Поход аскольда и дира на константинополь дата

Аскольд и Дир входят в когорту легендарных киевских князей. Правили они еще в конце 9 века, добившись при этом немалого успеха. Именно эти князья заложили основу древнерусской государственности, однако эту версию поддерживают далеко не все историки, ведь существуют и определенные противоречия в фактах.

Источники

Повесть временных лет — книга, из которой специалисты и черпают информацию про историю времен Киевской Руси. Достоверность же изложенных данных вызывает немало сомнений. Однако кроме этого имеются и другие источники, в которых многие факты Повести временных лет описываются совсем по-иному. Такие летописи переписывали далеко не один раз, отсюда могли и появиться ошибки. Другая же версия — заинтересованность в неправдивых данных со стороны определенных лиц. У некоторых экспертов есть мнение, что Нестор излагал не только реальные данные, но и немного переделывал их.

Восстановить же картину, касающуюся жизни в те времена, также помогаю византийские и европейские летописи, арабские документы.

Из варяг в хазары


В Повести временных лет четко указанно, что Аскольд и Дир являются варяжскими дружинниками известного новгородского князя Рюрика. Вместе с ним они и отправились в поход на Царьград (Константинополь). Если же верить Никоновской летописи, они являются врагами Рюрика и устраивают восстание против князя.

Идя вниз по Днепру, варяги попали в город, который нынче является столицей Украины. В те времена в нем не было правителя, население же подчинялось хазарам, кому они и платили дань. Пришедшие в город варяги решили остановиться здесь и начать свое правление.

В Устюжской летописи четко были выделены цели Аскольда и Дира от похода на Константинополь — получение земель и начало своего правления на них. По мнению историка Бегунова, они превратились в хазарских вассалов. Такое мнение имеет право на жизнь, однако вероятней всего здесь было место соглашению сторон.

Поход на Константинополь

О походах русских воинов на Константинополь есть множество сведений, причем это касается не только Повести временных лет, но и других летописей. При этом даты в источниках указывались разные. Так в Повести поход датирован 866 годом, что касается византийских летописей, в них указаны 860-861 года. Однако делая поправку на некоторые хронологические неточности в работе Нестора, можно предположить, что речь идет об одном временном периоде.

Византийцы в то время активно вели войну с арабами, а армия с годами лишь ослабевала. Этим и воспользовались русы, напав на противника с моря. В Константинополь по данным летописцев прибыло 200-360 кораблей. Сами оборонявшиеся не могли понять, откуда взялась армия противника, однако Нестор уверенно заявляет о том, что это были войска Аскольда и Дира, которые постепенно разграбляли близлежащие с Царьградом поселки.


Как свидетельствуют сведения, на море в момент разыгралась просто огромная буря, а корабли русские были разбросаны, поэтому уцелеть смогла лишь небольшая часть армии. Именно из-за этого битва была проиграна.

Христиане или иудеи?

Некоторые из источников гласят, что после своей победы византийцы начали налаживать отношения с Древнерусским государством. По мнению Филарета Гумилевского, в Киевской Руси именно при Аскольде и Дире начали активно читать евангельские проповеди.

Существует и другое мнение от академика Шахматова. Он сообщает, что в более поздних византийских и арабских летописях нет ни единого упоминания об Аскольде и Дире при походе на Константинополь. Информацию о них, будто бы, добавили. При этом существует мнение о связях князей с иудейским каганатом, поэтому вполне вероятно, что Руси был ближе иудаизм, а не христианство.

Расправа

Смерть Рюрика застала всех врасплох. Опекуном же его сына стал Олег, который вместе с этим тем самым стал и главой Новгорода. Он открыто заявлял о своей вражде к хазарам, а уже в 882 году им был организован поход на Киев, чтобы навсегда сместить власть самозванцев. Город этот тогда переживал не лучшие времена, поэтому для отпора нужно было предпринимать срочные меры.


В свой поход Олег взял и наследника Рюрика Игоря, которого он планировать посадить на киевский трон. Он обманом выманил Аскольда и Дира из-за стен надежной крепости, указав в разговоре с ними, что последние не являются князьями и тем более не принадлежат к знаменитому роду. На престол должен был сесть наследник Рюрика. Аскольда и Дира при этом было убито.

Польский историк Януш Длугош, который в основном занимался пересказами древнерусских летописей, утверждает, что Аскольд и Дир были наследными правителями Киева. Он уверен, что они были прямыми потомками Кия, основавшего город. Тем самым он хотел доказать, что Киев имел польские корни. По его мнению, Кий был наследником польской династии.

Существовал ли Дир?

Как гласит летопись, Аскольд был похоронен на высоком правом берегу Днепра, где собственно он и был убит. Что же касается Дира, его могила находилась за Ирининским монастырем, что немного странно. Соправители государства или даже братья, которые погибли в один день, были захоронены в 3 километрах друг от друга.
Существует ряд исследователей, которые предполагают, что Аскольд и Дир были князями киевскими в разные годы, другие же утверждают, что Аскольд и Дир является одним и тем же лицом.

Если рассматривать древнескандинавский вариант имени «Huskuldr», здесь указывалось лишь одно оно, о князе Дире не было и слова. В византийских же источниках, которые описывали поход на Константинополь, говорилось лишь про одного военачальника, однако имя его не упоминается.


По мнению историка Рыбакова, личность Дира остается загадкой, а его существование и вовсе под вопросом. При описании различных сведений в летописях всегда указывается одиночное число при упоминании Аскольда и Дира, поэтому вполне вероятно, что был всего один князь.

Именно эти князья или князь вызывают наибольшие противоречия у историков. В разных летописях излагаются факты, которые не имеют ничего общего между собой, поэтому верить в их достоверность бессмысленно. Что же касается археологии, она также не может сегодня помочь составить полную картину того, что происходило во времена Руси. Скорей всего, еще будут интересные находки и факты, однако большинство информации все же потеряно, ведь с того момента прошло более тысячелетия.

Источник: suharewa.ru

Поход аскольда и дира на константинополь дата

         Поход аскольда и дира на константинополь дата

  Поход аскольда и дира на константинополь дата

Аскольд и Дир, первые киевские князья, о которых упоминают летописные своды. Запись в Лаврентьевском своде (древн.) под разными годами сообщает, что Аскольд и Дир, дружинники Рюрика , ушли от него в Царьград вниз по Днепру, завладели по дороге Киевом и остались там княжить (862);

в 866 году пошли на Царьград, но буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, заставила их вернуться в Киев.


Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                                                              поход на Царьград Поход аскольда и дира на константинополь дата

Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                                                                       варяги  Поход аскольда и дира на константинополь дата

В 882 году к Киеву с Севера пришел Олег с Игорем , обманом захватил и убил Аскольда и Дира, оправдывая свой поступок тем, что они не принадлежат к княжескому роду; А.


л похоронен на горе Угорьской, Д. — у церкви св. Ирины. Эта запись является результатом переработки предания о том, что Аскольд и Дир княжили в Киеве до прихода Олега и Игоря и были ими убиты. Начальный Свод, составленный в Печерском монастыре в 1095 году, проводя идею о единстве княжеского рода, дополнил это предание так, что Аскольд и Дир оказывались не княжеского происхождения, а только рюриковыми дружинниками, и вложил в уста Игоря соответствующие этому слова. Известие о цареградском походе 866 года присоединено к именам Аскольд и Дир тоже составителем Свода; оно взято из греческих источников, которые об Аскольд и Дир не упоминают. Неоднократно было высказываемо предположение, что Аскольд и Дир и княжили (арабский писатель X века Масуди говорит об одном славянском короле Дире) и были убиты не одновременно (см. Аскольдова могила). — Ср. М.С. Грушевский , "История Украины Руси", т. I; А.А. Шахматов , "Разыскание о древнейших русских летописных сводах", стр. 319 — 323. Б. Р. Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                                                        Аскольдова могила в Киеве

Аскольд (предположительно др.-исл. Haskuldr или Hoskuldr, ?—882) — легендарный варяг, киевский князь в 864—882 гг. (правил совместно с Диром).

             


Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                                                                      Аскольд

Свидетельства о жизни Аскольда (в древнерусском написании — Оскольда) противоречивы. В настоящее время более или менее общепринятой является версия, предложенная автором Повести временных лет, согласно которой Аскольд и Дир были дружинниками новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Константинополь. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам (в 864 году по летописной хронологии, дата условна). Поход аскольда и дира на константинополь дата

С именем Аскольда связывают первый поход Руси на Константинополь(Царьград), датированный в летописи 866 годом. В «Окружном послании» константинопольского патриарха Фотия восточным патриаршим престолам, посвященном созыву Собора в Константинополе (867 год), упомянуто, что в результате этого похода произошло (в начале или середине 860-х годов) крещение Аскольда, его бояр и дружинников епископом, посланным патриархом Фотием, назывемое первым крещением Руси (Аскольдовым или Фотиевым). 


Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                                                   “ Фотиево “ крещение Руси    Поход аскольда и дира на константинополь дата

                

В 882 году Аскольд и Дир убиты князем Олегом, который обвинил их в незаконном захвате власти, поскольку они не принадлежали к роду Рюрика.

В разных источниках Аскольд выступает как самостоятельный, отдельный от Дира, правитель. Во время похода 860 года на Константинополь и при «первом крещении» византийские источники упоминают только одного вождя росов. Предполагается, что христианским именем Аскольда было имя Николая (Николы). Есть смелые предположения Б. А. Рыбакова о наличии в Древней Руси «аскольдова летописания», сведения из которого и дошли в составе Никоновской и Иоакимовской летописей.


них содержатся уникальные сведения о событиях 870-х годов: бегство части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, гибель сына Аскольда в борьбе с болгарами в 872 году, походы Аскольда на полочан в 872 году, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов в 875 году. Поход руси на Царьград (860), отнесённый Повесть временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

Имя Аскольда принятая в науке версия выводит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr, что объясняется скандинавским происхождением князя. По другой версии — имя имеет местные, славянские корни. Б. А. Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от старинного племенного самоназвания поднепровских жителей: сколотов.

Существует версия, что, Аскольд и Дир это не два разных князя, а один князь.

Дир —  легендарный варяг, овладевший вместе с Аскольдом Киевом и убитый вместе с ним новгородским князем Олегом.

  Поход аскольда и дира на константинополь дата

Согласно летописным данным, являлся боярином новгородского князя Рюрика. Вместе с Аскольдом они якобы спустились вниз по Днепру до Киева в земле полян, которые в это время не имели князя и платили дань хазарам, и сели там князьями.


лее в Летописи сообщается, что в 866 году под предводительством Дира и Аскольда Русь совершила первый поход на Константинополь, а в византийских источниках указано, что поход был в 860 году, затем примерно в 882 году преемник Рюрика, новгородский князь Олег позже прозванный Вещим Олегом, захватил Киев, и по легенде завлёк обманным путем Дира и Аскольда к своей ладье и умертвил обоих по причине нелигитимности их правления (отсутствия княжеского достоинства), представив им Игоря, сына Рюрика. Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                                               убийство Аскольда и Дира

По другой гипотезе, Аскольд и Дир правили в разное время. Упоминание о Дире иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди (сер. X века), о неком могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Следовательно, Дир мог править либо после Аскольда, либо еще до его прихода.

Аскольд в ряде летописей упоминается как самостоятельный правитель, которому и приписывается поход руси на Константинополь 860 года и последовавшее за ним принятие христианства. Аскольд и Дир, якобы убитые Олегом вместе, были похоронены в различных местах: "И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины". Всё это свидетельстует об искусственном соединении в летописи Аскольда и Дира, что, возможно, произошло из-за неверного прочтения скандинаского написания имени Аскольда — Hoskuldr, а также под влиянием местных легенд о Дире и его могиле.

Но наиболее вероятной является версия, согласно которой такого князя, как отдельного человека, не существовало вообще, потому что Дир — это кличка князя Аскольда, существоание которого практически не визвыает ни каких сомнений и даже место его достоверно известно (Аскольдова могила в Киеве). Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                                                       Аскольдова могила

Еще известный советский историк-словяновед академик Рыбаков Борис Александрович, вопреки официальной исторической науке писал, что "личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, граматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц".

Происхождение имени князя до настоящего времени вызывает вопросы. Распространённая историческая версия выводила его из скандинавского „dyr“ или „djur“ — «зверь», что объяснялось скандинавским происхождением Дира. По другим версиям — кличка имеет славянские или тюркские (хазарские или булгарские) корни. Ян Длугош утверждал, что Дир происходил из полянской княжеской династии, основанной Кием. Поход аскольда и дира на константинополь дата

Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                      основатели Киева – Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь Поход аскольда и дира на константинополь дата

По мнению различных историков — это тюркское или славянское имя, сравнимое с именами князей Буса и Кия.

В соответствии с аль-Масуди, Дира можно отождествить с «царём славян», к которому кавказское племя санарийцев в 850-х годах обратилось за помощью против арабского халифа. Этот «царь славян» был поставлен автором IX века ал-Йа'куби наравне с правителями Византии и Хазарии. Если бы это было действительно так, то Дир мог бы воспользоваться соперничеством хазар и руси, усилившимся в конце 830-х и в 840-е гг., для получения независимости от Хазарского каганата, а затем, к 860 году, передать власть варягу Аскольду из руси.

Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                                                      послы у Киевского князя

В.Н. Татищев, опираясь на «Иоакимовскую летопись», полагал, что приглашение Аскольда в Киев произошло из-за отсутствия у полян правителя, то есть, как полагают другие историки, после смерти Дира.

Впрочем, Татищев считал появление Дира ошибкой в прочтении текста летописи. Эти противоречия исчезают, когда выясняется, что на самом деле „dyr“ или „djur“ — это не скандинавское слово, а готское, хотя означает именно «зверь». В VIII в. между Днепром и Доном существовало государство остготов. Под влиянием христианского учения, которое им проповедовал византийский епископ Ульфила, остготы утратили свою воинственность и за это попалатились гибелью государства: его разгромили гунны. Часть готских племён пошла на запад, прочие — на север. В древние времена Швецию называли Готией. Князь Аскольд родился в скандинавской колонии на реке Ладога, по происхождению он был готом. Его имя — Аскольд (Ashold или Asholt) в переводе с готского означает «честь ариев». Такое имя давали будущим воинам.

Поход аскольда и дира на константинополь дата

                                     бронепалубный крейсер I ранга 1-й Тихоокеанской эскадры “ Аскольд “

 

Источник: lemur59.ru

Первое Крещение Руси

В этот день 2.07/15.07 Православная Церковь празднует Положение Ризы Божией Матери во Влахерне. Влахернский храм в пригороде Константинополя находился близ моря и с ним связана легенда о первом обращении русских правителей в христианство.

Предание говорит, что Пресвятая Богородица завещала свою Честную Ризу благочестивой вдовице-еврейке из Назарета. Вдовица сохранила это сокровище, которое из поколения в поколение передавалось девицам данного рода.

Во второй половине V века в Назарет пришли на поклонение святым местам два брата из Византии. Они обнаружили в доме престарелой девицы-еврейки Ризу Пресвятой Богородицы и перевезли ковчег со святыней в Царьград. Здесь Честная Риза Божьей Матери была торжественно встречена Императором Львом и святителем Геннадием, Патриархом Цареградским, и положена в построенной для этого  Влахернской церкви.

По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.

Так, весной 626 г. огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.

Празднование в честь положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы было усугублено в 860 г. (в “Повести временных лет” указан 866 г., что считается неточным) в связи с походом дружины руссов Аскольда и Дира на Царьград. Согласно “Повести временных лет”, Аскольд и Дир отпросились у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Аскольд и Дир спросили у местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Аскольд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.

И вот «Пошли Аскольд и Дир войной на греков [… 18 июня 860 г.] Множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с Патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную Ризу Святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Была в то время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой» («Повесть временных лет»).

Это событие послужило русским первым толчком для осознания истинного Бога, для крещения Аскольда и Дира с частью народа, вследствие чего с Византией был заключен мирный договор и из Царьграда на Русь был отправлен первый епископ. Сомневавшиеся руссы-язычники потребовали от него положить Евангелие в огонь и обещали креститься, если книга останется невредимой – что и произошло чудесным образом, произведя огромное впечатление на наших предков. Это можно считать первым крещением Руси.

В связи с празднованием положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы архиепископ Антоний (Храповицкий) писал в 1916 г.: «Напрасно заговорили у нас о какой-то национальной русской Церкви: таковой не существует, а существует церковная национальность, существует церковный народ наш (и отчасти даже церковное общество), который родным и своим признает лишь то, что согласно с Церковью и ее учением, который не признает русскими русских штундистов, но не полагает никакой разницы между собою и православными иностранцами – греками, арабами и сербами. Скажите нашему крестьянину: не брани евреев, ведь Пресвятая Богородица и все Апостолы были евреями. – Что он ответит? «Неправда, – скажет он. – Они жили тогда, когда евреи были русскими». Он отлично знает, что Апостолы по-русски не говорили, что русских тогда не было, но он хочет выразить такую верную мысль, что в то время верующие Христу евреи были в той истинной вере и Церкви, с которой теперь слился народ русский и от которой отпали современные евреи и их непокорные Господу предки.

В Киево-Печерской Лавре ежесубботно читается на заутрени акафист Божией Матери и после него длинная-предлинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями и их мерзким каганом, другом бесов и сыном погибели. На кого составлена была греками и читается русскими эта молитва? На наших предков, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IХ веке! Не с ними, значит, душа и молитва русского духовенства и народа, а с православными чужестранцами, нашими отцами по вере, как и ненавидимые евреями древние христиане продолжали именно себя считать истинными детьми Авраама и наследниками Его обетований, согласно изъяснениям св. Апостола Павла».

Приведем также отрывок из «Истории Русской Церкви» (ч. 2-я, гл. II) митрополита Макария (Булгакова) о первом крещении Руси Аскольдом и Диром, которые «после принятия ими святой веры жили еще и управляли Киевом около пятнадцати лет. В такой период под их покровительством христианская вера могла довольно утвердиться и распространиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева трудами епископа и пастыря, которых приняли киевские руссы от патриарха, и при содействии, может быть, других проповедников, приходивших из Греции или Болгарии. Но по смерти Аскольда и Дира, которые скончались (в 882 г.), может быть, как мученики за святую веру, в Киеве воцарился язычник Олег.

Истинная причина смерти Аскольда и Дира доселе не объяснена историею. Древний летописец объясняет ее [якобы князь Олег хитростью убил их. – М.Н.] сообразно с понятиями своего времени, заставляя при этом Олега сказать Аскольду и Диру: «Вы неста князя, ни рода княжя, но аз есм роду княжа и се есть сын Рюриков», – как будто и в IX в., как в XI, при жизни преподобного Нестора, Киев входил уже в состав державы, основанной Рюриком и потомки Рюриковы имели какое-либо право на обладание Киевом… Татищев, который первый между нашими историками начал утверждать, что Аскольд и Дир крещены, думал, что причиною их смерти могла быть нерасположенность к ним некоторых киевлян, не хотевших принять крещения и потому пригласивших к себе Олега — язычника, догадка, по нашему мнению, вероятнейшая. Известно, что киевляне не только не мстили за смерть своих князей Олегу, но тогда же приняли его к себе на княжение. Не очевидно ли, что некоторые из них, и особенно составлявшие дружину, которые бы и могли, собственно, отмстить за князей своих, были как бы в заговоре с Олегом и выдали ему Аскольда и Дира? А не любить их дружина, состоявшая преимущественно из суровых варягов, могла, собственно, за то, что, сделавшись христианами и внявши кроткому гласу Евангелия, Аскольд и Дир почти вовсе отказались от войны, тогда как воинственный Олег, естественно, возбуждал в них любовь к себе своими бранными подвигами и славою».

После этого еще более века готовил Господь Русь для окончательного Крещения через ее более чутких и мудрых правителей – Великую Княгиню Ольгу и ее внука Великого Князя Владиміра.

Поход аскольда и дира на константинополь дата
Летопись гласит, что Аскольд был погребён на месте его кончины, а Дир за Ирининским монастырём. По преданию, 50 лет спустя княгиня Ольга построила на этом месте деревянную церковь Св. Николая (Николай, это имя которое принял Аскольд при крещении). В подвальное помещение ведёт спуск с наружной стороны церкви, могила имеет вид каменного саркофага глубокой древности. С XV века на месте Аскольдовой могилы существовал Пустынно-Николаевский монастырь (переведённый позже на место Николаевского военного собора). В 1810 г. по проекту архитектора А.И. Меленского на этом месте возведена каменная церковь-ротонда. (В 1936 г. церковь была превращена в парковый павильон, над которым была надстроена колоннада.)

По древней традиции именно в этот день 2/15 июля, вместе с праздником Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, отмечается память Аскольдового Крещения Руси, которое состоялось на 128 лет раньше Владимiрова Крещения. До революции его могиле православным духовенством и верующими Киева ежегодно совершались многочисленные крестные ходы. Особенно торжественно отмечали этот день в XIX веке на Тысячелетие Аскольдового крещения.

В январе 2011 г. Ужгородской богословской Академией имени святых Кирилла и Мефодия (УПЦ МП) были инициированы научные чтения и принято решение о создании комиссии по подготовке материалов для канонизации Великого князя Киевского Аскольда (Николая) как мученика за веру Христову.

Почитание Ризы Божией Матери в России

Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 г. он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон (риза) и пояс Богородицы.

В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля), и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах. Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву.

Так, летом 1451 г. под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, в праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.

Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля), первоиерарх совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.

В наши дни хитон (риза) Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.

Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует несколько версий. Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 г., затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии. Весной 1840 г. русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились приложиться к хитону Пресвятой Богородицы.

Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце. По преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений. В советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В 1936 г. она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.

Ныне Пречистый хитон вновь открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.
(Использованы материалы «Википедии»)

Источник: rusidea.org


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.