перебил я многих из дружины моей, а сегодня пришла мне весть, что отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев моих. Хочу идти на него! Пусть не будет Между нами вражды, ибо за каждого убитого готов я откупиться золотом». Новгородцы же отвечали: «Хотя, князь, и иссечены братья наши — можем за тебя биться!» И собрал Ярослав тысячу варягов, а новгородцев три тысячи, и пошел на Святополка.

Враги встретились под Любечем. Святополк расположил свой стан между двумя озерами и, не ожидая нападения, всю ночь пил и веселился с дружиной. Новгородцы неожиданно ударили на него, прижали киевлян к озеру и многих перетопили. Разбитый Святополк бежал в Польшу к своему тестю Болеславу, а Ярослав вступил в Киев.

В 1018 году король Болеслав вместе со Святополком выступил на Ярослава. Ярослав ждал их на берегу Буга, на Волыни. Болеслав первый бросился вброд через Буг, поляки ударили за ним. Ярослав не выдержал напора и бежал в Новгород всего с четырьмя мужами, а Болеслав овладел Киевом.

Ярослав хотел из Новгорода бежать дальше за море, к варягам, но посадник Константин, сын Добрыни, вместе с горожанами изрубил все ладьи Ярославовы, говоря: «Хотим еще биться с Болеславом и Святополком!» Ярослав согласился, тогда новгородцы, собрав денег, наняли для князя варягов. С ними вместе Ярослав во второй раз пошел на Святополка.

Тем временем Святополк уже рассорился с тестем, который уехал в Польшу. Поэтому он не мог противостоять Ярославу и бежал к печенегам. С их помощью в 1019 году он в последний раз попытался овладеть Киевом, но был разбит в жестоком сражении на Альте и бежал за границу.

Ярослав же, сев на киевском столе, должен был выдержать борьбу еще и с другими родичами. В 1021 году он победил своего племянника Брячислава Изяславича Полоцкого, а в 1024-м воевал со своим младшим братом Мстиславом Владимировичем, который из Тмутаракани завоевал Чернигов. Несмотря на помощь варяжской дружины Якуна, Ярослав потерпел поражение в битве под Лиственом. После этого братья помирились. Мстислав остался в Чернигове и правил землями по восточному берегу Днепра.

Только в 1036 году, когда Мстислав умер, не оставив наследников, Ярослав завладел его волостью и стал самовластно править Русской землей. В том же году он пошел в Новгород и посадил княжить здесь своего старшего сына Владимира. Тут он получил весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав спешно собрал воинов — варягов и словен — и пришел к Киеву. Пробившись внутрь города и изготовившись к битве, русские вышли в поле. Варягов Ярослав поставил посередине, киевлян — на правой стороне, а новгородцев — на левой. Битва была жестокая, так что Ярослав лишь с большим трудом одолел печенегов к вечеру.

С этого года, одолев всех врагов — внешних и внутренних — Ярослав занялся государственными делами и стяжал себе на этом поприще славу не меньшую, чем в делах военных. На месте своей победы он заложил храм св. Софии, а неподалеку — монастыри св. Георгия и св. Ирины. Для защиты Киева с юга Ярослав велел рубить по реке Рось новые крепости — Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и другие. Ярослав’ очень любил книги и часто читал их. Собрав многих книгописцев и переводчиков, он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. В 1054 году, чувствуя приближение смерти, Ярослав поделил землю между сыновьями и заповедал им жить в мире. Скончался он 20 февраля 1054 года и погребен в мраморное гробу в церкви св. Софии.

Источник: www.rusempire.ru

Князь Ярослав Владимирович Мудрый
Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника 17 в.

Ярослав Владимирович (Мудрый; ок. 978 — 20 февраля 1054, Вышгород) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), князь киевский (1016—1018, 1019—1054).
Ярослав Владимирович — сын князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь. День памяти — 20 февраля (4 марта) в високосный год или 20 февраля (5 марта) в невисокосные годы.
При Ярославе Владимировиче был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда».
Ярослав I был общим родоначальником почти всех княжеских линий. Завещание Ярослава своим сыновьям лежит в основе утвердившегося позднее лествичного права.

Из В.Н. Татищев “История Российская”.

В.Н. Татищев История Российская. Том 1.
В.Н. Татищев История Российская. Том 1.

8. Ярослав I Георгий, или Юрий, сын Владимиров, родился в 978-м, князь в Ростове, потом великий князь после изгнания Святополка в 1019-м, умер в 1054-м. Супруга Ингегирдис, дочь Олова, короля шведского, в 1019-м, умерла в 1050-м. Его дети: Владимир новгородский, родился в 1020-м, умер в 1052-м; от сего пошел род князей Червонной Руси и Волыни, таб. III: Изяслав I, великий князь; Святослав II, великий князь; Всеволод I, великий князь; Вячеслав смоленский, родился в 1034-м, умер в 1057-м; Игорь олодимирский на Волыни, родился в 1036-м, умер в 1060-м. Дочери: Елисавет, супруга Геральда, короля норвежского; Анна – Генрика I, короля французского.

Из “Повести Временных Лет”.

Печать князя Ярослава Владимировича, найденная в Новгороде в 1994 году
Печать князя Ярослава Владимировича, найденная в Новгороде в 1994 году

     В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: «Что пришли с хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставим вас хоромы наши рубить!». Слыша это, сказали новгородцы Ярославу, что «завтра мы переправимся к нему; если кто не пойдет с нами, сами нападем на него». Наступили уже заморозки, Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиной своей. Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, на рассвете переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли друг против друга, и сошлись в схватке. Была сеча жестокая, и не могли из-за озера печенеги помочь; и прижали Святополка с дружиною к озеру, и вступили на лед, и подломился под ними лед, и стал одолевать Ярослав, видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу 28 лет.
      В год 6525 (1017). Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви. Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик.
В год 6528 (1020). Родился у Ярослава сын, и нарек имя ему Владимир.
В год 6529 (1021). Пришел Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, на Новгород, и взял Новгород, и, захватив новгородцев и имущество их, пошел к Полоцку снова. И когда пришел он к реке Судомири, и Ярослав из Киева на седьмой день нагнал его тут. И победил Ярослав Брячислава, и новгородцев воротил в Новгород, а Брячислав бежал к Полоцку.
В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов. Услышав же это, князь касожский Редедя вышел против него. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради погубим дружины? Но сойдемся, чтобы побороться самим. Если одолеешь ты, возьмешь богатства мои, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму твое все». И сказал Мстислав: «Да будет так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И, пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, придя в Тмутаракань, заложил церковь святой Богородицы и воздвиг ту, что стоит и до сего дня в Тмутаракани.
В год 6531 (1023). Пошел Мстислав на Ярослава с хазарами и касогами.
     В год 6534 (1026). Ярослав собрал воинов многих, и пришел в Киев, и заключил мир с братом своим Мстиславом у Городца. И разделили по Днепру Русскую землю: Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту. И начали жить мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране.
     В год 6535 (1027). Родился третий сын у Ярослава, и дали имя ему Святослав.
В год 6538 (1030). Ярослав Белз взял. И родился у Ярослава четвертый сын, и дал имя ему Всеволод. В тот же год пошел Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев. В то же время умер Болеслав Великий в Польше, и был мятеж в земле Польской: восстав, люди перебили епископов и попов и бояр своих, и был среди них мятеж.
В год 6539 (1031). Ярослав и Мстислав, собрав воинов многих, пошли на поляков, и вновь заняли Червенские города, и повоевали землю Польскую, и много поляков привели, и поделили их. Ярослав же посадил своих поляков по Роси; там они живут и по сей день.
В год 6540 (1032). Ярослав начал ставить города по Роси.
     В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.
В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.
В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.
В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.
В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!
В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: «Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти». И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.
В год 6553 (1045). Заложил Владимир святую Софию в Новгороде.
В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру.
В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов.
     В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам.
В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек имя ему Владимир.
В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск». И так разделил между ними города, запретив им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу: «Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают». И так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже он был болен тогда и, приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был… а Святослав во Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его отец больше всех братьев и держал его всегда при себе. И приспел конец жизни Ярослава, и отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора. Всеволод же обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, а попы пели положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили его в гроб мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод и весь народ, Жил же он всех лет 76.

Русь во времена Ярослава Мудрого

Русь во времена Ярослава Мудрого

Источник: russian-history.info

  1. ПСРЛ, т. 1. Лаврентиевская летопись. — Изд. 2. — Л., 1926. — 543 стб. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
  2. ПСРЛ, т. 2. Ипатьевская лЂтопись. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія М. А. Александрова, 1908. // «Ізборник». Історія України IX—XVIII.
  3. ПСРЛ, т. 3. I, II, III Новгородские летописи. — СПб., 1841. — 856 с.
  4. ПСРЛ, т. 4. IV Новгородская летопись. I Псковская летопись. — СПб., 1901. — 688 с.
  5. ПСРЛ, т. 5. II Псковская летопись. Часть I Софийской летописи. — СПб., 1848. — 656 с.
  6. ПСРЛ, т. 7. Воскресенская летопись. — СПб., 1856. — 544 с.
  7. ПСРЛ, т. 9. Патриаршая, или Никоновская летопись. Ч. 1. — СПб., 1862. — 256 с.
  8. Азбелев С. Н. Ярослав Мудрый в летописях // Новгородская земля в эпоху Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2010. — С. 5—81.
  9. Брюсова В. Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха // ВВ.-Т. 28. 1968. — С. 127—135.
  10. Брюсова В. Г. Русско-византийские отношения середины XI в. // Вопросы Истории [ВИ]. − 1972. — № 3. — С. 51—62.
  11. Висоцький С. О. Про що розповіли давні стіни. — К., 1978. — С. 75—78.
  12. Головко А. Б. Древння Русь и Польша в политических взаимоотношениях X — первой трети XIII вв. — К., 1988. − 135 с.
  13. Грушевський М. С. Історія України-Руси. — Т. 2. — К., 1992. — 633 с.
  14. Ефименко П. П., Богусевич В. А. Кріпость Ярослава Мудрого в Києві // Вісн. АН УРСР. — Ч. 12. — 1952. — С. 34—39.
  15. Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагану Владимиру // Соч. И. Н. Жданова. — Т. 1. — СПб., 1904. — С. 1—30.
  16. Зиборов В. К. Киевские граффити и датиа смерти Ярослава Мудрого (источниковедческий анализ) // Генезис и развитие феодализма в России. — Л., 1988. — С. 80—93.
  17. Каргер М. К. Портреты Ярослава Мудрого и его семьи в Киевской Софии // Уч. зап. Ленинградского ун-та. — № 160. — Вып. 20. — 1954. — С. 175—178.
  18. Корж І. Д. Золоті воротав Києві // Архітектурні пам’ятники. — К., 1950. — С. 61—72.
  19. Коструба Т. Заграничні зносини Ярослава Мудрого // Коструба Т. Нариси церковної історії X—XIII ст. — Львів, 1933. — С. 73—79.
  20. Котляр Н. Ф. Ярослав Владимирович Мудрый // Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия / Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — 2-е изд. — М.: Ладомир, 2017. — С. 919—921.
  21. Кравчук П. П. Становлення інституту позбавлення волі в Давньоруській державі : іст.-прав. нарис / Павло Кравчук. — Запоріжжя, 2009. — 28 с.
  22. Литаврин Г. Г. Пселл о причинах последнего похода русских под Константинополь в 1043 г. // ВВ. — Т. 27. — 1967. — С. 71—84.
  23. Литаврин Г. Г. Война Руси против Византии в 1043 г. // Исследования по истории славян и балканских народов. — М., 1972. — С. 178—222.
  24. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. — М.Л., 1947. — 326 с.
  25. М. З. Ярослав I Владимирович (Мудрый) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  26. Мавродин В. В. Очерки по истории феодальной Руси. — Л., 1949. — 280 с.
  27. Матузова В. И. Англо-нормандские повествовательные источники XII—XIII вв. о Руси // Древнейшие государства на территории СССР. Мат. исслед. − 1975. — М., 1976. — С. 130—140.
  28. Мошин В. А. Николай, епископ Тмутараканский // SK. — Т. 5. — Praha, 1932. — С. 47—62.
  29. Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI—XII вв. // Byzslav. − 9. — 1947—48. — S. 55—85.
  30. Молдован А. М. Слово о законе и благодати Илариона. — К., 1984. — 239 с.
  31. Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X—XI вв.). — СПб., 1906. — 390 с.
  32. Панус О. Ю. Кто Каин, кто Авель? — М., 2014. — ISBN 978-5-9973-3040-8
  33. Перхавко В. Б., Сухарев Ю. В. Воители Руси IX-XIII вв.. — М.: Вече, 2006. — 464 с. — ISBN 5-9533-1256-3.
  34. Полонська-Василенко Н. Митрополит Київський Іларіон // Бюллетень Богословсько-Педагогічної Академії УАПЦ. — В. 3. -Мюнхен, 1946. — С. 25—31.
  35. Повстенко O.I. Катедра св. Софії у Києві. — Нью-Йорк, 1954. − 147 с.
  36. Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. — СПб., 1913. — 470 с.
  37. Приселков М. Д. Летописание Западной Украины и Белоруссии // Уч. зап. ЛГУ Сер. истор. — Вып. 7. — № 67. — 1941. — С. 11—21.
  38. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012. — С. 70—83.
  39. Шахматов A. A. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. — СПб., 1908. — 686 с.
  40. Щапов Я. Н. Устав князя Ярослава и вопрос об отношениях к византийскому наследию на Руси в середине XI века // ВВ. — Т. 31. — 1971. — С. 70—78.
  41. Янин В. Л., Литаврин Г. Г. Новые материалы о происхождении Владимира Мономаха // Историко-археологический сб. Артемию Владимировичу Арциховскому… — М., 1962. — С. 204—221.
  42. Poppe A. Państwo i kościół na Rusi w XI wieku. — Warsz., 1968. — 258 s.
  43. Soloviev A. V. Marie, fille de Constantin IX Monomaque // Byzantion 33. (1963). — S. 141—248.
  44. Назаренко А. В.. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки, культурных, торговых, политических отношений IX—XII веков. — М.: Языки Русской Культуры, 2001. — 784 с. — (Studia Historica). — 1000 экз. — ISBN 5-7859-0085-8.
  45. Войтович Л. В. Династія Рюриковичів // Князівські династії Східної Європи (кінець IX — початок XVI ст.): склад, суспільна і політична роль. Історико-генеалогічне дослідження. — Львів: Інститут українознавства ім. І.Крип’якевича, 2000. — 649 с. — ISBN 966-02-1683-1. (укр.)
  46. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — 3-е изд.. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 592 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 1210 (1410)). — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03311-5.
  47. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 446 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 738). — 10 000 экз. — ISBN 5-235-02274-2.
  48. Древняя Русь в свете зарубежных источников : Учеб. пособие для студентов вузов / М. Б. Бибиков, Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон и др. Под ред. Е. А. Мельниковой. — М.: Логос, 1999. — 608 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-88439-088-2.
  49. Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 2, 3. История Российская. Ч. 2: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — 688 с.
  50. Толочко П. Володимир Святий. Ярослав Мудрий. — К., 1996.

Источник: ru.wikipedia.org


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.