Хан мамай куликовская битва

Биография

«Как Мамай прошел» — эта пословица до сих пор часто используется в русской речи. Она употребляется, когда речь идет об опустошении, разгроме. Это одно из немногих выражений эпохи Куликовской битвы, когда Дмитрий Донской разбил Мамаево войско.

Детство и юность

Биография Мамая имеет большое количество белых пятен, ведь с его появления на свет прошло более 6 веков. Предположительно, родился в 1335 году в столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату. Родом был из монгольского племени кият, исповедовал ислам. Имя представляет собой древнетюркский вариант имени Мухаммед.

Мамай
Мамай

Удачный брак с дочерью хана Золотой Орды позволил Мамаю в 1357 году занять пост беклярбека: руководил верховным судом, армией и вел внешнеполитические дела. Без женитьбы на Тулунбек Мамая не допустили бы до столь высокого чина.

Золотая орда


В 1359 году, после убийства тестя Бердибека ханом Кульпой, Мамай объявляет ему войну. С этого момента начинается так называемая «Великая замятня» в Орде. Так как Мамай не был чингизидом, титул хана он взять не мог. Тогда в 1361 году он провозгласил ханом Белой Орды (части Золотой Орды, вторая часть называлась Синей) своего ставленника Абдуллаха, происходящего из рода Батуидов.

Убийство Бердибека
Убийство Бердибека

Этот шаг вызвал протесты других претендентов на власть, Мамаю с 1359 по 1370 годы пришлось воевать с девятью ханами: к 1366 году он смог взять под контроль западную часть государства, от правого берега Волги до Крыма. Периодически он владел столицей, городом Сараем. Во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами – Венецией, Генуей, Великим княжеством Литовским и другими.

В 1370 году ставленник Абдуллах умер, предположительно, от руки Мамая. На его место встал Мухаммед Булак, восьмилетний мальчик из рода Батуидов. Де-юре он правил самопровозглашенной Мамаевой Ордой до 1380 года, пока не погиб в Куликовской битве. Фактически же властвовал Мамай, не принимая ханского титула.


Портрет Мамая
Портрет Мамая

Отношения темника с Москвой складывались по-разному. В ранние годы правления Мамай оказывал столице поддержку, в 1363 году с митрополитом Алексием был подписан договор об уменьшении дани. Московский князь Дмитрий признал власть Мамая и хана Абдуллаха.

Однако в 1370 году Мамай отобрал у него великое княжество и передал Михаилу Тверскому. Через год Дмитрий с личным визитом побывал в резиденции беклярбека и вернул ярлык. Вражда двух государств обострилась после того, как в 1374 году в Нижнем Новгороде избили татарскую дружину, которая сопровождала послов Мамая. Началось «великое размирье», окончание которому положила только Куликовская битва.

Хан Тохтамыш
Хан Тохтамыш

В 1377 году молодой хан Золотой Орды Тохтамыш начал отвоевывать земли: весной 1378 года покорил восточную часть, Синюю Орду. Следом он пошел на западную часть, Белую Орду, где фактически правил Мамай. К началу 1380 года Тохтамышу удалось вернуть почти всю территорию Золотой Орды, под контролем Мамая остались только Крым и Северное Причерноморье.


В таких нелегких условиях Мамай принимает решение организовать поход на Русь, чтобы собрать еще дань. С учетом того, что войска орды оскудели, за деньги советники правителя взяли наемников – черкесов, генуэзцев и др. Кульминацией борьбы с русичами становится битва на Куликовом поле, которая произошла 8 сентября 1380 года. Во главе русского войска был московский князь Дмитрий Донской.

Дмитрий Донской
Дмитрий Донской

Современные ученые расходятся во мнениях об оценке численности золотоордынского войска. Одни говорят, что у Мамая было 60 тыс. человек, другие полагают, что от 100 до 150 тыс. Войска Дмитрия Донского сначала оценивали в 200-400 тыс. человек, позже опустились до 30 тыс. Археологи, которые проводили раскопки на Куликовом поле, уверены, что с обеих сторон было от 5 до 10 тыс. участников, а сражение длилось не 3 часа, как описано в летописях, а 20-30 минут.

Сведения о сражении сохранились в четырех письменных источниках: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве». Термин «Куликовская битва» в науку ввел Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского».


Куликовская битва
Куликовская битва

Войска сошлись в районе впадения реки Непрядва в Дон, сейчас это территория Тульской области. Длительное время оставалась загадкой причина отсутствия захоронений на Куликовом поле, раскопки заканчивались находками оружия. Однако в 2006 году благодаря новым георадарам обнаружили предположительные братские захоронения погибших. Отсутствия костных останков объяснили химической активностью чернозема, который быстро деструктурирует ткани.

Утром 8 сентября войска дождались, пока рассеется туман. Битва началась с небольших стычек, после чего произошел знаменитый поединок Александра Пересвета с Челубеем, в котором погибли оба. Дмитрий Донской сначала наблюдал за боем в сторожевом полку, затем встал в ряды, поменявшись одеждами с московским боярином.

Поединок Александра Пересвета с Челубеем
Поединок Александра Пересвета с Челубеем

Мамай смотрел за сражением издалека. Как только он понял, что войско разгромлено, а засадный полк русских добивает остатки его вояк, татары во главе с правителем обратились в бегство. Провозглашенный малолетний хан, при котором Мамай был беклярбеком, погиб на поле боя.

С 9 по 16 сентября на поле хоронили погибших. На братской могиле построили церковь, которая не сохранилась до наших дней. С 1848 года на Куликовом поле стоит памятник по проекту А. П. Брюллова. Историки считают, что победа Дмитрия Донскова на Куликовом поле приблизила Русь к освобождению от чужеземного господства. Для Орды поражение Мамая способствовало ее консолидации под властью единого хана Тохтамыша.

Карта земель Золотой Орды
Карта земель Золотой Орды

После разгрома на Куликовом поле Мамай пытался вновь собрать армию, чтобы отомстить Дмитрию Донскому. Однако очередному удару по Руси состояться не удалось, так как хан Тохтамыш активно пытался отвоевать последние владения Мамая.

В сентябре 1380 года армии Мамая и Тохтамыша встретились в битве «на Калках». По сохранившимся воспоминаниям, непосредственного сражения не было – основная часть Мамаева войска просто перешла на сторону Тохтамыша. Мамай не решился противостоять им, сбежал в Крым. С победой Тохтамыша закончилась длительная междоусобная война, и Золотая Орда стала единым государством.

Личная жизнь


В старшие жены Мамай взял Тулунбек, дочь хана Золотой Орды Бердибека. Брак был выгоден для темника, ему присвоили титул ханского зятя, «гургена». Благодаря близости с Бердибеком Мамай получил должность беклярбека – первого министра. Это высший чин, на который мог претендовать «нечингизид».

В 1380 году, после того как Мамай проиграл в битве при Калке, он бежал в Крым, где был убит. Тулунбек вместе с гаремом – младшими женами – достались Тохтамышу. Тот принял решение жениться на вдове Мамая для повышения собственной легитимности в глазах столичной знати.

Предполагаемый портрет Тулунбек
Предполагаемый портрет Тулунбека

Через шесть лет против Тохтамыша составили заговор, сведений о котором не сохранилось. Вероятно, его пытались заменить на троне потомком Бату. Считается, что участниками заговора были приверженцы Мамая во главе с Тулунбеком. Тохтамыш казнил жену, заподозрив в предательстве.

Точно сказать, сколько было детей у Мамая, не представляется возможным. Известно, что один из его сыновей, Мансур Киятович, после смерти отца покинул Крым и создал автономное княжество между Великим Литовским княжеством и золотой Ордой, которое впоследствии стало частью Литовского.


Княжество Мансура Киятовича, сына Мамая
Княжество Мансура Киятовича, сына Мамая

Его сын Алекса в 1392 году принял православие, получив имя Александр. Собственного сына он женил на княжне Анастасии Острожской. Второй потомок Мансура, Скидер, стал главой половцев в западной части Северного Причерноморья.

В 16 веке князья стали именоваться в официальных литовских документах Глинскими, по названию города Глинск, где располагалась резиденция. Предположительно, это современная Золотоноша. Глинские – угасший литовский род, из которого происходила Елена Глинская, мать Ивана Грозного. Таким образом, одним из потомков Мамая оказался великий князь Московский и Всея Руси.

Казак Мамай
Казак Мамай

Рода Дашкевичей, Вишневецких, Ружинских, Острожских также считают потомками Мамая. Эти княжеские фамилии сыграли важную роль в становлении современного Запорожья.


Еще один потомок беклярбека – украинский казак Мамай. В 2003 году про последнего был выпущен фильм режиссера Олеся Санина. В основе картины лежит авторская версия возникновения легенды об украинском Мамае. Половину бюджета ленты составили личные сбережения режиссера.

Смерть

На момент кончины Мамаю было 45 лет, причина смерти – убийство. Существует несколько легенд о том, как погиб Мамай. Известно, что после поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в крепость Кафу (современная Феодосия). С собой у него были накопленные за жизнь богатства. Генуэзцы, проживающие в крепости, сначала приняли его в обмен на часть сокровищ, а затем убили по приказу Тохтамыша.

Предполагаемая могила Мамая, село Айвазовское
Предполагаемая могила Мамая, село Айвазовское

По другим данным, Мамая передали Тохтамышу, который своими руками остановил жизнь беклярбека. Хан похоронил его со всеми почестями, могила предположительно находится в Шейх-Мамае (современное название — село Айвазовское, недалеко от Феодосии). Курган случайно обнаружил художник И. К. Айвазовский. По другим данным, захоронен Мамай у стен Солхата (современное городское поселение Старый Крым).


Мамаев курган в Волгограде
Мамаев курган в Волгограде

Существует легенда, что темника Мамая захоронили в золотых доспехах на кургане, названном в его честь, который расположен на территории современного города Волгограда. Многочисленные раскопки на Мамаевом кургане версию не подтвердили, гробницу не обнаружили. В настоящее время Мамаев курган известен как памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Память

  • 1955 — Карышковский П. О. «Куликовская битва»
  • 1981 — Шенников А. А. «Княжество потомков Мамая»
  • 2010 — Почекаев Р. Ю. «Мамай: История «антигероя» в истории (630-летию Куликовской битвы посвящается)»
  • 2010 — Почекаев Р. Ю. «Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов)»
  • 2012 — Пачкалов А. В. «К вопросу об именных монетах Мамая»

Источник: 24smi.org

Предпосылки Куликовской битвы

Народные восстания против татарского ига стали вспыхивать сразу же после его установления. Так, в 1259 году жители Новгорода расправились с наглыми ордынскими баскаками. а в 1262 против угнетателей поднялись жители Ростова Великого, Владимира, Суздаля и многих других русских городов. Однако ордынцы неизменно топили в крови эти выступления, так как на их стороне выступали русские князья.

Хан мамай куликовская битваМногие сейчас пытаются утверждать, что татарского ига на Руси не было. Татары, мол, не держали в русских городах гарнизонов, а лишь ограничивались карательными экспедициями против восставших городов. Да, действительно, гарнизонов в городах они не держали – покорность русского народа татарской власти обеспечивали сами русские князья, и потому татарское иго было обременительно вдвойне – содержать приходилось не только хана в Сарае, но и князя в Кремле.

Князья сами неоднократно приводили на Русь татарские отряды, используя их как для наведения порядков в своём уделе, так и для нападения на соседние княжества. Кроме того, татары часто сами использовали одних русских князей в борьбе против других. Так, в 1333 году татары ходили вместе с москвичами в Новгородскую землю, отказавшуюся платить дань в повышенном размере. В 1334 году вместе с Дмитрием Брянским татары ходили против смоленского князя Ивана Александровича.
Но вот 13 ноября 1359 года,  после смерти Ивана Красного, великим князем владимирским и московским становится девятилетний Дмитрий Иванович. В первые годы Москвой от его имени правил митрополит Алексий, являвшийся сторонником союза с Ордой против Литвы. Объективно такая политика была верна: татары смотрели на Русь лишь как на дойную корову, а Литва как на объект геноцида. Субъективно же такая политика митрополита была вызвана тем, что именно Бердибек, а не какой-нибудь Ягайло выдал Алексию ярлык, подтверждающий освобождение Русской церкви от даней и поборов.

Хан мамай куликовская битваОднако в том же самом 1359 году был убит двенадцатый хан Золотой Орды Бердыбек. Занявший его место самозванец Кульпа продержался в Сарае пять месяцев и был убит Наурызбеком, который ещё четыре месяца спустя был убит ханом Хызыром. Но и Хызыр через те же четыре месяца стал жертвой заговора собственного старшего сына Тимура-Хаджи. Правил последний в течение пяти недель, успев лишь отчеканить монету со своим именем. Всего же за последующие 10 лет в Сарае сменилось 25 ханов.
Этой ситуацией и воспользовался темник Мамай, служивший при Бердыбеке губернатором Крыма. Этот представитель племени кыятов не имел на ордынский престол никаких прав, но был женат на дочери Бердыбека – последнего представителя законной династии, ведущей свой происхождение от Батыя. Кроме того, на отдыхе в Крыму в тот момент оказался восьмилетний представитель батыева рода Мухаммед-Булак.
Провозгласив ханом этого пацанёнка, Мамай объявил себя регентом всей Золотой Орды. Однако контролировать всю Орду он не мог – Сарай и вся восточная часть Орды находилась под управлением других ханов, а с 1377 года её начал прибирать к рукам ставленник Тимура чингизид Тохтамыш.

Воспользовавшись ситуацией в Орде, названной летописцами Великой Замятней, князь Дмитрий решил больше не посылать дань в Сарай.
Но ситуацией в Орде решила воспользоваться и Литва: литовский князь Ольгерд Гедеминвич, женатый на дочери убитого в Орде Тверского князя Александра Михайловича Ульяне, объявил себя освободителем русских земель от татарского ига. Ореол освободителя и схожий с русскими внешний облик, а также русская жена и православное вероисповедание позволили ему в короткий срок овладеть Брянском, Киевом, Смоленском и всей Волынью. Казалось, он вот-вот приберёт к рукам всю бывшую Киевскую Русь, но на пути его планов неожиданно встала Москва.
В союзе с тверскими князьями Ольгерд начал войну против Дмитрия. Трижды литовский князь ходил на Москву, но взять её ему оказалось не под силу. В самый разгар противостояния 24 мая 1377 года 80-летний Ольгерд умер. Его 15-летний наследник Ягайло не смог не то что расширить, но и удержать большинства завоеваний отца – одно княжество отпадало от Литвы за другим. И тогда Ягайло решил предложить недавним врагам Литвы татарам союз против Дмитрия. Условием этого союза была поддержка Мамая в его притязаниях на ордынский престол и раздел Руси между Литвой и Ордой.

Мамаю этот союз был как нельзя кстати: с самого начала своего правления он стремился сделать Северо-Восточную Русь не просто зависимой территорией, но и полностью ее оккупировать и аннексировать.  В этом стремлении ему потакали евреи-крымчаки (не путать с караимами) и генуэзские купцы по большей части всё той же национальности, иногда прикрываемой нательным католическим крестом. И те, и другие намеревались открыть на Руси торговые фактории, чтобы выменивать пушнину на итальянские стекляшки. Надеясь на будущие дивиденды, они щедро кредитовали Мамая, который сумел собрать довольно значительные военные силы. В разорении Москвы они были заинтересованы ещё и по той причине, что весной 1376 года русское войско во главе с Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским совершило поход на среднюю Волгу разгромило Волжскую Булгарию и вместо мамаевых ставленников посадило там русских таможенников. таким образом, приток пушнины к крымским купцам сократился.

Полностью же он иссяк после того, как в следующую зиму князем Борисом Константиновичем Городецким вместе с племянником Семёном Дмитриевичем и московским воеводой Свиблом был осуществлён поход в мордовскую землю. Вся булгарская и мордовская пушнина уходила теперь на Русь и через Новгород продавалась в ганзейские города.

Чтобы возобновить поступление пушнины в Крым, Мамай отправил на Русь войско под командованием мурзы Бегича, но войско это было наголову разбито 11 августа 1378 года в битве на реке Воже. Погиб и сам Бегич.

Подготовка Куликовской битвы

Хан мамай куликовская битваДва последующих года противники готовились к решающей схватке. Наконец, 23 июля 1380 в Москву прискакал гонец Андрей Семёнович Попов с известием о том, что войско во главе с самим Мамаем переправилось через реку Воронеж.

Немедленно во все столицы русских княжеств, в города и земли были разосланы грамоты: «да готовы будут». Местом сосредоточения основных сил русского войска была назначена Коломна, крепость близ устья Москвы-реки.

Вскоре русским разведчикам Родиону Ржевскому, Андрею Волосатову и Василию Тупику удалось добыть языка, по показаниям которого стало ясно, что на стороне Мамая выступили Ягайло и Олег Рязанский.

В последнее время появилась теория предполагающая, что Куликовское сражениепроизошло вовсе не на Дону, а прямо под стенами Москвы в районе нынешней московской улицы Солянка. С точки зрения формальной логики в этой теории всё выглядит безупречно: зачем гоняться за Мамаем в чистом поле, рискуя, что он, обойдя с тыла разорит беззащитную Москву? Не лучше ли встретить его под стенами города, если он всё равно идёт на Москву?

Однако в этой теории не учитывается то обстоятельство, что в этом случае к Москве пришёл бы не только Мамай, но также Ягайло с Олегом Рязанским. Дмитрий же хотел разбить противников по частям, упредив их соединение.

Утром 20 августа русское войско по трем дорогам выступило из Москвы. Для обороны столицы был оставлен с войском воевода Фёдор Андреевич Кошка – дальний предок будущего рода Романовых.

Русь выставила против Мамая 24 тысячи ратников тяжеловооруженной пехоты городовых полков, пополненных крестьянами-добровольцами, и около 12 тысяч конных витязей.

Хан мамай куликовская битва

Русский конный воин

Витязи и их боевые кони с ног до головы были покрыты железными доспехами. К седлам витязей приторачивались дальнобойные самострелы, выпускавшие железные стрелы на 800– 1000 м, в то время как ордынский лук, по моим сведениям, поражал лишь на расстоянии 150–200 м. Каждый русский витязь в совершенстве владел приемами метательного и рукопашного боя, привычно чувствовал себя в тяжелых латах, так как ведь военному делу его учили с трехлетнего возраста.

На вооружении пеших латников состояли самострелы, мечи, топоры и копья, а по некоторым сведениям имелось и небольшое количество пищалей, стрелявших не только пулями, но и стрелами. Защитой пехотинцам служили латы и кольчуги с наручами, металлические перчатки, набедренники, наколенники и поножи, латные сапоги, шлемы со стальными личинами, червленые миндалевидные щиты.

В составе русской рати были полки под командованием двадцати трех князей и воевод, в том числе тверской полк. Не было по разным причинам полков смоленских, нижегородских, новгородских и, конечно, рязанских. Но зато прислали свои дружины двое православных литовских князей — находившихся в оппозиции к Ягайле его сводные братья. Это были Андрей, княживший во Пскове, и Дмитрий, в удел которому Ольгерд в своё время выделил Брянск и Трубецкое княжество. Этот самый Дмитрий Ольгердович стал родоначальником князей Трубецких. Именно для встречи с этими отрядами Дмитрий Иванович, выйдя 24 числа с войском из Коломны, двинулся не напрямую навстречу Мамаю, а сперва направился на запад вдоль Оки к устью Лопасни. Кроме того, зная уже об измене Олега Рязанского, он не решился двигаться через центр Рязанского княжества, хотя сама битва произошла на рязанской территории.

После переправы через Оку близ Лопасни Дмитрию и его военачальникам предстояло решать, кого из противников следовало встретить первым. Великий князь учитывал, что Ягайло и Олег наступали на узкой полосе, главным образом по дорогам, и поэтому их рати не причиняли особого ущерба местному населению. Иное дело Мамай. Жадные до добычи кочевники сулили великие беды русским деревням, селам и весям. Поэтому, задумав бить врагов по раздельности, Дмитрий хотел прежде всего выбить из коалиции ордынцев.

Дмитрии Иванович поспешил форсировать Дон в непривычное по тогдашним правилам войны время – ночью. И в этом рискованном предприятии был глубокий расчет: сознавая, что Мамай может знать от лазутчиков достаточно много о московской рати, Дмитрий надеялся, что ночная переправа исключит возможность внезапной атаки его тыла одним из противников, а назавтра ратники успеют подготовиться к бою.

Хан мамай куликовская битва

Куликово поле

Ход Куликовской битвы

Хан мамай куликовская битва

Павезьер

Хан мамай куликовская битва

Татарский всадник

Утром 8 сентября 1380 года на Куликовом поле выстроились два войска: 36 тысячам русских воинов противостояли 120 тысяч ордынцев. Расположение русских войск прикрывал  Сторожевой полк Семёна Мелика, насчитывавший до тысячи конных витязей в булатных доспехах. За ним располагались Передовой и Большой  полки, в рядах которых находилось 24 тысячи пеших ратников. Фланги их прикрывали полки Правой и Левой  руки, в которые входило по 3 – 4 тыс. тяжеловооруженной кованой рати, восседающей в толстых латах на бронированных конях. В тылу Большого полка Дмитрий предусмотрительно развернул 3600 ратников резерва, недалеко от которых развевался великокняжеский стяг, защищаемый тремя сотнями дружинниками. Слева, в дубраве, ждал своего часа Засадный полк, состоящий из 4 тысяч витязей Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского.

Войско Мамая также не было чисто конным – в его составе находились и генуэзске пехотинцы. Набраны были они не только в крымской Кафе, но и в самой Генуе. Часть из них были пикинёрами, а остальные – арбалетчиками-павезьерами – за время заряжания арбалета они прикрывались втыкаемым в землю стоячим щитом, называвшимся павеза. Каждый из них имел по два арбалета, пластинчатый панцирь и горжет, железные наручи и бацинет, меч и кинжал. На каждые 25 человек полагался командир, получавший 10 флоринов в месяц. Рядовой же арбалетчик получал пять флоринов.

Основным оружием легкой поражая подвижную цель На рыси всадник способен развить до 12–15 км/ч. при этом кочевники обычно начинали стрельбу с пятисот шагов, стремительно сближаясь с противником.

Бой начался около 11 часов утра поединком ордынского великана Челубея с русским витязем Пересветом. И наш витязь, и татарский батыр погибли, убив друг друга, после чего Мамай двинул навстречу Сторожевому полку свой передовой отряд из 4 четырёх тысяч легких конников. За ним готовились к атаке 14–15 тыс. спешенных тяжеловооруженных всадников.

Сторожевой полк Семёна сеял и большей частью уничтожил легкую конницу ордынского передового отряда, но тут в бой вступили главные силы противника. Татары на полном скаку врезались в густые цепи москвичей, выставивших копья. Татарские кони перемахивали через копья, а татарские всадники кривыми саблями рубили направо и налево. отдельные смельчаки становились спинами друг к другу, выставляли копья, строясь ёжиками, успешно отбивались. Тогда татары, не сходясь вплотную, начали расстреливать их из луков. Таким образом, сильно поредев, Передовой полк отошел, присоединившись к полкам Правой и Левой руки.

На правом фланге русские витязи успешно отражали железными стрелами атаки Мамаевских всадников. В центре же Большой и Передовой полки тоже обрушили на приближающихся ордынцев град стрел. Каждые восемь секунд рвали воздух залпы из 4–6 тыс. самострелов, а ведь в зоне их действия вражеская конница находилась не менее 10 минут, а неуклюжая 50-рядная пехота с генуэзских наемников – не менее 25 минут. А тех, кому удалось прорваться к Передовому отряду, встретила стальная щетина копий.

На левом фланге правое крыло ордынцев, усиленное резервом, обрушилось на наш полк Левой руки, стремясь зайти в тыл Большому полку. Здесь в первом ряду сражался и князь Дмитрий Иванович. Мамай бросил в бой вес резервы. Татары, не считаясь с громадными потерями, лезли напролом.
Хан мамай куликовская битваВ центре боевых порядное продолжалась ожесточенная рубка, ордынцы отчасти врезались в ряды Передового и Большого полков. В это же время под натиском превосходящих сил противника поредевший полк Левой руки отошел назад, и в бой вступили великокняжеские дружинники московского стяга.

Мамай, видя, что недалек час, когда главные силы русских будут охвачены и окружены, торжествовал победу. Однако перед прорвавшимся врагом неожиданно появились пешие ратники резерва, преградив ему дорогу стеной щитов, ощетиненной копьями. Железные стрелы, выпущенные из самострелов, выкосили сотни ордынцев.

И в этот момент сзади на ордынцев обрушился Засадный поли. Теперь противник, уже лишившийся многих воинов, оказался между молотом и наковальней – его с трех сторон уничтожали русские ратники и витязи. Этого ордынцы не вынесли и бросились бежать. Одновременно тяжеловооруженный полк Правой руки перешел в наступление, рассеяв лёгких вражеских всадников. Теперь русские окружили главные силы Мамая, разгромили их и перешли в преследование, уничтожая бегущих на протяжении почти 50 вёрст до самой реки Красная Меча, устилая весь путь татарскими трупами. И на Красивой Мече случилось то же, что уже испытали Мамаевы воины на Воже: тяжелое вооруженье потянуло на дно тех, кто хотел переправиться через реку.

Источник: a-velezar14.livejournal.com

Наместник Мамай

В шестидесятых годах четырнадцатого века в судьбе Мамая свершилось два очень важных события – хан назначил его наместником Крыма и Северного Причерноморья. На тот момент он уже был женат на дочери хана, что, несомненно делало его назначения ожидаемыми и логичными.

В 1359 году восьмой хан Золотой Орды Мухаммед Бердибек-хан был убит в результате захвата власти Кульпой – самозванным ханом, своим дальним родственником. После смерти тестя темника началось двадцатилетие, которое вошло в мировую историю как «Великая замятня». Мамай не остался в стороне от этих событий – он развязал войну против нового правителя. Мамай контролировал западную часть государства. Сам сесть на трон он не мог в силу недостаточно знатного происхождения. Ему необходим был покладистый и слабовольный хан, который позволил бы ему стать фактическим правителем. В 1361 году его выбор падает на Абдуллаху из рода Батуидов, родственника покойного правителя, которого он назначает правителем Белой Орды. Но другие ханы стали оспаривать это решение, предъявляя свои претензии на ханский золотоордынский престол. За два десятилетия в общей сложности 9 ханов претендовали на него.

Мамай понимал, что в борьбе за ханство ему нужны союзники в международной политике. И потому начал налаживать связи с западными странами.

Мамай и Золотая Орда

В 1370 году умирает Абдуллах-хан. По поводу его смерти ходят разные версии, в том числе и о насильственной смерти. Следующим ханом была, по некоторым версиям, сама супруга темника. Археологи даже находят чеканные золотые монеты с ее изображением. Но как бы не устраивала Мамая кандидатура супруги, Тулунбек-ханум, он понимал, что во главе орды должен стоять хан-чингизид мужского пола. Судьба этой женщины, жены Мамая, впоследствии сложилась трагически. После гибели Мамая она была взята замуж Тохтамышем для усиления авторитета его власти, но через несколько лет казнена им по подозрению в заговоре.

В 1372 году был провозглашен ханом восьмилетний Магомет-султан. Через десять лет он погиб в Куликовской битве, но на тот момент был вполне удобен для Мамая в качестве хорошо управляемого правителя.

Но все было непросто с законностью прав Магомета — согласно Яссе, закону Чингисхана, провозглашенные Мамаем ханы, были незаконными.

Столица Золотой Орды Сарай занимала ключевую позицию в начале караванных путей в Хорезм, Иран, Монголию, Китай, Индию, Иран, потому владение этим городом было важна не только стратегически и идеологически, не только с позиции выгоды поступления доходов в казну, но и для предания легитимности его избранникам.

Борьба за нее была яростной — три раза Мамай захватывал столицу, но ставку там располагать не спешил. Более безопасным он считал свое нахождение в городе Замык, среди преданных ему всадников.

В то время происходит усиление Литовского княжества. Правитель Литвы женится на сестре польского короля, сменив веру на католическую, и став не только великим князем Литовским, но и королем Польши, но это было только в 1385 году. У Литвы в союзе с татарами были свои интересы – конфликт двух государств ослабляло оба их. Восточные земли также манили литовского князя Ягайло. С помощью династического брака он берет под влияние Рязанское княжество и держит в союзниках Тверское. Междоусобица в русских землях была на руку литовцам.

Войска при куликовской битве

Мамай и Дмитрий Донской

Между тем Московское княжество начало проявлять все большую и большую независимость. Сначала отношения с Мамаем у княжества были относительно неплохие. Он поддерживал хорошие отношения с митрополитом Алексием, регентом при малолетнем Дмитрии, вызволив его из литовского плена.

Дипломатичность митрополита позволила ему договориться даже об уменьшении дани Мамаю, возможно, в обмен на послушание. Именно к Мамаю москвичи направили посла для получения ярлыка для несовершеннолетнего Дмитрия. Этим они признали главенство Мамая и его ставленника над другими ордынскими ханами. Не обошлось без «воспитательных» мер. В 1370 году Мамай передал ярлык на княжение Михаилу, князю Тверскому. Но Дмитрий через год вернул расположение хана и, соответственно, получил опять ярлык.

Но разобщенность и внутриусобица ослабляли ханство. И подросший князь Дмитрий решил не платить дань ордынцам. В 1374 году началась противостояние Московского княжества и ханства, которое вылилось в 1380 году в Куликовское сражение, где московский князь с помощью своих дружин разгромил войска хана.

Тот период сложен для темника не только проблемами с Московским княжеством, но и проблемами в самой Орде. Хоть в середине 1370-х годов за границы Золотой Орды благодаря своей политике Мамай мог не переживать, но тем не менее в 1377 году на политической арене самого ханства появляется новая мощная политическая фигура – потомок Джучи — хан Тохтамыш.

Мамай в Куликовской битве

После убийства своего отца Тохтамыш бежал под покровительство Тамерлана. И тот использовал беглого чингизида для получения контроля над Ордой. Несколько раз войско Тимура и Тохтамыша пыталось захватить трон, но каждый раз терпел неудачу. Помогли обстоятельства – в 1380 году в Куликовской битве Мамай не только потерпел поражение, но и в этом сражении погиб провозглашенный темником Булак-хан. Это не сломило Мамая, но обстоятельства все равно были против него.

Попытка скрыться в Крыму под покровительство генуэзцев, в родную Кафу, провалилась — в город его не пустили. Мамай вскоре был убит подосланными Тохтамышем наемниками. Похороны незаурядному и известному темнику были устроены самые почетные.

По поводу наиболее фатального события в жизни Мамая – Куликовской битвы – у историков есть две версии. Одни, во главе с Л. Гумилевым, Н. Карамзиным, Г. Вернадским считают, что битвы не было, и татары были скорее союзниками, нежели угнетателями. И именно этот союз спас Русь от исчезновения как государства в сложный период междоусобицы.

Оппоненты же этой группы ученых опираются на описания зверств татар в русских летописях – массовые казни, разрушения городов, убийства. Но большинство летописей могло быть отредактировано гораздо позже – при правлении Ивана III, с политической целью, в угоду текущей международной ситуации – в частности, в связи с обострением отношений с Литовским княжеством, давним союзников монголов.

Обе версии имеют право на жизнь, но, возможно, правда где-то посередине.

Источник: history-doc.ru

В наше время имеется еще немало сведений в различных летописях и другой исторической литературе по поводу личности татарского темника (полководца) Мамая. Его биографию пытались исследовать многие наши современники, но, натолкнувшись на весьма скудные, но емкие сведения, начинали сникать и скромно повторять заезженные слова про татарина-захватчика.Лев Гумилев считал, что на стороне темника Мамая сражались поляки, крымцы, генуэзцы, ясы, касоги, а вот волжских татар в его войске было немного.

Сто пятьдесят лет назад самый русский немец Е.И.Классен обратил внимание ученых на общие ошибки при написании истории и обозначении народов: в классификацию народов и национальностей ученые собирают все мыслимые и немыслимые признаки – религиозные, профессиональные, территориальные, производные от имен собственных полководцев, названий местностей, рек, морей и гор (топонимики).

Таким образом, современный житель Краснодарского края может иметь не одну «национальность», руководствуясь научными классификациями.

Приведу пример: житель Таманского полуострова, омываемого двумя морями, может быть краснодарцем (по наименованию края), кубанцем-кубманом, таманцем, понтийцем (черноморцем), меотом (житель побережья Меотийского озера или болота), азовчанином (Азовское море), предкавказцем, кавказцем, горяком (жителем гор), азиатом, христианином, мусульманином (от полководца и священника Мосула), магометанином (последователем Магомета), исламистом (последователем учения Исмаила, близкого магометанству), анапчанином, синдом, казаком, арийцем, пограничником (украинцем), строителем, лекарем, пекарем, щитником (изготовителем щитов или сколотом), скифом (стрелком), кельтом (обладателем боевого топора), латником (изготовителем или обладателем лат), русом (по цвету волос), аланом и т.д., не считая фамилии, имени и отчества.

Что же мы видим у историков древности? Здесь по их версии проживают, практически все из перечисленных народов. Та же болезнь преследует современных ученых. При этом ни один из ученых (за редким исключением в отношении малых народов) не говорит, как сами себя эти народы называют.

Придерживаясь этих правил, можно уяснить одно, что любая малочисленная семья – многонациональное государство. Что и требовалось политикам и их наемникам-историкам! Раз здесь эти народы жили, значит, имеют право на современное проживание.

Возвращаясь к нашему герою, можно найти все те же признаки. Потому по сей день, гадают наши ученые, какой был национальности Мамай.

Первым из современных ученых, заявившим во весь голос о происхождении Мамая, был Ю.А.Шилов, теперь уже украинский ученый. Он напомнил читателям о думах (сказаниях) о казаке Мамае, раскрывающих его славное прошлое в борьбе за единую Русь и сохранение древних традиций. Вот только не всем это пришлось по душе: столько лет лелеяли идею раскола двух арийских ветвей: тюркской и славянской, и вот появился человек, который рушит идеологический прием «Разделяй и властвуй!».

Напомню читателю некоторые моменты в истории за несколько столетий до наступления пресловутого монголо-татарского ига.

В 965 году киевский кнез-князь Святослав совершил длительный поход по вассальным землям Козарии (именно так написано в сохранившихся списках с летописей, Хазарией эти земли станут стараниями поздних историков) и разрушил несколько городов в самой Козарии. Летописцы указывают путь следования дружины Святослава: Киев – Верхнее Поволжье – Дон – Нижнее Поволжье – Самкерц (Тамань) – Киев. Чтобы решиться на такое предприятие, нужно было обладать огромными средствами и запасами продуктов питания и фуража, чтобы прокормить армию во время похода такой длительности, но суть не в этом. После разгрома Козарии часть его населения, исповедовавшая ветхозаветный иудаизм, называвшийся караимством под именем караимов переселилась в Готфию или Тавриду (так в те времена назывался Крым) и некоторая часть этого населения ушла в Прибалтику, где успешно проживает и поныне, сохранив в чистоте древний тюркский язык. Основное население Козарии исповедовало язычество в форме поклонения солнцу и величались они татара (тата Ра – отец Бог). Они также двинулись в Готфию и на Кавказ, чтобы укрыться в горной местности от истребления христианами. В этих местах проживали родственные по языку народы, но имело место другая ветвь христианства, не столь радикальная по своей сути как, шедшее из Европы (в то время еще Венедии).

Судя по сохранившимся данным, родиной Мамая было Лукоморье – то самое Лукоморье русских сказок, берег Русского (Черного) моря, территория (терра Тора) легендарной Черной Руси, участок берега от Крыма до Днепра. Отсюда началось его восхождение по ступенькам военной лестницы, сюда же он бежал после поражения в 1380 году. Здесь или в Кафе (Керчи) нашел свое последнее пристанище, оставив в памяти народной топонимические названия в реках (Мамайка), возвышенностях (Мамаев курган) и многочисленных русских фамилиях и народных приданиях в южнорусских землях. Только в одном документе имеются свидетельства того, что Мамай принадлежал к роду Кыйан (что позволяет считать украинским ученым Мамая своим земляком).

Первые упоминания о Мамае в отечественных летописях относятся к 1361 году по новому летоисчислению. В тот год Мамай, полководец Алтын Урус (Золотой Руси, после правки глобализаторами – Золотой Орды) поддержал юного князя Дмитрия, сына умершего Ивана II Ивановича в борьбе за Владимирский престол. В то время (1359) власть великого князя досталась Дмитрию Константиновичу Суздальскому, имевшему солидную дружину и авторитет среди удельных князей. Ему ничего не мог противопоставить наследник покойного московского князя 9-летний Дмитрий Иванович. Вот тогда и появился посланник Орды, талантливый полководец и разумный политик Мамай. В то время он еще не мог предположить, чем может обернуться для него подобная поддержка.

Великая (Большая) Орда того периода уже испытывала сложные внутренние процессы. В том же 1361 году происходит отделение (отпад) мусульманского Хорезма от Большой Орды. В Поволжье ханы с трудом удерживают ситуацию в руках: часть Орды приняла христианство, но еще большая часть принимает мусульманство (учение полководца азиатских торков или гузов Мосула о едином Боге). Подобные брожения уже существуют на землях Орды от Волги до Днепра, хотя большая часть населения Орды этого района еще исповедует солнечный культ, но уже сильны позиции мусульманства, магометанства и христианства.

Внутренние религиозные противоречия в Орде привели к началу ее распада и возвышению темника Мамая. Нам неизвестно, когда родился этот человек, но мы можем предположить что он был гораздо старше мальчишки Дмитрия, которого Мамай посадил на престол великого князя по просьбе московских бояр и митрополита Алексия. В 1364-65 годах Мамаю приходится силой оружия доказывать Суздальскому князю право малолетнего князя Дмитрия на великокняжеский престол во Владимире. Война Москвы с Суздалем завершилась полной победой Москвы, поддержанной татарами. Князь Дмитрий Константинович Суздальский признал право на престол московского князя и в 1366 году выдал за него свою дочь Евдокию в знак примирения.

В этом же году отделяется от Орды мордовский князь Булат, принявший христианство. Великое Княжество Русское, Литвинское и Жемайтское (в позднее время, когда из Московии сотворили Русь, то указом царя в 1840 году заменили это название на Литву) продолжает расширять свои владения и наносит поражение татарским войскам на Синих Водах. Тверь вступает в союз с ВКЛ и объявляет войну Москве в 1367 году в борьбе за Владимирский престол (тесть Ольгерда, Михаил Тверской из рода Рюрика имел немалые основания быть великим князем). В следующем году великий князь Ольгерд разбивает при Тростенском озере московские полки, усиленные татарами и оказывается уже под стенами Москвы («первая литовщина»), но после непродолжительной осады при приближении отрядов Мамая снимает свои войска и отступает.

Начало 1371 года знаменательно для московского князя тем, что в борьбу за большую власть вмешивается соседнее государство – великое княжество Рязанское. В Москву прибывает Мамай со своими людьми и торжественно вручает очередной ярлык на княжение Дмитрию Ивановичу, подтверждая свои симпатии московскому князю. После этого объединенные войска идут на Рязань и заставляют ее принять «руку московского князя» — стать данником Москвы, а Олега Рязанского – «подручником Дмитрия Ивановича».

В 1372 году Золотая Орда распадается окончательно на семь территорий: царство Мамая между Волгой и Днепром; Новый Сарай; бывшая Болгария на Каме; Мордовия; Ас Тархан (позднее Астрахань); Сарайчик; Крым. В Заволжских землях мы продолжаем встречать название Большая (Великая) Орда.

В этом же году встречаются московская и литовские рати под Любутском. После долгого стояния и переговоров, не став испытывать судьбу, оба князя заключили мир и разошлись. Следующий год известен сближением Ольгерда с митрополитом Киприаном и союзом с Олегом Рязанским.

В 1374 году нижегородцы перебили послов Мамая, а рязанцы напали на небольшой татарский отряд. В отместку Мамай направил свои войска на усмирение восставших: была взята и сожжена Рязань и несколько нижегородских поселений за рекой Пьяной. В это время Ольгерд вторгся с крестовым походом в земли Мамая с запада. Вторжение Ольгерда было успешно отражено в конце года, и Мамай вновь направил свой отряд в нижегородские земли и на город Новосиль.

Следующий год отряды Мамая проводят в ряде походов по усмирению юго-восточных нижегородских земель. Летом в Орде Мамай вручает ярлык на великое Владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому. В ответ на эти действия, на Тверь отправляется объединенное войско князей Северо-Восточной Руси. После восьмидневной осады Твери происходит подписание мирного договора, в котором Михаил Тверской признает себя «братом молодшим» московского князя Дмитрия, отказ от претензий на великое княжение и возможности вести внешнюю политику и торговлю. В том же году происходит набег новгородских ушкуйников на ордынские земли от Костромы до Астрахани (1375) и поход Дмитрия Ивановича на земли волжских татар. Таким образом, стало неизбежным столкновение Мамая с усиливавшимся Дмитрием Московским.

В 1376 году литвины (белоруссы) захватывают Галицию (Червоную Русь) и при их участии происходит назначение Киприана на митрополичий престол в Киеве. В это же время происходит захват власти в части земель Золотой Орды (Поволжье, Сев. Кавказ, Сев. Причерноморье) Тохтамышем и создание им Белой Орды. После захвата земель, входивших в земли царства Мамая, Тохтамыш становится злейшим врагом царя Мамая. Этот фактор и решили использовать в своем сценарии глобализаторы.

В следующем году в великом княжестве Литвинском (Белой Руси) к власти приходит Ягайло, который ищет союз с Мамаем для укрепления собственной власти. Московский князь Дмитрий Иванович одержал победу над золотоордынским войском мурзы Бегича на реке Воже. Это была первая крупная победа московских войск над большим войском Алтын Урус. В 1379 году Дмитрий Иванович идет с войском в западные русские земли.

В 1380 году Мамай заключает союз с литовским князем Ягайло, к которому примкнул Олег Рязанский.

Далее приведу несколько выдержек из летописи «Сказание о Мамаевом побоище», более похожую на поэтическое произведение, чем на серьезный исторический документ, в котором среди восхвалений христианским ценностям иногда проскальзывают реальные факты. Иногда сведения расходятся со здравым смыслом и чувствуется рука позднего правщика (В те времена существовало четкое разграничение, где русские земли, где словенские, а где – московские. На протяжении еще нескольких столетий Московию не называли Русской землей, продолжали ездить из «Москвы на Русь», когда нужно было попасть в Поднепровье).

Не всем фактам можно верить, но постараюсь их прокомментировать. Например, великий князь Ольгерд уже несколько лет, как умер, но он продолжает фигурировать наряду со своими сыновьями Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским, оставившими литовские войска и пришедшими на помощь москвичам. Здесь все понятно: власть им не досталась по наследству в ВКЛ после отца-христианина, в бывшем тогда еще языческом государстве, а по закону был избран лучший из князей – Ягайло. О самом Мамае летопись говорит, что «… имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан». В словах Дмитрия Московского десятки раз звучит желание «пострадать или умереть за веру христианскую против татар-безбожников». Святой Сергий, благославляя князя, «…окропил его священной водой и все христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым – знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником».

Здесь впервые названы настоящим именем воины Мамая – «половцы». Напомню, что в официальной истории половцы (кипчаки – по-арабски) канули в вечность два столетия назад. Представление о вероисповедывании воинства Мамая говорят такие слова: «сказал же князь великий брату своему, князю Владимиру: «Поспешим, брате, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам…». (Прим. авт.)

Все повествование посвящено длительной подготовке князя Дмитрия к походу в чужие земли, затем выставление сторожевых постов и подготовке места предстоящего сражения. За несколько дней до самого сражения объединенное московское воинство прибыло к месту битвы, выбранное его полководцами две недели назад. «Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, как и кому подобает стоять.»

Как видит читатель, «литовцы» носят русские имена, точнее, — христианские и пришли с Брянска, Полоцка и Волыни – современных белорусских земель. Это еще раз говорит в пользу того, что «Литва» — искусственное название, заменившее «Литвинию». В современной России, Украине и Белоруссии одной из самых распространенных являются фамилии Литвин, Литвинов, Литвиненко, подтверждая происхождение носителей этой фамилии. (Прим. авт.)

После расстановки полков, спрятавшихся за построенными укреплениями и оставившими узкую полоску земли перед рекой, князь пожелал осмотреть расстановку полков и признал ее очень хорошей: «Князь же великий, увидев свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки нашего господа нашего Иисуса Христа.» На следующий день великий князь, сменив коня, вновь устроил смотр своим полкам и обратился к ним с речью: «Отцы и братья мои, господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, а жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим ведь, и тогда венцами победными увенчает нас Христос-бог и спаситель душ наших».

«Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное, и сошел с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. Прежнего же коня своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду на него воздел, ибо любил он его сверх меры, и знамя свое черное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя».

Здесь и были встречены полки татарские или языческие. «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликовом: было то поле тесное между Доном и Мечею… И самого великого князя ранили сильно и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще и божьею силою сохранен был.»

Как говорилось выше, московские полки оставили неширокую полоску суши вдоль берега, чтобы форсирующие реку полки Мамаевы не могли развернуться в боевой порядок. Маневр удался, и начальную часть битвы полки половцев провели в сильно стесненных условиях. С трудом выровняв ситуацию, войско Мамая стало теснить христиан. В это время был нанесен решающий удар засадного полка: «Соратники же, друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем; и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно».

«Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих: Перуна и Салавата, Ираклия (это в переводе, в древнерусском тексте: Херкле, что по-скифски означает Геракла) и Хорса и великого своего пособника Магомета.»

В тексте точно указывается, каким богам поклонялся сам Мамай. Кроме этого видно, что в его армии были и магометане. Этот вопрос мы уже рассматривали ранее. (Прим. авт.)

После удара засадного полка началось отступление войска Мамая, переросшее в бегство. Бежал и сам царь Мамай.

Дмитрий Иванович, объезжая поле брани, обратился к своему воинству: «Братья, русские сыны, князья, и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вас господь такою смертию умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство».

Обращаю ваше внимание еще на такой факт: ни разу летопись не сообщает о монголах или о монголо-татарском иге, против которого могли бороться московские воины. Здесь не чувствуется и одним словом защита. Весь сюжет повести пронизан атакующим духом! Сплошные цитаты из Библии и полная уверенность в своей правоте в борьбе за «христианские ценности». Кстати сказать, отсутствуют в ней и поздние фантазии насчет стрелковых полков генуэзцев и иных представителей зарубежных государств – союзников «иностранца» Мамая. (Прим. авт.)

Вскоре Мамай был разбит в своих землях Тохтамышем, а потом и убит. На этом можно было бы и остановить наше повествование, подведя итог не в пользу славян-староверов, потерпевших жестокое поражение на поле Куликовом. Отметим еще одну деталь: союз Москвы с мусульманином Тохтамышем был более приемлем, чем со славянами. В те времена различие между христианством и исламом было незначительным, что позволяло им «сотрудничать» против язычества. На московских монетах еще два столетия спустя будут штамповаться арабские тексты и хваления Аллаху.

В год смерти Дмитрия Ивановича Московского в 1389 году один из сыновей Мамая спас от смерти великого князя Великого Княжества Русского, Литвинского и Жемайтского под деревней Глина, за что получил титул князя Глинского. От него пошла династия князей Глинских, которой предстояло еще сказать свое слово в европейской политике. В 1421 году в Киеве крестился внук Мамая Олекса или Алексей, которого в христианской хронологии принято считать родоначальником Глинских. Его сыновья возвысили свой род, имеющий царские корни. В те годы в Европе было почетно иметь родство с этой фамилией. Породнились с нею и великие князья Московские: в 1526 году состоялось венчание Василия III с Еленой Васильевной Глинской. В 1530 году родился у них сын Иван IV Васильевич, прозванный Грозным за наведение порядка в стране. Таким образом, через полтора столетия на московском престоле появился царь с богатой родословной, идущей от самого царя Золотой Руси Мамая.

С прискорбием сообщаю, что поражение славян на Куликовом поле привело почти к полному «охвату» земель чуждой религией. Потому эта глава помещена в книгу «Славяне» как подводящая некоторый итог и опровергающая «разовое» крещение Руси в 988 году. Разбив своих религиозных противников – староверов (но не уничтожив окончательно), иудо-христиане стали готовиться к новым битвам со своими братьями во Христе, имеющими некоторые религиозные отличия в обрядах и называемые старообрядцами. Но это уже особая глава в истории…

Источник: lsvsx.livejournal.com


You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.