Начало правления династии романовых год

Начало правления династии романовых год

 

Александр Херсонов

 

(Опыт историко-эзотерического исследования)

 

 

В 1830 году поэт М. Ю. Лермонтов написал удивительное стихотворение, которое озаглавил «Предсказание»:

 

Настанет год, России чёрный год,

Когда царей корона упадёт;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь…

 

Предсказание сбылось в 1917 году, когда пала династия российских царей Романовых. Но начиналась династия в начале ХVII века, в годы смуты и тяжелейшего безвластья на Руси.

16 января 1613 года в Москве открылся Земской собор, который должен был решить вопрос, кому на Руси «володеть и княжить», а именно, сидеть на царском троне. Что же представлял собой Земский собор того времени? Но вначале поставим вопрос шире: какова была общественно-политическая обстановка на Руси вначале XVII века? Для прояснения вопроса обратимся к энциклопедии «Википедия».

 

 

Часть 1. Начало династии Романовых


Предыстория вопроса

Династический кризис в России разразился в 1598 РіРѕРґСѓ после смерти царя . На момент своей смерти Фёдор оставался единственным сыном царя . Двое других сыновей были убиты: старший, , погиб в 1581 РіРѕРґСѓ предположительно от руки отца; младший, , в 1591 РіРѕРґСѓ в Угличе при невыясненных обстоятельствах. Своих детей у Фёдора не было. После его смерти трон перешёл к супруге царя, , затем к её брату Борису Годунову. После смерти Бориса в 1605 РіРѕРґСѓ последовательно правили:

  • Сын Бориса, Фёдор Годунов;
  • Лжедмитрий I (версии о подлинном происхождении Лжедмитрия I — см. в статье);
  • Василий РЁСѓР№СЃРєРёР№.

После свержения Василия Шуйского с престола в результате восстания 27 июля1610 РіРѕРґР° власть в Москве перешла к временному боярскому правительству (см. Семибоярщина). В августе 1610 РіРѕРґР° часть населения Москвы присягнула на верность королевичу Владиславу, сыну польского короля и великого князя литовского РЎРёРіРёР·РјСѓРЅРґР° III.


сентябре армия Речи Посполитой вошла в Кремль. Фактическая власть Московского правительства в 1610 — 1612 годах была минимальной. В стране царила анархия, северо-западные земли (включая Новгород) были заняты шведскими войсками. В подмосковном Тушино продолжал функционировать Тушинский лагерь другого самозванца, Лжедмитрия II (сам Лжедмитрий II был убит в Калуге в декабре 1610). Для освобождения Москвы от захватчиков последовательно собирались Первое народное ополчение (под руководством РџСЂРѕРєРѕРїРёСЏ Ляпунова, и князя Дмитрия Трубецкого), а затем и Второе народное ополчение под руководством РљСѓР·СЊРјС‹ РњРёРЅРёРЅР° и князя Дмитрия Пожарского. В августе 1612 РіРѕРґР° Второе ополчение с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило армию Речи Посполитой, а в октябре полностью освободило столицу.

 

 

Созыв собора

26 октября1612 РіРѕРґР° в Москве, лишённый поддержки со стороны основных сил гетмана Ходкевича, капитулировал гарнизон войск Речи Посполитой. После освобождения столицы возникла необходимость в выборе нового государя. Из Москвы во многие города Руси были разосланы грамоты от имени освободителей Москвы — Пожарского и Трубецкого. Дошли сведения о документах, отправленных в Соль Вычегодскую, Псков, Новгород, Углич.


и грамоты, датированные серединой ноября 1612 РіРѕРґР°, предписывали прибыть в Москву представителям каждого города до 6 декабря. Однако выборные долго съезжались из далёких концов ещё бурлящей России. Некоторые земли (например, Тверская) были разорены и сожжены полностью. Кто-то присылал 10-15 человек, кто-то всего одного представителя. Срок открытия заседаний Земского Собора был перенесён с 6 декабря на 6 января. В полуразрушенной Москве осталось единственное здание, способное вместить всех выборных — Успенский СЃРѕР±РѕСЂ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Кремля. Численность собравшихся колеблется по разным оценкам от 700 до 1500 человек.

 

 

Кандидаты на престол

В 1613 году на российский престол, помимо Михаила Романова, претендовали как представители местной знати, так и представители правящих династий соседних стран. Среди последних кандидатами на престол были:

  • Польский королевич Владислав, сын РЎРёРіРёР·РјСѓРЅРґР° III,
  • Шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX.

Среди представителей местной знати выделялись следующие фамилии. Как видно из приведённого списка, все они имели серьёзные недостатки в глазах избирателей:

  • Голицыны. Этот род происходил от Гедимина Литовского, однако отсутствие Р’.Р’. Голицына (он был в плену в Варшаве) лишало этот род сильных кандидатов;
  • Мстиславские и Куракины. Представители этих знатных русских родов подорвали свою репутацию сотрудничеством с властями Речи Посполитой (см. Семибоярщина);

  • Воротынские. По официальной версии наиболее влиятельный представитель этого рода, подал самоотвод;
  • Годуновы и РЁСѓР№СЃРєРёРµ. И те, и другие являлись родственниками ранее правивших монархов. Род Шуйских, кроме того, происходил от Р СЋСЂРёРєР°. Однако родство со свергнутыми правителями таило в себе определённую опасность: взойдя на престол, избранники могли увлечься сведением политических счётов с оппонентами;
  • Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они, бесспорно, прославили свои имена во время штурма Москвы, но не отличались знатностью (хотя Трубецкой был из Гедиминовичей, но он подорвал свой авторитет командованием воровских казаков, а Пожарский хотя и происходил из князей Стародубских, в годы опричнины его род оказался в опале и изрядно упал в вопросах местничества, кроме того, боязнь его как одного из немногих воевод, не запятнанных предательством, объединил против него тушинцев, воровских казаков и бывших участников семибоярщины.

Кроме того, рассматривалась кандидатура Марины Мнишек и её сына от брака с Лжедмитрием II, прозванного «Р’РѕСЂС‘РЅРєРѕРј».

 

 

Мoтивы избрания

Согласно официально признанной в эпоху правления Романовых (и позднее укоренившейся в советской историографии) точке зрения, собор добровольно, выражая мнение большинства жителей России, принял решение об избрании Романова, согласуясь с мнением большинства. Эту точку зрения разработал историк Н.


Лавровский, который изучив сообщения источников, построил следующую схему событий. Первоначально участники собора решили не выбирать царём из Литвы и Швеции "с их детьми и Маринку с сыном, равно как всех иноземных государей", а "выбирать из московских и русских родов". Затем участники собора стали обсуждать вопрос, кого же избрать "из русских родов" и решили "избрать царя из племени праведнаго… блаженной памяти Феодора Ивановича всея Руси" — его племянника Михаила Романова. Такое описание работ Собора повторялось многократно, вплоть до начала ХХ века. Этой позиции придерживались, в частности, крупнейшие российские историки XVIII — XX веков: Рќ. Рњ. Карамзин, РЎ. Рњ. Соловьёв, , Р’. Рќ. Татищев и другие.

«Не было тогда никого милее народу русскому, как род Романовых. Уж издавна он был в любви народной. Была добрая память о первой супруге Ивана Васильевича, Анастасии, которую народ за её добродетели почитал чуть ли не святою. Помнили и не забыли её доброго брата Никиту Романовича и соболезновали о его детях, которых Борис Годунов перемучил и перетомил. Уважали митрополита Филарета, бывшего боярина Фёдора Никитича, который находился в плену в Польше и казался русским истинным мучеником за правое дело» — Н. И. Костомаров.


Ознакомимся со справкой о Земских соборах Руси:

«Земские соборы созывались в России неоднократно на протяжении полутора столетий — с середины XVI до конца XVII века (окончательно упразднены Петром I). Однако во всех остальных случаях они играли роль совещательного органа при действующем монархе и, по сути, не ограничивали его абсолютной власти. Земский собор 1613 РіРѕРґР° созывался в условиях династического кризиса. Его главной задачей было избрание и легитимизация новой династии на российском престоле».

Именно в такой, крайне сложной и противоречивой общественно-политической обстановке Русь подошла к выбору долгожданного и достойного правителя.

И, как мы знаем, Русь выбрала «фамилию Романов», которой суждено было править на Руси 300 лет. А ныне, россияне ХХI века, на государственном уровне с чувством признательности и уважения отмечают 400-летие «дома Романовых», вполне сознавая, что династия Романовых сыграла в истории России выдающуюся роль.

 

 

Эзотерическое исследование

1.1. Для начала замечу, что гороскопы, составленные на полдень даты открытия Собора, выбора Собором на царство Михаила Романова и даты первого «царского» рабочего дня представляются автору крайне напряжёнными и проблемными. Видимо, таковыми они и должны быть… И только дата гороскопа «венчания на царство» Михаила Романова проявляет зачатки гармонии, предполагает благополучие и внушает исторический оптимизм будущей жизни Руси.


Избрание Земским Собором Михаила Романова царём произошло 400 лет назад 3 марта 1613 года

С 27 марта новоизбранный царь приступил к непосредственным обязанностям. Но настоящее, окончательно утверждённое право на царствование Михаила Романова произошло после процедуры «венчания на царство», состоявшееся 21 июля 1613 года в Успенском соборе Кремля. И это убеждает в том, какое огромное значение имела церковь на общественную жизнь Руси того времени. Каждая из обозначенных дат важна по-своему, за каждой датой стоит некий Сабианский символ, смысл которого открывает исследователю тайное знание исторического события.

 

1.2. Символический гороскоп на полдень открытия Земского Собора даёт следующие важнейшие градусы: Солнце – 27 Козерога, Дом «Рождения» – 18 Тельца, дом «Сотрудничества» — 18 Скорпиона, дом «Руси» — 17 Рака, дом «Карьеры» – 17 Козерога.

Обратимся к значению Сабианских символов градусов, согласно представлений Дейна Радьяра (Дейн Радьяр «Астрологическая мандала».


сква: Сампо, 2006). Картина Солнца более чем символична: «Пилигримы, взбирающиеся по крутым ступеням, ведущим к усыпальнице на горе». Психоаналитический ключ к пониманию картины таков: «Подъём индивидуализированного сознания к высшему пониманию, достигаемому духовными вождями культуры». Итак, открытие Земского собора  это событие, направленное на подъём исторической перспективы Руси. В этом и заключается смысл трансцендентного понимания символа Солнца первого народного шага к благополучию Отечества в 1613 году. Это восход Солнца, солнечный подъём Руси…

Что же содержится в смысле «Рождения» события? Картина весьма любопытна: «Женщина, проветривающая старый мешок в открытом окне своей комнаты». Сразу же обратим внимание на центральную часть символа: Русь — это женщина, а по определению М. М. Пришвина – «дебелая баба». Но это так, к слову…

Оказывается, смысл события заключается в «очищении эго-сознания» собравшихся на открытие Земского Собора. Дейн Радьяр поясняет: «Реальный враг – внутри ума, это эго с его привязанностью к обладанию. Ум символизируется мешком, теперь пустым и нуждающимся к чистке и проветривании на солнышке». Ум эго претерпевает очищение. Итак, событие Земского Собора в Успенском соборе Московского кремля согласно тайнознанию заключается в очищении сознания выборных представителей, явившихся в Кремль.


Обратимся к «Дому», где происходил Земской Собор. То есть фактически к содержанию Успенского собора в момент работы Земского собора. Оптимистическая картина такова: «Росток, прорастающий из семени». Психоаналитик заключает, что происходит «развитие многоуровневых потенций, исходящих из первоначального семени». И здесь же: «Жизненное стремление актуализировать прирождённые потенции». Как видим, в Успенском соборе происходит прорастание народного сознания.

Любопытен и аспект «Сотрудничества» выборных представителей. В содержании завораживающей картины находим: «Дорога через лес, сверкающая многоцветным великолепием». Дорога Руси через «лес» истории, благодаря сотрудничеству и единству, обещает «великолепие»… Речь идёт о том, что на Земском Соборе, вероятно, рождается «возвышенное чувство хорошо сделанной работы и истинно совершенной жизни». Происходит преображение сознания выборщиков, понимание того, что жизненная сила Руси в объединении и сотрудничестве земель.


И, наконец, аспект «Славы и Репутации» Земского собора. Картина вначале обескураживает: «Угнетённые женщины находят психологическое освобождение в нудизме». Заметим, и здесь Русь представляется Женщиной… с которой происходит: «Разрушение зависимости от социальных запретов и опора на мудрость тела». Русь освобождается «от социальных запретов», нащупывает собственное «Я», рассчитывая на саму себя, на «мудрость тела Руси». Русь, согласно Радьяру, «являет естественный протест против подавлений, ведущих к неврозу».

Итак, как было установлено выше, ключевыми словами открытия Земского Собора являются подъём, очищение, преображение и разрушение зависимости Руси.

 

1.3 Перейдём к следующей важной дате, к тому дню, когда Земский Собор сделал окончательный выбор, назвав царём Михаила Романова. К дате 3 марта 1613 года.

Символический гороскоп на полдень избрания Земским Собором царём Михаила Романова обнаруживает Солнце в 13 градусов Рыб, градус «Рождения» – 11 Рака, градус «Сотрудничества» — 13 Козерога, градус «Дома царя» — 2 Девы, градус «Репутации царя» – 2 Рыб.

Картина Солнца новоизбранного царя такова: «Древняя шпага, бывавшая во многих битвах, выставлена в музее». А понимать символ психоаналитик предлагает так: «Благодаря использованию воли, посвящённый человек становится символом мужества для всех, кто следует за ним».

Тезис в комментарии автора исследования таков: благодаря воли Земского Собора посвящённый Михаил Романов обретает символ мужества для населения Руси. Отсюда следует, что избрание Михаила Романова царём явилось волевым решением. В пояснении Радьяра имеем: «Божья воля действует через его ум, фокусируя её проявления. Оккультно говоря, это сила Братства, энергия Целого, действующая через одного индивидуума-точку, который ставит Целое в известность о необходимости её использования в определённой ситуации». В данном случае, как мы понимаем, в ситуации Земского собора.

Обратимся к содержанию минуты, когда Собор объявил Михаила Романова царём. Картина являет не напыщенность и самодовольство, а некую парадоксальную комичность ситуации: «Клоун, передразнивающий хорошо известных персонажей». О чём это? Кем является упомянутый клоун? Кого он передразнивает? Кто эти хорошо известные персонажи?

За разъяснением обратимся к комментарию Радьяра: «Юмор и ирония – мощное средство для оценки социокультурных реальностей и освобождения от предрассудков и ослеплённости. Смех освобождает от обусловленности и часто прокладывает путь к пониманию, что мы должны слишком доверять тому, что внушает нашему сознанию, более или менее насильственно традиция». Как это важно, «смеяться, в том числе над своими мелкими привычками и ужимками, над своей напыщенностью. Это шаг освобождения от обусловленности». Автору, в связи с комментарием Радьяра, вспоминается поэт Андрей Вознесенский: «Человечество хохочет, расставаясь со старьём, что-то в нас смениться хочет, мы как время, настаём». Вот и тогда, 3 марта 1613 года, «расставаясь со старьём жизни» выборщики в Земском Соборе «хохотали», предвкушая добрые изменения в жизни Руси. Видимо, для этого настало историческое время…

Посмотрим и на причудливую картину градуса «Сотрудничества и суда» выбранного царя: «Огнепоклонник медитирует над предельными реальностями существования». Психоаналитик разъясняет: «Это субъективное искание первооснов за игрой процессов жизни и смерти». По этому поводу Радьяр пишет: «Мистерия огня всегда привлекала человеческое воображение, потому что это тайна всех превращений, скрытых в загадке смерти». И тут мы выходим «за пределы самой жизни», чтобы «испытать смерть и вернуться в тоже тело».

Обратимся к символической картине «Дома царя», а по сути, к кремлёвским палатам: «Большой белый крест доминирует над ландшафтом». Что же нового появляется в Кремле с приходом на трон Михаила Романова? Оказывается, «мудрость и сострадание, которые может дать только опыт страдания и одиночества». Как это важно осознавать нам, потомкам…

Радьяр поясняет: «Крест доминирует над мистическим Путём и ведёт к Инициации, то есть к вхождению в более широкую сферу деятельности и участию в возвышенном Обществе совершенных существ». Это означает, что в Московском Кремле с приходом туда Михаила Романова «сострадание и понимание должны подняться из внутренних глубин существ на Освобождающий Божий суд».

Картина «Репутации» избранного царя такова: «Белка, прячущаяся от охотников». И тут всё предельно ясно. Царская репутация и карьера собственно заключается в «индивидуальной потребности обеспечить себе будущее существование и защитить себя от агрессивных социальных элементов». И вот она, царская доля: «Индивидуум никогда не уверен в собственной безопасности среди себе подобных…» Символ… «предупреждает об опасностях социальной жизни в период обострения индивидуализма, когда возможность насилия постоянно присутствует. Необходима осторожность и самозащита».

 

1.4 Венчание Михаила Романова на царство.

Для прояснения вопроса обратимся к «Википедии».

«Венчание на царство — церемония коронации российских монархов, известная со времён , проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царство носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания — «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям».

Дата венчания на царство 21 июля 1613 года представляет для нас наибольший интерес, поскольку символизирует завершение «компании» выборов царя, подводит окончательный итог, вбирает в себя сущность происходящего.

Исторический день представлен Солнцем в 28 градусах Рака, «Рождение» события – 14 градусов Весы, аспект «Сотрудничества» — 14 градусов Овна, «Дом или Кремлёвские палаты» — 20 градусов Козерога и историческая «Репутация» царя – 20 градусов Рака.

Картина Солнца весьма экстравагантна: «Девушка-индианка представляет своего белого возлюбленного собранию племени».

Между прочим, заметим, что и в этом случае, как и ранее, аспект Руси связан с образом Женщины. Что тут можно сказать? Девушка-индианка – это, вероятно, разноплеменные выборщики со всех концов Руси, присутствующие на венчании. «Белый возлюбленный» — венчаемый на царство Михаил Романов. «Собрание племени» — все, кто присутствует в Успенском соборе Кремля на венчании. Ключ Радьяра к картине Солнца таков: «Внутреннее возрождение посредством полного принятия первичных ценностей, проявленных в человеческом теле и его функциях». Идёт процесс «возвращения к природе» …Позволительно просить: «Возвращение к природе рождения Руси?»

Обратимся к картине смысла венчания на царство (рождения). Картина такова: «Дневной отдых человека в полуденную жару». Ключ к картине гласит: «Потребность восстановить силы в пределах социального паттерна повседневной деятельности».

Итак, в процессе венчания на царство наблюдается момент спада напряжённости, так как главное сделано ранее и проглядывает некая расслабленность. Не случайно автором был отмечен факт «гармоничности», «успокоения» в гороскопе венчания на царство. В Успенском соборе в часы венчания у присутствующих возникает потребность «восстановить силы» среди себе равных.

Как же в этом случае выглядит аспект «Сотрудничества»? Картина такова: «Змея, обвивающаяся вокруг мужчины и женщины». Ключ к пониманию картины замысловат: «Отождествление в биполярном соотношении с неличным ритмом природной энергии». О чём идёт речь? Как видим, выстроен символический треугольник, в котором змея «олицетворяет принятие отношения двумя поляризованными человеческими существами». По мнению Радьяра, «скорее идёт ритуализация отношений», которые по установлению, и определят, как именно в дальнейшем будет происходить сотрудничество.

Каким образом в случае венчания на царство символически выглядят «кремлёвские палаты», собственно «дом царя»? Картина писана прямо-таки с натуры: «Спрятанный хор поёт во время религиозной службы». Ключ к картине получается не столь замысловат: «Осуществление творческих функций индивидуума посредством участия в групповом действии, посвящённом трансцендентному единству». И это пища для размышления. Всё просто. Царь во время венчания далеко не статист, он творит, вокруг царя в «групповом действии» стоят приближённые, и вся наблюдаемая мистерия происходит ради «трансцендентного единства», попытки проникновения в тайнознание.

Радьяр поясняет: «Спрятанный хор лучше передаёт гармонию «небес» или музыку сфер. Обретённая гармония настраивает (царя — А.Х.) на «развитие высшего сознания». И все присутствующие на царском венчании в Успенском соборе имеют возможность испытать «идеал полноты бытия».

И, наконец, просмотрим ситуацию «Репутации и Славы» венчания царя, которая зашифрована в картине: «Венецианский гондольер, поющий серенады». Ключ к картине вполне адекватен рассматриваемому событию: «Счастье, как обертон социальной интеграции и конформности по отношению к обычаю».

Радьяр комментирует ключ таким образом: «Всё выполняет свою роль и человек испытывает социальное счастье и чувство свершения». А далее начинается «общественно принятая игра эмоций в праздничном веселье». На этом позвольте закончить первую часть исследования «начала правления дома Романовых».

 

 

Часть 2. Конец Дома Романовых

Последним царём дома Романовых явился царь Николай Второй, судьба которого, как известно, сложилась трагически. Трагически сложилась и судьба всей царской семьи. Но есть ли на то указание трансцендентного знания?

С исследовательской целью нас будут интересовать две даты: дата «венчания на царство» Николая Второго, и дата отречения царя от власти.

Историк Андрей Мановцев пишет: «Торжества коронации Николая II имели место 14 мая (по старому стилю) 1896 года… И всё-таки: что есть помазание на царство? Только ли обряд, как бы подтверждающий уже свершившийся факт восшествия на престол нового Государя? Что оно значило для Николая II? Что означала ходынская трагедия в перспективе следующего, ХХ века?

Тема помазания на царство требует серьёзного и вдумчивого подхода. Это в особенности относится к коронации Николая II, который, как ясно задним числом, был помазан тогда же и на предстоящие страдания. Но лишь задумаешься о миропомазании последнего нашего Царя, как помысел, по видимости исполненный сострадания к погибшим соотечественникам, «встаёт на стражу» и заставляет думать о катастрофе. Впрочем, трагедию, унесшую более чем 1,5 тыс. жизней, конечно, нельзя обойти вниманием. Она случилась на четвёртый день после коронации, была, как мы увидим, результатом кратковременного безумия толпы и, по слову игумена Серафима (Кузнецова), явилась предзнаменованием той утраты самосознания, с которой, после 1917 года, мы стали «давить» друг друга уже не тысячами, а миллионами.

Царь прибыл в Москву в день своего рождения, 6 мая (ст.ст.) и остановился в Петровском замке, находившемся тогда на окраине столицы. 9 мая состоялся торжественный въезд царя в Москву. Царская чета поселилась в Александринском дворце (нынешнее здание Академии Наук РФ на Ленинском проспекте) и все дни, оставшиеся до коронации, говела. Наступает 14 мая (ст.ст.) 1896 года, и на паперти Успенского собора Государя и Государыню встречает духовенство. Митрополит Московский Сергий (Ляпидевский; †1898), благословив царя и царицу, произносит речь, обращённую к Государю и, по традиции, наставительную, а не только приветственную. Он говорит в ней: «Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание <…> Миропомазания сподобляются все православные христиане, и оно не повторяемо. Если же предлежит тебе воспринять новых впечатлений этого таинства, то сему причина та, что как нет выше, так нет и труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, Свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».

 

 

Коронационное шествие

Царь и царица целуют крест, их окропляют святою водою, после чего они входят в собор, при пении 100-го псалма, в котором звучит исповедание правителем идеала непорочности: «…сердце развращённое будет удалено от меня; тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; злого я не буду знать…» Государь и Государыня совершают земной поклон перед царскими вратами, прикладываются к чудотворным иконам и садятся на приготовленные для них престолы посреди храма. Вскоре должен начаться чин венчания или коронования, но он начался не прежде, чем первенствующий митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев-Писарев; †1898), приблизившись к царскому трону, спросил у Государя о его вероисповедании. В ответ император ясным и громким голосом произнес Символ Православной веры.

Один из важнейших моментов коронования – возложение крестообразно рук митрополита на царскую главу и возношение им молитвы о том, чтобы Господь помазал царя «елеем радования, одел его силою с высоты, …дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…» После этой молитвы Государь взял принесённую ему на подушке митрополитом корону и, в соответствии с чином, сам возложил её на себя, затем малую корону возложил на голову царицы, вставшей перед ним на колени.

Исповедав веру и приняв бремя власти, Царь преклонил колена и, держа корону в руке, вознёс к Богу коронационную молитву. В ней есть такие слова: «…Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на неже послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. Да будет со мною приседающая Престолу Твоему Премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да уразумею, что есть угодно пред очима Твоими, и что есть право по заповедям Твоим. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей».

 

 

Въезд в Кремль

Окончив молитву, Государь встал, и тогда тотчас же все присутствовавшие в соборе преклонили колени. Митрополит Палладий, стоя на коленях, прочёл от лица народа молитву за царя: «<…> Покажи его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна, согрей его сердце к призрению нищих, к приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчинённое ему правительство управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая, и вся от Тебе державы Его врученные люди в нелицемерной содержи верности, сотвори его о чадах веселящагося…» На таковых словах останавливаешься, зная, что последовало через 21 год, думаешь с горечью: сбылось в точности противоположное, и не удерживаешься от восклицания: Господь ли не содержал?

После молитвы митрополит Палладий с амвона обратился к Государю с пространным приветствием, завершающимся словами: «Ты же, Царь православный, Богом венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нём сердце твоё: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы!».

После чина коронования началась Божественная литургия. В конце её, перед принятием Святых Христовых Таин и совершено было миропомазание Царя и Царицы. По замечанию Б. А. Успенского, повторение священного действия, которое в принципе не должно повторяться, придавало поставляемому лицу (в данном случае царю) особый статус, особую харизму: царь становился принадлежащим к иной, высшей сфере бытия, и его юридические полномочия превращались в полномочия харизматические (цитируется по В. Семенко. Харизма власти).

По мысли протоиерея Максима Козлова (см. статью «Его искреннее самопожертвование было совершено ради сохранения принципа самодержавия»), «смысл этого священнодействия состоял в том, что Царь благословлялся Богом не только как глава государственной или гражданской администрации, но прежде всего — как носитель теократического служения, служения церковного, как наместник Бога на земле». Более того, Царь отвечал за духовное состояние всех своих подданных, ибо, будучи верховным покровителем православной Церкви, был хранителем и духовных традиций других религиозных общин.

После завершения службы в Успенском соборе началось коронационное шествие: посещение Государем и Государыней святынь Архангельского и Благовещенского соборов. Наконец, высочайшие особы поднялись на Красное Крыльцо и трижды поклонились народу: перед собой, направо и налево.

На Николая II обыкновенно смотрят теперь, как на «хорошего человека» с прибавлением «но». Вслед за «но» может содержаться обвинение во всех наших бедах ХХ века, а может и не содержаться, однако, во всяком случае, подразумевается следующее: «хороший человек, но несостоятельный государь». Его успехи, признававшиеся даже врагами, замалчивают, а об ответственности его совершенно не думают, считают её само собой разумеющейся. В то же время в плане ответственности Царь Николай II может считаться образцом Государя. Известно, что никакое решение он не принимал, не предъявив его Богу, никогда не шёл против совести. Ни единое слово коронационных молитв, таким образом, не произнёс он втуне и не пропустил мимо ушей. Да, впоследствии он вынужден был отречься, но это не означало пресловутой, приписанной ему современниками и по сей день праздно присвояемой «слабости».

 

Не о «слабости» был дан ему знак уже во время коронации. Какой знак? Об этом малоизвестном эпизоде пишет игумен Серафим (Кузнецов) в своей книге «Православный царь-мученик» (М. 1997): «После длинной и утомительной коронационной службы, в момент восхождения императора на церковный помост, изнемогая под тяжестью царского одеяния и короны, он (Государь) споткнулся и на время лишился чувств». Такому случаю, оставшемуся почти никем не замеченным, игумен Серафим придаёт символическое значение: «Что же случилось после того, как Государь при короновании изнемог? Кровавая катастрофа, народ давил и душил друг друга. Не то же ли случилось, как царь изнемог под тяжестью креста, насильно снятого с него частью народа?». Тут игумен Серафим и сказал о потере самосознания, стоившей нам миллионы жизней.

Обратимся к событиям на Ходынском поле 18 мая 1896 года. С раннего утра и даже с ночи здесь собралось огромное количество народа: более полумиллиона человек. Ждали раздачи царского подарка, представлявшего из себя такой набор: памятная кружка (алюминиевая крашеная) с вензелями их величеств, полфунта колбасы, фруктовая сайка, вяземский пряник с гербом и мешочек со сластями и орехами. Вплоть до шести утра всё было совершенно спокойно. Около шести разнёсся вдруг слух: подарков на всех не хватит, буфетчики, мол, делают для себя запасы… Тогда, по словам очевидца, «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперёд с такой стремительностью, как если бы гнался за ней огонь… Задние ряды напирали на передние, кто падал, того топтали, потеряв способность ощущать, что ходят по живым ещё телам, как по камням или брёвнам. Катастрофа продолжалась всего 10-15 минут. Когда толпа опомнилась, было уже поздно».

 

В «каноническом» списке обвинений в адрес Николая II трагедия на Ходынском поле занимает пусть не слишком значительное, но вполне определенное место. Обвиняли и обвиняют царя – в бессердечии: не отказался, мол, пойти на бал у французского посланника, и т.п.

 

 

Источник: www.facets.ru

Михаил Федорович Романов. Годы правления: 1613-1645

Михаил Федорович Романов  Положил начало новой династии, будучи избраным в 16-летнем возрасте на царствование Земским собором в 1613 году. Принадлежал к древнему боярскому роду. Восстановил функционирование хозяйства и торговли в стране, доставшиеся ему в удручающем состоянии после Смутного времени. Заключил «вечный мир» со Швецией (1617 г.). При этом потерял выход к Балтийскому морю, но вернул обширные русские территории, завоеванные ранее Швецией. Заключил «вечный мир» с Польшей (1618 г.), потеряв при этом Смоленск и Северскую землю. Присоединил земли по Яику, Прибайкалью, Якутии, выход к Тихому океану.

Алексей Михайлович Романов (Тишайший). Годы правления: 1645-1676

 Алексей Михайлович Романов Вступил на престол в 16-летнем возрасте. Был мягким, добродушным и очень религиозным человеком. Продолжил реформу армии, начатую его отцом. Привлекал при этом большое количество иностранных военных специалистов, оставшихся без дела после окончания Тридцатилетней войны. При нем была проведена церковная реформа Никона, затронувшая основные церковные обряды и книги. Вернул Смоленск и Северскую землю. Присоединил Украину к России (1654 г.). Подавил восстание Степана Разина (1667-1671 гг.)

Федор Алексеевич  Романов. Годы правления: 1676—1682

 Федор Алексеевич РомановНедолгое царствование крайне болезненного царя было ознаменовано войной с Турцией и Крымским ханством и дальнейшим заключением Бахчисарайского мирного договора (1681 г.), в соответствии с которым Турция признала за Россией Левобережную Украину и Киев. Была проведена общая перепись населения (1678г.). Борьба со старообрядцами получила новый виток – был сожжен протопоп Аввакум. Умер в двадцатилетнем возрасте.

Петр I Алексеевич Романов (Великий). Годы правления: 1682-1725 (самостоятельно правил с 1689 г.)

Петр Алексеевич Романов  Предыдущий царь (Федор Алексеевич) умер, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. В результате на трон были венчаны одновременно два царя — малолетние братья Фёдора Алексеевича Иван и Петр при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны (до 1689 г. — регентство Софьи, до 1696 г. — формальное соправление с Иваном V). С 1721 года первый Император Всероссийский.

  Был ярым приверженцем западного уклада в жизни. При всей своей неоднозначности признан как приверженцами, так и критиками как «Великий государь».

  Его яркое правление ознаменовалось Азовскими походами (1695 и 1696 гг.) на турок, итогом которого стало взятие крепости Азов. Результатом походов стало в том числе осознание царем необходимости реформы армии. Старое войско было распущено – армию начали создавать по новому образцу. С 1700 по 1721 гг. — участие в тяжелейшей Северной войне со Швецией, результатом которой был разгром доселе непобедимого Карла XII и выход России к Балтийскому морю.

  В 1722—1724 годах крупнейшее внешнеполитическое мероприятие Петра Великого после Северной войны – Каспийский (Персидский) поход, закончившийся захватом Россией Дербента, Баку и других городов.

  За время своего правления Петр основал Санкт-Петербург (1703 г.), учредил Сенат (1711 г.) и Коллегии (1718 г.), ввел «Табель о Рангах» (1722 г.).

Екатерина I. Годы правления: 1725—1727

Екатерина I  Вторая жена Петра I. Бывшая служанка по имени Марта Крузе, взятая в полон в ходе Северной войны. Национальность неизвестна. Была любовницей фельдмаршала Шереметева. Позже её забрал к себе князь Меньшиков. В 1703 году приглянулась Петру, который сделал её своей любовницей, а в дальнейшем женой. Крестилась в православие, сменив имя на Екатерину Алексеевну Михайлову.

  При ней был создан Верховный тайный совет (1726 г.) и заключен союз с Австрией (1726 г.).

Петр II Алексеевич Романов. Годы правления: 1727—1730

Петр II Алексеевич Романов  Внук Петра I, сын царевича Алексея. Последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии. Вступил на престол в 11-летнем возрасте. Умер в 14 лет от оспы. Фактически управление государством осуществлял Верховный тайный совет. По воспоминанию современников, юный император отличался своенравием и обожал развлечения. Именно развлечениям, забавам и охотам посвящал всё своё время юный император. При нем был низвергнут Меньшиков (1727 г.), а столица была возвращена в Москву (1728 г.).

Анна Иоанновна Романова. Годы правления: 1730—1740

Анна Иоанновна Романова

  Дочь Ивана V, внучка Алексея Михайловича. Была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, который впоследствии успешно распустила. Вместо Верховного совета был создан кабинет министров (1730 г.) Столица была возвращена в Санкт-Петербург (1732г.). 1735—1739 гг. ознаменовались русско–турецкой войной, закончившейся мирным договором в Белграде. По условиям договора России отошёл Азов, но запрещалось иметь флот на Чёрном море. Годы её правления характеризуются в литературе, как «эпоха засилья немцев при дворе», или как «бироновщина» (по фамилии её фаворита).

Иван VI Антонович Романов. Годы правления: 1740—1741

Иоанн Антонович Романов  Правнук Ивана V. Был провозглашен императором в двухмесячном возрасте. Младенец был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона, но через две недели гвардейцы отстранили герцога от власти. Новым регентом стала мать императора Анна Леопольдовна. В двухлетнем возрасте был свергнут. Его недолгое царствование подверглось закону об осуждении имени — из оборота изъяли монеты с его изображением, были уничтожены все его портреты, были изъяты (либо уничтожены) все документы, содержащие имя императора. До 23 лет провел в одиночной камере, где (уже полубезумный) был заколот охраной.

Елизавета I Петровна Романова. Годы правления: 1741—1761

Елизавета Петровна РомановаДочь Петра I и Екатерины I. При ней впервые в России отменили смертную казнь. Был открыт университет в Москве (1755 г.). В 1756—1762 гг. Россия приняла участие в крупнейшем военном конфликте XVIII века — семилетней войне. В результате боевых действий русские войска захватили всю Восточную Пруссию и даже ненадолго взяли Берлин. Однако скоротечная смерть императрицы и приход к власти пропрусски настроенного Петра III свели на нет все военные достижения — завоеванные земли были возвращены Пруссии, был заключен мир.

Петр III Федорович Романов. Годы правления: 1761—1762

  Петр III Федорович РомановПлемянник Елизаветы Петровны, внук Петра I – сын его дочери Анны. Царствовал 186 дней. Любитель всего прусского, он прекратил войну со Швецией сразу после прихода к власти на крайне невыгодных для России условиях. С трудом говорил на русском. Во время его правления был издан манифест «О вольности дворянства», союз Пруссии и России, указ о свободе вероисповедания (все -1762 г.). Прекратил преследование старообрядцев. Был свергнут своей супругой и через неделю скончался (по официальной версии — от горячки).

Уже в период правления Екатерины II руководитель крестьянской войны Емельян Пугачёв в 1773 году выдавал себя за «чудом спасшегося» Петра III.

Екатерина II Алексеевна Романова (Великая). Годы правления: 1762—1796

  Екатерина II Алексеевна РомановаЖена Петра III. Максимально закрепостила крестьян, расширив полномочия дворянства. Значительно расширила территорию Империи в ходе русско-турецких войн (1768—1774 и 1787—1791 гг.) и раздела Польши (1772, 1793 и 1795 гг.). Правление ознаменовалось крупнейшим крестьянским восстанием Емельяна Пугачева, выдававшим себя Петром III (1773—1775 гг.). Была проведена губернская реформа (1775 г.).

Павел I Петрович Романов: 1796—1801       

  Павел I Петрович РомановСын Екатерины II и Петра III, 72-й великий магистр Мальтийского ордена. Вступил на престол в возрасте 42 лет. Ввел обязательное престолонаследие только по мужской линии (1797 г.). Значительно облегчил положение крестьян (указ о трехдневной барщине, запрет продавать крепостных без земли (1797 г.)). Из внешней политики достойны упоминания война с Францией (1798—1799 гг.) и итальянский и швейцарский походы Суворова (1799 г.). Убит гвардейцами (не без ведома сына Александра) в собственной спальне (задушен). Официальная версия – инсульт.

Александр I Павлович Романов. Годы правления: 1801—1825

  Александр I Павлович РомановСын Павла I. В царствование Павла I Россия разгромила французские войска в ходе Отечественной войной 1812 года. Итогом войны стал новый европейский порядок, закрепленный Венским конгрессом 1814—1815 гг. В ходе многочисленных войн значительно расширил территорию России – присоединил Восточную и Западную Грузию, Мингрелию, Имеретию, Гурию, Финляндию, Бессарабию, большую часть Польши.  Скоропостижно скончался в 1825 году в Таганроге от горячки. В народе долгое время бытовала легенда о том, что император, мучимый совестью за гибель отца, не умер, а продолжил жизнь под именем старца Федора Кузьмича.

Николай I Павлович Романов. Годы правления: 1825—1855

  Николай I Павлович РомановТретий сын Павла I. Начало правление ознаменовалось восстанием декабристов 1825 года. Был создан «Свод законов Российской империи» (1833 г.), проведена денежная реформа, реформа в государственной деревне. Была начата Крымская война (1853—1856 гг.), до разгромного конца которой император не дожил. Кроме того, Россия участвовала в Кавказской войне (1817—1864 гг.), Русско-персидской войне (1826—1828 гг.), Русско-турецкой войне (1828—1829 гг.), Крымской войне (1853—1856 гг.).

Александр II Николаевич Романов (Освободитель). Годы правления: 1855—1881

  Александр II Николаевич РомановСын Николая I. В его правление Крымская война была завершена унизительным для России Парижским мирным договором (1856 г.). В 1861 году было отменено крепостное право. В 1864 году была проведена земская и судебная реформы. Аляску продали США (1867 г.). Реформе подверглись финансовая система, образование, городское самоуправление, армия. В 1870 году были отменены ограничительные статьи Парижского мира. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 гг. вернул в состав России Бессарабию, утраченную во время Крымской войны. Погиб в результате террористического акта, совершенными народовольцами.

Александр III Александрович Романов (Царь-Миротворец). Годы правления: 1881—1894

  Александр III Александрович РомановСын Александра II. В его правление Россия не вела ни одной войны. Его правление характеризуется как консервативное и контрреформаторское.  Был принят манифест о незыблемости самодержавия, Положение об усилении чрезвычайной охраны (1881 г.). Проводил активную политику русификации окраин империи. Был заключен военно-политический Франко-русский союз с Францией, заложивший основу внешней политики двух государств вплоть до 1917 года. Этот союз предшествовал созданию тройственной Антанты. 

Николай II Александрович Романов. Годы правления: 1894—1917

  Николай II Александрович РомановСын Александра III. Последний Император Всероссийский. Тяжелый и неоднозначный период для России, сопровождавшийся серьезными потрясениями для империи. Русско-японская война (1904—1905 гг.) обернулась для страны тяжелым поражением и почти полным уничтожением русского флота. За поражением в войне последовала Первая русская революция 1905—1907 гг. В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну (1914—1918 гг.). Дожить до окончания войны императору было не суждено — в 1917 году он отрекся от престола в результате Февральской революции, а в 1918 году был расстрелян со всей семьей большевиками.

Источник: onhistory.ru

3. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Правление Алексея Михайловича Романова (1645—1676).

Во время правления Алексея Михайловича в России начинается распад феодализма. Начинается развиваться мануфактура (более 20), устанавливаются рыночные отношения (в связи с повсеместным развитием мелкотоварного производства), все большую роль в экономике страны начинает играть купечество.

При Алексее Михайловиче, прозванного Тишайшим, начались складываться предпосылки к образованию в России абсолютной монархии. Первым признаком абсолютизма стало Соборное уложение 1649 г., которое подчеркивало священность царской власти и ее неприкосновенность. В главе «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлялось крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Крестьяне лишались права судебного представительства по имущественным спорам.

В этот же период начинает падать значение земских соборов, последний из которых был созван в 1653 г., а сразу после этого создан Приказ тайных дел (1654—1676) для политического сыска.

В 1653 г. началась церковная реформа патриарха Никона по византийскому образцу.

С 1654 по 1667 гг. между Россией и Польшей шла война за возвращение исконных русских земель России и за присоединение Левобережной Украины. В 1667 г. между Россией и Польшей был подписан Андрусовский мир (1667), по которому России возвращались смоленские и новгород-северские земли, левобережная Украина и Киев (последний до 1669 г.).

Присоединение Украины требовало унификации церковных обрядов, образцом для которых Никон избрал византийские. Кроме того, правительство желало вообще объединить церкви не только Росси и Украины, но и восточных автокефальных церквей.

После присоединения Украины, Алексей Михайлович вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси», стал именоваться «Божией милостью великий государь, царь и великий князь всея Великие и Малые и Белые Русии самодержавец».

Реформы Никона породили такое явление, как раскол и движение старообрядчества, которое на начальном этапе принимало экзальтированные формы, а именно — крещение огнем, т.е. самосожжение. Особенно движение усилилось после церковного собора 1666—1667 гг., на котором они были преданы анафеме за их ересь. Отражение народного несогласия с политикой официальной церкви нашло в Соловецком восстании 1668—1676 гг.

Самовластная политика московского патриарха противоречила интересам светской власти, крепнущим элементам абсолютизма и не могла не вызвать царского недовольства. На соборе 1666—1667 гг. Ни­кон был низложен и под конвоем отвезен в Ферапонтов монастырь на Белоозере. Умер Никон в 1681 году.

В России началась смена сословно-представительской монархи монархией абсолютной: земские соборы больше не созываются, авторитет Боярской Думы упал, церковь была оттеснена на второй план светской властью, усиливается контроль правительства над жизнью страны, а само правительство находится под присмотром репрессивного аппарата (Приказ тайных дел), усиливается значение дворянства (происходит уравнение поместного владения с вотчинным). При этом становление абсолютизма происходит под знаком все усиливающегося социального гнета над населением — крестьянством и посадом.

Политика правительства Алексея Михайловича вызвало ряд народных возмущений, самыми значительными из которых были Соляной бунт (1648) и Медный бунт (1662).

Соляной бунт (это другое название Московского восстания) был инициирован грабительской политикой правительства Б.И. Морозова после проведения налоговой реформы: все косвенные налоги были заменены одним прямым — налогом на соль, в результате которого цена на нее выросла в несколько раз.

Медный бунт (или Московское восстание 1662 года) разразился из-за финансового кризиса: в 1654 г. правительство ввело медные деньги по курсу серебряных, в результате массового производства медных денег произошло их обесценивание, что привело к росту спекуляции и выпуску фальшивых монет (зачастую правящей верхушкой).

Источник: StudFiles.net

Превратности судьбы

Сегодня принято говорить о том, что династия Романовых прервалась после того как большевики расстреляли детей Николая 2. Это действительно факт, который нельзя оспорить. Но интересно другое – династия также началась с убийства ребенка. Речь идет об убийстве царевича Дмитрия, так называемое Угличское дело. Поэтому довольно символично, что династия началась на крови ребенка и закончилась на крови ребенка.

Популярные статьи:


Список правителей России

Начало правления династии романовых год

Северная война


Начало правления династии романовых год

Формирование личности Петра


Начало правления династии романовых год

Потешные полки


Начало правления династии романовых год

Флот Петра — создание и наследие


Начало правления династии романовых год

Полтавская битва


 

Последние добавления:

Источник: istoriarusi.ru

Михаил Федорович (1613 – 1645)

Михаил Федорович Романов

После смерти Ивана «Грозного» не осталось ни одного кровного наследника рода Рюриковичей, но на свет появилась новая династия – Романовы. Свои права на трон потребовал двоюродный племянник жены Иоанна IV, Анастасии Захарьиной, Михаил. С поддержкой простого московского народа и казачества он взял бразды правления в свои руки и начал новую эпоху в истории России.

Алексей Михайлович «Тишайший» (1645 – 1676)

Алексей Михайлович романов

Следом за Михаилом на трон сел его сын – Алексей. Он имел мягкий характер, за что и получил свое прозвище. Сильное влияние на него оказывал боярин Борис Морозов. Следствием этого стали Соляной бунт, восстание Степана Разина и другие крупные беспорядки.

Федор III Алексеевич (1676 – 1682)

Федор III Алексеевич Романов

Старший сын царя Алексея. После кончины отца по закону занял престол. Первым делом возвысил своих приближенных – постельничего Языкова и комнатного стольника Лихачева. Они не были родом из знати, но на протяжении всей жизни помогали становлению Федора III.

При нем была совершена попытка смягчения наказаний за уголовные преступления и отменено ампутирование конечностей как казнь.

Важным в правлении царя стал указ 1862 года об уничтожении местничества.

Иван V (1682 – 1696)

Иван V романов

На момент смерти старшего брата – Федора III – Ивану V было 15 лет. Его приближенные посчитали, что он не обладает навыками присущими царю и престол должен унаследовать младший брат, 10-летний Петр I. В итоге правление отдали сразу обоим, а старшую сестру Софью сделали их регентшей. Иван V был слаб, почти слеп и слабоумен. Во время своего правления он не принимал никаких решений. Его именем подписывали указы, а самого его использовали как выходного церемониального царя. На самом деле страной руководила царевна Софья.

Петр I «Великий» (1682 – 1725)

Петр I «Великий»

Как и старший брат, Петр занял место царя в 1682 году, но по своему малолетству не мог принимать какие-либо решения. Много времени он посвятил изучению военного дела, пока страной управляла его старшая сестра Софья. Но в 1689 году после того, как царевна решила единолично возглавить Россию, Петр I жестоко расправился с её сторонниками, а её саму заключил в Новодевичий монастырь. В его стенах она провела остаток своих дней и умерла в 1704 году.

На троне остались два царя – Иван V и Петр I. Но Иван сам отдал брату все полномочия и остался правителем лишь формально.

Получив власть, Петр провел ряд реформ: создание Сената, подчинение церкви государству, а также построил новую столицу – Санкт-Петербург. При нем Россия завоевала статус великой державы и признание стран Западной Европы. Также государство было переименовано в Российскую Империю, а царь стал первым императором.

Екатерина I (1725 – 1727)

Екатерина I

После смерти мужа – Петра I, заручившись поддержкой гвардии, она заняла трон. Новая правительница не обладала навыками ведения внешней и внутренней политики, сама этого не хотела, поэтому фактически страной управлял её фаворит – граф Меншиков.

Петр II (1727 – 1730)

Петр II

После смерти Екатерины I права на престол были переданы внуку Петра «Великого» – Петру II. Мальчику на тот момент было всего 11 лет. А уже спустя 3 года он скоропостижно умер от оспы.

Петр II уделял внимание не стране, а лишь охоте и удовольствиям. Все решения за него принимал все тот же Меншиков. После свержения графа молодой император оказался под влиянием рода Долгоруковых.

Анна Иоанновна (1730 – 1740)

Анна Иоанновна

После смерти Петра II Верховный тайный совет пригласил на трон дочь Ивана V Анну. Условием её восхождения на трон стало принятие ряда ограничений – «Кондиций». В них было указано, что новоиспеченная императрица не имеет права по единоличному решению объявлять войны, заключать мир, выходить замуж и назначать престолонаследника, а также некоторые другие предписания.

После получения власти Анна нашла поддержку у дворянства, уничтожила подготовленные правила и распустила Верховный тайный совет.

Императрица не отличалась ни умом, ни успехами в образовании. Огромное влияние на нее и на страну имел ее фаворит Эрнст Бирон. После ее смерти именно его назначили в регенты младенцу Ивану VI.

Правление Анны Иоанновны является темной страницей в истории Российской империи. При ней господствовал политический террор и пренебрежение русскими традициями.

Иван VI Антонович (1740 – 1741)

Иван VI Антонович

Согласно завещанию императрицы Анны на престол взошел Иван VI. Он был младенцем, а потому первый год «правления» прошел под руководством Эрнста Бирона. После власть перешла к матери Ивана – Анне Леопольдовне. Но фактически правление было в руках Кабинета министров.

Сам же император всю жизнь провел в заключении. А в возрасте 23 лет был убит тюремной охраной.

Елизавета Петровна (1741 – 1761)

Елизавета Петровна

В результате дворцового переворота при поддержке Преображенского полка к власти пришла внебрачная дочь Петра «Великого» и Екатерины. Она продолжила внешнюю политику своего отца и положила начало эпохе Просвещения, открыла Государственный Университет имени Ломоносова.

Петр III Федорович(1761 – 1762)

Петр III Федорович

Елизавета Петровна не оставила прямых наследников по мужской линии. Но еще в 1742 году позаботилась о том, чтобы линия правления Романовых не закончилась, и назначила своим наследником племянника, сына своей сестры Анны – Петра III.

Новоиспеченный император управлял страной всего полгода, после чего был убит в результате заговора, возглавляемого его женой – Екатериной.

Екатерина II «Великая» (1762 – 1796)

Екатерина Вторая

После гибели своего мужа Петра III стала единолично управлять империей. Из нее не получилось ни любящей жены, ни матери. Все свои силы она отдала укреплению позиции самодержавия. При ней были расширены границы России. Также ее правление повлияло на развитие науки и образования. Екатерина провела реформы и поделила территорию страны на губернии. При ней в Сенате было учреждено шесть департаментов, а Российская империя получила гордое звание одной из самых развитых держав.

Павел I (1796 – 1801)

Павел I

Нелюбовь матери оказала на нового императора сильное влияние. Вся его политика была направлена на то, чтобы зачеркнуть все, что она сделала за годы своего правления. Он пытался сосредоточить всю власть в своих руках и свести к минимуму самоуправление.

Важным шагом в его политике является указ о запрете престолонаследования женщинами. Такой порядок продлился вплоть до 1917 года, когда правление рода Романовых подошло к концу.

Политика Павла I способствовала небольшому улучшению жизни крестьян, но позиции дворянства были сильно снижены. В результате уже в первые годы правления против него начал готовиться заговор. Недовольство императором возрастало в самых разных слоях общества. Итогом стала смерть в собственной комнате во время государственного переворота.

Александр I (1801 – 1825)

Александр I

Занял престол после гибели отца, Павла I. Именно он участвовал в заговоре, однако ничего не знал о готовящемся убийстве и всю жизнь мучился от чувства вины.

При его правлении увидели свет несколько важных законов:

  • Указ о «вольных хлебопашцах», по которому крестьяне получили право выкупить себя с землей по договоренности с помещиком.
  • Постановление о проведении реформы образования, после которой пройти обучение могли представители всех сословий.

Император обещал народу принятие конституции, но проект так и остался незавершенным. Несмотря на либеральную политику, масштабных изменений в жизни страны так и не произошло.

В 1825 Александр подхватил простуду и умер. Ходят легенды, что император инсценировал свою смерть и стал отшельником.

Николай I (1825 – 1855)

Николай I

В результате смерти Александра I бразды правления должны были перейти в руки его младшего брата Константина, но он добровольно отказался от титула императора. Так престол занял третий сын Павла I Николай I.

Сильнейшее влияние на него оказало воспитание, основанное на жестком подавлении личности. Рассчитывать на престол он не мог. Ребенок рос в угнетении, терпел физические наказания.

Учебные путешествия во многом повлияли на взгляды будущего императора – консервативные, с ярко выраженной антилиберальной направленностью. После смерти Александра I Николай проявил всю свою решительность и политические способности и, несмотря на массу несогласных, взошел на престол.

Важным этапом в становлении личности правителя стало восстание декабристов. Оно было жестоко подавлено, порядок восстановлен, а Россия присягнула на верность новому монарху.

На протяжении всей жизни император считал своей целью подавление революционного движения. Политика Николая I привела к крупнейшему внешнеполитическому поражению в ходе Крымской войны 1853 – 1856 годов. Неудача подорвала здоровье императора. В 1955 году случайная простуда лишила его жизни.

Александр II (1855 – 1881)

Александр II

Рождение Александра II привлекло к себе огромное внимание со стороны общества. В это время его отец даже не представлял его на месте правителя, однако юному Саше уже была уготована участь наследника, поскольку ни у кого из старших братьев Николая I не было детей мужского пола.

Юноша получил хорошее образование. Он овладел пятью языками, в совершенстве знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию. Для него проводились специальные курсы под руководством влиятельных деятелей и министров.

За время своего правления Александр провел много реформ:

  • университетскую;
  • судебную;
  • военную и другие.

Но самой важной по праву считается отмена крепостного права. За этот ход его прозвали царем-освободителем.

Тем не менее, несмотря на нововведения, император оставался верен самодержавию. Такая политика не способствовала принятию конституции. Нежелание императора выбрать новый путь развития вызвало активизацию революционной деятельности. В итоге ряд покушений привел к смерти государя.

1 марта 1881 года Александр II был убит членами организации «Народная воля».

Александр III (1881 – 1894)

Александр Третий

Александр III был вторым сыном Александра II. Так как изначально он не был наследником престола, он не считал нужным получать должное образование. Лишь в сознательном возрасте будущий правитель в ускоренном темпе приступил к подготовке для царствования.

В результате трагической гибели отца власть перешла к новому императору – более жесткому, но справедливому.

Отличительной чертой царствования Александра III стало отсутствие войн. За это он был прозван «царем-миротворцем».

Умер он в 1894 году. Причиной смерти стал нефрит – воспаление почек. Причиной заболевания считается как крушение императорского поезда на станции Борки, так и пристрастие императора к спиртному.

Вот практически и все семейное генеалогическое древо рода Романовых с годами правления и портретами. Отдельное внимание стоит уделить последнему монарху.

Николай II (1894 – 1917)

Николай II

Сын Александра III. На престол взошел в результате скоропостижной кончины отца.
Он получил хорошее образование, направленное на военное воспитание, учился под руководством действующего царя, а его преподавателями были выдающиеся русские ученые.

Николай II быстро освоился на троне и стал продвигать самостоятельную политику, чем и было вызвано недовольство части его окружения. Основной целью правления он сделал утверждение внутреннего единства империи.
Мнения о сыне Александра весьма разрознены и противоречивы. Многие считают его чересчур мягким и слабохарактерным. Но также отмечается его сильная привязанность к семье. Он не расставался с женой и детьми до последних секунд жизни.

Николай II сыграл большую роль в церковной жизни России. Частые паломничества сблизили его с коренным населением. Число храмов за время его царствования увеличилось с 774 до 1005. Позже последнего императора и его семью причислили к лику святых Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ).

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года после Октябрьской революции 1917 года царская семья была расстреляна в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге. Считается, что приказ отдали Свердлов и Ленин.

На этой трагичной ноте заканчивается правление царского рода, которое продолжалось на протяжении более чем трех веков (с 1613 по 1917 года). Эта династия оставила огромный след в становлении России. Именно ей мы обязаны тем, что имеем сейчас. Только благодаря правлению представителей этой фамилии в нашей стране было ликвидировано крепостное право, запущены образовательная, судебная, военная и многие другие реформы.

 романовы древо

Схема полного генеалогического древа с годами правления первых и последних монархов из семьи Романовых наглядно показывают, как из обычной боярской семьи получился великий род правителей, прославивших царскую династию. Но и сейчас можно проследить за становлением продолжателей род. На данный момент живы и здравствуют потомки императорской семьи, которые могли бы претендовать на престол. «Чистой крови» уже не осталось, но факт остается фактом. Если Россия снова перейдет к такой форме правления, как монархия, то новым царем может стать продолжатель древнего рода.

генеалогическое древо романовых

Стоит отметить, что большинство русских правителей прожили сравнительно недолго. После пятидесяти скончались только Петр I, Елизавета I Петровна, Николай I и Николай II. А порог в 60 лет преодолели Екатерина II и Александр II. Все остальные погибли в довольно раннем возрасте по причине болезни или государственного переворота.

Источник: tv-gubernia.ru


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.