1676 1682 год в истории россии

Правление Федора Алексеевича (1676-1682)

 

Федор Алексеевич получил прекрасное образование. Его наставником был белорусский монах Симеон Полоцкий, который привил царевичу любовь к философии, риторике и стихосложению. Царь хорошо знал польский и латинский языки. Провел ряд важных реформ – в частности, отменил местничество. Федор Алексеевич, получивший основы светского образования, был противником вмешательства церкви в светские дела. Он установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав процесс, который уже при Петре I завершился ликвидацией патриаршества. Однако Федор процарствовал недолго – всего 6 лет. Он был слабым, болезненным человеком, страдал параличом и цингой, и умер в 20-летнем возрасте.

1676–1680: Русско-турецкая война. Османская империя предприняла безуспешную попытку овладеть Правобережной Украиной и Киевом. Война закончилась победой России. Был заключен Бахчисарайский мирный договор, закрепивший объединение Левобережной Украины с Россией.


1678: Проведена общая перепись населения.

1679: Введено подворное обложение прямыми налогами. Это пополнило казну, но усилило крепостной гнет.

1679–1680: Сделана попытка смягчить уголовные наказания. В частности, за воровство было отменено отрубание рук.

1681: Введено воеводское и местное приказное управление – одна из самых важных подготовительных мер для губернской реформы Петра I.

1682: Отменено местничество, существовавшее в России с конца XV века. До Федора государственный аппарат формировался по принципу местничества. Должности распределялись в соответствии со знатностью претендентов: чем знатнее были предки претендента, чем выше они стояли, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять. Теперь этот пережиток старины уходил в историю. Были сожжены все разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Отмена местничества давала возможность продвижения по службе не очень знатным, но образованным и предприимчивым людям.

1682: Усилены гонения на старообрядцев. 14 апреля «за великие на царский дом хулы» были сожжены протопоп Аввакум Петров и другие пустозерские узники.

1682, 27 апреля: Федор Алексеевич умер, не сделав распоряжения относительно престолонаследия.


 

 

 

Источник: test1.czl23.ru

В борьбе старого и нового порядка победа скоро склонилась на сторону новшеств, получивших право гражданства в умах и перешедших в жизнь при сыновьях Алексея Михайловича. Для того чтобы узаконить новшества, необходимо было, чтобы московский государь склонился на сторону нового порядка, стал за него сам, – и мы видим, что оба сына Алексея Михайловича, Феодор и Петр, стояли очень определенно на его стороне. Но история культурной реформы при Феодоре Алексеевиче очень отличается от последующей преобразовательной эпохи.

При Феодоре Алексеевиче реформа не выходила из Москвы и придворного мира, она касалась только верхних слоев московского общества и только в них развивалась. В глазах народа в это время государственные мероприятия еще не были реформацией.

Затем, при Феодоре Алексеевиче, и характер реформы был иной, чем при Петре. При первом мы наблюдаем влиянием киевское и греческое, и культурные новшества служат преимущественно интересам церкви, а заимствование с Запада идет, как прежде, при Алексее Михайловиче, еще без системы и удовлетворяя лишь частным практическим нуждам государства, что мы видим, например, в устройстве войска по европейскому образцу. При Петре Великом действует не только киевское влияние, но и западное; в то же время и область реформы расширяется, не ограничиваясь одной церковной сферой и высшим классом, – новшества систематически охватывают все стороны жизни, весь государственный организм.


Но и при Феодоре, и при Петре, как уже замечено, для успеха новшеств необходима была не одна санкция, но и почин верховной власти. Хотя само русское общество в значительной своей части и понимало необходимость реформы, тем не менее своими силами оно не могло ей идти навстречу, так как оно не представляло в себе никаких крепких и самостоятельных союзов, которые могли бы осуществить реформу, местные же союзы, установленные государством, все существовали в интересах последнего, не проявляя самостоятельной деятельности. Только отдельные лица в пределах своей частной жизни могли вводить новшества, но это так и оставалось личным делом (как это было и при Алексее Михайловиче) и не развивалось, если само правительство не сочувствовало реформе. Поэтому осуществить реформу могло одно только правительство своим авторитетом.

Слабый и больной Феодор Алексеевич не много сделал в этом направлении, но драгоценно и то, что он личными симпатиями определеннее своего отца стал на сторону реформы. Воспитанник Симеона Полоцкого, знавший польский и латинский языки, слагавший вирши, Феодор сам стал киевлянином по духу и дал простор киевскому влиянию, которое вносило к нам с собою и некоторые – мало, впрочем, заметные – польские черты.

Феодор Алексеевич вступил на престол четырнадцати лет. Еще мальчиком смотрелся он чрезвычайно хилым и болезненным. В царской семье господствовал раздор, происходила борьба между двумя партиями: с одной стороны стояла партия Натальи Кирилловны Нарышкиной, мачехи Феодора, с другой – сестер и теток царя, около которой группировалась родня первой жены царя Алексея, Марии Ильиничны, – Милославские.


следние одержали верх, результатом чего было падение Артамона Сергеевича Матвеева. За приверженность к западной науке он был обвинен в чернокнижии и отправлен в ссылку в Пустозерский острог. Но влияние Милославских, погубивших Матвеева, не долго длилось, их заменили любимцы царя Феодора постельничий Языков и стольник Лихачев, люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю и влияние на дела были очень велики. Немногим меньше было значение князя В.В. Голицына. В наиболее важных внутренних делах времени Феодора Алексеевича непременно нужно искать почина именно этих лиц, как руководивших тогда всем в Москве.

В первое время царствования Феодора московское правительство всецело было поглощено внешними делами – вмешательством турок в малороссийские дела и беспорядками в самой Малороссии. С большими только усилиями удалось (в 1681 году) удержать за собой новоприобретенный край. И благодаря таким внешним осложнениям во внутренней деятельности правительства при Феодоре не заметно никакого почти движения до последних лет его царствования. Зато в самом его конце под влиянием новых любимцев царя оживилась эта внутренняя деятельность и оставила по себе несколько любопытных мер и проектов.


В самые последние дни царствования Феодора Алексеевича был, например, составлен проект высшего училища, или так называемой Греко-латинской академии. Он возник таким образом: с Востока в Москву приехал монах Тимофей, сильно тронувший царя рассказом о бедствиях греческой церкви и о печальном состоянии в ней науки, так необходимой для поддержания на Востоке православия. Это подало повод учредить в Москве духовное училище на тридцать человек, начальником которого был сделан сам Тимофей, а учителями – два грека. Мыслью этого предприятия было, таким образом, поддержание православия.

Но этим небольшим училищем не довольствуются – и вот появляется проект академии, характер которой выходит далеко за пределы простой школы. В ней должны были преподаваться грамматика, пиитика, риторика, диалектика и философия – «разумительная», «естественная» и «правая». Учителя академии должны были все быть с Востока и, кроме того, с ручательством патриархов. Но этим еще не исчерпывалась задача академии – академия должна была следить за чистотою веры, быть орудием борьбы против иноверцев, из нее должны были выходить апологеты православия, ей присваивалось право суждения о правоверии всякого – и иноземца, и русского. «Московская академия по проекту царя Феодора, – говорит Соловьев, – это цитадель, которую хотела устроить для себя православная церковь при необходимом столкновении своем с иноверным Западом; это не училище только, это страшный инквизиционный трибунал. Произнесут блюститель с учителями слова „виновен в неправославии” – и костер запылает для преступника». Нужно заметить, что академия была учреждена после смерти Феодора и первыми ее учителями были вызванные с Востока ученые – братья Лихуды (Иоанникий и Софроний).


Другим замечательным актом царствования Феодора было уничтожение местничества. В конце 1681 года в Москве были собраны две комиссии: одна состояла из выборных от служилого сословия и была призвана с целью обсуждения лучшего устройства военных сил, или, как сказано в указе, «для устроения и управления ратного дела», а другая состояла из выборных от тяглых людей и занималась выработкой новой системы податей.

Этот съезд выборных давал полный контингент для Земского собора, но комиссии тем не менее не соединялись в Собор ни разу и заседали в разное время. Тяглая комиссия кончилась ничем, хотя показала лишний раз неудовлетворительность податной системы Московского государства и дала собой лишний прецедент Петру Великому при замене поземельной подати подушным окладом. Служилая комиссия, напротив, имела важные последствия: кроме того, что ею были проектированы различные реформы в военном устройстве, выборные люди в свох работах пришли к мысли подать государю челобитье об уничтожении местничества. По этому поводу 12 января 1682 года государь созвал торжественное собрание духовенства, Думы и выборных придворных чинов для обсуждения челобитья и уничтожения мест. Может показаться странным с первого раза, почему в заседании участвовала не служилая комиссия, а только выборные высших чинов, но дело в том, что, во-первых, государь знал из самого челобитья мнение комиссии относительно этого вопроса, а во-вторых, именно в высших слоях местничество и было крепко; высшие слои преимущественно практиковали его и были наиболее заинтересованы в вопросе об уничтожении этого обычая.


вопрос царя о местничестве духовенству патриарх отвечал: «Аз же и со всем освященным Собором не имеем никоея достойные похвалы принести великому вашему царскому намерениию за премудрое ваше царское благоволение». Бояре же и придворное дворянство сами просили уничтожить места – «для того в прошлые годы во многих ратных посольствах и всяких делах чинились от тех случаев великие пакости, нестроения, разрушения, неприятелям радование, а между нами (служилыми) богопротивное дело – великие, продолжительные вражды». Руководствуясь подобными ответами, царь указал сжечь разрядные книги, в которых записывались местнические дела, и отныне всем быть без мест. На это собрание единодушно отвечало: «Да погибнет в огне оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь… вовеки». Так передает Соборное уложение 1682 года об уничтожении местничества. Но еще за семьдесят-восемьдесят лет перед тем боярство очень крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». По какой же причине нарушился старый обычай без малейшего сопротивления со стороны тех, которые шли когда-то под опалу и в тюрьму, отстаивая родовую честь? Дело в том, что места были относительны; само по себе низкое место не бесчестило родовитого человека, «если только такие же места занимали с ним одинаково родовитые люди».

этому, чтобы считаться местами, надо было помнить относительную честь стародавних честных родов. Но в XVII веке родовитое боярство или повымерло (одними из знатнейших в то время считались князья Одоевские, которые в XVI веке далеко не были родовиты), или же упало экономически (у некоторых из тех же Одоевских не было ни поместий, ни вотчин). Вследствие этого при частых пробелах в рядах боярства и при многих захудалых линиях считаться местами было очень трудно. Далее в счеты родовитой знати в XVII веке впутывается постоянное неродовитое дворянство, поднявшееся по службе благодаря упадку старого боярства (в 1668 году, например, из шестидесяти двух бояр и думных людей только двадцать восемь принадлежали к тем старым родам, которых предки в XVI веке были в Думе). Но хотя это новое дворянство и местничалось, однако оно вряд ли могло дорожить этим обычаем, для него было выгоднее заменить повышение с помощью местничества началом выслуги. Старое же боярство, затрудненное в своих счетах убылью и понижением своих членов, проигравшее на службе при столкновении с новыми, передовыми чинами московской администрации, равнодушно смотрело на частые отмены мест, которые постоянно бывали в XVII веке. Местничество практически становилось неудобным вследствие распадения старого боярства и именно поэтому теряло свою ценность для этого боярства, не приобретая живого смысла для новой служилой аристократии.

ючевский по этому поводу справедливо отмечает, что «не боярство умерло, потому что осталось без мест, чего оно боялось в XVI веке, а места исчезли, потому что умерло боярство и некому стало сидеть на них». В связи с уничтожением местничества тот же Ключевский ставит возникший при Феодоре так называемый проект устава о служебном старшинстве бояр. Этот проект впервые ясно выразил необычную в Московском государстве мысль о полном разделении гражданских и военных властей. С другой стороны, этот проект предлагал учреждение постоянных наместничеств (Владимирского, Новгородского и др.) и устанавливал строго старшинство одного наместника над другим. Однако все эти предначертания не были осуществлены, и замены родового старшинства (в местничестве) старшинством служебным (по должности) не последовало…

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

Хотя наследник царя Алексея Михайловича, девятнадцатилетний сын его Феодор, был от самого рождения своего слаб и болен, но душевные силы его были достойны знаменитого отца. Имея перед глазами великий пример, он старался продолжать все начатое им, старался исполнять во всем волю его и, кроме того, сделал много и собственных улучшений в отечестве нашем. Непродолжительное, но примечательное царствование Феодора прославилось тем, что он уничтожил местничество, причинявшее так много вреда. Тем из маленьких читателей моих, которые не понимают этого слова, я расскажу, что местничество – значит спор между дворянами о том, чьи предки были знатнее и древнее родом.


Этот спор делал много зла между спесивыми боярами нашей старинной России. Например, если случалось, что какой-нибудь внук или правнук из знаменитого поколения поступал на службу под начальство такого человека, предки которого были менее знатны, то уж этот гордый потомок важного дедушки ни за что не хотел исполнять приказаний своего начальника и не хотел служить с ним, хотя бы за это его даже казнили. Можно представить себе, как часто это могло случаться и как много было таких споров! Для разбора их учреждено было особенное присутственное место, которое называлось Разрядным приказом[80]. Несчастные чиновники, служившие там, или, как тогда их называли, приказные люди, не имели ни одного дня отдыха беспрестанно надобно было разбирать какую-нибудь ссору о сущем вздоре – без обиды можно сказать нашим почтенным предкам!

Ну, скажите, милые друзья мои, можно ли было спорить о том, чьи предки важнее! Уж пускай бы они спорили о собственных достоинствах – еще можно бы переносить с терпением такой спор, а то какой-нибудь молодой повеса не хотел слушать почтенного и умного начальника потому только, что его дедушка сделал такое-то важное дело и был такой-то славный человек. Да ведь сделал-то дедушка, а не он! Нет, он этого и слушать не хочет, твердит себе, что он его родной внук, да и только. И от такого безрассудного спора часто военное время проигрывали сражения, а иногда и теряли выгоды целой войны! Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович очень старались уничтожать понемногу этот вредный предрассудок, но честь совершенного уничтожения его принадлежит Феодору Алексеевичу.

В 1681 году он созвал к себе на совет патриарха и всех знатнейших бояр и сановников и предложил им подумать о том вреде, какой причиняет в России это безрассудное местничество. Им не нужно было долго думать: беспрестанные примеры доказывали этот вред.

Итак, в совете государя положено было уничтожить это зло Для того надобно было истребить все разрядные книги дворян, тогда исчезли бы доказательства знаменитости, а вместе с ними и все споры о ней. Вот Феодор Алексеевич и приказал принести все эти книги в сени дворца своего и тут же сжечь.

Когда все это было исполнено при боярине Долгорукове, которому государь поручил это дело, и при всех бывших тут митрополитах и архиепископах, Феодор объявил, чтобы с этого времени никому ни с кем никакими преимуществами – ни родом, ни службою – не считаться и никого малыми чинами и бедностью не упрекать. Вместо же разрядных книг позволил дворянам иметь родословные дворянские, начатые не прежде чем в царствование Иоанна Васильевича. Так уничтожились старинные споры местничества, а вместе с ними и все несчастья, от них происходившие.

Но больной и слабый Феодор не одним этим делом заставил подданных своих помнить о себе. Почти каждый день он присутствовал в Большой Думе царской, каждый день принимал всякого, кто имел нужду лично о чем-нибудь просить его, каждый день делал какое-нибудь новое благодеяние для народа своего. Как часто целое семейство было спасаемо им от бедности, как часто целым селениям прощал он казенные подати, обращал кроткими увещеваниями несколько сот магометанских подданных своих в христианство или выкупал христиан из плена турецкого. Одним словом, слушая о делах Феодора Алексеевича, нельзя думать, что все это делал государь, беспрестанно страдавший и с каждым днем ослабевавший в силах[81]. Напротив того, в отечестве нашем приметна была в это царствование беспрестанная деятельность – во многих местах учреждались новые училища, строились богоугодные дома для бедных, больницы для страждущих. В Москве появилась даже новая академия – Славяно-греко-латинская. Сам государь очень часто посещал все эти новые, основанные им заведения – обычно верхом на прекрасной лошади. Верховая езда была его страстью. И эту самую страсть он умел сделать полезною: видя, что государь любит прекрасных лошадей, все старались иметь их, и с тех пор завелись у нас конские заводы и появились у многих хорошие лошади.

Но вот чего терпеть не мог Феодор – это излишней роскоши в одежде и вообще во всем. Он даже издал на этот случай указ, в котором запрещено было носить дорогие платья, особенно татарские, и приказано было носить наряд старинного русского или польского покроя, приличный северному климату и неубыточный. Вскоре царь заметил, что, не имея возможности щеголять запрещенными платьями, русские начали показывать богатство свое в упряжи. Государь и это остановил и издал новое повеление, где расписано было, кому как ездить: бояре, окольничие и думные люди могли ездить летом в каретах, а зимою в санях на двух лошадях, в праздничные же дни – на четырех, а на свадьбы – на шести лошадях. Но это могли делать только высшие бояре, всем же другим дворянам и чиновникам позволялось ездить только на одной лошади – зимою в санях, а летом – верхом.

Кроме всех этих полезных распоряжений внутри царства Феодор Алексеевич имел успех и в своих сношениях с соседними государствами. Швеция и Польша не начинали с ним войны, а намерения турецкого султана Мухаммеда IV, давно старавшегося возмутить против царя жителей Малороссии, оказались неудачными, и запорожские казаки, покорившиеся ему на некоторое время, при Феодоре Алексеевиче признали над собой власть царя русского.

Исполняя с величайшей точностью царские обязанности, Феодор точно так же исполнял и семейные: трудно было найти такого сына, брата, супруга, каким был он. Горестная вдова царица Наталия Кирилловна часто бывала тронута до слез той нежной привязанностью, которую он показывал к ней и к сыну ее. Маленький Петр был утешением его: он не только любил его со всей нежностью брата, но восхищался почти беспрестанно его необыкновенными способностями, любовался его прекрасной наружностью, тревожился при малейшей болезни его гораздо более, нежели самыми сильными собственными страданиями: казалось, он боялся потерять драгоценность России. Этот страх тем более мучил его, что он не имел собственных детей и видел слабость телесных и душевных сил родного брата своего Иоанна. Вот еще доказательство, милые читатели, как превосходно было сердце доброго Феодора Алексеевича: он не смотрел на то, что по родству Иоанн был ближе к нему, нежели Петр; он смотрел только на пользу отечества своего, и, когда в семействе царском заходила речь о наследнике престола, Феодор всегда говорил, что этим наследником будет меньшой брат его Петр. Но прежде чем дальновидный и великодушный государь успел сделать письменный акт об этом благодетельном для русских распоряжении, смерть отняла его в самых цветущих летах у любившей его России. Он скончался 27 апреля 1682 года, на 27-м году своей жизни. Нет нужды рассказывать о горести всего царского дома: она была одинакова для всех членов его, потому что все одинаково любили умного, кроткого, добродетельного Феодора, но неутешнее всех плакали две царицы – Марфа Матвеевна, молодая супруга его, и Наталия Кирилловна. Первая лишилась в нем нежнейшего друга, последняя оплакивала второго отца своего вновь осиротевшего сына.

Таблица XLIV

Семейство царя Феодора Алексеевича

Супруги:

1. Агафия Симеоновна Грушецкая

2. Марфа Матвеевна Апраксина

Сын от нее:

Царевич Илия, скончался в детстве

Источник: www.e-reading.mobi

Историческое сочинение, порядок написания.

Вводная часть.

Общая ситуация в государстве на начало периода, задачи, основные события и явления,
происходившие в течение этого времени.

Основная часть.

— Укажите исторический процесс, для более подробного рассмотрения.
— Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на развитие исторического процесса.
— Опишите участие в этом процессе исторического деятеля.
— Вывод о характере и последствиях исторического процесса для государства, жизни общества,
его историческое значение.

Заключение.

Используя факты, сделайте вывод о данном периоде в истории государства.
Какие задачи и последствия имели происходившие события.
Приведите мнения и оценки историков этого периода, ваша собственная оценка,
подтвержденная историческими фактами.

Пример исторического сочинения период 1676-1682 годы

1676-1682 гг. — период царствования в России Федора III Алексеевича.

Федор Алексеевич, объявленный престолонаследником после кончины старшего брата Алексея, был очень слаб и болезнен, как и все сыновья Алексея Михайловича от Марии Милославской, с детства страдал цингой.
Вступил на царский престол в четырнадцать лет.
В первые месяцы царствования Федор Алексеевич тяжело болел и фактическими правителями государства были А.С. Матвеев, патриарх Иоаким и И.М. Милославский.
Однако уже к середине 1676 г. Федор Алексеевич взял власть в свои руки, после чего Матвеев был отправлен в ссылку.

Внутренняя политика во время короткого царствования Федора Алексеевича ознаменована важными акциями и реформами.
В 1678 г. была проведена общая перепись населения.
По итогам переписи в 1679 г. было введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее налоговый гнет.
В военном деле и в управлении в 1682 г. было отменено парализующее начальствование местничество, в связи с этим сожжены разрядные книги.
Тем самым был положен конец опасному обычаю бояр и дворян считаться с заслугами предков при занятии должности.
Для сохранения памяти предков были введены родословные книги.
В целях централизации государственного управления некоторые смежные приказы были объединены под руководством одного лица.
Получили новое развитие полки иноземного строя.
Продолжались репрессии против старообрядцев, в частности в апреле 1682 г. был сожжен с ближайшими сподвижниками протопоп Аввакум, по преданию, предсказавший близкую смерть царю.
Под влиянием первой жены царя, польской дворянки Агафьи Грушецкой, значительно изменился придворный быт: молодые бояре начали брить бороды, при дворе было запрещено появляться в традиционных одеждах.

Во внешней политике основным направлением было южное.
Главной задачей здесь было присоединение к России украинских земель на правом берегу Днепра.
С этой целью в 1676-1681 гг. Россия вела войну с Османской империей и вассальным ей Крымским ханством.
На востоке в 1676 г. была предпринята попытка подписать с Китаем договор о мире и границе.
На западе Россия, придерживаясь условий Андрусовского договора 1667 г., поддерживала мирные отношения с Речью Посполитой.
На северо-западе Россия, придерживаясь условий Кардисского договора 1661 г., поддерживала мирные отношения со Швецией.

Период правления Федора Алексеевича историками оценивается положительно:
были усовершенствованы государственное управление и налогообложение, упорядочено руководство армией.
По итогам Бахчисарайского мирного договора 1681 г. из-под контроля Османской империи вышло Запорожье.
Вместе с тем, при Федоре продолжал оставаться закрытым выход к Балтийскому морю, преследовались старообрядцы.
Попытка принудительной христианизации башкир привела в 1681 г. к восстанию башкир.

Историческое сочинение период 1676-1682 годы

               Примеры исторических сочинений по разным историческим периодам

Источник: www.hist.fizolimpiada.ru

царь Федор Алексеевич Романов

Царь Федор Алексеевич Романов пришел к власти в 1676 году, после смерти своего отца. Ему досталась страна, в которой были вольные настроения среди народа. Это приводило к довольно крупным восстаниям. Кроме того, Россия была истощена войной с Польшей, которая длилась 15 лет.

Присоединение Украины к России, которое было осуществлено Алексеем Романовым, вовлекло его в войну с Польшей, а сыну его, Федору, готовило войну с Турцией. Турция не желали мириться тем, что левобережная Украина принадлежит России, а правобережная Польши. Османы желали полностью покорить Украину себе. Это привело к войне Турции с Польшей в 60-х годах. По результатам этой войны за Турцией была закреплена правобережная Украина.

Это и послужило главной причиной войны Турции с Россией. В результате в 1676 году началась война. Царь Федор Алексеевич Романов собрал большое войско для борьбы с османами. Война длилась с попеременным успехом, и продолжалась до 1681 года. В этом году Россия и Турция подписали Бахчисарайский мирный договор. По условиям этого соглашения Турция признавала право России на левобережную Украину и Киев.

В эти годы царь Федор не оставляет начинаний своего отца, и регулярно отправляет походы в Сибирь и Дальний Восток, понимая какое значение эти земли могут иметь для российского государства в последствии.

В период царствования Федора Алексеевича народные волнения продолжались, хоть и не с такой силой, как при царе Алексее. Главными недовольными в период правления Федора были старообрядцы. Впервые наступил раскол в русской церкви. Старообрядцы не признавали новой церкви, поднимая народные восстания. Первые восстания старообрядцев относятся еще в 1675 году. Люди не только поднимались на борьбу с церковью, но и приносили себя в жертву этому делу. Протесты старообрядцев продолжались до 1695 года. За эти годы в результате самопожертвования в религиозных целях погибло более двадцати тысяч человек.

Правление Федора Романова

Федор Алексеевич был крестным отцом Петра 1, будущего великого правителя России. Федор любил Петра и делал все для того, чтобы ребенок получил хорошее образование. Он приставил к юному Петру дьяка Зотова, который и обучал Петра 1 грамоте. С смертью Федора обучение будущего императора России закончилось.

Долго наслаждаться перемирием царь Федор Алексеевич Романов не смог. Уже в 1682 году царь умер, не оставив после себя наследника, поскольку был слаб здоровьем.