Аскольд и дир годы правления

Аскольд – один из древнейших исторически засвидетельствованных правителей на Руси. В 862 г. в составе «приглашенных» варягов Рюрика пришел на Русь. Вместе с Диром осуществили знаменитый поход на Византию и стали правителями Киева. В 882 г. во время объединения Северной и Южной Руси в одно государство был убит воинами князей Олега и Игоря.

Путь на Киев

Имя Аскольда связано с самым началом русской истории. Когда, согласно рассказу «Повести временных лет» под 862 г., Рюрик стал раздавать города на севере Руси мужам своим, двое варягов – Аскольд и Дир, отпросились у него в поход на Византию вместе со «своим родом».

Архангелогородский Летописец сообщает, что Аскольд и Дир в 863 г. были рядом со Смоленском, но не обосновались в нем, потому что это был «большой город» и нужно было много сил, чтобы его завоевать. Далее в 864 г. они остановились в Киеве, по словам летописи, «небольшом городке», который платил дань хазарам. По мнению некоторых ученых, например, Х. Ловмяньского, Аскольд и Дир не завоевывали Киев, а город их «призвал на княжение», то есть заключил договор («ряд»), подобно тому, как это бывало в Новгороде и Северной Руси.


Установив свою власть над Киевом и местным племенем полян, Аскольд и Дир, по данным русских летописей, вели войны и с другими народами – полочанами, кривичами, древлянами, уличами, а также с болгарами и печенегами. Никоновская летопись (XVI в.) даже сообщает о том, что в 864 г. в Болгарии был убит «Оскольдов сын». На основании уже сведений Иоакимовской летописи В. Н. Татищев считал, что сына Аскольда убили греки, и это свидетельствует о войне Руси с греками еще до известного по летописям похода на Царьград.

Поход на Царьград

В 866 г., как сообщает Повесть временных лет, Аскольд и Дир, собрав дружину из «многих варягов», совершают поход на Византию на 200 кораблях. В византийских источниках действительно сообщается о крупном набеге руси, но несколько раньше, в 860 г. Новгородская первая летопись помещает это событие в запись с еще более ранней датой – 854 г.

Большинство историков в настоящее время считает, что именно византийская дата, 860 год, является наиболее достоверной. Ранние даты в русских летописях изначально отсутствовали и были приурочены к годам правления императоров в византийских хрониках. Некоторые исcледователи отмечают, что сам эпизод похода описан, скорее, с византийской, чем с русской точки зрения и мог быть скопирован в летописи из византийских хроник.


гласно всем источникам поход окончился неудачей из-за бури, которая внезапно поднялась (ей предшествовали молитвы императора и патриарха и опускание в воду ризы Богородицы) и разметала корабли Руси. К сожалению, греческие авторы не упоминают имена предводителей похода, но при этом по их рассказу создается впечатление, что им руководил все же один человек. Новгородские летописцы так же, как и византийцы, не упоминают в связи с этими событиями имен Аскольда и Дира.

Жертвы лжекупцов

В 882 г. новгородский князь Олег вместе с Игорем (еще малолетним – если верить Повести временных лет) предпринял большой поход на Киев. Приплыв к городу, Олег остановился в урочище на берегу Днепра. Прикинувшись купцом, да еще сказавшись больным, князь пригласил к себе на встречу Аскольда и Дира. Во время встречи Олег заявил, что только Игорь, сын Рюрика, и он сам, как его родич, имеют права на княжение в Киеве. После этого выскочившие из ладей воины Олега убили Аскольда и Дира.

В описании этих событий много неясного. С одной стороны, если изложение событий в летописях верно, непонятно, почему Аскольд и Дир вышли к ладьям не известных им «купцов», не заподозрив засады. С другой стороны, если, как считают некоторые историки, дружина князей-соправителей была так немногочисленна, что им самим приходилось встречать купцов, то непонятно, зачем Олегу было нужно пускаться на подобную хитрость.


Согласно предположениям ряда исследователей Аскольда и Дира заманили в ловушку, дав им понять, что с ними хотят установить связь противники Олега и «рода Рюрика» в борьбе за власть над всей Русью. Может быть, потомки братьев Рюрика – Синеуса или Трувора? Целью Олега в любом случае было не только убийство Аскольда и Дира, но и утверждение «рода Рюрика» единственно законными правителями Руси.

Переход власти над Киевом к Олегу и Игорю – не единственный вопрос, который задали исследователям летописи в отношении Аскольда и Дира. Самые первые из них: кем на самом деле приходились Рюрику эти варяги, и было ли их на самом деле двое?

Аскольд – сын Рюрика?

Историки давно обратили внимание на то, с какой старательностью летописец Повести временных лет показывает, что Аскольд и Дир не принадлежали к «роду» Рюрика и, соответственно, приоритет власти над Киевом законно принадлежал именно Игорю. Под 862 г. он пишет о них: были у Рюрика два мужа, которые не были родственниками его, но были боярами. А в записи 882 г. подчеркивает, что полноправные князья Руси только из рода Рюрика.

Новгородская первая летопись, сохранившая более ранний пласт сведений о начале русской истории, указывает, что информаторы Олега в Киеве называли Аскольда и Дира братьями. При этом она не упоминает ни о том, что они были боярами Рюрика, ни о том, что они были вообще с Рюриком знакомы. Архангелогородский Летописец, в свою очередь, пишет об Аскольде и Дире, что они не принадлежали ни к княжескому, ни к боярскому роду.


В. Н. Татищев высказал предположение, что Аскольд был на самом деле сыном Рюрика и пасынком овдовевшей в 879 г. «княгини Рюриковой». Исследователь обратил внимание на то, что в Иоакимовской летописи в отличие от других упоминается только Аскольд. Дир, по мнению историка, появился из-за ошибки летописцев, принявших за имя сарматское по происхождению слово «тирар», что значит пасынок. Стоит, наверное, прислушаться внимательнее к аргументам В. Н. Татищева. Хоть и написано, что Аскольд не от рода Рюрика, однако последний его не отпустил бы с войском. Не был бы он князь и не получил бы он войска, то и в Киеве не смог бы княжение принять. Отсюда, считает первый русский историк, и зависть Олега к Аскольду и желание его убить.

Двое или один?

Гипотеза В. Н. Татищева, хотя и объясняет, почему русские летописцы задним числом так отстаивали приоритет именно Игоря (как победителя) перед Аскольдом на власть в Киеве, не пользовалась популярностью в науке. Зато идея о том, что Аскольд и Дир – это один и тот же человек, нашла немало сторонников.

Скандинавское имя Аскольда, как полагает большинство историков, звучит как Hoskuldr. Имя Дира находит ближайшие аналогии в древнесеверных языках – Djor, Djur, что, по мнению многих исследователей, означает «Зверь», эсхатологический образ в традиционной культуре.


есть, «Дир» могло быть прозвищем Аскольда. В последние годы в историографии широко обсуждается возможность того, что Аскольд и Дир, будучи все же личностями реальными, правили в Киеве, но не одновременно. Совмещение Аскольда и Дира в летописи как «соправителей» в период 862-882 гг., – писал известный ученый Г. С. Лебедев, – безусловно, искусственная конструкция. Одним из аргументом в пользу гипотезы о разновременном правлении Аскольда и Дира называют сообщения летописи о хоть и почетных, но все же разных местах их погребений на территории Киева. Это действительно выглядит странно, если учесть переданные летописью обстоятельства их одновременной гибели.

Датой, когда произошла смена власти, называют 860 г., время похода Руси на Царьград. Причем, по мнению Г. С. Лебедева, Дир правил Русью в 838-860 гг., то есть начал еще до 862 г. В качестве аргумента гипотезы о том, что Дир правил раньше Аскольда, часто приводится сообщение арабского автора Х в. ал-Масуди в сочинении «Золотые луга» о первом из славянских царей.

Аскольд – сын Одина?

Существуют в науке и сомнения в исторической реальности Аскольда. Например, Владимир Егоров, указывая на скудность исторических свидетельств и их противоречия, предполагает, что Аскольд и Дир были легендарными персонажами в летописи. По его мнению, их имена представляют собой измененное написание имен сыновей скандинавского бога Одина – Скольда и Тюра, легенды о которых могли быть занесены на Русь с варягами. Польский хронист Ян Дуглош (XV в.) считал, что Аскольд и Дир были потомками «полянской династии» основателей Киева, наследниками Кия, Щека и Хорива. Эта гипотеза поддерживалась позднее и другими авторами, стремившимися показать приоритет Киевской Руси перед Русью Рюрика.


Ярким свидетельством реальности Аскольда является проникновение на Русь христианства в период его правления.

Евангелия не горят!

Под 876 г. находим в Никоновской летописи повествование о первом крещении Руси при Аскольде. После неудачного похода на Царьград русы решили креститься, и император прислал на Русь архиерея. Князья хотели увидеть знамение и предложили архиерею бросить в огонь Евангелие, чтобы убедиться в силе учения Христа. Евангелие осталось нетронутым огнем, и Русь, потрясенная увиденным чудом, крестилась.

В. Н. Татищев первым из русских историков обратил внимание на сведения о крещении Руси при Аскольде и в византийских источниках, в которых также содержится сюжет о чуде несгоревшего в огне Евангелия. По его мнению, летописец Нестор удостоверяет крещение Аскольда убийством его от Олега и возведением христианами на месте его захоронения церкви святого Николая. Имя Николай, Аскольд, вероятно, принял при крещении. Историк высказывает предположение, что возможной причиной смерти Аскольда было нежелание киевлян принять крещение, которые потому и вступили в сговор с Олегом. Его можно почитать за первого святого мученика на Руси, и только из-за «неведения истории» его имя в святцы не внесено.


Хазарский «след»

По Повести временных лет Аскольд и Дир стали править Киевом вместо хазар, которым поляне ранее (с 859 г.) платили дань. Но ведь эта же летопись сообщает, что полян освободил от хазарской власти Олег после захвата им Киева. Поэтому многие ученые считают, что для того, чтобы утвердиться в Киеве, Аскольд и Дир должны были или могли признать себя вассалами хазар.

Важную роль в сложившейся в Киеве политической конструкции могли играть также находящиеся в восточноевропейских степях венгры, которые в этот период подчинялись Хазарскому каганату. Об их присутствии в Киеве свидетельствуют и местные топонимы угорского происхождения.

Русская летопись рассказывает, что после убийства Аскольда его тело отнесли на Угорскую гору, где был «Олъмин двор», там же захоронили. На месте погребения, согласно сообщению Повести временных лет, Олъма и возвел церковь св. Николы. Историк Г. В. Вернадский предположил, что за таинственным Оломой Повести, судя по всему, достаточно значимой личности в древнем Киеве, скрывается хорошо известный венгерский воевода Альмош, бывший в этот период вассалом хазарского кагана.

Началось ли русское летописание при Аскольде?

Известный ученый Б. А. Рыбаков, проанализировав сообщения Никоновского летописного свода за 867–889 годы, реконструировал их как самую раннюю древнерусскую летопись. Начата она была, по мнению исследователя, после крещения Руси при Аскольде и после изобретения славянской письменности солунскими братьями.


Споры по поводу реконструкции Б. А. Рыбаковым так называемой «Аскольдовой летописи» и отнесения, таким образом, начала составления русских летописей ко времени Аскольда до сих пор не утихают в научном мире. Будущие исследования покажут, был ли действительно этот человек вдохновителем первых русских книжников, но то, что он навсегда вошел в древнюю историю Руси, уже неоспоримо.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Источник: www.BankGorodov.ru

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве и принявшие христианство.  Летопись называет их родственниками, не уточняя степень родства.

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход в 862 году на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании. Так или иначе, отправившись вниз по Днепру.

Завидев на Днепре городок, спросили: «Чей это городок?». Им ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».


Это был город Киев. Аскольд и Дир завладели ими и, по Карамзину, «начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве».

В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул. Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

В июне 860 года русы совершили поход на Константинополь: они высадились, окружили город и опустошили все окрестности.

Летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник. Летописец буквально приводит описание осады продолжателя Георгия Амартола, прибавив только имена Аскольда и Дира :

«Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».


Патриарх Фотий повествует о том, что положив все упования на помощь Владычицы, он обносил по городским стенам чудотворную ризу Богоматери, после чего осаждавшие отступили. О детали погружения ризы в воду он не упоминает .

Между тем, поход 860 г. — наиболее грандиозное внешнеполитическое предприятие древней Руси, обозначившее выход нового государства на международную арену. Именно в результате этого похода, не позднее 867 г., руссы заключили мир с Византийской империей и, по словам константинопольского патриарха Фотия, «поставили себя в ряду наших подданных и друзей», то есть вошли в число союзников Империи.

Более того, в написанном в начале 867 г. «Окружном послании» к иерархам Восточной церкви патриарх Фотий сообщает, что руссы, еще недавно «дерзнувшие поднять руку против Ромейской державы», ныне «переменили эллинское и нечестивое учение, которого держались раньше, на чистую и неподдельную христианскую веру» и «приняли епископа и пастыря и с великим усердием и ревностью приемлют христианские верования».

Сведения о крещении руссов (в том числе и русского князя) и посылке к ним епископа содержатся и в других византийских источниках, в частности в Хронике т. н. Продолжателя Феофана и других византийских хрониках (правда, здесь инициатива крещения Руси приписана не Фотию, а его политическим противникам — сменившему его на кафедре патриарху Игнатию и императору Василию I Македонянину). Из этих хроник известие о крещении Руси в IX веке попало и в русские летописи и хронографы (начиная с XVI в.).

Никоновская летопись содержит уникальные сведения об Аскольде и Дире.

Так, под 864 годом сообщается об убиении «Осколдова сына» «от болгар» (волжских или дунайских, неясно).

Под 865 годом — о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они «много зла сътвориша»).

Под 867 годом — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских «мужей», бежавших от Рюрика.

Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 года.

«По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире», — пишет свт. Филарет (Гумилевский).

Хронограф Кедрина сообщает, что после неудачной осады греческой столицы «пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было».

В Никоновской летописи (в статье под 876 годом ) содержится отдельный рассказ «О князи рустем Осколде», в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней. Увидев это, руссы «вси крестишася».

Весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе. Составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда. С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).

Согласно гипотезе академика В. И. Ламанского, крещение Аскольда (с именем Николай) и киевлян совершили апостолы славянского просвещения святые Кирилл и Мефодий. Именно они, по мнению ряда историков, возглавляли миссию, направленную Фотием на Русь.

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.

«Повесть…» сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд других земель, подошёл к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир. Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за Аскольдом и Диром, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и Игоря княжича». Когда же те пришли, воины вышли из ладей и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.

Никоновская летопись, компиляция различных источников XVI века, приводит более подробный рассказ об этом захвате. Олег высадил часть своей дружины на берег, обговорив тайный план действий. Сам, сказавшись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру извещение, что везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те влезли в ладью, будто бы больной Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь» — и тут же убил их.

По Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

Надо признать, что сведения об Аскольде и Дире в летописях носят во многом легендарный характер. По-настоящему нам о них почти ничего не известно.

Более того, историки уже давно высказывают сомнения и в том, что Аскольд и Дир действительно были соправителями или даже современниками друг друга; вполне возможно, что таковыми их сделал летописец.

Так, известно, что могилы Аскольда и Дира находились в разных частях Киева (могила Аскольда «на горе, еже ся ныне зоветь Угорьское, кде ныне Олъмин двор»; могила же Дира «за святою Ориною», то есть в так называемом «городе Ярослава»), хотя, по летописи, они были убиты вместе.

D090D181D0BAD0BED0BBD18CD0B4_D182D0B0_D094D196D180

Аскольд и Дир. Радзивилловская летопись

005299

Аскольд и Дир просят Рюрика отпустить их в поход на Царьград. Прибытие в Киев. Миниатюра. Радзивиловская летопись

content_askol_and_dir

«Рюрик разрешает Аскольду и  Диру отправиться с походом на Царьград»

58d8b0d6ab4e

Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век

Олег показывает маленького Игоря250px-11_1_List_of_Radzivill_Chron

 Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

iid529f548aa60b0df9ed8f081401a718a2ampn24

Иван Билибин. «Аскольдова могила».

8eee58b45fee1Карта  IX-X вв.

Литература: Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo…htm
Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo…htm
Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов:
http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.htm#_Toc95226116
Филарет (Гумилевский), свт. История русской Церкви. Период первый. Гл. I, 2 Б) При Аскольде и Дире, М.,1888г.
Творогов О. В. Сколько раз ходили на Царьград Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. № 2. С. 54—59
Использованные материалы: Повесть временных лет (в переводе Д.С.Лихачева):
http://old-russian.chat.ru/01povest.htm
Русская Православная Церковь. Очерки истории.Крещение славян (россов) в IХ в.:
http://www.sedmitza.ru/text/436354.html
Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов
Карпов А.Ю. Аскольд:http://www.portal-slovo.ru/history/39088.php
Аскольд и Дир: загадка первых киевских князей © Русская Семерка russian7.ru

Источник: deduhova.ru

Аскольд и Дир

864-882?

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 

XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Аскольд и Дир

Аскольд и Дир (2-я пол. IX в.) — киевские князья. В 860, зная, по словам летописца, о тяжелом внешнеполитическом положении Византии, совершили успешный поход на Константинополь («идоща на Царьград»). В 882 Аскольд и Дир были обманом вызваны за крепостные стены и убиты новгородским князем Олегом, решившим отныне править в Киеве.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


АСКОЛЬД — легендарный варяг, бывший в 864-882 гг. Киевским князем. + 882 г.

«Повесть временных лет» сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа — Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: «Чей это город?» Тамошние жители ответили: «Было три брата — Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.

В 866 году аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.

Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.

В 879 году на севере умер Рюрик, передав княжение Олегу, родичу своему, и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот был еще очень мал. Три года спустя Олег выступил в поход, взяв с собою много воинов, и пришел к горам Киевским, и узнают Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Он спрятал своих воинов в ладьях, других оставил позади, .а сам послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де мы, купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика». И так убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли. А Олег сел княжить в Киеве.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.


АСКОЛД (Осколд, Аскольд) и ДИР (ск. 882?), бояре новгородского князя Рюрика.

Согласно “Повести временных лет”, Асколд и Дир “отпросились” у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Асколд и Дир спросили у местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Асколд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.

Воскресенская и другие летописи сообщают, что Асколд и Дир воевали с древлянами и уличами. А в Иоакимовской летописи говорится, что Асколд успешно воевал с хазарами.

В 866 Асколд и Дир пошли в поход на Константинополь. 200 русских военных кораблей ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград. Однако поднявшаяся буря разбила русские суда о прибрежные скалы и лишь немногим удалось возвратиться домой.

В Никоновской летописи под 864 сообщается о гибели сына Асколда “от болгар”, под 865 — о походе Асколда и Дира на полочан, “которым они много зла сотворили”, под 867 — о возвращении их из-под Царьграда с остатком дружины и об избиении ими множества печенегов. Там же говорится о крещении киевских русов вместе с их князьями. Это событие произошло около 874 и подтверждается византийскими хрониками.

В 882 новгородский князь Олег Вещий заманил Асколда и Дира в киевское предместье Угорское, где они были убиты. Асколд был похоронен на Угорской горе. Над его могилой впоследствии была поставлена церковь Свт. Николая. А Дирова могила, отметил летописец, находится за церковью Св. Ирины.

Историки высказали предположение, что Асколд и Дир были не боярами Рюрика, а являлись потомками князя Кия.

О. М. Рапов

Русское небо


Литература:

Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси. IX — первая половина Х в. М., 1980.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Источник: www.hrono.ru

Рассказ о княжении Аскольда и Дира в Киеве, об их походах и гибели приведён ниже так, как он излагается в древнерусских летописях.

Варяги (норманны) Аскольд и Дир, два дружинника первого русского князя Рюрика, не получившие в управление городов, отпросились у него идти со своими родичами в Константинополь искать счастья. Отправились Аскольд и Дир обычным путем варягов – поплыли по Днепру мимо Смоленска, города кривичей, мимо Любеча, города северян, и дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом, по имени Кия, который некогда основал здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрою Лыбедью. Узнали также, что киевляне платят дань хазарам.

Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место: они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь; набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в этой стране племени полян.

Так явилось новое Русское государство на среднем течении Днепра.

Недолго усидели на одном месте воинственные Аскольд и Дир: привыкли они к боевым тревогам, и скучна была для них мирная жизнь, а тут еще то и дело приходилось им слышать от бывалых людей баснословные рассказы о дивных богатствах столицы Византии, Константинополя, о необычайной его роскоши. Слышали они часто о том, что греки – народ слабый, изнеженный, что они боятся войны, что готовы скорее золотом откупаться от врагов, чем встречаться с ними в поле или море с оружием в руках.

Соблазн был очень велик. Добраться до Константинополя было не особенно трудно. Начались приготовления к походу. И вот собрались непоседливые, предприимчивые удальцы с разных сторон к Аскольду и Диру, охотники до воинских утех и богатой добычи, и пустились на двухстах лодках в путь. Легко было плыть по течению Днепра до самых порогов его, здесь приходилось с немалым трудом проводить лодки между камнями, а в иных местах надо было волочить их по земле, а кое-где нести и на плечах. Затем опять течение широкого Днепра несло ладьи дружины Аскольда и Дира в Черное море. В затишье приходилось плыть по морю на веслах, а при попутном ветре поднимались паруса, и легкие ладьи быстро скользили по поверхности моря – неслись, словно чайки морские, по широкому его простору.

Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

 

Напали руссы на Константинополь врасплох. Император Михаил III был в это время с войском в Азии, у восточных пределов империи. Ужас охватил все население роскошной столицы, когда из соседних прибрежных селений беглецы принесли страшную весть, что множество русских лодок плывет к столице. Заперли городские ворота, расставили в разных местах по стене городской и по башням стражу и послали к императору весть о беде.

Страшны были для изнеженных византийцев суровые северные воины Аскольда и Дира. Это были рослые, рьяные и крепкие люди со светло-русыми волосами, бритыми подбородками; тяжелые шлемы покрывали их головы; грудь защищена была кольчугой; сверх нее накидывали они плащи, углы которых соединялись на правом плече запонкой. Тугие луки, острые оперенные стрелы, дротики, копья, тяжелые секиры (топоры) и обоюдоострые мечи составляли наступательное оружие этих воинов. Большие, полукруглые сверху и заостренные снизу щиты хорошо охраняли их от вражьих ударов.

 

 

Подошло войско Аскольда и Дира с моря к Константинополю, высадилось на берег, отрядами рассеялось по окрестным селам и беззащитным предместьям столицы и, по свидетельству византийцев, принялось страшно свирепствовать, разорять их, истреблять все мечом и огнем. Ни старому, ни малому пощады не было; ни вопли детей, ни мольбы матерей – ничто не трогало свирепых воителей! Отчаяние овладело жителями столицы. Духовенство беспрерывно совершало молебствия в церквах; они полны были молящимися. Патриарх Фотий говорил проповеди. Он называл нашествие дружины Аскольда и Дира карою, посланной Богом за пороки и тяжкие грехи, в которых погрязло население столицы.

«Народ жестокий и дерзкий, – говорил он, – разоряет и губит все: нивы, жилища, стада, женщин, детей, старцев, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее…»

Указывал патриарх и на малодушие жителей, обезумевших от страха.

«Не вопите, не шумите, перестаньте плакать, молитесь спокойно, будьте мужественны!» – увещевал он их.

Но все напрасно: страх был сильнее его красноречия! Руссы у стен города насыпали огромный вал, добрались до верха стены, и жители трепетали от ужаса, что враги вот-вот ворвутся в город… Но этого не случилось – Аскольд и Дир совсем неожиданно для осажденных поспешно ушли из-под стен Константинополя. Буря ли, поднявшаяся на море, или весть о приближении императора с большим войском побудила их к этому, неизвестно. Долго после того сохранялось у греков предание об этом первом нападении на их столицу руссов. Есть известие, что около этого времени некоторые из них приняли христианство от греков.

Русские летописи датируют этот поход Аскольда и Дира 866 годом. Но византийские источники с большей достоверностью относят время первой осады русскими Константинополя к июню 860 года.

Олег показывает младенца Игоря Аскольду и Диру. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

 

Согласно русским хроникам, Аскольд и Дир продолжали после этого княжить в Киеве. Но когда в 879 году умер правивший в Новгороде Рюрик, его преемник Олег (опекун малолетнего сына Рюрика, Игоря) двинулся с большой дружиной, чтобы сделать завоевания на юге. Взяв Смоленск и Любеч, Олег подошёл к Киеву (882). Но он опасался открытой битвы с Аскольдом и Диром, имевшими много воинов. Олег оставил свою дружину позади и приблизился к Киеву с несколькими лодками, выдавая себя и своих спутников за купцов, которые едут торговать в Константинополь. Не подозревая злого умысла, Аскольд и Дир вышли на берег без сильной стражи. Тут по условному знаку на них бросились спрятанные в лодках Олега бойцы.

– Вы не князья и не княжеского рода, – сказал им Олег и прибавил, указывая на сидевшего рядом с ним маленького Игоря, – а вот сын Рюрика.

Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

 

Воины Олега убили Аскольда и Дира. Погребли их у берега Днепра на горе (доныне одна прибрежная гора у Киева называется Аскольдовой могилой). А киевляне подчинились власти Олега, который соединил в одно государство всю Русь, кроме подчинённой хазарам земли племени вятичей.

 

Источник: rushist.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.