Никон годы жизни

Патриарх Никон фотоПатриарх Никон Московской и Всея Руси. Возглавлял Епархию с 1652г по 1666г.  Осуществил реформы церкви, которые привели к расколу.

 

 

Ранние годы

 

Никон (в миру Никита Минов или Минин) происходил из простой крестьянской семьи.

 

Будущий патриарх родился в селе Вельдеманово недалеко от Нижнего Новгорода в 1605 году. Мать скончалась вскоре после родов, а отец потом женился повторно.

 

С мачехой отношения не заладились – она часто била его и лишала еды. Приходской священник обучал Никиту грамоте. В 12 лет Никон стал послушником при Макарьевом Желтоводском монастыре, где и оставался до 1624.

 

Родители убедили его вернуться домой и жениться. Затем Никита стал священником в деревне Лысково, но купцы, наслышанные о его образованности попросили перебраться в одну из московских церквей.

 

В монашестве


 

В 1635 у Никиты умирают дети, после чего он убедил жену принять постриг в Алексеевском монастыре. Сам же в 30-летнем возрасте становится монахом под именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. После ссоры с преподобным Елеазаром Анзерсикм по поводу необходимости Никону совершать литургии и заведовать хозяйством в ските, монах бежал оттуда в Кожеозерский монастырь.

 

В 1643 Никон стал там игуменом. В 1646 совершилась первая встреча Никона и царя Алексея Михайловича. Игумен Кожеозерского монастыря произвел на правителя благоприятное впечатление и по наставлению монарха остался в Москве. По велению Алексея Михайловича патриарх Иосиф посвятил Никона в архимандриты Новоспасского монастыря.

 

Таким образом, Никон вошел в неофициальный кружок «ревнителей благочестия», целью которого было увеличение роли религии в жизни жителей Московского государства, улучшение нравственности населения и духовенства, распространение просвещения. Отдельное внимание уделялось правильному переводу богослужебных книг. В 1649 Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким.

 

Патриаршество


 

В апреле 1562 умер патриарх Иосиф. Члены кружка «ревнителей благочестия» сначала хотели видеть патриархом Стефана Вонифантьева, царского духовника, но тот отверг предложение, скорее всего, потому что понимал, что Алексей Михайлович желал видеть Никона в этом сане.

 

После просьбы Алексея Михайловича к Никону принять сан, по инициативе последнего из Соловецкого монастыря в Москву переносят мощи святого митрополита Филиппа. 25 июля 1562 состоялся процесс интронизации Никона, во время которого он потребовал от царя обещания не вмешиваться в церковные дела.

 

Реформаторская деятельность

 

Основной причиной реформ послужила необходимость в унификации обрядов и укреплении нравственных устоев духовенства. Также Никон желал видеть Россию как центр мирового православия, так как страна расширяла связи с Украиной и территорией бывшей Византии. Властность и честолюбие Никона диктовали ему желание быть приближенным царя.

 

Патриарх помнил тесную связь между царем Михаилом Федоровичем и Филаретом и даже хотел превзойти своего предшественника. Однако Никон не учел, что бывший патриарх был отцом царя, что давало ему значительное преимущество по сравнению с Никоном.

 

На самом деле, реформы не коснулись сущности православия. Речь шла о том, сколькими пальцами следует креститься, в каком направлении совершать крестный ход, как писать имя Иисус и т. д. Тем не менее, преобразования вызвали широкое недовольство среди народных масс. Совершился раскол русской церкви.

 

Строительство монастырей


 

По инициативе Никона было построено множество монастырей, такие как Онежский Крестный, Иверский и Новоиерусалимский. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.

 

Опала

 

В 1666 Никон был лишен сана патриарха за своевольные действия. По решению соборного суда Никон стал простым монахом Ферапонтова Белозерского монастыря. После смерти Алексея Михайловича был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь под более строгим надсмотром.

 

Новый царь, Федор Алексеевич, снисходительно относился к Никону. Совместно с Симеоном Полоцким он размышлял над планом создания в России четырех патриаршеств и папства во главе с Никоном. Идея не получила развития. Никон умер в 1681. Федор Алексеевич настоял на патриарших похоронах для монаха, хотя и не получил на это одобрения Иоакима, патриарха Московского.

Источник: 2mir-istorii.ru

НИ́КОН (в ми­ру Ни­ки­та Ми­нов) [май 1605, с. Вель­де­ма­но­во под Ниж­ним Нов­го­ро­дом, ны­не в Пе­ре­воз­ском р-не Ни­же­го­род­ской обл. – 17 авг. (ст. ст.) 1681, близ Яро­слав­ля; по­хо­ро­нен в при­де­ле Усек­но­ве­ния гла­вы св. Ио­ан­на Пред­те­чи Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра Но­во-Ие­ру­са­лим­ско­го мон.], рус. цер­ков­ный и гос. дея­тель, пат­ри­арх Московский и всея России (1652–66), книж­ник, про­по­вед­ник, ду­хов­ный пи­са­тель, зод­чий.


Из се­мьи морд. кре­сть­ян; ра­но по­те­рял мать. В от­ро­че­ст­ве обу­чил­ся гра­мо­те, по­лу­чил на­вык чте­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В 1617 ушёл, ве­ро­ят­но, в один из мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных прп. Ма­ка­ри­ем Жел­то­вод­ским, но по на­стоя­нию род­ных вер­нул­ся до­мой. Ок. 1625 же­нил­ся и вско­ре был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки. Че­рез год пе­ре­ехал с семь­ёй в Мо­ск­ву. По­сле кон­чи­ны трёх ма­ло­лет­них де­тей, оп­ре­де­лив суп­ру­гу в моск. жен­ский Алек­се­ев­ский мон., отец Ни­ки­та от­пра­вил­ся на Со­ло­вец­кий ар­хи­пе­лаг и ок. 1636 при­нял по­стриг в Ан­зер­ском Тро­иц­ком ски­ту с име­нем Ни­кон. Под­ви­зал­ся под на­ча­лом ски­то­на­чаль­ни­ка прп. Елеа­за­ра; за­ни­мал­ся ико­но­пи­са­ни­ем, уча­ст­во­вал в на­ча­ле строи­тель­ст­ва ка­мен­ной скит­ской церк­ви. Ок. 1639 из-за кон­флик­та с Елеа­за­ром Н. по­ки­нул Ан­зер; по пу­ти на ма­те­рик в бу­рю лод­ку с Н. вы­бро­си­ло на о. Кий, где Н. ус­та­но­вил де­рев. крест и дал обет соз­дать на мес­те сво­его спа­се­ния мо­на­стырь.


о­дол­жив пу­те­ше­ст­вие вдоль р. Оне­га, при­шёл в Ко­же­о­зер­скую пус­тынь и был при­нят в бра­тию. Вес­ной 1640 по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние уда­лить­ся на пус­тын­ный ост­ров на оз. Ко­же (Ко­жо­зе­ро), где по­стро­ил ке­лью и стал жить по чи­ну Ан­зер­ско­го ски­та. В 1643 из­бран игу­ме­ном Ко­же­о­зер­ской оби­те­ли; за­вер­шил её вос­ста­нов­ле­ние, длив­шее­ся 10 лет по­сле по­жа­ра. Прие­хав по де­лам в Мо­ск­ву, Н. был при­нят ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем, в 1646 по­став­лен ар­хи­ман­д­ри­том моск. Но­во­спас­ско­го мо­на­сты­ря. Ру­ко­во­дил со­ору­же­ни­ем Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, вто­ро­го по ве­ли­чи­не в сто­ли­це. Хо­да­тай­ст­вуя за бед­ных вдов и си­рот, Н. сбли­зил­ся с ца­рём, его ду­хов­ни­ком про­то­по­пом Сте­фа­ном Во­ни­фать­е­вым и др. рев­ни­те­ля­ми бла­го­чес­тия. Как уча­ст­ник Зем­ско­го со­бо­ра 1648–49 Н. под­пи­сал Со­бор­ное уло­же­ние 1649, про­тив ко­то­ро­го и за ли­к­ви­да­цию Мо­на­стыр­ско­го при­ка­за впо­след­ст­вии ак­тив­но вы­сту­пал.

Ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы 11 мар­та (ст. ст.) 1649, на­зна­чен на Нов­го­род­скую ка­фед­ру и воз­ве­дён в сан ми­тро­по­ли­та. В епар­хии осу­ще­ст­вил ряд мер, на­прав­лен­ных на упо­ря­до­че­ние бо­го­слу­же­ния, ко­то­рые час­тич­но бы­ли санк­цио­ни­ро­ва­ны цер­ков­ны­ми со­бо­ра­ми 1649 и 1651: ввёл стро­гую чин­ность в бо­го­слу­же­нии, «еди­но­глас­ное» чте­ние и пе­ние (запрет на одновременное совершение неск.


но­последований), греч. и ки­ев­ские рас­пе­вы, уст­ную про­по­ведь. В де­тин­це воз­вёл ка­мен­ную Кре­сто­вую па­ла­ту, во­зоб­но­вил ли­тьё ко­ло­ко­лов; в Ху­тын­ском мо­на­сты­ре уст­ро­ил ти­по­гра­фию; по гра­мо­те ца­ря ве­дал в епар­хии цер­ков­ным су­дом; за­крыл ка­ба­ки в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни. Во вре­мя Нов­го­род­ско­го вос­ста­ния 1650 Н. был из­бит бун­тов­щи­ка­ми, од­на­ко свои­ми уве­ще­ва­ния­ми удер­жал их от кро­во­про­ли­тия, спо­соб­ст­во­вал мир­но­му раз­ре­ше­нию кон­флик­та, уп­ро­сив ца­ря по­ми­ло­вать рас­ка­яв­ших­ся уча­ст­ни­ков. В 1652 Н. пе­ре­нёс из Со­ло­вец­ко­го мон. в Мо­ск­ву мо­щи митр. Мо­с­ков­ско­го Фи­лип­па (Ко­лы­че­ва).

Воз­ве­дён в пат­ри­ар­хи 25 ию­ля (ст. ст.) 1652. Н. стре­мил­ся по­стро­ить с ца­рём, име­но­вав­шим его «со­би­ным дру­гом», от­но­ше­ния, ос­но­ван­ные на ви­зант. прин­ци­пе сим­фо­нии ду­хов­ной и свет­ской вла­сти (см. Сим­фо­ния вла­стей). С вес­ны 1653 при под­держ­ке ца­ря Н. про­водил бо­го­слу­жеб­ные ре­фор­мы, за­клю­чав­шие­ся в уни­фи­ка­ции рус. и греч. цер­ков­ных об­ря­дов: бы­ли от­ре­дак­ти­ро­ва­ны тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния и бо­го­слу­жеб­ных книг; в кре­ст­ном зна­ме­нии двое­пер­стие за­ме­не­но трое­пер­сти­ем; ус­та­нов­ле­но на­прав­ле­ние дви­же­ния при кре­ст­ных хо­дах «про­ти­ву со­лонь» (про­тив солн­ца); из­ме­не­ны чис­ло про­сфор на про­ско­ми­дии и на­чер­та­ние пе­ча­ти на про­сфо­рах; во вре­мя бо­го­слу­же­ния воз­глас «ал­ли­луйя» стал зву­чать три­ж­ды (вме­сто «су­гу­бой ал­ли­луйи») и др.


ос­но­ву ис­прав­ле­ния книг и об­ря­дов бы­ли по­ло­же­ны, кро­ме древ­них ру­ко­пи­сей, греч. книги венецианского из­да­ния, при­ня­тые к это­му вре­ме­ни в т. ч. в юж.-слав. стра­нах, что ук­ре­пи­ло цер­ков­но-по­ли­тич. свя­зи Рос­сии с ни­ми и спо­соб­ст­во­ва­ло еди­не­нию со все­лен­ским пра­во­сла­ви­ем. Справ­щи­ки ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, из­дан­ные на укр.-бе­ло­рус. зем­лях. У зна­чит. час­ти рус. ду­хо­вен­ст­ва ре­фор­мы вы­зва­ли не­до­воль­ст­во, при­вед­шее в даль­ней­шем к цер­ков­но­му рас­ко­лу (см. Ста­ро­об­ряд­че­ст­во).

По прось­бе ца­ря Н. уча­ст­во­вал в ре­ше­нии разл. во­про­сов гос. жиз­ни. Во вре­мя воен. кам­па­ний 1654, 1655 в ходе рус.-поль­ск. вой­ны 1654–67, а так­же во вре­мя рус.-швед. вой­ны 1656–58 яв­лял­ся гла­вой пра­ви­тель­ст­ва. За­пре­тил ино­стран­цам, не при­няв­шим пра­во­сла­вие, но­сить рус. оде­ж­ду, стро­ить хра­мы сво­их кон­фес­сий. В мо­ро­вое по­вет­рие 1654 при­нял ме­ры к со­хра­не­нию цар­ской се­мьи. По­сле при­сое­ди­не­ния к Рос­сии ря­да тер­ри­то­рий в ре­зуль­та­те вой­ны с Ре­чью По­спо­ли­той к пат­ри­ар­ше­му ти­ту­лу Н. по ука­зу ца­ря бы­ли до­бав­ле­ны «ве­ли­кий го­су­дарь» и «всея Ве­ли­кия и Ма­лыя и Бе­лыя Рос­сии». Н. от­стаи­вал са­мо­стоя­тель­ность и не­за­ви­си­мость Церк­ви от свет­ской вла­сти; ссы­ла­ясь на вы­ска­зы­ва­ния свт.


­ан­на Зла­то­ус­та («Шесть слов о свя­щен­ст­ве»), Н. ут­вер­ждал, что свя­щен­ст­во вы­ше цар­ст­ва, по­сколь­ку свя­щен­ник по­лу­ча­ет власть пу­тём пре­ем­ст­ва бла­го­да­ти че­рез апо­сто­лов от Са­мо­го Хри­ста, а ца­рю Бог да­ру­ет власть че­рез ар­хие­рей­ское бла­го­сло­ве­ние. Это при­ве­ло к кон­флик­ту с ца­рём; 10 ию­ля (ст. ст.) 1658 Н. ос­та­вил ка­фед­ру и, не от­ка­зав­шись от пат­ри­ар­ше­го са­на, уда­лил­ся в Вос­кре­сен­ский Но­во-Ие­ру­са­лим­ский мо­на­стырь.

Цер­ков­ный со­бор 1660, со­зван­ный по ини­циа­ти­ве ца­ря и со­сто­яв­ший из рус. ие­рар­хов, пред­ло­жил ли­шить Н. са­на, но это не осу­ще­ст­ви­лось вви­ду раз­но­мыс­лия сре­ди участ­ни­ков со­бо­ра. На Боль­шом Мо­с­ков­ском со­бо­ре 1666–67 с уча­сти­ем пат­ри­ар­хов Ан­ти­охий­ско­го Ма­ка­рия и Алек­сан­д­рий­ско­го Паи­сия Н. был низ­ло­жен, ли­шён свя­щен­ст­ва и со­слан как про­стой мо­нах в Фе­ра­пон­тов мо­на­стырь. В ссыл­ке вы­ра­щи­вал ле­кар­ст­вен­ные тра­вы, ле­чил боль­ных; за­ни­мал­ся строи­тель­ст­вом ке­лий. Ле­том 1676 пе­ре­ве­дён в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь с уже­сто­че­ни­ем ус­ло­вий со­дер­жа­ния; при­нял схи­му без пе­ре­ме­ны име­ни. В ию­не 1681 Н. был по­ми­ло­ван ца­рём Фё­до­ром Алек­сее­ви­чем; скон­чал­ся по до­ро­ге из ссыл­ки; по­гре­бён по ар­хие­рей­ско­му чи­ну; в 1682 раз­ре­ши­тель­ны­ми гра­мо­та­ми все­лен­ских пат­ри­ар­хов вос­ста­нов­лен в пат­ри­ар­шем са­не. Вско­ре по­сле кон­чи­ны Н. на­ча­лось его по­чи­та­ние в мес­тах его слу­же­ния и в уст­ро­ен­ных им оби­те­лях.


Н. ос­но­вал Ивер­ский мо­на­стырь на Вал­дае (1653), Кре­ст­ный Кий­о­ст­ров­ский мо­на­стырь (1656), Вос­кре­сен­ский муж­ской (1656) и Ви­фан­ский жен­ский (ок. 1658) мо­на­сты­ри в Но­вом Ие­ру­сали­ме, Но­во-Ду­хов мон. в Бо­ро­ви­чах (1-я пол. 1660-х гг.). Оби­те­ли бы­ли об­ще­жи­тель­ны­ми, с мно­го­на­цио­наль­ным со­ста­вом на­сель­ни­ков и стро­гим ус­та­вом; соз­да­ва­лись как оча­ги мо­на­ше­ской учё­но­сти и цер­ков­но­го иск-ва.

По за­ка­зу Н. на Афо­не для Рос­сии бы­ли вы­пол­не­ны 2 спи­ска Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, а так­же спи­сок об­раза Бо­жи­ей Ма­те­ри «Трое­ру­чи­ца» (1661). Н. по­стро­ил в Мо­с­ков­ском Крем­ле но­вые Пат­ри­ар­шие па­ла­ты (1652–56); про­дол­жил ком­плек­то­ва­ние Пат­ри­ар­шей б-ки (см. Си­но­даль­ная биб­лио­те­ка); со­брал кол­лек­цию гра­вюр (270 «лис­тов фряж­ских») и ча­сов раз­но­го ти­па; воз­гла­вил моск. Пе­чат­ный двор (1653), где бы­ли из­да­ны но­вые бо­го­слу­жеб­ные кни­ги и сбор­ни­ки, ут­вер­ждав­шие ре­фор­мы, – «Корм­чая» (1653), «Скри­жаль» (1655–1656); от­крыл ти­по­гра­фию в Ивер­ском мон. (пер­вое из­да­ние – 1658–59); сфор­ми­ро­вал круп­ней­шую б-ку в Но­вом Ие­ру­са­ли­ме. По бла­го­сло­ве­нию Н. в Мо­ск­ве бы­ли от­кры­ты: ду­хов­ное учи­ли­ще при Ан­д­ре­ев­ском мо­на­сты­ре (1652), в ко­то­ром пре­по­да­ва­ли ки­ев­ские учё­ные стар­цы; гре­ко-лат. шко­ла ие­ро­мо­на­ха Ар­се­ния Гре­ка (1653); шко­ла цер­ков­но­го пе­ния ие­ро­диа­ко­на Ме­ле­тия Гре­ка (1657); шко­лы при Ивер­ском и Вос­кре­сен­ском мо­на­сты­рях. Уч­ре­ж­де­на Вят­ская и Ве­ли­ко­перм­ская епар­хия (1657).


Н. при­над­ле­жит об­шир­ное лит.-пуб­ли­ци­стич. на­сле­дие: мно­го­чис­лен­ный и раз­но­об­раз­ный эпи­сто­ля­рий; до­ку­мен­ты, свя­зан­ные с тяж­ба­ми и под­го­тов­кой цер­ков­но­го су­да над ним; ок­руж­ные по­сла­ния, два из ко­то­рых – о мо­ро­вом по­вет­рии и ос­но­ва­нии Кре­ст­но­го мон. – из­даны на моск. Пе­чат­ном дво­ре (1656); по­уче­ние свя­щен­но­му чи­ну и при­чет­ни­кам (1654); ду­хов­но-на­зи­да­тель­ные со­чи­не­ния: «На­став­ле­ние ца­рю» (1662), за­ве­ща­ние-ус­тав для бра­тии Вос­кре­сен­ско­го мон. (1-я пол. 1660-х гг.); «Сло­во бо­го­по­лез­ное» о соз­да­нии Ивер­ско­го мон., вклю­чён­ное в сб. «Рай мыс­лен­ный» (1658); при уча­стии Н. со­став­ле­ны пре­ди­сло­вия к кни­гам «Слу­жеб­ник» (1655), «Скри­жаль» (1655–56), в со­ста­ве по­след­ней – во­про­ше­ние к вост. пат­ри­ар­хам о кре­ст­ном зна­ме­нии. В его са­мом круп­ном и слож­ном по струк­ту­ре и со­дер­жа­нию по­ле­мич. соч. «Воз­ра­же­ние» (на во­про­сы боя­ри­на С. Л. Стреш­не­ва и от­ве­ты митр. Газ­ско­го Паи­сия Ли­га­ри­да) из­ло­же­ны цер­ков­но-бо­го­слов­ские взгля­ды Н., в т. ч. на со­от­но­ше­ние ду­хов­ной и свет­ской вла­стей. Пись­мен­ное на­сле­дие Н. опи­ра­ет­ся на тра­ди­ции ср.-век. куль­ту­ры и от­ра­жа­ет тен­ден­ции за­ро­ж­даю­щей­ся куль­ту­ры Но­во­го вре­ме­ни, свя­зан­ные с воз­рас­та­ни­ем лич­но­ст­но­го на­ча­ла.

Стро­ит. дея­тель­ность Н. про­дол­жи­ла тра­ди­ции мо­ну­мен­таль­но­го зод­че­ст­ва Ру­си; она от­ли­ча­ет­ся сим­во­лиз­мом, ико­но­гра­фич. и тех­но­ло­гич. нов­ше­ст­ва­ми. Н. был за­каз­чи­ком и зод­чим в од­ном ли­це; для его гражд. со­ору­же­ний ха­рак­тер­ны ие­рар­хич­ность, функ­цио­наль­ность; цер­ков­ное строи­тель­ст­во раз­ви­ва­ет ар­хи­тек­тур­но-бо­го­слов­ские идеи хра­ма-гра­да, гор­не­го Ие­ру­са­ли­ма, вос­про­из­во­дит свя­ты­ни и со­ору­же­ния Афо­на и Свя­той зем­ли, зна­ме­нуя ду­хов­ное един­ст­во пра­во­слав­но­го ми­ра и во­пло­щая об­ра­зы Цар­ст­ва Не­бес­но­го.

Источник: bigenc.ru

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQpVGGFKSivHTrbO_xa_kvMqlgBpBxWQaR1NNnDcAa0N4VaOTIFcQ

«..Уповаем, что великий дух Патриарха Никона, молит Господа и предстательствует пред Престолом  Его за русский народ…  и он будет причислен к торжествующей Церкви на небесах.»

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр

Названный при крещении Никитой будущий Патриарх Никон (1605-1681) родился в крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. В детстве ему много пришлось претерпеть от мачехи, так как мать его, благочестивая женщина, умерла, когда Никита был совсем маленьким. Рано обнаружившиеся склонности мальчика к «научению грамоте Божественного писания и святых книг прочитыванию» определили всю его дальнейшую судьбу. Подолгу размышляя над Священным Писанием, Никита пришел к мысли целиком посвятить свою жизнь Богу и, тайно уйдя из дома, отправился в Макарьев в Желтоводский монастырь, где и стал послушником. Но не скоро суждено ему было ступить на монашеский путь. Через некоторое время отец стал умолять Никиту вернуться обратно, ссылаясь на ухудшение своего здоровья и вероятную скорую смерть, Никита не мог отказать ему в этой просьбе и покинул монастырские стены.

По смерти отца и любимой бабушки, поддавшись уговорам родни, Никита женился и стал сначала псаломщиком, а затем священником в одном из ближайших сел. Молодой священник быстро обратил на себя внимание не только окрестных жителей, но и столичных купцов, приезжавших в Нижний по торговым делам. Благодаря купцам, желавшим слушать в Москве его проповеди, отцу Никите было предложено занять вакантное место священника в одном из московских приходов. Подумав, он принял предложение и, дабы приобрести новые духовные знания и опыт, с женой перебрался в Москву. Жизнь его здесь на первых порах пошла по накатанной колее: священник Никита добросовестно исполнял свои пастырские обязанности, пополняя духовный багаж чтением Святых Отцов и греческих церковных установлений.

                Так бы и продолжалось дальше, но смерть троих детей в течение десяти лет супружества все определеннее склоняла о. Никиту к выбору монашеского пути. С большим трудом он уговорил жену принять постриг в Московском Алексеевском монастыре, внеся за нее крупную сумму денег, а сам отправился на Белое море, в Анзерский скит Соловецкого монастыря, чтобы служить там Богу вдали от городской жизни в суровых условиях Севера.

                 По прибытии на место, о. Никита сразу же начал вести необычайную по духовной наполненности жизнь подвижника и вскоре, в возрасте тридцати одного года, настоятелем скита старцем Елеазаром был пострижен в монахи с именем Никона. Уже в качестве иеромонаха он с еще большим усердием предался духовному деланию и с благословения старца, помимо положенных молитв и иерейского послушания, стал в течение суток прочитывать целиком Псалтирь и класть по тысяче земных поклонов с Иисусовой молитвой  на устах. Своими аскетическими подвигами иеромонах Никон завоевал большой авторитет у монастырской братии, но старец Елеазар (как и впоследствии Царь Алексей Михайлович), истолковав усердие о. Никона в устроении обители как некоторую дерзость, начал гневаться на него. В результате Никон покинул Анзерский скит и на утлой лодке перебрался на материк – в Кожеозерскую пустынь. Там иеромонах Никон продолжил подвижнические труды, и за свое усердное  служение Богу в 1643 г. по выбору братии был поставлен во игумены Кожеозерского монастыря Новгородским митрополитом Аффонием. Сумев в короткий срок наладить монастырскую жизнь в строгом соответствии с уставом, деятельный игумен отправился в Москву за сбором пожертвований и по прибытии представился царю Алексею Михайловичу.

Семнадцатилетний царь, мечтающий стать освободителем православного Востока и, таким образом, единым монархом всего православного мира, «зело возлюбил» приезжего игумена за его необыкновенные духовные и умственные качества и после нескольких личных бесед с ним уже не мог обходиться без своего «собинного друга». В скором времени умер архимандрит опекаемого лично царем Новоспасского монастыря в Москве, и Алексей Михайлович, не желая расставаться с полюбившимся ему приезжим игуменом, обратился к тогдашнему Патриарху Иосифу с предложением посвятить иеромонаха. Никона в архимандриты этого монастыря. Патриарх сразу же согласился, посвящение состоялось, и с тех пор Никон уже в качестве Новоспасского архимандрита стал регулярно бывать у царя и давать советы по многим государственным и религиозным вопросам.

Частые беседы с царем давали ему возможность оказывать влияние на решение многих дел в государстве, в том числе различных судебных тяжб, заступаться за народ, притесняемый боярской верхушкой, что вызывало как любовь первого, так и недовольство последней, до поры до времени тлеющее подспудно. Доверие царя к Новоспасскому архимандриту было всецелым, и когда в 1649 году потребовалась замена Новгородского митрополита Аффония, который по своей немощи не мог справляться со своими обязанностями, единодушным решением царя,  Патриарха Иосифа и всего Архиерейского Собора на одну из виднейших в России – Новгородскую кафедру – был избран архимандрит Никон и тут же возведен в сан митрополита. Оказав царю неоценимые услуги во время Новгородского бунта 1650 г., сумев пресечь его мирными средствами, хотя и подвергшись избиению бунтовщиков, митрополит Никон получил беспрецедентные знаки внимания со стороны государя  и по царскому изволению стал принимать самое активное участие во всех делах государства, ежегодно по несколько месяцев проживая в Москве. По предложению Никона Алексей Михайлович распорядился перенести мощи святителя Филиппа, убиенного в период правления  Ивана Грозного, из Соловецкого монастыря в Успенский Собор Кремля, тем самым от царского имени принося покаяние перед лицом Церкви за своего державного предшественника.

Никон годы жизни Никон годы жизни
Никон годы жизни
Никон годы жизни Никон годы жизни

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон перед гробницей святителя Филиппа..

                    Когда Новгородский митрополит со святыми мощами возвращался в Москву, внезапно скончался Патриарх Иосиф, и на Патриарший престол в июле 1652 г. Собором архиереев и духовенства по настоянию царя Алексея Михайловича был избран Никон. У раки святого Московского митрополита Филиппа Алексей Михайлович, бояре и весь Собор долго упрашивали своего избранника принять патриарший жезл, так как поначалу митрополит Никон, ссылаясь на свое недостоинство, категорически отказывался от предложенной чести. Только после слезной мольбы всех присутствующих, в том числе самого царя, он согласился быть Патриархом при условии всеобщего послушания ему как архипастырю и отцу, а также ненарушения церковных канонов, в чем царь с боярами, духовенство и народ, присутствовавший в Успенском Соборе, поклялись перед Евангелием и иконами.

Таким образом, Никон установил торжественный завет между собою и своею будущей паствой в том, что она будет покорна Христовым заповедям и канонам Церкви. Причиной подобного требования со стороны Никона и его первоначального отказа от патриаршества являлась тогдашняя поврежденность нравов и расшатанность основ православной веры у россиян, как следствие еще памятного многим Смутного времени.

Конечно, не всем пришлись по душе никоновские «новшества», которые приводили в соответствие с православными канонами, завещанными Отцами Церкви, всю церковную, государственную и общественную жизнь России, но поначалу противники Никона, чувствуя поддержку его начинаний со стороны царя, вынуждены были смиряться и только глухо роптали, что царь, де, «выдал их Патриарху». Патриарх Никон действительно участвовал в решении важнейших государственных вопросов и даже замещал царя в его отсутствие по просьбе последнего. Как и было заведено на Руси испокон века, первое лицо в Русской Церкви оказывало необходимое содействие главе государства в трудное для того время. Однако Патриарх Никон всегда тяготился сферой государственной деятельности, предпочитая дела церковные, как то: открытие храмов, монастырей (Крестного Кийского, Иверского Валдайского, Воскресенского Ново-Иерусалимского), епархиальных училищ, богаделен и проч.

Никон годы жизни Никон годы жизни
Никон годы жизни
Никон годы жизни Никон годы жизни

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович

Со всей решительностью и энергией повел он начатое еще при его предшественниках, но идущее вяло и бестолково дело исправления церковных книг и всей богослужебной практики того времени, приведение их в соответствие с греческими образцами, что не могло понравиться закосневшим в своих заблуждениях и предрассудках так называемым ревнителям старины. «Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческая», — любил повторять Никон.

Никон годы жизни Никон годы жизни
Никон годы жизни
Никон годы жизни Никон годы жизни

Церковный Собор 1654 года. Патриарх Никон представляет исправленные книги

Однако дело исправления церковной обрядности не было для него тем делом, ради которого стоило принести в жертву единство Церкви. Патриарх Никон был против отлучения старообрядцев от Церкви и предания их анафеме (как это произошло на Соборе в 1667 г. вслед за осуждением самого Никона). Он позволял вести богослужение «по старинке» при условии сохранения единства Русской Церкви, и несомненно ему бы удалось сохранить это единство, пробудь он Патриархом более длительный срок.

Тем не менее, Никон строго следил за моральным обликом духовенства, сурово наказывал провинившихся, чем снискал себе немало врагов, но зато высоко поднял авторитет священнослужителей у народа. Не давал он спуску и сторонникам западных, чуждых православию влияний, особенно среди знати,  помещавших у себя в домах иконы  латинского письма, музыкальные инструменты, привезенные с Запада, а также картины, скульптуры, произведения светского искусства. Все это он приказывал изымать у их владельцев и беспощадно уничтожать, что вызывало сильный ропот и раздражение с их стороны. Управляющей страной совместно с царем боярской верхушке не могло понравиться и строгое охранение Патриархом Никоном церковных прав от поползновений государственной власти.

Патриарх энергично противодействовал стремлению царских чиновников осуществлять юридический контроль над Церковью и вмешиваться во внутрицерковную жизнь, справедливо считая Церковь высшей формой организации по сравнению с государством, признавая за ней несомненное право иметь своего Главу, а также собственные законы, управление и суд. «Яко идеже Церковь  под мирскую власть снидет несть Церковь, но дом человеческий и вертеп разбойников», — писал он.

В полном соответствии с учением Святых Отцов и руководствуясь Апостольским правилом: «Все, что ни делаете, делайте во славу Божию», Святейший Патриарх Никон стремился к оцерковлению самого государства, к наиполнейшей сопричастности государства Церкви и достиг на этом пути небывалых успехов, чем вызвал определенные опасения не только со стороны боярской верхушки, но и самого царя Алексея Михайловича. Последний невольно стал опасаться Никона, особенно когда тот изложил ему грандиозный план построения Нового Иерусалима – монастыря, который, по замыслу Святейшего Патриарха, должен был представлять собою Град Божий посреди Руси, образ Иерусалима Небесного, обетованную «Новую Землю» и одновременно как бы земную икону древнего Иерусалима с его святыми местами и с величественным храмом Воскресения Христова в центре. Учитывая то, что древний, исторический, Иерусалим находился в ту пору под властью мусульман-турок, Новый Иерусалим должен был стать духовным центром не только России, но и всего православного мира, местом встречи земного и Небесного Иерусалима, центром единения всех во Христе.

Никон годы жизни Никон годы жизни
Никон годы жизни
Никон годы жизни Никон годы жизни

Казалось бы, эта мысль вполне соответствовала царским замыслам об объединении всех православных народов в единое целое, но вопрос заключался в том, кому быть объединителем и где должен находиться центр будущего объединения. Таковым центром Алексей Михайлович, естественно, желал видеть Москву («Третий Рим»), столицу нарождающейся империи, а вовсе не Новый Иерусалим – мистический духовный центр Православия. Отдавшись во власть имперских амбиций, царь все больше тяготился своим чрезмерно деятельным «собинным другом» (кстати, сыгравшим главную роль в решении о принятии Украины в состав России и о начале войны со Швецией за выход к Балтийскому морю) и, предваряя Петра, уже в самом институте патриаршества видел угрозу своему положению. Эти тайные опасения царя нашли свой выход в первой за многие годы ссоре его с Патриархом из-за отказа последнего двукратно освящать воду на Богоявление, как то рекомендовал сделать гостивший тогда в Москве Антиохийский Патриарх Макарий. Двукратное освящение воды не является обязательным по церковным канонам, но, тем не менее, Алексей Михайлович, узнав об отказе Никона, набросился на него с бранью и упреками. На замечание Патриарха Никона, что он является духовным отцом царя и тот не должен оскорблять его, Алексей Михайлович крикнул в порыве гнева: «Не ты мой отец, а святой Патриарх Антиохийский воистину мой отец…» Впоследствии царь уже открыто заявит, что он как православный государь должен «не о царском токмо пещися, но и о всем церковном, егда бо сия в нас в целости снабдятся, тогда… и прочия вещи вся добре устроятися имуть».

Никон годы жизни Никон годы жизни
Никон годы жизни
Никон годы жизни Никон годы жизни

Разрыв Патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем

И хотя Алексей Михайлович еще не раз явит свою милость Патриарху,  трещина в отношениях между ними будет неуклонно расширяться, пока дело не дойдет сначала до вынужденного ухода Никона из Москвы в недостроенный Ново-Иерусалимский монастырь (1658 г.), а потом и до открытого суда над Святейшим Патриархом. Патриарх Никон будет осужден Большим Московским Собором 1666-1667 гг. с грубейшими нарушениями церковного канона, лишен патриаршего сана и сослан в отдаленный Ферапонтов Белозерский монастырь в качестве простого монаха. Строительство Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря надолго будет приостановлено, и хотя впоследствии по указу следующего Царя Федора Алексеевича строительные работы возобновятся, возведенный монастырь будет уже не тем Новым Иерусалимом, каким его задумывал Никон.

Никон годы жизни Никон годы жизни
Никон годы жизни
Никон годы жизни Никон годы жизни

Суд над Патриархом Никоном

Из-за неразумных действий церковных и светских властей в отношении старообрядцев произойдет раскол в Русской Церкви, а впоследствии – при Петре I – и во всем русском обществе. Царь-реформатор, все более вторгаясь в сферу церковной жизни, расцерковляя, таким образом, само государство, в 1721 г. отменит институт патриаршества и объявит себя императором по образцу римских цезарей и, при этом, крайним судьей высшего управления Церкви. Россия из православного царства (где власть царя ограничена церковными законами и традициями) превратится  в абсолютистскую монархию, лишенную жизненно важного стержня – института патриаршей власти  (до того – власти московского митрополита), что закономерно приведет страну к катастрофе 1917г.

Образно говоря, царская власть подрубила сук, на котором сидела. Как верно заметил М. В. Зызыкин: «В результате замены аскетически-церковного идеала Московской Руси эвдемоническим направлением культуры Петербургского периода обессилила воля русских людей. Были забыты церковные основы церковной власти…» Сама царская власть перестала быть в совете и согласии с высшей духовной властью, которую прежде олицетворял Патриарх. Начался постепенный распад и атомизация русского общества. Вместо православно-христианского понимания свободы как внутреннего Божественного закона, образа Божия в душе человека, в обществе, особенно в среде интеллигенции, возобладало западническое представление о свободе как о личностном беспределе. Отсюда – и восстание декабристов, и «охота» народников на царя, и большевистский террор. С распадом «богоизбранной сугубицы» в лице благочестивого царя и христолюбивого Патриарха, которой успешно управлялась Россия, произошел перелом в общественном настроении; постепенно царская (императорская) власть в России оказалась в безвоздушном пространстве всеобщего остракизма и в результате  погибла под обломками рушащегося национального уклада жизни. «Осуждение Патриарха Никона — писал протоиерей Лев Лебедев — … было чем-то вроде конца мира в том смысле, что закончился мир русской жизни, где главным и центральным во всем было то, что условно обозначается емким понятием Святая Русь!.. То, что произошло у нас в XVII веке, явилось самым узловым для дальнейших судеб Отечества. Кончился мир жизни, где все определяющим и все организующим началом было святоотеческое Православие; вместе с Патриархом Никоном оно уходило как бы в некую ссылку».

Иеромонах  ДИОДОР (Соловьёв),

насельник Ново-Иерусалимского монастыря

Источник: filaretuos.livejournal.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.