Секуляризация при екатерине 2

1.2 Секуляризация церковных земель

Важной составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (так называемая секуляризация). Европейские буржуазные революции решительно расправлялись с церковными земельными владениями, конфискуя или национализируя их.

Приобщались к этому и «просвещенные монархи», преследуя иезуитов, закрывая различные монашеские ордена, проводя секуляризацию церковных имуществ. В России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема приращения доходов казны за счет церкви была особенно актуальна. Идея секуляризации церковных владений постоянно маячила в России чуть ли не с начала XVI столетия. Наиболее серьезные попытки к ее реализации предпринимал Петр I. Однако реальным актом секуляризация стала лишь в эпоху «просвещенного абсолютизма»

Подготовка секуляризации была начата в конце 50-х годов XVIII в., а при Петре III был издан и указ о передаче в ведомство Коллегии экономии монастырских и церковных владений.


сле переворота 28 июня 1762 г. Екатерина II поначалу приостановила реализацию этого указа. Заигрывая с духовенством, она открыла вновь домашние церкви, запечатанные при Петре III, способствовала возрождению влияния духовенства в вопросах цензуры и т.д. Однако отмена секуляризации вызвала огромную вспышку волнений монастырских крестьян. К тому же оплот монархии, дворянство весьма сочувственно относилось к идее секуляризации, видя в этом пополнение запаса казенных земель для новых пожалований.

Все это, вместе взятое, повлияло на принятие Екатериной II нового решения: в конце 1762 г. меры, останавливающие секуляризацию, были объявлены временными. Одновременно была создана комиссия для изучения вопроса. К этому моменту новая императрица убедилась в слабом влиянии духовенства как политической силы. И действительно, хотя распоряжения Екатерины II вызвали в среде духовенства, особенно высших иерархов, сильный ропот и даже негодование, открыто выступить никто не решился. Исключением явился ростовский архиепископ Арсений Мацеевич, назвавший секуляризацию «игом мучительским, которое лютее ига турецкого», действия же императрицы сравнил с поступками Иуды Искариотского.

1.3 Уложенная комиссия 1767 г.

Весьма существенным звеном в екатерининской политике «просвещенного асболютизма» стал пересмотр обветшавшего средневекового кодекса законов, Соборного Уложения 1649 года.


Актуальность и важность сего дела были всем очевидны, так как над проектами нового Уложения в течение ряда лет трудились еще елизаветинские сановники. Екатерина II придала этому мероприятию всероссийский размах и с невероятной пышностью и шумихой поставила его в центр внутриполитической жизни России. Внешние формы, в которые она облекла разработку нового Уложения, напоминали что-то вроде созыва древних земских соборов. Центром работы должна была стать особая Уложенная комиссия, члены или депутаты которой выбирались от всей страны. Депутаты были под «собственным охранением» императрицы, они освобождались пожизненно от смертной казни, пытки и телесного наказания, «в какое бы прегрешение не впали». Их личная безопасность обеспечивалась двойной карой покушавшемуся. Все это должно было придать работе Комиссии значение «великого дела».

Представительство в Уложенную комиссию внешне выглядело почти всесословным: тут были и дворяне, и горожане, и даже крестьяне, да и Екатерина II уверяла, что выборы организованы так, «дабы лучше нам узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Однако это лишь первое впечатление. В Комиссии господствовало дворянство. Вместе с прочими дворянскими депутатами дворянство в целом было представлено 228 депутатами (40% мест в Комиссии). Города избирали по одному депутату от каждого города. Всего от них было избрано 208 человек (из них 12 дворян). Таким образом, от дворянства и городов было избрано 424 депутата, хотя они представляли едва 4% от населения страны. Основное же население России было крестьянским (93%).


Помещичьи крестьяне (53% всего крестьянского населения) не имели права участвовать в работе Комиссии. Зато с большой шумихой было заявлено об участии в работе Комиссии представителей нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Число депутатов от этих народов достигало 50.При максимальном внешнем эффекте участие депутатов от «инородцев» практически сводилось к нулю: ведь почти никто из них не знал русского языка.

Не участвовало в работе Комиссии ни дворцовое крестьянство, ни бывшие монастырские (теперь «экономические») крестьяне, ни крестьянство Прибалтики, Дона, Украины. 45 депутатских мест имело лишь казачество.

Таким образом, в Комиссии подавляющее большинство составили представители господствующего класса дворян и горожане. Это определило и весь характер ее работы.

Процедура выборов депутатов предусматривала составление письменных наказов от их избирателей. В итоге в Комиссию было подано около 1,5 тыс. наказов. Этот огромный материал практического применения в работе «Комиссии об Уложении» не нашел. Торжественное открытие Комиссии состоялось в Москве 30 июля 1767 г. В Успенском соборе была совершена церемония богослужения и приведения депутатов к присяге. На другой день в Грановитой палате был избран маршал (председатель) Комиссии. Им стал костромской депутат генерал-аншеф А.И. Бибиков.

Большое собрание провело с 31 июля 1767 г. по 12 января 1769 г.


3 заседания. Оно обсудило целый ряд законодательных проблем (законы о дворянстве с особым выделением проблем остзейского дворянства, законы о купечестве и городском населении, о судоустройстве). Обсуждены были вопросы о положении государственных крестьян и положении всего крестьянства. Помимо Большого собрания в Комиссии работало 15 частных комиссий (государственного права, юстиции, о соотношении воинских и гражданских законов, земледелии и домостроительстве, о поселении, рукоделии, искусствах и ремеслах и др.). Большое собрание прекратило работу в январе 1769г., последний протокол № 204 был составлен 8 июля 1770г. Частные комиссии работали до конца 1771 г. До 1776г. кое-где еще проходили довыборы депутатов. С 1775 до 1796г. Комиссия существовала как чисто бюрократическая инстанция.

Политическая функция Комиссии состояла в приобщении, прежде всего дворянства к проблемам государственного управления. По отношению же к обществу в целом основная цель работы Комиссии состояла, по всей вероятности, в «приуготовлении» «умов людских» для введения «лучших законов». Само по себе устройство такого грандиозного общественного собрания имело весьма существенное значение для укрепления и авторитета и власти самодержицы, создавало ей весьма благоприятный имидж в просвещенной Европе. Наконец, далеко не последнюю роль работа Комиссии и особенно ее Большого собрания сыграла для глубокого знакомства Екатерины II и ее правительства с «состоянием умов», с расстановкой классовых сил в стране.


Особенно важно отметить, что время от времени в стенах Комиссии раздавались весьма резкие суждения по крестьянскому вопросу. Казак А. Алейников выступил с яркой речью против крепостного права. Белгородский однодворец А.Д. Маслов, раскрыв перед депутатами картину жестокого угнетения и «безмерного отягощения» крепостных крестьян их господами, попытался дать реальную программу освобождения крестьян. Разумеется, проект не нашел никакой поддержки. Подобные выступления весьма насторожили руководителей Комиссии. А число антидворянских выступлений тем временем росло. В 1768 г. состоялось 58 таких выступлений. Права дворян и их привилегии подвергались нападкам и критике. В последние три месяца работы выступило всего 16 ораторов, а время их речей заняло не более 2-х часов.

Маршал А.И. Бибиков распорядился прочитать депутатам на заседаниях все законы об имущественных правах с 1740 по 1766 г., Соборное Уложение 1649 г., инструкцию о генеральном межевании, «Наказ» Екатерины I!, и, наконец, тексты 578 указов. Бибиков неоднократно предлагал Екатерине прекратить работу Комиссии. И подходящий случай подвернулся — в связи с началом русско-турецкой войны Комиссия была временно распущена.

Таким образом, в России публично был поставлен вопрос о ликвидации или реформировании системы крепостного права, а идеи французских просветителей стали находить отклик и в более широких кругах русского общества.

20.Жалованные грамоты дворянству и городам.

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ГОРОДАМ 1785 г. «Грамота на права и выгоды городов Российской империи» — законодательный акт Екатерины II, изданный 21 апреля 1785 г.


Главным автором Жалованной грамоты городам была Екатерина II.

Жалованная грамота городам учреждала новые выборные городские учреждения, несколько расширяя крут избирателей. Горожане делились на 6 разрядов по имущественному и социальному признакам: «настоящие городские обыватели» — владельцы недвижимости из дворян, чиновники, духовенство; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием. Фактически Жалованная грамота городам зафиксировала два сословия — купечество и мещанство[1]. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получали основы самоуправления. Раз в три года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и 6 гласных (депутатов). Судебными выборными учреждениями в городах были магистраты — органы сословного городского самоуправления, отдельно избирались суды для дворян и для городского населения.

Положения, введенные Жалованной грамотой городам, действовали до принятия Городового положения 1870 г.

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ 1785 г. — утвердившееся в исторической литературе название законодательного акта «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства».


Грамота — это свод привилегий, которые Екатерина II пожаловала дворянам. Грамота подтвердила основные положения Манифеста о вольности дворянства 1762 г. Сословие освобождалось от обязательной службы, от уплаты податей, от телесных наказаний, судить их мог только дворянский суд. Лишить дворянства стало можно только по суду и за серьезные преступления — разбой, воровство, измену родине и др. Уточнялись имущественные права: только дворяне могли покупать землю с крестьянами, свободно распоряжаться купленными имениями — завещать, дарить, продавать и т.д. Они получили право создавать в имениях заводы, фабрики, торги и ярмарки и т.п. Их дома были свободны от постоя войск, а имения нельзя было конфисковать.

Грамота вводила в России дворянское самоуправление. В губерниях и уездах дворяне раз в три года собирались на дворянские собрания, избирали губернских и уездных предводителей, администрацию, судей. В Грамоте устанавливалось, что дворяне должны быть внесены в специальные родословные книги, определялся порядок их ведения и документы, которые могут служить доказательством благородного происхождения.

Император Павел I отменил некоторые статьи Жалованной грамоты: вернул телесные наказания, отменил губернские дворянские собрания и др., но император Александр I в 1801 г. их восстановил. Жалованная грамота оставалась действующим законом до 1917 г.

Источник: StudFiles.net

Дата подписания и суть церковной реформы


Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн. га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии. Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ только мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 рубля. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.

К моменту подписания Манифеста в Империи насчитывалось 954 монастыря. По решению комиссии 567 из них следовало упразднить. Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и их денежное содержание. Этих денег часто не хватало.  Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.

Церковная реформа при Екатерине II проходила мирно и почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным членом Синода осмелившимся выступить против, после того как было объявлено о секуляризации церковных земель в пользу государства, стал митрополит Арсений Мациевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных вотчин, угрожал анафемой (отлучением от христианской церкви), отказался дать присягу о признании императрицы высшей судией. В результате чего он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость.


Стоит отметить, что в Эпоху Просвещения усиление светской власти и снижения церковной диктатуры наблюдается не только в России. Эти процессы становятся общемировой тенденцией. В Европе буржуазные революции тоже вели к конфискации церковных владений и закрытию  монашеских орденов. Параллельно с российской церковной реформой, секуляризация церковных земель осуществляется и в Римской империи.

Итоги и результаты церковной реформы Екатерины II

Подытожим:

  • Упразднено 567 из 954 монастырей.
  • 9 млн. га земли перестали быть монастырской и церковной собственностью и были переданы Коллегии экономии.
  • Около 1 млн податных душ (здоровое мужское население, вместе с детьми и женщинами — около 2 млн.) больше не принадлежало монастырям и перешло под налогообложение государством в 1,5 рубля оклада — из этих денег и финансировалась церковь, напрямую государством.
  • Ликвидирована способность церкви к самостоятельному существованию.

Церковная реформа Екатерины II поставила окончательную точку в многовековом споре русских патриархов и российских монархов. Последних заботило то, что огромные церковные угодья не облагались налогами и не могли быть использованы для нужд государства. Теперь, после проведения реформы, настоятели заботились о вопросах содержания храмов, а часть земель передавалась в руки крестьян, которые до этого на ней же и работали.


Источник: xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai

Император Петр III, вступив на престол в декабре 1761 ᴦ., оставался тем же немцем по духу, каким приехал в Россию. Ко всœему русскому относился он отрицательно, включая и духовенство. Сразу по воцарении Петр III заявил о своем намерении сократить число икон в православных церквях, также выразил желание, чтобы русские священники брили бороды и одевались в короткое платье, как одеваются немецкие пасторы. Архиепископ Димитрий (Сеченов) заявил ему, что ʼʼрусское духовенство скорее даст себя вовсœе истребить, чем станет равнодушно и в молчании смотреть на такие нововведенияʼʼ.

В 1762 ᴦ. Петр III издал указ о полной секуляризации церковной недвижимости, с передачей ведавшей им Коллегии экономии Сенату. Через три месяца после издания указа о секуляризации церковных земель Петр III был свергнут с престола сторонниками его супруги и вскоре ʼʼскоропостижно скончалсяʼʼ. Российской самодержицей провозгласили Екатерину II. В манифесте Екатерины II от 28 июля 1762 ᴦ., который был составлен архиепископом Димитрием (Сеченовым), устранение Петра III объяснялось, прежде всœего, тем, что в его правление нависла угроза над Православной Церковью.

Екатерина, усвоив догматическую истину Церкви, любила выставлять себя ее верной дочерью, защитницей Православия. На делœе, однако, императрица была человеком нерелигиозным. Как правительница, она придерживалась того ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ, проводниками которого были ее современники: прусский король Фридрих II Великий, австрийский император Иосиф II, шведский король Густав III и видные государственные деятели других стран. Все они, признавая, по прежнему, значение и силу твердой государственной власти, считали, что последняя должна идти навстречу разумным требованиям времени, по собственному почину проводя полезные народу преобразования. Екатерина состояла в переписке с Вольтером, Дидро, Даламбером, но крайних взглядов, которые высказывали эти философы, она не разделяла. В корне воззрений Екатерины на отношения между Церковью и государством лежала острая неприязнь к католической доктринœе. Екатерина придерживалась принципов широкой веротерпимости.

В строе высшего церковного управления крупных перемен при Екатеринœе не было, кроме закрытия при Синоде коллегии экономии. Но произошли большие перемены в составе епископата. При Екатеринœе II выдвинулась целая плеяда новых людей из ученых великороссов, выпускников московской Славяно-греко-латинской академии. При воцарении императрицы первенствующим иерархом в Синоде был владыка Димитрий (Сеченов) (1709-1767), архиепископ новгородский, позднее митрополит. Он окончил Славяно-греко-латинскую академию, был в ней преподавателœем красноречия, впоследствии выделяясь своим проповедничеством. Занимая Нижегородскую кафедру, развивал миссионерскую деятельность. Видным членом Синода недолго был тоже ученик Московской академии, Гедеон (Криновский), епископ Псковский, при императрице Елизавете, придворный проповедник и архимандрит Троице-Серпевой Лавры.

Историк Церкви П. Знаменский пишет: ʼʼПри их поддержке возвысились потом воспитанники московской академии: Гавриил (Петров), в 1763году посвященный в епископа Тверского, а в 1770 ᴦ. сделанный архиепископом Петербургским, — архиерей-аскет, мудрый, скромный и исполнительный в делах; Платон (Левшин), в начале правления Екатерины бывший ректором академии, человек живой, впечатлительный, возбуждавший общие к себе симпатии, великий оратор и первая знаменитость своего века; Екатерина сделала его придворным проповедником и законноучителœем наследника Павла Петровича. С 1768 ᴦ. Платон стал членом Синода, а с 1770 ᴦ. епископом Тверским после Гавриилаʼʼ.

Искусный и тонкий политик, Екатерина не сразу обнаружила своих намерений по отношению к Церкви. Через две недели по ее воцарении Сенат издал постановление о возвращении епархиальным домам, монастырям и церковным причтам принадлежавших им ранее земельных владений. Но прошло немного времени, и вышел манифест, в котором объявлялось намерение правительства заново рассмотреть вопрос о церковных вотчинах.

Манифестом от 26 февраля 1764 ᴦ. всœе населœенные церковные имения передавались Коллегии экономии, и церковные учреждения совершенно устранялись от управления ими. Коллегия экономии, подведомственная Сенату, восстанавливалась через полтора года после ее упразднения самой же Екатериной. Монастыри и архиерейские дома в результате реформы утратили 8,5 миллионов десятин земли и около миллиона душ, следовательно, примерно 2 миллиона крестьян обоего пола. Монастыри лишились почти 1,5 миллионов рублей годового дохода. Передача земельных владений Церкви в государственную казну лишила монастыри главного материального источника существования. Государство, правда, брало на себя обязательство содержать монастыри из части доходов, которые поступали от секуляризованной земли. После ряда сокращений всœего лишь 1/7 часть средств, поступавших от секуляризованных имений, коллегия экономии должна была выдавать на содержание епархиальных кафедр, монастырей и немногих приходских причтов, а остальные средства шли на государственные нужды.

Епархии и монастыри разделялись на три класса, и содержание их назначалось исходя из класса. При этом епархии первого и второго класса должны были управляться архиепископами, а третьего — епископами, первоклассные и второклассные монастыри — архимандритами, а третьеклассные — игуменами. В связи с этим для монастырей вводились так называемые ʼʼштатыʼʼ. В штаты вошло 226 монастырей (159 мужских и 67 женских) — менее четверти всœех обителœей, находившихся в великорусских епархиях, где проводилась секуляризация. Из монастырей, оставшихся за рамками штатов, более 500 было упразднено, приблизительно 150 обителœей не закрывались, но должны были существовать на приношения верующего народа и за счёт маленьких участков ненаселœенной земли, которая обрабатывалась руками самих иноков или нанятых работников.

Указ о секуляризации церковных владений явился сильным ударом по монастырям и монашеству. Ревностные архиереи, монахи и клирики, благочестивые миряне с сердечной болью переживали страшное разорение монастырей. Но мало кто решился на открытое возражение. Резкий протест выразил лишь митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Единомышленник митрополита Стефана (Яворского) и архиепископа Феофилакта (Лопатинского), он защищал православную веру от опасности протестантских влияний. В 1734 ᴦ. иеромонах Арсений отправился духовником с морской экспедицией на Камчатку. В 1741 ᴦ. совершенно неожиданно его хиротонисали в митрополита Тобольского. Присягая возведенному на престол младенцу Иоанну VI, святитель отказался давать присягу его матери-регентше. Новый переворот спас бесстрашного архиерея от расправы. Митрополит Арсений был переведен на древнюю Ростовскую кафедру. Когда в начале царствования Екатерины II поднят был вопрос о церковных землях, святитель встревожился о судьбе Церкви. Один за другим стал он подавать протесты в Синод. Святитель опасался полного исчезновения в России монастырей. Протесты встревоженного архипастыря доведены были до сведения императрицы. Екатерина вознегодовала и велœела его судить Синоду. Суд над митрополитом Арсением состоялся 14 апреля 1763 ᴦ. в Москве. Синод приговорил его к лишению архиерейского сана. Главным судьей был давний недоброжелатель подсудимого Новгородский митрополит Димитрий (Сеченов). После вынесения приговора в кремлевских Патриарших крестовых палатах при стечении большой толпы народа, заполонившей синодальный двор, состоялось снятие сана с осужденного. Исповедник в одеянии простого монаха был под караулом отвезен на север, в Николо-Корельский монастырь.

Ненависть императрицы к исповеднику не угасла даже после расправы над ним. В 1767 ᴦ., когда стало известно, что митрополит Арсений не переменил своих взглядов и считал себя беззаконно осужденным, Екатерина II потребовала предать его новому суду. На данный раз страдальца лишили монашества и под именем ʼʼпреступника Андрея Враляʼʼ заточили в Ревельскую крепость в крохотную камеру. Офицерам и солдатам запрещено было вступать в разговор с заключенным. По некоторым сведениям, узнику затыкали рот. 28 февраля 1772 ᴦ. муки узника закончились.

Страшная участь этого ревнителя православия произвела жуткое впечатление на иерархию и позволила правительству без всякого риска провести секуляризацию церковных земель в великорусских епархиях. В 1786 ᴦ. такая же реформа была проведена в малороссийских епархиях, а затем, два года спустя, также на Слободской Украинœе. В результате закрылось еще более 40 монастырей.

После секуляризации церковных земель и расправы над митрополитом Арсением правительство стало относиться к Церкви с бесцеремонностью, которая заставляла вспомнить о временах ʼʼбироновщиныʼʼ. В 1765 ᴦ. последовало назначение И.И. Мелиссино, окончившего сухопутный кадетский корпус, обер-прокурором Синода. В 1767 ᴦ. Мелиссино представил на рассмотрение Синода проект, в котором, помимо введения неограниченной веротерпимости, предлагал ослабить и сократить посты, отменить вечерни и всœенощные, а вместо них ввести краткие молитвы с поучениями народу, прекратить содержание монахов, епископов и белого духовенства из казны, епископам дозволить ʼʼс законными женами сожитие иметьʼʼ, отменить ʼʼпоминовение усопшихʼʼ и даже воспретить причастие младенцев в возрасте до 10 лет. Нелœепость этого проекта потрясла членов Синода, и они попросту отказались принимать данный враждебный Православию документ на рассмотрение. В 1768 ᴦ. Мелиссино был уволен с поста обер-прокурора. Его заменил

П. П. Чебышев, невежественный ʼʼсолдафонʼʼ в чинœе бригадира, который, понаслышке узнав о ʼʼсовременных идеяхʼʼ, открыто щеголял атеизмом и в присутствии членов Синода не удерживался от употребления ʼʼгнилых словʼʼ. Чебышев всячески препятствовал изданию апологетических сочинœений, направленных против деизма и неверия. По подозрению духовенства в ʼʼфанатизмеʼʼ из подсудности Синоду при нем изъяты были всœе дела о нарушении благочиния, о богохульстве, о колдовстве и суевериях. Мнения членов Синода часто не принимались во внимание при решении важных для Церкви вопросов. Чебышев всячески старался давить на Синод, но встречал сопротивление. Чебышев был уволен по подозрению о растрате казенных сумм. Следующие обер-прокуроры — С.В. Акчурин и А.И. Наумов — установили добрые отношения с членами Синода. Последним обер-прокурором при Екатеринœе был граф А.И. Мусин-Пушкин, известный археолог, член Академии Наук. Он взял в свои руки всю синодскую канцелярию. Будучи человеком церковным, Мусин-Пушкин не препятствовал членам Синода делать личные доклады императрице и получать от нее непосредственные указы.

Французская революция, начавшаяся в 1789 ᴦ. и приведшая к казни королевской четы, заставила императрицу заново продумать вопрос о влиянии просветительских, деистских и вольтерианских идей, которыми она охотно кокетничала до тех пор, на общественную и политическую жизнь. Напуганная грозными европейскими событиями, Екатерина приняла своевременное решение: ʼʼЗакроем высокоумные наши книги и примемся за букварьʼʼ. Последовал ряд действенных мер против бесконтрольного ввоза книг из Франции, против масонства, против всœех вообще тайных обществ. Но одними запретами и ограничилась реакция правительства на антихристианский дух французской философии, который до революции почти насаждался в высшем обществе, а теперь был признан опасным и подрывным. Более глубоких перемен не последовало. В душе Екатерина по-прежнему оставалась далекой от православия.

В 1796 ᴦ. Екатерина Великая скончалась. Престол перешел к ее сыну Павлу, которого до тех пор тщательно устраняли от всякого участия в государственных делах.

Источник: referatwork.ru

Ход реформы

Заняв трон путем переворота, Екатерина II сначала оставила вопрос о секуляризации, т.к. пыталась использовать духовенство в своих целях. Но монастырских крестьян, страдавших от обилия несправедливых повинностей, было не остановить, начались волнения. Кроме того, дворянство, главная опора императрицы, также не скрывало положительного отношения к секуляризации, т.к. понимало важность наполнения казны.

В результате, в конце $1762$ г. вновь была создана комиссия по рассмотрению этой проблемы.

$26$ февраля $1764$ года императрицей Екатериной II был издан указ о церковных владениях. Он предусматривал следующее:

  • Передача всех имений Священного Синода, монастырей и приходов государственной Коллегии экономии.
  • Отстранение церковных учреждений от управления имениями, монастырями и приходами.
  • Поручение крестьян, проживавших в церковных имениях, в ведение Коллегии экономии. Такие крестьяне стали именоваться «экономическими» и с $1764$ года обязаны были платить по $1,5$ руб. подушного оклада в государственную казну.
  • Выделение определенной суммы Коллегией экономии для содержания церковных учреждений. Монастыри и епархии разделялись на три класса по уровню данного содержания.

Так, в ходе секуляризационной реформы были упразднены $418$ монастырей, $226$ монастырей стали получать от государства деньги на содержание, еще $310$ монастырей должны были существовать на добровольные пожертвования. Такие монастыри назывались заштатные (монастыри за штатом).

После выхода следующего распоряжения $31$ марта $1764$ года, заштатные монастыри также были разделены на три класса: $20$ монастырей – первого класса, $56$ монастырей – второго и $85$ – третьего, и существовали за счет добровольных приношений или небольшой земли, обрабатываемой монахами лично. Остальные $149$ монастырей упразднились.

Последствия реформы

Финансовое положение монастырей стало определяться делением на штаты и классы, что привело к появлению разных типов как монастырей, так и самих монахов. Финансирование штатных монастырей было слишком мало, но настоятели не решались сообщать это Синоду, чтобы избежать упразднения монастыря. Из-за финансовых проблем приходилось сокращать число монахов, и монастыри стали разрушаться и безлюдеть.

Источник: spravochnick.ru

Секуляризация: суть и возникновение

Секуляризацией называется процесс изъятия церковной собственности в пользу государства. Название происходит от латинского слова «saecularis», что значит «мирской», «светский».

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

После вступления на престол 28 июня (9 июля) 1762 года Екатерина II объявила святотатством «Манифест о секуляризации церковных земель» покойного супруга Петра III об изъятии владений храмов, монастырей, епархий. Но через несколько месяцев она кардинально изменила свое мнение. Опираясь на указы Петра I, в 1763 году Екатерина II изменила сферу управления церковными вотчинами: средства, получаемые с них, шли на содержание архиерейских домов, учреждение училищ, домов для инвалидов. С этого же времени началась подготовка к широкомасштабной реформе церковного землевладения.

секуляризация церковных земель при екатерине 2

Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Екатерина II опасалась его влияния на народное сознание, поэтому достаточно часто менялось место заключения Арсения, получившего новое имя «Андрей Враль». Скончался он будучи заключенным Ревельской крепости, с 2000 года почитается как священномученик. Расправившись с оппозицией, Екатерина Великая еще больше укрепила свой авторитет. Решение довести реформу до конца стало ее целью.

Содержание указа

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.

дата

Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

дата

Русская церковь XIX века

В начале следующего столетия Александр I несколько ослабил контроль за деятельностью духовенства. С позволения государя монастыри получили право покупать пустующие земли. При Николае I улучшилось их материальное положение за счет отведенных под обители лесных участков. Открылись некоторые закрытые, а также были построены новые храмы и обители. К 1896 году было окончено строительство известного Ново-Афонского монастыря.

Важными центрами паломничества до сих пор остаются Оптинская пустынь и Дивеевский монастырь. При Александре II было разрешено строительство без испрашивания воли императора. Благодаря уступкам со стороны государства именно в XIX веке было заложено большое количество новых особножитий.

Видео

Данное видео представляет мнение кандидата исторических наук Алексея Беглова о секуляризационной реформе 1764 года.

Источник: proreligiu.club


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.