Культура при александре 3

а)признании необходимости продолжения реформ
б)незамедлительном сохранении самодержавия
в)необходимости возвращения к прошлому
г)необходимости удаления от престола всех либералов
2. Как в литературе часто называют внутреннюю политику Алексанра3
а)Революция
б)контррореформа
в)реформизм
г)террор
3. после ухода в отставку министров-реформаторов на новые посты были назначены
а)либералы
б)рекционеры
в)революционеры
г)демократия
4.Контрреформа в области местного самоуправления предусматривала
А)увеличение числа дворян в земствах
б)повышение имущественного ценза для городской курии
в)представительства крестьян в земствах
г)новое указание (точно не знаю слова не могу разобрать)
5. что при Александре 3 называли «голодным экспортом»
а)запрет на вывовоз отдельных промышленных товаров в Европу
б)запрет на вывоз продовольствия в Европу
в)вывоз русского хлеба несмотря на его нехватку внутри страны
г)низкий уровень экспорта по сравнению с импортом
6. Как называется высказывание с робочих за опоздание и выпуск некачественной продукции
а)Налог
б)взятка
в)штраф
г)сбор
7.Какие хозяйства в России были основными поставщиками товарного хлеба?
а)помещичьи
б)Крестьянские
в)все указанное
8.Какую должность К.П Победоносцев занимал в начале правления Александра 3
а)министра внутренних дел
б)председателя Государственного дел
в)обер-прокурора Святейшего Синода
г)Военного министра
9.По временным правилам о печати от 1882 редакции газет и журналов были обязаны
а)предъявить для предварительной цензуры все свои выпуски
б)сообщать имена авторов статей, печатавших под псевдонимами
в)предостовлять в министерство внутренних дел свидетельства о благонамеренности своих сотрудников
10.Кто возглавлял группу»Освобождение труда»
а)В.И Ленин
б)С.Перовская
в)Г.В Плеханов
г)К.Маркс
11.КАкие государства входили в состав Тройственного союза
а)Англия Франция Россия
б)Австро-Венгрия Германия Россия
в)Англия Франция Австро-Венгрия
г)Австро-Венгрия Германия Италия
12. Россия соперничала за влияние в Средней Азии с
а)Англией
б)Францией
в)Германией
г)Австро-венгрией
помогите пожалуйста:((
завтра контрольная:((((

Источник: istoria.neznaka.ru

 

3. МУЗЫКА

Музыка — это разум, воплощённый в прекрасных звуках.

И. С. Тургенев

Вторая половина XIX в. ознаменована расцветом русского музыкального искусства. На смену М. И. Глинке, А. Н. Верстовскому, А. Л. Гурилеву и др. пришла целая плеяда замечательных музыкантов, утверждавших реализм, народность, демократизм, гражданственность и высокие общественные идеалы. В числе их стали композиторы «Могучей кучки» («Новой русской музыкальной школы», Балакиревского кружка, «Пятёрки») — М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Главой этого великолепного композиторского квинтета, возникшего в конце 1850-х и просуществовавшего до середины 1870-х гг., стал Милий Алексеевич Балакирев. «Более опытный музыкант, чем его юные товарищи, — писал о нём критик Г. Тимофеев, — очень начитанный в музыкальной литературе, обладавший уже большими практическими знаниями, необыкновенной музыкальной памятью, критической способностью, оригинальным творческим даром, проницательным умом и сильной волей» (329, т, 2, с. 63). Идейным вдохновителем содружества был художественный и музыкальный критик В. В. Стасов, давший ей образное наименование «Могучая кучка». Он же по-своему оценил каждого из этой «Пятёрки»: Балакирев — самый темпераментный, Кюи — самый изящный, Римский-Корсаков — самый учёный, Бородин — самый глубокий и Мусоргский — самый талантливый» (165, с. 122). Девизом молодых композиторов стали слова Мусоргского «К новым берегам», означавшие призыв к смелым новаторским поискам в музыкальном творчестве». «Кучкисты» выступили против академической рутины, боролись за народность, правдивость, содержательность, национальное направление в русской музыке. Развивая художественные традиции М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и достижения западноевропейских композиторов-романтиков, члены «Могучей кучки» обогатили мировую музыкальную классику, создали выдающиеся образцы оперного, симфонического и камерно-вокального жанров. Сюжеты большинства их музыкальных произведений взяты из русской истории или навеяны образами русской поэзии и сказки. Серьёзное внимание они придавали русской народной песне и фольклору других народов. Талантливо обрабатывали украинские, сербские, чешские, польские, испанские народные темы, тонко улавливая подлинный дух национальных культур. Особенно богат в музыке «Пятёрки», как и вообще в русской музыке, восточный колорит. В 1862 г. под руководством М. А. Балакирева и хорового дирижёра Г. Я. Ломакина в Петербурге начала функционировать бесплатная музыкальная школа, просуществовавшая до 1917 г.

В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна и других музыкальных общественных деятелей, при активном участии и финансовой поддержке великой княгини Елены Павловны в С. — Петербурге основано Императорское Русское музыкальное общество для «развития музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». Существовало до 1917 г. Устраивало в обеих столицах симфонические и камерные концерты, в которых принимали участие выдающиеся пианисты Антон и Николай Рубинштейны, М. А. Балакирев, скрипачи Л. Ауэр и Н. Бродский, виолончелист К. Ю. Давыдов, дирижёр Э. Ф. Направник и ряд первоклассных певцов. Отделения общества постепенно возникали в Москве (1860), Киеве, Харькове, Одессе, Тифлисе и др. городах. При музыкальном обществе были открыты первые консерватории: в Петербурге (в 1862 г., родоначальник А. Г. Рубинштейн, также при значительной материальной поддержке великой княгини Елены Павловны), в Москве (в 1866 г., основатель Н. Г. Рубинштейн) и музыкальные классы в некоторых губернских городах. Уже в начальный период консерватории подготовили немало музыкантов-профессионалов, композиторов, педагогов, критиков, нёсших музыкальную культуру в широкие слои общества. В числе воспитанников обеих консерваторий были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов и многие другие.

Для вовлечения широких слоёв населения в музыкальную жизнь в 1872 г. в Петербурге образовано Общество камерной музыки, а в 1880 г. в Первопрестольной — Московское филармоническое общество. В 1882 г. в северной столице создаётся постоянный симфонический оркестр — Придворный музыкантский хор (с 1897 г. — Придворный оркестр). В 1885 г. группой музыкантов во главе с Римским-Корсаковым здесь сложился Беляевский кружок, в состав которого входили композиторы А. Глазунов, А. Лядов, Я. Витол, С. и Ф. Блуменфельды, Н. Соколов и др. Кружок считался преемником «Могучей кучки». Назван был по имени любителя музыки М. П. Беляева, финансировавшего кружок, основавшего нотное издательство и организовавшего для пропаганды отечественной музыки Русские симфонические концерты» (1885) и Русские квартетные вечера (1891). В 1884 г. Беляев учредил Глинкинские премии.

* * *

В 80—90-е гг. русские композиторы продолжали лучшие традиции отечественной музыкальной школы.

Превосходные романсы, фортепианные и симфонические произведения М. А. Балакирева были удачным опытом практической реализации принципов «Могучей кучки» и навсегда вошли в сокровищницу русского искусства. Значительны его заслуги в деле пропаганды русской музыки среди демократических кругов общества. Пережив творческий кризис в 1872 г., он возвращается к музыкальной деятельности в 1881 г., вновь возглавив Бесплатную музыкальную школу. С 1883 по 1894 г. он управляющий Придворной певческой капеллы. Центральная тема творчества Балакирева — народные образы, картины русской жизни, природы — проходит через большинство его сочинений. Для него также характерен интерес к теме Востока. Его симфоническая поэма «Тамара» (1882) принадлежит к лучшим образцам симфонического творчества. Звуки оркестра рисуют картину Дарьяльского ущелья, а томный лирический напев характеризует прекрасную и коварную царицу Тамару. Музыка Балакирева относится к шедеврам мировой музыкальной культуры. С его именем связано рождение жанра русской эпической симфонии. В этом жанре он работал последние годы своей жизни.

Музыкальное новаторство, демократизм и гражданственность «Могучей кучки» с наибольшей силой проявились в творчестве М. П. Мусоргского Его оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка» представляют собой совершенно исключительное явление в истории музыки по правдивости и силе изображения народной жизни, по глубине психологической характеристики и по тонкости проникновения в дух эпохи. Впервые на оперной сцене народ был показан как действенная сила истории. По словам В. В. Стасова, его романсы дают «такие глубоко правдивые представления о народной жизни, каких вовсе не знало русское искусство», композитор «развернул новые горизонты перед русским, а значит, и перед европейским искусством». К сожалению, материальная необеспеченность и неудачи на композиторском поприще преследовали Мусоргского. Его опера «Борис Годунов» надолго была снята с репертуара, другие его сочинения долго игнорировались артистами и публикой (329, т. 10, с. 415).

Мусоргский не успел закончить свою музыкальную драму «Хованщина». Мучительная болезнь и смерть помешали этому. «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым. Над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и др. В 1896 г. Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованы «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит В. Я. Шебалину (1930).

Редкие и полярные дарования композитора и учёного-химика сочетал в себе А. П. Бородин. В 80-е гг. он продолжал работать в жанре вокальной миниатюры, а увлёкшись восточной тематикой, написал симфоническую картину «В Средней Азии». Он также настойчиво работал лад оперой «Князь Игорь», построенной на материале «Слова о полку Игореве», специально изучал русские народные песни, а также подлинные венгерские и половецкие напевы. Из-за большой занятости создание многих произведений длилось очень долго, а некоторые из них остались незавершёнными. Его оперу закончили и отредактировали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Премьера оперы «Князь Игорь» состоялась 4 ноября 1890 г. в Петербурге и вскоре стала одним из любимейших репертуарных произведений концертных залов всего мира.

Устои «Могучей кучки» в 80—90-е гг. продолжал и Ц. А. Кюи, с 1880 г. профессор, с 1891 г. заслуженный профессор Военно-инженерной академии в Петербурге, инженер-генерал (1904), специалист в области фортификации. В рассматриваемые нами годы он выступал как композитор и музыкальный критик: постоянный сотрудник редакции журнала «Музыкальное обозрение» (1885-1888), участвовал в работе музыкального отдела журнала «Артист» (1889-1895), печатался во многих периодических изданиях. В 1896-1904 гг. был одним из директоров Петербургского отделения Русского музыкального общества. Своей критической деятельностью способствовал утверждению прогрессивных идейно-художественных принципов «Могучей кучки», раскрытию исторического значения творчества М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, пропаганде творческих начинаний А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. В то же время ему была присуща некоторая ограниченность суждений, проявившаяся в отрицании музыкальной классики XVIII в., творчества Р. Вагнера, Дж. Верди и др., непонимании творчества П. И. Чайковского, а также ряда произведений Мусоргского и Бородина. В его творческом капитале 14 опер, несколько циклов музыки для детей и др., работы по завершению опер «Каменный гость» Даргомыжского (совместно с Римским-Корсаковым), и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.

Необыкновенно разнообразно и продуктивно творчество Н. А. Римского-Корсакова. В музыке опер его тонко и выпукло переданы и героика народного движения («Псковитянка», 1873 г., окончательная редакция 1894 г.), и драматические коллизии прошлого («Царская невеста», 1899 г.), и любовная лирика («Снегурочка», 1882 г.), и былинный эпос («Садко», 1897 г.), и с особенной силой — сказочно-фантастический дух народного творчества («Майская ночь», 1880 г.; «Сказка о царе Салтане», 1899 г.; «Кощей Бессмертный», 1902 г.; «Золотой петушок», 1909 г.). В 1887 г., заинтересовавшись сборником испанских песен, Римский-Корсаков пишет «Испанское каприччо» — одно из самых блистательных произведений для оркестра. Почти сразу же за ним создаётся симфоническая сюита «Шахерезада» (1888). Пышная экзотика востока, безбрежные картины морских просторов и сказочные образы зримо оживают в этой гениальной музыке. Композитор не оставляет свою дирижёрскую деятельность и в 1889 г. едет за границу, где успешно выступает с двумя концертами на Всемирной выставке в Париже. По возвращении в Петербург он активно принимается за создание новых произведений. Появляется большое число романсов и др. Последние годы жизни Римский-Корсаков трудился над книгой своих воспоминаний, назвав её «Летопись моих воспоминаний».

Одним из величайших гениев русской и мировой музыки является П. И. Чайковский. Он стал первым русским композитором, получившим не только европейское (особенно в Германии, Франции, Англии), но и мировое признание. В 1885 г. избирается руководителем Московского отделения Русского музыкального общества и директором Московской консерватории. С этого же года он постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клина (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. Неутомимый в своих творческих исканиях, он сумел сказать новое, решающее слово во всех музыкальных жанрах. В истории симфонии, оперы, балетной и камерной музыки деятельность его ознаменовала новый, плодотворный этап. Расцвет творчества композитора наступает уже в 1866-1877 гг. (московский период). В это время им созданы 3 симфонии, в том числе «Зимние грёзы», 3 струнных квартета, оперы «Воевода» (1868), «Ундина» (1869), «Опричник» (1872), «Кузнец Вакула» (1874), 2-я редакция — «Черевички» (1885), балет «Лебединое озеро» (1876), цикл «Времена года» (1876), романсы и др.

В 1885-1893 гг. Чайковский создаёт ряд музыкальных шедевров, чередуя трагедийные полотна (оперы «Чародейка», 1887 г.; «Пиковая дама», 1890 г.; программная симфония «Манфред», 1885 г.; 5-я симфония, 1888 г.; 6-я «Патетическая» симфония, 1893 г.) с партитурами, в которых торжествуют свет и радость (балеты «Спящая красавица», 1889 г.; «Щелкунчик», 1892 г.; опера «Иоланта», 1891 г.; оркестровая сюита «Моцартиана», 1887 г.).

Среди десяти опер Чайковского вершинами являются «Евгений Онегин» с его лирическими сценами и музыкальная трагедия «Пиковая дама». Первое представление «Евгения Онегина» состоялось в Московской консерватории 17 марта 1879 г. Успех был средний. По всей видимости, причиной тому было отчасти и исполнение учеников. В апреле 1883 г. опера была исполнена в Петербурге в музыкально-драматическом кружке под управлением К. К. Зике и имела несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге «Евгений Онегин» шёл в первый раз 19 октября 1884 г. С каждым последующим спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению композитора. Репутация Чайковского резко возросла с «Пиковой дамой», поставленной в Петербурге в первый раз 7 декабря 1890 г. Не сходящая со сцены, эта опера по своей популярности не уступает «Евгению Онегину». Она обошла, как и последняя, все сцены России. Обе оперы проникли за границу, где им сопутствовал большой успех. Последняя опера Чайковского «Иоланта» была поставлена в Мариинском театре в Петербурге 6 декабря 1892 г., вместе с его же балетом «Щелкунчик».

Содержание музыки Чайковского многогранно. Его увлекали шедевры Данте и У. Шекспира, А. С. Пушкина и Дж. Байрона, Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. В его произведениях нашли отражение философские раздумья, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, утончённо воспроизведены разнохарактерные персонажи, образы родной природы, сказочные романтические сюжеты, детские грёзы. Чуткий лирик-психолог, он талантливо раскрывает духовный мир своих героев. Тему остроконфликтной борьбы человека за счастье Чайковский сделал главной в своём творчестве, поднявшись до подлинно трагедийных высот. Он один из выдающихся в мировой музыке симфонистов, автор семи симфоний (включая ненумерованную симфонию «Манфред»), симфонических поэм «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», нескольких сюит и инструментальных концертов, 106 пьес для фортепиано, в числе которых 12 характеристических картин «Времена года». В каталоге сочинений Чайковского также 104 романса, каждый из которых представляет небольшую драматическую пьесу. В романсах, как писал в своё время Р. М. Глиэр, Чайковский «раскрыл душу» ряда русских и переводных поэтических сочинений и сделал многие из них «в подлинном смысле народными». Один из музыковедов XIX в. говорил, что «один романс Чайковского по глубине и масштабности содержания может быть равен целому вокальному циклу европейских романтиков». Чего стоят такие романсы, как «Средь шумного бала», «Ночи безумные», «То было раннею весной». В целом, каких бы сторон музыки ни касался Чайковский, «всюду он приносил обаятельный, чрезвычайной красоты мелодический элемент». Композитор был необычайно трудолюбив, трудился постоянно, ежедневно. «Вдохновение, — признавался он, — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Его музыка была плодом трудных исканий, мук и раздумий. Творческое самозабвенное служение искусству в продолжение страстной, энергичной 28-летней деятельности практически не прерывалось. С одной стороны, одиночество было для него счастьем, так как давало возможность полностью отдаваться любимому делу. В то же время, «судя по письмам, — отмечает музыкальный критик Н. Ф. Соловьёв, — Чайковский был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха, не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Чайковского, — этот вопрос не разъяснён». Известно, что 1868 г. принёс ему и радость творчества, и горечь разочарования. В этом году состоялась с большим успехом премьера Первой симфонии Чайковского, которую он назвал «Зимние грёзы». В тот же год Пётр Ильич впервые услышал известную французскую певицу (меццо-сопрано) Маргерит Арто, которая приехала в Москву на итальянский сезон и пела в опере Дж. Россини «Отелло». Она целиком завладела его сердцем. Чайковский посвятил ей «Романс» для фортепьяно и 6 романсов для голоса с фортепьяно на тексты французских поэтов. Пётр Ильич делает Арто предложение руки и сердца, и она принимает его. Но друзья Чайковского категорически выступают против этого брака, опасаясь, что Пётр Ильич перестанет заниматься музыкой, сопровождая жену во время гастролей. Конечно, избалованная вниманием знаменитая певица и не помышляла оставаться в России. Неизвестно, что стало причиной неожиданного решения Арто, но она расторгла помолвку и вышла замуж за испанского певца М. Падилья-и-Рамос. Чайковский был потрясён этим известием и ещё больше погрузился в работу.

Его тяготила постоянная нужда в деньгах, а также преподавательская работа в консерватории, которая отнимала «самое драгоценное в жизни» — время для собственного творчества. В сентябре 1877 г. он решает изменить свою жизнь и неожиданно для всех женится на А. И. Милюковой, совершенно чуждой ему женщине и по характеру, и по духу. Этот необдуманный поступок едва не закончился трагедией. Вскоре после женитьбы, в том же месяце композитор в состоянии «близком к безумию» уезжает с братом за границу. А уже в начале 1878 г. он пишет: «Я покоен, здоров, счастлив…»

В 1878 г. разрешилась наконец и другая проблема. После 12 лет преподавательской работы он уходит из консерватории. Это решение Чайковский принял по настоянию Надежды Филаретовны фон Мекк, своего «лучшего друга», как он всегда называл её. Их необычную дружбу называют «романом в письмах». Они ни разу не встретились и общались только в письмах, начиная с конца 1876 г. Н. Ф. фон Мекк, вдова железнодорожного предпринимателя, одна из богатейших женщин Москвы, была страстной поклонницей музыки Чайковского, предложившая ему ежегодную субсидию в 6 тыс. рублей. Сохранилось более 1200 писем их переписки. Она также оказывала поддержку Московской консерватории и Русскому музыкальному обществу. Александр III в 1888 г. назначил Чайковскому пенсию в 3 тыс. рублей. У общительного и доброго Чайковского было много друзей, в том числе и среди композиторов. В числе близких ему людей были А. Г. и Н. Г. Рубинштейны (особенно последний, который был не только строгим судьёй сочинений Чайковского, но и самым энергичным их пропагандистом), а также П. И. Юргенсон, бескорыстный издатель произведений композитора, брат Чайковского Модест, его верный сотрудник во многих оперных произведениях, сестра его А. И. Давыдова. По своему характеру Чайковский не мог подолгу оставаться на одном месте, с 1877 г. вёл кочевую жизнь. Он совершил множество поездок по России и за границу (Германия, Франция, Англия, Америка), дирижируя операми и концертами, составленными из его произведений.

Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западно-европейскими музыкантами (X. фон Бюлов, Э. Григ, А. Дворжак, Г. Малер, А. Никиш, К. Сен-Санс и др.). Концерт 16 октября 1893 г. в Петербурге, где он дирижировал в первый раз своей Шестой симфонией, стал его лебединой песней. Там он скоропостижно скончался 25 октября от холеры и похоронен в Александро-Невской лавре.

В 1880-1890-е гг. формируется творчество А. К. Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова, А. С. Аренского, Вас. С. Калинникова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Т. Гречанинова, С. М. Лядова и др.

Выдающиеся достижения отечественных композиторов на поприще создания новых опер оказали глубокое влияние на развитие оперной сцены. Они значительно расширили жанровые и тематические рамки русской оперы, обогатили её образный строй и круг драматически-выразительных средств. «При многообразии творческих индивидуальностей, — писал музыковед Ю. В. Келдыш, — общей основой их творчества являются народность и реализм. Русские композиторы искали пути обновления оперного жанра прежде всего в обращении к живой человеческой речи, интонациям народной и бытовой музыки». Широко используются в русской опере народно-хоровые сцены, которые играют важную роль в музыкальной драматургии («Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка», «Садко» Римского-Корсакова). Для опер Чайковского характерен тонкий психологизм, раскрытие душевного мира человека («Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама»). Композитор разрабатывал также и историко-патриотические темы («Орлеанская дева», «Мазепа») и народно-бытовые («Черевички»), Новые страницы в оперном искусстве открыли сочинения С. И. Танеева («Орестея») и С. В. Рахманинова («Алеко»).

Под давление общественности в 1882 г. была проведена театральная реформа, которая способствовала более свободному доступу русской музыки на сцены театров. В том же году в С. — Петербурге прекратилась постоянная деятельность итальянской оперы. Она стала приезжать только на гастроли. Московский Большой театр занял равноправное положение с Мариинским и превратился в крупнейший центр передовой русской оперной культуры. Средоточием передовых тенденций в оперном искусстве с 1885 г. явилась Московская частная русская опера С. И. Мамонтова.

В 80—90-е гг. на подмостках казённых и частных театров выступали артистические силы национальной оперы, не уступавшие первоклассным итальянским мастерам. С именами Ф. И. Стравинского, И. А. Мельникова, П. А. Хохлова, Д. М. Леоновой, Е. А. Лавровской, Б. Б. Корсова, А. Е. Ростовцевой, Е. Я. Цветковой неразрывно связаны упрочение русского классического репертуара, становление единства музыкального и драматического начал, создание цельного, жизненно убедительного психологического образа. В эти годы оперное искусство прочно утверждается в провинции. Расширяют свой репертуар «оперные города» Киев, Одесса, Харьков, Тифлис, Казань, Саратов, Рига, Вильна.

Наряду с оперой в изучаемые нами годы развивался и балет. Лучшие представители эстетической мысли в сфере балета отстаивали понятие о нём как хореографической драме и настаивали, чтобы художественные средства балета служили выражением характеров, мыслей и чувств, чтобы балет стремился к правде и простоте. Совершенствованию балета способствовала деятельность выдающихся русских композиторов, создававших прекрасные образцы танцевальной музыки в виде танцевальных номеров в операх или специальных концертных пьес. Качественно новый этап в развитии балетного искусства связан с творчеством Чайковского, который внёс в музыку балета глубокое образное содержание, принципы симфонического развития и конфликтной драматургии. Балеты его «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (последние два созданы в тесном содружестве с балетмейстерами М. И. Петипа и Л. И. Ивановым) значительно обогащали танцевальную лексику и драматургию. Традиции симфонизации балета были продолжены Глазуновым («Раймонда», «Времена года»). Следует отметить, что многое сделал для русского балета уроженец Франции М. И. Петипа, который сочинил и поставил на нашей сцене до 50 балетов. Носил звание солиста двора Его Величества. Рядом с Петипа проходило творчество Л. И. Иванова (в 1885-1901 гг. второй балетмейстер Мариинского театра). Обладая феноменальными музыкальными способностями, Иванов особенно большое значение придавал музыке, видя в ней источник хореографической образности. Среди его постановок выделялись «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» Бородина. Шедеврами танцевального симфонизма Иванова стали «Танец снежных хлопьев» («Щелкунчик», 1892 г.), 2-я картина балета Чайковского «Лебединое озеро» (1894). На балетной сцене Петербурга раскрылись таланты замечательных танцовщиц Е. О. Вазем, М. Н. Горшенковой, В. А. Никитиной, Е. П. Соколовой, в Москве блистали балерина Л. Н. Гейтен, артисты В. Ф. Гельцер, В. Ваннер и др.

80—90-е гг. сыграли важную роль в формировании русской школы инструментального исполнительства. Крупный исполнительский талант проявили видные композиторы-пианисты A. Рубинштейн, Танеев, Рахманинов. Выдающейся пианисткой была воспитанница Петербургской консерватории, а потом её профессор А. Н. Есипова. Одним из самых прославленных скрипачей своего времени был Л. С. Ауэр, создавший в Петербургской консерватории скрипичную школу мирового значения. Среди виолончелистов мира не имел соперников преподаватель этой же консерватории К. Ю. Давыдов.

Особым, самостоятельно развивающимся направлением в русской музыке в рассматриваемый период, как и на протяжении веков, была музыка духовная. Известно, что в конце XVIII — начале XIX вв. русское церковное пение испытало на себе западное влияние. Сочинялись произведения и в итальянском стиле, и в стиле протестантских хоралов. Идея возвращения к национальным основам, поисков своей, русской гармонии и своего контрапункта получила сначала теоретическое обоснование в трудах B. Ф. Одоевского, протоиерея Д. В. Разумовского и других авторов, преимущественно связанных с Москвой как хранительницей древних традиций. Затем эта идея рассматривалась в творческих опытах М. И. Глинки, а начиная с рубежа 1880-х гг. — в сочинениях и переложениях Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова, Балакирева, Танеева и др. Деятельность выдающихся русских композиторов оказала непосредственное влияние на подъём музыкального театра.

Всё большее место в репертуаре Большого и Мариинского театров занимали русские оперы и балеты. К 1893 г. относится начало выступлений на оперной сцене великого певца Ф. И. Шаляпина.

Таким образом, рассматриваемый период был временем дальнейшего могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Доступность музыкального образования привела к тому, что в России появилась целая плеяда талантливых профессиональных композиторов и исполнителей. Русская музыка, богатая и самобытная, вышла за пределы нашей страны и была признана во всём мире.

Александр III по воспоминаниям графа Шереметева «очень любил музыку, но без всяких предвзятых, партийных мыслей, без всяких претензий на музыкальность» (411, с. 494).

Он постоянно интересовался новинками, знакомился со всеми новыми произведениями, был осторожен с отзывами, «никогда не судил… по первому впечатлению». Обожал Чайковского. Однажды, в 1893 г. глава государства «был как-то особенно музыкально настроен и потребовал, чтобы сыграли одну из пьес Чайковского. Хор (вероятно, оркестр. — Е. Т.) играл в этот день особенно хорошо, и впечатление было сильное. Государь пожелал повторения и слушал с видимым наслаждением… Все разошлись несколько позднее обыкновенного и под чудным настроением, а на другой день узнали, что в то самое время, когда это происходило в Гатчине, умирал Чайковский». «Казалось, — отмечает Шереметев, — мы слышали его лебединую песнь. И тот, кто слушал её так внимательно и так наслаждался ею, недолго пережил его. Мог ли кто из нас тогда это предчувствовать? В этот день государь меня особенно поразил. Он слушал как-то особенно задумчиво и грустно, дивная гармония была ему доступна, и весь он был проникнут красотою этих звуков, весь отдался этому чувству и ясно было, как сильно в нём самом сказалось художественное чутьё» (там же).

Царь «восторгался Глинкой и знал многие его романсы. Особенно любил он: «В крови горит огонь желанья». Рубинштейна он не переваривал как человека, его коробило его самомнение и самоуверенность. Раз даже он передавал свой разговор с ним и ответы Рубинштейна, не замечавшего тонкой иронии государя. К Балакиреву относился сочувственно и снисходительно к его невменяемости». Римского-Корсакова Александр III ценил не столько как композитора, а как знатока оркестровой части. Из зарубежных композиторов симпатизировал сочинениям Вагнера и вальсам Штрауса. Очень любил монарх церковную музыку. Ценил Бортнянского, но предпочитал Львова за его душевность.

Источник: litresp.ru

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………………………….3-4

Изобразительное искусство……………………………………………………………………………………5-6

Архитектура………………………………………………………………………………………………………………..7

Наука…………………………………………………………………………………………………………………………..8

Литература……………………………………………………………………………………………………………..….9

Музыка………………………………………………………………………………………………………………………10

Театр………………………………………………………………………………………………………………………….11

Быт………………………………………………………………………………………………………………………..12-13

Заключение……………………………………………………………………………………………………………….14

Список использованных источников…………………………………………………………………..…..15

Введение

Александр III Александрович – второй сын Александра II. Родился он 10 марта 1845 года в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, а умер 1 ноября 1894 года в Крыме, Ливадийском дворце. Взошёл на престол 1 марта 1881 года после смерти своего отца Александра II. Вскоре после смерти своего брата, Николая Александровича, Александр III женился на Марии Фёдоровны, датской принцессе, бывшей невесте покойного брата Александра III.

Нынешний император не был глуп. Но его мышление было слишком приземленным, отсутствовала фантазия, он не умел смотреть вдаль, в перспективу. Педагоги считали его тугодумом. Но, подобно многим медвежьим натурам, отличался осторожностью, был слегка трусоват.

В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание мира монарх получил от народа почетное прозвание «Царь-Миротворец».

Когда Александр III сравнивал царствование отца и деда; сравнение было не в пользу первого. Он считал, что его отец слишком много "нареформировал". Постепенный возврат к старому, укрепление сословного строя и самодержавия составляло суть внутренней политики Александра III. Ему казалось, что он возвращает страну с опасного пути на здоровые исторические основания.

Александру III удалось быстро стабилизировать обстановку после убийства Александра II , но в стране сохранилось не мало острейших проблем, которые выявились в следующее царствование.

17 октября 1888 года царский поезд, идущий с юга, потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми; были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь[54].

Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Профессор Трубе, осмотревший Александра, пришёл к выводу, что страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь все чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 года он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор Эрнст Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию, нашёл у императора нефрит — острое воспаление почек; по его настоянию Александра отправили в Крым, в Ливадию.

21 сентября 1894 года императорская семья приезжает в Ливадийский дворец. Здесь могучий богатырь, которому не было и 50 лет, угасает за месяц. Александр III страшно похудел, измученный болезнью. Ему почти ничего нельзя есть, он уже не может ни ходить, ни лежать и почти не может уснуть.

20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут пополудни, сидя в кресле, Александр III скончался.

Изобразительное искусство при Александре III

Александр III был тонким ценителем искусства, очень хорошо разбирался в живописи и имел хорошую собственную коллекцию произведений русского и зарубежного искусства. Незадолго до кончины, когда его живописная коллекция уже насчитывала около одной тысячи произведений, он решил основать в Петербурге, по примеру П. М. Третьякова, музей русского искусства и передать в него из своей коллекции работы русских мастеров. Завершить это начинание уже пришлось его сыну Николаю III.

Ведущим в русской живописи стало направление критического реализма.

Одним из крупнейших художников этого направления являлся Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни. Например, в 1861 году Перов пишет картину «Сельский крёстный ход на пасхе». Успех картины перерос в скандал. Но что же такого изобразил Перов на своей картине, принёсшей ему первую известность? На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. Картины Перова – это развёрнутый рассказ о положении российских сословий: «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы» и т.д. Но особое впечатление производят его картины, изображающие нелёгкую жизнь детей, такие как «Тройка».

9 ноября 1863 года произошло событие – бунт, скандал – давшее жизнь знаменитому на весь мир «Товариществу передвижных художественных выставок». В этот день 14 лучших выпускников отказались от участия в посвящённом её столетию конкурсе на большую золотую медаль. По заданию, каждый из 14 обладателей малой золотой медали «За успехи в рисовании» должен был представить картину на тему «Мир в Валгалле», однако, молодые бунтари во главе с Иваном Крамским сочли германо-скандинавский сюжет несовременным и оторванным от реальности. Один за другим они покинули академическую аудиторию, сорвав юбилейный конкурс и оставив вице-президенту Академии князю Гагарину бумаги с прошениями выдать каждому диплом, «соответствующий тем медалям, которыми я награждён».

Ратуя за реализм и остросоциальную направленность живописи, разорвавшие отношения с Академией, сторонники Крамского создали первую в истории российского искусства независимую творческую организацию под названием «Артель художников». Спустя некоторое время она переродилась в «Товарищество передвижных художественных выставок» или движение передвижников.

Вдохновленные идеями демократии и мечтами о всеобщей свободе и благоденствии, передвижники грезили об искусстве во имя служения народу, его просвещения и воспитания. Эти стремления были выражены в уставе товарищества.

Первая выставка передвижников, путешествовавшая по России в течении без малого двух месяцев, открылась 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге и успела побывать также в Москве, Киеве и Харькове. Среди ее участников были Михаил Клодт, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Иван Шишкин, Ге, Прянишников, Крамской и Саврасов. Выставка вызвала широкий общественный резонанс, а общий доход от нее составил около 4400 рублей. Полученные деньги были разделены между всеми участниками товарищества в соответствии с его уставом; без заслуженного заработка не остался ни один художник и эту ситуацию тоже можно было считать абсолютным прорывом.

Вскоре после фантастического успеха первой выставки передвижников, преподаватели Академии художеств во главе с ее вице-президентом Григорием Гагариным забили тревогу. Бывшие наставники решили, что новорожденное товарищество под руководством Крамского и Мясоедова подрывает авторитет Академии и лишает ее выставки заинтересованной публики. Так началось многолетнее противостояние товарищества и Академии, прекратить которое неоднократно пытался знаменитый меценат и собиратель русского искусства Павел Третьяков. «Кто действительно прав покажет только время» говорил он, «Я не вижу особой благодати в борьбе с Академией, на это тоже время требуется, а его так мало» писал он Ивану Крамскому в 1879 году.Третьяков играл важнейшую роль в жизни передвижников, оказывая как материальную, так и моральную поддержку. Многие картины передвижников были написаны по его заказу.

Закат передвижничества оказался таким же стремительным, как и его взлет. К концу своего существования, товарищество стало одним из наиболее влиятельных отделений Академии художеств и переняло ряд характерных для Академии монополистических черт. К примеру, молодым передвижникам было запрещено выставляться где бы то ни было, кроме выставок товарищества; вступление в его ряды также превратилось в достаточно формальную процедуру.

Архитектура

В архитектуре второй половины 19 века окончательно изжил себя классицизм. С развитием капитализма в градостроительстве произошли изменения. Научные и технические открытия в промышленном производстве, строительство железных дорог, упорядочение транспортной сети городов, уличное освещение привели к поискам новой структуры городов и возникновению новых сооружений: вокзалов, фабрик, заводов, административных зданий, спортивных сооружений, торговых зданий и т. д. Зодчие искали изменения в прошлом, в стилях: готика, ренессанс, барокко. Это привело к господству стиля эклектика.

В середине XIX – начале XX веков в дворцовой архитектуре появилось направление, провозгласившее русско- византийский стиль. Например, в фасадах Большого Кремлевского дворца в Москве (архитектор К. Тон) механически соединены приемы композиции того времени с деталями древнерусской и византийской архитектуры.

Другое направление в архитектуре приняло стилизацию деревенского декора изб, орнаментов народного прикладного искусства, вышивок.

Третье направление было основано на подражании нарядному московскому зодчеству середины XVII в., но создало сухую, вычурную архитектуру, например в Москве – здание Исторического музея (архитекторы В. Шервуд, А. Семенов) с усложненной композицией фасада, в архитектурные членения которой механически введены мотивы декора XVII в.

В это время в моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники. Это можно наблюдать на примере таких строений как: Городская дума в Москве (архитектор Д.Н. Чичагов), и Верхних торговых рядов (архитектор А.Н. Померанцев).

Примером господства Эклектики в эти годы могут служить здания архитекторов: Архив Государственного совета (архитектор М.Месмахер) в Петербурге и Балтийский вокзал (архитектор А.И.Кракау).

Особое внимание в русской архитектуре занимают доходные многоэтажные и многоквартирные дома. Сооружение таких домов не требовало ни больших материальных средств, ни творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры 20 века.

Наука

Во второй половине XIX в. русская наука добилась замечательных успехов. Крупными научными центрами являлись Академия наук, университеты, многочисленные научные общества. К концу века в империи выходило около 500 специальных и научных изданий (к началу 50-х годов их было около 60).

60-70-е годы принято называть "золотым веком" русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А. М. Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д. И. Менделеев (открытие периодической таблицы, работы в самых различных областях знания).

В области физики успешно работали А. Г. Столетов (изучение фотоэлектрических явлений), П. Н. Яблочков (изобретатель дуговой лампы, "свечи Яблочкова"), А. Н. Лодыгин (создание ламп накаливания) , А. С. Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома Ф. А. Бредихина.

Крупный вклад в биологию и физиологию внесли К. А. Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии) , И. М. Сеченов (физиология и психология) , И. И. Мечников (защитные свойства организма).

Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П. П. Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изучены Н. М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н. Н. Миклухо-Маклай.

Развивалось и идеалистическое направление в отечественной философии, получившее новый импульс в трудах крупнейшего представителя русского религиозно-мистического идеализма В. С. Соловьева.

Огромным вкладом в русскую историческую науку стал 29-томный труд С. М. Соловьева "История России с древнейших времен". В 80-90-е годы в высших учебных заведениях читал свой "Курс русской истории" его ученик, выдающийся русский историк В. О. Ключевский.

Интерес к народной жизни, свойственный русскому демократическому движению, отразился в работах русских филологов. В 1861-1868 гг. В. И. Далем создается "Толковый словарь живого великорусского языка", большую известность

получили работы А. Н. Афанасьева, Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского и др.

Литература

Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период, находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.

Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова. Особое место в литературе также занимала лирика. Поэзия русской природы, любви, не лишенная в то же время гражданского звучания, нашла выражение в творчестве Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова.

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н. С. Гумилева, ранние произведения О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу. Их увлекал далекий от повседневности мир «подлинной» красоты, источник которой они искали искусстве прошедших веков, в изящной экзотике дальних стран, в картинах природы.

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Футуристами того времени считались В. В. Маяковский, А. Е. Крученын, В. Хлебников, Б. Л. Пастернак. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

Музыка

Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло Творческое объединение композиторов «могучая кучка». Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы. Композиторы «могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60-70-х годах несколько сборников русских народных песен.

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского. Он один из величайших композиторов эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства, симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальные циклы.

Работа Музыкального общества была поставлена столь серьёзно, что даже люди, вовсе не увлекающиеся симфонической музыкой, считали своей обязанностью бывать на субботних концертах. В числе исполнителей хора Московского отделения выступали любители-певцы из самых различных слоёв московского общества.

Театр

Развитие русского театра середины – второй половины XIX столетия неразрывно связано с А.Н. Островским, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые актеры – П.М. Садовский, П. А. Стрепетова, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова. В конце XIX в. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской.

Конец XIX в. стал свидетелем «театральной революции» К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью «революции» был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.

С развитием театра и литературы связаны достижения драматургии этого времени, которые неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А. Н. Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М. Е. Салтыков-Щедрин и А. В. Сухово-Кобылин и др.

Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьеса «Тени». Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А. В. Сухово-Кобылина: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Быт

Повседневная жизнь и быт россиян особенно заметно стали меняться в последней трети столетия, и касалось это прежде всего городских жителей. В партере и ложах театров, в клубах, в часы прогулок на престижных улицах тон задавала родовая аристократия, многие представители которой являлись англо- или франко-манами. Они подражали английской или французской знати в одежде, еде, развлечениях (покер, теннис, футбол). За ними тянулись высшее и среднее чиновничество, а часто и люди свободных профессий.

Однако основная масса дворянства крупных городов проживала уже не в собственных особняках, а в больших (примерно на 200 квартир) старых домах, купленных у прежних хозяев более удачливыми дельцами из дворян и купцов. Здесь были и барские квартиры, и помещения для семей среднего достатка. Среди жильцов таких домов можно было встретить и товарища (заместителя) министра, и чиновника средней руки, и артиста, и процветающего подрядчика.

Все большее распространение в городах получают 4-, 5- или 6-этажные доходные дома. Они делились на разряды: для людей со средним или низким достатком; для жильцов с большими средствами, имеющих собственные выезды. Средняя столичная квартира состояла из 4-5 комнат, 3 из которых были жилыми. На каждую квартиру в столицах приходилось по 6-7 человек.

Некоторые изменения произошли и в крестьянской жизни. Жилищем селян по-прежнему оставалась изба, но в ней появились сундуки для одежды, горки с посудой, самотканые половики.

Посуды было немного: горшки, чугунки, сковороды, глиняные чашки, блюда, деревянные ложки. На столе главное место занимал самовар, начищенный кирпичной крошкой. Рацион крестьян четко делился на сытый и постный. В постные дни ели овощи, запаривали овсяную крупу, толокно, ржаные колобки, картофельные калачи.

В праздники стол разнообразился за счет сметаны, творога, яичницы, пирогов, мясных блюд в основном из птицы, блинов. В богатых домах появлялся пшеничный хлеб и жареный поросенок. Вся семья ела из одной чашки деревянными ложками, тарелок и вилок не было. Вообще же рацион крестьянской семьи оставался достаточно скудным, голодные дни редко сменялись сытными. Выручали селян лес и река, дававшие рыбу, грибы, ягоды, орехи.

Одежду в деревне изготовляли в основном самостоятельно. Она была холщевой или ситцевой, например, штаны, рубахи-косоворотки, пиджаки, юбки, платья, платки. К осени надевали зипуны, в холода спасались овчинными тулупами. Из обуви в ходу были лапти, валенки, сапоги. Одежда крестьян четко делилась на будничную и праздничную, но к той и к другой они относились крайне бережно. В праздники мужчины надевали расшитые косоворотки, обували сапоги, женщины – яркие сарафаны, белые кофты, пышные юбки или нарядные платья. Мечтой деревенских девушек оставались чулки и женские ботиночки.

Развлечения крестьянам были доступны только в праздничные дни. Праздники перебивали монотонность будней, задавали жизни определенный ритм. В зимние торжества (в основном религиозные) в деревне на горе строился ледяной желоб длиной до 500 м. По нему на специально сделанных санках катались и взрослые, и дети. Здесь же, на горе вечером начинались танцы и пение. Весной катались на качелях, а в больших селах ставили карусели. Любили селяне в праздники играть в лапту, в "горелки" и т. п.

В конце XIX в. в русской деревне гармонь окончательно вытесняет балалайку, а гармонисты становятся людьми авторитетными и уважаемыми. Изменился характер танцев: на смену хороводам и кадрили приходят вальс, краковяк, падиспань. Тогда же, в конце столетия появляются знаменитые русские частушки. Они были прежде всего элементом молодежной культуры и являлись блестящей, озорной импровизацией "со смешинкой". Крестьянские празднования второй половины XIX в. заключались не просто в освобождении от тяжелого труда, в обильной и вкусной пище, а в создании атмосферы всеобщей радости.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что, с одной стороны, происходило постепенное, медленное выравнивание бытовых условий повседневной жизни различных слоев населения России. С другой стороны, разрыв между бытовой культурой образованных и вообще городских слоев и деревенской повседневной жизнью оставался достаточно большим. Это дало основание некоторым исследователям говорить даже о существовании в России конца XIX в. двух наций, отличавшихся друг от друга и языком, и мировоззрением, и повседневными привычками.

Список использованных источников

http://www.museum.ru/N27634

http://vsofronov.narod.ru/pravila.html

http://referator.com.ua/free/referat/217699_aleksandr_iii

http://www.rodon.org/art-071106162721

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/99949/Перов

https://ru.wikipedia.org/wiki/Перов,_Василий_Григорьевич

http://www.myshared.ru/slide/449780/

http://www.myshared.ru/slide/78482/

http://xreferat.com/35/4261-1-prosveshenie-i-kul-tura-v-rossii-vo-vtoroiy-polovine-xix-v.html

https://otvet.mail.ru/question/89329611

https://otvet.mail.ru/question/75763229

http://www.countries.ru/library/russian/dolgov/history2_11.html

http://kultura-socio.ru/kratkaya-istoriya-otechestvennoj-kultury-s-drevnejshikh-vremen-do-nachala-xx-veka/478-teatr-i-muzyka-vtoroj-poloviny-xix-veka.html

http://studme.org/13211109/istoriya/byt_naseleniya_rossii_vtoroy_polovine_xix

Источник: kursak.net

You May Also Like

About the Author: admind

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.