В каком году украина присоединилась к россии

Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году.

Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу. Просьба была удовлетворена царём и утверждена Земским собором в Москве. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населения Гетьманщины от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.

Исторические предпосылки[править | править код]

Православное население Речи Посполитой подвергалось религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях православное Русское государство выглядело естественным союзником повстанцев.


Впервые за помощью к русскому царю обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах.[2] Позже, после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство.[3]

В 1622 году епископ Исаия Копинский предложил русскому царю принять православное население Малой Руси в подданство русского государя.

В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий.[4]

Однако, на эти просьбы положительного ответа не последовало.

В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие состояли преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян. Ожидая поддержки от Русского царства, гетман Хмельницкий обращается к царю Алексею Михайловичу.

Обращения Хмельницкого к царю Алексею Михайловичу[править | править код]

8 июня 1648 года Богдан Хмельницкий пишет первое письмо царю Алексею Михайловичу, в котором он сообщает о победах над польским войском и желании запорожской сечи объединиться с Россией:

« Наяснийший, велможний и преславний цару московский, а нам велце милостивий пане и добродию.

Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули.

Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем.


[Тв]орець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривдубогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово своё святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо.


А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо.

Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги.

Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.

»

Ряд одержанных казаками над польским войском побед позволил им заключить с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший Войску Запорожскому автономию.


Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь (уже в третий раз[1]) обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству.

Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г.

Решение Земского Собора[править | править код]

Просьба Войска Запорожского о российском подданстве рассматривалась на Земском Соборе, состоявшемся в Москве 1 (11) октября 1653 г. Рассматривая просьбу, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Однако русская дипломатия нашла выход из сложившейся ситуации. По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королём (Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости), украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков[6].

В итоге, на Земском Соборе было решено[7]:


« <…>А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.


И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…

»

Переяславская рада[править | править код]

После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 (18) января 1654 г. в тогдашней столице войска Переяславе состоялось собрание представителей запорожского казачества и переяславского мещанства во главе с гетманом Богданом Хмельницким, на котором было всенародно принято решение об объединении территории Украины, находящейся под властью запорожских гетманов (Гетманщина), с Россией, закреплённое присягой на верность царю.

Переяславский договор[править | править код]

После отъезда из Переяслава царской делегации во главе с Бутурлиным казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения («челобития») царю написали список из 11 пунктов (Мартовские статьи), который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами[1]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, состоявший из 23-х статей, заключавших права достаточно широкой автономии. Эти условия упоминаются в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переяславские статьи». Почти все просьбы были удовлетворены царем и Земским Собором 27 марта 1654 год, о чём были составлены соответствующие документы.

Последствия[править | править код]


По «мартовским статьям» Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти. Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от царя. Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малои Росии войска запорожского»[8]. Согласно «мартовским статьям», украинская казацкая старшина, шляхта и духовенство сохраняли право владения наследственными землями, а городское население — права самоуправления (Магдебургское право)[8].

Малороссы получили от Москвы все, что они просили.[8][9] Городам, хлопотавшим перед царем об оставлении за ними Магдебургского права, оно было предоставлено, духовенство, просившее о земельных пожалованиях и о сохранении за собою прежних владений и прав, — получило их, остатки уцелевшей шляхты получили подтверждение своих старинных привилегий.


зачеству предоставлено было все, о чём оно «било челом». Реестр казачий сохранен и увеличен до небывалой цифры — 60.000 человек, весь старый уряд сохранен полностью, оставлено право выбирать себе старшину и гетмана, кого захотят, только с последующим доведением до сведения Москвы. Разрешено было принимать и иностранные посольства.

В «мартовских статьях» подчёркивались права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения. Все доходы с городов и сел Малороссии оставались в гетманской казне. Даже за короткое пребывание воевод в некоторых украинских городах, правительство не поживилось ни одним рублем из местных сборов — все шло на военные нужды Малороссии[8]. Приходилось нередко посылать туда кое-что из московских сумм, потому что казачье начальство совершенно не заботилось о состоянии крепостей[8].

На территории освобождённой Украины в результате освободительной войны было полностью уничтожено господство польских панов и магнатов. В то же время на украинских землях, остававшихся под владычеством Польши, Молдавии и Венгрии, продолжал господствовать неограниченный произвол шляхты и польских магнатов, где барщина достигала 5−6 дней в неделю, крестьяне выполняли многочисленные натуральные и денежные повинности. Тяжёлый гнёт вызвал переселение на протяжении всей второй половины XVII в. десятков тысяч украинцев из Правобережья, Волыни и Галичины, на Левобережную Украину — в Харьков, Чугуев, Сумы, Мерефу, Лебедь, Ахтырку, Богодухов, Гайворон, Золочёв, Змиев и многие другие города и селения. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар[8]. На Левобережье быстро росла добыча железа, селитры, поташа, соли, развивалось ремесленное производство. За несколько десятилетий Харьков, Чугуев, Полтава, Киев, Переяслав, Нежин, Чернигов, Ромны стали крупными центрами ремесла и торговли. Украинские купцы вывозили в Россию поташ, селитру, кожи, лошадей, овец, шерсть, пеньку, табак, вино. Русские купцы привозили на Украину железные и деревянные изделия, выделанные кожи, меха, шубы, сёдла и предметы домашнего обихода. На Украине широко распространялась литература, издаваемая в Москве[8].

Согласие о принятии Украины в состав Русского царства было тяжёлым и мучительным решением Земского Собора 1653 года[10]. Все понимали, что принятие Украины «под высокую руку» русского государя означает войну с Речью Посполитой. На Соборе бояре, думные и служилые люди дали согласие «битися не щадя голов своих» с польским королём, торговые люди «ответили», что они будут воевать и обеспечат войну «вспоможением»[10]. Россия, не оправившаяся от последствий Смуты[10], вынуждена была вступить в 13-летнюю войну (1654—1667 гг.) с Речью Посполитой.

Вступление России в войну с Речью Посполитой[править | править код]

Как уже говорилось ранее, ещё рассматривая просьбу Войска Запорожского о российском подданстве, Земский Собор и царь понимали, что удовлетворение этой просьбы с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Уже 23 октября (2 ноября) 1653 г., спустя всего месяц после решения Земского Собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство, и за 2 месяца до официального присоединения Гетманщины к России (до Переяславской Рады), Россия торжественно объявила в Москве войну Речи Посполитой за освобождение Украины и Белоруссии.[11]

Летом 1654 года началась длительная, кровопролитная и масштабная война России с Речью Посполитой, продолжавшаяся на протяжении 13 лет.

Так, в 1654 году казацкие войска заняли Гомель, Чичерск, Новый Быхов, Рогачёв и др. города, царские войска — Смоленск и др. города. В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек. Войска Хмельницкого и корпус Шереметева, выступившие против поляков и татар, в январе 1655 года были окружены под Охматовом.

Однако наступательные операции царского и казацкого войск в 1655 году продолжились. К концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова (который был в октябре 1655 года взят в осаду войсками гетмана Хмельницкого и воеводы Бутурлина), включая территорию современной Белоруссии, оказалась под контролем российских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на этническую территорию Польши и Литвы. Также в кампании 1655 года наказному гетману Даниилу Выговскому удалось взять Люблин, Раву и др. польские города.

В результате военных действий к 1656 году, когда было подписано Виленское перемирие, под контроль России перешла большая часть территории Великого княжества Литовского. До 1658 года в Вильне шли переговоры о подписании мира между Россией и Речью Посполитой и межевании новых границ.

Война со Швецией[править | править код]

Заключение перемирия 1656 года было вызвано вступлением летом 1655 в войну Швеции, войска которой захватили Варшаву и Краков. Военные успехи Швеции вынудили Россию и Речь Посполитую заключить перемирие. Однако ещё до этого, 17 мая 1656 года Алексей Михайлович объявил Швеции войну. Русско-шведская война длилась 2 года с 1656 по 1658. В августе 1656 года русские войска во главе с царём взяли Динабург (ныне Даугавпилс) и Кокенгаузен (Кокнесе) и начали осаду Риги, однако взять её не смогли. Занятый Динабург был переименован в Борисоглебск[12] и продолжал так называться до ухода русской армии в 1667 году. В октябре 1656 года была снята осада Риги и взят город Дерпт (Юрьев, Тарту). Другим русским отрядом были взяты Нотебург (ныне Шлиссельбург) и Ниеншанц (Канцы). В дальнейшем война велась с переменным успехом, а возобновление Польшей военных действий в июне 1658 года заставило подписать перемирие сроком на три года, по которому Россия удержала часть завоёванной Шведской Ливонии (с Дерптом и Мариенбургом).

Руина[править | править код]

Тем временем в 1657 году умер Богдан Хмельницкий. Гетманом Войска Запорожского был избран Иван Выговский, что вызвало раскол в среде запорожского казачества. Проезжавший по Украине в 1657 году греческий митрополит Колоссийский Михаил рассказывал, что «гетмана Ивана Выговского заднепровские черкасы любят. А которые по сю сторону Днепра, и те де черкасы и вся чернь ево не любят, а опасаютца того, что он поляк, и чтоб де у него с поляки какова совету не было»[13]. Противоречивая личность нового гетмана вызвала сильную оппозицию. Не «природный казак», а купленный у татар за лошадь «лях», женатый на дочери польского магната[14], вызывал недоверие и откровенную неприязнь среди многих ближайших сподвижников Богдана Хмельницкого.

Сечевые казаки во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем отказались признать нового гетмана и подняли восстание. Мятеж поддержал соседствовавший с Сечью и связанный с ней экономически Полтавский полк во главе со своим полковником Мартыном Пушкарём.

Восставшие обвиняли Выговского в измене за сношения с Речью Посполитой и Крымским ханством[14]. И, надо сказать, для этого были все основания. Впоследствии Гетман Павел Тетеря (во время присяги был писарем Войска Запорожского) выразил одной фразой политику генеральной старшины:

« Эй! згодимося, панове-молодци, з ляхами — більше будемо мати, покірливо телятко дві матери сосе! »

Царь Алексей Михайлович долго игнорировал просьбы Пушкаря о помощи, и пытался примирить стороны, указывая, что должно «жити с гетманом в совете и любви и послушании…, чтоб тому бунтовству неприятели не порадовались и безвестно зла над вами какого не учинили»[15]. Для подавления оппозиции Выговский призвал на помощь крымских татар, расплачиваясь с ними «живым товаром», — населением разорённых украинских городов и местечек[16].

Ситуацией воспользовались поляки, распуская слухи о якобы планируемых русскими нововведениях: назначении воевод в украинские города, сборе налогов, переформировании казацких полков в драгунские, что всех заставят ходить в лаптях, а Московский патриарх будет иметь пребывание в Киеве[14].

В результате, с началом восстания Барабаша-Пушкаря на территории Гетманщины начался 30-летний период в истории Украины и Запорожского войска между 1657 и 1687 годами, фактически являвшийся гражданской войной. В это время Российское царство, Речь Посполитая, Османская империя и эпизодически Швеция вели борьбу за контроль над Украиной, которая стала ареной кровопролитных сражений.

Возобновление войны с Польшей[править | править код]

Последний этап войны характеризовался исчерпанием у сторон материальных и людских ресурсов. Осуществлялись небольшие стычки и бои местного значения как на северном, так и на южном театре военных действий. Большого значения они не имели, за исключением поражения поляков от русско-казацких войск под Корсунью и Белой Церковью. Фактическое прекращение активных боевых действий заставило стороны пойти на переговоры о мире, которые начались в 1666 году и завершились подписанием Андрусовского перемирия в январе 1667 года.

Итоги и последствия войны[править | править код]

Последствия Руины[править | править код]

Бывали случаи, когда Москва сурово вычитывала казакам их измены; особенно сильную речь произнёс в 1668 г. на глуховской раде кн. Г. Г. Ромодановский. В ответ на просьбу старшины о выводе государевых ратных людей из малороссийских городов, он прямо спросил: «Какую вы дадите поруку, что впредь измены никакой не будет?» Гетман и старшина на это промолчали. «И прежде были договоры, — сказал Ромодановский, — перед святым Евангелием душами своими их крепили и что ж? Соблюли их Ивашка Выговский, Юраська Хмельницкий, Ивашка Брюховецкий? Видя с вашей стороны такие измены, чему верить?…»[17]

Среди большого числа предательств (см. Руина (история Украины)) выделяются Конотопская и Полтавская битвы. В Конотопской битве (1659 г), вступив в союзнические отношения с поляками и татарами и имея значительный численный перевес, союзники захватили в плен отряд численностью 5000 человек под предводительством князя Семена Романовича Пожарского. Князя (он плюнул хану в лицо) казнили; остальных русских пленных казаки вывели на поле и перерезали. (По правилам «хорошего тона» того времени пленных обычно выкупали.)[18] Владимир Голобуцкий пишет: «В траурной одежде вышел Алексей Михайлович к народу, страх охватил Москву… пошли слухи, что царь собирается выехать за Волгу, за Ярославль»»[19]

Полтавская битва (1709 г.) была не столь успешна для казаков. Результат этой битвы хорошо известен: Петр Великий разогнал Запорожскую Сечь и существенно ограничил полномочия гетманской власти.

Увековечивание[править | править код]

  • Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара до 2000 года назывался «Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет им. 300-летия воссоединения Украины с Россией».
  • Черкасский государственный педагогический институт им. 300-летия воссоединения Украины с Россией.
  • В Переяслове-Хмельницком (бывшем Переяслове) был установлен памятник в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией.
  • Монументальная картина «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» украинского художника Михаила Хмелько.

Источник: ru.wikipedia.org

  История — наука специфическая, в значительной степени основанная на домыслах или сомнительных документах. С этим обычно приходится мириться: достоверной информации зачастую слишком мало, а у интерпретаторов слишком разные цели. Например, Бородинское сражение по нашей версии выиграл Кутузов, а по французской — Наполеон. А правда в том, что оценка зависит от используемой «оптики». Но в случае с Украиной — отдельный разговор. Лгут абсолютно все историки, одни нарочно, другие — невольно.  
Речь идет о так называемом «воссоединении Украины с Россией» в 1654 году. Все мы учились в школе, и там на уроках истории мы впервые узнавали об этом знаменательном событии. И радовались за братьев-украинцев, потому что воссоединение помогло им отбиться от поляков и крымчаков и жить спокойно под крылом дружественной России.

Но ни одна зараза не говорила нам о том, что никакая Украина к России не присоединялась, а присоединилось Запорожское войско во главе с его гетманом Зиновием (Богданом) Хмельницким. А в этом войске не было ни одного украинца, ибо украинцев как этноса тогда вообще не существовало. Войско состояло из малороссийских казаков (черкас) и контролировало весьма небольшую территорию по Днепру.

Все нынешние разговоры о «воссоединении Украины» с Россией — плод фантазии историков, то ли ангажированных, то ли пребывающих в некоем мороке.

Вот с какой речью обратился к Запорожскому казачьему войску Хмельницкий: «Паны полковники, есаулы, сотники, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже шесть лет живем мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя нам жить больше без царя.
Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтоб вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый — царь турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть православный Великой России государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим; тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — бусурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане греки, беду терпят и в каком живут от безбожных утеснении; крымский хан тоже бусурман, которого мы, по нужде в дружбу принявши, какие нестерпимые беды испытали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Этот великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений беспрестанных не презревши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислать изволил; если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его царской высокой руки, благотишайшего пристанища не обрящем; если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога».

Итак, Малая Россия упоминается, имя русское упоминается. А где тут Украина, которая «воссоединилась»?

Беда в том, что никакого государства Украина тогда даже в проекте не было. А лгать-то зачем? Думается, причина проста: пришедшим к власти большевикам-«интернационалистам» непременно надо было унизить русских, разделить русский народ на части. Слишком, мол, велик и влиятелен. И оголтелые революционеры сразу же начали лгать, вослед за теоретиками украинства и их австрийскими и польскими покровителями. Якобы существовало некое государство «Украина» с многовековой историей, которое в 1654 году по тем или иным причинам присоединилось к России. Эта чушь вошла в советские школьные учебники и многократно повторялась в СМИ.

Сменились поколения, люди привыкли к лживой версии и стали воспринимать ее как нечто естественное. И сейчас ее повторяют абсолютно все — и русские патриоты, довольные фактом воссоединения, и русофобы, недовольные этим фактом. Ну, с русофобами всё ясно, а нам, русским патриотам, пора включить мозг и прекратить насиловать здравый смысл и использовать эту словесную формулу. В 1654 году с Россией никакая Украина не воссоединялась, а воссоединились земли, контролируемые запорожским казачеством. И казаки называли эти земли Малой Россией. Потому что это исконная русская земля.

Борис Андреев

Источник: xexe.club

Русский народ в долгой и жестокой борьбе с многочисленными врагами отстоял свою независимость. Иначе сложилась судьба украинского и белорусского народов, насильно оторванных от России. Русские, украинцы и белоруссы с давних пор имели единую территорию, единую государственность, один язык, единую культуру. Эти братские народы не раз объединялись для общей борьбы против иноземных захватчиков. Особенно большое значение имела борьба украинского народа против турецко-татарских нападений на пограничные рубежи складывавшегося Русского государства.

В свою очередь белоруссы на западной границе принимали на себя первые удары польских и немецких феодалов, преграждая им путь на Москву. Украинские и белорусские земли были включены в состав Речи Посполитой. Польские и литовские помещики захватили на Украине и в Белоруссии огромные владения и закрепостили украинское и белорусское население. Украинцы и белоруссы подвергались национальному и религиозному гнёту. Но свободолюбивые народы Украины и Белоруссии не покорились.

Наиболее предприимчивые и воинственные люди уходили на окраины и становились вольными людьми — казаками. За днепровскими порогами на островах они создали укреплённый лагерь — Запорожскую Сечь. Для защиты от нападений врагов днепровские казаки рубили засеки и окружали свои лагери оградой из срубленных деревьев (отсюда и название Сечь). В конце XVI века, при польском короле Стефане Батории, часть казаков была занесена в особые списки (реестры) и стала называться «реестровыми казаками». В реестры попадала только зажиточная часть. Польское правительство хотело использовать реестровых казаков для защиты пограничных польских земель и платило им жалованье. Во главе реестровых казаков стоял гетман, утверждавшийся королём. Из среды реестровых казаков выделился слой богачей, превращавшихся в мелких помещиков. В среде казаков шло расслоение. Основную же массу казаков польское правительство хотело превратить в крепостных польских панов.

В 1648 году вспыхнуло восстание крестьян и казаков против польских панов. Вскоре это восстание превратилось в общенародную войну против угнетателей.

В огне восстания сначала запылала Левобережная Украина, а затем на борьбу поднялся весь украинский народ — крестьяне, казаки, горожане, духовенство. Присоединились к восстанию даже мелкие украинские землевладельцы.

Во главе такого объединения всех сил украинского народа стал энергичный и умный политический деятель Богдан Хмельницкий.

Будучи по происхождению зажиточным казаком, он получил хорошее по тому времени образование: учился в Киевской академии, знал латинский, польский и татарский языки, был участником и предводителем многих смелых морских походов казаков. Его не раз выбирали для переговоров с польским правительством, и Хмельницкий умело защищал интересы казачества.

Весной 1648 года Хмельницкий с восставшими казаками выступил из Запорожья. Первое столкновение с польскими войсками произошло у реки Жёлтые Воды. Польский отряд потерпел здесь поражение. В середине мая Хмельницкий нанёс полякам новый серьезный удар под Корсуныо. Эти победы казаков всколыхнули всё украинское население. К восставшим казакам Богдана Хмельницкого вскоре присоединился большой отряд крестьян, во главе которого стал храбрый и популярный руководитель крестьянского движения Максим Кривонос. Вместе с отрядами Кривоноса Хмельницкий нанёс польским войскам в сентябре 1648 года тяжёлое поражение на реке Пилявке. После ряда побед, в декабре 1648 года, войска Богдана Хмельницкого с торжеством вступили в освобождённый Киев. Хмельницкий стал гетманом Украины. Польское-правительство, желая выиграть время, отправило в Киев послов для переговоров о мире. Хмельницкий потребовал предварительного полного очищения Украины от польских войск. «Я исторгну весь украинский народ из польской неволи!» — заявил он послам.

Летом 1649 года Хмельницкий выступил в новый поход. К нему присоединился с большим войском крымский хан. Хмельницкий окружил польскую армию и нанёс поражение войскам самого короля. Но полякам удалось подкупить крымского хана. Опасаясь совместного выступления поляков и крымских татар, Богдан Хмельницкий вынужден был заключить в 1649 году Зборовский мир с Польшей. По этому миру часть Украины была выделена в особое казачье управление, во главе с выборным гетманом. Число реестровых казаков было установлено в 40 тысяч. Свободу от крепостной неволи получила лишь та часть украинского населения, которая была записана в реестровые казаки. Остальная масса крепостного крестьянства должна была вернуться под власть польских панов, которым, по договору, возвращались их поместья. Условия Зборовского мира не могли удовлетворить украинский народ. Крестьянские восстания вспыхнули с новой силой. Но зажиточные казаки боялись нараставшего народного движения и не поддержали его. Даже Хмельницкий, сам принадлежавший к казацкой верхушке, с тревогой и боязнью следил за крестьянским восстанием.

Силы национально-освободительного движения Украины подрывала внутренняя борьба на Украине. Весной 1651 года польские паны выступили против украинского народа с новой большой армией. Они хотели уничтожить даже те небольшие уступки, которые были сделаны по Зборовскому договору, и полностью восстановить свою власть на Украине. После нескольких военных неудач Хмельницкий должен был пойти на более тяжёлые условия мирного договора, чем Зборовский. Новый мирный договор был подписан в 1651 году в Белой Церкви.

Богдан Хмельницкий хорошо понимал, что Украина не может освободиться от иноземного ига только своими силами. Поэтому он вступил в переговоры с русским правительством о присоединении Украины к России.

В январе 1654 года московские послы приехали в Переяславль, где была созвана рада (совещание) представителей украинского народа. Богдан Хмельницкий выступил на этой раде с предложением присоединиться к России. «Всем вам известно, — говорил он, — что наши враги хотят искоренить нас так, чтобы и имя русского не упоминалось в нашей земле. Поэтому выберите себе государя из четырёх царей. Первый — царь турецкий, он угнетает греков. Второй — хан крымский, он много раз проливал кровь наших братьев. Третий — король польский. О притеснениях от польских панов нечего и рассказывать. Четвёртый — царь великой Руси, царь восточный».

Рада единодушно и громко закричала: «Волим (хотим) под царя восточного!».

При одобрении всего народа рада приняла решение о присоединении Украины к России. Это было правильное решение. Подданство русскому царю было для Украины меньшим злом, чем подчинение польским панам или турецкому султану, которые несли украинскому народу разорение, национальный и религиозный гнёт. Братский русский народ в рамках общего государства становился верным боевым товарищем украинского народа в его дальнейшей борьбе за свою свободу и независимость.

Имя украинского патриота, выдающегося полководца и дальновидного государственного деятеля Богдана Хмельницкого вошло в число славных имён героев нашей родины. В дни Великой Отечественной войны был учреждён орден Богдана Хмельницкого, которым награждены многие борцы за свободу и независимость нашей Родины.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

Равноправие и автономия

За шесть лет войны в многочисленных кровавых битвах украинский народ огромным напряжением своих сил много раз громил польские войска. Но, нанося ощутимые удары Речи Посполитой, Хмельницкий в первое время еще не собирался отрывать Украину от Польского государства. Он стоял на позиции казацкой автономии, то есть стремился, чтобы казачество со шляхтой обладали равными правами, а украинские земли стали равноправны в пределах Речи Посполитой наравне с Польшей и Литвой. Тогда еще речь не велась про воссоединение Украины с Россией. 1654 год изменил ситуацию.

А может, независимость?

Между тем в идею равноправия в рамках автономии верили немногие. Уже в первые годы войны в Украине, да и в Польше, распространялись слухи, что:

  1. Хмельницкий хочет восстановить некое «древнерусское» или создать новое княжество.
  2. Он титулует себя «князем Руси».
  3. Казаки хотят основать независимое государство.

Но тогда для независимости Украины еще не сложились необходимые предпосылки. Главные участники войны – а это неграмотное казачество и такое же неграмотное крестьянство – не могли создать своей собственной государственной идеологии, руководящий слой – казацкие старшины и шляхта – не имели надлежащего политического веса, чтобы воплотить сепаратистские планы. Более того, даже гетман Хмельницкий не имел тогда еще всенародного доверия. Лишь в ходе войны, в процессе формирования Украинского казацкого государства все больше распространялась и утверждалась идея независимости.

Союз с Турцией

Чем дольше шли боевые действия, тем больше Хмельницкий, старшины и народные массы убеждались, что исключительно своими силами без чужой помощи Украина не сможет освободиться от власти шляхетской Польши. Могущественных соседей, готовых противостоять Речи Посполитой, было всего двое: Российское государство на востоке и Османская империя на юге. У Хмельницкого выбор был небольшой: или вхождение Украины в состав России, или признание вассальной зависимости от Турции.

Первоначально претендентом на роль покровителя Украины стал турецкий султан, который имел достаточно сил, чтобы противостоять посягательствам Польши в Украине. Между Хмельницким и правительством султана велись соответствующие переговоры. В 1651 году Оттоманская Порта заявила, что принимает Войско Запорожское в качестве вассалов. На деле реальная помощь турецкого султана ограничивалась только тем, что в боях участвовали крымские татары, столетия враждовавшие с запорожцами. Они оставались очень ненадежными союзниками и своим предательским поведением, грабежами и уводом населения в неволю приносили больше бед, чем пользы украинцам.

Обращение за помощью к России

Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми. В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам — россиянам.

8 июня 1648 года, за шесть лет до того, как произошло присоединение Украины к России (1654 год), Богдан Хмельницкий написал первое письмо о помощи российскому самодержцу Алексею Михайловичу. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством. Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей. Хмельницкий перед московскими послами подчеркивал важность совместной защиты единой для братских народов православной веры, своими победами развенчивал преувеличенные представления о силе Речи Посполитой, отмечал большие преимущества, которые будет иметь воссоединение Украины с Россией. 1654 год показал дальновидность и правоту Хмельницкого.

Выжидательная позиция России

В Москве понимали важность союза с Украиной:

  1. Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад.
  2. Он ослаблял Польшу.
  3. Разрушал возможный союз Запорожской Сечи с Турцией.
  4. Усиливал государство вступлением под российские знамена трехсоттысячного казацкого войска.

Впрочем, длительное время из-за сложных внутренних и внешних обстоятельств, а также в расчете на ослабление обеих воюющих сторон — Польши и Украины — царское правительство занимало выжидательную позицию. Помощь ограничивалась отправкой в Украину хлеба и соли, разрешением украинцам переселяться на окраинные земли, обменом посольствами.

Курс на сближение

Связи между Богданом Хмельницким и российским правительством оживились в 1652-1653 годах, в последние годы освободительной войны. Почти непрерывно шли посольства из Украины в Москву и из Москвы в Украину. В январе 1652 года Хмельницкий направил в российскую столицу своего посланца Ивана Искру. Искра в посольском приказе заявил, что гетман и все войско запорожское желают, чтобы «царское величество принял их на свою сторону».

В декабре 1652-го и январе 1653 года в Москве проводил переговоры Самойло Зарудный с товарищами. Зарудный говорил, чтобы царь «велел их приняти под свою государеву Высокую руку». 6 января 1653 года Хмельницкий созвал в Чигирине раду старшин, которая решила с Польшей не мириться, а продолжать бороться, пока не свершится вхождение Украины в состав России.

В апреле-мае 1653 года переговоры в Москве вели послы Кондратий Бурляй и Силуан Мужиловский. Царское правительство также отправляло послов к Богдану Хмельницкому, в частности в конце мая 1653-го выехали в Чигирин А. Матвеев и И. Фомин.

1654: Украина-Россия — вместе на века

Осложнение положения в Украине заставило царское правительство ускорить принятие решения. 22 июня 1653 года в Украину из Москвы отправился стольник Федор Ладыженский с грамотой от царя Алексея Михайловича, в которой давалось согласие на переход земель Украины под «высокую царскую руку».

1 октября 1653 года в Москве собрался Земский собор, призванный окончательно решить вопрос об отношениях России и Украины и объявить войну Речи Посполитой. В Грановитой палате Кремля решили «Войско Запорожское и гетмана Богдана Хмельницкого с землями и их городами принять под руку государеву». Так вершилась история. Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения (кроме крепостных, не имевших права голоса), представители которых собрались на соборе. Одновременно Земский собор решил начать с Польшей войну.

Однако это не окончательное присоединение Украины к России. 1654 год потребовал еще нескольких встреч, прежде чем были выработаны окончательные условия вхождения. Важным было признание Россией Украины как свободной, независимой страны. Об этом в решении Земского собора говорилось так: «Чтоб их не отпустить в подданство Турецкому султану или крымскому хану, потому что они стали присягой королевскою вольные люди».

Подписание договора

31 января 1653 года российское посольство прибывает в ставку Хмельницкого – город Переяслав – с грамотой о решении Земского собора и «высочайшего повеления». Посольство, возглавляемое В. Бутурлиным, было торжественно встречено старшинами и простым людом.

6 января 1654 года в Переяслав прибыл Богдан Хмельницкий и на следующий день встретился с послами, дабы обсудить условия союза. 8 января, после тайных переговоров со старшинами по поводу условий присоединения, Богдан Хмельницкий вышел к людям и подтвердил присоединение Украины к России. 1654 год стал поворотным в судьбе двух народов.

Украинские посольства еще несколько раз наведывались в Москву для обсуждений деталей добровольного вхождения Левобережной Украины под протекторат Российской империи.

Источник: fb.ru

Хлельницкмй

В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства.
Проживавшее в Речи Посполитой украинское население, подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны как поляков, так и евреев, которым польские паны раздавал в аренду украинские земли. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. Помочь же восставшим в тот период могла лишь Россия.
Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять в российское подданство православное население Украины. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий

В 1648 году началась восстание под руководством гетмана Запорожского казачьего войска полковника Зиновия Михайловича Хмельницкого, прозванного Богданом.

Вернувшись с полей сражений Испано-Французской войны, где он во главе полка запорожцев в составе войск принца Конде участвовал во взятии Дюнкерка, Хмельницкий увидел на родине удручающую картину: «жиды-арендари» теперь взимали с малоросов пошлину не только за проезд по мосту, не только за торговлю на рынке, не только за рыбалку, но и за исполнение церковных таинств в православном храме. Все, кто желал обвенчаться или окрестить ребенка, должны были оплатить еврею-арендатору пошлину, а чтобы открыть церковь на время службы, поп вынужден был идти кланяться еврею, у которого хранились ключи от церкви.

Возмутившись таким состоянием дел, Хмельницкий написал жалобу польскому королю, но тот её проигнорировал, а через некоторое время в отместку за эту жалобу у Хмельницкого отобрали его родовое имение, насмерть засекли его десятилетнего сына Григория и увезли его жену Ганну,  впоследствии насильно выдав её замуж за польского ротмистра Данилу Чаплицкого, объявив, что прежнее венчание с Хмельницким не имеет юридической силы, так как совершено не по католическому, а по православному обряду.

В августе 1647 года Богдан Хмельницкий отправился в Сечь, где начал вербовать своих сторонников,  и уже 15 октября он был избран гетманом вместо назначенного поляками Ивана Барабаша.

В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. к апрелю 1648 года войско Хмельницкого уже насчитывало 43720 человек.

Восстание разрасталось с большой скоростью. Его разрастанию способствовало междуцарствие в Польше – 20 мая 1648 года умер Владислав IV, нового короля сейм никак не мог избрать. В течение года восстание переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против жестокого национального гнета. В результате побед у Желтых Вод и под Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев.

19 января 1949 года королём Польши наконец становится Ян Казимир. Он решил предпринять энергичные меры к подавлению восстания. В середине мая Ян Казимир двинул на Волынь польское войско, усиленное немецкими наёмниками, и 15-16 августа между украинскими и польскими войсками состоялось Зборовское сражение, победив в котором, Богдан Хмельницкий навязал королю Зборовский договор, закреплявший завоевания восставших. Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой.

18011214_118011215_3
Письмо Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу, сохранившее чернильный отпечаток его пальца.

Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды державцами, арендаторами, ане мешканцами не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають».

Однако война на этом не закончилась: сначала поляки, вновь собравшись с силами,  в июле 1651 года нанесли поражение армии Богдана Хмельницкого в Берестецкой битве, но в июне 1652 Хмельницкий взял реванш в Битве под Батогом. Тем не менее, Хмельницкий понимал, что за Польшей стоит вся Европа, в которой после окончания Тридцатилетней войны осталось не у дел множество профессиональных вояк. У самого же Хмельницкого профессиональными воинами была лишь узкая прослойка казаков – основную же массу восставших составляли необученные военному делу крестьяне – стоило полякам увеличить ассигнования на набор наёмников, и все эти немцы, голландцы и французы залили Украину бы кровью. Поэтому осенью 1653 года Богдан Хмельницкий обратился за покровительством к Русскому Царю Алексею Михайловичу.

18011216_4
Решение Земского Собора

1 октября 1653 г. в Москве состоялся Земский собор, на котором было решено: «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку».

19 декабря на Украину прибыл русский посол Василий Бутурлин с решением Земского Собора.

А 8 января (19 января по новому стилю) состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился с братским русским пародом, с которым был связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила более широкие возможности развивать сельское хозяйство, ремесло, торговлю. Между русским и украинским народами неуклонно росли экономические и культурные связи, укрепилась их дружба в совместной борьбе против западного влияния. В составе Русского государства украинский народ приобрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного защитника от внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце 18-го столетия.

http://www.opoccuu.com/180112.htm

Источник: ru-polit.livejournal.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.